1.3. Профессиональная деятельность медицинских работников как источник формирования синдрома эмоционального выгорания
Проблема «эмоционального выгорания» существует во всех областях, где объектом профессиональной деятельности человека выступает другой человек, и взаимодействие в системе «человек-человек» зависит от качеств того и другого. Именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний.
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Профессиональная деятельность медицинских сестер требует от них особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых ее осуществление практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, эмпатичность, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость и другие качества[37].
Деятельность медицинских сестер связана с интенсивным напряженным межличностным общением, которое сопровождается разнообразными эмоциональными состояниями: положительными, отрицательными или нейтральными. Эта профессиональная деятельность, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Огромная ответственность за результат своей деятельности — жизнь пациента — приводит к перенапряжению отдельных органов и систем, возникновению заболеваний.
Помимо профессиональных знаний, умений и навыков используется своя личность, которая является, в данном случае, «эмоциональным донором». Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Довольно ярко выражено влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хронически больными людьми, работа с умирающими, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые др.) и т.д.
Медицинский персонал подвержен высокому профессиональному риску – заражение различными заболеваниями, в том числе парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями. Медицинский работник находится в постоянном контакте с лекарственными и дезинфицирующими средствами, что создает опасность аллергических и токсико-химических поражений. Также воздействие различных излучений (радиация, ультразвук, лазерное, ионизированное) является потенциальной причиной возникновения новообразований (доброкачественных и злокачественных) и других серьезных нарушений здоровья.
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса – профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение — и в целом отрицательно сказываются на профессиональном развитии личности. [19,8]
Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ:
1-й — «педантичный» — характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют — чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, пусть и в ущерб себе; 2-й — «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й — «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительных людей, их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботы. Считается, что в медицину должны идти люди с высоким уровнем эмпатии. Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и невротические срывы. Переживаемые эмоциональные состояния во многом влияют как на личность, так и на продуктивность деятельности, а при определенных условиях эти переживания могут привести к «эмоциональному выгоранию» [5].
Медицинские работники часто имеют ненормированный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой (повышение квалификации, освоение новых методов), т.е. работают, часто пренебрегая временем, предусмотренным на отдых для восстановления физического и эмоционального баланса организма. Интенсификация профессиональной деятельности отражается на состоянии здоровья, способствуя увеличению уровня общей заболеваемости и распространенности хронической патологии.
Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная бездеятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание. Всякое прерывание деятельности вызывает у человека состояние напряженности, поскольку он стремится закончить дело, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели.
Также, в качестве факторов, способствующих развитию синдрома «эмоционального выгорания», исследователи называют чувство социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проблема психического выгорания в социальных профессиях стала особенно актуальна в последние годы. На это указывали и указывают как исследователи начала и середины XX века, так и современные авторы, занимающиеся разработкой данной проблемы. В научной литературе до сих пор нет однозначного определения тому состоянию человека, которое связано с пресыщением им своими профессиональными занятиями. Одни авторы называют это «эмоциональным выгоранием» (Т.В. Форманюк, 1994; В.В. Бойко, 1996; М.В. Борисова, 2005), другие – выгоранием психическим (К. Маслач, 1987; Н. Е. Водопьянова, 2000; К. Старченкова, 2005).
Особое внимание авторы уделяют выделению тех фактов, которые способствуют появлению склонности к эмоциональному выгоранию. Так, Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы, В.В. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
Также могут влиять на эмоциональное выгорание следующие показатели — возраст, семейное положение, образование, должность, стаж работы, удовлетворенность условиями труда:
— у специалиста в зрелом возрасте определены конкретные цели, пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения;
— семья выполняет психотерапевтическую функцию, связанную с психологической поддержкой членов семьи – т.е. выступает в качестве фактора, снижающего влияние различных профессиональных стрессов. Но деструктивная семья, может сама стать стрессовым фактором, причиной усугубления синдрома эмоционального «выгорания». Также, имеет влияние феномен «двойной занятости женщин». Даже в благополучной семье, где женщина получает поддержку и тепло своих близких, она вынуждена нести бремя бытовых и хозяйственных проблем (уборка, стирка, приготовление пищи и т.д.). Постоянные перегрузки вызывают переутомление и снижение защитных сил в борьбе против «выгорания». Сам факт наличия семьи не снижает риск развития «выгорания» — более важным показателем является удовлетворенность семейными отношениями;
— эмоциональное «выгорание» свойственно в большей степени специалистам со средним образованием. Наличие высшего образования снижает риск возникновения «выгорания», так как высокая профессиональная подготовка дает специалисту широкий спектр вариантов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Тем самым снижается неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, вызванная недостатком профессиональных знаний и умений. Высшее образование расширяет кругозор специалиста в области медицины, психологии, конфликтологии и других наук и позволяет адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, находить эффективные пути преодоления «выгорания», использовать приемы профессионального самосохранения;
— так же, одним из важных факторов, которые могут повлиять на эмоциональное выгорание, на наш взгляд, является степень удовлетворенностью условиями труда — неблагоприятные условия труда повышают риск развития выгорания, а благоприятные являются фактором, ослабляющим влияние профессиональных стрессов.
Профессия медработника относится к тем профессиям, которые более всего подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Деятельность медицинского работника характеризуется большой напряженностью, конфликтностью, выражением различных эмоций, приводящих к тем или иным негативным последствиям, что является фактором, повышающим вероятность появления синдрома выгорания. Эмоциональное выгорание в медицинской деятельности в высокой степени зависит также от мотивации работы. Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом (сверхмотивация) — долгое время, помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того результата, которого ожидали. При столкновении с трудностями их уверенность в своей компетенции снижается, уменьшается адекватность восприятия своих действий как правильных, вследствие чего у работника начинается кризис. Многие в этом случае бросают свою работу и «ищут себя» в других сферах деятельности, оставив за спиной эти непреодолимые трудности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Организация и методики исследования
В исследовании приняло участие 40 человек (медицинские сестры в возрасте от 28-65 лет). Выборку составили: мужчины – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.
Исследование проводилось нами в 2 этапа. Первый этап заключался в определении склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию. Для этого была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
По мнению автора методики В.В. Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. В го же время, «выгорание» отрицательно сказывается и на исполнении профессиональной деятельности, и в отношениях с партнерами, где партнер понимается как объект профессиональной деятельности.
Опросник используется для диагностики эмоционального выгорания, которое возникает у человека в процессе выполнения профессиональной деятельности под воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Методика состоит из 84 суждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет», что позволяет диагностировать три фазы эмоционального выгорания: напряжение, резистенция, истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов:
— напряжение: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия;
— резистенция: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей;
— истощение: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
— определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания;
— подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования выраженности симптома;
— находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма всех двенадцати симптомов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания», позволяет диагностировать ведущие симптомы и определять, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжению», «резистенции» или «истощению». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.
Методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой.
Цель методики — изучение степени профессионального «выгорания». Необходимо ответить на 22 утверждения: как часто вы испытываете чувства, перечисленные в опроснике. Для этого по каждому пункту задания есть варианты ответов: никогда, очень редко, часто, очень часто, каждый день.
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
— «никогда» — 0 баллов;
— «очень редко» — 1 балл;
— «иногда» — 3 балла;
— «часто» — 4 балла;
— «очень часто» — 5 баллов;
— «каждый день» — 6 баллов.
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).
«Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).
«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
2.2. Анализ результатов исследования
Получив анализ показателей, можно наметить индивидуальные меры профилактической и психокоррекционной работы с сотрудниками, у которых наблюдается эмоциональное выгорание.
Первым этапом нашей работы было исследование индивидуальной склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию по методике В.В. Бойко. Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Исходя из данных, представленных на рисунке 1, видно, что специалисты группы обладают симптомами эмоционального выгорания различного уровня выраженности. В группе испытуемых наблюдаются следующая картина:
— эмоциональное выгорание стадии напряжения наблюдается у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.
Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены в таблице 1 и на рис. 1.
Таблица 1. Результаты методики «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой (средний балл группы)
Шкалы | Группа 1 |
эмоциональное истощение | 20,6 |
деперсонализация | 18,7 |
редукция личных достижений | 30,1 |
Как видим, в группе медработников наблюдается эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. Они имеют тенденцию к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, что ведет к ограничению своих возможностей, обязательств по отношению к другим.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников актуальна. Это подчеркивает необходимость профилактической и психокоррекционной работы с эмоциональным и психическим состоянием сотрудников. И это, в большей мере, связано не с показателями работников у которых уже сформировалось эмоциональное выгорание, а с показателем эмоционального выгорания сотрудников, который находится в стадии формирования. Так как именно на этой стадии мы можем предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания.
2.3. Организация психологической работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания
С целью преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер и проведения профилактических мероприятий по предупреждению данного синдрома, нами была разработана « Программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания».
Программа тренинга рассчитана на 24 часа и включает в себя 8 занятий по 3 часа каждое.
Цель и задачи программы:
Познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами его преодоления.
Данная программа направлена на решение следующих основных задач:
- обозначение и иллюстрация проблемы эмоционального выгорания;
- укрепление личностной и профессиональной самооценки участников;
- осознание своих личностных особенностей и ресурсных возможностей;
- коррекция и развитие установок участников, формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.
Упражнения применяются ведущим в зависимости от целей и общей стратегии данного занятия, также в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. В начале предлагаются упражнения, направленные на снятие напряжения участников, преодоление их закрытости и недоверия к партнерам. Далее используются техники, направленные на расширение перцептивного опыта участников, развитие эмпатии, стимулирование идентификации с партнерами по взаимодействию. Создание ситуаций, когда участники пытаются использовать, привычные им манипулятивные и авторитарные стратегии поведения, закладывают психологическую основу и готовность участников к освоению, новой для них, партнерской стратегии межличностного взаимодействия. Важное место в программе тренинга отводится упражнениям, направленным на укрепление личностного самопринятия, повышение самооценки, построение перспективных линий своего профессионального и личностного развития. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на стимулирование осознания себя как профессионала и человека, своего места в мире, на переосмысление системы ценностей.
Программа тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» предназначена для оказания психологической помощи каждому участнику группы в более глубоком понимании себя как индивидуальности, принятии себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами и создании (или восстановлении) положительной «Я- концепции». С помощью практических упражнения и анализа сведений, полученных в процессе работы с другими представителями своей профессии, участники имеют возможность осознать и проиллюстрировать проблему эмоционального выгорания. Кроме того, участники этой программы смогут лучше развить способность понимать внутренний мир другого человека, откликаться на его чувства и сопереживать ему, умение управлять своим поведением, «подавать себя» в общении с окружающими людьми, изменять свое поведение в соответствии с ситуацией, а также отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
План работы:
- Введение и актуальность проблемы. Краткая история возникновения интереса к проблеме. Анализ существующих подходов.
- Профессиональное и личное в нашей жизни. Выполнение практических упражнений, иллюстрирующих их индивидуальное соотношение.
- Знакомство с тремя составляющими синдрома выгорания: эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.
- Самодиагностика проявления признаков выгорания, выделение видов симптомов.
- Анализ стадий развития выгорания.
- Иллюстрации развития стадий выгорания. Результаты экспресс-исследования с помощью опросника Бойко В.В.
- Удовлетворение профессиональной деятельностью (мини-дискуссия). Источники стресса, индивидуальные и организационные факторы.
- Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности. Выполнение практических упражнений.
- Смысловое содержание профессиональной деятельности как важный компонент профилактики выгорания. Наличие профессиональных ценностей, совпадающих с притязаниями личности.
- Техника безопасности: использование способов эмоциональной саморегуляции и восстановления себя.
- Эмоциональное выгорание и профессиональные деформации: схожее и различное. Использование юмора в качестве профилактического приема.
Программа тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания»
№ этапа | Цели занятия и упражнений | Содержание занятия |
1. | Занятие№1 «Я хочу общаться!» Цель занятия — ознакомить участников с основными принципами программы тренинга, принять правила работы группы, создать позитивную атмосферу в группе 1.1. Знакомство 1.2. Упражнение «Что я сейчас чувствую» 1.3. «Принятие правил работы группы» 1.4. Упражнение «Мои добрые дела» 1.5. Упражнение «Страховка» 1.6. Упражнение «Мои сильные стороны»
| Знакомство Каждый участник группы в начале работы оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. Упражнение «Что я сейчас чувствую» Участники группы по очереди отмечают свое состояние на данный момент. «Принятие правил работы группы» Обсуждаются правила, что не исключает введение и принятие новых. Упражнение «Мои добрые дела» Каждый участник должен вспомнить, какое конкретное доброе дело он сделал за вчерашний день Упражнение «Страховка» Члены группы встают в круг. Один из участников тренинга встает в центр. Стоящий в центре человек, не сходя с места и не сгибаясь, начинает падать назад. Это требует преодоления естественной сопротивления. Стоящие в кругу за ним участники подхватывает его. Затем участники меняются местами. Обсуждение того, насколько страшно было падать. Было ли чувство, что его не поймают. Упражнение «Мои сильные стороны» Каждый из участников должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы |
2. | Занятие№2 Цель занятия — осознание связи эмоционального выгорания и особенностей свое проф. деятельности, осмысления различий в целях проф. деятельности в начале карьеры и в процессе накопления проф. опыта 2.1. Упражнение: «16 ассоциаций» 2.2. Домашнее задание: «Свободный микрофон» 2.3. Упражнение «Контраргументы» 2.4. «Психологическая поддержка и обратная связь»
| Упражнение: «16 ассоциаций» Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки и т.д. Домашнее задание: «Свободный микрофон» Каждый должен сформулировать по одному вопросу всем остальным, чтобы лучше понять каждого члена группы. Упражнение «Контраргументы» Для этого лист бумаги делится пополам. Слева, в колонку — «Недовольство собой», затем на каждое «недовольство собой» приводится контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить, что принимают в вас окружающие. На второй этап работы отводится 5-8 минут. Затем участники объединяются в группы по 3-4 человека и приступают к обсуждению своих записей в таблице. «Психологическая поддержка и обратная связь» Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа возле него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера.
|
3. | Занятие №3. Цель занятия — отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепить стиль доверительного общения, развить умение постоянного самоанализа 3.1.Упражнение «Как чувствуешь себя» 3.2. Упражнение: Три рисунка «Я работаю медсестрой» 3.3. Упражнение, «Каким меня видят окружающие» 3.4. Упражнение «Мудрец»
| Упражнение «Как чувствуешь себя» Упражнение: Три рисунка «Я работаю медсестрой» — начало трудового пути — в настоящее время — через 5 лет Упражнение, «Каким меня видят окружающие» В качестве домашнего задания участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимают группа и отдельные ее члены». Упражнение «Мудрец» Это упражнение помогает лучше осознать собственные проблемы, их иерархию, и увидеть ресурсы для их разрешения. |
4. | Занятие №4. Цель занятия — формирование представлений о качествах личности лидера, формирование адекватной самооценки, повышение уровня самосознания, активизация саморазвития 4.1.Упражнение «Закончи предложения» 4.2. Упражнение: «Эмоция» 4.3. Упражнение, «Зеркало» 4.4. Упражнение «Групповое рисование» 4.5. Упражнение: «Гомеостат» 4.6. Упражнение, «Цвета эмоций» | Упражнение «Закончи предложения» Нужно закончить предлагаемые предложения. Подведение итогов. Обсуждение участниками группы результатов упражнения, а также выражение своих чувств «здесь и теперь». Упражнение «Эмоция» На карточках написана эмоция и то, с помощью какой части тела человека надо эти эмоции выразить. Участники выражают эмоцию этой частью тела Упражнение «Зеркало» Предлагается выполнить несколько несложных заданий: 1) пришить пуговицу 2) собираемся в дорогу 3) печем пирог 4) выступаем в цирке. Каждое упражнение выполняется попарно, друг напротив друга и один из них должен копировать все движения партнера. Затем меняются ролями. Упражнение «Групповое рисование» Все садятся в круг, и каждый начинает рисовать то, что сочтет нужным. По сигналу ведущего все передают свои начатые рисунки соседям слева. Затем каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него любые изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передаются. Так продолжается, пока каждый не получает рисунок, который он же начал. В конце участники обсуждают свои впечатления и реакции. Упражнение «Гомеостат» Все собираются в круг, по команде ведущего все «выбрасывают пальцы». Все стремятся к тому, чтобы выбросить одно и тоже число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели. Упражнение «Цвета эмоций» Выбирается водящий, он закрывает глаза, а остальные участники задумывают какой-нибудь цвет. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий отгадывает. Подведение итогов Обсуждение участниками группы результатов занятия, а также выражение своих чувств «здесь и теперь» |
5. | Занятие №5. Цель занятия — отработать навыки социального поведения 5.1.Упражнение «Обвинители и защитники» 5.2. Упражнение: «Переговоры взглядом» 5.3. Упражнение, «Какой я на работе?»
| Упражнение «Обвинители и защитники» Выбирается «обвиняемый», остальные участники разбиваются на две группы – «защитников» и «обвинителей». Функции «обвинителей» – выделить негативную профессиональную черту обвиняемого и описать ситуацию ее проявления на работе. Функция «защитника» – найти объяснение проявления этой черты и дать другую, позитивную, характеристику обвиняемого. После каждого тура проведения суда слово дается обвиняемому. Упражнение «Переговоры взглядом» Все участники садятся на стулья в круг. Один из участников стоит в центре круга. Договариваясь с помощью взгляда, участники попарно пытаются поменяться местами. Задача того, кто в кругу — успеть занять одно из освободившихся мест. Тот, на чей стул он сядет, становится водящим. Упражнение «Какой я на работе?» I этап: На одной половине листа медработники рисуют образ себя (какими они себя представляют сейчас как медработника), а на другой половине — образ себя другого (какими они бы хотели быть медработниками). После этого психолог собирает неподписанные листы. II этап: Группа разбивается на пары. Сначала один невербально (с помощью пантомимы) показывает свой образ «сейчас» и образ «в будущем», затем — второй (рисунки при этом не показывают). III этап: Все участники садятся в круг. Рисунки раскладываются в центре. По тому, как поняли описание образов, участники выбирают листки партнеров. Каждый из пары рассказывает о том, как он понял, каким себя представляет другой сейчас, а каким он хотел бы быть. Автором рисунка вносятся изменения или дополнения в рассказ. Таким образом, участники раскрываются еще и с другой стороны — адекватно ли каждый из них понимает невербально показанный другим участником образ. Подведение итогов работы группы |
6. | Занятие №6. Цель занятия — обучение навыкам профилактики синдрома эмоционального выгорания 6.1.Упражнение «Картинка» 6.2. Упражнение: «Откровенно говоря» 6.3. Упражнение, «Молодец!» 6.4. Упражнение «Калоши счастья» 6.5. Упражнение: «Плюс-минус» 6.6. Упражнение, «Сад моей души» 6.6. Упражнение, «Моя аффирмация» | Упражнение «Картинка» Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки. Упражнение «Откровенно говоря» Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно. Упражнение «Молодец!» Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна. Упражнение «Калоши счастья» Психолог зачитывает различные ситуации, а задача медработников — надев эти калоши, найти в предложенной ситуации позитивные стороны. Упражнение «Плюс-минус» Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы. Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов или минусов — и почему. Упражнение-медитация «Сад моей души» 1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация. После визуализации медработникам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел. 2-я часть упражнения — арт-терапия. Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, — цветок или сад. Упражнение «Моя аффирмация» Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка. Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. |
7. | Занятие №7. Цель занятия — обучение навыкам профилактики синдрома эмоционального выгорания0 7.1. Упражнение: «Что общего» 7.2. Упражнение, «Путанка» 7.3. Упражнение «Стратегии самопомощи» 7.4. Упражнение: «Белое облако» 7.5. Упражнение, «Чувство» 7.6. Упражнение, «Список эмоций» 7.7. Упражнение, «Улыбка» | «Что общего». Выбирается один из участников в качестве водящего. Медработники говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком. Упражнение «Путанка» Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка. Упражнение «Стратегии самопомощи» 1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» 2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям. Упражнение «Белое облако» Медитация Упражнение «Чувство» Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств. Упражнение «Список эмоций» Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию. Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают. Упражнение «Улыбка» Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. |
8. | Занятие №8. Цель занятия — позволить участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии, а также подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы. 8.1. Упражнение «Я – дома, я – на работе» 8.2. Упражнение «Эмоциональная регуляция» 8.3. Упражнение «Я глазами других» 8.4. «Последняя встреча»
| Упражнение «Я – дома, я – на работе». Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я — на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления. Упражнение «Эмоциональная регуляция» Наиболее доступным в качестве профилактических мер эмоционального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. В начале индивидуально, а затем вместе на доске составляется список способов регуляции своего эмоционального состояния (юмор, общение, прогулки, бассейн, спортзал, секс, хобби, рукоделие, уборка квартиры, путешествия, застолье, культурные мероприятия и др.) Обсуждаются естественные способы регуляции организма, которые часто используются интуитивно (длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое), а также способы саморегуляции (управления своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием). Упражнение «Я глазами других» Каждому члену группы присваивается номер. Затем они на небольших листочках в соответствии с номером каждого пишут о его хороших качествах и добавляют свои пожелания. «Последняя встреча» Членам группы предлагается сделать то, что они не успели сделать на предыдущих занятиях: что-то сказать друг другу, поделиться своими переживаниями, узнать чье-то мнение о себе. |
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф