2.3. Анализ организации и оценка эффективности коммуникативной политики ООО ПК «Венткомплекс» в сети Интернет
Разработкой и реализацией коммуникативной политики ООО ПК «Венткомплекс» занимается служба маркетинга, а именно маркетолог.
К функциям службы маркетинга ООО «ПК Венткомплекс» относятся:
- Исследование рынков фирмы. Построение информационной системы маркетинга в компании;
- Формирование ценностного предложения целевым клиентам;
- Конкурентное позиционирование компании и ее продуктов на целевых рынках;
- Организация обратной связи с клиентами, оценка уровня их удовлетворенности;
- Формирование лояльности клиентов к компании, развитие маркетинга партнерских отношений.
Целью маркетинговых коммуникаций ООО «ПК Венткомплекс» является выход на новые рынки сбыта.
Задачи коммуникативной политики:
— привлечение новой аудитории;
— совершенствование средств коммуникации;
— применение новых средств коммуникации.
Стоит отметить, что поставленные задачи в ООО «ПК Венткомплекс» выполняются реализуются не в полной мере.
Применяемые в настоящее время средства коммуникации представлены в таблице 15.
Таблица 15 Средства коммуникации ООО «ПК Венткомплекс»
| Средство коммуникации | Описание |
| Сайт компании | Представлен на рисунке 6. Сайт содержит каталог, возможность запросить прайс. Недостатком сайта является невозможность заказать обратный звонок, чтобы менеджеры компании могли связаться с потенциальным покупателем или же оставить интересующий вопрос. |
| Социальные сети | В социальной сети «Вконтакте» копания имеет официальную группу, в которой публикует новости о выпуске новых видов продукции, акции и скидки. |
| Скидка на заказ определенного количества товара | Данная акция распространяется на юридических лиц. Заказ можно оформить в режиме онлайн на почту компании. |
| Рассылка сообщений | Массовая рассылка майл-сообщений покупателям-юридическим лицам с информацией о новых видах продукции, действующих акциях. |
Рисунок 6 — Сайт ООО ПК «Венткомплекс»
Система коммуникативной политики предприятия ООО ПК «Веткомплекс» включает оценку целевой аудитории. Необходимо понимать, на кого будет направлена действующая или разрабатываемая стратегия, от этого во многом зависит ее успех.
Проанализировать целевую аудиторию можно используя критерии, важные для приобретения вентиляционного оборудования, а именно:
Юридический сегмент:
— предприятия и организации в статусе юридических лиц: ИП, ООО и др.
Поведенческая сегментация:
— регулярность покупки – сезонная (один раз в сезон);
— статус потребителя — потенциальный клиент, новый клиент, постоянный клиент;
Приверженность:
А — терпимые приверженцы (делят свои симпатии между двумя-тремя компаниями);
Б — непостоянные приверженцы (переносят свои предпочтения с одной компании на другую);
В — «странники» (потребители, не проявляющие приверженности ни к одной из компаний).
Доход:
— платежеспособная, высокодоходная компания;
— низкий доход, нерентабельная компания.
Результаты анализа целевой аудитории ООО ПК «Венткомплекс» представлены в таблице 16.
Таблица 16 Целевая аудитория ООО ПК «Венткомплекс»
| Сегмент | Социально-демографический критерий | Поведенческий критерий |
| Корпоративные клиенты | Фирмы, юридические лица, секретари, АХО и другие исполнительные должности и структуры | Постоянные клиенты, с которыми заключен договор на сотрудничество. |
Таким образом, исходя из данных таблицы 16, можно сделать вывод, что основная аудитория компании достаточно широкая и может сегментироваться внутри себя по ряду признаков. В зависимости от целей в конкретной стратегии будут меняться предложения, оформление распространяемых материалов и выбранные каналы коммуникации.
В целях оценки аудитории потенциальных клиентов ООО ПК «Венткомплекс» и их предпочтений на официальном сайте магазина была размещена система экспресс-опроса посетителей.
Проанализировав результаты данного опроса, мы пришли к следующим выводам (см. рисунок 7 – 9).

Как показывают данные рисунка 7, среди потенциальных клиентов ООО ПК «Венткомплекс» наибольшую долю представляют мужчины – 68%.

Данные рисунка 8, показывают, что потенциальная аудитория в большей степени представлена людьми в возрасте от 35 до 50 лет – 46%. Наименьшая группа представлена покупателями в возрасте от 50 до 65 лет, а именно 10%.
Анализ результатов опроса относительно приверженности покупателей к ООО ПК «Венткомплекс» представлен на рисунке 9.
Данные графика 9 показали, что средний уровень приверженности к ООО ПК «Венткомплекс» у покупателей отмечен у 20% потенциальных покупателей.
Наивысший уровень показали только 33% из опрошенной группы потенциальных покупателей, что говорит о снижении приверженности клиентов, и снижении имиджа компании в целом.
Рисунок 9 — Приверженность покупателей к ООО ПК «Венткомплекс» по 5-ти бальной шкале
ООО ПК «Венткомплекс» не использует весь спектр стратегического планирования из-за недостаточного финансирования, что привело к плохой осведомленности потенциальных потребителей о компании и ее товарах.
Рассмотрим подробнее средства коммуникативной политики, применяемые в работе ООО ПК «Веткомплекс».
Таблица 17 Анализ посещаемости сайта ООО ПК «Венткомплекс»
| Показатель | 2019 год | 2020 год | 2021 год | Отклонение 2021 года относительно,% | |
| 2019 года | 2020 года | ||||
| Общее число посещений сайта | 392140,00 | 350870,00 | 317910,00 | 81,07 | 90,61 |
| Среднее время посещений. Мин | 25,06 | 21,50 | 32,80 | 128,13 | 152,56 |
| Число фактических клиентов | 19080,00 | 15187,00 | 12089,00 | 63,36 | 79,60 |
| Конверсия,% | 4,87 | 4,33 | 3,80 | 78,16 | 87,86 |
Как показывают данные таблицы 17, число посещений сайта ООО ПК «Венткомплекс» значительно снизилось в 2021 году: на 9,39% (100% — 90,61%) относительно прошлого года, и на 18,93% (100% — 81,07%) в сравнении с 2019 годом. Так же стоит отметить, что среди общего количества пользователей всего 3,80% осуществили фактическую покупку.
Динамика количества посещений на сайте ООО ПК «Венткомплекс» приведена на рисунке 10.
Рисунок 10 — Динамика количества посещений на сайте ООО ПК «Венткомплекс»
На рисунке 11 представлена динамика количества фактических клиентов ООО ПК «Венткомплекс».
В таблице 18 представлены источники перехода пользователей на сайт компании.
Таблица 18
Анализ посещаемости сайта ООО ПК «Венткомплекс»
| Показатель | 2019 год | 2020 год | 2021 год | |||
| Коли-чество | Доля, % | Коли-чество | Доля, % | Коли-чество | Доля, % | |
| Общее число посещений сайта | 392140 | 100,00 | 350870 | 100,00 | 317910 | 100,00 |
| Переход по ссылке с контекстной рекламой | 92310 | 23,54 | 75683 | 21,57 | 65776 | 20,69 |
| Переход по ссылке с баннерной рекламой | 46547 | 11,87 | 37683 | 10,74 | 27626 | 8,69 |
| Переход с поискового запроса | 127759 | 32,58 | 127892 | 36,45 | 117213 | 36,87 |
| Переход из социальных сетей | 125524 | 32,01 | -241158 | 31,24 | 107295 | 33,75 |
ООО ПК «Венткомплекс» при продажах использует психологические приемы: не округляет цены в большую сторону, стараются ставить на первые места товары, которые находятся в распродаже, психология покупателя такова, что он смотрит сначала на цену, а уже потом на описание товара. Именно на последний фактор и делается расчет.
Стоит отметить, что сайт ООО ПК «Венткомплекс» не содержит возможности обратной связи клиентов с администраторами сайта и менеджерами магазина.
Рисунок 11 – Динамика количества фактических клиентов ООО ПК «Венткомплекс»
Рассмотрим величину месячного рекламного бюджета ООО ПК «Венткомплекс», приведенную таблице 18.
Таблица 18 Месячный рекламный бюджет ООО ПК «Венткомплекс»
| Показатель | Фактический средний бюджет в 2021 году в месяц | Плановый средний бюджет в 2022 году в месяц |
| Бюджет — всего: | 2095,00 | 1980,00 |
| контекстная текстовая реклама | 580,27 | 545,50 |
| баннерная реклама | 1515,73 | 1435,50 |
Как показывают данные табл. 18 рекламный бюджет в 2022 году планируется снизить, так как по результатам 2021 года выручка уменьшилась, что отразилось на финансовых результатах интернет-магазина.
Так же стоит отметить, что наибольшая доля бюджета приходится на баннерную рекламу.
Пример размещения контекстной рекламы представлен на рисунке 12.
Рисунок 12 – Контекстная реклама ООО ПК «Венткомплекс»
Таким образом, стоит отметить, что применяемые средства и инструменты коммуникативной политики ООО ПК «Венткомплекс» значительно ограничены. Так же отмечается недостаточный уровень оснащенности и функционирования сайта ООО ПК «Венткомплекс» для обслуживания клиентов. В целях оценки конкурентоспособности среди лидеров данного сегмента рынка проведем конкурентный анализ.
Выводы по главе 2
Таким образом, можно сделать вывод о конкурентоспособности ООО «ПК Венткомплекс», но при этом анализ целевой аудитории показал, что приверженность к предлагаемой марке продукции снижается, что требует комплексного подхода к разработке стратегии развития.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО ПК «Венткомплекс» показал наличие тенденции к снижению в величине товарооборота в анализируемом периоде: темп снижения за рассмотренный период составил 11,94%.
Анализ финансовой устойчивости ООО ПК «Венткомплекс» показал, что в 2018 году положение предприятия характеризовалось как неустойчивое в силу отсутствия собственного капитала по причине полученных убытков.
Оценка коммуникативной политики предприятия показала, что ООО ПК «Венткомплекс» не использует весь спектр средств и инструментов из-за недостаточного финансирования, что привело к плохой осведомленности потенциальных потребителей о компании и ее товарах.
