3.1 Оценка использования прибыли
Как было рассмотрено в данной дипломной работе, в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и другие внешние факторы; изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы); повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и другие интенсивные факторы; снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и другие внепроизводственные факторы.
Чистая прибыль является важнейшим показателем, обобщающим результатом хозяйственной деятельности. Аналитическое значение данного показателя связано разнообразными и многочисленными факторами его формирования (рис.1). Оценка роли этих факторов позволяет анализировать качество прибыли, реальный прирост капитала, прогнозировать изменение финансовых результатов, оценивать качество управленческих решений руководства.
«Факторы изменения чистой прибыли»
| Физический объём продаж | —> | |
| Ассортиментная и ценовая политика | —> | |
| Оптимизация производственных расходов | —> | |
| Контроль управленческих и коммерческих расходов | —> | Чистая прибыль |
| Соотношение прочих доходов и расходов | —> | |
| Оптимизация налогообложения | —> | |
| Учетная политика | —> |
Рис. 1
Ключ к выживанию и основой стабильности положения предприятия служит такой показатель, как прибыль. На прибыль предприятия оказывают влияние различные факторы, такие как:
- положение предприятия на торговом рынке;
- производство конкурентоспособной продукции;
- потенциал в деловом сотрудничестве с партнерами;
- степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;
- эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.
Такое разнообразие факторов влияния позволяет классифицировать их на внутренние и внешние (рис.2).
Внутренние — это общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования.
Внешние — это состояние экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия.
«Факторы, влияющие на прибыль»
Внешние факторы(не зависящие от деятельности предприятия)
— состояние рынка;
— цены и тарифы на топливо, энергию, регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию;
— нормы амортизации;
— система налогообложения (налоговые ставки);
— нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров;
— благоприятные и неблагоприятные социальные и другие условия;
— объем и качество природных ресурсов, предоставленных обществом.
Внутренние факторы (зависящие от деятельности предприятия)
— объем и качество проданной продукции, товаров;
— политика ценообразования на предприятии;
— уровень себестоимости и других затрат;
— качество менеджмента разных уровней;
— уровень организации труда и производства;
— уровень образования и квалификация кадров;
— технический уровень производственных фондов;
— научно — техническое творчество, творческая инициатива работников;
— материальное положение и экономическая заинтересованность работников.
Эти факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Прибыль, как результат превышения доходов над расходами, обеспечивает эффективность финансово-хозяйственной деятельности, это и рост производства, и конкурентность продукции.
Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, направляемой в различные бюджеты и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные потребности предприятия.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
— прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
— величина прибыли предприятия, оставшаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
— прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, которое обеспечивает его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление (в т.ч. дивиденды).
Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятия направляется на финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства.
В современных условиях возникает необходимость резервировать средства, в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой технологии, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом, предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Остаток прибыли, не использованной на вышеперечисленные цели, как правило, направляется для покрытия убытков предприятия.
Прибыль, оставшаяся в распоряжении организации может быть источником выплаты дивидендов или направлена для реализации инвестиционных программ.
3.2 Определение факторов влияния на финансовые результаты и рентабельность
Влияние различных факторов на финансовые результаты в 2013 г. рассмотрим по данным таблицы 3.1
Таблица 3.1 «Основные технико-экономические показатели предприятия»(тыс. руб.)
| № п/ п | Показатели | 2013 год | 2012 год | Откло нение гр.З — гр.4 | Уровень в % к выручке отчетного периода | Уровень в % к выручке предыдущег о периода |
Отклоне ние уровня гр. 6- гр.7 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | Выручка от реализации | 103481 | 83794 | 19687 | 100 | 100 | — |
| 2 | Себестоимость реализованной продукции | 84430 | 69615 | 14815 | 83,59 | 83,08 | +0,51 |
| 3 | Коммерческие расходы | 6651 | 567 | 6084 | 6,43 | 0,68 | + 5,75 |
Влияние изменения себестоимости на прибыль от продаж определим следующим образом:
Пп(с) = 103481 * 0,51 / 100 = 528 (3.1)
Расходы — это факторы обратного влияния на прибыль. Себестоимость в отчетном году увеличилась на 14815 тыс. руб., уровень ее по отношению выручке от продаж также увеличился на 0,51 %. В связи с этим увеличение себестоимости привело к снижению прибыли на 528 тыс. руб.
Рассмотрим влияние изменения коммерческих расходов на прибыль:
Пп(кр) = 103481 * 5,75 / 100 = 5950 (3.2)
Увеличение коммерческих расходов в отчетном периоде на 6084 тыс. руб. и увеличение их уровня по отношению выручке от продаж на 5,75 % привело к снижению прибыли на 5950 тыс. руб.
Расчет влияния факторов на рентабельность продаж в 2013 г. определим методом цепных подстановок: [10, с. 117]:
- Расчет изменения рентабельности продаж за счет изменения объема продаж ( Rп (в)):
Rп (в) = (В1 – С1) / В1 * 100 — (В0 – С0) / В0 * 100 , где (3.3)
В0 и В1 — выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах соответственно;
С0 и С1 — себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах соответственно
Rп (в) = (103481 — 84430) / 103481 * 100 — (83794 — 69615) / 83794 * 100 = 1,49
Показатель показывает, что увеличение объема продаж на 19687 тыс. руб. привело к росту рентабельности на 1,49 %.
- Расчет изменения рентабельности продаж за счет изменения себестоимости продукции ( Rп (с)):
Rп (с) = (В1 — С1) / В1 * 100 — (В 1 – С0) / В1 * 100 (3.4)
Rп (с) = (103481 — 84430) / 103481 * 100 — (103481 — 69615) /103481 * 100 = -14,32
Увеличение себестоимости реализованных товаров на 14815 тыс. руб. привело к снижению рентабельности на — 14,32 %.
- Расчет изменения рентабельности продаж за счет изменения коммерческих расходов ( Rп (кр)):
Rп (кр) = (В1 — КР1) / В1 * 100 — (В 1 -КР0) / В1 *100 , где (3.5)
КР0 и КР1 — коммерческие расходы в базисном и отчетном периодах соответственно;
Rп (кр) = (103481 — 6651) / 103481 * 100 — (103481 — 567) / 103481 * 100 = -5,88
Увеличение коммерческих расходов на 6084 тыс. руб. привело к снижению рентабельности на -5,88 %.
- Совокупное влияние факторов определим по формуле:
Rп = ± Rп (в)± Rп (с) ± Rп (кр) ± Rп (ур) , где (3.6)
Rп = 1,49 — 14,32 – 5,88 = — 18,71%
Таким образом, влияние рассматриваемых факторов привело к тому, что рентабельность продаж снизилась на 18,71 %.
3.3. Мероприятия, направленные на увеличение прибыли
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства.
Для управления процессом формирования прибыли руководству ЗАО «Промцентр» необходимо организовать планирование финансово-хозяйственной деятельности, т.е. выявлять резервы, позволяющие увеличивать прибыль.
Резервы роста прибыли – это количественно измеряемые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, совершенствование структуры производимой продукции, поиск наиболее выгодных рынках сбыта.
Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе контроля выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа такой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
Финансовый результат от реализации иного имущества зависит от состава реализуемых активов. Если речь идет об оборотных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Безусловно, лучше продать такие активы. Денежные средства от реализации неликвидов, будут вовлечены в оборот.
На увеличение объема продаж существенное влияние оказывает ценовая политика предприятия по отношению к покупателям продукции и повышение качества продукции. В условиях рыночной экономики цены на продукцию диктует рынок, влияние на цену реализации со стороны предприятия минимально. Гибкая ценовая политика может осуществляться только в том случае, если это позволяет себестоимость продаж, а в некоторых случаях чистая себестоимость продукции. При низкой себестоимости, предприятие может снижать отпускные цены оптовым покупателям, которые закупают продукцию большими партиями. В данном случае предприятие будет получать прибыль за счет сокращения оборачиваемости оборотных средств.
Гибкая ценовая политика и повышение качества продукции – основное требование к бизнесу, которое обусловлено действие экономического закона «Конкуренция». Закон конкуренци – закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс постоянного повышения качества и снижения удельной цены продукта, происходит процесс «вымывания» с рынка некачественной и дорогой продукции.
Развитие новых операционных сегментов (направления деятельности) также является необходимым условием развития бизнеса. Если продукция предприятия теряет спрос на рынке из-за высокой цены или потери потребительских свойств, необходима модернизация старого или развитие нового бизнес-сегмента.
Особого внимания заслуживают расходы, как фактор обратного влияния на прибыль. Снижение себестоимости – объект особого внимания руководства предприятия. Если на цену реализации большее влияние оказывают требования рынка, чем менеджеры предприятия, то фактор себестоимости управляется именно на уровне предприятия.
Влияние на себестоимость осуществляется в двух направлениях:
- экстенсификация (увеличение объема выпускаемой продукции);
- интенсификация (увеличение производительности).
Показателями экстенсивного развития являются количественные показатели использования ресурсов: численность работающих; величина израсходованных предметов труда; величина амортизации; объем основных производственных фондов; увеличение производственных площадей.
Показатели интенсивного развития – качественные показатели использования ресурсов: производительность труда; материалоотдача; фондоотдача; количество оборотов оборотных средств.
Экстенсивное использование ресурсов приводит к вовлечению дополнительных ресурсов в производство. А интенсификация деятельности организации направлена на получение больших результатов при наименьшем количестве ресурсов. Эффективное использование производственных ресурсов (преимущественно интенсивное) способствует росту прибыли и улучшению финансового состояния.
Экстенсивный вариант влияния на себестоимость – снижение себестоимости происходит за счет увеличения выпуска продукции и расширения производства, такой вариант имеет свои ограничения. Увеличение выпуска продукции за счет расширения производства (увеличение и расширение производственных площадей и т.д.) ограничено. Выпуск продукции одновременно увеличивает затраты на ее производство.
Интенсивный вариант влияния на себестоимость, за счет увеличения производительности, также имеет свои ограничения. Всякое принципиально новое направление техники не беспредельно, не может дать больше того, что в нем заложено. Совершенствование отдельных технических решений в какой-то момент становится неэффективным. В данном случае наступает предел роста производительности технологической линии, бизнес-сегмента. Возникает необходимость перехода на новые технологии, переход на новую S-образную кривую, на (рис.4.)
S-образная кривая – наглядный пример зависимости дохода и затрат от стадии жизненного цикла бизнес-сегмента:
- начальная стадия жизненного цикла бизнес-сегмента представляется
зависимостью: ∆Д > ∆З (3.7)
- конечная стадия жизненного цикла бизнес-сегмента представляется
зависимостью: ∆Д < ∆З , где (3.8)
∆Д – приращение дохода,
∆З – приращение затрат
Оптимальным вариантом влияния на себестоимость необходимо считать одновременно экстенсивное и интенсивное развитие производства. Для стабильного существования предприятия в будущем руководству ЗАО «Промцентр» необходимо развитие новых операционных сегментов (экстенсивное развитие), для этого необходимы внешние и внутренние инвестиции. По данным отчетности за 2013 г. у предприятия есть собственные возможности для расширения производства, предприятие также обладает инвестиционной привлекательностью.
Новые технологические линии, в т.ч. и по производству новых видов продукции, позволят получить больше отдачи от основных фондов (интенсивное развитие), тем самым снизить себестоимость продукции.
В результате оценки показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия можно предложить мероприятия, которые позволят существенно увеличить прибыль.
Проведенный анализ финансового результата, основных показателей ЗАО «Промцентр» позволили сделать следующие выводы:
- По результатам проведенного анализа структуры доходов предприятия за 2013 г., можно констатировать следующее. Помимо выручки от основной деятельности, в состав доходов организации входят внереализационные доходы. В таблице 2.2 видим динамику показателя. В 2013 г. внереализационные доходы увеличились на 1569 тыс. руб. и составляют 2274 тыс. руб.
- Анализ расходов предприятия (таблица 2.2) показал, что расходы организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим увеличились на 20899 тыс. руб., за счёт увеличения себестоимости продукции и коммерческих расходов. Следует отметить, что увеличение расходов расценивается как отрицательный фактор, влияющий на прибыль предприятия, тенденция показателей к повышению должна быть поставлена на контроль руководством предприятия.
- Прибыль от продаж увеличилась в 2012 г. на 11558 тыс. руб., по сравнению с предыдущим годом. В 2013 г. прибыль уменьшилась 1212 тыс.руб. или на -8,9%. На прибыль в 2012 – 2013 гг. влияние оказали коммерческие расходы, доля коммерческих расходов в 2013 г. составила всего 0.36,44%.
- Проведена оценка качественных показателей, характеризующих финансовый результат. Валовая прибыль (маржинальный доход) в отчетном году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4872 тыс. руб. или на 34,36 %, а выручка от продаж выросла на 19732 тыс. руб. или на 23,56 %. Уровень рентабельности, в предыдущем 2012 году составил 20,36%, что на 2,2% больше, соответственно в 2013 г. уровень рентабельности составил 22,56%. В результате сделан вывод, что деятельность в 2012 и 2013 гг. была безубыточной и рентабельной.
- Достигнутый в отчетном периоде процент запаса финансовой прочности находится в пределах норматива. Его следует поддерживать на нормативном уровне 60% и более, т.к. в этом случае, при хозяйственных затруднениях и ухудшении конъюнктуры рынка, предприятие может уменьшать его до 50%, без ущерба своему финансовому положению.
- Эффективность использования финансовых результатов может быть рассмотрена на примере оценки коэффициентов рентабельности. Рентабельность продаж 2013 г. увеличилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 1,49 пункта и составила 18,41% в 2013 г. и 16,92% в 2012 г. Рентабельность чистой прибыли организации в 2012 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. на 11,51 пункта, и составляет -8,26% в 2011 г, и 3,25% в 2012 г, но в 2013 г. рентабельность чистой прибыли уменьшилась по отношению к 2012 г. на -2,24% и составляет в 2013 г. 1,01%. Существенные изменения показала общая рентабельность организации, она увеличилась в 2012 г. по сравнению с рентабельностью 2011 г. на 14,36 пункта. Текущая рентабельность организации уменьшилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 4,86 пункта. В 2012 г. предприятие имело 19,55 % прибыли от продаж, а в 2013 г. 14,69% прибыли от продаж. Уменьшение общей рентабельности отчетного периода на 2,55 пункта произошло в основном под влиянием показателей — уровня рентабельности текущей деятельности, рентабельности продаж.
- Оценка влияния различных факторов на финансовые результаты в 2013 г. показала:
— увеличение себестоимости привело к снижению прибыли на 528 тыс. руб.;
— увеличение коммерческих расходов в отчетном периоде привело к снижению прибыли на 5950 тыс. руб.;
- Расчет влияния затрат на рентабельность продаж показал следующие результаты:
— анализ изменения рентабельности продаж за счет изменения объема продаж показал, что увеличение объема продаж на 19687 тыс. руб. привело к росту рентабельности на 1,49%;
— расчет изменения рентабельности продаж за счет изменения себестоимости продукции показал, что увеличение себестоимости реализованных товаров на 14815 тыс. руб. привело к снижению рентабельности на -14,32 %;
— анализ изменения рентабельности продаж за счет изменения коммерческих расходов показал, что увеличение коммерческих расходов на 6084 тыс. руб. привело к снижению рентабельности на -5,88 %;
— влияние рассматриваемых факторов привело к тому, что рентабельность продаж снизилась на -18,71%.
Проведенный анализ финансовых результатов деятельности организации за отчетный год создает базу для прогнозирования прибыли от продаж в предстоящем году. В качестве путей способных повысить эффективность деятельности предприятия и свести затраты к минимуму, можно предложить следующие способы.
Во-первых, снижение себестоимости, как резерв получения прибыли. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства — средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Во-вторых, снижение коммерческих расходов, как существенный резерв повышения прибыли. Увеличение коммерческих расходов в отчетном периоде привело к снижению прибыли на 5950 тыс. руб., увеличение этих расходов снизило рентабельности продаж на 5,88 %.
Руководству также необходимо выходить на рынки сбыта соседних регионов (данное предприятие сбывает свою продукцию в Московском и Ивановском регионах).
В качестве рекомендаций по снижению доли коммерческих расходов можно рекомендовать сокращение расходов на упаковку продукции, рекламу, сокращение транспортных расходов.
Заключение
Таким образом, в результате исследования в рамках темы настоящей дипломной работы можно сделать заключение, что в рыночных условиях основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость, отражающая такое состояние финансовых результатов, при котором предприятие, маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
В выпускной квалификационной работе на примере предприятия ЗАО «Промцентр» исследовались:
— элементы прибыли — доходы и расходы;
— прибыль, как основа развития организации.
По результатам исследования были отмечены мероприятия, направленные на снижение расходов, т.е. увеличение прибыли. Выявлены резервы увеличения суммы прибыли за счет увеличение объемов реализации, снижение себестоимости, рациональной ценовой политики.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи, что позволило раскрыть тему.
Проведенный анализ финансового результата, основных показателей ЗАО «Промцентр» позволили сделать следующие выводы:
- По результатам проведенного анализа структуры доходов предприятия за 2013 г., можно констатировать следующее. Помимо выручки от основной деятельности, в состав доходов организации входят внереализационные доходы. В таблице 2.2 видим динамику показателя. В 2013 г. внереализационные доходы увеличились на 1569 тыс. руб. и составляют 2274 тыс.руб.
- Анализ расходов предприятия (таблица 2.2) показал, что расходы организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим увеличились на 20899 тыс. руб., за счёт увеличения себестоимости продукции и коммерческих расходов. Следует отметить, что увеличение расходов расценивается как отрицательный фактор, влияющий на прибыль предприятия, тенденция показателей к повышению должна быть поставлена на контроль руководством предприятия.
- Прибыль от продаж увеличилась в 2012 г. на 11558 тыс. руб., по сравнению с предыдущим годом. В 2013 г. прибыль уменьшилась 1212 тыс.руб. или на -8,9%. На прибыль в 2012 – 2013 гг. влияние оказали коммерческие расходы, доля коммерческих расходов в 2013 г. составила всего 0.36,44%.
- Проведена оценка качественных показателей, характеризующих финансовый результат. Валовая прибыль (маржинальный доход) в отчетном году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4872 тыс. руб. или на 34,36 %, а выручка от продаж выросла на 19732 тыс. руб. или на 23,56 %. Уровень рентабельности, в предыдущем 2012 году составил 20,36%, что на 2,2% больше, соответственно в 2013 г. уровень рентабельности составил 22,56%. В результате сделан вывод, что деятельность в 2012 и 2013 гг. была безубыточной и рентабельной.
- Достигнутый в отчетном периоде процент запаса финансовой прочности находится в пределах норматива. Его следует поддерживать на нормативном уровне 60% и более, т.к. в этом случае, при хозяйственных затруднениях и ухудшении конъюнктуры рынка, предприятие может уменьшать его до 50%, без ущерба своему финансовому положению.
- Эффективность использования финансовых результатов может быть рассмотрена на примере оценки коэффициентов рентабельности. Рентабельность продаж 2013 г. увеличилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 1,49 пункта и составила 18,41% в 2013 г. и 16,92% в 2012 г. Рентабельность чистой прибыли организации в 2012 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. на 11,51 пункта, и составляет -8,26% в 2011 г, и 3,25% в 2012 г, но в 2013 г. рентабельность чистой прибыли уменьшилась по отношению к 2012 г. на -2,24% и составляет в 2013 г. 1,01%. Существенные изменения показала общая рентабельность организации, она увеличилась в 2012 г. по сравнению с рентабельностью 2011 г. на 14,36 пункта. Текущая рентабельность организации уменьшилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 4,86 пункта. В 2012 г. она предприятие имело 19,55 % прибыли от продаж, а в 2013 г. 14,69% прибыли от продаж. Уменьшение общей рентабельности отчетного периода на 2,55 пункта произошло в основном под влиянием показателей — уровня рентабельности текущей деятельности, рентабельности продаж.
- Оценка влияния различных факторов на финансовые результаты в 2013 г. показала:
— увеличение себестоимости привело к снижению прибыли на 528 тыс. руб.;
— увеличение коммерческих расходов в отчетном периоде привело к снижению прибыли на 5950 тыс. руб.;
- Расчет влияния затрат на рентабельность продаж показал следующие результаты:
— анализ изменения рентабельности продаж за счет изменения объема продаж показал, что увеличение объема продаж на 19687 тыс. руб. привело к росту рентабельности на 1,49%;
— расчет изменения рентабельности продаж за счет изменения себестоимости продукции показал, что увеличение себестоимости реализованных товаров на 14815 тыс. руб. привело к снижению рентабельности на -14,32 %;
— анализ изменения рентабельности продаж за счет изменения коммерческих расходов показал, что увеличение коммерческих расходов на 6084 тыс. руб. привело к снижению рентабельности на -5,88 %;
— влияние рассматриваемых факторов привело к тому, что рентабельность продаж снизилась на -18,71%.
На основании изложенного, можно рекомендовать руководству предприятия применять более гибкую ценовую политику в отношениях со своими покупателями. Особое внимание руководства должно быть направлено на снижение таких расходов как себестоимость продукции и коммерческие расходы.
Список литературы
- Гражданский Кодекс часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013).
- Гражданский Кодекс часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ) (ред. от 14.06.2012).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000), (ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008), (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008).
- Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.
- Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н “Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ”.
- Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации.
- Приказ ФСФО РФ от 23 января 2001 г. №16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477).
- Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ. Учебное пособие — М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2009. — 117с., 128 с.
- Андросов А. М. Бухгалтерский учет и отчетность в России: практическое руководство с документами и комментариями. — М.: АО «МЕНАТЕП- ИНФОРМ», 2010.-357 с.
- Баканов М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. — М.: Экономика, 2008. — 324 с.
- Баканов М. П., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и статистика, 2009. — 400 с.
- Безруких П. С., Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. — М.: Экономика, 2012.-624 с.
- Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 215 с.
- Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ/Учебник, М.:КНОРУС, 2010-105 с.
- Гиляровская Л.T., Корнякова Г.В., Пласкова Н.С. и др., Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. Л.Т. Гиляровской.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010-237 с.
- Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономики, Учебное пособие 2-ое издание, М.:ДиС (Дело и сервис), 2010 — 194 с.
- Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. — 368 с. 20.
- Илышева Н.Н., Крылов С.И Финансы и статистика, Москва, 2013- 98 с.
- Караева Ф.Е. Журнал «Экономический анализ» (анализ финансовых результатов предприятия), №6 2010. — 48-53с.
- Ковалев В. В., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. — 216 с.
- «Консультант Плюс» правовая поддержка — электронная версия
- Кравченко Л. И. Экономический анализ деятельности предприятий. — Мн., «Вышэйш. Школа», 2008. — 288 с.
- Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой: Учебник — СПб: Питер, 2011 — 432 с.
- Литовченко В.П. Финансовый анализ, М.:, 2013 — 115 с.
- Лукасевич И. Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009 — 402 с.
- Любушин Н. П., Лещева В. Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ- ДАТА, 2009 — 480 с.
- Муравьев А.И. Теория экономического анализа.- М.:Финансы и статистика, 2008 — 362
- Николаева Г.А., Блицау Л. П. Бухгалтерский учет в торговле. — М.: «Издательство ПРИОР», 2010 — 352 с.
- Новодворский В. Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации: Учеб. пособие-2-е изд.-М.: Бухгалтерский учет, 2010.-304 с. 38. 33. Парушина Н.В. Теория и практика анализа финансовой отчетности организаций М.: Форум, 2010-213 с.
- Русак Н.А. и др. Аналииз хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, 2009. — 134с.
- Справочно-правовая система «Гарант» — электронная версия.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Минск: ООО «Новое знание», 2008 — 262, — 688 с.
- Сосненко J1.C., Черненко А.Ф. Комплексный экономический анализ: Учеб. пособие — М.: КРОКУС, 2011. -344 с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник/Пер. с англ. / Под редакцией Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, 2009 -576 с.
- Черникова Ю.В., Юн Б.Г., Нригорьев В.В. Финансовое оздоровление предприятий (теория и практика), М.: Дело, 2011 — 76 с.
- Шеремет А. Д., Сайфуллин Р. С. Финансы предприятий — М.: ИНФРА-М, 2009. — 343 с.
- Шеремет А. Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М, 2011.-207 с.
- Фридман А. М. Экономика деятельности предприятия. — Издательство Воронежского Университета, 2008. — 623 с.
- Электронный сайт www.fmancial-analysis.ru.
