Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности исполнения уголовных наказаний, соединенных с изоляцией, в отношении несовершеннолетних. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


Воспитательная работа

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Воспитательная работа с осужденными несовершеннолетними осуществляется, прежде всего, с целью исправления правонарушителя. В условиях воспитательной колонии она урегулирована уголовно-исполнительным законодательством (гл. 15, 17 УПК РФ и Инструкция Минюста РФ «Об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях»).

Воспитательная работа с лицами, осужденными к лишению свободы, должна быть направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, его труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении их исправления, а также при принятии к ним мер поощрения и взыскания.

Подобная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений, возраста, образования, профессии и т.д. Вместе с тем представляется непонятным, почему в уголовно-исполнительный кодекс не включена такая форма воспитательной работы, как индивидуальная (ранее указанная норма содержалась в ИТК РСФСР). Применяя такое средство исправления осужденных, как воспитательная работа, следует учитывать политические и социально-экономические преобразования в стране, которые привели к переоценке ценностей, изменению взглядов и интересов населения в целом и, в частности, подростков и молодежи. Планирование и проведение воспитательной работы с осужденными остро нуждается в определенной корректировке. Подобное требование исходит из положений Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 г).

Уголовно-исполнительный кодекс (ст. 110) предусматривает основные направления воспитания осужденных: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание. Законодатель по непонятным причинам исключил из основных форм воспитательной работы с осужденными такую, как трудовое соревнование (в исправительно-трудовом кодексе РСФСР такая норма имела место). Воспитательная работа в отношении осужденных несовершеннолетних может проводиться и по иным направлениям. Например, экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание с учетом сложившихся традиций и возможностей конкретной колонии. Правовое воспитание осужденных несовершеннолетних заключается, прежде всего, в разъяснении законодательства. Речь идет о планомерном систематическом ознакомлении с положениями Конституции РФ, например, ст. 10-15, а также гл.2 УИК РФ «Правовое положение осужденных». Разъяснение законодательства преследует цель формирования у осужденных несовершеннолетних навыков правовой культуры, правопослушного поведения и уважения к закону.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от приоритета методов убеждения и стимулирования, правопослушного поведения в дисциплинарной практике. О последнем свидетельствуют особенности применении мер поощрения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях. Например, за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к воспитанникам могут применяться следующие меры поощрения:

а) право посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников;

б)  право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;

в) досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора. Пребывание осужденных в воспитательных колониях — это в длительный процесс воспитательной работы с ними. В этот период у них происходит, с одной стороны, психологический «перелом», в результате чего одни осужденные переводятся на облегченные, затем — льготные условия. С другой стороны, у осужденных развивается и закрепляется негативный опыт поведения, усваиваются нормы криминальной субкультуры. Создание единого коллектива воспитателей, правильная воспитательная работа с осужденными способствуют достижению целей исправления осужденных несовершеннолетних.

Общественно-полезный труд.

Общественно-полезный труд осужденных в воспитательных колониях организуется в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства Российской Федерации.

Все осужденные, отбывающие наказание в воспитательной колонии и не обучающиеся в ПТУ, привлекаются к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, способностей, состояния здоровья и по возможности специальности. При организации процесса трудоиспользования необходимо учитывать то обстоятельство, что большинство воспитанников не имеют трудовых навыков, а у работавших до осуждения трудовой стаж составлял менее года. По нашим данным, примерно 32 % осужденных в воспитательных колониях до совершения преступлений нигде не учились или не работали. Тем не менее, исследования показывают, что отбывающие наказания в воспитательных колониях относятся к труду более заинтересованно, чем осужденные в исправительных колониях.

Несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются к взрослым, а в области охраны труда, рабочего времени, предоставлении отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами. Названные положения трудового законодательства нашли свое отражение в уголовно-исполнительном законодательстве. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, трудятся: в возрасте от 16 до 18 лет- не более 36 часов в неделю; в возрасте от 14 до 15 лет, в период каникул — не более 24 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, указанных выше для лиц соответствующего возраста. На осужденных, достигших возраста 18 лет и оставленных в воспитательной колонии, распространяются условия отбывания наказания (в том числе условия труда), установленные для несовершеннолетних осужденных. Более справедливым, думается, был бы следующий вариант формулировки этой нормы, «на осужденных, достигших возраста 18 лет и оставленных в воспитательной колонии, распространяются, как правило, условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних. Лица указанного возраста, по их желанию, могут привлекаться к работам с вредными условиями труда». Последнее вполне соответствует содержанию положений Трудового кодекса РФ: для работников занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

Решение задач, связанных с трудоиспользованием осужденных в воспитательных колониях, предполагает эффективное использование рабочего и внерабочего времени, а также времени их отдыха. Как отмечалось, продолжительность рабочего дня осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также предоставление им еженедельных дней отдыха устанавливается на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде. Однако в отношении отпусков несовершеннолетних, лишенных свободы, ситуация иная. Известно, что работникам моложе 18 лет ежегодный отпуск предоставляется  продолжительностью один календарный месяц. Осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, до 1992 года ежегодный трудовой отпуск не предоставлялся. Этот пробел был устранен с принятием нормы, согласно которой работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях его продолжительность была установлена в 18 рабочих дней. Несовершеннолетним осужденным, перевыполнявшим нормы выработки на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 24 рабочих дней.

Труд осужденных в воспитательных колониях оплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Независимо от всех удержаний, на лицевой счет осужденных несовершеннолетних зачисляется не менее 50 % начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

В современных условиях имеются серьезные трудности в организации трудозанятости несовершеннолетних правонарушителей. В воспитательных колониях не охвачены трудом и не заняты профтехобучением около 25% подростков, а заработок занятых на производстве почти вдвое меньше, чем у лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях. Для решения названных проблем ГУИН Минюста РФ подготовлена целевая программа стабилизации производства в воспитательных колониях.

Получение общего образования.

Получение общего образования осужденных в воспитательных колониях осуществляется без отрыва от производства и профессиональной подготовки.

В целях исправления осужденных, находящихся в воспитательных колониях, и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс. Он способствует формированию у воспитанников законопослушного поведения, добросовестною отношения к труду и учебе, получению начального профессионального образования, профессиональной подготовки повышенного образовательного и культурного уровня.

Общеобразовательным школам, входящим в состав воспитательных колоний, присваиваются порядковые номера вечерних (сменных) школ районов или городов по месту дислокации учреждения, а также печати и штампы установленного образца.

Учащиеся зачисляются в классы в течение года по прибытии в колонию. Если осужденный прибывает в воспитательную колонию во втором полугодии, то обычно он зачисляется в тот класс, в котором должен будет учиться с начала следующего учебного года.

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, имеют возможность получить не только основное общее (ч. 1 ст. 112 УИК), но и среднее (полное) общее образование. В школах воспитательных колоний практикуется кабинетная система обучения. На время подготовки и сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде. При успешном окончании школы воспитанники получают обычный аттестат.

Организация учебно-воспитательного процесса осложнена тем, что многие воспитанники имеют большие разрывы в обучении (в среднем 3 года), а также тем обстоятельством, что этапы с вновь прибывшими осужденными поступают в течение всего учебного года.

В настоящее время рассматривается вопрос о возможности организации дистанционного обучения воспитанников в средних специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка осужденных несовершеннолетних является обязательной практически для каждого воспитанника, поскольку только около одного процента из них имеет профессию (специальность), по которой могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Осужденные могут получить профессию либо работая на производстве (бригадно-индивидуальный метод), либо обучаясь в ПТУ. Большинство собственных предприятий воспитательных колоний выпускают продукцию металлообработки, электротехнические и радиотелевизионные изделия, различное мелкое оборудование. Поэтому актуальность приобретает прогнозирование профпригодности осужденных, выявление их склонности к конкретной профессии.

Профессиональная подготовка в воспитательных колониях осуществляется в пределах продолжительности рабочего дня осужденных несовершеннолетних. В течение 8-9 месяцев осужденные приобретают специальности слесаря, токаря, фрезеровщика, электрика, механика, каменщика, штукатура-маляра и т.д. В современных условиях воспитанники осваивают новые специальности, например пользователей ПК.

На время подготовки и сдачи квалификационных экзаменов осужденные освобождаются от работы. Сдавшим экзамены выдаются удостоверения о получении специальности и о тарифном разряде.

Общественное воздействие.

Общественное воздействие на осужденных в воспитательных колониях особенно важно. Одна из форм привлечения общественности к работе с осужденными несовершеннолетними — попечительские советы, которые в своей деятельности руководствуются нормами Уголовно-исполнительного кодекса и Примерным положением о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы (1998).

Попечительские советы, как показывает практика, оказывают помощь администрации в обеспечении законных прав и интересов осужденных, формировании законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду, учебе, организации основного общего и профессионального образования, повышения культурного уровня и в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудовом и бытовом устройстве освобождающихся лиц, шефство над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения. В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации при отрядах в воспитательных колониях создаются родительские комитеты. Их члены наравне с другими воспитателями решают вопросы досуга, спортивной работы с воспитанниками, участвуют в проведении сельхозработ совместно с персоналом колонии, организуют помощь слабоуспевающим учащимся. Они также непосредственно участвуют в проверке жилищных условий освобождаемых лиц, знакомятся с местом их предполагаемой работы.

К работе с несовершеннолетними осужденными привлекаются представители различных общественных организаций, религиозных конфессий, средств массовой информации. В частности, в целях оказания гуманитарной помощи несовершеннолетним правонарушителям, развивается сотрудничество с телевизионными компаниями РТР, НТВ, с Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ, Международным фондом «Футбол детям», фондом «Попечитель», фондом «Единство православных народов», фондом Сороса и многими другими.

В целях духовно-нравственного воспитания осужденных подготовлено соглашение о сотрудничестве Министерства юстиции Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. В рамках этого соглашения планируется определить единый по всей России День милосердия к осужденным.

Следует иметь в виду, что взаимодействие с общественными объединениями строится в зависимости от региона, условий конкретной воспитательной колонии и предполагает, прежде всего, посильную гуманитарную помощь в приобретении учебной (и религиозной) литературы, медикаментов, продуктов питания, а также проведение лекций духовно-нравственного и просветительского направления.

2.3. Совершенствование организации исполнения наказаний, соединенных с изоляцией, в отношении несовершеннолетних

Уголовно-исполнительное законодательство определяет воспитательные колонии как вид исправительных учреждений. В свою очередь, исправительные учреждения относятся к числу учреждений и органов, исполняющих наказания. Исходя из этого цели деятельности воспитательной колонии определяются, прежде всего, общими целями исполнения наказания, каковыми являются: исправление осужденных, предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В этом случае возникает противоречие между указанными (и закрепленными в законе) целями и главной целью (не закрепленной в законе) — возвращение преступника к честной жизни на свободе и его социальная реабилитация.

Разрешить данное противоречие можно, если включить социальную реабилитацию преступника как цель уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетнего осужденного.

Важное концептуальное значение приобретает определение термина «исправление». Последнее означает готовность и способность осужденного к законопослушному поведению на основе уважения к труду, правопорядку, личности и обществу (одно из возможных определений). Следовательно, цель деятельности воспитательных колоний можно конкретизировать за счет раскрытия понятия «исправление».

При определении круга задач, решаемых воспитательными колониями, необходимо исходить из их специфики. Эти учреждения исполняют наказания в виде лишения свободы, и в них содержатся осужденные несовершеннолетние. Данное обстоятельство серьезно осложняет решение стоящих перед воспитательными колониями задач, поскольку содержит в себе очевидное противоречие.

Возраст, в котором несовершеннолетние осужденные попадают в воспитательную колонию (14-17 лет), характеризует решающий этап в становлении личности человека, на котором происходит его социализация, то есть процесс вхождения в систему социальных связей, вступления в самостоятельную жизнь. В условиях же лишения свободы процесс социализации нарушается и существенно затрудняется. В результате осужденные несовершеннолетние, характеризующиеся в своем большинстве социальной незрелостью, попадают в условия, еще более затрудняющие процесс становления личности и социального созревания. Помещение их в места лишения свободы оправдывается необходимостью обеспечения безопасности остальных членов общества. Следовательно, главной задачей, решаемой воспитательными колониями, должно стать обеспечение возможности социализации личности подростка в условиях лишения свободы.

Другие задачи связаны с обеспечением надежной изоляции от общества социально опасных для него лиц, соблюдением прав и законных интересов осужденных, обеспечением их правовой и социальной защиты, подготовкой к освобождению на пути правопослушной жизни в обществе.

Задачи, решаемые в воспитательных колониях, возможно классифицировать по следующим направлениям:

— обеспечение надежной изоляции преступников для безопасности общества;

— обеспечение необходимых условий для исправления осужденных, гарантий соблюдения законности и социальной справедливости при исполнении наказания;

— обеспечение учебно-воспитательного процесса и условий социализации личности в отношении несовершеннолетних осужденных;

— подготовка несовершеннолетних осужденных к самостоятельной трудовой жизни и социальной реабилитации по отбытии наказания;

— материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных, социальная защита осужденных;

— обеспечение эффективной хозяйственной деятельности учреждений.

Для решения указанных задач воспитательная колония выполняет охранительную, воспитательную, предупредительную и иные функции, обеспечивающие реализацию всех направлений ее деятельности. В отношении объекта направленного воздействия (несовершеннолетних осужденных) применяются основные средства исправления.

Применение основных средств исправления должно гарантировать правовой статус несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Несовершеннолетним осужденным должен быть обеспечен доступ к законодательным актам, регламентирующим исполнение наказания, правилам внутреннего распорядка и международным пенитенциарным стандартам. Нам представляется возможным подготовить правила внутреннего распорядка воспитательных колоний как специальный документ. В нем осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их обязанности и права, условия труда и отдыха, предусмотренные законом. Мы подчеркиваем именно такую последовательность: «обязанности и права», поскольку речь идет о гражданах (хотя и несовершеннолетних), зачастую не выполнявших своих гражданских обязанностей в обществе.

Лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в воспитательных колониях проводится в соответствии с законодательством о здравоохранении и уголовно-исполнительным законодательством. Администрация колоний несет ответственность за выполнение медико-санитарных требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных и персонала. Порядок оказания несовершеннолетним осужденным медицинской помощи, организация и проведение санитарного надзора, использование лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечение для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации (ст. 101 УИК РФ).

Еще раз подчеркнем, что в воспитательных колониях отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы в возрасте от 14 до 18 лет. Однако думается, что осужденным, достигшим совершеннолетия, необходимо предоставить право оставаться в воспитательной колонии до достижения ими возраста двадцати двух лет.

В воспитательных колониях устанавливается в пределах одного учреждения дифференциация условий содержания (обычные, облегченные, льготные, строгие) в зависимости от степени исправления осужденных. Льготные условия максимально приближены к условиям жизни на свободе: воспитанники могут проживать в общежитиях за пределами территории учреждения, где они содержатся без охраны, но под надзором. Проблема заключается в том, что большинство воспитательных колоний не располагают соответствующей материальной базой для создания подобных общежитий. Существуют лишь единичные примеры реализации такого права несовершеннолетних осужденных.

В воспитательных колониях исключено применение мер взыскания, запрещенных международными стандартами: лишение очередного свидания, очередной посылки или передачи, запрещение на срок до одного месяца покупать продукты питания. Введены новые меры поощрения, способствующие социальной адаптации осужденных: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников, а также права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников.

Осужденным несовершеннолетним теперь предоставляются также длительные отпуска и телефонные переговоры, ежегодные оплачиваемые отпуска с выездом или без выезда за пределы воспитательной колонии.

Вместе с тем гумманизация условий отбывания наказания не означает лишения его карательного содержания. Карательные элементы лишения свободы заключаются главным образом в режиме, который представляет собой установленный правопорядок в воспитательных колониях, обеспечивающий:

— изоляцию несовершеннолетних осужденных и постоянный надзор на ними;

— реализацию законных прав и интересов осужденных;

— точное и неукоснительное исполнение возложенных на осужденных обязанностей;

— раздельное содержание определенных категорий осужденных;

— безопасность осужденных и персонала (персонал воспитательных колоний обеспечивает охрану без огнестрельного оружия);

— изменение условий содержания в зависимости от личности и поведения осужденного;

— строго регламентированный распорядок дня.

Безусловно, режим создает условия для применения всех основных средств исправления осужденных несовершеннолетних.

В воспитательных колониях организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышению общеобразовательного и культурного уровня, подготовке к самостоятельной правопослушной жизни в обществе.

Воспитательная работа проводится дифференцированно с учетом психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту, и индивидуальных особенностей подростков с применением передовых форм и методов психолого-педагогического и воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.

Традиционно основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа в воспитательной колонии, являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Воспитательная работа может проводиться и по другим направлениям с учетом возможностей учреждения, сложившихся традиций и обычаев. Например, экологическое и патриотическое воспитание. Проблемы совершенствования воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными на протяжении ряда лет исследовались авторским коллективом ВНИИ МВД России. Отдельные результаты исследования были отражены в Примерной программе воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в ВК. Программа содержала основные задачи, направления и формы работы с несовершеннолетними осужденными в зависимости от этапа отбывания наказания (начальный, основной, заключительный) и условий отбывания (обычные, облегченные, льготные, строгие).

Система воспитательной работы включает в себя:

  1. Организацию и осуществление целенаправленного психолого-педагогического воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий.
  2. Организацию полезной деятельности осужденных в разных сферах (учеба, труд, досуг).
  3. Конструирование нормальных взаимоотношений в среде и позитивного воздействия друг на друга.
  4. Взаимодействие осужденных и воспитателей (педагогика сотрудничества).
  5. Самовоспитание осужденных.
  6. Восстановление полезных связей с внешней средой. Организаторами воспитательной работы с осужденными выступают воспитатели отделений, начальники отрядов, учителя школы, мастера ПУ и производства, сотрудники других служб колонии. Центром воспитательной работы с осужденными по-прежнему является класс-отделение. В основе формирования отделений лежит формальный признак — достигнутый осужденными уровень образования к моменту поступления в воспитательную колонию.

Данный принцип формирования отделений удобен, поскольку позволяет работать с одним и тем же отделением одновременно учителям, классному руководителю и воспитателю. Однако в этом случае не учитывается то обстоятельство, что в отделения попадают осужденные с разными интересами, способностями, склонностями. В результате общение между воспитанниками становится затруднительным из-за отсутствия общности интересов. При этом иногда единственным общим интересом у несовершеннолетних оказывается прошлая противоправная деятельность. Происходит дальнейшая криминализация личности несовершеннолетних осужденных.

Общеобразовательное обучение несовершеннолетних осужденных осуществляется в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования и Министерства юстиции РФ, Уставом средней общеобразовательной школы и Положением по организации общеобразовательного обучения осужденных в школах воспитательных колоний.

Обучение осужденных в воспитательных колониях осуществляется по специальному плану, утвержденному Министерством образования и Министерством юстиции России, и скорректированным программам вечерних (сменных) общеобразовательных школ без отрыва от производства и профессиональной подготовки. По окончании школы воспитательной колонии или перевода в другую школу учащимся выдаются документы об образовании установленного образца.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает обязательное неполное среднее образование осужденных. Осужденным, желающим продолжить обучение, администрация воспитательной колонии оказывает необходимое содействие. Общеобразовательное обучение осужденных поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Это направление приобретает особую актуальность в связи с тем, что растет число осужденных несовершеннолетних, которые не учились в школе до совершения преступления.

Принимая во внимание различную подготовленность подростков, разницу в интеллектуальном уровне и состоянии здоровья, необходимо создать образовательные программы, доступные различным группам осужденных. Следует также развивать работу по подготовке воспитанников к обучению в техникумах (колледжах), на подготовительных курсах в институтах, поощрять заочное обучение. Следует внедрять дистанционное обучение осужденных в воспитательных колониях.

Общеобразовательные школы воспитательных колоний, хотя они и находятся в ведении ГУИН Минюста России, тем не менее имеют порядковый номер вечерней (сменной) общеобразовательной школы района или города, где дислоцируется колония, а также печать и штампы установленного образца.

Решение задачи подготовки несовершеннолетних осужденных к самостоятельной трудовой жизни требует организации эффективного трудового воспитания лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии, обучения их профессиям, по которым они смогли бы работать после освобождения. 06щественно полезный труд и профессиональная подготовка отнесены законодателем к числу основных средств исправления осужденных.

Привлечение несовершеннолетних осужденных к труду, установление продолжительности рабочего дня, предоставление еженедельного отдыха, а также льгот лицам, успешно обучающимся без отрыва от производства, производится в полном соответствии с законодательством о труде.

Администрация воспитательной колонии обязана:

— трудоустраивать осужденных и рационально использовать их труд с учетом пола, возраста, трудоспособности и, по возможности, специальности при содействии исполнительных органов власти субъектов Федерации;

— организовывать труд осужденных с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

— предусмотреть обязательное государственное страхование и обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности всех занятых трудом осужденных.

Рассмотрение вопросов повышения эффективности трудовой деятельности несовершеннолетних осужденных показало, что во многих воспитательных колониях имеются условия для достижения целей трудового воспитания. В ряде колоний функционируют предприятия, на которых работают воспитанники. Для получения специальности организовано профессиональное обучение как в профессиональных училищах, так и на производстве. Вместе с тем экономия средств на оснащение производства привела к тому, что в воспитательных колониях экономические цели производства (если они есть) стали превалировать над воспитательными. Трудовая деятельность воспитанников упрощена до такой степени, поскольку 90 % опрошенных осужденных указали на то, что для овладения вспомогательным трудовым процессом им потребовалось менее трех месяцев. Около 60 % участвовавших в анкетировании воспитанников выполняют работу по первому или второму квалификационному разряду, а у четвертой части разряд вообще не установлен. Более половины (57 %) воспитанников работают на производстве по специальности, полученной  индивидуально-бригадным методом.

Изменение экономической ситуации обусловило новые требования к организации производственной деятельности исправительных учреждений. Существует мнение, что в настоящее время и в перспективе, в противовес требованиям УИК РФ, по-прежнему во всех колониях, в том числе и воспитательных, производственные интересы будут предпочтительнее воспитательных.

Мы не разделяем подобный взгляд по нескольким причинам. Во-первых, продолжается сворачивание производства либо полная ликвидация предприятий воспитательных колоний. Во-вторых, низкая мотивация отношения воспитанников к неквалифицированному, монотонному труду делает последний крайне неэффективным экономически, из-за чего нормы выработки снижаются. В-третьих, на практике возникла потребность в организации учебно-образовательного комплекса, объединяющего школу и профессиональное училище в едином учебном процессе. Предполагается, что несовершеннолетний осужденный будет четыре часа работать и шесть часов учиться. Каждый несовершеннолетний должен стать квалифицированным рабочим, чтобы после освобождения он мог получить на бирже труда рабочее место.

Поэтому особое внимание в отношении несовершеннолетних осужденных должно уделяться организации их профессионального образования и профессионального обучения на производстве. Несовершеннолетние — это лица, не имеющие квалифицированной профессии и устойчивых трудовых навыков. В то же время обретение трудовых навыков и получение полезной обществу профессии — необходимые элементы процесса социализации личности, который у несовершеннолетних осужденных протекает в условиях лишения свободы. В этой связи важнейшей задачей администрации воспитательной колонии является организация эффективной профессиональной подготовки осужденных и обучение их рабочим профессиям, по которым они могли бы работать не только в данном учреждении, но и после освобождения. Актуальность этого очевидна особенно в условиях рыночной экономики. Положительным примером такого рода является обучение воспитанников в Азовской воспитательной колонии Ростовской области специальности «Пользователь ПЭВМ».

Особого внимания заслуживает организация трудовой деятельности осужденных-олигофренов в воспитательных колониях. По некоторым данным, число таких несовершеннолетних правонарушителей колеблется в пределах от 15,7 до 26,3 %. С целью профессиональной ориентации и профессионального отбора несовершеннолетних осужденных-олигофренов, их трудового воспитания создаются специальные кабинеты в воспитательных колониях.

Организация трудовой деятельности, профессионального образования и профессионального обучения несовершеннолетних предполагается на базе учебно-производственного комплекса воспитательной колонии, структурно объединяющего профессиональное училище, предприятие, подсобное хозяйство. Для руководства работой учебно-производственного комплекса назначается заместитель начальника колонии по трудовому воспитанию.

Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации единого учебно-воспитательного процесса, усиления воспитательного воздействия на осужденных, укрепления материально-технической базы учреждения, решения вопросов социальной защиты осужденных и персонала учреждения, трудового и бытового устройства освобождающихся предусмотрено создание родительских комитетов при воспитательных колониях и попечительских советов.

В качестве совещательного, постоянно действующего коллегиального органа для рассмотрения наиболее важных вопросов учебно-воспитательной работы при начальнике учреждения создается учебно-воспитательный совет колонии. В его состав включаются: начальник колонии и его заместители, директора школы и ПУ, наиболее опытные воспитатели, учителя, мастера производства, другие сотрудники колонии, представители общественности коллектива. Создаются также советы воспитателей отрядов и отделений, педагогический совет общеобразовательной школы. Порядок работы учебно-воспитательного совета колонии, советов воспитателей отрядов и отделений регламентируется соответствующими положениями и инструкциями.

В воспитательных колониях создаются добровольные общественные формирования осужденных, работающих под контролем администрации. Среди основных задач этих самодеятельных организаций: развитие полезной инициативы осужденных, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных, содействие администрации в поддержании дисциплины и порядка, формирование здоровых отношений между осужденными, оказание социальной помощи. Из числа осужденных создаются: совет коллектива воспитательной колонии, советы коллективов отрядов. При совете коллектива отряда организуются секции (ранее — комиссии), количество и назначение которых изменяется с учетом особенностей и потребностей воспитательной колонии.

Участие в работе самодеятельных организаций является добровольным делом осужденных, но учитывается при решении вопросов об улучшении условий содержания и условно-досрочного освобождения. Наши наблюдения показывают, что во многих воспитательных колониях подходят формально к учету данного критерия.


Страницы:   1   2   3   4   5


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф