1.2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности
В современной научной литературе представлено множество методов оценки эффективности управления предприятием. Рассмотрим основные существующие подходы, модели и методы оценки предприятия с точки зрения эффективности управления его деятельности.
Разработка, внедрение и применение на практике моделей и методов оценки управления деятельностью и развитием является важным условием улучшения финансово-экономического состояния предприятия. Теории и практике управления предприятием уделяется достаточно много внимания. Вопрос эффективного управления предприятием освещается в современной литературе. Хорошо известны фундаментальные научные труды многих отечественных [20, 134] и зарубежных [5, 32] ученых, в которых даются основополагающие вопросы теории и практики, приводятся важнейшие понятия и рассматриваются традиционные приемы и методы непосредственно для российских предприятий.
В настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления предприятием не существует. Ввиду того, что на практике размерность оценок достаточно велика, а количественные сравнения параметров управляемого объекта зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления ограничивается анализом финансово-экономического состояния фирмы.
Рассмотрим существующие общеизвестные модели управления эффективностью предприятия.
Ведущими управленческими моделями в настоящее время являются:
— модель сбалансированной системы показателей Лоренца Мейсела;
— Balanced Scorecard System, BSC (система сбалансированных показателей) Нортона Каплана;
— Economic Value Add (добавленная экономическая стоимость);
— пирамида эффективности К. МакНейра, Р.Ланча и К.Кросса [36];
— EP2M (Effective Progress and Performance Measurement) Кристофера Адамса и Питера Робертса.
Каждая модель управления эффективностью имеет свои особенности (Таблица 1.1), которые обуславливают их применение в различных ситуациях для различных отраслей деятельности.
Таблица 1.1. Модели управления эффективностью предприятия
Модель | Акцент |
BSC-модель Лоренца Мейсела | Персонал, эффективность сотрудников |
BSC-модель Нортона-Каплана | Четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы |
EVA-based management | Четыре направления: измерение, система управления, мотивация, стиль мышления |
Пирамида эффективности | Иерархичная структура управления |
ЕР2М-модель | Четыре направления: обслуживание клиентов и рынков, совершенствование внутренних процессов, управление изменениями и стратегией, собственность и свобода действий |
При рассмотрении существующих экономико-математических методов оценки эффективности предприятия в современной научной литературе, можно выделить различные варианты их классификации. Каждый метод (методика) создается для конкретной ситуации и эффективен только при решении определенного круга задач.
В соответствии с классификацией В.В. Ковалева, методы и приемы, используемые в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, можно разделить на две большие группы: неформализованны и формализованные [26, c. 64-65].
Первая группа основана на описании аналитических процедур только на логическом уровне, вторая группа предполагает наличие достаточно строгих формализованных аналитических зависимостей и оперирует инструментами стохастического моделирования, теории принятия решений, методики финансовых вычислений и т.д.
Методология проведения экспертно-аналитического анализа должна включать не только описательный аспект определения тех или решений, а должна способствовать выявлению возможных причин их возникновения, предполагаемых результатов их реализации и разработке мероприятий по минимизации или устранению негативных последствий и давать стоимостную оценку этих результатов. В стандартных ситуациях с помощью качественных методов анализа проводится оценка экономический последствий того или иного управленческого решений, основанная на мнениях широкого круга экспертов. Следует отметить, что практически для малого предприятия данные методы ввиду своей сложности и длительности носят скорее неформальный характер (обсуждения, совещания и т.д.).
В современной практике финансового анализа известно множество показателей, используемых для количественной оценки деятельности организаций. Так как состояние предприятия определяется в первую очередь показателями ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности, то в дальнейшем рассмотрим эти группы.
К первой группе относятся коэффициенты ликвидности и платежеспособности, оперирующие соотношениями величин активов компании и величин кратко-срочных и долгосрочных обязательств.
Вторая группа коэффициентов — коэффициенты финансовой устойчивости, показывающие определенные пропорции между отдельными группами активов и пассивов предприятия, а также позволяющие оценить возможность поступательного развития организации без угрозы возникновения кризисных ситуаций.
Расчет коэффициентов третей группы — коэффициентов деловой активности, необходим для оценки качества управления организацией по критерию скорости преобразования активов в денежные средства.
К четвертой группе относятся коэффициенты рентабельности, которые характеризуют относительную эффективность деятельности предприятия и показывают, какие доходы компания извлекает из находящихся в ее распоряжении активов.
От частных показателей, характеризующих отдельную сторону хозяйствования компании, переходят к комплексным коэффициентам, характеризующим положение предприятия в целом. Примером построения таких моделей можно найти в работах Альтмана, Таффлера и Тишоу, Зайцевой, Сайфулина и Кадыкова [22, с.78].
Таким образом, классические методы оценки состояния предприятия подразумевают расчет определенных групп финансовых коэффициентов, которые затем сравниваются с каким-либо нормативом (базой). Этот подход удобен в применении, но не всегда достаточно информативен, так как не дает возможности проследить взаимосвязи между показателями, следовательно, требует доработки для целей анализа данного исследования.
Вместе с тем, определение причинно-следственных связей экономических явлений и процессов, происходящих на предприятии, является важнейшей задачей экономического анализа. Решить данную проблему позволяет использование экономико-статистических методов, основанных на анализе факторов.
Необходимость применения статистических методов (методов многомерного статистического анализа) связана с существованием важной особенности реальных экономических систем, которая практически не учитывается в других системах оценки состояния предприятия. Экономические наблюдения неизбежно подвержены многочисленным случайным возмущениям, непредсказуемый, вероятностный характер которых проявляется на всех этапах, начиная с процесса получения самих наблюдений и заканчивая процессом принятия решения. Следовательно, разработка адекватных исследуемым процессам моделей оценки состояния предприятия неизбежно связана с исследованием случайных величин, что оказывается возможным на основе статистических методов.
Для оценки финансового состояния предприятия более удобно использовать такие методы многомерного анализа как дискриминантный, корреляционный, регрессионный и факторный анализ.
Таким образом, статистические методы оценки состояния предприятия позволяют отразить структуру и особенности проявления исследуемых объектов через описывающие их признаки на всех этапах с учетом всех дестабилизирующих факторов, и количественно описать указанные процессы, используя хорошо развитие методы математической статистики.
Несмотря на относительную сложность математического аппарата, постановки задачи и интерпретации результатов, методы многомерного статистического анализа дают наглядное представление причинно-следственных связей явлений и процессов, происходящих на предприятии, а так же позволяют объективно оценить результаты проведенной работы через главный показатель качества — достоверность оценки состояния предприятия.
Достаточное количество продукции, реализованной на рынке, покрывает расходы, затраченные на ее производство, иначе говоря, ее абсолютную себестоимость. Последующие продажи будут приносить прибыль. Размер прибыли будет зависеть от того, в каком соотношении находятся (по результатам анализа) условно-постоянные затраты, и изменяющиеся условно-переменные, в составе полной себестоимости. Когда проданное количество продукции дойдет до минимальной планки, достаточной для покрытия себестоимости, тогда прибыль начнет расти быстрее, чем растет объем затрат и появится возможность для развития и инвестиций.
Процесс измерения планируемого или уже полученного уровня эффективности предприятия связан с определением критерия и формированием системы соответствующих показателей. Показатели эффективности предприятия делят на несколько групп:
— общие показатели производственной эффективности;
— показатели, отражающие эффективность организации и использования труда;
— показатели, характеризующие степень использования и распределения производственных фондов;
— показатели, отражающие эффективность использования всех финансовых средств.
Постоянный анализ и определенные основные показатели деятельности предприятия дают верное представление о его доходности или убыточности. Если предприятие сокращает хозяйственную деятельность, то прибыль снижается, а убытки увеличиваются с опережением темпов уменьшения объема продаж. Основные показатели деятельности предприятия – это его результативность.
Произвести расчет можно по следующей формуле:
Пр = Впр – Зпр
В данном расчете: Пр – прибыль, полученная от продажи продукции. Впр – выручка, полученная от реализации продукции. Зпр – сумма издержек, затраченных на сбыт и производство продукции.
По показателям расчета будет виден экономический эффект, который характеризует бизнес, как приносящий прибыль и превышающий расходы. Показатель экономического эффекта сопоставляет уровень затрат и ресурсов, израсходованных на его достижение.
Однако такой показатель, как доходность остается за рамками данного анализа и оценки деятельности. Рентабельность, величина чистой прибыли, окупаемость затрат, экономическая эффективность — это основные показатели деятельности того или иного бизнеса. Рентабельность дает представление о том, насколько быстро окупятся затраты и предприятие будет приносить прибыль.
Расчет рентабельности:
Продукция: R п =отношение прибыли от продаж (реализации) / делить на полные затраты.
Активы: это R а = отношение прибыли (по отчетному периоду) / итог СБ. Где СБ — средний баланс.
Расчет показывает, как использованы оборотные и основные средства, насколько эффективно и представляют ли интерес для финансовых и кредитных учреждений, для партнеров по бизнесу.
Основной капитал: R ок = балансовая прибыль / делить на ССОК. Где ССОК — средняя стоимость (основного капитала).
Собственный капитал: R ск = чистая прибыль/делить на среднюю стоимость ОС. Этот показатель характеризует, какая часть прибыли приходится на каждый рубль, вложенный собственником. ОС — основной капитал.
Окупаемость капитала: Т = капитал/чистая прибыль.
Расчет показывает, как скоро окупятся средства, вложенные в предприятие, если условия финансово-хозяйственной деятельности не изменятся.
Основные показатели деятельности предприятия формируют «точку безубыточного ведения деятельности», которая может быть сведена к ответу на вопрос: какое количество продукции нужно продать для покрытия расходов на ее производство и возмещение условно-переменных затрат. На основании анализа цена единицы продукции устанавливается в соответствии со всеми условно-переменными затратами, для того, чтобы полностью их покрыть и получать стабильную прибыль.
Показатели, в соответствии с требованиями рынка, можно соотнести с двумя группами:
— Оценочные, которые характеризуют результаты той или иной деятельности и достигнутый уровень развития.
— Затратные, которые отражают затраты на осуществление видов производства и деятельности. Деление достаточно условное и характеризует относительные показатели деятельности предприятия.
Вид и направленность анализа зависят от целей, которые ставятся перед ним. Так, издержки производства могут рассматриваться как оценка достигнутого уровня затрат, но уровень может стать количеством, когда планируется производить не единицы продукции, а предоставлять услуги. То же самое можно сказать и о таком показателе, как прибыль, которая для арендодателя стоит не на первом месте, для него важнее движение и статистика ликвидности компании.
Поэтому оценка общих объемов продаж, валовой прибыли и чистой прибыли (после того, как уплачены налоги и проценты по кредитам и займам), экономической эффективности, оборот капитала — это основные показатели деятельности предприятия, характеризующие его положение на отчетный период.
1.3. Повышение эффективности отечественных предприятий хлебопекарной промышленности
Хлеб является одним из основных видов продуктов питания в рационе большинства россиян. В связи, с чем на продовольственном рынке страны постоянно растет количество компаний занимающихся выпуском хлебобулочных изделий, и как следствие растет конкуренция в данном секторе пищевой индустрии.
На современном этапе в России действует более 10 000 пекарен и хлебозаводов. Однако в связи удорожанием сырья, постоянным ростом тарифов на энергоносители (18-25% в год), износом оборудования и использованием низкотехнологических систем производства, растут индивидуальные издержки предприятий. Этим во многом объясняется частичное снижение производительности труда, недостаточно эффективное использование сырьевых, человеческих, временных, финансовых, энергетических и других ресурсов.
Согласно заявлениям полномочных представителей комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, в настоящее время эффективность производства остается на уровне не позволяющем вести расширенное воспроизводство, а рентабельность производства хлеба многих предприятий является отрицательной и имеет тенденцию к снижению. Так, среднегодовая рентабельность хлебопекарной промышленности в 2012 году составила 3%. На начало 2013 рентабельность большинства хлебопекарных предприятий составила менее 5%, это недостаточно для конкурентоспособного хозяйствования и ставит под угрозу дальнейшее развитие отрасли. Невысокий уровень основных финансовых показателей влияет на комплексную модернизацию, на установку на предприятиях современного энергоэффективного оборудования и других сложных средств механизации. В свою очередь, работа на изношенном оборудовании негативно влияет на эффективность использования энергоресурсов.
В настоящее время в Госдуму поступают многочисленные обращения от отраслевых союзов и предприятий хлебопекарной промышленности, обеспокоенных снижением конкурентоспособности в хлебопекарной отрасли РФ. Сложившаяся тенденция затрагивает экономические интересы производителей в других смежных отраслях.
Основной причиной чего, является постоянный рост диспаретета цен на основное сырье — муку (рост 80-90% на муку за 6 месяцев), занимающей в структуре себестоимости хлеба от 28% до 40% и основные средства производства. В частности, имеет место резкий рост цен на муку, которое с начала 2012 г. по 1-й квартал 2014 г. составил около 100%. Фактически цены на муку в России в 2013 г. превысили среднеевропейский уровень (350-400 евро за тонну), что существенно ухудшило финансовое состояние хлебопекарных предприятий.
К дополнительному сырью относится — сахар и сахаристые продукты, жиры животного или растительного происхождения, молочные продукты, яйца и яйцепродукты, солод, а также различные пищевые продукты для начинок, пищевые ингредиенты, смеси, закваски, хлебопекарные улучшители и другие. Основные виды сырья, за исключением некоторых видов дрожжей, производятся отечественными производителями, которые обладают необходимыми мощностями для удовлетворения спроса хлебопекарной промышленности. Динамика цен на основные виды сырья характеризуется нестабильностью.
В настоящее время крупные и средние предприятия имеют достаточные производственные мощности для удовлетворения потребностей населения в необходимом объеме и ассортименте хлебобулочных изделий с учетом сложившегося уровня потребления. Коэффициент использования мощностей находится на уровне 39%-41%. Вместе с тем, четко прослеживается тенденция снижения мощностей в промышленном хлебопечении. В период с 2007 г. по 2011г. они уменьшились с 13,8 до 11,4 млн. тн. в сутки. Снижение производственных мощностей происходит как в связи с их выводом при падении спроса, так и при ликвидации или перепрофилировании предприятий.
Также на эффективность производства хлеба оказывает ежегодное увеличение цен на услуги естественных монополий: газ, вода, электроэнергия; искусственное сдерживание цен на социально значимые сорта хлеба. Не лучшее влияние оказывают, зачастую необоснованные фактическим спросом, заказы торговых сетей на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, которые впоследствии возвращаются на хлебопекарные заводы и ложатся колоссальными убытками на производителя хлеба. Среднегодовая рентабельность хлебопекарной промышленности за 2013 год составила 3%, что ниже уровня инфляции. На данный момент рентабельность большинства хлебопекарных предприятий, составляет минус 5%, что ставит под угрозу дальнейшее развитие отрасли. По итогам 2012 года в целом по России уже обанкротилось около 30 хлебопекарных предприятия, что привело к сокращению рабочих мест и уменьшению доли налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
Хлебопекарная промышленность представлена большим числом предприятий, разнородных по своему потенциалу, объемам и ассортименту выпускаемой продукции, финансовым ресурсам и др. Мониторинг хозяйственной деятельности пяти хлебопекарных предприятий приведен в таблице 1.2.
Одним из важнейших факторов, влияющих на низкий уровень использования производственных мощностей (17,2 — 66 %) по исследуемым предприятиям и, как следствие, на рост удельных издержек, является высокий уровень конкуренции на рынке хлеба и хлебобулочной продукции.
Кроме того, высокая степень физического износа значительной части основных производственных фондов (на некоторых предприятиях до 70%) приводит к увеличению затрат на ремонтное обслуживание оборудования и, соответственно, к повышению себестоимости единицы продукции. Поскольку техническое оснащение многих хлебозаводов признано критическим, одним из приоритетных направлений развития предприятий является модернизация основного и вспомогательного производств, включая механизацию, автоматизацию и компьютеризацию процессов, внедрение ресурсосберегающего оборудования, способствующего повышению производительности труда, снижению материалоемкости и энергоемкости продукции.
Таблица 1.2. Сравнительная оценка показателей деятельности предприятий-представителей хлебопекарной промышленности за 2013 г.
Наименование показателя | МП «Хлебозавод №22» | ООО «Ава-хлеб» | ООО «Балашиха-хлеб | ОАО «ББК Серебрянный бор» | ООО «Вескор-хлеб» |
Интегральный показатель использования производственной мощности, % | 54,2 | 49,0 | 66,0 | 64,8 | 17,2 |
Затратоемкость товарной продукции, руб./руб. | 0,93 | 0,82 | 0,9 | 0,71 | 0,96 |
Фондовооруженность труда, тыс. руб. / чел. | 47,5 | 171,8 | 78,4 | 154,1 | 32,6 |
Фондоотдача, руб./руб. | 7,2 | 2,9 | 4,9 | 5,0 | 1,4 |
Производительность труда, тыс. руб. / чел. | 338,9 | 525,1 | 384,2 | 774,7 | 339,9 |
Прибыль, млн. руб. | 6,9 | 66,3 | 7,8 | 70,3 | 4,1 |
Рентабельность продукции, % | 7,8 | 21,9 | 9,6 | 41,4 | 4,2 |
Инновационная активность (+/- высокая / низкая) | — | + | — | + | — |
Для преодоления негативных тенденций и выхода на траекторию устойчивого развития предприятиям хлебопекарной промышленности необходимо правильно выбрать состав приоритетных инновационных технологий, способствующих повышению эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности продукции.
Изменения рациона питания и запросов потребителей вносят свои коррективы в структуру ассортимента и качество хлеба и хлебобулочных изделий. Несмотря на то, что продукция отечественных хлебопекарных предприятий представлена широким ассортиментом (свыше 700 наименований), новинки в среднем по отрасли не превышают 5% от общего выпуска. В этой связи одной из перспективных задач развития предприятий является расширение ассортимента хлеба и хлебобулочной продукции путем освоения новых технологий и рецептур, в том числе для лечебно-профилактических целей и детского питания, учитывающих полезную и питательную ценность.
Для совершенствования ассортимента хлебобулочной продукции необходимо ориентироваться на изменения потребностей населения с целью их более полного удовлетворения. Это может быть достигнуто путем освоения технологий, позволяющих выпускать следующие группы изделий: мучной кондитерской продукции (торты, пирожные, пряники, печенье, куличи, кексы, вафли и пр.); так называемой, «домашней выпечки» (пироги, кулебяки, булки и пр., отличающиеся по форме, весовому формату и включающие различные добавки); полуфабрикатов высокой степени готовности и др. Привлекательность освоения производства указанной продукции обусловлена растущим потребительским спросом и более высокой прибыльностью.
Улучшение качества продукции зависит от мер, предпринимаемых для: повышения сохранности, усиления контроля технологических процессов, внедрения новых и совершенствования традиционных технологий, обеспечения герметизации упаковки, использования современных экологически безопасных упаковочных материалов и т.д.
Мониторинг деятельности хлебопекарных предприятий показал устойчивую тенденцию роста доли производственных затрат в стоимости продукции. Высокая материалоемкость производства, эскалация цен на рынках сырья указывают на необходимость повышения эффективности использования материальных ресурсов. Для этого требуется совершенствование технологических схем и режимов, обеспечивающих более качественную предварительную подготовку сырья, глубокую и комплексную его переработку, а также использование новых видов сырья и компонентов (мука из зерна проросшего, закваски с культивированными микроорганизмами и т.д.).
Проблема хлебопекарных предприятий состоит еще и в том, что многие крупные сетевики возвращают непроданную продукцию. Доля возвращаемой торговыми сетями хлеба с истекшим сроком реализации составляет в среднем 8-10 процентов, а по некоторым позициям до 20 процентов и всегда превышает возможности предприятий по его переработке. В такой ситуации пекарные предприятия фактически принимают на себя риски торговли по сделанным ими заказам, несут убытки от реализации, утилизации и транспортным расходам по доставке этой продукции.
Возможность заключения договоров с условием возврата непроданных товаров предусматривается ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Многие сельхозпроизводители, в том числе и хлебопекарные предприятия, идут на это, в борьбе за крупных сетевиков, тем самым фактически принимают на себя риски торговли по сделанным ими заказам, несут убытки от реализации, а также убытки от утилизации и транспортным расходам по доставке этой продукции. Конечно, переработать можно и весь возвращенный объем, но это уже будет с потерей качества, чего допускать нельзя. Производители должны выпускать столько, сколько необходимо, а торговые сети — четко представлять объем продукции, которую они смогут реализовать без возврата. Для крупных хлебопекарных предприятий эта проблема стоит не столь остро, скорее это проблема средних и мелких производителей. По данным компании «АМИКО», 49 процентов покупок хлеба совершается в продуктовых магазинах, 25 процентов — в супермаркетах. И 21 процент — в хлебных киосках.
Уровень среднедушевого потребления хлеба в России составляет 120-125 кг. в год (325-345 г. в сутки), в том числе для городского населения 98-100 кг. в год (245-278 г. в сутки), для сельского 195 205 кг. (490-540 г. в сутки). Эти нормы зависят от возраста, пола, степени физической и умственной степени нагрузки, климатических особенностей мест проживания. В последнее время в России снижается потребление хлеба, но постоянно растет выпуск кондитерских изделий. Так по данным института питания РАМН, в 60-е годы потреблялось 170 кг, в 70-80 – 100 кг., в 90-е – 115, в 2000-е – 100 кг. 20 лет назад в стране пекли 18 миллионов тонн хлеба, сейчас — всего 7 миллионов тонн, при этом сладостей выпускают более двух миллионов тонн в год.
Повышение в составе себестоимости доли затрат, связанных со сбытом продукции явилось основанием для включения как активизация маркетинговой деятельности, которая должна способствовать укреплению рыночных позиций и улучшению сбытовой политики предприятия.
Также, нельзя не упомянуть о влиянии вступления России во Всемирную торговую организацию. На хлебопекарной отрасли это существенно не отразится, т.к. доля импорта хлебобулочных изделий незначительна (в 2014 году не превышает 0,13% от всего объема продукции).
Социальное значение хлебопекарной промышленности требует стабильного функционирования отечественных предприятий. Стабилизация среднедушевого потребления хлеба и хлебобулочной продукции в Российской Федерации свидетельствует о насыщении рынка, что исключает перспективу экстенсивного развития отрасли. При этом устойчивому интенсивному развитию хлебопекарных предприятий препятствуют физический и моральный износ значительной части основных фондов, низкий уровень использования производственных мощностей, высокая доля затрат в стоимости продукции, инновационная инертность и пр. Несмотря на сложную ситуацию перед товаропроизводителями хлебопекарной продукции стоят задачи улучшения качества изделий, совершенствования ассортимента, роста финансовой независимости и повышения конкурентоспособности предприятий. Решение этих вопросов во многом связано с освоением инноваций.
Минпромторгом разработан проект стратегии развития машиностроения для пищевой перерабатывающей промышленности до 2020 года. В рамках госпрограммы по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности на период до 2020 года есть подпрограмма по сельхозмашиностроению, пищевой перерабатывающей промышленности, в рамках которой предусмотрена существенная поддержка инновационного развития этих предприятий. С 2014 по 2016 год планируется направить в отрасль ежегодные ассигнования в размере 600, 630, 662 млн. рублей соответственно. Таким образом, планируется обеспечить импортозамещение.
В целях дальнейшего развития хлебопекарной промышленности и повышения ее конкурентоспособности можно порекомендовать внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», чтобы ограничить возврат из торговли хлебобулочных изделий с истекшим сроком реализации; внести изменения в Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., предусмотрев для предприятий хлебопекарной промышленности субсидирование кредитов на приобретение муки.
Необходимо также ориентировать научный, производственный и кадровый потенциал Российского хлебопечения на решение актуальных проблем по следующим направлениям:
— внедрение ресурсосберегающих технологий;
— внедрение технологий хлебобулочных изделий с удлиненными сроками хранения;
— внедрение ассортимента хлебобулочных изделий с учетом профессионального, демографического состава населения и экологических особенностей регионов;
— увеличение объемов производства хлебобулочных изделий детского, школьного, лечебного и профилактического назначения до уровня полного удовлетворения спроса населения;
— совершенствовать систему ценообразования хлебобулочных изделий для сохранения устойчивого уровня оптово-отпускных цен и рентабельности хлебопекарного производства не менее 15%;
— анализировать работу передовых предприятий России для использования их опыта в новых хозяйственных условиях;
— создание нового механизма финансирования и привлечения инвестиций;
— обратиться в государственные органы власти с просьбой о создании
в областях, краях и республиках региональных фондов зерна для нужд хлебопечения, гарантирующих производство хлебопекарной муки в количествах, необходимых для устойчивого обеспечения населения хлебом.
Таким образом, рассмотрены теоретические и методологические основы оценки эффективности компании.
Целью любой организации является достижение финансового результата и не на короткий период, а на продолжительное время. В этот результат входит как полученная прибыль, так и капитализация организации, поэтому экономическая эффективность деятельности предприятия – это определение максимальной цели и расчет путей ее достижения, разработка стратегии работы и управления фирмой. Чтобы проанализировать производственную деятельность компании, необходимо рассмотреть показатели экономической эффективности предприятия. Немаловажное место для роста эффективности функционирования организации занимают организационные и экономические факторы. Также необходимо развитие социальной инфраструктуры и методов управления. Необходимо совершенствовать методы и формы управления, методы планирования, стимулирования, поощрения. Особое место в снижении удельного веса расходов ресурсов и интенсификации всей экономики организации принадлежит мероприятиям по повышению уровня качества выпускаемой для реализации продукции. Уровень качества продукции должно стать основополагающим фактором, за которым требуется пристальный контроль.
Глава 2. Анализ эффективности финансово — хозяйственной деятельности на примере ЗАО «Шатурский хлебокомбинат»
2.1. Общая характеристика предприятия
ЗАО «Шатурский хлебокомбинат» по праву занимает одну из лидирующих позиций в сфере производства хлебобулочных и слоеных изделий в регионе. Ведется постоянная работа над оригинальными рецептами, расширением ассортимента продукции, эксклюзивным художественным оформлением упаковки. Идя в ногу со временем и изменением рынка, предприятие обеспечивает высокое качество продукции, бесперебойность в работе, соблюдение договорных обязательств и графика поставки.
Основная деятельность комбината: производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, прибыль от которых направляется на расширение деятельности.
Месторасположение: 140700, г. Шатура, ул. Советская, д. 2.
По направлению хлебобулочных изделий ЗАО «Шатурский хлебокомбинат» может предложить традиционные виды хлебов, хлеба из смеси ржано-пшеничной муки, пшеничной муки первого сорта, заварные хлеба, булочные и сдобные изделия, а также изделия, обогащенные железом и витаминами, пищевыми волокнами и йодом.
ЗАО «Шатурский хлебокомбинат» имеет крепкую материально техническую базу. В ассортименте — более 45 наименований продукции, которая отличается высоким качеством, без применения консервантов и заменителей.
На сегодняшний день продукция ЗАО «Шатурский хлебокомбинат» поставляется в 48 магазинах Московской области и пользуется большим спросом у населения. Транспортировка осуществляется собственными машинами комбината. На комбинате имеется свой автопарк, он составляет 38 грузовых и 2 легковых машин, Водоснабжение комбината централизованное. Имеется водопроводный резервуар резервной воды, объёмом 400 куб.м. Качество воды в резервуаре соответствует ГОСТам.
Цех № 1 построен в 1964 году по типовому проекту и специализирован на производство формовых хлебов из муки смешанной валки и батонов из пшеничной муки. Он оборудован 2-мя расстойно-печными агрегатами на базе печей ХПА-40 и 2-мя автоматизированными линиями на базе печей PPP.
Цех № 2 специализирован на выработку булочных изделий и подовых хлебов и оборудован 3-мя технологическими линиями на базе печей «MIWE» и 3-мя технологическими линиями на базе печей «Fatura».
Цех № 4 построен в 1958 году по типовому проекту хлебозавода на 4 печи. Две печи марки ФТЛ-2, на одной из которых вырабатывается формовой и подовой хлеба из пшеничной муки. На 2-х расстойно-печных агрегатах на базе печей ХПА-40 организована выработка формовых сортов хлеба из муки смешанной валки.
На 4 –м этаже цеха № 4 организован цех № 3 по производству мучных кондитерских и слоеных хлебобулочных изделий.
Цех № 5 по производству тортов, пирожных.
Экспериментальный участок, где происходит отработка новых видов изделий оснащен в 2007 году новой линией «Ваktech”, на которой выпускается мелкоштучная продукция развесом 50-80 грамм.
Всё это обеспечивает стабильную работу предприятия. Наличие энергетических, технических, ремонтно-обслуживающих служб, собственного автопарка позволяет не пользоваться услугами ремонтных и транспортных организаций.
Главными элементами производственной структуры предприятия считаются рабочие места, участки и цехи. Каждое подразделение предприятия представляет собой хозяйственный механизм и отражает единство производственной, экономической и организационной деятельности, результат которой – выпуск продукции. Углубление самостоятельности подразделений требует обеспечения их согласованной работы, а также повышения заинтересованности работников в конечном результате деятельности всего предприятия.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф