1.4. Государственная граница РФ и таможенная граница
Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.
Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами. Воображаемая поверхность, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.
Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств, в соответствии с международным правом. Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.
В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.
Большинство государств контролирует пересечение своих границ. Люди и транспорт могут пересекать границу только в строго определённых местах — пограничных переходах. Для пересечения границ многих стран требуется въездная виза — документ, разрешающий иностранцу доступ на территорию определённого государства. При пересечении границы человек проходит визовый, паспортный и таможенный контроль. Некоторые государства не требуют визы для въезда на свою территорию. Такая ситуация известна как безвизовый режим. Государственные границы некоторых государств могут пересекаться свободно, контроль на границах отсутствует. Таковы, например, границы между странами, входящими в шенгенское соглашение.
Охрана государственной границы производится пограничными войсками (в Российской Федерации — органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации) в пределах приграничной территории, а также Вооружёнными Силами (в Российской Федерации — войсками ПВО и ВМФ) — в воздушном пространстве и подводной среде. Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
В Российской Федерации понятие приграничной территории включает в себя:
- пограничную зону,
- российскую часть вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим,
- пункты пропуска через государственную границу, а также
- территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озёр и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. (ст. 3 Закона о государственной границе РФ)
Линия государственной границы на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. В некоторых случаях могут использоваться и другие знаки, например маркировка на асфальте.
Единую таможенную территорию таможенного союза (далее – таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-членов таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (далее – таможенная граница) .
Далее, во второй главе, автор проанализирует особенности таможенного контроля и совершение таможенных операций перемещения дикой флоры и фауны в РФ, в соответствии с Конвенцией о международной торговли видами дикой флоры и фауны на примере Дальневосточного таможенного управления.
2.1. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения
Одной из существенных угроз биоразнообразию и, в особенности, редким видам диких животных и растений является незаконные промысел и торговля этими объектами (живыми, неживыми, дериватами, продукцией из них).
Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры (англ. The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora , CITES) (Приложение 5 к данной работе) была подписана 3 марта 1973 года в США во время встречи представителей 80 стран. В дальнейшем конвенция была открыта для подписания до 31 декабря 1974 года. Конвенция вступила в силу 1 июля 1975 года после ратификации её 10-м государством. К 2003 году все подписавшие конвенцию государства были названы её сторонами. К августу 2006 года, участниками соглашения считаются 169 государств. Россия стала участницей Конвенции в 1992 году как правопреемник СССР, присоединившегося к этому документу в 1976 году.
Основная цель Конвенции СИТЕС – предотвращение браконьерства, незаконной торговли редкими объектами флоры и фауны и обеспечение эффективного контроля при трансграничном перемещении животных и растений. Причём не только животных и растений, но также их частей и дериватов, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создаёт угрозы их выживанию; соглашение представляет различные степени защиты для более чем 33 000 видов животных и растений.
Существуют две русские транскрипции названия Конвенции — САЙТС и СИТЕС.
Конвенция СИТЕС работает над установлением контроля над международной торговлей определёнными видами. Она требует, чтобы весь импорт, экспорт, реэкспорт и интродукция из моря определённых видов животных и растений производился на основании разрешений и сертификатов.
Каждая сторона соглашения обязана представить государственный орган, осуществляющий контроль за системой лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочный давать экспертную оценку эффективности торговли обозначенными видами. Конвенция СИТЕС устанавливает, что виды животных и растений, включённые в списки приложений к Конвенции, могут перемещаться через границу только при наличии особых разрешительных документов. Основным разрешительным документом является разрешение СИТЕС.
Конвенция СИТЕС включает 3 приложения, в которые в настоящее время внесены около 34 тысяч объектов. Превалируют растения — Конвенцией охраняется порядка 28,5 тысяч видов растений.
В первое приложение включены виды, находящиеся под угрозой вымирания, торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование, и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. В нём поименовано более 870 объектов растительного и животного мира.
Второе приложение включает виды, которые хотя в данное время не находятся под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля ими не будет регулироваться. Это приложение самое многочисленное. В него входит почти 32,6 тысячи объектов.
Третье приложение сформировано из видов, которые страны – участницы Конвенции считают необходимым регулировать в пределах своей собственной юрисдикции и нуждаются при этом в сотрудничестве других стран. В него различными странами включено чуть более 300 видов животных и растений.
Исполнение обязательств Российской Федерации в рамках Конвенции СИТЕС обеспечивается целым рядом научных организаций и государственных контролирующих органов. К компетенции таможенных органов относится контроль законности перемещения объектов СИТЕС через таможенную границу.
Для провоза образцов (как живых животных, так и дериватов), относящихся к видам, включённым в Приложение I Конвенции СИТЕС(см.Приложение 6 к данной работе), требуется два разрешения СИТЕС — разрешение на экспорт, выдаваемое Административным органом страны-экспортёра, и разрешение на импорт, выдаваемое Административным органом страны-импортёра, а для включённых образцов в Приложение II — только разрешение на экспорт. Также могут выдаваться разрешение на реэкспорт и разрешение, удостоверяющее законность приобретения конфискованных животных и растений, их частей и/или дериватов, подпадающих под действие СИТЕС.
Срок действия разрешений ограничен: на экспорт — 6 месяцев, на импорт — 1 год, сертификат происхождения по Приложению III СИТЕС — 1 год (для передвижных зоовыставок и цирков срок действия всех документов — 36 месяцев).
Разрешения СИТЕС в РФ выдаются в Москве национальным Административным органом СИТЕС, в настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), по согласованию с территориальным органом Росприроднадзора по месту происхождения образцов (в случае экспорта).
В России действуют два Административных органа СИТЕС:
— в части, касающейся видов дикой фауны и флоры, кроме осетровых видов рыб — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
— в части, касающейся осетровых видов рыб – Федеральное агентство по рыболовству.
Разрешение СИТЕС оформляется на бланке установленного образца в четырёх экземплярах, с защитной маркой на первом экземпляре; подписывается уполномоченным на то должностным лицом и скрепляется печатью Административного органа СИТЕС в Российской Федерации. Для каждой партии образцов оформляется отдельное разрешение СИТЕС. Образцы подписей имеются в таможенных органах. Все данные об образцах (о партии образцов), указанные в разрешении, должны строго соответствовать фактически наблюдаемым.
Первый экземпляр (оригинал) экспортного разрешения СИТЕС с защитной маркой и подписанный должностными лицами Административного органа СИТЕС в Российской Федерации следует вместе с образцом и после использования должен быть передан в Административный орган СИТЕС страны-импортёра, второй экземпляр разрешения заявитель передаёт органам таможенного контроля Российской Федерации, третий экземпляр разрешения остаётся у заявителя, а четвёртый экземпляр разрешения с визами, вместе с прилагаемыми документами, хранится в выдавшем его Административном органе СИТЕС.
Исключения из требований Конвенции СИТЕС оговорены в тексте Конвенции и уточняются иными документами Конвенции (резолюциями Конференции Сторон Конвенции).
Разрешительные документы Красной книги РФ и иные, выдаваемые Росприроднадзором:
Основным разрешительным документом для оборота живых животных является Разрешение (распорядительная лицензия) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ . Этот документ выдаётся Росприродназором (в Москве) при наличии положительного заключения ВНИИ охраны природы и территориального органа Росприроднадзора о допустимости осуществления пользования заявляемыми видами диких животных. Разрешение должно быть зарегистрировано в территориальном органе Росприроднадзора по месту совершения оборота.
Основанием для выдачи Разрешения на оборот (распорядительной лицензии) является наличие документов, подтверждающих законность владения образцом. Основным из таких документов является Разрешение на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ . Разрешение на добывание действительно только при наличии визы территориального органа Росприроднадзора по месту добывания животных.
Разрешение (распорядительная лицензия) не требуется в случае оборота животных, разведённых в неволе, за исключением выпуска в естественную природную среду в целях их сохранения и/или пополнения природных популяций. Однако тогда необходим документ, подтверждающий факт разведения в неволе.
Дериваты животных, относящихся к видам, занесённым в Красную книгу РФ, также не могут находиться в свободном обороте, что предусмотрено, в частности, Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 8.35). Однако форма разрешительных документов для них не установлена. Это не освобождает владельца от обязанности подтвердить законность приобретения образца.
Кроме того, дериваты и живые животные могут рассматриваться как предметы коллекционирования или зоологические коллекции (в случае нескольких образцов). Следует проверять наличие разрешений на вывоз за пределы РФ и ввоз на её территорию зоологических коллекций и отдельных экспонатов. Эти разрешения также выдаются Росприроднадзором.
Разрешительные документы на объекты охоты:
Дериваты животных, добытых в процессе охоты, признаются продукцией охоты. Законно добытая продукция охоты, полученная от видов, добывание которых разрешено только по лицензии, сопровождается талоном к именной разовой лицензии или корешком лицензии . Талон (корешок) должен быть заверен подписью уполномоченного должностного лица и печатью организации, выдавшей указанную лицензию (это может быть Департамент управления, использования и охраны охотничьих ресурсов территориального органа Россельхознадзора либо охотопользователь).
Ветеринарные сопроводительные документы
Помимо документов природоохранного характера, все объекты животного происхождения, включая живых диких животных и их дериваты, при перевозке и продаже должны сопровождаться ветеринарными документами установленного образца.
Ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы РФ (в составе Россельхознадзора).
Ветеринарные сопроводительные документы, не соответствующие требованиям, а также заполненные разными чернилами, шрифтами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сопроводительный документ, без указания всех требуемых сведений, в т.ч. даты их выдачи, а также копии документов считаются недействительными.
Груз без ветеринарных сопроводительных документов или сопровождаемый ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным, не подлежит приёму для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства РФ в области ветеринарии.
Ветеринарные сопроводительные документы действительны:
— ветеринарные свидетельства форм №1 и №3, ветеринарные справки формы №4, ветеринарные сертификаты форм №6.1 и №6.3 — в течение 3-х дней с момента выдачи и до начала перевозки, реализации, хранения;
— ветеринарные сертификаты формы №5a, выданные на территории РФ на спортивных, цирковых и других животных (птиц) — при возвращении их в Россию — в течение 90 дней с момента выдачи, при условии, что животные находились на территории, благополучной по заразным болезням, и это подтверждено государственной ветеринарной службой страны-экспортёра.
Бланки ветеринарных сопроводительных документов подлежат строгому учёту органами и учреждениями, осуществляющими их выдачу.
Ветеринарные свидетельства форм №1 и №3 и ветеринарные справки формы №4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии.
Ветеринарные сертификаты форм №№ 5a, 5j, 6.1, и 6.3 выдают территориальные органы Россельхознадзора, их подписывает уполномоченное в области ветеринарного надзора должностное лицо территориального органа Россельхознадзора и заверяет печатью территориального органа Россельхознадзора.
При перевозках по территории РФ грузов, принадлежащих федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности и используемых ими для собственных нужд, выдают ветеринарные свидетельства форм №1 и №3 и ветеринарные справки формы №4. Ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые руководителями и уполномоченными должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности, заверяют печатями ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных учреждений и организаций.
На бланки ветеринарных сопроводительных документов типографским способом наносится серия, состоящая из трёх цифр, и порядковый номер, состоящий из семи цифр.
Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых территориальными органами Россельхознадзора, нумеруются следующей комбинацией цифр:
— первая цифра серии — 1;
— вторая и третья цифры серии — федеральный код территориального органа Россельхознадзора (согласно утверждённому перечню);
— после знака «№» — порядковый номер документа.
Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии, нумеруются следующей комбинацией цифр:
— первая цифра серии — 2;
— вторая и третья цифры серии — код региона;
— после знака «№» — порядковый номер документа.
Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности, нумеруются следующей комбинацией цифр:
— первая цифра серии: федеральный орган исполнительной власти в области обороны — 3;
федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел — 4; федеральный орган исполнительной власти в области исполнения наказаний — 5;
федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны — 6;
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности — 7;
— вторая и третья цифры серии — федеральный код территориального органа Россельхознадзора согласно приложению №20 к настоящим Правилам;
— после знака «№» — порядковый номер документа.
Примечания
- При перевозке грузов между субъектами Российской Федерации в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии.
- Ветеринарное свидетельство формы №3 выдают только на заклеймённое сырьё.
- При перевозке по территории РФ грузов, предназначенных для вывоза с территории РФ, в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения Россельхознадзора в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством РФ в области ветеринарии.
- При перевозке кожевенно-мехового сырья ветеринарную справку формы № 4 выдают без учёта наличия клейма, но при условии обязательного наличия бирок на шкурах.
- Ветеринарный сертификат формы № 6.3 выдают на грузы, ввезенные на территорию РФ, взамен ветеринарных сертификатов стран-экспортеров для сопровождения грузов по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных случаях.
- При перевозке животных (применимо для животных из питомников) в количестве до 5 голов перечень с указанием клички и номера (для товарных животных), а также пола, породы, возраста (для племенных животных) приводят в соответствующей таблице ветеринарного сертификата формы № 5a или графе «Особые отметки» ветеринарного сертификата формы N 6.1. При перевозке животных в количестве более 5 голов к ветеринарному сертификату прилагают опись, заверенную печатью территориального органа Россельхознадзора, выдавшего ветеринарный сертификат.
- При перевозке животных (применимо для животных из питомников) в количестве до 5 голов в пределах района (города) перечень с указанием клички и номера (для товарных животных), а также пола, породы, возраста (для племенных животных) приводят в графе «Особые отметки» ветеринарной справки формы N 4; за пределы района (города) — в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства формы N 1. При перевозке животных в количестве более 5 голов к ветеринарному свидетельству и ветеринарной справке прилагают опись, заверенную печатью учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии, выдавшего ветеринарный сопроводительный документ.
Рекомендации таможенному инспектору (не касаясь ветеринарного контроля)
Прежде всего, необходимо обратить внимание на название вида животного по документам. Название вида (русское, английское и/или латинское) должно быть приведено в таможенной декларации и сопроводительном ветеринарном документе. Инспектор должен проверить, не включен ли данный вид в один из следующих перечней:
1) Приложения Конвенции СИТЕС.
2) Список Красной книги РФ.
3) Перечень объектов охоты.
Если видовое название животного не может быть установлено из предъявленных документов, требуется привлечение специалиста-биолога (см. ниже).
Если выяснено, что вид относится к одному из упомянутых списков, проверяется наличие и правильность оформления разрешительных документов, положенных для данного статуса (см. схемы документов в данном Атласе, приведённые в нижнем поле страницы для каждого вида; формы документов в Приложениях).
На этом этапе нужно иметь в виду, что существуют исключения из стандартных требований СИТЕС, оговоренные в Статье VII Конвенции и уточняемые в соответствующих резолюциях Конференции Сторон СИТЕС. Так, разрешения СИТЕС не требуются при транзитной перевозке образцов через территорию страны, когда они находятся под таможенным контролем. Отдельные нормы оформления разрешений действуют для перемещения объектов зоопарков и передвижных выставок. Перечисление всех исключений выходит за рамки настоящего издания, однако важно упомянуть те из них, которые относятся к образцам, являющимся личным имуществом или предметами домашнего обихода. Правила провоза данных объектов оговорены в Резолюции 13.7, согласно которой стороны СИТЕС согласились не требовать разрешения на экспорт для предметов личного и домашнего обихода (в т.ч. туристических сувенирных образцов), являющихся неживыми образцами, частями или дериватами видов Приложения II; разрешения СИТЕС для таких объектов нужны только в случаях:
1) если другая Сторона, вовлечённая в торговлю, требует данные документы;
2) для следующих образцов, если провозимое их количество превышает установленные лимиты (на одно лицо):
— икра осетровых — свыше 250 г,
— «дождевые палки» из кактусовых — свыше 3-х образцов,
— образцы, относящиеся к крокодилам — свыше 4-х образцов,
— раковины королевских стромбидов — свыше 3-х образцов,
— морские коньки — свыше 4-х образцов,
— раковины двустворчатых моллюсков — свыше 3-х образцов, каждый из которых может быть целой раковиной или двумя равными половинками, по массе не превышающими 3 кг.
То есть, из любого правила есть исключения. Так, например, разрешение СИТЕС не требуется:
— при перемещении физическими лицами икры осетровых видов рыб в количестве не более 250 граммов на одного человека независимо от возраста;
— при ввозе изделий из крокодила (не более трех изделий на человека), которые являются личными вещами;
— при ввозе чучел морских коньков (не более четырёх образцов на человека), а также ряда иных неживых образцов объектов, включённых в приложение 2 Конвенции СИТЕС.
Необходимо помнить, что Конвенция допускает принятие странами-участницами более строгих мер, чем предусмотрено СИТЕС. Поэтому, при вывозе образцов СИТЕС следует заблаговременно уточнять правила перемещения, установленные другими странами, получать соответствующие разрешения, поскольку без их наличия образцы будут задержаны таможенными органами этих стран.
Таким образом, под это исключение подпадают, в частности, охотничьи трофеи видов Приложения II (в том числе медведь, волк, кабарга, рысь), провозимые охотником в собственном багаже (не отдельной пересылкой). Однако при этом владелец должен подтвердить законность владения ими, предъявив корешок именной разовой лицензии на добывание животного или иной документ, подтверждающий законность приобретения трофея.
Перемещение живых животных, включённых в Приложения СИТЕС и находящихся в личном владении, регулирует Резолюция 10.20. Согласно ей при следовании с таким животным через границу, вместо соответствующего разрешения СИТЕС владелец может предъявить свидетельство (сертификат) о праве владения, являющееся разновидностью паспорта на животное и выдаваемое Административным органом СИТЕС страны проживания на срок до 3-х лет.
Очень важно на этапе проверки документов сличать содержащуюся в них информацию с наблюдаемой — наличие и содержание меток на образце, соответствие биологического вида заявленному в документах, так как возможны попытки выдать запрещённый к свободному перемещению вид за неохраняемый. Если у инспектора возникают подозрения по поводу соответствия заявленного в документах объекта с реально наблюдаемым, необходимо проведение экспертизы с привлечением соответствующего специалиста-биолога, которого, по требованию таможенных органов, обязано предоставить региональное управления Росприроднадзора .
При выявлении любых нарушений, перемещение образца считается незаконным.
Итак, в подведении итогов данного параграфа можно сделать выводы, что В Российской Федерации для вывоза видов животных и растений, их частей и дериватов, внесенных во все три Приложения СИТЕС, необходимо наличие специального разрешения Административного органа СИТЕС. Помимо этого, в отношении отдельных объектов необходима лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
При ввозе на территорию Российской Федерации
— для объектов СИТЕС, внесённых в приложение 1 необходимо разрешение СИТЕС страны-экспортера и разрешение СИТЕС, выданное в России;
— для объектов СИТЕС из приложения 2 требуется разрешение СИТЕС страны-экспортера;
— для объектов СИТЕС, включённых в 3 приложение необходимо предоставление разрешения СИТЕС страны-экспортера только в том случае, если они ввозятся из страны, непосредственно включившей их в это приложение.
В отношении ввозимых осетровых рыб и произведённой из них продукции дополнительно требуется лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Физическим лицам, пересекающим таможенную границу, необходимо знать, что объекты дикой флоры и фауны, находящиеся под угрозой исчезновения, их части и полученная из них продукция, при перемещении физическими лицами через таможенную границу в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже, подлежат обязательному декларированию в письменной форме и в их отношении требуется предоставление разрешений СИТЕС.
2.2. Анализ перемещения товаров животного и растительного происхождения – на примере Дальневосточного таможенного управления
Законное перемещение объектов СИТЕС по своим объёмам, к сожалению, несравнимо с нелегальным оборотом. В этой связи важная роль отводится работе сотрудников Дальневосточной оперативной таможни, пресекающих попытки незаконного перемещения таких объектов.
На Дальнем Востоке России соединились вместе много природных и социально-экономических факторов, способствующих нелегальному промыслу и торговле редкими видами диких животных и растений. За последние годы в результате браконьерства и последующего контрабандного вывоза нанесён ущерб более 160 видам дикой фауны и флоры Дальнего Востока. Поэтому борьба с нелегальным вывозом природных богатств Дальнего Востока была и остается одним из основных направлений работы дальневосточных таможенников.
Наиболее важной частью работы Дальневосточной оперативной таможни и сотрудников правоохранительных подразделений дальневосточных таможен является выявление групп и отдельных лиц, чья деятельность связана с контрабандой объектов дикой флоры и фауны на территории Дальнего Востока. Как известно, спрос на части и дериваты диких животных и растений остается по-прежнему высоким в странах Азиатско-Тихоокенского региона, в особенности в КНР. Иностранные граждане проявляют повышенный интерес к корням дикорастущего женьшеня, частям и дериватам амурского тигра, дальневосточного леопарда, гималайского и бурого медведей, мускусу кабарги («струя»), пушнине, дальневосточному трепангу (сушеному), дальневосточной мягкотелой черепахе, амурскому осетру. Все эти объекты добываются на территории России местными жителями с целью перепродажи. Товар скупается у местного населения российскими и иностранными гражданами, которые впоследствии перепродают его лицам, заинтересованным в перемещении данного товара через границу РФ. Как правило, это иностранцы, однако таможенникам известно, что некоторые граждане России также задействованы в скупке объектов флоры и фауны с целью дальнейшей организации их контрабандного перемещения. Кроме того, достаточно часто иностранные граждане сами являются организаторами незаконной добычи и последующего вывоза объектов флоры и фауны.
В 2010 году в дальневосточном регионе выявлено 45 попыток незаконного перемещения через границу РФ объектов флоры и фауны. Возбуждено 35 дел об административной ответственности и 10 уголовных дел.
Так, в марте 2010 года Благовещенской таможней возбуждено уголовное дело в отношении гражданина КНР по факту контрабанды в КНР сопряженному с сокрытием от таможенного контроля и недекларированием шкур животных (2 367 шкурок соболя, 664 — белки, 5 — колонка).
В апреле 2010 года Гродековской таможней возбуждено уголовное дело по факту контрабанды в КНР сопряженному с незаконным вывозом свыше 227 килограммов трепанга сушеного.
А Находкинской таможней возбуждено уголовное дело в отношении российского гражданина по факту контрабанды в Р. Корея шкуры белого медведя. Этот предмет является объектом СИТЕС и Красной книги РФ и запрещен к перемещению через таможенную границу России. Шкуру обнаружили сотрудники Находкинской таможни в ходе проведения таможенного контроля теплоходе «SEAGRAND».
В июне 2011года Хасанской таможней возбуждено уголовное дело в отношении гражданина КНР по факту контрабанды в КНР почти 54 килограммов сушеного трепанга, сокрытого в пассажирском автобусе.
В августе и сентябре 2012 годаДальневосточной оперативной таможней возбуждено 2 уголовных дела по фактам контрабанды корней дикорастущего женьшеня. Еще одно дело по факту контрабанды 25 корней дикорастущего женьшеня возбуждено Уссурийской таможней.
В ноябре 2012 года Хасанской таможней возбуждено уголовное дело в отношении российского гражданина по факту контрабанды 27 килограммов жироподобного вещества лягушки рыночной стоимостью 673 тысячи рублей. Экологический ущерб куда более значителен.
15 мая 2009 года Пограничным районным судом Приморского края был приговорен к четырем годам лишения свободы (колония поселение) организатор контрабандного канала в КНР женьшеня российский гражданин В. Денищенко. Исполнители контрабандного перемещения, водители автобусов приговорены к 3 и 2 годам заключения условно.
Но, к сожалению, нынешняя судебная практика такова, что реальные сроки заключения судами назначаются редко.
Если говорить в целом, то устранение одного из основных лиц, контролирующих скупку и переправку в КНР объектов флоры и фауны, является очень важным моментом в работе таможни. Ведь таким образом пресекается контрабандный канал, посредством которого через таможенную границу перемещаются редкие и исчезающие виды флоры и фауны в течение длительного времени.
В связи с этим основной задачей оперативно-розыскных подразделений таможен является выявление и пресечение деятельности ОПГ, организующих такие каналы, а не задержание мелких партий дериватов, перемещаемых физическими лицами для личных целей. Это задача для таможенников-досмотровиков в пунктах пропуска.
Вместе с тем, в условиях действующего законодательства государственные органы ограничены в эффективном пресечении уже достигшей катастрофических масштабов противоправной деятельности преступных группировок, ведущей к неотвратимому уничтожению диких видов растений и животных и их незаконному вывозу за пределы территории России. Что касается объёмов законного перемещения объектов СИТЕС через таможенные органы дальневосточного региона, то они невелики. С начала этого года ещё не было перемещено ни одного объекта. В 2009 — году было 7 случаев таможенного оформления товаров, попадавших под действие Конвенции СИТЕС в регионах деятельности Владивостокской и Хабаровской таможен:
— Дважды ездил на гастроли в Японию «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». При этом сначала временно вывозились, а затем реимпортировались медведи.
— ТИНРО-Центром оформлялись на экспорт живые белухи. Три белухи поехали в Японию, четыре – в Китай.
— Один случай вывоза в Гонконг железы мускуса кабарги в количестве 5,5 кг.
Пересечение фактов их незаконного вывоза за пределы территории Российской Федерации является одним важнейших элементов борьбы с уничтожением редких представителей флоры и фауны. Ответственность за данные деяния рассмотрены в 3 главе в параграфе 3.2.
2.3. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие выполнение Конвенции СИТЕС в России
Правительство приняло постановление от 04.05. 2008 г. № 337 о мерах по обеспечению выполнения обязательств Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
В соответствии с документом вывоз с территории РФ видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, допускается при наличии разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и лицензии МЭРТ.
Ввоз на территорию РФ видов дикой фауны и флоры допускается при наличии разрешительных документов административного органа по Конвенции или другого компетентного органа государства-экспортера и разрешения (сертификата) административного органа по Конвенции.
Решения об установлении квот на экспорт видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, принимаются Правительством РФ на основании предложений Министерства природных ресурсов РФ, согласованных с МЭРТ и Минсельхозом.
Существует и ряд других документов регулирующих данный вопрос, а именно:
— Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1051 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.» (с изм. и доп. от 17.08.1998 г., 6.07.1999 г., 16.06.2001 г.)
— Приказ Росприроднадзора от 2.09.2004 г. № 9 «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования».
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие оборот видов, включённых в Красную книгу РФ:
— Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» (в редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ и от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ): ст. 60 «Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов»;
— Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 г. №158 «О Красной книге РФ»;
— Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 г. № 13 «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную Книгу РФ»;
— Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 г. №156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ».
— Пункт 2 Рекомендаций в Приложении 7 к приказу Росприроднадзора «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» от 02.09.2004 г. №9.
— Действующие формы документов и порядок их выдачи установлены приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 г. № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф