Заявка на расчет
Меню Услуги

Духовно – нравственное развитие обучающихся в воспитательном пространстве образовательной организации. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Основные направления, формы, методы работы социального педагога по нравственному воспитанию молодёжи

Образование представляет собой организованную форму социализации детей и подростков. К важнейшим функциям института образования относятся передача от поколения к поколению ценностей господствующей культуры, новых знаний, формирование у членов общества ценностных ориентаций, трансляция устойчивых социокультурных стандартов поведения, содействие интеграции индивидов в социальную систему.Школа играет первостепенную роль в социальном воспитании и социализации молодежи. В новых условиях социально-формирующая, воспитывающая миссия школы не ликвидируется, а, напротив, значительно усиливается. Современная ситуация решительно требует усиления воспитательных, личностно-образующих функций школы как основного образовательного учреждения, требует, чтобы школа была не просто учебной, а социально и личностно-развивающей воспитательной системой. Это нисколько не противоречит определению школы как системы образовательной, если трактовать образование так, как оно раскрывается в Законе РФ «Об образовании», где поясняется, что образование — это воспитание и обучение. Верно трактуемое понятие «образование», таким образом, совпадает с широким смыслом понятия «воспитание», охватывающего и учебную, и внеучебную жизнь и деятельность школьника.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды системе образования, наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, пришлось актуализировать, расширить и углубить и многие другие функции, среди которых:

а)социально-адаптивная и социально-стабилизирующая функция, обеспечивающая включение школьника в реальные социальные отношения, поддерживающая социальную мобильность личности, открывающая жизненные перспективы для каждого выпускника, смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты;

б)социально-преобразующая функция, обеспечивающая подготовку людей к сознательной жизни в условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, быстро изменяющихся жизненных ситуаций;

в)социально-защитная функция, связанная с заботой о детях, которым семья и общество не смогли создать нормальных условий для жизни и развития;

г)здоровьесберегающая и реабилитационная функция, связанная с катастрофическим падением здоровья детей и преодолением пагубной традиции, когда цена образования оказывается слишком высокой, ибо образование приобретается за счет утраты здоровья;

д)культуропреемственная и культуротворческая функция, проистекающая из современного понимания образования как приобщения к культуре в широком смысле слова, ибо средства массовой информации, учреждения культуры, микросреда пока не в состоянииобеспечить этот процесс, а зачастую оказывают явно негативное, разрушающее влияние на личность.Важно учесть, что общая ориентация осуществляемого в школе образования не может быть только личностной или только социальной. Оба эти направления должны гармонично сочетаться в социально и личностно-ориентированном обучении и воспитании.

Важная роль в этом процессе отводится социальной работе. Инструментарий социальной работы — это совокупность основных и вспомогательных средств, с помощью которых разрешается проблема индивида или группы. К основному инструментарию относятся все виды деятельности: преобразовательная, коммуникативная, исследовательская, образовательная и т. д. Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к четырем основным видам: труд, учение, игра, коммуникация. Все виды деятельности используются в процессе социальной работы.

Социально-педагогическая деятельность — это многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите,поддержке личностного развития, самореализации, социальной адаптации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использованияресурсовипотенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы. Социально-педагогическая деятельность может осуществляться в различных формах (социально-педагогическая защита, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая опека).

Понятие социально-педагогическая поддержка отечественными исследователями трактуется по-разному. В частности, в узком смысле оно предполагает социальную защиту детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко); а в широком — помощь в развитии индивидуальности, личности ребёнка (Р.А. Литвак, О.С. Газман и др.), в его самореализации (А.В. Иванов, НА. Соколова). Как справедливо подчеркивает Т.С. Дорохова, данные трактовки не противоречат друг другу, а скорее соотносятся как частное к общему. Правильно будет рассматривать социально-педагогическую поддержку как помощь со стороны социального педагога и привлечённого сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного развития и саморазвития в процессе социализации.

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого, объекта сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи.

