3.1. Обоснование выбора средств разработки
3.1.1 Обоснование выбора средств разработки клиентской части АРМ
В рамках анализа стратегии автоматизации технологии работы сотрудника отдела кадров была выбрана стратегия собственной разработки программного обеспечения. Это связано с наличием в штате предприятия специалистов отдела информационных технологий, способных реализовать задачу разработки программного обеспечения. Кроме того, сторонние разработчики программного обеспечения не учитывают особенности работы, связанные с рынком программных продуктов автоматизации работы сотрудников отдела кадров, наличие собственной разработки будет учитывать специфику работы исследуемой организации.
Проведем анализ сред разработки и обоснование выбора языка программирования для реализации задачи автоматизации деятельности КБУЗ ДП №67.
Приведем сравнительную характеристику сред программирования.
Ниже описанные характеристики сред программирования приведены в работе [13].
Сравнительная характеристика языков программирования приведена в таблице 3.1:
Таблица 3.1 — Сравнительная характеристика языков программирования
| № | Характеристики | Средства | |||
| Visual Foxpro | Access (VisualBasic) | VC++MFC | Delphi | ||
| 1. | Принцип обработки кода | Интерп.(псевдо Компилятор) | Интерп.(псевдокомпилятор) | Компил. | Компил. |
| 2. | Язык | DBASE c с объектами | Basic c Объектами | С++ | Pascal |
| 3. | Система | Закрытая | Закрытая | Открытая | Открытая |
| 4. | Встроенные базы данных | DBF, DBC, ODBC | MDB, ODBC | Классы обработки MDB, SQL через DB-библиотеку, ODBC | Объекты обработки dBASE, Paradox, InterBase, MDB, Informix, FoxPro, ODBC |
| 5. | Создание пользовательских мастеров | — | — | + | + |
| 6. | Динамическое создание форм ввода, обработки сообщений | + | + | — | + |
| 7. | Модель создания приложения | — | — | каркасная (мастер) | компонентная (мастер) |
| 8. | Технология | Построители экранов, меню, отчетов (drag-and-drop), классов | Построители экранов, меню, отчетов (drag-and-drop), классов | Редактор классов, Редактор ресурсов (drag-and-drop) | Редактор объектов (drag-and-drop) |
| 9. | Вывод из баз данных на печать | Встроенный Report | Встроенный Report | Внешний | Объект : Report |
| 10 | Обработка исключений | Процедура | Процедура | Объект | Объект |
| 11 | Поддержка CASE Rational Rose | — | + | + | — |
Самая универсальная система в обработке баз данных – это Borland, поддерживает большинство форматов. Единственное, что можно сказать, что через ODBC всегда можно получить доступ к любому формату данных, а постоянно работать можно только с тем форматом, обработка которого встроена и, следовательно, имеет более быстрый доступ, чем ODBC (убирается лишнее звено). Таким образом, большое количество поддерживаемых напрямую форматов – это неплохо, но не может быть главным критерием выбора.
Создание Мастеров пользователя позволяет создавать на основе мастеров шаблоны наиболее распространенных приложений. Это просто удобно для создания большого количества одинаковых по форме, но немного разных по сути приложений, например обработки классификаторов.
Только Microsoft не позволяет динамически создавать формы Это вытекает из принципиальной разницы между моделями создания приложения
Интерпретаторы, могут строить все, что угодно при работе приложения, а компиляторы только то, что заложено изначально в пределах, в которых это изначальное позволяет. У Borland более продвинутые объекты, которые позволяют устанавливать кучу свойств. Конечно, VC++ может включить в форму дополнительные кнопки и поля при работе приложения, при большом желании можно сделать и целую форму, но проще ее создать в редакторе ресурсов при создании приложения, на эту тему в Borland более продвинутая система, которая уже близка к интерпретатору, поэтому я и поставил VC++ минус. Хотя на С++ можно написать все что угодно, но если в инструменте нет специально предусмотренных для указанной задачи средств, то решение этой задачи будет трудоемко, а в интерпретаторах и вовсе невозможно.
Модель от Microsoft более открыта, так как дает полностью открытый шаблон кода, тогда как Borland не пускает программиста дальше, чем позволяют свойства объектов. Это удобно для начинающих, но может привести к ситуации Пункта 3. Именно по причине разной модели построения приложения требуется разные затраты на изучение этих оболочек. В VC++ необходимо изучить шаблон приложения и только потом писать его. Хотя можно иметь только общее представление куда добавить необходимый код и не погружаться в детали. Таким образом, я бы сказал, что такая модель создания приложения более легкая для изучения в Borland, но дающая большие возможности для профессионала в Microsoft уже после изучения.
Microsoft VC++ предлагает воспользоваться внешним Crystal Report, который специализирован для построения отчетов, тогда как в других инструментах используются встроенные генераторы (в Borland — объект отчета). Хорошо это или плохо – трудно сказать, часто специализированный инструмент лучше универсального, но требует дополнительного изучения.
Показывает, что С++ просто более продвинутые системы для обработки исключительных ситуаций.
Visual Basic и VC++ также поддерживают работу с различнвми форматами данных. CASE средства позволяют значительно сократить долю ручного кодирования и, что самое главное, облегчить последующее сопровождение. Когда через пару месяцев в код готовой программы необходимо внести изменения, то вспомнить иерархию и взаимодействие классов поможет именно Rational Rose, который в графическом виде представит все эти данные уже по готовому коду приложения.
Если необходимо быстро написать одно-два приложения, можно выбирать между MS Access, и FoxPro.
Но для больших систем они не годятся по причине неповоротливости и трудности в сопровождении полученных программ. При написании системы есть большая вероятность, что понадобиться нечто, что не было предусмотрено изначально в языке. В С++ и Delphi это решается всегда.
Если нужно написать серьезную программу, быструю и занимающую мало места, нужно выбирать между VC++ и Delphi, если необходимо обрабатывать несколько типов баз данных на скорости большей, чем предоставляет драйвер ODBC, то опять Borland и, если необходима работа с базами данных Borland, такими как Informix, то выбор предопределен.
Однако, для серьезных приложений или систем, где без CASE средств не обойтись, для работы с MS SQL Server необходимо выбрать VC++, но в нашем случае данное требование некритично.
В рамках данного проекта для реализации задачи создания информационной системы будет использован язык программирования Delphi. Выбор сделан исходя из:
— соответствия возможностей языка программирования системным требованиям;
— возможностями работы с различными СУБД;
— наличия большого количества технической документации и готовых компонент для использования в проекте.
3.1.2 Выбор дополнительного программного обепечения
В качестве средства функционального моделирования выбрано ПО ErWin, позволяющее работать как с анализом бизнес-процессов в методологиях IDEF0, IDEF3, DFD, так и проектировать модели данных и проводить экспорт данных в различные форматы.
Для работы с методологией UML при анализе информационной системы выбрано ПО MS Office Visio 2007.
Для разработки отчетных форм использовано бесплатное офисное ПО OpenOffice.org, что предполагает открытие отчетных форм именно в этом приложении, так как не на всех рабочих станциях КБУЗ ДП №67 имеется лицензия на MS Office.
Для разработки дистрибутива программного обеспечения выбрано ПО Smart Install Maker.
3.2. Описание реализации клиентской части АРМ
3.2.1 Дерево функций и сценарий диалога
На рисунке 3.1 представлено дерево функций программных модулей, используемых в работе программного обеспечения по оценке выполнения заказов землеустроительной компании.
Используемые в разрабатываемой системе модули подразделяются на виды:
— модуль ввода первичной информации;
— модуль обработки информации;
— модуль хранения данных (справочники).
В Таблице 3.2 приведены идентификаторы модулей и описание выполняемых ими функций в АРМ оценки работы землеустроительной компании.
Таблица 3.2 — Описание программных модулей
| Название программного модуля | Идентификатор |
| Главная форма | Form1 |
| Справочник – данные организации | TForm1.RzBitBtn8Click |
| Справочник – Сотрудники | TForm1.RzBitBtn1Click |
| Справочник – Отделы | TForm1.RzBitBtn1Click |
| Справочник — Должности | TForm1.RzBitBtn3Click |
| Прием на работу | TForm1.RzBitBtn4Click |
| Увольнение | TForm1.RzBitBtn5Click |
| Отчет по отпускам | TForm1.RzBitBtn6Click |
| Отчет по б/л | TForm1.RzBitBtn7Click |
| Табель отработанного времени | TForm1.RzBitBtn9Click |
| Добавление новой записи в справочник сотрудников | TForm2.RzBitBtn1Click |
| Изменение текущей записи в справочнике сотрудников | TForm2.RzBitBtn2Click |
| Сохранение новой записи в справочнике сотрудников | TForm3.RzBitBtn1Click |
| Сохранение изменений в текущей записи справочника должностей | TForm4.RzBitBtn1Click |
| Добавление новой записи в справочник должностей | TForm5.RzBitBtn1Click |
| Изменение записи в справочник отделов | TForm5.RzBitBtn2Click |
| Сохранение новой записи в справочнике отделов | TForm6.RzBitBtn1Click |
| Сохранение изменений в текущей записи в справочнике отделов | TForm7.RzBitBtn1Click |
| Заявление на прием на работу | TForm8.RzBitBtn1Click |
| Заявление на увольнение | TForm8.RzBitBtn3Click |
| Командировка | TForm9.RzBitBtn1Click |
| Отпуск | TForm11.RzBitBtn1Click |
| Печать формы Т-2 | TForm10.RzBitBtn1Click |
| Печать приказа на командировку | TForm10.RzBitBtn3Click |
| Печать приказа на отпуск | TForm12.RzBitBtn1Click |
| Ввод больничного листа | TForm12.RzBitBtn2Click |
| Изменение больничного листа | TForm12.RzBitBtn3Click |
| Печать отчета по б/л | TForm12.BitBtn1Click |
| Печать отчета по отпускам | TForm12.BitBtn2Click |
| Печать табеля учета раб.времени | TForm12.BitBtn3Click |
| Выход из режима отчетности | TForm13.RzBitBtn1Click |
| Выход из программы | TForm14.RzBitBtn1Click |
| Копирование БД | TForm15.BitBtn1Click |
3.3. Описание реализации БД АРМ
Модуль АРМ сотрудника отдела кадров включает в себя следующие справочники:
Сотрудники— содержит данные о сотрудниках
Должности — содержит информацию о должностях
Отделы – содержит информацию об отделах
Данные организации – содержит информацию о реквизитах землеустроительной организации
Разрабатываемая автоматизированная система содержит возможность ввода следующих документов:
— заявление на прием на работу;
— заявление на увольнение;
— заявление на отпуск;
— больничный лист;
— командировка
Описание структуры таблиц базы данных приведено ниже.
Структура таблицы clients, содержащей информацию о клиентах.
- const– справочник параметров организации со структурой
- sotr– справочник сотрудников со структурой
- otpusk – журнал со структурой со структурой
- dolg– справочник должностей cо структурой
- command – Журнал командировок со структурой
- boln – Журнал больничных листов со структурой
3.4. Схема функционирования АРМ
На основе изложенного выше материала можно построить схему функционирования ЭИС, которая представляет собой алгоритм действий возможных к реализации в экономической информационной системе. В ней отображены все процессы, возможные к исполнению, начиная от входа в систему и заканчивая завершением работы.
3.5. Обеспечение информационной безопасности при эксплуатации АРМ
При эксплуатации информационной системы необходимо соблюдение требований защиты информации. Кроме выше перечисленных рисков каждая организация, работа которой основана на функционировании информационной системы, имеет риски, связанные с защитой информации. Недооценка их степени может привести к большим убыткам, связанным с утерей данных, простоями в работе в результате вирусной активности или некорректно определенных прав пользователя, а также вследствие утери данных, содержащих коммерческую тайну. Исходя из этого необходимо применение серьёзных технологических и организационных мер защиты информации.
Технологические требования.
- Организация разграничения доступа и определение ролей пользователей;
- Парольная защита с соблюдением регламентов (смена паролей не реже 1 раза в год, организационные меры по сохранности паролей);
- Для работы с централизованными базами – усиление мер защиты через внедрение электронных ключей (напр, eToken от Alladdin) или биометрической аутентификации (BioLink)
- Организация криптографической защиты информации – шифрование файлов, составляющих большую ценность или коммерческую тайну. Обмен официальной информацией с использованием средств электронно-цифровой подписи.
- Организация доменных политик, максимально возможное понижение пользовательских прав, недопустимость самостоятельного создания пользователями каких-либо общих ресурсов.
- Автоматическое развертывание антивирусной защиты и управление ею.
Организационные меры:
- Разработка Положения о Защите информации, включающего меры запрета или регламента использования Интернета пользователями, запрещения использования неучтенных носителей информации, политики разграничения доступа, парольной защиты.
- Разработка Положения о внутриобъектовом режиме и противопожарной безопасности.
- Определение ответственного за защиту информации из числа сотрудников, имеющего прямое подчинение руководителю и особые полномочия.
- Определение номенклатуры дел ответственного за защиту информации, ведение журналов, фиксация нештатных ситуаций.
- Применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям требований защиты информации.
3.6. Описание функционирования программного обеспечения
Приведем краткое описание возможностей программы.
Для работы программы необходимо наличие каталогов:
— C:\kadr – рабочая папка
— C:\kadr\xlt – для хранения шаблонов
— C:\kadr\arc – для хранения архивов.
Исполняемый файл программы – C:\kadr\kadr.exe
Файл базы данных: C:\kadr\kadr.mdb
Программа работает со справочниками:
— сотрудников;
— контрагентов;
— констант;
— должностей.
Заполнение справочников позволяет получить оперативный доступ условно-постоянной информации об объектах, используемых информационной системой.
Реализовано заполнение и ведение журналов следующих документов:
— прием на работу;
— увольнение;
— командировка;
— отпуск;
— больничный лист.
Реализовано формирование отчетов:
— уровень образования;
— табель отработанного времени;
— отчет по отпускам;
— отчет по больничным.
Кроме того, реализована возможность автоматического формирования формализованных кадровых документов (приказов, удостоверений), часто используемых в работе.
Формирование печатных форм происходит путем загрузки данных в шаблоны, находящиеся в подкаталоге XLT.
Резервное копирование каталога базы данных реализовано с помощью консольного архиватора rar.exe, команда на копирование генерируется нажатием кнопки , после чего формируется файл копии базы в виде архива. Хранилище архивов – каталог C:\kadr\arc. Имя файла копии соответствует текущей дате.
В ходе опытной эксплуатации программного продукта показана возможность внедрения разработанной информационной системы и её соответствие технологии работы сотрудника по кадрам.
На этапах внедрения программы возможна организация поддержки пользователей и исправления выявленных неточностей.
Установка программы
Для корректной работы программы необходимо наличие установленного программного пакета OpenOffce.org
Для установки программы необходимо запустить файл дистрибутива setup.exe, согласиться с запросами установщика, на вопрос об изменении реестра ответить «Да».
Для запуска программы необходимо использовать ярлык, созданный установщиком на рабочем столе.
Запустить файл c:\kadr\kadr.exe
Заполнение справочника «Сотрудники»
Перед приемом на работу нового сотрудника необходимо занести его данные в базу данных программы. Меню «Справочники – Сотрудники — Новый».
При необходимости корректировки данных по ранее введенным сотрудникам используется режим: Справочники – Сотрудники – Изменить. Аналогичным образом корректируются справочники должностей, куда заносятся данные о штатном расписании предприятия (количество ставок по должностям, оклады) и контрагентов (данные о сторонних организациях, с которыми работает кадровая служба предприятия). Также из справочника «Сотрудники» возможна печать формы «Т-2».
В окне редактирования доступен просмотр фотографий сотрудников. Возможность просмотра фотографий обеспечивает наличие файла с именем <Табельный номер сотрудника>.bmp в каталоге C:\kadr\foto.
Навигация по базе данных осуществляется с помощью стрелок навигатора, расположенного вверху формы, либо щелчком мыши на нужной записи.
Для расчета выслуги лет и льготного стажа необходимо введение данных о предыдущих местах работы сотрудника. Этот режим вызывается нажатием кнопки «Места работы».
При заполнении данной формы указываются интервалы дат работы, название организации, признаки включения в льготный стаж и зачёта выслуги лет.
Заполнение справочника «Константы»
Для заполнения справочника констант, где находятся данные организации, необходимо вызывать режим «Справочники – Константы». После заполнения или корректировки данных нажать «Запись».
Документ «Прием на работу»
Заполнение документа «Прием на работу» возможно после заполнения данных о сотруднике в справочник «Сотрудники» и наличии вакансии в справочнике «Должности», а также корректное заполнение информации о должности, на которую принимается сотрудник. После нажатия кнопки «Приказ» на экран выходит печатная форма приказа о приеме на работу, загруженная в SOOCalc.
Навигация по записям журнала возможна либо щелчком мыши на нужной записи, либо с помощью стрелок навигатора
Режим «Увольнение» доступен через пункты меню «Документы — Увольнение».
Только после нажатия на кнопку «Запись» приказ будет записан в базу данных АРМа.
Заполнение командировок
Введение данных по командировкам происходит в режиме «Документы — Командировка». Ввод командировки возможен только при наличии данных об организации, куда направляется сотрудник, в справочнике контрагентов.
После заполнения данной формы возможно распечатать: приказ на командировку и командировочное удостоверение, печатные формы которых загружаются в приложение SOOCalc. Запись данных о командировке возможна только при нажатии кнопки «Запись».
Ввод отпусков
В базу АРМа вводятся данные о текущих и планируемых отпусках сотрудников. Для ввода отпусков используется режим «Документы — Отпуск».
Фамилия сотрудника выбирается из списка, далее выбираются даты начала, окончания отпуска, записывается номер приказа, выбирается вид отпуска. После заполнения реквизитов может быть распечатан приказ на отпуск.
После нажатия кнопки «Запись» происходит запись данных отпуска в базу, о чем выходит сообщение пользователю.
Для просмотра ранее введенных отпусков используется режим «Журнал отпусков» из меню «Документы». Некорректно введенная запись в этом режиме может быть удалена.
Ввод больничных листов
Ввод больничных листов в базу данных АРМа осуществляется с использованием меню «Документы – Больничный лист»
Сотрудник выбирается из справочника, после выбора дат начала и окончания необходимо нажать кнопку «Запись».
Отчеты, формируемые программой
В данной программе реализовано формирование следующих отчетов:
— об уровне образования;
— табель отработанного времени;
— отчет по отпускам;
— отчет по больничным листам;
— отчет по дням рождения
Отчет об уровне образования запрашивается руководителем для оценки уровня профессиональной подготовки сотрудников.
Также из АРМа возможно формирование табеля отработанного времени.
Отчет по отпускам формируется при необходимости получить данные о нахождении сотрудников в отпуске в указанном интервале дат.
Отчет по больничным листам формируется при необходимости получить данные о нахождении сотрудников на больничном в указанном интервале дат.
Все отчеты формируются загружаются в приложение SOOCalc, откуда могут быть сохранены в формате MSExcel и открыты в последствии на других компьютерах.
Отчет о выслуге лет необходим для контроля назначения надбавок за выслугу лет, а также, при наличии льготного стажа, данных о праве на льготную пенсию.
Отчет вызывается из пунктов меню «Отчеты – Выслуга лет». После указания даты актуальности на экран выходит результат расчета.
Рассмотрев функционал программного обеспечения «АИС Кадры», можно сделать выводы:
— разработанное программное обеспечение соответствует функционалу работы сотрудника по кадрам ГБУЗ ГП № 67 ДЗМ;
— наличие исходных кодов программного обеспечения и достаточного штата квалифицированных ИТ-сотрудников позволит проводить обновления данного программного продукта согласно требованиям ГБУЗ ГП № 67 ДЗМ;
— программный продукт поддерживает совместимость с OpenOffice.org, стандарт которого используется в технологии работы Администрации ГБУЗ ГП № 67 ДЗМ;
— программный продукт соответствует системным требованиям программного и аппаратного обеспечения ГБУЗ ГП № 67 ДЗМ.
