3.4. Предложения по совершенствованию ассортимента слуховых аппаратов собственного производства
Анализируя положение предприятия ООО «Исток Аудио Трейдинг» на рынке средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями и нарушением слуха можно сделать вывод, что данное предприятие на данный момент занимает лидирующую позицию по сравнению со своими конкурентами. Но для того, чтобы удержать лидирующее положение на данном рынке необходимо постоянно контролировать, прогнозировать и проводить мониторинг ассортимента предприятия.
Одним из недостатков является то, что до сих пор люди продолжают скептически относиться к товарам отечественного производства и соответственно в общем объеме розничных продаж предприятия преобладают слуховые аппараты импортных фирм-партнеров, таких как Siemens, GNReSound, Phonak и пр., хотя стоимость их значительно отличается от стоимости слуховых аппаратов, производимых предприятием ИАТ, которые по своим техническим характеристикам нисколько не уступают импортным СА. Это касается в основном розничных потребителей продукции предприятия, поскольку оптовые продажи осуществляются через государственные закупки по тендерным программам, где основные характеристики и виды слуховых аппаратов определяют врачи-сурдологи, которые рекомендуют в основном слуховые аппараты отечественного производства, поскольку они аналогичны импортным и вполне приемлемы по цене.
Наличие собственного производства и собственных разработок в области индустрии по слуху и средств реабилитации людей с ограниченными возможностями является весомым преимуществом перед большинством конкурентов. Это направление, которое в настоящее время необходимо усиленно развивать.
Усиление продвижения продукции предприятия ИАТ собственного производства становится вдвойне актуальным и важным в связи с высоким курсом валюты и ее нестабильностью, а также вводимых санкций касательно России, которые влияют на качество работы с импортными фирмами-партнерами и стоимость их продукции.
Как видно из проведенного АВС-анализа слуховых аппаратов собственного производства предприятия ООО «ИАТ» (таблица 13), лидирующее место по продажам в течение года занимает слуховой аппарат «Соната У-02», годовой объем продаж которого составляет 20,61% от общего объема продаж слуховых аппаратов собственного производства. В течение последних 5 лет данный слуховой аппарат является лидером продаж среди слуховых аппаратов собственного производства.
Во 2-ой половине 2014 года был выпущен на рынок новый вариант данного аппарата – СА «Соната У-02» аккумуляторный.
Новая модификация данного слухового аппарата обладает теми же характеристиками, но имеет весомое преимущество – с таким аппаратом потребитель может на 5 лет забыть о необходимости приобретать элементы питания к нему.
Ориентация на усиленное продвижение новой аккумуляторной модели слухового аппарата «Соната У-02» весьма актуальна в настоящее время.
Во-первых, предприятие стало первым разработчиком и поставщиком такого типа слухового аппарата на рынок слабослышащих людей.
Во-вторых, все элементы питания для слуховых аппаратов закупаются у импортных поставщиков. В свете нестабильного и постоянно растущего курса валют стоимость элементов питания для СА постоянно растет. Поэтому наличие у данного слухового аппарата аккумуляторных батареек и зарядного устройства, которое позволит не приобретать обычные элементы питания как минимум в течение 5 лет, является дополнительной мотивацией для его приобретения. Помимо этого, слуховой аппарат «Соната У-02» уже давно известен на рынке и в последние несколько лет достаточно популярен и в обычной модификации.
В связи со всем вышесказанным, считаю целесообразным уделить особенное внимание предприятия на проведение усиленной работы по продвижению данного нового слухового аппарата на рынок средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями. Это позволит завоевать еще большую долю на рынке и значительно увеличить доход предприятия от реализации слуховых аппаратов собственного производства, а также создать у потребителя положительный имидж продукции отечественного производства, поскольку и импортных фирм-партнеров в настоящее время аналогов такого слухового аппарата нет.
На основании всего перечисленного, был разработан маркетинговый план продвижения на рынок слухового аппарата «Соната У-02» аккумуляторного,который представлен в таблице 19.
Использованные в таблице 19 аббревиатуры:
ОНТ — Отдел новой техники,ОП — Отдел продаж,
МП — менеджер по продукту (тренер), МРег — региональный менеджер,
ОРП — Отдел розничных продаж,ОР — Отдел рекламы,
MИС — менеджер по информационному сопровождению продукции,
МСП- Менеджер по спецпроектам и связям с общественностью,
ДЗ — Дизайнер
ОИИТ – Отдел информационных интернет-технологий.
Таблица 19. Мероприятия по продвижению на рынок слуховых аппаратов «Соната У-02» аккумуляторный
| Мероприятия | Ответственные | Затраты |
| 1. Мероприятия, направленные на пользователя | ||
| Рекламные материалы: — Листовка для специалистов — Буклет для конечных пользователей — Внесение в каталог фирмы — Рекламный модуль в журнале «Радуга Звуков» (по плану продвижения) — Реклама в газетах и на телевидении — Размещение рекламы в газете «Радуга Звуков» — Размещение рекламы и информационных статей на сайте и в соц. сетях | ОРП, ОП, МП, ОР, ДЗ ДМСП, ОИИТ | Трудовые ресурсы ИАТ, сторонняя организация, платежи, затраты на размещение, |
| 2. Мероприятия, направленные на партнеров | ||
| Электронные материалы: Презентация, популяризующая преимущества новой модификации СА «Соната У-02» аккумуляторного для специалистов; | MП | Трудовые ресурсы ИАТ |
| Презентация на совместных международных семинарах СА специалистам, с акцентом и подробным описанием преимуществ аккумуляторных СА на примере данных аппаратов, их характеристик. | МРег, ОР | Трудовые ресурсы ИАТ, командировочные и транспортные расходы |
| Рассылка СА на ознакомление партнерам | Трудовые ресурсы ИАТ | |
| Сбор обратной связи по пробному ношению с освещением на информационных ресурсах предприятия и дополнением существующих презентаций «живым» примером | ОП, ОРП, ОИИТ, ОР | Трудовые ресурсы ИАТ |
| Представление на региональных выставках | ОРП, ОП | Трудовые ресурсы ИАТ, командировочные и транспортные расходы |
| Проведение презентаций и акций в рамках выставок (2-3 раза) | ОП, ОРП | Трудовые ресурсы ИАТ, платежи, командировочные, транспортные и организационные расходы |
| Для партнеров:Целевая акция на 2 месяца
| ОП, ОРП | Трудовые ресурсы ИАТ, организационные расходы |
| 3. Мероприятия, направленные на собственный персонал (слухопротезисты центров) | ||
| Презентация на совместных международных семинарах СА специалистам, с акцентом и подробным описанием преимуществ аккумуляторных СА на примере данных аппаратов, их характеристик. | МРег, ОР | Трудовые ресурсы ИАТ, командировочные и транспортные расходы |
| Рассылка СА на ознакомление по всей базе собственных Центров хорошего слуха «Радуга Звуков» | Трудовые ресурсы ИАТ | |
| Включение информации о СА с раздаточными материалами в курс для обучения специалистов Семинар-презентация для слухопротезистов Центров хорошего слуха «Радуга Звуков» (Москва, МО и др.) Выездное обучение в Центрах хорошего слуха, на семинарах и выставках | ОП (МП), ОРП,
ОП, ОРП, | Трудовые ресурсы ИАТ, командировочные, транспортные и организационные расходы |
Считаю, что мероприятия, предложенные в таблице 19, позволят заинтересовать еще большее количество потенциальных покупателей и врачей-слухопротезистов, которые будут предлагать пациентам именно эту модель слухового аппарата. Вследствие чего, увеличится объем продаж данного слухового аппарата и объем прибыли от реализации слуховых аппаратов собственного производства в целом.
Если предложенные выше мероприятия позволят значительно увеличить объем дохода от реализации продукции собственного производства за счет роста объема продаж аккумуляторного слухового аппарата, было бы целесообразно рассмотреть возможность расширения ряда слуховых аппаратов собственного производства на аккумуляторном типе батареи.
Помимо этого, считаю необходимым провести более глубокий анализ и определить причины малого объема продаж некоторых слуховых аппаратов собственного производства, находящихся в группе С, выявленных в ходе проведения АВС-анализа. При необходимости, целесообразно провести анкетирование потребителей и врачей-слухопротезистов с целью выявления причин возможного неудовлетворения слуховым аппаратом. И на основании проведенного исследования принять решение либо о снятии либо о его модификации с учетом пожелания клиентов, либо об усовершенствовании рекламной политики в части данных слуховых аппаратов, слухового аппарата, приносящего минимальный доход с производства, если это является причиной низкого объема их продаж.
Также очень важным считаю необходимость более детального анализа результатов портфельного анализа с помощью матрицы БКГ. Считаю целесообразным провести ряд следующих мероприятий:
- Принять управленческие и коммерческие решения в отношении слуховых аппаратов, вошедших в группы матрицы БКГ:
— «Звезды» — постараться сохранить лидирующие позиции на рынке;
— «Дойные коровы» — получение максимально возможной прибыли в течение как можно более длительного периода времени;
— «Вопросительные знаки» или «Трудные дети» — инвестирование и развитие;
— «Собаки» — прекращение их поддержки, их модификация или уход с рынка.
- Следует принять меры по формированию сбалансированного портфеля по матрице БКГ. В идеале такой портфель должен состоять из товаров 2-х видов:
— слуховые аппараты, приносящие предприятию доход в настоящее время. Это слуховые аппараты, вошедшие в группы «Дойные коровы» и «Звезды». Полученные от них денежные средства можно вкладывать в новые разработки и развитие предприятия.
— слуховые аппараты, которые обеспечат предприятию доход в будущем. Это перспективные «Вопросительные знаки». В настоящее время они могут приносить очень маленький доход или не приносить его вовсе, но в будущем, при благоприятных условиях, данные слуховые аппараты могут перейти в категорию «Дойных коров» или «Звезд» и начнут приносить хороший доход.
Подводя итог, можно сказать, что предприятие ООО «ИАТ» в условиях сегодняшнего экономического кризиса ведет свою маркетинговую деятельность на достаточно высоком уровне и уделяет не малое значение формированию ассортимента предприятия и стимулированию спроса на товар. Хотя ассортиментная политика предприятия довольно грамотно разработана, все же в условиях рыночной экономики она требует постоянного совершенствования.
Также в совершенствование товарной политики предприятия, на мой взгляд, должен входить ряд направлений, работа в которых позволит предприятию быть еще более конкурентоспособным на рынке средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями, увеличить свой товарооборот, а, следовательно, увеличить и прибыль.
Совершенствование возможно в следующих направлениях:
- В плане улучшения качества производимой продукции.
- возможно достигнуть за счет проведения более активного анкетирования потребителей с целью выявления претензий и пожеланий. Например, сотрудник розничной сети в центрах хорошего слуха «Радуга Звуков» клиентов, пришедших в центр для приобретения новых элементов питания для своего слухового аппарата, может просить клиентов заполнить соответствующую анкету;
- возможно внедрение в практику «пробной носки» слухового аппарата, который клиент планирует приобрести. Такое практикуется у одного из конкурентов предприятия.
- Продолжение расширения клиентской базы:
- осуществление поиска новых покупателей;
- открытие новых центров продаж в разных городах России и ближнего зарубежья;
- рассмотрение возможности введения новых условий сотрудничества: дополнительные бонусные программы, скидки, отсрочки и прочее.
- Постоянное совершенствование технического производства:
- мониторинг состояния производственного оборудования, его замена и приобретение более усовершенствованного и нового;
- улучшение технической базы предприятия.
Предприятию также следует обратить внимание на формирование цен. Рассмотреть возможность снижения стоимости слуховых аппаратов за счет сокращения трудоемкости сборки аппаратов или поиска новых поставщиков с более выгодными предложениями по закупке комплектующих элементов.
Заключение
В процессе выполнения дипломной работы были изучены теоретические основы товарной политики предприятия, жизненного цикла товара, принципы формирования товарного ассортимента. Для изучения теоретических основ в качестве методологического инструмента был проанализирован ряд пособий отечественных и зарубежных авторов, а также различные интернет-ресурсы.
Во втором разделе был исследован объект написания дипломного проекта — предприятие ООО «Исток Аудио Трейдинг», посвятивший свою деятельность обеспечению людей с ограниченными возможностями здоровья современными техническими средствами реабилитации с целью улучшения качества их жизни и адаптации в обществе. В ходе работы была проанализирована общая характеристика деятельности предприятия, получено представление о структуре управления предприятием, его функциональных подразделениях, а также изучены основные потребители и конкуренты данного предприятия, определена доля предприятия ООО «ИАТ» на рынке средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями.
Анализируя положения предприятия ООО «Исток Аудио Трейдинг» на рынке средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями и нарушением слуха можно сделать вывод, что данное предприятие на данный момент занимает лидирующую позицию по сравнению со своими конкурентами. Немаловажную роль в данном случае играет наличие большого количества собственных региональных центров хорошего слуха «Радуга звуков», которые расположены более чем в 89 регионах России.
В ходе написания дипломного проекта было выявлено, что одним из недостатков является то, что до сих пор люди продолжают скептически относиться к товарам отечественного производства. И в соответствии с этим были сделаны выводы, что усиление продвижения продукции предприятия ИАТ собственного производства становится вдвойне актуальным и важным в связи с высоким курсом валюты и ее нестабильностью, а также вводимых санкций касательно России, которые влияют на качество работы с импортными фирмами-партнерами и стоимость их продукции. Поэтому далее в дипломной работе было уделено внимание слуховым аппаратам собственного производства.
В третьем разделе дипломного проекта был проанализирован ассортимент предлагаемых предприятием товаров, уделено особое внимание продукции собственного производства – слуховым аппаратам, проанализирована их стоимость по сравнению с ценами импортных фирм-партнеров. На основании проведенного анализа была предложена ориентация на усиленное продвижение новой аккумуляторной модели слухового аппарата «Соната У-02», которая является весьма актуальной в настоящее время на дынном рынке слуховых аппаратов. В данной главе был предложен план мероприятий по продвижения данной модели нового слухового аппарата.
Помимо этого в третьей главе дипломного проекта был проведен АВС-анализ ассортимента слуховых аппаратов собственного производства предприятия ООО «ИАТ» и портфельный анализ по модели БКГ. Построение матрицы БКГ позволило выявить виды слуховых аппаратов собственного производства предприятия, которые в настоящее время приносят максимальный доход предприятию, а также те, на которые стоит обратить внимание и, от которых возможно целесообразно отказаться.
Исходя из анализа ассортимента слуховых аппаратов собственного производства по матрице БКГ, был предложен ряд направлений с целью совершенствования ассортиментной политики предприятия в отношении слуховых аппаратов собственного производства предприятия.
Задачи, поставленные при написании дипломной работы, выполнены. Считаю, что предложенные мной рекомендации по совершенствованию торгового ассортимента предприятия ООО «Исток Аудио Трейдинг» помогут данному предприятию добиться главной цели – получения максимальной прибыли.
Список литературы
- Алексунин В.А. Маркетинг: Краткий курс. Учебное пособие.-3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002;
- Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд./ Под общ. ред. Г.Л.Багиева. – СПб.: Питер, 2005;
- Гайдаенко Т.А., Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.; Изд-во Эксмо, 2007;
- Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Серия: Высшее образование. – М.:, Инфра-М, 2010;
- Дубровин И.А. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007;
- Захаров С.В. Маркетинг: учебник/ С.В.Захаров, Б.Ю.Сербиновский, В.И.Павленко. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009;
- Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля): Учебник, ИД «Форум», 2012;
- Ивашкова Н.И. Управление маркетингом: учебное пособие/ Н.И.Ивашкова. – М.: ФОРУМ, ИД «Инфра-М», 2010;
- Капон Н., Колчанов В., Макхалберт Дж. Управление маркетингом: Учебник для вузов/ Пер.с англ. под ред. В.Б.Колчакова. – СПб.: Питер, 2010;
- Кнышова Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002;
- Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие/ Т.Н.Парамонова, И.Н.Красюк. – М.: КНОРУС, 2013;
- Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер/ Филип Котлер; Пер.с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010;
- Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание.: Пер.с англ. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2003;
- Котлер Ф. Маркетинг от А до Я/ Пер.с англ.под ред. Т.Р.Тэор. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003;
- Кунявский М.Е., Кубин И.М., Распоров К.О. Управление маркетингом промышленного предприятия. – М.: Международные отношения, 2004;
- Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров/ Т.Н.Парамонова, И.Н.Красюк, В.В.Лукашевич; под ред. д.э.н., проф. Т.Н.Парамоновой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013;
- Маркетинг: учебно-методическое пособие/ сост. И.В.Ильичева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010;
- Маркетинг: Учеб.пособие/ Н.М.Мурахтанова, Е.И.Еремина. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002;
- Основы маркетинга: учебное пособие/ А.Н.Бобровников, С.Н.Волкова, И.Е.Замятина, В.А.Никольская. 1-2 изд. Тверь: ТГТУ, 2007;
- Суркова Е.В. Основы маркетинга: учебное пособие/ Е.В.Суркова. – Ульяновск: УлГТУ, 2007;
- Шиповских И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие/ И.Ю.Шиповских. – Ульяновск: УлГТУ, 2010;
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
- Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы»;
- http://www.who.int/
- http://www.istok-audio.com/
- http://www.ia-group.ru/