Для понимания сущности социальной работы в образовании (в частности — в духовно-нравственном воспитании учащихся) и её специфики следует рассматривать её как систему. Определяющие компоненты данной системы — субъект (деятельность всегда осуществляется кем-то), объект (она всегда направлена на конкретный фрагмент реальности) и цель (она всегда целенаправленна). При этом выделенные структурные компоненты различны на различных уровнях социально-педагогической деятельности. Так, на макроуровне субъектом социально-педагогической деятельности выступают государство и его различные органы и ведомства, объектом — различные социальные группы, целью — формирование и реализация социальной политики в области обеспечения социально здоровой среды жизнедеятельности различных социальных групп, создание системы социальной защиты и поддержки их в трудной жизненной ситуации. На мезоуровне субъектом социально­педагогической деятельности является конкретное учреждение, осуществляющее данную деятельность — в нашем случае — общеобразовательное учреждение, объектом — целевая группа, на которую деятельность направлена, а целью — помощь нуждающимся в ней целевым группам (несовершеннолетним и их семьям). На микроуровне социально-педагогическая деятельность субъекта (собственно социального педагога или человека, выполняющего его функции) нацелена на обеспечение, восстановление, сохранение или усиление связей объекта (конкретного человека) с обществом.

Характеристика содержания социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся имеет следующие составляющие:

–содержание социально-педагогической деятельности в пространстве, системное изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды: личность в условиях семьи, школьном и внешкольном групповом взаимодействии; социально-воспитательные проблемы и трудности межсубъектного взаимодействия и творческой самореализации личности в микросреде;

–социально-педагогическая поддержка личности в критических и кризисных ситуациях: ситуации конфликта в семье, школе, микросреде; пограничные ситуации во взаимодействии «человек-человек», «человек-общество»; кризисные ситуации в системе «человек-природа»;

– организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи: индивидуальное консультирование; межперсональное консультирование участников проблемы; групповая терапия в группах поддержки личностного роста; тренинг-обучение; переструктурирование микросреды жизнедеятельности;

–педагогическое управление способами социального действия личности: наставление на путь, совместный выбор цели, задач и программ действия, профилактика нарушений; планирование средств достижения целей и решения жизненных задач; стимулирование действий участников в направлении поставленных задач; анализ достигнутого, определение, поддержка новых перспектив;

–социально-педагогическая опека и посредничество в творческом развитии личности и группы: педагогическая диагностика способностей (общих, спортивно-физических, интеллектуальных, технических, предпринимательских, экологических, социально-коммуникативных, художественных); приобщение к творческой деятельности; побуждение к самоизменению и самообразованию; сбалансировка ценностей и смыслов творческой деятельности, индивидуальных ценностей и требований родителей.

Социальный педагог в школе — это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.Понимание адаптации как включения индивида в социальную общность лежит в основе того процесса и одновременно периода жизни каждого индивида, который носит название социализации. Более того, она рассматривается как один из механизмов социализации, позволяющих личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамического социального окружения.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные роли, что предполагает наличие широкого круга проблем его профессиональной деятельности в школе и различные специализации. Наиболее целесообразная специализация социального педагога определяется администрацией конкретного образовательного учреждения совместно с заинтересованными лицами, в зависимости от условий микросоциума и необходимости решения тех или иных социально-педагогических проблем.Социальная работа с молодежью рассматривается как важнейший инструмент в достижениицелей нравственного воспитания.

В рамках нашего исследования необходимо раскрыть понятие социальной технологии.Социальные технологии могут быть рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Социальная технология — важнейший элемент механизма управления. Технологии социального обслуживания, будучи элементом системы социального действия, также имеют не только функционально-исполнительскую, но и управленческую природу.

Необходимо отметить важный аспект соотношения социальной работы и социальных технологий: сама социальная работа осуществляется, реализуется при помощи отдельных методик или техник (общения с клиентами, трудоустройства, поведения в экстремальных условиях, реадаптации, реабилитации, психотехник и т.д.).Социальная работа как социальная практика, становясь предметом социального образования, в своих разнообразных формах направлена на множество сложных взаимодействий между людьми и их социальной средой. Ее миссия состоит в том, чтобы дать возможность всем людям развить в полной мере свой личностный потенциал и предупредить возникновение социальных дисфункций.

Технология в научной литературе определяется как совокупность методов и средств преобразования материалов с целью получения продукта с заданными количественно-качественными показателями.В социальной работепод технологиями понимается совокупность приемов и методов воздействий, применяемых государственными, общественными и частными организациями, социальными работниками и волонтерами при решении социальных проблем, планировании и реализации помощи объектам социальной работы. Предпочтение той или иной конкретной технологии определяется целями и задачами избранной стратегии, особенностями объектов социальной помощи и имеющихся ресурсов. Технологизация конкретного социального процесса требует соблюдения ряда условий. Социальная технология может быть определена как минимум тремя способами.

Социально-педагогическая технология как нормативное описание процесса преобразования (изменения состояния) социального объекта содержит ряд предписаний, алгоритмизирующих, рационализирующих и оптимизирующих социальную деятельность, направленных на получение запланированного результата. Достигается это благодаря тому, что в социальных технологиях представлены предписания по проектированию, конструированию и реализации технологического процесса; даётся характеристика процедур, операций, действий, инструментария, а также результатов социального взаимодействия субъектов; имплицитно включены элементы творчества в каждом конкретном действии и операции. Необходимость творчества в преобразовательном процессе обусловлена природой социальных отношений, отражающих специфику организации взаимодействия социальных субъектовпорождающих в каждой конкретной ситуации социальной работы новизну социальных отношений.Неадекватность типовых технологий социальной работы бесконечно многообразным социальным ситуациям объективно стимулирует профессионала социальной работы к творчеству, которое может иметь диагностический, коммуникативный, методический, организационно-управленческий вид.Упорядочивая действия, технология поддерживает наиболее удобный в стабильных жизненных ситуациях режим деятельности.Соответственно,социальные технологии своим объектом имеют разнообразные занятия людей, они создают ситуации их оптимального благоприятного проведения, поддерживают социокультурный уровень, опираются на стабильные факторы жизненных ситуаций. И наоборот, потребность в новых технологиях возникает тогда, когда налицо проблемная (неустойчивая) ситуация и осознана необходимость нового, необычного действия.

Социальные технологии различаются и по характеру их новизны или традиционности. В этой связи обычно выделяют традиционные и инновационные технологии.

2.2. Инновации в системе социально-педагогической работы с молодёжью по нравственному воспитанию

Проблемы духовно-нравственного воспитания и развития личности на различных уровнях государственной и социальной структуры рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных социальных технологий. Использование новых технологий в формировании общественных отношений, воспроизводстве жизненных сил, улучшении качества жизни, общения, реализации творческого потенциала каждой личности определяет сущность социального прогресса. В ходе разработки и внедрения социальных технологий различного типа и класса формируется интеллектуальная атмосфера, которая каждому дает возможность для самореализации. Ключ — в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования.

В нынешних обстоятельствах широко применяются всевозможные социальные технологии — от монотехнологий до политехнологических структур. Ширится социальное пространство, в котором применяются, как отдельные технологии, так и их совокупность: от социолого-аналитических до политико-выборных, от IT-технологий до технологий всевозможных типов связи, когнитивных информационных технологий, от образовательно-педагогических до технологий предоставления адресных социальных услуг разным слоям и группам населения и т.д. Можно рассматривать внедрение социальных технологий в многообразные подсистемы социальной сферы в качестве инструментального познавательно-преобразовательного средства как одну из закономерностей развития современного социума, а в секторах социальной работы и социально-педагогической деятельности — как стабильную тенденцию их развития. Об этом свидетельствует экспоненциальное увеличение количества научных исследований и публикаций по данной теме. При этом всякая технология имеет в своем распоряжении совершенно определенный теоретико-методологический потенциал познания и изменения общественной практики.

О.Ю. Колосова отмечает, что существуют противоположные взгляды на использование «технологий» в области духовно-нравственного воспитания и развития: личности от абсолютного отрицания технологизации в духовно-нравственной сфере до безусловного одобрения и оправдания применения того или иного технологического подхода. Уже не раз доказано, что любой социальный феномен, такой, в частности, как обучение, воспитание, образование, формирование личности человека, объективно носит непростой, многосоставной, многомерный и многоуровневый характер. В любом из феноменов, в том числе в духовно-нравственном воспитании и развитии, можно выделить, определенную последовательность осуществляемых действий. Многие специалисты считают, что в зависимости от усложнения видов человеческой деятельности необходимо разделить их на соответствующие этапы и операции.

Так, например, заведующий лабораторией социально-педагогических технологий и политики в области воспитания Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания, профессор И.А. Липский отмечает: «Чтобы социально-педагогическая деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы, она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы, ни операции, ни порядок последовательности этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждый вид деятельности имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».

Технологизация образовательного и воспитательного процесса может способствовать:

  • конкретизации задач воспитания и образования на каждом этапе процессов;
  • их уточнению и корректировке;
  • оценке промежуточных результатов процесса;
  • контролю за последовательным, поэтапным выполнением воспитательных задач;
  • оказанию адресного содействия при их выполнении;
  • выбору наиболее рациональных операций и процедур образовательной деятельности.

Учитывая сферу приложения, уровень поставленных задач и организационных возможностей, социальные технологии можно подразделить и по наименованию, и по содержанию каждой из них. Социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания и формирования личности характеризуются следующими ключевыми свойствами.

  1. В данном случае происходит совпадение педагогических и социально-педагогических технологий, поскольку они однозначно ориентированы на воспитание и развитие собственно духовных и нравственных сторон личности.
  2. Социально-педагогические технологии направлены не только на «социализацию личности», но и на педагогизацию общества, «социализацию социума». Иначе говоря, общественные отношения в окружающей человека социальной среде должны развиваться в соответствии с морально-нравственными, гуманистическими, духовными принципами.
  3. Социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания личности обеспечивают ее взаимодействие с социумом, энергичное включение в него с целью позитивного преобразования на основе духовно-нравственных критериев деятельности человека. Не разрушение социальной среды, не безотчетное потребление социальных благ, а творческое переустройство, бережное развитие, обеспечение безопасности человека при ее развитии. Социально-педагогическая практика накопила весьма значительное количество соответствующих технологий, среди которых существенное место занимают социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Первая группа таких технологий может быть представлена как группа программно-целевых технологий. В этом случае они представляют социальные технологии общей группы и сориентированы на достижение целей духовно-нравственного воспитания средствами программного подхода. Преимуществами таких технологий является возможность сосредоточения сил и средств на достижении конкретных целей по заблаговременно определенным направлениям духовно-нравственного воспитания различных слоев населения; возможность разработки программ воспитания исходя из характерных организационных условий, с учетом особенностей учащихся или сотрудников различных образовательных или трудовых коллективов; возможность определения (и при необходимости коррекции) приоритетов воспитательных усилий в сфере духовно-нравственного воспитания и развития различных групп населения; возможность планового и поэтапного контроля реализации воспитательной программы; возможность реализации мероприятий духовно-нравственного характера, нацеленных и на конкретного человека (группу лиц), и на социальную среду их обитания, и на механизмы, обеспечивающие взаимодействия человека и его социальной среды, и др.

Вторая группа социально-педагогических технологий духовно-нравственного воспитания и развития может быть обозначена как группа проектных технологий. В этом случае они являются представителями социальных проектных технологий и направлены на достижение целей духовно-нравственного воспитания средствами проектного подхода. Преимуществами этих технологий является возможность концентрации усилий на фиксированных целевых группах, что обеспечивает индивидуализацию процесса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; возможность реализации проекта в условиях ограниченного социума, что обеспечивает связь воспитания с повседневной жизнедеятельностью участников проекта; возможность включения каждого из них в практическую деятельность по преобразованию своего социального окружения, что обеспечивает самореализацию потенциала конкретной личности и т.п. Проектные технологии, как правило, обладают ярко выраженным общественным характером духовно-нравственного воспитания и применяются с целью реализации различных социальных проектов.

Особенностью воплощения в жизнь проектных технологий является их устойчивый, продленный и практически непрерывный характер, что позволяет избежать риска превращения мероприятий в случайный набор акций и их беспорядочного осуществления.

Таким образом, одной из существенных характеристик программно-целевых и проектных технологий духовно-нравственного воспитания, обусловленной социально-педагогическим характером, является их межсекторный характер. При этом они обладают высоким потенциалом преобразования. Большое разнообразие применяемых технологий, их разноуровневый характер, различия в частоте применения — все это свидетельствует о реальности инструментального механизма духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемого в различных учреждениях и организациях, в разных типах социума, на разных уровнях управления.

Тем не менее, предпочтение той или другой социально-педагогической технологии зависит от типов и видов, форм и средств, типичных приемов ее реализации. Необходимо уметь применять в комплексе известные поисковые способы, методы, средства и техники. При этом значимым является не жестко заданный механистический подход, а гибкая реакция, предусматривающая возможность использования разных вариантов. Вместе с тем необходимо учитывать постоянные изменения условий, а значит, средств социально-педагогической работы, быть готовым не только к применению других методов, отличных от выбранных ранее, но даже к отказу от принятой технологии. Основное условие — это соответствие выбранной технологии целям и задачам проекта или программы, компетентность и профессионализм в духовно-нравственном формировании личности.

Инновационные воспитательные и педагогические социальные технологии могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть жизненного потенциала личности.

2.3. Зарубежный опыт социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи

Специфика рубежа между вторым и третьим тысячелетиями — распад последних больших и малых империй, изменение устаревших социальных устройств, исчезновение традиционных массовых профессий и рождение новых с повышенными требованиями к образовательному уровню, увеличение количества независимых государств и всего населения Земли без малейших надежд на параллельный прирост плодородных почв и природных источников энергии — предопределяет распространенность пессимистических оценок будущего и разнообразие предложений спасения не только отдельных государств, но и всего человечества. Если оценивать численность сторонников разных предложений по его спасению, то большое преимущество будут иметь приверженцы гуманитарно-образовательно-воспитательного пути будущего развития. Относительно решения современных проблем человечества, охваченного со всех сторон разнообразными проблемами, известный украинский философ и педагог П. Саух, в книге-обобщении обо всем ХХ веке, высказался следующим образом: «Так существует ли здесь выход? Несомненно, да. Философия ставит вопрос о необходимости самоизменения человека, делая ударение на осуществление так называемой антропологической революции. Конечно, это не революция в традиционном понимании. Речь идет о возвращении человеку «человечности». Она не требует освобождения от бедности и трудностей, а предлагает отказаться от нашего богатства и избыточного благосостояния, освободиться не от того, чего нам не хватает, а от того, что мы потребляем чрезмерно и что приводит к «потреблению» самых себя. Она не освобождает от бесправия, а освобождает от укоренившейся привычки во что бы то ни стало удовлетворять свои желания и т.п. Силой, способной осуществить эту небывалую революцию, по мнению многих философов, может стать обновленная христианская церковь. Именно она, соответственно сориентированная, пронизанная духом сочувствия и милосердия к обездоленным, должна оказать содействие наиболее перспективному объединению политики и морали, власти и духа. Задача ее — соединить святость с «воинствующей» любовью, которая принимает на себя чужие страдания. Судьба человечества, по мнению этих философов, во многом зависит от того, превратится ли эта возможность на общую способность и воплотится ли она в принцип развития культурной жизни».

Тема духовно-морального воспитания молодежи становится все актуальнее в мировом сообществе параллельно с обострением мировых кризисов. Вмиренаблюдаетсяустойчиваятенденция повышения внимания к молодежным проблемам. Она проявляется:

–в повышении роли государства в поддержке развития молодежи, инициатив молодежных и детских общественных объединений;

– в укреплении инфраструктуры учреждений молодежной политики (информационных центров, служб занятости, социально-психологических центров и других) с учетом интересов и потребностей молодежи;

–в организации досуговой деятельности и в профилактике правонарушений и наркозависимости в молодежной среде;

–в усилении внимания к гражданскому,духовно-нравственному и творческому развитию молодежи;

– в многообразии форм, методов и технологий работы с молодежью.

В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей.Например,в принятой в Германии федеральной программе «Шансы в меняющемся обществе» сделаны акценты на межотраслевую и инициативную молодежную политику, проведение широкомасштабного диалога с молодыми людьми,укрепление сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления,частными предпринимателями, ассоциациями и социальными группами.

В Швеции и Франции активно применяются информационные технологии, ориентированные,в частности, на решение проблем молодежи «группы риска». В Великобритании и Италии широкое распространение получила волонтерская и альтернативная служба молодежи. При этом следует отметить престижность и существующий высокий статус службы в учреждениях социальной сферы, в том числе и при работе с молодежью.

Не является секретом, что даже богатейшие и самые цивилизованные государства Европы имеют значительные проблемы с регулированием поведения подростков. Ограничимся лишь двумя примерами — периодическими подростковыми «восстаниями» на окраинах Парижа и нескольких других городов Франции, которые сопровождаются разнообразными актами вандализма, а также уничтожение нескольких сравнительно бедных кварталов Лондона их обитателями в середине августа 2011 года. Таким образом, не удивительно, что к традиционно-школьным средствам воспитания детей и молодежи все чаще предлагают привлечь и религиозные.

В Великобритании, Германии, США и Канадевыделяют три направления работы с молодежью «группы риска»: использование альтернативных образовательно-дисциплинарных программ, мобильная работа с молодежью и работа по профилактико-превентивным программам, ориентированным на оказание помощи в условиях социального становления молодых людей: в условиях семьи, учебных учреждений, молодежных клубов или организаций (в большинстве случаев при объединении усилий со стороны семьи и образовательного учреждения).

Альтернативные образовательно-дисциплинарные программы широко применяются в США и Канаде. Основными методами работы являются консультирование, необходимое для установления эмоционального контакта между педагогами, социальными педагогами, психологами и участниками программы, и индивидуальные беседы, позволяющие идентифицировать и глубже понять проблему. Среди других особенностей программы следует отметить следующие: небольшое количест­во участников программы (10-12 человек), что снижает трудности усвоения учебного материала, позволяет установить доброжелательные и доверительные отношения с преподавателями; гибкое расписание занятий (предусмотрены занятия в вечернее время), что предотвращает их пропуски; приобретение молодыми людьми профессионально-техниче­ских навыков в процессе участия в программе, что расширяет перспективы трудоустройства в будущем. В Германии родители и граждане местного сообщества вместе с учащимися учебных заведений принимают решения, касающиеся образования и внешкольной работы.Так,в Баварии проходят циклы профилактических мероприятий по предупреждению наркомании и преступлений среди несовершеннолетних в соответствии с социальными программами «Сделать детей сильнее и здоровее»,»Ты сильней, чем алкоголь», «Здесь не курят». Анализ социальных программ в ФРГ свидетельствует о том, что в них акценты национальной политики в области семьи и молодежи сделаны несколько иные. В частности, национальная программа «За права детей Германии 2005-2010» состоит из совместного проекта под названием «ПроектП–вмешайся/прими участие «Министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и детей ФРГ,Федерального центра политического просвещенияи Федерального Объединения немецких молодежных организаций, направленного на шесть областей: предоставление равных возможностей в получении образования; детство без насилия в семье и в обществе; обеспечение здорового образа жизни; участиедетейимолодеживобщественнойиполитическойжизни страны; совершенствование стандартных условий проживания для всех детей; соблюдение международных обязательств в области защиты прав детейиборьбысбедностью.

Американские ученые подчеркивают важность участия в жизни школы не только родителей ученика, но и других членов семьи, поскольку это способствует повышению мотивации учения, благоприятствует семейным отношениям, т.к. и взрослые, и дети увлечены общим делом. Консолидация усилийшколы и семьи в процессе обучения и воспитания ребенка позволяет учителям и родителям взаимообогащать свой педагогический опыт и более эффективно справляться с трудностями, связанными с выполнением своих непосредственных функций. Самой распространенной ошибкой родителей является уверенность в том, что обучение ребенка следует полностью возложить на школу. В итоге учителя и родители встречаются только в случае появления у ребенка серьезных проблем, которых можно было избежать при тесном и регулярном контакте родителей и школы.

В последние десятилетия существенно изменился взгляд на взаимоотношения школы и семьи в США. По словам социолога У. Уолера, характер этих взаимоотношений в начале ХХ в. можно было охарактеризовать как «взаимное недоверие и враждебность», т.к. в этот период главная функция школы заключалась в ассимилировании детей-мигрантов в культуру белых американцев, когда учащимся и родителям внушали, что язык, традиции и нормы поведения их семьи были главными препятствиями на пути к «стопроцентной американтности». Государство, таким образом, «с помощью школы консолидировало «неорганизованные»разно этнические осколки вокруг первоначального англосаксонского протестантского ядра».

Во второй половине ХХ в. в связи с актуализацией вопроса о подготовке учителя нового типа, способного работать с поликультурным составом учащихся, школа и семья превратились в союзников, усилия которых направлены на достижение общей цели — воспитание и обучение подрастающих граждан поликультурного общества. По мнению американских исследователей, особая роль в налаживании отношений между семьейи школой принадлежит учителям-посредникам, которые помогают школьному учителю вести работу с родителями учащихся. Первоначально данный проект был введен в США в 1960-е гг. с целью повышения мотивации к учению у детей из бедных семей через педагогическую работу с родителями, которые должны стать активными партнерами школы. Проект подтвердил свою эффективность и в настоящее время деятельность учителей-посредников используется в школах для работы с различными типами семей. В целом функции учителей-посредников сводятся к 1) беседам с родителями, детьми, представителями различных учреждений; 2) работе в группах поддержки родителей (объединение родителей, испытывающих общие трудности); 3) консультированию (беседы с родителями и учителями по выяснению характера проблем); 4) обучению взрослых (организация встреч родителей с целью обмена опытом); 5) сотрудничеству с учреждениями (службой быта, больницами и др.).

В практике американской школы зарекомендовала себя и такая форма работы с семьей, как привлечение родителей-волонтеров, как правило, из благополучных, полных семей. Данная форма работы, по мнению специалистов, содержит в себе большой педагогический потенциал, она помогает стабилизировать жизнедеятельность проблемных семей (семей-мигрантов, неполных семей, бедных семей). К примеру, семья мигрантов получает возможность расширить рамки общения, не чувствовать себя изолированной от общества; матери-одиночки могут заняться неотложными делами или просто отдохнуть, когда их дети общаются с родителями-волонтерами и т.д.

Все воспитательные виды помощи в Германии концентрируются в службе по делам молодежи. Каждый город или городской округ обязан иметь такую службу при ратуше. Общая служба по делам молодежи относится к общему коммунальному управлению, где она обладает полной самостоятельностью в развитии и реализации идей воспитания. Общая социальная служба по делам молодежи включает в себя: службу семейной помощи; отдел, курирующий детские ясли и сады; отдел, курирующий приемных детей; службу опеки; службу «дети в опасности»; службу «дневная мама»; отдел, курирующий детские дома; службу помощи правонарушителям, получившим испытательный срок; отдел молодежных инициатив.

Все они, в свою очередь, разделяются на более мелкие структуры по решаемым проблемам. Социальные работники службы по делам молодежи проводят консультации для детей, подростков и их родителей; организуют центры попечения дневного типа, мест в которых сегодня еще недостаточно; выполняют посреднические услуги разного рода вплоть до усыновления ребенка или определения его в опекунскую семью. Подросткам, совершившим правонарушения, предлагается принять участие в социальной групповой работе. Данный метод работы нацелен на проведение самоанализа в поведении. Подростки, общаясь в группе, должны почувствовать, как их образ поведения воспринимается другими. Многие из «трудных» детей ранее решали конфликты путем грубости и жестокого обращения. Общаясь в группе, они открывают качества, которые не соответствуют их негативной самооценке. В ролевых играх подростки учатся разрешать конфликты иными путями, нежели с помощью кулаков и ссор. Целью подобных тренингов является формирование у детей социальной компетентности.

Другой формой социальной групповой работы может быть недельный водный маршрут или поход в горы в сопровождении социальных педагогов и соответствующих гидов. Обязательным этапом при этом является анализ возникающих конфликтов и отношений на заключительном сборе группы. Для многих группа представляется как бы полигоном достижения успеха, источником адаптации, она рождает чувство безопасности и удовлетворения от пребывания в кругу дружески настроенных людей, способствует формированию положительной самооценки. Социальные работники служб по делам молодежи предлагают социально-педагогическую помощь семье, а также организуют краткосрочное пребывание ребенка в доме семейного типа или социально-терапевтическое лечение в реабилитационном центре.

Предупреждениеправонарушенийидетскойбезнадзорности тесно связано с организацией досуга подростков. В Германии в рамках федеральной инициативы ФРГ «Перспектива»проводятся конкурсы среди организаций,занимающихсяпроблемамидосугадетейимолодежи.Цельюконкурсаявляетсясозданиеновойформы взаимодействияпредставителейместногосообщества, экономики и бизнеса, политических партий, негосударственных организаций для улучшения работы с молодежью на местном уровне. Особое место в молодежной политике ФРГ в отличие от РФ занимают активная комплексная антиникотиновая, антинаркотическая, антиалкогольная, антиэкстремистская кампании на всех уровнях власти. Они включают также широкое внедрение таких программ в местном сообществе и привлечение не только детей и молодежи, но и учителей и родителей. Школы и университеты считаются основной базой для осуществления медицинских программ и мероприятий в отношении молодежи. Программы по борьбе с курением, ВИЧ/СПИДом, злоупотреблением алкоголем и наркотиками являются составной частью общеобразовательных программ в различных учебных заведениях. Таковы некоторые формы работы с детьми в Германии, которые могли бы послужить новым стимулом, дополнением к существующим сегодня в нашей стране формам работы с детьми и подростками.

Выводы по главе 2

Социально-педагогическая деятельность по духовно-нравственному воспитанию молодежи может быть представлена как комплексная социально-педагогическая технология. Социальную технологию можно определить как способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение и преобразование (изменение состояния) социального объекта и достижение заданного результата. Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует социальную деятельность (жизнь) и может быть не только многократно использована, т. е. тиражирована, но и использована для решения сходных задач, то есть использована многообразно. Социально-педагогическая технология – это совокупность научных знаний, средств, приёмов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объектов социального воздействия. К важнейшим технологиям социальной работы с несовершеннолетними относятся социальная диагностика, социальная адаптация, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальное консультирование, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к несовершеннолетнему, учёт его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

Обращение к зарубежному опыту социальной работы с молодежью обусловлено возможностями его использования в отечественной практике, что позволило выявить ряд его основных характеристик: реализация социально-педагогиче­ских профилактико-превентивных программ; оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в условиях их привычного окружения (семья, учебные учреждения) с установлением уважительных и доверительных отношений; использование таких методов педагогической деятельности, как групповое и индивидуальное консультирование молодых людей и их родителей; ролевое проигрывание проблемных ситуаций; организация дискуссий; беседы информационно-просветительского характера.


Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф