3.3. Анкетирование беременных на предмет психологического компонента гестационной доминанты
Психологическая диагностика беременной
| Ф.И.О. Беременной: | ххххххххххххххххххххххх | Дата тестирования: | хххххххх |
| Возраст: | 36лет | Участок: | 10 |
| Срок беременности: | 31 неделя | Врач-гинеколог: | |
| Методики психологической диагностики: | 1. «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк). 2. Тест отношений беременной — ТОБ(б). 3. «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин). 4. Клинический опросник невротических состояний | ||
Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД)
| 9 | |||||
| 8 | |||||
| 7 | |||||
| 6 | |||||
| 5 | |||||
| 4 | 4 | ||||
| 3 | 3 | ||||
| 2 | |||||
| 1 | 1 | 1 | |||
| 0 | 0 | ||||
| Оптимальный тип ПКГД | Гипогесто гнозический | Эйфорический | Тревожный | Депрессивный
|
Определяющий тип ПКГД — НЕ сформирован, с присутствием нарастающей тревоги и истерического реагирования организма на соматическом уровне.
Сформированная ответственность. Адекватно-оптимальное взаимодействие с социумом. Счастье ожидания ребенка. Тревожное отношение к родам и грудному вскармливанию.
Показатели практических поступков по соблюдению норм здорового образа жизни во время беременности на средне-высоком уровне. Здоровье, как сформированная ценность стоит на высоких позициях в субъективной иерархии ценностей. Прогноз соблюдения необходимых элементов здорового образа жиз-
ни и охранительного режима беременной.
Выраженная симптоматика невротической депрессии, обсессивно-фобический нарушения (страхи) и истерического реагирования организма. Общий фон эмоциональных состояний с приоритетом отрицательного эмоционального фона и симптоматикой невротических состояний.
По особенностям организации нервной системы оптимальна поведенческая активность в первой половине дня. Следовательно, медицинские мероприятия необходимо назначать на первую половину дня!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
«Группа риска» по сформированности гестационной доминанты.
«Группа благополучия» по отношению к здоровому образу жизни и готовности заботы о здоровье.
РЕКОМЕНДАЦИИ БЕРЕМЕННОЙ:
— Посещение «Школа беременной», «Школы матери» ОБЯЗАТЕЛЬНО.
— Консультация юриста.
— Консультация педиатра в Центре здоровья для детей по вопросам здоровья грудного ребенка (тел. 35-58-48).
— Консультация психолога.
ВРАЧУ: подготовка к родам в ОПБ по психологическому компоненту.
— Все медицинские мероприятия, явки к врачу необходимо назначать на 1ую половину дня.
3.4 Статистические данные целевой категории населения кабинета кризисной беременности
Основная цель деятельности ККБ Женской консультации ГБУЗ ЯНАО «НЦГБ» — сохранение репродуктивного здоровья женщин, рождение здорового поколения и пропаганда здорового образа жизни среди населения.
Целевой категорией населения ККБ являются:
- Беременные женщины и члены ее семьи.
- Женщины, планирующие прерывание беременности (аборт).
- Семьи, которые входят в программу подготовки к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО).
- Все несовершеннолетние, не достигшие возраста 18 лет.
Работа ККБ осуществляется по нескольким направлениям:
— Информационно — просветительская.
— Психодиагностическая.
— Психотерапевтическая и психокоррекционная помощь.
— Юридическое консультирование.
— Медико-социальное сопровождение женщины.
Информационно-просветительская работа проводится в рамках: «Школы будущей матери» (работа детской поликлиники), «Школы беременной» на территории женской консультации, публикаций на Интернет-ресурсах, обучающих занятий с персоналом по построению конструктивных коммуникаций с пациентом, а так же тесного сотрудничества ККБ с межведомственными структурами по просвещению подростков и молодежи о здоровом образе жизни, полоролевого воспитания и ценностях семьи.
«Школа беременной» представляет собой цикл лекций и практических групповых занятий, которые проводятся с регулярностью 4 раза в неделю.
Все занятии имеют обязательную, составляющую пропагандирующую здоровый образ жизни беременной, направленную на ответственное отношение к своему здоровью и заботе здоровья своего ребенка, которая, в свою очередь, является профилактикой употребления ПАВ беременной.
В статистическом показателе мы видим охват беременных женщин в просветительской работе:
| Год | Количество мероприятий | Количество человек, посещений |
| 2011г. | 28 | 179 беременных женщин |
| 2012г. | 75 | 611 беременных женщин |
| 2013г. | 76 | 434 беременных женщин |
Занятия с беременными женщинами проводятся на добровольной основе. По динамике посещений беременными «Школы беременной» мы видим высокую заинтересованность женщин в данной форме работы.
Межведомственное сотрудничество ККБ по пропаганде здорового образа жизни, формирования полоролевого воспитания (стандарты женского и мужского поведения, приемлемые в социуме), ценностей семьи среди подростков и молодежи выстраивается в тесной работе со структурами города:
- Департаментом образования.
- Управлением культуры.
- УДСМ Администрации г.Ноябрьск (Управление по делам семьи и молодежи).
- АНК (Антинаркотическая комиссия МО Администрации г. Ноябрьск), ФСНК г. Ноябрьск (Федеральная служба наркоконтроля).
- С религиозной организацией православного Прихода г. Ноябрьск ЯНАО Тобольско-Тюменской иерархии Русской Православной Церкви.
Межведомственное сотрудничество представлено в участии и проведении акций, семинаров, занятий с подростками и молодежью, женщинами репродуктивного возраста, беременными.
В статистическом показателе данное сотрудничество выражено:
| Год | Количество мероприятий | Количество человек, посещений |
| 2011г. | 4 | ИТОГО-74 человек (24% из общего объема профилактической работы) Категория (из числа межведомственных мероприятий): Население города-39%, Учащиеся православной гимназии — 17% Девочки-подростки — 36% Педагоги-8% |
| 2012г. | 17 | ИТОГО-329 человек (28% из общего объема профилактической работы) Категория (из числа межведомственных мероприятий): Специалисты города города-6%, Подростки — 70% Беременные-12% |
| 2013г. | 33 | ИТОГО-839 человек (72% из общего объема профилактической работы) Категория (из числа межведомственных мероприятий): Специалисты города города-11%, Подростки — 21% Беременные-35% |
Особым и наиболее важным отрезком работы ККБ является просветительская работа по профилактике абортов. Данная работа проводится в тесном сотрудничестве с религиозной организацией православного Прихода г. Ноябрьск ЯНАО Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви. Основная задача данной деятельности — предоставление адекватной информации (понятной для женщины) о последствиях аборта с задействованием всех сенсорных систем (видеоряд, беседа, практические примеры, элементы психотехнических упражнений ), разнообразных методов работы (групповая, индивидуальная, публицистическая).
Всесторонняя и разнообразная форма предоставления информации женщине имеет положительную динамику в профилактической работе и прослеживается в двух направлениях:
- Активизация работы по профилактике абортов и сохранению репродуктивного здоровья женщины.
- Увеличение числа отказов женщин от абортов.
| Временной период | Индивидуальное консультирование | Груповая работа-мероприятия | Групповая работа-кол-во человек | Количество отказов |
| ИТОГО 2012г. | 24 | 70 | 200 | 45 |
| ИТОГО 2013г (10 месяцев) | 52 | 80 | 293 | 93 |
Результативной формой работы с беременной женщиной является психодиагностическое направление. Посредством применения определенных диагностических методик мы имеем дополнительную возможность формирования банка данных беременных «группы риска» по вероятности возникновения психоэмоциональных невротических состояний и особенностей
формирования психологического компонента гестационной доминаты (ПКГД) в системе представлений беременной женщины «Я беременная», «Я мать — ребенок», «Я беременная и социум».
Результаты диагностики позволяют предложить беременной женщине и ее семье своевременное психологическое сопровождение. Тем самым способствовать сохранению психического здоровья женщины и психологической готовности к родам и материнству.
Результаты психологической диагностики беременных:
| Охват беременных за 2012 год — 70 человек За 2013 год (10 месяцев) — 65 человек | ||
| Уровень сформированности компонента | ПКГД | Сформированность ценности здоровья |
| Группа благополучия | 35% | 46% |
| Тревожная группа | 45% | 46% |
| Группа риска | 28% Риск послеродовой депрессии | 8% Выраженность вредного образа жизни |
По результатам психологической диагностики формируется банк данных «группы риска» беременных по психолого-социальному показателю, которым предлагается психологическая, социальная и юридическая помощь.
Не менее важным направлением деятельности ККБ является психотерапевтическая, консультативная индивидуальная работа с женщинами и ее семьей. Представленность статистических данных по наиболее часто заявленным проблемам:
| Категория пациентов (из общего числа консультаций — 493) | Количество консультаций/человек | |
| 2011г. | 2013г. | |
| Общее число консультаций | 360 человек | 493 человек |
| Вопросы сохранения здоровья (гинекологический аспект) | 161 | 152 |
| Психологическая помощь в репродуктивном здоровье лицам с ограниченными возможностями здоровья. | 13 | 6 |
| Консультирование лиц до 18 лет | 4 | 17 |
| Беременные | 67 | 96 |
| Профилактика абортов | 6 | 21 |
| Внешние специалисты (сотрудничество) | 26 | 47 |
| ИТОГО | 260 | 258 |
Представленность статистических данных по наиболее часто заявленным проблемам показывает, что психотерапевтическая, консультативная индивидуальная работа с женщинами и ее семьей увеличивается с каждым годом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новый подход к организации акушерско-гинекологической помощи во многом зависит от интеграции акушерской помощи с общей лечебной сетью. И очень большой вклад в акушерско-гинекологическую службу вносят «Школы материнства». Они призваны стать методическим центром планирования семьи, лечения бесплодия, невынашивания, сексологических нарушений, нарушений менструального цикла. Так же в функции школ молодых родителей входит ведение беременности, освещение беременности как физиологического процесса, физическая и психологическая подготовка к родам, а так же решение как физических, так и психологических проблем. Поэтому в наше время, когда СМИ несут столь противоречивую и не всегда правдивую информацию, воздействуя на особо впечатлительных в период беременности женщин, очень важно создание большего количества «Школ материнства», и пропаганда необходимости их посещения. И, конечно, важен уровень профессионализма и квалификации медицинских работников .
Исследование показало, что кабинет кризисной беременности Женской консультации ГБУЗ ЯНАО «НЦГБ» проводит информационно-просветительскую работу в рамках: «Школы материнства» на обучающих занятиях с персоналом по построению конструктивных коммуникаций с пациентом, а так же тесного сотрудничества ККБ с межведомственными структурами по просвещению подростков и молодежи о здоровом образе жизни, полоролевого воспитания и ценностях семьи.
«Школа материнства» представляет собой цикл лекций и практических групповых занятий, которые проводятся с регулярностью 4 раза в неделю. Все занятии имеют обязательную, составляющую пропагандирующую здоровый образ жизни беременной, направленную на ответственное отношение к своему здоровью и заботе здоровья своего ребенка, которая, в свою очередь, является профилактикой употребления ПАВ беременной.
Занятия с беременными женщинами проводятся на добровольной основе. По динамике посещений беременными «Школы беременной» мы видим высокую заинтересованность женщин в данной форме работы.
Представленное межведомственное сотрудничество в участии и проведении акций, семинаров, занятий с подростками и молодежью, женщинами репродуктивного возраста, беременными в статистическом показателе выражено явным ростом.
Всесторонняя и разнообразная форма предоставления информации женщине направленная на: профилактику абортов и сохранение репродуктивного здоровья женщины, а так же увеличение числа отказов женщин от абортов, имеет положительную динамику. Результаты диагностики позволяют предложить беременной женщине и ее семье своевременное психологическое сопровождение. Тем самым способствовать сохранению психического здоровья женщины и психологической готовности к родам и материнству.
По результатам психологической диагностики формируется банк данных «группы риска» беременных по психолого-социальному показателю, которым предлагается психологическая, социальная и юридическая помощь.
Представленность статистических данных по наиболее часто заявленным проблемам показывает, что психотерапевтическая, консультативная индивидуальная работа с женщинами и ее семьей увеличивается скаждым годом. Организованна консультативная работа с курящими беременными женщинами и будущим отцами.
Кабинет кризисной беременности Женской консультации принимает участие в акциях, посвященных Дню семьи и Дню Матери, проводимых в муниципальном округе.
Кабинет кризисной беременности руководствуется Приказом №206-од от 31.04.2013г. «Об организации кабинета кризисной беременности», а также Положением о кабинете кризисной беременности ( приложение к приказу №206-од от 31.04.2013г.).
Рекомендации
Организовать работу специалистов: акушер-гинеколога и акушерки (обязать работников к выявлению целевых категорий населения и передачи их в кабинет кризисной беременности); медсестры кабинета кризисной беременности (призвать к индивидуальному подходу отдельных категорий пациенток и отслеживанию беременности или ее прерывания); психолога (разработать ряд практических занятий для беременных в форме тренингов, с целью общения, а с целью приобретения опыта, а так же установить индивидуальный подход и индивидуальный контакт с нуждающимися в этом пациентками).
Организовать просветительскую и психологическую работу будущим отцам и близким родственникам беременных разных целевых категорий.
Усовершенствовать наличие информационных материалов (плакаты, в т.ч. по грудному вскармливанию, листовки, брошюры, настольные книги молодой мамы).
Усовершенствовать материально-техническое оснащение (телевизор, видеомагнитофон, DVD проигрыватель, музыкальный центр, видеофильмы, аудиозаписи, фантомы и пр.) и эстетическое состояние «Школы материнства», а также улучшить материальную базу школы.
Цель работы достигнута. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Айламазян Э.Н.,Рябцева И.К. Неотложная помощьприэкстримальных состояниях в гинекологии. НГМА. Н-Новгород.:1997г.
- Андросова Е.Н., Овруцкая З.Л. Акушерство и гинекология. АНМИ. М.: 1995 г.
- Блюментал П., Н.Макинтош «Краткое руководство по репродуктивному здоровью и контрацепции» 1998 г.
- Будко А. А. История медицины Санкт- Петербурга. СПб., 2003.
- Грекова Т. И. Медицинский Петербург. СПб., 2001.
- Груздев В. С. Краткий очерк истории акушерства и гинекологии в России. СПб., 1906.
- Дик Рид. Роды без страха. — С-Петербург-Москва-Харьков-Минск,1997.
- Довженко Г. И. К 125-летию клиники акушерства и гинекологии. Л., 1967.
- Жукова Е.А., Ризо Е.А. «Школа молодых родителей» Питер, 2011 г.
- Кретова Н.Е., Смирнова Л.М. Акушерство и гинекология. Медицина. М.: 1993 г.
- Кривской Л. А. Руководство по женским болезням. Л., 1927.
- Лысок Л.А. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» Феникс, 2004 г.
- Отт Д.О. Задачи постановки высшего медицинского преподавания. Л., 1925.
- Рачинский Н. И. Главные моменты в истории развития акушерства. СПб., 1901.
- Симкин П., Вэлли Д., Кепплер Э. Гид по беременности./Пер. с англ.-М.,1998.
- Славянова И.К. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. Учебное пособие» Кнорус, 2011
- Сорокина Т. С. История медицины. М., 1994.
- Файнберг В. Б. Достижения Советского здравоохранения в области акушерства и гинекологии за 40 лет Советской власти. Л., 1958.
- Фигурнов К. М. История развития акушерско-гинекологической помощи в России и в СССР: В 3 т. Т. 1. М.,1961.
- Фролова О.Г., Николаева Е.И. Гигиена беременной.-М.,1987.
- Чистович Я. А. История первых медицинских школ в России. СПб. 1883.
- Эйзенберг А. и др. В ожидании ребенка: Руководство для будущих матерей и отцов./Пер. с англ.-М.,1998.
- Ястребов Н. В. Организация акушерских учреждений для охраны материнства и грудных детей. СПб., 1912
Интернет- ресурсы
- http://www.rodi.ru/
- http://akusherstvo.policlinica.ru/
- http://mypregnancy.ru/
