Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмоциональной сферы детей 5-7 лет в зависимости от личностных установок матерей
2.1. Программа исследования
Цель исследования: изучение особенностей эмоциональной сферы детей 5-7 лет в зависимости от личностных установок матерей.
Задачи исследования:
- подобрать методики для изучения личностных установок матерей;
- подобрать методику для изучения представлений о причинах эмоциональных переживаний детей 5-7 лет;
- подобрать методику для изучения уровня эмоциональных переживаний детей 5-7 лет;
- подобрать методику для изучения индекса тревожности детей 5-7 лет;
- провести сравнительный анализ особенностей эмоциональной сферы детей 5-7 лет в зависимости от личностной установки матерей;
- провести обработку и интерпретацию;
- сделать выводы о влиянии личностной установки матерей на эмоциональную сферу детей 5-7 лет;
- сделать рекомендации для матерей обладающих эгоистической установкой.
Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методики:
- Для выявления социально-психологической установки личности матерей нами была проведена «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»» [ 9,c.23-24].
- Для определения уровня представления детей о причинах эмоциональных переживаний человека была использована методика Е.И.Изотовой «Причины эмоциональных переживаний» [11, с.158-161].
- Для выявления уровня эмоциональных переживаний детей нами был проведен тест «Дом — Дерево — Человек» (ДДЧ) в модификации Р.Ф.Беляускайте [10,с.155-160].
- Для выявления уровня тревожности детей нами был проведен тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо» [15,с.19-28].
Эксперимент по изучению особенностей эмоциональной сферы детей 5-7 лет в зависимости от личностных установок матерей проводился на базе ДОУ №.104 г.Сыктывкара. Этот детский сад является обычным массовым учебно-воспитательным учреждением, в котором воспитываются и обучаются живущие поблизости от него дети. Какой-либо специальный отбор детей в группу, участвовавшую в эксперименте, не проводился. В исследование учувствовали матери воспитанников в количестве 40 человек. Так же в эксперименте были привлечены дошкольники 5-7 лет в количестве 40 человек (старшая и подготовительная группа детского сада).
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
На первом этапе мы изучили личностные установки «альтруизм-эгоизм» матерей с помощью методики «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»» (см. в Приложение 1).
Результаты исследования социально-психологической установки матерей «альтруизм-эгоизм»
Таблица 1
| № п/п | Ф.И. матери | Количество баллов | Выраженность альтруизма/эгоизма |
| 1 | Мама Леры | 5 | эгоизм |
| 2 | Мама Дарьи | 12 | альтруизм |
| 3 | Мама Маши | 8 | эгоизм |
| 4 | Мама Насти | 7 | эгоизм |
| 5 | Мама Насти | 9 | эгоизм |
| 6 | Мама Кати | 7 | эгоизм |
| 7 | Мама Янины | 7 | эгоизм |
| 8 | Мама Ксюши | 10 | альтруизм-эгоизм |
| 9 | Мама Вероники | 6 | эгоизм |
| 10 | Мама Александры | 8 | эгоизм |
| 11 | Мама Кати | 6 | эгоизм |
| 12 | Мама Иры | 7 | эгоизм |
| 13 | Мама Софы | 15 | альтруизм |
| 14 | Мама Киры | 12 | альтруизм |
| 15 | Мама Оли | 10 | альтруизм-эгоизм |
| 16 | Мама Насти | 7 | эгоизм |
| 17 | Мама Полины | 8 | эгоизм |
| 18 | Мама Софьи | 17 | альтруизм |
| 19 | Мама Ульяны | 7 | эгоизм |
| 20 | Мама Тани | 12 | альтруизм |
| 21 | Мама Андрея | 12 | альтруизм |
| 22 | Мама Данила | 17 | альтруизм |
| 23 | Мама Гоши | 7 | эгоизм |
| 24 | Мама Вани | 7 | альтруизм |
| 25 | Мама Феди | 10 | альтруизм-эгоизм |
| 26 | Мама Егора | 10 | альтруизм-эгоизм |
| 27 | Мама Никиты | 12 | альтруизм |
| 28 | Мама Данила | 9 | эгоизм |
| 29 | Мама Руслана | 10 | альтруизм-эгоизм |
| 30 | Мама Димы | 8 | эгоизм |
| 31 | Мама Стаса | 9 | эгоизм |
| 32 | Мама Артема | 10 | альтруизм-эгоизм |
| 33 | Мама Егора | 18 | альтруизм |
| 34 | Мама Леши | 14 | альтруизм |
| 35 | Мама Леши | 15 | альтруизм |
| 36 | Мама Данила | 10 | альтруизм-эгоизм |
| 37 | Мама Леши | 13 | альтруизм |
| 38 | Мама Данила | 13 | альтруизм |
| 39 | Мама Кости | 7 | эгоизм |
| 40 | Мама Данила | 10 | альтруизм-эгоизм |
| Среднее значение | 9 | эгоизм | |
По данным таблицы 1 выявлено, что у 35% (14 матерей) выражен альтруизм, 45% (18 матерей) — эгоизм, 20% (8 матерей) — альтруизм-эгоизм.
Анализ полученных в исследовании результатов позволяет разделить матерей и детей 5-7 лет на четыре экспериментальные группы:
- Ι экспериментальная группа матерей, у которых выражена альтруистическая установка (14 матерей)
- Ια экспериментальная группа детей, чьи матери обладают альтруистической установкой (14 детей)
- ΙΙ экспериментальная группа матерей, у которых выражена эгоистическая установка (18 матерей)
- ΙΙα экспериментальная группа детей, чьи матери обладают эгоистической установкой (18 детей)
У Ι экспериментальной группы матерей прослеживается желание помочь людям. Чаще они давали положительные ответы на вопросы: «Вы стремитесь как можно больше для других людей», «Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить для других людей» и т.д.
У ΙΙ экспериментальной группы матери чаще всего в своих ответах они не соглашались с вопросами типа: «Выша отличительная черта – бескорыстие», «Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-то просят» и т.д.
Матери с установкой альтруизм-эгоизм, и их дети не приняли участие в эксперименте исследования.
Второй этап исследования особенностей эмоциональной сферы детей 5-7 лет, матери которых имею альтруистическую установку
Цель: выявить особенности эмоциональной сферы детей 5-7 лет, матери, которых имею альтруистическую установку.
Для выявления уровня представлений о причинах эмоциональных переживаний детей 5-7 лет мы провели методику Е.И. Изотовой «Причины эмоциональных переживаний» (см. в Приложение в 2)
Результаты исследования уровня представлений о причинах эмоциональных переживаний детей 5-7 лет Ια экспериментальной группы
Таблица 2
| №п/п | Имя ребенка | Уровни представлений о причинах эмоциональных переживаний | ||||||
| баллы | уровень | |||||||
| 1. | Дарья У. | 8 | высокий | |||||
| 2. | Софья А. | 8 | высокий | |||||
| 3. | Кира Л. | 7 | высокий | |||||
| 4. | Софья В. | 7 | высокий | |||||
| 5. | Таня Б. | 7 | высокий | |||||
| 6. | Андрей Б. | 7 | высокий | |||||
| 7. | Данил З. | 8 | высокий | |||||
| 8. | Ваня П. | 7 | высокий | |||||
| 9. | Никита В. | 7 | высокий | |||||
| 10. | Егор С. | 7 | высокий | |||||
| 11. | Леша Ж. | 7 | высокий | |||||
| 12. | Леша А. | 6 | средний | |||||
| 13. | Леша В. | 8 | высокий | |||||
| 14. | Данил Б. | 6 | средний | |||||
| Среднее значение | 7,1 | высокий | ||||||
По данным таблицы 2 установлено, что 86% (12 детей) 5-7 лет имеют высокий уровень представлений о причинах эмоциональных переживаний, 14% (2 детей) 5-7 лет имею средний уровень представлений о причинах эмоциональных переживаний, детей с низким уровнем не установлено.
Таким образом, мы видим, дети Ια экспериментальной группы с высоким уровнем представлений о причинах эмоциональных переживаний. Большинство детей отвечали на все поставленные вопросы, каждый ответ был обоснован и адекватен, могли назвать несколько причин на ту или иную эмоцию, например, на следующие вопросы «Когда люди радуются?» («когда весна настает», «дарят цветы», «кода весело», «когда любят» и т.д.). «Почему люди плачут?» («когда обижают», «когда остаёшься один», «не отпускают гулять», «когда больно» и т.д.), «Когда бывает страшно» («в темноте», «ночью», «когда остаются одни», «когда что- то сниться» и т.д.).
Дети Ια экспериментальной группы со средним уровнем представлений о причинах эмоциональных переживаний, на первые четыре вопроса из шести смогли ответить адекватно, и назвать несколько причин. В этих ответах не требовалось обоснование ответа. На последующие 2 вопроса, в которых требуется обоснование, ребенок затруднялся в ответе. Так на вопрос «Когда люди становиться врагами?» ребенок отвечал, «когда дерутся, плохие», но обосновать свой ответ не смог. На вопрос «За что можно призирать человека?» ребенок не мог дать ответа.
Таким образом, дети, чьи матери с альтруистической установкой, обладают высоким уровнем представлений о причинах эмоциональных переживаний.
Для выявления эмоциональных переживаний детей нами был проведен тест «Дом — Дерево — Человек» (ДДЧ) в модификации Р.Ф.Беляускайте. (см. в Приложение 3).
Результаты исследования эмоциональных переживаний детей 5-7 лет
Ια экспериментальной группы
Таблица 3
| №п/п | Имя ребенка | симптомокомплексы | ||||||||||
| I Незащищенность | II Тревож ность | III Недоверие к себе | IV Чувство неполноценности | V Враждебность | VI Конфликтность (фрустрация) | VII Трудности общения | V III Депрессивностъ | |||||
| 1
| Дарья У. | 0,3 | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0 | 0,1 | 0,2 | |||
| 2 | Софья А. | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | |||
| Кира Л. | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | ||||
| Софья В. | 0,3 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,5 | ||||
| Таня Б. | 0.1 | 0 | 0.1 | 0.2 | 0,3 | 0.2 | 0,1 | 0.2 | ||||
| Андрей Б. | 0,2 | 0,4 | 0,3 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | ||||
| Данил З. | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0.1 | ||||
| Ваня П. | 0,3 | 1,5 | 0,3 | 0 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0.9 | ||||
| Никита В. | 0,2 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0 | ||||
| Егор С. | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0 | ||||
| Леша Ж. | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0 | 0 | 0 | 0,1 | 0.1 | ||||
| Леша А. | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 0,7 | 0,9 | 0,3 | 0,7 | ||||
| Леша В. | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | ||||
| Данил Б. | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,7 | ||||
| Среднее значение | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | ||||
По данным Таблицы 3, установлено у 86% (12 детей) 5-7 лет эмоциональное состояние характеризуется, как благополучное, у 14% (2 детей) 5-7 лет наравне с благополучным эмоциональным переживаниям проявляется тревожность, незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности. А именно у 7% это (1 ребенок) выражен симптомокомплекс незащищенности, у 14% (2 детей) выражен симптомокомплекс тревожность, у 7% (1 ребенок) выражен симптомокомплекс недоверие к себе, чувство неполноценности 7% (1 ребенок).
Из результатов исследования мы видим, дети Ια экспериментальной группы с благоприятным эмоциональным состоянием с удовольствием принялись выполнять задание, так же активно учувствовали в беседе, например, на вопросы « Какое у него настроение?» большинство детей этой группы отвечали «веселое, хорошее, радостное». На вопрос «Кого нарисовал?» отвечали «маму, девочку, мальчика, себя, папу». Так же в рисунках прослеживается движение человека, что чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка к своей жизни.
Дети Ια экспериментальной группы, у которых наравне с благоприятным состоянием проявляется симптомокомплексы: тревожность, незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности так же активно учувствовали в работе. При вопросе «Какое у него настроение?» детей отвечали «хорошее, нормальное». При анализе рисунка можно увидеть выделение отдельных деталей рисунка, стирание рисунка и закрывание рисунка рукой.
Таким образом, большинство детей, чьи матери с альтруистической установкой, определяют свои эмоциональные состояние, как благополучное, при этом у некоторых детей, наравне с благополучным эмоциональным переживаниям проявляются незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности.
Для выявления уровня индекса тревожности детей нами был проведен тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо» (см. в Приложение 4)
Результаты исследования уровня тревожности у детей 5-7 лет
Ια экспериментальной группы
Таблица 4
| №п/п | Ф.И. ребенка | Индекс тревожности | Уровень |
| 1. | Дарья У. | 29 | средний |
| 2. | Софья А. | 14 | низкий |
| 3. | Кира Л. | 21 | средний |
| 4. | Софья В. | 14 | низкий |
| 5. | Таня Б. | 14 | низкий |
| 6. | Андрей Б. | 14 | низкий |
| 7. | Данил З. | 14 | низкий |
| 8. | Ваня П. | 42 | средний |
| 9. | Никита В. | 14 | низкий |
| 10. | Егор С. | 14 | низкий |
| 11. | Леша Ж. | 14 | низкий |
| 12. | Леша А. | 43 | средний |
| 13. | Леша В. | 29 | средний |
| 14. | Данил Б. | 29 | средний |
| Среднее значение | 21,7 | низкий | |
По данным таблицы 4, установлено 58% (8 детей) с низким уровнем тревожности, 42% (6 детей) имеют средний уровень тревожности, детей с высоким уровнем тревожности не установлено.
Исходя из данных результатов Ια экспериментальной группы, дети с низким уровнем индекса тревожности делали положительный эмоциональный выбор в ситуациях. Например, в рисунках моделирующих отношение ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Ребенок с родителями», «Одевание»), на вопрос «Почему ты выбрал веселое лицо?» ребенок отвечал «Потому что любит маму», «Любит гулять», «Радуется», «Рядом папа и мама». Так же к данной группе детей относятся ситуации, моделирующие повседневные действия («Одевание», «Умывание», «Собирание игрушек»).
Дети Ια экспериментальной группы, обладающие средним уровнем индекса тревожности, наравне с отрицательным эмоциональным выбором в ситуациях, таких как «Игнорирование», «Выговор», «Собирание игрушек», прослеживается и положительный выбор в рис. («Ребенок и мать с младенцем», «Одевание»). Данная группа детей активно учувствовала в высказываниях о той или ином выборе.
Таким образом, дети, чьи матери обладают альтруистической установкой, обладают низким уровнем тревожности.
Вывод: Таким образом, по данным исследования особенностей эмоциональной сферы детей 5-7 лет, чьи матери обладают установкой альтруизм, нами установлено:
- дети хорошо понимают причины эмоциональных переживаний человека;
- дети свое эмоциональное состояние характеризуют, как благополучное;
- дети менее тревожны.
Третий этап исследования особенностей эмоциональной сферы детей 5-7 лет, матери, у которых имею эгоистическую установку
Цель: выявить особенности эмоциональной сферы детей 5-7 лет, чьи матери обладают эгоистической установкой.
Для выявления уровня представлений о причинах эмоциональных переживаний детей 5-7 лет мы провели методику Е.И. Изотовой «Причины эмоциональных переживаний» (см. в Приложение в 2)
Результаты исследования уровня представлений о причинах эмоциональных переживаний детей 5-7 лет ΙΙα экспериментальной группы
Таблица 5
| №п/п | Имя ребенка | Уровни представлений о причинах эмоциональных переживаний | ||
| баллы | уровень | |||
| 1. | Лера Т. | 4 | средний | |
| 2. | Маша Ю. | 3 | низкий | |
| 3. | Настя С. | 2 | низкий | |
| 4. | Настя П. | 4 | средний | |
| 5. | Катя В. | 3 | низкий | |
| 6. | Янина Е. | 1 | низкий | |
| 7. | Вероника Т. | 3 | низкий | |
| 8. | Александра Л. | 2 | низкий | |
| 9. | Катя П. | 5 | средний | |
| 10. | Ира Л. | 4 | средний | |
| 11. | Настя П. | 3 | низкий | |
| 12. | Полина П. | 2 | низкий | |
| 13. | Ульяна С. | 4 | средний | |
| 14. | Гоша Б. | 4 | средний | |
| 15. | Данил Л. | 3 | низкий | |
| 16. | Дима К. | 2 | низкий | |
| 17. | Стас С. | 4 | средний | |
| 18. | Костя П. | 2 | низкий | |
| Среднее значение | 3 | низкий | ||
Из результатов исследования выявлено, что 39% (7 детей) имеют средний уровень представлений о причинах эмоциональных переживаний, 61% (11детей) имею низкий уровень представлений о причинах эмоциональных переживаний, детей с высоким уровнем не установлено.
Дети ΙΙα экспериментальной группы со средним уровнем представлений о причинах эмоциональных переживаний, смогли ответить на первые 4 вопроса, и назвать по одной причине, на остальные 2 вопроса ребенок не мог дать ответа. Так на вопрос «Когда люди становиться врагами?». На вопрос «За что можно призирать человека?» ребенок не мог дать ответа.
Дети ΙΙα экспериментальной группы с низким уровнем представлений о причинах эмоциональных переживаний не смогли дать адекватный ответ, эти дети могли только ответить на два, три вопроса из шести. Ребенок затруднялся в ответе, долго думал над ответом.
Таким образом, дети, чьи матери обладают эгоистической установкой, имеют низким уровень представлений о причинах эмоциональных переживаний.
Для выявления эмоциональных переживаний детей нами был проведен тест «Дом — Дерево — Человек» (ДДЧ) в модификации Р.Ф.Беляускайте. (см. в Приложение 3).
Результаты исследования эмоциональных переживаний детей 5-7 лет ΙΙα экспериментальной группы
Таблица 6
| №п/п | Имя ребенка | симптомокомплексы | ||||||||||
| I Незащищенность | II Тревож ность | III Недоверие к себе | IV Чувство неполноценности | V Враждебность | VI Конфликтность (фрустрация) | VII Трудности общения | V III Депрессивностъ | |||||
| 01 | Лера Т. | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0.3 | |||
| 02 | Маша Ю. | 1,2 | 1,4 | 0.7 | 1,2 | 0,8 | 1,2 | 0,8 | 0,6 | |||
| 03 | Настя С. | 1,3 | 1,5 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | |||
| 04 | Настя П. | 0,5 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,6 | |||
| 05 | Катя В. | 1,2 | 1,5 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 1,1 | 0,9 | |||
| 06 | Янина Е. | 1,3 | 2,5 | 2,3 | 0,2 | 0,8 | 0,9 | 0,3 | 0,5 | |||
| 07 | Вероника Т. | 1,6 | 1,2 | 0.6 | 0,4 | 0,4 | 0,2 | 0,1 | 0.3 | |||
| 08 | Александра Л. | 0,6 | 1,3 | 0,7 | 0,2 | 0,4 | 0.3 | 0,1 | 0.4 | |||
| 09 | Катя П. | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | |||
| 10 | Ира Л. | 0,4 | 0,1 | 0,3 | 0,1 | 0.4 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | |||
| 11 | Настя П. | 0.8 | 1,2 | 0,8 | 0.7 | 0.9 | 0,8 | 0,8 | 0,5 | |||
| 12 | Полина П. | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0.4 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | |||
| 13 | Ульяна С. | 0.2 | 0.3 | 0 | 0,2 | 0 | 0,2 | 0.3 | 0,3 | |||
| 14 | Гоша Б. | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0.6 | 0,8 | 0.6 | 0,8 | |||
| 15 | Данил Л. | 1,3 | 1,3 | 2,3 | 0,2 | 0,7 | 0,2 | 0,6 | 0.9 | |||
| 16 | Дима К. | 1,6 | 1,3 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 0,8 | 0.6 | |||
| 17 | Стас С. | 0,4 | 1,4 | 0,5 | 1,4 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,9 | |||
| 18 | Костя П. | 1,4 | 1,4 | 1,2 | 0.8 | 0,7 | 0.8 | 0,6 | 0,9 | |||
| Среднее значение | 0,8 | 1,3 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,6 | ||||
Из результатов исследования выявлено, у 33% (6 детей), эмоциональное состояние характеризуется, как благополучное, у 67% (12детей) проявляются эмоциональные переживания: тревожность, незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности.
Дети ΙΙα экспериментальной группы с благоприятным эмоциональным состоянием с удовольствием принялись выполнять задание, так же активно учувствовали в беседе.
Дети, ΙΙα экспериментальной группы, у которых выраженно проявляются эмоциональные переживания, а именно такие как, незащищенность у 44% (8 детей), тревожность выражена у 61% (11 детей), недоверие к себе у 17% (3 детей), чувство неполноценности у 11% (2 детей), враждебность у 17% (3 детей), трудности общения у 5% (1 ребенка). В своих рисунках пропускали основные детали самого рисунка, что свидетельствует о враждебности, трудности в общении, тревожности, переживаниях рисующего. Так на вопрос «Кого нарисовал (а)?» ребенок отвечал «человек-паук», «черепашка-ниндзя» и т.д. На вопрос «Что он делает?», ребенок отвечал «убивает». Некоторые дети, не могли ответить на вопрос «Какое у него настроение?».
Таким образом, большинство детей, чьи матери с эгоистической установкой определяют свое эмоциональное состояние как не благополучное, что свидетельствует о выраженных переживаниях: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения.
Для выявления уровня тревожности детей нами был проведен тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо» (см. в Приложение 4)
Результаты исследования уровня тревожности у детей 5-7 ΙΙα экспериментальной группы
Таблица 7
| №п/п | Ф.И. ребенка | Индекс тревожности | Уровень |
| 1. | Лера Т. | 36 | средний |
| 2. | Маша Ю. | 71 | высокий |
| 3. | Настя С. | 64 | высокий |
| 4. | Настя П. | 36 | средний |
| 5. | Катя В. | 86 | высокий |
| 6. | Янина Е. | 71 | высокий |
| 7. | Вероника Т. | 57 | высокий |
| 8. | Александра Л. | 93 | высокий |
| 9. | Катя П. | 14 | низкий |
| 10. | Ира Л. | 14 | низкий |
| 11. | Настя П. | 57 | высокий |
| 12. | Полина П. | 43 | средний |
| 13. | Ульяна С. | 43 | средний |
| 14. | Гоша Б. | 21 | средний |
| 15. | Данил Л. | 93 | высокий |
| 16. | Дима К. | 86 | высокий |
| 17. | Стас С. | 29 | средний |
| 18. | Костя П. | 86 | высокий |
| Среднее значение | 55,5 | высокий | |
По представленных данным в таблице 7 установлено, 11% (2 ребенка) с низким уровнем тревожности, 33% (6 детей) имеют средний уровень тревожности, 56% (10 детей) имеют высоким уровень тревожности.
Дети ΙαΙ экспериментальной группы с низким уровнем индекса тревожности делали положительный эмоциональный выбор в ситуациях.
Дети ΙΙα экспериментальной группы обладающие средним уровнем индекса тревожности наравне с отрицательным эмоциональным выбором в ситуациях, например, в рис.9 «Игнорирование», «Выговор», «Собирание игрушек», прослеживаются и положительный выбор в рис. («Ребенок и мать с младенцем», «Одевание»). Данная группа детей активно учувствовала в высказываниях о той или ином выборе.
Дети ΙΙα экспериментальной группы с высоким уровнем индекса тревожности чаще всего делали отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях. К этим ситуациям относятся следующие рисунки: «Игра со старшими детьми», «Объект агрессии», на вопросы «Почему ты выбрал грустное лицо?» ребенок отвечал «Потому что обижают; убегает, хочет ударить дядя, больно и т.д.». В ситуации «Изоляция», дети отвечали « Не хочет играть, оставили одного, потому что не берут его», в ситуации «Агрессивное нападение» ребенок отвечал «Не дают поиграть, отбирают игрушки, ломают машину». Так же к данной группе детей относятся выбор ситуаций как «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве»
Таким образом, дети, чьи матери с эгоистической установкой, имеют высокий уровень тревожности.
Вывод: Таким образом, по данным исследования особенностей эмоциональной сферы детей 5-7 лет, чьи матери обладают установкой эгоизм, нами установлено:
- дети плохо нанимают причины эмоциональных переживаний человека;
- дети свое эмоциональное состояние характеризуют, как неблагополучное;
- дети более тревожные.
Проведем сравнительный анализ данных исследования влияния альтруистической и эгоистической установки матерей на эмоциональную сферу детей 5-7 лет
Сравнительная таблица уровня эмоциональной сферы детей 5-7 лет и матерей с установками «альтруизм-эгоизм»
Таблица 8
| Личностные установки
Уровни | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | ||||||
| Выс.ур. | Ср.ур. | Низ.ур | Благоп.эмоц.состояние | Неблагопол.эмоц.сост. | Выс.ур. | Ср.ур. | Низ.ур. | ||
| альтруизм | 86% | 14% | 0% | 86% | 14% | 0% | 42% | 58% | |
| эгоизм | 0% | 39% | 61% | 33% | 67% | 56% | 33% | 11% | |
Примечание к таблице 8: Методика 1 — Е.И.Изотовой «Причины эмоциональных переживаний»; Методика 2 — «Дом — Дерево — Человек» (ДДЧ) в модификации Р.Ф.Беляускайте; Методика 3 — Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо».
По данным сравнительной таблицы уровня эмоциональной сферы детей 5-7 лет и матерей с личностными установками «альтруизм-эгоизм», мы видим, значительную разницу. В Ι экспериментальной группе – дети, чьи матери обладают установкой альтруизм, хорошо нанимают причины эмоциональных переживаний человека, свое эмоциональное состояние характеризуют, как благополучное, эти дети менее тревожные. В ΙΙ экспериментальной группе – дети, чьи матери обладают эгоистической установкой, плохо нанимают причины эмоциональных переживаний человека, эмоциональное состояние характеризуют, как неблагополучное, эти дети более тревожные.
