Отметим, что внутренняя толерантность не является врождённым качеством личности. Как социальное качество, толерантность формируется в процессе целенаправленного коллективного взаимодействия и сотрудничества учителя с учащимися. [1]
Содержательной основой формирования толерантности являются:
- социальность личности, то есть освоение и присвоение основ своей культуры и культуры других народностей и наций, понимание (осознание) моральных норм и правил, нравственных ценностей и их реализация в индивидуальном поведении, понимание их смысла и значения для личного и общественного блага;
- формирование представлений о себе как уникальной, неповторимой, самоценной личности на основе осознания своих сильных и слабых сторон и чувства собственного достоинства;
- формирование представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, понимание того, что другие по-своему такие же уникальные, неповторимые и своеобразные люди, умение выделить сходство и различие между собой и другими и найти точки соприкосновения, но не противоставления;
- формирование социально-нравственной потребности жить в мире и согласии с другими, понимание того, что жить «для других» — это наилучший способ самореализации и осознания смысла человеческого бытия вообще;
- формирование и развитие в процессе совместной деятельности, способности к сочувствию, сопереживанию, эмпатии, готовности в соответствующих жизненных ситуациях поступиться своими интересами ради другого человека, других людей;
6) формирование у ребёнка его внутренней позиции по отношению к себе, к другим, к социальной действительности в целом.[1,13,16]
Формирования толерантности требует соблюдения некоторых условий:
- интегративный характер психолого-педагогического взаимодействия педагогов, психологов, родителей, его подчинение общей цели – формирование основ толерантного сознания;
- особая позиция учителя – «позиция посредника» в освоении ребёнком социально-культурного опыта этноса, его ценностей, этических и нравственных норм и правил;
- сам учитель обязательно должен быть носителем толерантного педагогического сознания и поведения;
- целенаправленное формирование толерантных взглядов, установок и опыта обязательного толерантного поведения в поликультурной микросреде (классе, школе в целом, семье, учебной и разнообразной творческой совместной деятельности);
- культивирование, закрепление ценности другой точки зрения («один ум хорошо, а два лучше») через ролевые игры, социально-психологические, коммуникативные тренинги, организацию коллективных творческих дел (КТД) и т. п.
- субъект-субъектное взаимодействие всех участников педагогического процесса, равенство их достоинств и позиций, диалогичность в общении.[13,40]
С согласия и одобрения администрации школы национального согласия была предложена тематика бесед с учителями на предмет формирования толерантности и конфликтологической их компетенции. Было предложено некоторые педсоветы и заседания методических объединений посвятить следующим темам:
- Происхождение,причины и специфика межэтнических конфликтов вообще, а в школе национального согласия в частности.
- Проблема межэтнических конфликтов в ученическом коллективе
- Основные пути и принципы регулирования и разрешения межэтнических конфликтов в школе национального согласия.
- Пути формирования толерантного педагогического сознания.
- Педагогика творческого сотрудничества, коллективное творческое дело (И.П. Иванов создатель школы КТД) как необходимые условия снижения проблемы межэтнических конфликтов в поликультурном пространстве школы. [См.: Приложение № 6]:
Тематические педагогические советы проходили в форме диалога, кроме этого были использованы такие активные формы работы по формированию конфликтологической компетенции педагогов как коллективная мыслительная деятельность (или мозговой штурм), тренинги общения, ролевые игры и др. В итоге была проведена заключительная беседа с учителями.[См.: Приложение 7]
В дискуссиях,диалогах, конструктивных спорах учителей особое внимание было обращено вниманиена то, что если ставить целью воспитания бесконфликтной, творческой личности каждого ребёнка, то необходимо предоставлять ему в обучении реальные возможности проявления его интеллектуальной, творческой активности, равное с педагогом право на поиск истины. Перехода из позиции потребителя готовой учебной информации в позицию творца, «добытчика» необходимых знаний, которые становятся условием и средством целостного развития личности школьника, что во многом снимает проблему школьных этнонациональных конфликтов.
Творческая атмосфера делает сотрудничество взрослых и детей радостным событием (от «со-бытие»). Важно при этом, что дети не только познают секреты школьной жизни, но, что самое главное, познают себя, совершенствуют свой характер, корректируют свои национальные типологические (стереотипные) особенности и возможности, познают секреты взаимодействия с другими, которые для детей младшего школьного возраста являются довольно сложными — как жить с ними в мире и согласии. В противном случае, лишённый подлинно творческого сотрудничества школьный воспитательно-образовательный процесс тормозит не только интеллектуальное и нравственное развитие детей и самих педагогов, но и создаёт дополнительные причины для возникновения конфликтов, тревожности и агрессии по отношению друг к другу. Постоянные неудачи, промахи в учёбе, поведении, на которые особо обращает внимание учитель, часто непосильные требования со стороны взрослых огорчают и разочаровывают ребёнка, снижают интерес к любому делу, а порою, вызывают даже неприязнь к делу, к учителю, одноклассникам, школе, учёбе в целом.
Наблюдая и анализируя характер взаимодействия учителя и учащихся, мы пришли к выводу, что творческому их сотрудничеству способствует:
- общий взгляд на школьную ситуацию;
- характер отношений внутри педагогического коллектива;
- организация школьной жизни;
- положительный настрой родителей на школу и на учителей;
- психолого-педагогическая грамотность и конфликтологическая компетентность педагогов;
- этическая и общая культура учителя, его педагогический такт;
- совместное переживание успеха отдельного учащегося, класса и школы в целом;
- положительные эмоции, которые воодушевляют, усиливают интерес к различным видам совместной деятельности, укрепляют веру в свои возможности.
Предлагаемая деятельность, её содержание, формы взаимодействия с учителем, с другими детьми должна быть привлекательной для ребёнка и приносить ему удовлетворение. Необходимо снимать возможные страхи у ребёнка перед какой-либо деятельностью: ничего страшного, если сразу не получится, можно попробовать ещё раз, но другим способом и у тебя обязательно получится и т. п. Кроме этого, дети должны знать, что порою больше выигрывает побеждённый, ибо он умножает знания. Он узнаёт и осознаёт, что ещё мало знает, поэтому и не получилось сразу. А, потерпев неудачу, например, в споре понимает, что есть другое мнение, что кто-то знает и умеет больше и лучше, умеет убеждать словами, а не кулаками, физической агрессией или местью. Ребёнок с детства должен знать, что сиюминутный неуспех, неудача для мыслящего человека является условием его дальнейшего разностороннего развития.
Необходима искренняя вера учителя в способности и возможности ученика. Принимать ребёнка таким, каков он есть сегодня, но в то же время показать перспективу его развития, т.е. каким он может стать, если будет хорошо учиться, нормально себя вести на уроке, в обществе в целом, помогать другим людям, детям, не конфликтовать, доброжелательно относиться ко всем окружающим и др.
В школе национального согласия активно стимулируют педагогов на сотрудничество с детьми. Дети и педагоги, равно не владеющие Истиной, должны сидеть за круглым столом обсуждений. Они равные участники диалога. Однозначного (моё мнение – истина в последней инстанции) восприятия не существует, а процесс мышления и духовного восхождение личности ребёнка запускается лишь в том случае, если учитель задаёт вопрос, направленный на многозначность ответов, у каждого он свой, и это является условием диалога, дискуссии, поиска Истины. Например, такой вопрос: что больше ранит человека – грубо сказанное слово или физический удар? Однозначного (правильного) ответа здесь быть не может, потому что у разных людей реакция на грубое слово или физический удар совершенно разная. Но, что очень важно, в вариативности ответов, в этом активном участии детей, которые имеют разные мнения, идёт их взаимообогащение, потому что, как гласит поговорка, «один ум хорошо, а два лучше». После подобных дискуссий, как показал опрос, дети не остаются равнодушными, они размышляют, думают, а что лично их больше ранит? И, таким образом, в некотором смысле, меняется отношение к другим, снижается уровень конфликтности, и заканчивается беседа пониманием того, что и грубое слово и физический удар равно являются провокационными для возникновения конфликта.[68,69]
Всё это расширяет духовное пространство каждого ребёнка. Мышление и знания приобретаются не путём насильственного внедрения в сознание ребёнка однозначных правил, а путём вариативного рассмотрения всего поля возможностей в условиях свободного диалога. Учитель задаёт вопрос, направленный на многозначность ответов. Предполагаемая вариативность ответов не только создаёт условие для повышения интеллектуального уровня учащегося, но и тренируется универсальное качество человека – восприятие и понимание друг друга вне зависимости от их национальной, этнической, расовой принадлежности. [13]
Необходимо подчеркнуть, что под однозначностью ответов не видно личности. Вопросы, направленные на однозначные ответы, отчуждены от личности, они направлены на знания, которые всегда ограничены, а потому слабо участвуют в развитии личности. Когда же вопрос предполагает многозначность ответов, то ответ является характеристикой самой личности, уровня её развитости, эрудиции, культуры, а не только показатель фактических знаний. Вопросы с неоднозначными ответами стимулируют познание, и потому являются истинно развивающими личность. Первые вопросы обучают, вторые – побуждают к поиску, активности, действию, где нет места каким-либо конфликтам, в том числе и межэтническим.[15,16]
Кроме этого, учителя, работающие в данной школе должны обладать высоким творческим потенциалом, независимо от преподаваемого предмета, незаурядными организаторскими способностями, чтобы естественным образом привлечь и побудить родителей и учеников для совместной творческой деятельности, которая способствует объединению и сплочению всех субъектов воспитательно-образовательного процесса школы.
Только учитель с высоким уровнем толерантности, способный находить общий язык с детьми любой национальности, любящий детей как таковых, умеющий организовать интересное творческое дело с учётом возрастных особенностей, потребностей и интересов детей младшего школьного возраста, может продуктивно и результативно работать с их родителями по формированию их внутренней толерантности и общешкольной сплочённости. [29,33,35] Вместе с психологом школы и классным родительским советом был разработан цикл лекций и бесед для родителей с целью формирования у них толерантности, психолого-педагогический и этический компетентности.
Работа с родителями шла под девизом: «никогда в присутствии своих детей не давать отрицательных оценок детям и родителям других национальностей, не высказываться в отрицательном плане о национальном своеобразии, т. е. не осуждать обычаи, традиции и нравы других национальностей; не сравнивать детей друг с другом: «кто лучше, кто хуже», «кто сильнее, кто слабее», «кто умнее, кто не очень» «кто умеет, кто не умеет» и т. п. Лучше и полезнее научиться самим родителям и детям сравнивать свои собственные сегодняшние успехи со вчерашними. Родители просто обязаны знать, что особенно опасно противопоставление детей на основе этнических, религиозных, социальных, материальных различий.
В противном случае будет происходить то, что происходит сегодня в разных уголках России — непонимание, разобщение на национальной основе, вражда, агрессия по отношению к представителям другой национальности и многие другие негативные проявления, которые необходимо ведут к межэтническим конфликтам в классе, школе, государстве в целом.[39]
В первую очередь работа с родителями была направлена на формирование интереса к культуре, традициям, обычаям и нравам тех национальностей, дети которых оказались в классе, где учится их ребёнок. В школе национального согласия разработан интересный план по привлечению родителей к различным классным и школьным мероприятиям.
В план входят тематические классные и родительские собрания, внеклассные мероприятия, на которых родители и дети проводят, например, презентацию национальных культур – это музыка, демонстрация национальных музыкальных инструментов, своеобразие национальной одежды, кухни; своеобразие поведения, отношения к старшим и др. Работа проводится в виде выставок, фестивалей национальных культур, конкурсов национальных песен и танцев, сказок, загадок, шуток поговорок, скороговорок и мн. др. Например, такие загадки: «Что крепче стали?» (Правда, русская). «Весь мир она победит, в воде она не утонет, в огне она не сгорит, и время её не троне» (Правда, узбекская). «Не видно, не слышно, а решает дела, выполняет работу» (Ум, немецкая). «Шире полей, глубже морей» (Мысль, узбекская). «На базаре не найдёшь, на весах не взвесишь» (Знание, белорусская). «Белое поле, чёрное семя рукою сею, глазами собираю» (Бумага и буквы, армянская) и многие другие загадки разной направленности. Загадки не только создают праздничное настроение, но и, в некотором смысле познавать особенности национального менталитета. Подобная работа является одним из самых существенных, самых эффективных направлений деятельности по сплочению классных коллективов и школы в целом, а также по профилактике, предвосхищению межнациональных конфликтов. Такие классные и общешкольные события с привлечением родителей неизменно вызывают искренний интерес у самих детей, родителей и учителей. После совместных творческих дел учителя, родители и дети становятся ближе друг другу, лучше понимают друг друга, что значительно снимает проблемы межэтнических конфликтов. Важно отметить, что отношение к организации и проведёнию творческих мероприятий в данной школе самое серьёзное, учителя и родители понимают их воспитательное значение, в том числе и для профилактики межэтнических конфликтов.
Наблюдения за общением и взаимодействием младших школьников показали, что в большинстве случаев не дети разобщены, а, как правило, их разобщают сами учителя и родители.
Целью воспитательной работы с детьми по формированию толерантности, положительного отношения друг к другу явилось формирование «Мы — чувства», «Мы — класс», «Мы — спортивная команда», «Мы учащиеся школы национального согласия». Такое чувство может быть сформировано только в активной совместной деятельности.
Прежде всего, исходя из возрастных особенностей младших школьников, была разработана серия самых разнообразных национальных коллективных игр. Известно, что игры в детском возрасте является средством и условием разностороннего развития ребёнка, способом познания окружающего мира, себя и других. Именно игры определяют своеобразие детства, его содержание. В игре проявляются реальные отношения детей друг к другу, она является практикой их коллективных действий, которые, безусловно, влияют на сплочённость детского коллектива, формируют «Мы-чувство». Кроме этого, подвижные игры укрепляют физическое здоровье детей, влияют на их психическое развитие. С одной стороны, в процессе игры ребёнок растрачивает физические силы, устаёт, с другой, что является загадкой игры, она как раз и является источником сил. В связи с этим В.В. Зеньковский подчёркивает: «В игре мы активны, номы отдыхаем, т. е. совершенно не стеснены в нашей активности, и это именно и освежает нас, Вот отчего мы нуждаемся в игре и тогда, когда у нас никакого запаса энергии нет; для того, чтобы психически «рассеяться», мы можем играть, даже утомляясь. Физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, подлинному освежению сил» [20, с. 32]
Следует подчеркнуть, что так называемая «Игровая терапия» (Л.С. Выготский), применяющая развёрнутые формы игровой деятельности широко используется для коррекции различных отклонений в поведении детей разных национальностей (неприспособленность к новой ситуации, агрессивность, обида, замкнутость, гиперактивность и т. п.) и даже для лечения некоторых видов психических заболеваний. Чувства, которые испытывают дети в игровой деятельности, способствуют формированию внутренней толерантности, доброты, благородства, навыков коллективной деятельности, что, несомненно, снижает вероятность возникновения межэтнических конфликтов. [53]
Очень важно подчеркнуть, что игра выполняет одну из важнейших своих функций – это развитие фантазии, воображения, которые, в свою очередь, являются основой для любого творчества. Так как ребёнок очень легко может варьировать работу фантазии в отношении предмета игры, то это даёт ребёнку в высшей степени важное чувство власти над этим предметом игры, вызывает желание пробовать на нём свои силы, развивает вкус к свободной и творческой активности. «Благодаря именно этому игры оформляют перед душой ребёнка новую и манящую к себе перспективу творчества, создают новые стимулы к активности, обусловливают приток энергии и благодаря этому являются очень существенным фактором развития» [20, с, 36]. Развитая в игре фантазия необходима для дальнейшей, взрослой жизни ребёнка, в частности, качества жизни. Общеизвестно, что существует два основных пути активности: путь приспособления и путь творчества. Путь приспособления к действительности не даёт никакого места творчеству, путь же творчества способствует развитию всех сил человека: интеллектуальных, физических, эмоционально-чувственных, нравственно-волевых и др.
Большое внимание в работе с детьми по формированию их внутренней толерантности уделяется ролевым играм. Д.Б. Элькониннаряду с другими функциями, особо выделяет социальную функцию игры. «В «мнимой ситуации» происходит овладение социальными отношениями. «Мнимая ситуация», в которой ребёнок берёт на себя роль других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры» [53,с. 6]. Поясним, что «Мнимая ситуация» в современном понимании – это и есть ролевая игра.
Основным содержанием игры является человек – его деятельность, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности. Важно отметить, что учителя школы национального согласия, родители детей этой школы совершенно ясно понимают роль и значение совместных игр для повышения образовательного уровня детей нерусскоязычных национальностей. Игра обеспечивает взаимодействие слова, предмета и действия. Дети не только на уроках русского языка изучают его, т. е. пишут и говорят, читают стихи и сказки, но, что очень важно, закрепляют его в игровой ситуации. Как показали исследования Л.С. Выготского, О.Н. Варшавской, изучение и закрепление неродного языка в игровой, неформальной обстановке даже более эффективно, чем на официальных (по расписанию) уроках русского языка, чтения и других уроках.[53]
В школе национального согласия для более успешного изучения русского языка используются скороговорки, считалки, замысловатые вопросы, национальные народные сказки, в которых, как известно, вся мудрость нации или народности.[1,5]
Целью скороговорки является научить говорить и правильно произносить слова. Для каждого класса предлагаются соответствующие скороговорки. Например, для первоклассников, которые ещё испытывают затруднения в русском языке, даются простые скороговорки, в которых повторяется какой-то один трудный для детей звук, например «Р»: «Стоит гора посреди двора». Ребёнок, вначале медленно, преувеличенно чётко произносит каждое слово, а далее, справившись с первоначальной задачей, ускоряет постепенно темп.
Положительные эмоции у детей всех классах начальной школы вызывают замысловатые вопросы. Такие вопросы задаются на любых учебных предметах. Например, «Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков по мешку, а в мешке по коту. Сколько всего шло в Москву?» (Одна бабка: старики шли в другую сторону). Или, «Что легче: пуд железа или пуд сена?» (Одинаково весят); «Что случилось тридцать первого февраля?» (Ничего: тридцать первого февраля не бывает),»Когда полы бывают тремя местоимениями?» (Когда они вы-мы-ты). Можно назвать бесконечное множество замысловатых вопросов, которые неизменно вызывают интерес у всех детей начальной школы. [11, с. 344-345]
Важное место на уроках чтения отводится рассказам на родном языке национальных народных сказом с последующим пересказом на русском языке. Это очень положительно сказывается на национальном самочувствии и в то же время идёт более успешно освоение русского языка.
Игра, что очень важно, является своеобразной диагностической методикой, потому что, отмечен, какой человек в игре, такой и в жизни. Многие дети, например, не умеют проигрывать. Взрослые должны на это обратить особое внимание. Нужно учить детей проигрывать. Трудно вообразить себе, что может статься, если человек не умеет проигрывать? Прежде всего, такой человек никогда не станет счастливой личностью, ибо он не сможет реализовать себя в полной мере, Боязнь неуспеха, избегание неудачи становится постоянным тормозов в развитии человека. Любая игра предполагает воспитывающую, диагностическую, развивающую, рекреационную цель. [11]
Самое существенное влияние для профилактики и регулирования межэтнических конфликтов в школе национального согласия оказывают: дни национальной культуры, внеклассные коллективные спортивные мероприятия, а также, художественные виды деятельности и в целом искусство. [5,13]
Важно отметить, что спортивные игры, спортивные соревнования проводит не только учитель физической культуры школы, но многие родители (мужчины) принимают самое активное участие в их организации и проведении. Они рассказывают об особенностях национальных спортивных игр, учат детей искусству различных единоборств, что вызывает детский восторг и положительно влияет на сплочение всех субъектов образовательно-восптательного учебного и вне учебного процесса. Самое важное то, что тренеры – родители учат детей не только побеждать, но и достойно проигрывать, не компенсируя неудачу в игре и эмоциональное переживание дракой, оскорблениями в адрес «победителей». В детских спортивных играх всегда побеждает дружба и, по возможности награждаются все.
Художественным видам деятельности в школе национального согласия уделяется особое внимание: это уроки музыки, искусства в целом, уроки трудового воспитания с элементами народного творчества, а также вне урочная художественная самодеятельность, в которой принимают участие все учащиеся школы. На уроках музыки исполняются народные и авторские песни всех национальностей и, что показалось нам интересным и полезным, каждая песня заканчивается скандированием: «Я, МЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!».
На уроках искусства дети знакомятся с народными танцами, слушают инструментальную национальную музыку, угадывают, музыка какой национальности сейчас звучит, знакомятся с известными национальными писателями, композиторами, поэтами, исполнителями прошлого и настоящего.
В целом искусство является универсальным способом объединения детей на основе коллективного творчества и общего эмоционального настроя. Литература, сказки, народное, самобытное, национальное творчество обогащает любого человека, а ребёнка в особенности. Дети учатся понимать действительность широко, объёмно, осознавать, что каждый этнос, нация, народность самобытны (они не хуже и не лучше моей нации), и все они имеют свою богатую духовную жизнь.
После знакомства с искусством различных национальностей проводятся конкурсы национальных загадок, пословиц, поговорок считалок и др. Анализ результатов подобной работы показал, что народные загадки, пословицы и поговорки, равно как и игра в вопросы и ответы, занимательны и интересны для детей всех возрастов.[11]
Необходимо отметить, что творчество тем хорошо и полезно, что ребёнок сам становится исследователем, созидателем. Эффективнее всего это происходит в совместной творческой деятельности. Идея может возникнуть в одной голове, но реализация идеи – дело коллективное – у каждого своё дело и в этом деле он сам себе руководитель, ответственная личность, а в общем – равноответственный участник. [11]
В творческих делах дети охотно слушают учителей, взрослых в целом, потому что всегда происходит что-то необычное, требующее определённого напряжения. Должно быть «много, много работы» и это делает детскую жизнь необычной. Не следует бояться этих «много-много дел», главное, чтобы они были интересны для ребёнка, группы детей, класса, школы в целом, чтобы была здоровая атмосфера коллективного творчества и сделать так, чтобы в школе можно было спокойно жить, учиться, творить. Кроме этого присутствовала здоровая соревновательность (но никак не конкуренция), чтобы был простор для фантазии, воображения, выдумки, а взаимодействие строилось на основе взаимоуважения. Известно, что можно и за час-два (даже за 5 минут) утомить ребёнка однообразием дел, а можно организовать работу ребёнка так, что он и за целый день не устанет. Что и показывает школа национального согласия своим повседневным творческим трудом.
Во время проведения исследований были разработаны различные материалы (тесты, ситуации, беседы, анкеты) и переданы педагогическому коллективу для внедрения методик по урегулированию межэтнических конфликтов и их профилактики.[См.: Приложения 8-16]Однако, совершенно невозможно в работе подобного типа представить все технологии, которые были использованы для профилактики и регулированию межэтнических конфликтов в школе национального согласия «Заисток». Отметим, что это некий эскиз программы по формированию конфликтологической компетенции, внутренней толерантности учителей, родителей и учащихся, т. е. всех субъектов образовательно-воспитательного процесса школы национального согласия. Только совместная творческая работа детей, учителей и родителей может успешно решать вопросы межэтнических конфликтов, их профилактики и регулирования. Отметим, что в этой работе не может быть поставлена точка, она принципиально не может быть завершена, ибо приходит новое поколение детей с новыми потребностями, интересами, установками и с ними также необходимо вести работу по профилактике и регулированию межэтнических конфликтов, но ещё на более высоком творческом уровне, используя более эффективные технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как отмечалось, все многообразные причины межэтнических конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: 1) объективный или социальный и 2) субъективный или психологический. Объективные или социальные причины межэтнических конфликтов во многом зависят от государственной политики. Это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне и качестве жизни представителей национальных республик, краёв и автономий, малочисленных народов севера России, неэффективная государственная национальная политика, явная духовная нетерпимость одних наций, этносов и народностей к другим, фанатизм, экстремизм, завышенная или заниженная национальная самооценка, характер национального самосознания и т. п.
Для предупреждения и устранения причин возникновения конфликтов эффктивными могут быть следующие методы:
- проведение экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости для всех наций, этносов и народностей;
- укрепление во всех сферах жизни многонационального, многоконфессионального общества на основе принципов законности и правопорядка;
- создание условий для повышения культурного уровня всего населения России, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.
Реализация этих социальных программ — самое надёжное средство для исключения из социальной жизни разрушительных межэтнических конфликтов, как и многих других негативных социальных явлений. Этому могут способствовать средства массовых коммуникаций, изжитие из массового сознания насилия и агрессии, преодоление нетерпимых межнациональных отношений и многое другое. Как уже отмечалось, эта работа государственного масштаба.
Вместе с тем, в профилактике и регулировании межэтническиз конфликтов не меньшую роль играет субъективный или психологический уровень, это вся та конкретная каждодневная работа, которая зависит от конкретных людей, конкретной школы, семьи и т. д. И начинать работу по профилактике и предупреждению межэтническиз конфликтов необходимо с детства. Если в детском возрасте упустить работу по формированию общей культуры личности ребёнка, воспитанию у него терпимого, дружеского отношения к другим, не таким, как сам, то можно предсказать, что во взрослом состоянии он сохранят нетерпимое отношение к представителям разных национальностей, и не исключено, что удовольствие он будет получать от власти, насилия, материального и физического превосходства над другими, более слабыми и беззащитными людьми, от денег, унижения достоинства других, от физического уничтожения «чужих», других людей, в чём-то не похожих на тебя, Можно с уверенностью прогнозировать, что подобное «недовоспитание» в детском возрасте увеличит риск возникновения межэтнических конфликтов, что в полной мере представлено событиями, происходящими сегодня в Украине.
Анализ деятельности школы национального согласия «Заисток» г. Томска по профилактике и регулированию межэтнических конфликтов показал, что целенаправленная, систематическая, совместная воспитательная работа учителей, родителей, детских общественных организаций, вовлечение всех субъектов образовательно-влспитательного процесса в коллективные творческие дела оказалась результативной.
Целенаправленное формирование толерантности педагогов, родителей позволило им более глубоко понимать современных детей, проблемы поведения их в поликультурном, полиэтническом пространстве школы. Кроме этого, проведённая работа подсказала наиболее правильные пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций, умело прогнозировать межэтнические конфликты и, что очень важно, заставило критически отнестись к собственным просчётам и недоработкам в обучении, воспитании и взаимодействии с детьми разных национальностей.
Как уже отмечалось, учитель должен предвидеть конфликты и управлять конфликтом, предвидеть и регулировать детские конфликтные отношения, обладать терпимостью, искренней толерантностью к разнообразным проявлениям детей разных национальностей – это его профессиональная и социальная обязанность.
С этой целью все учителя школы прослушали лекции, направленные на формирование конфликтологической,, нравственно-этической, психолого-педагогической компетентности; участвовали в дискуссиях по проблемам профилактики межэтнических конфликтов в школе, участвовали в совместных (учителя, родители и дети) ролевых играх и тренингах общения. Родители принимали самое активное участие в подготовке, проведении самых различных классных и общешкольных мероприятий: спортивных играх и соревнованиях, смотров художественной самодеятельности, различных выставках национальных поделок, олимпиадах, дней национальной культуры и многих, многих других коллективных творческих делах.
Всё это вместе взятое, т. е. знание и понимание национальных особенностей, участие в организации и проведении коллективных творческих дел, реальное повышение конфликтологической грамотности, психолого-педагогической, нравственно-этнической и общей культуры учителей школ и родителей значительно снизили риск возникновения межэтнических конфликтов.
Таким образом, школу, семью и среду необходимо рассматривать не на основе противопоставления, а на основе взаимного дополнения, взаимодействия по различным направлениям воспитательной работы. В таких школах, как уже отмечалось, должны работать не просто образованные, подготовленные по своему учебному предмету учителя, но психологически, этически, кофликтологически компетентные, в высшей степени деликатные, тактичные, с внутренней толерантностью, с высоким уровнем педагогического мастерства и сознания, творческого воображения и фантазии учителя. Только при таких условиях можно говорить о возможности эффективного формирования толерантности детей и их родителей.
В школе национального согласия не должно быть воспитательно-образовательного шаблона, здесь не только допустим, но и необходим ситуационно-воспитательный эксклюзив: менять педагогическую технологию, переходить от монолога к диалогическому методу обучения и воспитания; учить размышлять, думать, анализировать, делать вывод, уметь ставить себя на место другого. Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены, гипотеза доказана, цель достигнута.
ЛИТЕРАТУРА
- Андреева, Г. М. Социальная психология и общество / Г. М. Андреева. — Москва, 2010.
- Андреев, В. И. Конфликтология : искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В. И. Андреев. — Казань, 1992.
- Аникина Юлия. Управление общественным мнением в кризисных ситуациях. – М.: 2011. – 96 с.
- Анцупов, А. Я. Хрестоматия по конфликтологии / А. М. Анцупов, Н. И. Леонов. — 2008.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
- Анцупов А. Я.,Баклановский С.В. Конфликтология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
- Астапов В.М. Тревожночть у детей /.- ПЕР СЭ, 2008.
- Атватер, И. Я вас слушаю. Дополненное в 2008 г. / И. Атватер. — Москва, 2008.
- Атоян А.Д. Конфлифтология. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – 64 с.
- Бабосов Е.М. Конфликтология. – М.: Амалфея, 2012. – 324 с.
- Беляева, Л. А. Психология и педагогика / Л. А. Беляева, А. К. Коллегов. — Томск, 2014.
- Богданов, Е.Н., Зазыкин, В.Г. Психология личности в конфликте. Учебное пособие /Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – Санкт Петербург: Питер, 2004.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. – М.: МПСИ, 2011. – 240 с.
- Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! /Ф.М. Бородки, Н.М. Коряк. — Москва, 2013.
- Валкер, Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы) Пер. а нем. Р.С. Эйвадиса. /Дж. Валкер — Санкт Петербург: Светлячок; 2011.
- Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов /Н.Н. Васильев. – Москва, Речь, 2008.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология. – М.: Академический проект, 2010. – 416 с.
- Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2010. – 216 с.
- Глисков А. А., Глисков А. Г., Забейворота А. И. Трудовые споры и конфликты. Порядок обращения в суд. Примеры процессуальных документов. – М.: Книжный мир, 2011. –192 с.
- Гребёнкин, Е.В. Конструктивная конфликтология в школе: учеб. пособие /Е.В. Гребёнкин. — Новосибирск: изд-во. НГПУ, 2010.
- Гребёнкин, Е.В. Школьная конфликтология /Е.В. Гребёнкин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
- «Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра» (Отв. ред. и руководитель проекта Л.М. Дробижева. М.: РОССПЭН, 2013).
- Гришина, Н.В. Психология конфликта /Н.В. Гришина. — Минск, 2008.
- Гуськов А. Конфликтология. – М.: Проспект, 2013. – 176 с.
- Давыдова Ю. Гендерная конфликтология. – М.: 2011. – 232 с.
- Диксон, Ч. Конфликт /Санкт Петербург. 2008.
- Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Инфра-М, Альфа-М. 2009. – 336 с.
- Егидес А. П. Психология конфликта. – М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. –320 с.
- Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии /.С.М. Емельянов. -Санкт Петербург: Питер, 2009.
- Жуковский В. И., Кудрявцев К. Н.. Уравновешивание конфликтов и приложения. – М.: Ленанд, 2012. – 304 с.
- Зеленков М.Ю. Конфликтология. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 с.
- Зелинский, С.А. Манипуляция массами: психоанализ /С.А. Зелинский. — Изд-во: Скафия, 2008.
- Зеньковский, В.В. Психология детства /В.В. Зеньковский. – Ред. Golden – Ship, 2012.
- Здравомыслов, А.Г. Сравнительный анализ национальных социологических школ и их отношений к национальным культурам //Вестник Института социологии. 2010. № 1. С.179-202.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Фролов, Д.В. Как научиться в ссоре не терять истину /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.В. Фролов. — Москва: Речь. Серия: Ценность каждого дня, 2009.
- Келлетт, П. Конфликтный диалог /П. Келлетт. — Харьков, 2010.
- Кичанова, И.М. Конфликт: за и против. /И.М. Кичанова. – Москва, 2009.
- Конфликтология. Учебник. Под ред. А.С. Кармина. – Санкт Петербург, 2008.
- Котова, С.А., Кулганов, В.А. Как сохранить здоровье, работая в школе /С.А. Котова, В.А. Кулагина. — Москва: НИИ школьных технологий, 2010.
- Курбатов, В.И. Конфликтология. Изд. 3-е. /В.И. Курбатов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Лебон, Густав. Психология народов и масс /Густав Лебон. — Изд-во: Академический проект. Серия: Психологические технологии, 2011.
- Литвак, М. Психологическое айкидо /М. Литвак. — Москва: Феникс, 2008.
- Лобан Н. А. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008
- Млодик, И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога, 2-е изд. /И.Ю. Млодик. — Москва: Генезис, 2011.
- Регнет, Э. Организационные конфликты. /Э. Регнет. — Харьков 2014.
- Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряжённости /Г.У. Солдатова. — Москва, 2008.
- Социальная работа: учеб пособие /под ред. Проф. Н.Ф. Басова. — Москва: Дашков и К, 2008.
- Тишкова В.А «Российский народ» — М.: изд-во «Наука», 2013
- Трушников, Д. Ю. Конфликтология: учебник. — Тюмень :ТюмГНГУ, 2009. — 448 с.
- Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Базальный конфликт. Психология личности. Т. 1. /К. Хорни. — Самара, 2008.
- Хорни, К. Невротическая личность нашего времени /К. Хорни. — Москва: Академический проект. Серия: Психологические технологии, 2009.
- Шибутани, Т. Социальная психология. /Т. Шибутани. — Москва, 2008.
- Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин, — Москва, 2009.
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/tomskaya-oblast.html
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/index.html
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://gossluzhba.gov.ru/News/Details/69d88f9f-2f8c-4083-abca-f22573d41c49
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://government.ru/govworks/section/798/
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/zakon0103.html
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/mejnacionalnie-otnosheniya/mejnacionalnie-otnosheniya/strategiya-gosudarstvennoie-nacionalnoie-politiki-rossiieskoie-federacii.html
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/mejnacionalnie-otnosheniya/mejnacionalnie-otnosheniya/aktualnie-problemi-etnicheskoie-politiki-v-rossii-ob-itogax-zasedaniya-kruglogo-stola.html
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://state.kremlin.ru/council/28/news/19475
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/news/273/505525/
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://pressria.ru/pressclub/20131112/948661679.html
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://psycabi.net/testy/83-test-kommunikativnoj-tolerantnosti-v-v-bojko#ixzz3bJSjRLh4
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests_agression.html
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.koob.ru/antsupov/preventing_conflicts
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.koob.ru/platonov_y/psy_conflict_behavior
- [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.koob.ru/zelenkov/social_conflict_z
- Conflict Prevention In Project Management: Strategies, Methods, Checklists and Case Studies. Publisher: SPRINGER, 2011.
- The Conflict. Translator: Elisabeth/ Hunter Badinter. Publisher: Henry Holt & Co, 2012.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф