4.1. Анализ психофизиологических нагрузок на пользователя ПЭВМ
В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 [4.1] группа психофизиологических вредных факторов по характеру воздействия на организм человека делится на:
- физические нагрузки;
- нервно-психические нагрузки.
Физические перегрузки подразделяются на:
- статические нагрузки;
- динамические нагрузки.
Нервно-психические перегрузки подразделяются на:
- умственное перенапряжение;
- перенапряжение анализаторов;
- монотонность труда;
- эмоциональные перегрузки.
Характерной при работе с ПЭВМ является такая физическая перегрузка, как длительное статическое напряжение мышц. Оно обусловлено вынужденным продолжительным сидением в одной и той же позе, часто неудобной, необходимостью постоянного наблюдения за экраном (напрягаются мышцы шеи, ухудшается мозговое кровообращение), набором большого количества знаков за рабочую смену (статическое перенапряжение мышц плечевого пояса и рук). При этом возникает также локальная динамическая перегрузка пальцев и кистей рук.
Статическим перенапряжениям мышц способствуют неудовлетворительные эргономические параметры рабочего места и его компонентов (отсутствие подлокотников, пюпитра, подставки для ног), отсутствие возможности регулировки параметров рабочего стула, высоты рабочей поверхности стола, неудобное расположение клавиатуры и дисплея, отсутствие регламентированных перерывов, невыполнение специальных упражнений для снятия напряжения и расслабления мышечных групп плечевого пояса, рук, шеи, спины, улучшения кровообращения.
Нервно-психические перегрузки являются следствием информационного взаимодействия в системе «пользователь — ПЭВМ». Они обусловлены неудовлетворительными условиями зрительного восприятия изображения, несогласованностью параметров информационных технологий с психофизиологическими возможностями человека, необходимостью постоянного наблюдения за информационными символами и быстрого анализа динамично меняющейся информации. К основным нервно-психическим перегрузкам относятся повышенные зрительные напряжения; умственные и нервно-эмоциональные перегрузки; длительная концентрация внимания; монотонность труда (однообразие трудового процесса, повторяемость операций, отсутствие возможности переключения внимания или изменения вида работы) [4.2].
К факторам, приводящим к нервно-психическим перегрузкам, можно отнести повышенные пульсации световых потоков источников искусственного освещения и экрана. Световые пульсации (даже незаметные для глаза) приводят к повышению общего и зрительного утомления, ухудшению зрительной работоспособности, снижению производительности труда. С уменьшением частоты пульсаций негативные эффекты усиливаются. К нервно-психическим перегрузкам приводит также низкочастотное (0…20 Гц) мерцание экрана, то есть кажущееся изменение яркости его свечения. Оно может появиться из-за взаимодействия пульсирующих световых потоков источников света и экрана.
Указанные факторы представляют достаточно широкий спектр физических и психофизических факторов, часть из которых по своему воздействию имеет разовый характер (электрический ток, пожарная опасность). Большинство же факторов постоянно воздействуют на всех без исключения пользователей ПЭВМ. Эти факторы могут оказывать как прямое, так и сложным образом опосредованное воздействие на пользователя, негативные последствия которого проявляются как практически сразу, так и постепенно, с течением времени. Многие факторы, кажущиеся несущественными, при систематическом воздействии могут приводить к существенному снижению работоспособности и ухудшению здоровья пользователя.
Умственный труд по нервно-психической нагрузке подразделяется на:
- мало-напряженный;
- умеренно-напряженный;
- напряженный;
- очень напряженный.
Эмоциональные перегрузки:
- мало-напряженный труд — отсутствует;
- очень напряженный труд — личный риск, ответственность за безопасность других лиц.
Эмоциональные перегрузки тесно связаны с проблемой совместимости человек-коллектив, которую изучает соционика — наука о мотивах поступков людей, стиль их мышления, способы решения конфликтов внутри коллектива, гармонизация отношений между людьми [4.3].
Соционика делит личности на четыре квадры, каждая из которых играет свою роль в обществе:
- 1 квадра — создатели новых теорий, осуществляющие их дальнейшее развитие;
- 2 квадра — внедряющие новые, рожденные кем-то идеи;
- 3 квадра — критики существующих идей и разработок, усовершенствующие наиболее ценные из них;
- 4 квадра — корректируют все, что было достигнуто представителями первых трех квадр, добиваясь при этом в работе высокого качества и эффективности.
4.2. Разработка профилактических мероприятий по снижению общего и зрительного утомления, самомассаж биологически активных точек, упражнения для снятия длительной статической нагрузки для кистей рук
Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четыре часа. Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы. Чтобы их не допускать, по крайней мере, после двух часов непрерывной работы с дисплеем нужно делать перерывы. Во время перерывов необходимо проводить гимнастику для глаз, самомассаж биологически активных точек и физические упражнения.
4.2.1 Профилактика общего утомления
Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности [4.4].
К начальным признакам общего утомления относятся появление усталости, раздражительности и возникновение желания быстрее закончить работу, так как становится труднее сосредоточиться на конкретной задаче. При ухудшении состояния могут наблюдаться головные боли, головокружение, немотивированная тревога, а также неприятные ощущения в области сердца.
Для профилактики указанных расстройств необходимо соблюдать следующие правила [4.5]:
- Периодичность обязательных перерывов в работе каждые 30-60 минут. После 2 часов работы (или после 1 часа интенсивной деятельности) перерыв является строго обязательным. Не следует использовать для разгрузки компьютерные игры, поскольку они не снимают утомление и не дают полноценного отдыха. Длительность перерывов должна составлять не менее 10-15 минут. Во время этих перерывов необходимо переключение на не связанную с использованием компьютера деятельность. Оптимально в этот период выполнить комплекс разгрузочных упражнений.
- Соблюдение правил правильной позы при работе с ПК, так как изменения, возникающие в нем при ее нарушениях, затрудняют работу всего организма, создают излишнее напряжение функциональных систем и приводят к быстрому развитию общего утомления. Правильная поза подразумевает, что спина несколько прогнута вперед. При этом необходимо избегать сползания вперед по сидению стула или опускания (прогибания) средней части спины по спинке стула. Необходимо сидеть вертикально прямо, задняя поверхность бедер должна соприкасаться с сиденьем, колени расположены на уровне или ниже бедер. Тело должно быть не напряжено, движения в нем легкие.
- Регулярное выполнение комплексов физических упражнений.
Для снятия общего утомления выраженной степени имеются специальные разгрузочные комплексы, которые выполняются в течение 10-15 минут. Перед тем, как приступить к выполнению заданий, необходимо принять удобное положение и сконцентрировать внимание на собственном состоянии.
Разгрузочный комплекс 1:
Задание 1. Выполните легкое поглаживание головы обеими ладонями так, словно приглаживаете волосы сзади: двигайтесь по затылку от макушки к плечам.
Задание 2. Сделайте вдох. Задержите дыхание и сожмите руки в кулаки. Напрягите мышцы рук, живота, спины. Выдохните и полностью расслабьте все мышцы.
Задание 3. Сидя, корпус прямой, руки опущены. Делая глубокий вдох, поднимите руки вверх и потянитесь 4 раза. Вместе с полным выдохом опустите руки вниз, расслабьте мышцы, округлите спину.
Разгрузочный комплекс 2:
Задание 1. Подушечками пальцев обеих рук погладьте свое лицо, медленно двигаясь от середины лба по щекам к подбородку.
Задание 2. Сделайте вдох, медленно считая до 4-х. Сделайте выдох, медленно считая до 4-х. Задержите дыхание. Сделайте снова вдох и продолжайте выполнять упражнение.
Задание 3. Сидя удобно, опустите руки вниз. Выполните несколько круговых движений плечами, вращая их сначала назад, а затем вперед. Дышите произвольно.
4.2.2 Профилактика зрительного утомления
Для профилактики зрительного утомления во время работы предлагается использовать следующие рекомендации:
Перед началом работы установить регуляторы яркости и контрастности изображения в наименьшее положение, при котором можно комфортно считывать информацию. В дальнейшем (по мере наступления зрительного утомления) увеличить яркость (контрастность) для достижения оптимальных условий зрительного восприятия.
Не смотреть подолгу пристально на экран. Глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. Необходимо периодически (через каждые 3-5 минут) переводить взгляд (на 3-5 секунд) с экрана монитора на самый дальний предмет в комнате или (что существенно лучше) на отдаленный объект за окном.
При чтении с экрана стараться после каждой строки моргнуть, а после каждого большого абзаца — поднять глаза и посмотреть на 2-3 секунды вдаль.
При вводе информации стараться не читать только что написанные слова (буквы). Во всех случаях, даже в момент интенсивной мыслительной работы регулярно моргать (мягко, без усилий и только веками) и для снятия зрительного утомления необходимо проводить комплекс упражнений зрительной гимнастики,
комплекс упражнений для укрепления глазодвигательных мышц [4.6]:
- Выполняется сидя. Перемещайте взгляд из угла в угол дисплея. Движение глаз должны быть частыми и совершаться без усилий.
- Выполняется сидя. Найдите дальний объект за окном, сосредоточьтесь на нем и рассматривайте его в деталях.
- Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
- Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
- Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10-12 раз.
- Выполняется сидя. Закрыть веки, затем массировать круговым движением пальца: верхнее веко — от носа, к наружному краю глаза, нижнее веко — от наружного края к носу, затем наоборот. Продолжительность 1 минута.
- Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону. Медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем, затем то же — слева направо. Повторить 10-12 раз.
- Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза, спустя 1-2 секунд снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
- Выполняется сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Упражнение повторить 6-8 раз.
- Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх, медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами, затем то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10-12 раз.
- Выполняется сидя. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца, то же при движении левой рукой против часовой стрелки. Повторить3-5 раз.
- Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить их книзу, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону. Повторить 6-8 раз.
- Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторите 3-5 раз.
- Выполняется сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза, опустить глаза, повернуть глаза вправо, повернуть глаза влево. Повторить 6-8 раз.
4.2.3 Самомассаж биологически активных точек (БАТ)
Самомассаж точек проводится в положении сидя. Перед процедурой кончиком указательного пальца необходимо нащупать указанные точки. О правильности нахождения точки свидетельствует реакция на надавливание. При этом, как правило, возникает ощущение болезненности, чувство ломоты. В точках, расположенных вблизи глаза, добиваться сильных болезненных ощущений не следует [4.7].
Каждую точку необходимо массировать одновременно справа и слева кончиками указательных или больших пальцев. Движение пальца вращательное или слегка вибрирующее. Давление должно быть умеренным с легким нарастанием и последующим расслаблением. В целях профилактики зрительного утомления общая процедура включает в себя последовательный массаж следующих точек:
Точка № 1. Расположена на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья. Время массажа — 2 минуты.
Точка № 2. Расположена сбоку на уровне между первым и вторым шейными позвонками на границе волосистой части головы, во впадине у наружного края трапециевидной мышцы. Время массажа — 2 минуты.
Точка № 3. Расположена в центре мочки уха. Время массажа — 2 минуты.
Точка № 4. Расположена в середине брови. Время массажа — 1 минута.
Точка № 5. Расположена у основания верхнего внутреннего края брови. Время массажа — 1 минута.
Точка № 6. Расположена в центре надпереносья в углублении, прощупываемом между бровями. Время массажа — 1 минута.
Точка № 7. Расположена в 2 см ниже середины нижнего края глазницы. Время массажа — 2 минуты.
Точка № 8. Расположена на тыле кисти, в углу, образованном наружными концами I и II пястных костей, в ямке вблизи от II пястной кости. Время массажа — 1,5 мин.
Точечный массаж повторяется через каждые 2-3 часа работы или при возникновении жалоб на зрительное утомление.
4.2.4 Упражнения снятия длительной статической нагрузки для кистей рук
Упражнение 1. Растереть наружные и внутренние поверхности ладоней до ощущения тепла.
Упражнение 2. Пружинистыми нажатиями большим пальцем левой руки отгибать назад каждый палец правой руки. По четыре нажатия на каждый палец. Поменять руки.
Упражнение 3. Соединить пальцы обеих рук между собой, ладони обращены друг к другу тыльными сторонами и слегка расставлены. Вдавливать пальцы рук друг в друга на счет 1-5. Расслабить кисти рук, потрясти ими на счет 6-9.
Упражнение 4. Кисти постепенно сжимать в кулаки, все крепче и крепче на счет 1-6. Встряхнуть кистями, расслабиться на счет 7-9.
Упражнение 5. Руки выпрямлены в стороны, кисти слегка сжаты в кулаки. Выкинуть пальцы, сильно напрячь, удерживать напряжение на счет 1-6. Опустить кисти, расслабиться на счет 7-9.
4.3. Экологическая оценка компьютерной техники как объекта загрязнения окружающей среды
Совершенствование, быстрое развитие компьютерной техники и глобальная компьютеризация мирового сообщества наращивает проблемы в области экологии, которые могут иметь социальные последствия.
Важнейшими факторами в условиях глобальной компьютеризации является степень разрушения атмосферы, вытеснение флоры и фауны в результате поиска, разработки и добычи полезных ископаемых, получение материалов, необходимых для изготовления компьютерной техники.
Постепенно возрастает загрязнение окружающей среды за счет утилизации, переработки и захоронения материалов компьютерной техники после окончания срока эксплуатации [4.8].
При изготовлении компьютерной техники технологические процессы отрицательно влияют на окружающую среду, потребляя невосполнимые запасы топлива, химические вещества и запасы воды, загрязняя атмосферу и образуя промышленные отходы.
Высокотехнологичные отрасли промышленности, в первую очередь, производство компьютерной техники постоянно требуют новые материалы, разработка и получение которых расширяет экологически вредные процессы от добычи до изготовления деталей, что обуславливает нарушение равновесного состояния.
Компьютеризация мирового сообщества привела к созданию единого информационного пространства. Наряду с решением вопросов жизнеобеспечения на самом высоком уровне, компьютеризация, как и любая наукоемкая технология, привела к гамме факторов, приводящих к отрицательному воздействию на окружающую среду.
Экологическая оценка компьютерной техники и информационных технологий, рассматривается на стадиях разработки и получения необходимых материалов, изготовления, эксплуатации, утилизации и переработке компьютерного лома после окончания срока эксплуатации.
Вопросы защиты окружающей среды в процессе производства компьютеров регламентируются сейчас, в частности, стандартом TCO-03 NUTEK, по которому контролируются выбросы токсичных веществ, условия работы и др. Согласно стандарту, произведенное оборудование может быть сертифицировано лишь в том случае, если не только контролируемые параметры самого оборудования соответствуют требованиям этого стандарта, но и технология производства этого оборудования.
Воздействие компьютеров на окружающую среду при эксплуатации регламентировано рядом стандартов. Выделяют две группы стандартов и рекомендаций — по безопасности и эргономике.
Для утилизации и переработке отходов, которые образуются после окончания срока эксплуатации ПЭВМ, металл отправляют в переплав на предприятия черной и цветной металлургии и предприятия по извлечению драгоценных металлов и узлов. Остальные отходы отправляются на полигоны для захоронения твердых отходов.
При утилизации старых компьютеров происходит их разработка на фракции: металлы, пластмассы, стекло, провода, штекеры. Вторичные ресурсы металлов складываются из лома (3-4 %) и отходов (57 %). Из одной тонны компьютерного лома получают до 200 кг меди, 480 кг железа и нержавеющей стали, 32 кг алюминия, 3 кг серебра, 1 кг золота и 0,3 кг палладия [4.8].
Переработку целесообразно проводить в местах образования отходов, что сокращает затраты на погрузочные работы, снижает безвозвратные потери при их транспортировке и высвобождает транспортные средства.
Эффективность использования лома и отходов металла зависит от их качества. Загрязнение и засорение металлоотходов приводят к большим потерям при переработке, поэтому сбор, хранение и сдача их регламентируется специальными стандартами.
Основные операции первичной обработки металлоотходов — сортировка, разделка, механическая обработка. Сортировка заключается в разделении лома и отходов по видам металлов. Разделка лома состоит в разделении металлических и неметаллических включений. Механическая обработка включает рубку, резку, пакетирование и брикетирование на прессах.
В соответствии с требованиями СНиП 2.01.08-85 [4.10] переработку промышленных отходов производят на специальных полигонах, предназначенных для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, которые образуются как при изготовлении новых приборов (в том числе и печатных плат), так и при утилизации вышедших из строя.
Использование отходов производства материальных ресурсов, перевод неиспользуемых отходов в используемые имеет большое значение для охраны окружающей среды потому, что это освобождает нас от нейтрализации, захоронения или уничтожения указанных отходов, а также, как правило, сокращает энергетические затраты, что само по себе уменьшает загрязнение окружающей среды и оказывается экономически выгодным. Выпуская законы и предписания в
области экологии, разные страны ставят перед собой различные задачи.
В настоящее время разрабатываются три основных направления природоохранной системы:
- создание технологии переработки отходов с целью получения вторичных ресурсов;
- создание экологически чистых отделочных материалов, приборов, в том числе ЭВМ;
- создание техники, которая обеспечивает минимальное потребление электроэнергии.
Выводы по разделу.
При работе за компьютером на пользователя ПЭВМ действуют психофизиологические нагрузки. Типичными ощущениями, которые испытывают к концу рабочего дня операторы ПЭВМ, являются: переутомление глаз, головная боль, тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины, снижение концентрации внимания.
Длительное пребывание в фиксированной рабочей позе, необходимость ввода с клавиатуры большого количества информации, сменный режим работы, отсутствие перерывов, — все это отрицательно действует на организм человека, приводя к преждевременному утомлению.
Чтобы этого не произошло необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Для существенного уменьшения боли и неприятных ощущений, возникающих у пользователей ПЭВМ, необходимы частые перерывы в работе, оборудование рабочих мест так, чтобы исключить неудобные позы.
Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения по снижению общего и зрительного утомления, самомассаж биологически активных точек, упражнения для снятия длительной статической нагрузки для кистей рук, проводимые во время коротких производственных перерывов.
В настоящее время возрастает количество компьютерной техники во всех отраслях деятельности человека. В этих условиях нельзя не учитывать влияние компьютеров на окружающую среду.
Необходимость постановки и изучения проблемы экологии при компьютеризации мирового сообщества обусловлено, прежде всего, тем, что «жизненный цикл» компьютерной техники — это не только его эксплуатация, но и производство и утилизация после окончания срока эксплуатации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе разработана автоматизированная информационная система специалиста по кадрам. В качестве объекта исследования было выбрано рабочее место кадровой службы ГБУЗ ГП № 67. В ходе работы была изучена специфика предприятия, изучена технология работы специалиста по кадрам.
В ходе работы была поставлена задача разработки автоматизированной информационной системы специалиста по кадрам. Также были изучены существующие аналоги разрабатываемой информационной системы на примере программ «1С – Зарплата и Кадры», «Камин» и, в связи с этим, определена область её применения.
После формулировки технического задания, требований охраны труда было проведено написание программы на языке Borland Delphi 7. В ходе работы также была поставлена учебная цель – овладение приемами программирования на языке Borland Delphi 7.
Далее после опытной эксплуатации были проведены оценки экономической целесообразности внедрения разработанного программного продукта и область его применения.
Разрабатываемая область деятельности автоматизирована многими разработчиками и сложно придумывать новые решения, однако в данной программе техническим элементом новизны можно назвать использование в качестве программы для вывода отчетов SCalc из бесплатного пакета OpenOffice.org, что позволит предприятиям, использующим данную программу экономить на покупке лицензии на MSOffice.
Перспективное развитие данной программы возможно через реализацию сетевых решений, технологий защиты информации, реализации режимов разграничения доступа, подключения криптографических модулей шифрования и ЭЦП для полноценного обмена данными с другими подразделениями предприятия, а также со сторонними организациями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
- Петров, А. И. Информационные системы/ А. И. Петров. – М.: Горячая 1. Архангельский А.Я. Язык SQL в Delphi 5. М.:Наука.2007.-142с.
- Братищенко В.В. Проектирование информационных систем. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
- Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2008.
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем.- СПб: Питер, 2000.
- Гореткина Е. Средства подготовки электронных документов. Computer Week, 2007, № 19.
- Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. А.Д. Чудновского. – М.; ЭКСМОС, 2008. – 154с.
- Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. — М.: Интернет-университет информационных технологий — ИНТУИТ.ру, 2005.
- Дубянский В. Руководство пользователя «1С-Зарплата и Кадры». СПб.: Питер, 2009.
- Карпова, Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация.- СПб. : Питер, 2007.
- Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: Т.3. Новые цели и функции туризма.M.:Инфра-М., 2008.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М.: Инфра-М., 2008.
- Когаловский М.Р. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. – СПб: Вильямс, 2007
- Маклаков С.В. BPwin и Erwin. Case-средства разработки информационных систем − М. : ДИАЛОГ-МЭФИ, 2007.
- Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. – СПб: БХВ Петербург.2006.
- Проектирование экономических систем: Учебник / Г.Н.Смирнова, А.А.Сорокин, Ю.Ф.Тельнов — М. : Финансы и статистика, 2003.
- Романов А.Г. Автоматизация служб предприятия. – Курск: КПО, 2007.
- Романов С.А. Вопросы оптимизации туристского транспортного обслуживания // Вестник национальной академии туризма №1 (5). – СПб. январь – март 2008.
- Романов С.А. Зарубежный опыт развития туристской транспортной инфраструктуры / Материалы международного форума «Туризм: наука и образование». – М.: МГУ им. Ломоносова, 2007.
- Романов С.А. Краткий анализ отечественного рынка туристских перевозок // Проблемы прогнозирования. – 2008. – №4 (108).
- Романов С.А. Проблемы туристской транспортной системы и пути решения / Материалы научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования». — Москва, МГУ им. Ломоносова, 2006.
- Романов С.А. Туризм и транспортная система / Труды IV международной научно-практической конференции «Туризм и региональное развитие». – Смоленск: РГУТС, 2006г.
- Федоров. А.В. Проектирование информационных систем. М. : Финансы и статистика, 2003.
- Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005 — 240с.
- Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. — М.: ТК Велби, 2003. — 256с.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Информатизация менеджмента: Учебник / Под ред. М.С. Клыкова и Э.С. Спиридонова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 584 с.
- Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник / под ред. проф. В.В. Трофимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2007. – 480 с.
- Академия рынка. Маркетинг. Даян А., Букерель Ф., пер. с фран. д.э.н., профессор Худокормов А.Г. М., «Экономика», 2008.
- Общая экономическая теория (политэкономия) // Учебник под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 2007.
- Налоги и налогообложение // Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 2008.
- Экономика // Учебник. 3-е издание. Под редакцией проф. Булатова. – М.,
- Мировая экономика: учебник / под ред. д.э.н. проф. А.С.Булатова.-М.:Экономистъ, 2007.
- Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. проф. М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой.- Киров: АСА, 2007. — 832с.
- Ефимова Е.Г., Бордунова С.А. Мировая экономика: учеб. Пособие для студентов-экономистов.- М.: МГИУ, 2007. — 208с.
- Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 735с.
- Эконометрика: [учебник для студентов высших учебных заве-дений, обучающихся по специальности 061700 «Статистика»] / И.И. Елисеева [и др.]; под ред. И.И. Елисеевой. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 576 с.
- Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2-х т. – Т. 1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Теория вероятно-стей и прикладная статистика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 656 с.
- Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2-х т. – Т. 2. Айвазян С.А. Основы эконометрики. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 432 с.
- Эконометрика: Учебник / Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 512 с. (Программа курса, Учеб-ник: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
- Голицына, О.Л., Основы алгоритмизации и программирования (2-е издание)./ И.И. Попов, О.Л. Голицына – М. : Инфа-М, 2008 – 432 с.
- Кнут, Д. Искусство программирования. Сортировка и поиск / Д. Кнут. – М. : Вильямс, 2007. – 530 с.
- Окулов, С. Программирование в алгоритмах / С. Окулов. – М. : Бином, 2007. – 383 с.
- Хусаинов, Б. Структуры и алгоритмы обработки данных./ Б. Хусаинов. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 464 с.
- Г.С. Иванова «Технология программирования» — издательство МГТУ имени Н.Э.Баумана 2007 г.
- ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения.
- ГОСТ 19.003-80. Схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические.
- Александровский А.Д. «Delphi 7», Москва, 2008.
- Справка Delphi.
- «Основы Программирования» И. Г. Семакин, А. П. Шестаков; Москва, «Academa»; 2009 год.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
- Назаренко О. Б. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — Томск: ТПУ, 2010. — 144 с.
- Гетия С. И. Основы безопасности труда: учебное пособие. — М.: МГУПИ, 2008. — 110 с.
- Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 476 с.
- Мухаметзянов И. Ш. Медицинские аспекты информатизации образования: Монография. — М.: ИИО РАО, 2010. — 72 с.
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. — М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. — 54 с.
- Попова Н.М., Харламов Е.В. Точечный массаж: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 216 с.
- Гетия И. Г, Шумилин В. К., Леонтьева И. Н. Экология компьютерной техники. Учебное пособие. — М.: МГУПИ, 2007. — 69с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф