Глава 2
2.1. Диагностика уровня толерантности субъектов воспитательно-образовательного процесса в школе национального согласия «Заисток» г. Томска.
- Краткая характеристика межэтнической конфликтной ситуации в Томской области.
- Причины выбора данной школы для исследования проблем межэтнических конфликтов и способов их регулирования.
- Характеристика школы.
- Состав (количество) учащихся по национальной принадлежности и характеристика группы участников тестирования.
1.Уровень межнациональной напряженности в Томской области стабильно-средний. Большая часть конфликтных действий происходит в интернет-среде и связана с распространением экстремистских материалов (аудиозаписей, видеороликов) в социальных сетях, что формирует общий фон и тональность межэтнического общения. В регионе периодически происходят вспышки массового этнически мотивированного насилия, берущие начало в бытовых конфликтах. Участие в них принимают как мигранты из Средней Азии (Таджикистан), так и представители местных кавказских диаспор (выходцы из Азербайджана). [54,57]Федеральный резонанс получил инцидент (декабрь 2013г.) с нападением организованной группы азербайджанцев на жителей села Белоусово Томской области, ставшим продолжением бытового конфликта и интерпретированным местным населением как «карательный рейд».
Националистические организации не проявляют активности в регионе – так, в 2013г. в Томске не было даже общефедерального «Русского марша». [56]В перспективе уровень напряженности останется на среднем уровне.
Регион со средней степенью межэтнической напряжённости. Угроза массовых столкновений с применением насилия низка, однако одиночные насильственные действия имеют серьёзный резонанс и провоцируют массовые ненасильственные выступления. Активной эксплуатации национальной темы нет. Общий прогноз – неустойчивая ситуация. Регион уже покинул стабильную зону, но ещё не перешёл в зону риска.[57]
2.Выбор школы национального согласия для исследования проблем межэтнических конфликтов и способов их регулирования обусловлен тремя основными причинами: 1) в связи с темой выпускной квалификационной работы «Особенности межэтнических конфликтов в России: способы регулирования»; 2) как известно, воспитание в детском возрасте наиболее результативно (всё с детства – З. Фрейд)
3.Школа является муниципальным автономным образовательным учреждением (МАОУ СОШ № 12, статусное подразделение «Заисток» — школа национального согласия) г. Томска. Начальная школа национального согласия «Заисток» создана на базе бывшей школы № 10 г. Томска (ул. Горького 10). Сейчас эта школы является начальным звеном МОУ СОШ № 12.
4.В начальной школе национального согласия учатся всего 138 учащихся. Два первых класса, два вторых класса, один третий класс (23) и один четвёртый класс (15). В данной школе учатся дети разных национальностей. Среди них: татары, киргизы, узбеки, азербайджанцы, армяне, цыгане, украинцы, белорусы, русские, немцы и др.
В школе работает 15 учителей, среди них 12 человек с высшим педагогическим образованием, 2 педагога со средним педагогическим образованием, учитель по музыке имеет диплом Московского государственного института культуры, логопед и детский психолог.
Для проведения исследования было отобрано три группы участников тестирования:
- Группа младших школьников- 100 человек. Это третий, четвертый класс, два вторых класса и 20 человек из двух первых классов, показатели конфликтности которых превышали показатели остальных первоклассников. Среди них были татары, киргизы, узбеки, азербайджанцы, армяне, цыгане, украинцы, белорусы, русские, немцы и др.
- Группа родителей младших школьников- 100 человек. Было отобрано по одному из родителей группы школьников для прохождения тестирования. Состав группы аналогично первой полиэтнический.
- Группа учителей школы (включая логопеда и детского психолога)- 17 человек. Среди них русские, украинцы, немцы, белорусы.
Школа, как социальный институт является зеркалом отношений, происходящих в обществе. «Школа – это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт, воспитывается характер, воля, трудолюбие и личностные качества, формируется система ценностей. Учитель, ученики и родители включаются в широкий диапазон отношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определённой периодичностью перерастают в конфликты». [20, с. 5]
Для современной школы споры, склоки, драки, вандализм, издевательства над слабым ребёнком, сквернословие, унижение учителя и многие другие негативные проявления являются неотъемлемой частью её повседневности. Педагогическая практика показывает, что далеко не всегда удаётся разрешить конфликтные ситуации при помощи администрации школы и педагогов. Сегодня сказать провинившемуся ученику: «Завтра в школу без родителей не приходи!», значит поставить себя в неловкое положение и обнаружить педагогическую беспомощность. Или предъявить требования: «Ты должен!», «Ты обязан!», «Как тебе не стыдно!». На что дерзкий подросток ответит: «Я никому ничего не должен, я никому ничем не обязан» и будет отчасти прав, потому что в нём ещё предстоит развить и сформировать чувство долженствования, а совесть – пробудить. Для профилактики, предупреждения межэтнических и любых других конфликтов необходимы более действенные меры, о которых будет сказано ниже.[29,33]
Межэтнические конфликты необходимо учиться решать в начальной стадии их возникновения, не доводя до перехода в стадию деструктивного конфликта. Отрицательное влияние межэтнических конфликтов на жизнь ребёнка может привести к его деморализации, асоциальному, агрессивному поведению не только в школе, но и крайне отрицательно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Унижение в детстве не проходит бесследно и когда ребёнок становится взрослым, он жестоко начинает мстить всем и вся. Месть может проявляться в самых изощрённых формах: насилие, убийство, издевательство, унижение достоинства слабых, детей, стариков и т. п., потому что негативный опыт запоминается гораздо прочнее, чем какие-либо другие события детства.[33,39]
Важно также отметить, что неблагоприятная обстановка в школе, прямо влияет на здоровье ребёнка, повышает уровень тревожности, агрессии и понижает его интеллектуальный и творческий потенциал. Данные многочисленных исследований показывают, что наиболее опасными, приближающими различные предпатологические и патологические состояния у детей, являются именно школьные условия воспитания и обучения, особенности взаимоотношений между учителем и учащимися, родителями и учителями, между самими детьми, различного рода перегрузки, в особенности интеллектуального характера, завышенные требования и многое другое. Отсюда проблема создания благоприятных условий школьного воспитания и обучения, необходимо обеспечивающих здоровье детей и нормальное их развитие, является сегодня одной из самых острых и актуальных. [33]Любая школа обладает высоким конфликтным потенциалом, ещё большим потенциалом обладает многонациональная школа. Выводы, сделанные после бесед с учителями школы национального согласия выявил целый комплекс причин школьных конфликтов, в которые втянуты учителя, это:
- неспособность учителя прогнозировать характер поведения учеников разных национальностей на уроке и на перемене;
- неожиданность поступков учеников, которые приводят педагога в состояние смятения и тем самым нарушают запланированный ход урока;
- стремление учителя любыми средствами сохранить свой статус;
- оценивание учителем не поступка ученика, а его личностные качества и что совершенно недопустимо, национальные свойства ребёнка, при этом излишняя строгость и требовательность;
- стремление учителя подчеркнуть отрицательные качества родителей и образ жизни семьи той или иной национальности в целом;
- отстранённость учителя от личных проблем школьника, выявились эмоциональная бедность и чёрствость некоторых учителей.
Идентичные причины подчёркивает и автор книги «Школьная конфликтология» Е.В. Гребёнкин. [20].
Но, чтобы снять перечисленные причины школьных конфликтов, автор книги «Школа и как в ней выжить» И. Млодик утверждает, что современный учитель любой школы, а многонациональной в особенности, должен обладать совершенно незаурядными способностями:
- терпением ангела;
- харизмой президента развивающегося африканского государства;
- стратегическими способностями великого полководца;
- обаянием популярного телеведущего;
- добротой и вниманием Матери Терезы;
- а также мудростью и справедливостью царя Соломона. [ 44]
Иначе, по мнению И. Млодик, совершенно невозможно регулировать школьные конфликты. В конфликтной ситуации, в ситуации прямых столкновений между учителем и учащимися никто не получит удовольствия от процесса обучения, процесса взаимодействия. Все будут страдать: дети оттого, что в школе неинтересно, часто тревожно, дискомфортно, а неинтересный, ограниченный учитель будет отрабатывать школьные часы как тяжкую трудовую повинность. Современный учитель, находящийся сам в состоянии социальной тревожности, раздражительности, «эмоционального выгорания» от перегрузки, усталости, неумения отдыхать, постоянного эмоционального напряжения не всегда оказывается способным и готовым в полной мере осуществлять свои воспитательные и тем более кофликтологические функции.[44,35]
Посещение уроков некоторых учителей школы национального согласия и анализ взаимоотношений между учителем и учащимися выявил следующие виды конфликтов:
- конфликты деятельности, которые возникают по поводу успеваемости ученика, выполнения-невыполнения им учебных заданий, медлительности;
- конфликты поступков, возникающие вследствие нарушения учеником правил поведения в школе и вне её;
- конфликты отношений, они возникают в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, когда явно наблюдается взаимная неприязнь между ними и т. д.
Именно эти конфликты чаще всего являются причиной самых разных столкновений, деструктивных споров, постоянных выяснений отношений между учителем и учащимися, которые ещё больше их разъединяют.
Основы конфликтного поведения ребёнка формируются не только в условиях семьи, но и в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками, лицами криминальной направленности, могут зависеть от ценностных установок и особенностей национальной психики и психологии поведения, способности контролировать свои эмоции. [15,с.59]
Наблюдения за поведением детей школы национального согласия и их взаимоотношениями показали, что довольно часто причиной всевозможных конфликтов в школе являются именно сами дети: их нетерпимое отношение друг к другу, драчливость, неумение и нежелание понимать и слушать друг друга. Причиной тому являются: отсутствие толерантности, низкий уровень общей культуры, воспитанности, откровенная грубость, бестактность, недостаточное знание этических норм и правил поведения в обществе, и, кроме этого, играют роль в возникновении межэтнических конфликтов особенности национального характера того или иного ребёнка, отношение к учёбе, к учителю, к школьной дисциплине и т. п. [15,с.69]
Среди ключевых факторов, оказывающих влияние на конфликтное поведение детей и подростков, Гребёнкин Е.В. выделяет следующие:
- персональные факторы (дефицит внимания, низкий уровень воспитанности, интеллекта, комплекс неполноценности, импульсивность, опыт «агрессора» или «жертвы», отсутствие или недоразвитость навыков самоконтроля, высокий уровень притязаний и низкий уровень возможностей, ограниченное чувство самосохранения);
- социальные факторы (отторжение со стороны одноклассников, высокий уровень насилия в ближайшем социальном окружении, финансовые проблемы семьи, смена воспитателей (отчим, мачеха), жёсткое обращение в семье, бесцельное времяпрепровождение, слабая успеваемость в школе, приятели с сомнительной репутацией). [40, с. 38].
Дополнительным, но достаточно существенным фактором проявления конфликтности является, например, приклеивание ярлыков по национальным признакам и особенностям поведения, внешнего вида, одежды ребёнка той или иной национальности со стороны детей. Совершенно недопустимым является приклеивание ярлыков по национальным признакам со стороны педагогов. Нередко сами учителя занимают неверную позицию по отношению к детям той или иной национальности, тем самым, провоцируя их на ненужные конфликты. В состоянии повышенной эмоциональности учитель говорит: «По мне хоть киргиз (всё равно кто: татарин, узбек, ненец, и т. д.), лишь бы нормально учился и не мешал мне работать!» Это фраза с юридической точки зрения как будто не имеет последствий, но с точки зрения педагогической этики, психологической и конфликтологической компетенции является грубейшей ошибкой, ибо унижает национальное достоинство и провоцирует межэтнический конфликт. Произнесённая фраза стала поводом для серьёзной работы с учителями по формированию их психолого-педагогической, этической и конфликтологической грамотности.
В целях предупреждения и регулирования школьных конфликтов была составлена программа наблюдения за школьником. Наблюдались:
- Настроение школьника на уроке: агрессивное, спокойное, равнодушное, угнетённое, тревожное, тягостное и т. п.
- Типичные ситуации, при которых учащийся испытывает неуверенность в себе, беспокойство (опрос, участие дискуссионных и проблемных формах обучения, контрольная работа и т. п.).
- Участие в конфликтных ситуациях (никогда ни с кем не конфликтует, является инициатором предметных конфликтов, создаёт беспочвенные конфликтные ситуации и т. п.)
- Объект конфликта, в котором участвует школьник (несправедливые действия учителя, заниженная оценка, несправедливое требование; непедагогические действия учителя: грубость, жестокость, оскорбление; отсутствие педагогических умений: учитель непонятно объясняет, проводит неинтересный урок, не даёт высказать собственную точку зрения, навязывает свои идеи и оценки; проявление неприязни к учителю и т. п.).
- Эмоции, сопровождающие конфликтное поведение (нетерпение, гнев, злость, раздражение, обида, воодушевление от предвкушения борьбы, живой интерес к оппоненту, надежда на успех, удовольствие от точно найденной и принятой соперником аргументации).
- Форма конфликтного поведения (молчание, демонстративный уход, затаённый гнев, игнорирование обидчика,, едкие замечания, продолжает действовать, как будто ничего не произошло; стремится доказать, что другой человек не прав,; ссорится, применяет физическое насилие, призывает на помощь союзников для поддержки, уступает, ищет справедливого исхода, предпочитает выяснять отношения с глазу на глаз, использует разные стратегии в зависимости от условий т. л.).
- Виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие школьник (ситуации по поводу внешнего вида, учебной деятельности, отношений; деловые или эмоциональные конфликты).
Родителям детей был предложен опросникГребёнкина [См.: Приложение № 1], в котором необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответов: «никогда или редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто». Этот тест позволяет узнать, насколько хорошо родители знают своих детей.
Если, как минимум, в четырёх перечисленных вопросов родители отвечают «часто» или «очень часто», то им придётся всерьёз задуматься о наличии серьёзных поведенческих отклонений у ребёнка и принять срочные меры.
Выводы. Анализ ответов показал, что далеко не все родители хорошо знают своих детей и компетентны в детской психологии, и потому школьному психологу, ведущим педагогам пришлось целенаправленно работать с родителями относительно психолого-педагогической компетенции.
В целях диагностики способности проявлять терпимость к другим людям был предложен тест для учителей, родителей и детей (опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко): [См.: Приложение № 2] [29]
Показатели толерантности учителей в количестве ответивших человек :
Блоки | Уровни проявления терпимости | |||
низкий | средний | высокий | ||
1 | Неприятие или непонимание индивидуальности человека. | 9 | 5 | 3 |
2 | Использование себя в качестве эталона при оценке других. | 8 | 6 | 2 |
3 | Категоричность или консерватизм в оценках людей. | 7 | 7 | 3 |
4 | Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. | 5 | 8 | 4 |
5 | Стремление переделать, перевоспитать партнеров. | 11 | 4 | 2 |
6 | Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. | 2 | 8 | 7 |
7 | Неумение приспосабливаться к партнерам. | 6 | 7 | 4 |
Выводы: Результаты тестов показывают, что не все учителя объективны в оценке других и воспринимают детей и их родителей с учётом национальных особенностей, т. е. такими, какие они есть. Данные показали явное стремление учителей переделать, перевоспитать партнёров, что характерно для учителей в целом.[См.: Приложение 3]
Показатели толерантности родителей в %:
Блоки | Уровни проявления терпимости | |||
низкий | средний | высокий | ||
1. Неприятие или непонимание индивидуальности человека. | 52 | 30 | 18 | |
2. Использование себя в качестве эталона при оценке других. | 24 | 48 | 28 | |
3. Категоричность или консерватизм в оценках людей. | 14 | 54 | 32 | |
4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. | 6 | 44 | 50 | |
5 | Стремление переделать, перевоспитать партнеров. | 20 | 38 | 42 |
6 | Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. | 12 | 48 | 40 |
7 | Неумение приспосабливаться к партнерам. | 46 | 28 | 26 |
Выводы: Результаты тестов показывают, что большинство родителей не компетентны в вопросах индивидуально-психологических особенностей и возможностей, как своих детей, так и детей других национальностей. В следствии высокого уровня неумения приспосабливаться к партнёрам, они не всегда находят общий язык в вопросах межэтнических отношений детей друг с другом, отношений между учителем и своим ребёнком. [См.: Приложение 3]
Показатели толерантности детей в %:
Блоки | Уровни проявления терпимости | |||
низкий | средний | высокий | ||
1 | Неприятие или непонимание индивидуальности человека. | 32 | 30 | 28 |
2 | Использование себя в качестве эталона при оценке других. | 24 | 48 | 28 |
3 | Категоричность или консерватизм в оценках людей. | 14 | 54 | 32 |
4 | Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. | 26 | 34 | 40 |
5 | Стремление переделать, перевоспитать партнеров. | 32 | 26 | 42 |
6 | Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. | 12 | 48 | 40 |
7 | Неумение приспосабливаться к партнерам. | 10 | 42 | 48 |
Вывод: Результаты тестов показывают, что не все дети объективны в оценке других и воспринимают людей такими, какие они есть. Однако, большинство детей, участвовавших в данной программе, в отличие от учителей и родителей больше обладают способностью приспосабливаться к детям любой национальности, не обладают стереотипным мышлением. Все показатели терпимости у учащихся находятся, практически, в пределах нормы. Дети демонстрируют достаточный уровень толерантности друг к другу.[См.: Приложение 3]
Результаты диагностики поведения и характера взаимоотношений детей друг с другом, учащимися и учителями, учителями и родителями показали низкий уровень терпимости друг к другу. Данные опросников, бесед с учителями и родителями, тестирование на проявление толерантности к субъектам педагогического процесса также показали недостаточный её уровень. Поэтому можно сделать вывод о том, что наряду с другими, одной из самых существенных причин частоты и глубины межэтнических конфликтов является недостаточный уровень толерантности, терпимости, снисходительности к представителям иных национальностей, этносов, народностей другим, отсутствие глубоких знаний национальных особенностей у всех субъектов педагогического взаимодействия.[ 13,16,21]
Следует отметить, что когда пишут и говорят о мире, то главным условием мирного взаимодействия разных народов, государств, религий является толерантная личность. Разумеется, что новое поколение детей, подростков, молодёжи нуждается в новых ценностях и компетенциях. Толерантность и бесконфликтность не врождённые качества личности и сами по себе не возникают. В данном случае необходим системный подход. Анализ данных диагностического этапа показал, что для предвосхищения, предупреждения, предвидения и регулирования межэтнических конфликтов необходима целенаправленная работа по формированию толерантности и конфликтологической компетенции всех субъектов воспитательно-образовательного процесса школы национального согласия, равно как и любого другого образовательного учреждения. Этому посвящён следующий раздел работы.
2.2. Толерантность как способ предупреждения и регулирования межэтнических конфликтов в начальных классах школы национального согласия «Заисток» г. Томска.
Проблема формирования толерантности субъектов образовательно-воспитательного процесса в условиях поликультурного пространства современной школы крайне актуальна. В России, как в многонациональной стране, эта проблема стояла и будет стоять ещё долго и, как заметил А.Г. Асмолов «живя в России, мы просто обречены на толерантность». [1]
Известно, что в некоторых общеобразовательных школах г. Томска учатся в одном классе дети многих национальностей, число которых доходит до 10 и более. И этот факт требует от учителей особенного, тонкого и тактичного отношения к детям, воспитательному процессу в целом, его содержанию и технологии.
Трудности, с которыми сталкивается любой учитель, работающий с детьми разных национальностей, этносов, представителей малочисленных народов Российской Федерации связаны, прежде всего, с нравами, обычаями, традициями той или иной национальности, особенностями верований; семейного воспитания, отношением к старшим, поведения в целом. Есть национальные особенности и есть общечеловеческие нормы поведения культурного человека любой национальности, которые проявляются в словах, интонациях, выражении лица, глаз, улыбке и [16]Важно также учитывать, что у детей одного и того же класса разный уровень знаний русского языка; русской культуры, её истории, обычаев и традиций. Кроме этого, каждый обучающийся отличается неповторимыми индивидуально-психологическими и типологическими особенностями и возможностями, у них разный уровень развития познавательных психических процессов, разница в перцептивных, когнитивных и эмоциональных реакциях на информацию, конкретные знания, учебный процесс, на характер взаимодействия с учителями и детьми иных национальностей и др.
Мы проанализировали опыт воспитательной работы по выявлению причин возникновения и урегулирования межэтнических конфликтов начальной школы национального согласия «Заисток», которая является начальным звеном школы № 12 г. Томска.
Прежде всего, отметим, что во главу угла всей воспитательной работы с детьми начальных классов этой школы был положен девиз: «Нет плохих или хороших национальностей, но есть достойные и недостойные люди в различных национальностях». Это сделано с той целью, чтобы дети как можно раньше знали, понимали и осознавали, что нельзя делить людей по национальному, расовому, религиозному, имущественному и другим признакам и, что любая селекция (не путать с классификацией) в человеческом обществе, по каким бы то ни было признакам, недопустима.
Воспитание, как одно из важнейших направлений деятельности школы с распадом Советского Союза было изъято из школы, Многие руководители школ, сами учителя полагали, что воспитанием детей должна заниматься исключительно семья, а школа – давать знания. Сегодня всем стало ясно, что была допущена социальная ошибка. Следствием этой ошибки явилось то, что Россия получила недостаточно образованное, недостаточно воспитанное поколение молодых людей с известными негативными последствиями в их поведении и жизни в целом. Сегодня с большим удовлетворением отмечаем, что воспитание как существенная часть целостного учебно-воспитательного процесса в школу возвращается. [21,16]
Мы приняли посильное участие в подготовке программы по воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста в ситуации поликультурного, полиэтнического пространства школы национального согласия. Программа включает три основных блока:
- Формирование толерантности педагогического сознания учителей, работающих с детьми младших классов.
- Работа с родителями по формированию толерантности.
- Работа с детьми по формированию групповой сплочённости, положительного, уважительного отношения к ребёнку любой национальности, дружеского отношения детей друг к другу на основе совместной творческой деятельности.
Программа «Я. Ты. Мы.»
В 2013-14 учебном году в занятиях по программе «Я. Ты. Мы» приняли участие все три группы участников тестирования.
Цель проведения программы:
Психологическая профилактика конфликтности и экстремизма через понимание и принятие многообразия национальных культур у учащихся младших классов, родителей школьников и учителей школы национального согласия «Заисток» г. Томска
Задачи:
- расширения опыта конструктивного группового взаимодействия;
- создание психологической атмосферы этнокультурного взаимоуважения, расширение позитивных установок на этническое многообразие, предупреждение проявления национального высокомерия, нетерпимости;
- информирование учащихся о признаках межличностной толерантности;
- содействие в социальной адаптации нерусскоязычных учащихся в классном коллективе.
Формы работы:
- Диагностическое обследование: методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), анкетирование;
- Групповая дискуссия;
- Работа в малых группах;
- Викторина.
В начале программы учащиеся были обследованы с помощью методики коммуникативной толерантности и опросника Басса-Дарки.[См.: Приложение 4]
Результаты обследования с помощью опросника Басса-Дарки(в %):
Название шкалы | Низкий уровень | Средний уровень | Повышенный уровень |
Физическая агрессия | 41 | 30 | 29 |
Косвенная агрессия | 54 | 35 | 11 |
Раздражительность | 41 | 29 | 30 |
Негативизм | 29 | 43 | 28 |
Обидчивость | 40 | 48 | 12 |
Подозрительность | 36 | 36 | 28 |
Словесная агрессия | 35 | 43 | 22 |
Выводы: Из результатов обследования с помощью опросника Басса-Дарки видно, что преобладает количество учащихся с низким и средним уровнем: физической агрессии (41% и 30%); косвенной агрессии (54 и 35%); словесной агрессии (35% и 43%) подозрительности (по 36%); раздражительности (41% и 29%): обидчивости (40% и 48%).[См.: Приложение 5]
Показатели большинства учащихся находятся в среднем и низком диапазоне. Отсюда можно сделать общий вывод о том, что риск развития конфликтности и экстремизма достаточно низок. У детей достаточный уровень толерантности. Поэтому была проведена работа с детьми, родителями и учителями для исправления ситуации.
Обращение к столь актуальной проблеме формирования толерантности в ситуации межэтнического пространства современной школызаставляет рассматривать толерантность с разных позиций: а) как важную цель инновационных образовательных процессов; б) как общечеловеческое качество личности; позволяющее жить в мире и согласии с любыми другими; в) как основополагающий принцип этики, морали и культуры в целом.
Толерантность – терпимость, снисходительность. Быть толерантным, значит быть терпимым к чужим мнениям, верованиям, поведению, это безусловное принятие моделей поведения, убеждений и ценностей других, независимо от их национальности. [13,с.35]
Необходимо различать толерантность внешнюю и внутреннюю. Внешняя толерантность, как терпимость ко всему чужому можно сравнить с культурой поведения, воспитанностью, интеллигентностью, этикетом, выдержкой, самообладанием, эмоциональной культурой, то есть с умением вести себя подобающим образом в различных ситуациях, независимо от этнического, возрастного, полового состава присутствующих. Отметим, что в данном случае толерантность рассматривается исключительно с положительной точки зрения, но никак не неестественное воздержание, когда человек совершенно не принимает чужого (иного) мнения, манеры поведения, суждения и оттого внутри у него, образно говоря, «закипают» эмоции, доходящие до внутренней ярости к кому-то или чему-то. Но воспитанность не позволяет ему проявлять искренние чувства, искренне реагировать на всё «чужое».[13,с.49]
Отметим также, что внешняя толерантность — это не пассивное смирение или безразличие, равнодушие к поведению, убеждениям, взглядам, ценностным ориентациям других, как сегодня пытаются трактовать толерантность некоторые люди. Смирение в данном случае может быть даже уместным, но как сознание своих собственных недостатков, критическое отношение не только к другим (не таким, как ты), но, прежде всего, к своей личности, это отсутствие гордыни за то, что ты представитель русского народа, её культуры и истории. А другие нации разве менее значительны? Ещё раз подчеркнём, что внешняя толерантность — это именно культура, это внешнее поведение образованного, воспитанного человека, который умеет прощать, вовремя промолчать, тактично что-то не заметить, на что-то не обратить внимание. Таким образом, толерантность – это, прежде всего понимание, принятие и признание за другими таких же прав, которыми обладаешь сам.
Внутренняя толерантность – это нечто иное. Духовно-нравственное содержание внутреннего мира человека, наделённого толерантностью, обеспечивает искреннее отношение к другим, уважение к национальным особенностям, это положительная направленность на человека вообще. Внутренняя толерантность обеспечивает естественное, нормальное состояние человека, принятие другого человека с его индивидуально-психологическими и типологическими особенностями и возможностями без отрицательного эмоционального напряжения.[68,13]
Психолого-педагогическим, нравственно-этическим снованием толерантности педагогического сознания выступает активная нравственная позиция учителя и готовность к пониманию, поддержке, помощи, принятию позиции учащегося любой национальности, готовность к пониманию и принятию своеобразия поведения детей вообще.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф