Страница: 1 2
2.1. Организация, методы и методики исследования эмоциональной сферы старших дошкольников
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и составить программу, направленную на ее коррекцию посредством арт-терапии.
Объектом исследования выступают эмоциональные особенности детей старшего дошкольного возраста, в частности, такие как тревожность, детские страхи, повышенная эмоциональная напряженность.
Предметом исследования является процесс психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством использования арт-терапии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанная программа по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии позволит нивелировать их отрицательные эмоциональные состояния, такие как повышенный уровень тревожности, наличие большого количества страхов, повышенную эмоциональную напряженность.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи: Задачи исследования: провести исследование эмоционального состояния детей, провести коррекционную работу выявленных эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста, провести повторную диагностику и анализ результатов исследования
Исследование проводилось в 2014 году в г. Москве, на базе ГБОУ «Школа №109».
Всего в исследовании приняли участие 14 детей возрасте 5-7 лет, имеющие проблемы в эмоциональной сфере. Из этой выборки были сформированы экспериментальная (7чел.) и контрольная (7 чел.) группы. Небольшая численность выборок объясняется спецификой экспериментальной работы, в которой изучаются эффекты психокоррекционных воздействий на детей. При этом численность выборок подобрана с учетом возможностей и ограничений в применении методов групповой психологической коррекции.
Исследование и коррекционная работа проводилось с участием педагога-психолога образовательного учреждения ГБОУ «Школы №109» Сорокиной Ларисы Игоревны.
Данная работа проводилась в несколько этапов.
1 Этап – констатирующий.
На констатирующем этапе эксперимента, с помощью опроса воспитателей и анализа обращений родителей к педагогу-психологу данного ДОУ, нами было отобрано 14 детей в возрасте 5-7 лет с предполагаемыми нарушениями в эмоциональной сфере.
Далее проводилась первичная психологическая диагностика исходного состояния эмоциональной сферы всех выбранных детей (уровни тревожности, эмоциональной напряженности, наличие страхов), с помощью отобранных нами психологических методик и подведение результатов первичного исследования.
По результатам первичного обследования детей в качестве экспериментальной была выбрана группа детей, показавших более низкие результаты по большинству диагностических методик. Другая группа детей выступила в качестве контрольной.
При проведении данного обследования нами использовался следующий психодиагностический инструментарий:
- Тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен)
Цель: выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Психодиагностический материал включает в себя серию картинок (14 рисунков размером 8,5 х 11 см), каждая из которых представляет некоторую типичную для дошкольника жизненную ситуацию. Каждая картинка выполнена в двух вариантах – для мальчиков и девочек.
Двусмысленность картинок имеет проективную нагрузку. Какой смысл придает ребенок именно этой картинке, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобной жизненной ситуации.
Инструкция к методике и рекомендации по обработке данных представлены в Приложение 1.
- Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова), для исследования состояния эмоциональной сферы дошкольника.
Цель: определения состояния общей эмоциональной напряженности и чувства негативизма у дошкольника.
При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги формата А4 и простой карандаш.
Инструкция к тесту и рекомендации по интерпретации результатов представлены в Приложении 2
- Метод диагностики наличия страхов у детей «Страхи в домиках» (А.И. Захаров)
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше
3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Инструкция к тесту и рекомендации по интерпретации результатов представлены в Приложении 3
Нами были выбраны именно данные методики, так как они наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений.
Выбранные методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.
- Анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)
Цель: при помощи анкетирования родителей выявлялись поведенческие нарушения – агрессивность и тревожность ребенка
Инструкция и анкета (см. Приложение 4).
2 Этап – формирующий.
Данный этап исследования заключался в проведении, специально организованных занятий с детьми экспериментальной группы, направленных на коррекцию, выявленных нарушений.
Занятия проводились в течение двух месяцев (1 раз в неделю), по разработанной нами, программе, с использованием игровых методов и приёмов в комплексе с арт-терапией (рисуночная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия). Основной этап коррекционной работы связан с применением методов арт-терапии, которые позволят решить проблемы эмоционального развития ребенка.
3 Этап – контрольный.
Заключительный этап нашей работы предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы. Для этого с детьми контрольной и экспериментальной групп проводилась повторная психологическая диагностика с использованием тех же методов и сравнивались результаты констатирующего и контрольного этапов исследования.
Далее мы подробно рассмотрим результаты нашего исследования на всех этапах его проведения отдельно по каждой методике.
Результаты первичного исследования эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
- Тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен);
Эта методика позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Психодиагностический материал включает в себя серию картинок (14 рисунков размером 8,5 х 11 см), каждая из которых представляет некоторую типичную для дошкольника жизненную ситуацию. Каждая картинка выполнена в двух вариантах – для мальчиков и девочек.
Двусмысленность картинок имеет проективную нагрузку. Какой смысл придает ребенок именно этой картинке, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобной жизненной ситуации.
Количественный анализ. После обработки и интерпретации данных мы выявили дошкольников с высоким и средним уровнем тревожности и их процентное соотношение (таблица 1, 2)
Таблица 1 Общие показатели в процентах и уровень тревожности по методике Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена — (количественный анализ)
Уровень тревожности | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Количество детей | % | Количество детей | % | Количество детей | % |
8 | 60% | 6 | 40% | нет | _
|
Высокий уровень тревожности имеют 8 детей, что составляет 60% ,
средний уровень тревожности имеют 6 детей — 40%, соответственно низкий уровень тревожности отсутствует.
Таблица 2 Показатели тревожности в процентах по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена — (количественный анализ)
№ п/п | Имя ребенка | % тревожности |
1 | Костя Л | 58 |
2 | Яна О. | 58 |
3 | Лера С. | 57 |
4 | Даня Г. | 64 |
5 | Павел П. | 57 |
6 | Илья Ш. | 29 |
7 | Рома В. | 72 |
8 | Никита Ч. | 58 |
9 | Мира Г. | 50 |
10 | Арина П. | 35 |
11 | Рома Ш. | 58 |
12 | Илья С. | 50 |
13 | Снежана К. | 50 |
14 | Лиза Т. | 58 |
Качественный анализ данных представлен в таблице
Он позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.
Таблица 3 Показатели тревожности по методике Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена (качественный анализ)
№ п/п | Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | Костя Л. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
2 | Яна О. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
3 | Лера С. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
4 | Даня Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
5 | Павел П. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
6 | Илья Ш. | + = | + | + | + | ||||||||||
7 | Рома В. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
8 | Никита Ч. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
9 | Мира Г. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
10 | Арина П. | + | + | + | + | + | + | ||||||||
11 | Рома Ш. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
12 | Илья С. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
13 | Снежана К. | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
14 | Лиза Т. | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Кол-во «-» выборов | 3 | 4 | 13 | 0 | 0 | 13 | 0 | 14 | 13 | 14 | 3 | 14 | 1 | 12 |
В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (агрессия со стороны других детей, укладывание спать в одиночестве, точное выполнение требований взрослых, игнорирование со стороны взрослого, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер, когда ребенок постоянно сталкивается с завышенными требованиями взрослого, что может реально не соответствовать возможностям ребенка. В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности (Даня Г. и Рома Ш., Рома В.) проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов.
Дети демонстрировали вредные привычки невротического характера – кусали ногти, качались на стуле, покусывали нижнюю губу и так далее. Рома В. нервно смеялся и кривлялся. На рисунке №1 (игра с младшими детьми) изображена ситуация с положительной эмоциональной окраской, но мальчик усмотрел в ней кровь и все время спрашивал — «Почему нарисована кровь?». Предполагается, что именно по этой причине его выбор в данном вопросе был отрицательным, что может говорить о наличии у мальчика невроза и вообще любого неблагополучия психической сферы. Рома показал крайне завышенный уровень тревожности (72%).
У некоторых детей наблюдались физиологические признаки повышенной тревожности – потели ладони рук, проявлялась гиперемия в области лица и шеи. Например, Лера С. во время обследования боялась ответить неправильно, была возбуждена.
Итак, после интерпретации результатов теста тревожности для детей старшего дошкольного возраста мы выявили, высокий уровень тревожности имеют 8 детей, что составляет 60% , средний уровень тревожности имеют 6 детей — 40%, соответственно низкий уровень тревожности не наблюдается.
Качественный анализ показал, что большее число тревоги у детей выявлено по рис. 3,6,8,9,10,12 и 14 (таблица 4).
Высокий уровень тревожности у обследованных детей свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье.
- Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).
Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения общей эмоциональной напряженности и чувства негативизма у дошкольника.
Методика проведения.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Психолог поясняет ребенку: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам: пространство, расположение, размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),
- характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный),
- характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунках может проявиться следующие качества испытуемых:
- агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга;
- импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим;
- эгоцентризм — крупный рисунок, центр листа;
- зависимость — маленький рисунок, низ листа;
- демонстративность, открытость — выступающие отростки в кактусе, вычурность форм;
- скрытность, осторожность — зигзаги по контуру или внутри кактуса;
- оптимизм – «радостные кактусы»;
- тревога — темные цвета, внутренняя штриховка;
- женственность — украшение, цветы, мягкие линии и формы;
- экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов;
- интровертированность — на рисунке изображен один кактус;
- стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения;
- наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.
При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков.
На основании наблюдения за детьми в процессе рисования и анализа результатов первичной диагностики мы можем дать психологическое описание некоторых детей, представив их в виде характеристик.
Костя Л. Анализ рисунка Кости показал наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности, агрессивности, импульсивности. В рисунке имеются признаки скрытости и осторожности (зигзагообразная штриховка внутри кактуса) стремление к домашней защите — наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения. Мальчик склонен к экстровертированности — наличие на рисунке других кактусов. Костя долго не начинал рисовать, был не уверен в своих силах, говорил, что не умеет рисовать кактус. Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – его нельзя потрогать, он колется, 3 –любит когда его поливают, 4 – растет на столе с другом кактусом, 5 – когда вырастет, колючки станут еще больше, чтоб его никто не трогал.
При анализе рисунка Дани Г. заметно проявление, эгоцентризма, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа, признаки некоторой агрессивности (редкие, торчащие иголки), наличие тревожности. Рисовал с удовольствием попросил зеленый карандаш. Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – злой, колючий, 3 –любит, когда ухаживают, 4 –у него есть друзья, 5 – останется таким же.
Илья Ш. приступил к работе не сразу. Оказалось, что ребенок плохо рисует и поэтому стесняется присутствует низкая самооценка, неуверенность в своих силах. Наблюдается некоторая тревожность и признаки негативизма, стремление к лидерству и домашней защите. Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – не колючий, 3 –любит детей и когда за ним ухаживают, 4 – растет один, 5 – изменится, он подрастет.
Мира Г. начала рисовать сразу, не раздумывая взяла простой карандаш и нарисовала контур кактуса, затем раскрасила его зеленым цветом. Рисунок расположен в нижней части листа и небольшого размера, что указывает на наличие зависимости, присутствуют признаки тревожности. Девочке свойственна демонстративность (наличие выступающих отростков, необычность). Ответы на вопросы: 1 – дикий, 2 – сильно колется, его нельзя трогать, 3 – не нравится когда за ним ухаживают, 4 – хочет расти один, 5 – когда вырастет, останется таким же.
Лиза Т. очень старалась нарисовать красивый кактус. В процессе рисования много говорила (рассказывала о своей семье — где были, чем занимались). Рисунок получился аккуратный и внешне позитивный, но несмотря на это имеются признаки тревожности (внутренняя штриховка), наличие агрессивности (точащие длинные колючки). Возможно, что обида, чувство тревоги, нехватка внимания вызывает у ребенка защитную агрессию. Наличие цветочного горшка подтверждает предположение, что ей необходимо чувство семейной общности. Ответы на вопросы: 1 – он домашний и еще малыш, 2 – колючки , чтоб защищаться. Он боится и не хочет умереть, 3 – нравится когда за ним ухаживают, 4 – его мама растет в другой комнате, 5 – станет ещё красивее.
Арина П. очень творчески отнеслась к заданию, долго не могла остановиться, в дополнение к кактусу девочка нарисовала облака и другие цветы в горшках. Облака в небе можно отнести к неуместным деталям (для любого из рисунков), которые могут указывать на общее чувство тревожности, связанное с взаимоотношениями с окружающими. Наличие на рисунке сильной штриховки также говорит о вероятной тревожности. Несмотря на то, что рисунок расположен в центре листа, размер рисунка не большой, что предполагает некоторую зависимость. Наличие фиолетовых горшков говорит о стремлении к чуткости, ласке, гармонии. Ребенок нуждается в участии и понимании. Между тем на рисунке наблюдается импульсивность и наличие защитной агрессивности. Стремление к домашней защите. Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – можно потрогать, где нет колючек, 3 – нравится, 4 – нет, не хочет, 5 – большой станет, с большими колючками.
Снежана К. нарисовала добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремление к домашней защите, женственности, отсутствие агрессии. Наблюдаются некоторые признаки тревожности. Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – он добрый, иголки мягкие, можно потрогать, 3 – нравится, 4 –растет один, нет друзей, 5 – не изменится.
В беседе с каждым ребёнком, сразу после выполнения ими рисунка, нам удалось увидеть как дети противоречивы между своими высказываниями и содержанием рисунка. Из этого можно сделать вывод, что у детей имеются внутренние конфликты и также предположить, что эти конфликты являются следствием затруднений в контактах с окружающими их людьми. Всё это можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны – это очень смирная потребность в общении, привязанности, с другой – невозможность реализовать данную потребность.
Хотелось бы отметить, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.
Для интерпретации рисунков нами использовано 11 показателей, по которым определяется степень проявления негативных, эмоциональных состояний каждого ребёнка.
Результаты исследования детей представлены в таблице (См. приложение 5, таблица 1). Из таблицы 1 видно, что дети Костя Л., Мира Г., Арина П., Яна, проявившие в своих рисунках больше других детей негативных внутренних переживаний в виде беспокойства, тревоги и даже страхов.
Таким образом, по результатам графической методики «Кактус» для данной выборки характерны высокий уровень тревожности, агрессии, замкнутости, стремление к домашней защите.
тревожности – 11 детей
повышенный уровень агрессии — 9 детей
стремление к защите – 9 детей
эгоцентризма – 8 детей
интровертированности – 8 детей
- Тест «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова)
С целью выявления и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старшего дошкольного возраста мы применили тест «Страхи в домиках»
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Стимульный материал: лист формата А4 с домиками, карандаши.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием).
Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься ….»
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени.
Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».
Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.
Оценка результатов (оценивается как общий уровень наличия страхов):
5 и менее – низкий уровень страхов;
6 – 10 – средний уровень страхов;
11 – 15 – высокий уровень.
Наличие страхов у детей данной группы представлены в сводной таблице 4
Таблица 4 Сводные результаты первичного исследования по тесту «Страхи в домиках»
№ п/п | Имя ребенка | Факторы в баллах | Общее кол-во | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
3;25; 27;28
| 2;15; 16;21; 22;23; 26;29; | 4;5 | 9;14 | 11; 12; 13
| 1;6; 7;8; 10; | 17;18; 19;20; 24 | |||
1 | Костя Л | 2 | 4 | 1 | — | 2 | 2 | 2 | 13 |
2 | Яна О. | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 15 |
3 | Лера С. | 2 | 3 | 2 | — | 2 | 2 | 2 | 13 |
4 | Даня Г. | 3 | 6 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 18 |
5 | Павел П. | 4 | 2 | 1 | — | — | 3 | — | 10 |
6 | Илья Ш. | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 |
7 | Рома В. | 3 | 3 | 2 | — | 2 | 1 | 2 | 13 |
8 | Никита Ч. | 1 | 5 | 1 | — | 1 | 1 | 1 | 10 |
9 | Мира Г. | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | — | 9 |
10 | Арина П. | 1 | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 15 |
11 | Рома Ш. | 2 | 3 | 2 | 2 | — | — | 1 | 10 |
12 | Илья С. | 2 | 5 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 14 |
13 | Снежана К. | 3 | 4 | — | 2 | 1 | 1 | 2 | 13 |
14 | Лиза Т. | 2 | 6 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 16 |
Анализ полученных результатов позволяет нам сделать вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте распространен страх смерти, страх смерти родителей, страхи сказочных персонажей, страх темноты и страшных снов, страх огня, пожара, страх нападения и страх войны.
Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, меньшая чувствительность – в 15 лет (Захаров А.И.). В старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они более обусловлены эмоциями, чем характером и еще во многом носят возрастной и переходный характер.
Судя по выявленным данным (См. таблица №4) дети данной группы испытывают больше всего страхов связанных, с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);
На основании ответов детей мы сделали выводы о наличии у детей страхов.
Половина детей испытывают «медицинские» страхи (боль, уколы, врачи, болезнь). Наибольший показатель по фактору 1 — «медицинские» страхи у Паши П. Из беседы с данным ребенком было выявлено, что он часто болеет и приходится часто посещать врача сдавать анализы и делать различные процедуры.
Десять детей испытывают страхи, связанные с причинением физического ущерба. Наиболее высокие показатели у Дани Г., Никиты Ч., Арины П., Лизы Т.
Среди фактора 6 — «социально-опосредованные страхи» наиболее высокий уровень у Паши П.
Высокий уровень пространственных страхов (высоты, воды, замкнутых пространств) у троих детей: Снежана К., Лера С., Даня Г.
Почти все дети боятся своей смерти и смерти близких людей.
В факторе 4 – «страхи животных и сказочных персонажей» высоких показателей не выявлено.
Рассмотрим наличие страхов у детей по общим показателям:
Высокий уровень страха:
- Даня Г. — (18 балов)
- Лиза Т. — (16 балов)
- Арина П. — (15 балов)
- Яна О. — (15 балов)
- Илья С. — (14 балов)
- Лера С. — (13 балов)
- Снежана К.- (13 балов)
- Рома В. – (13 балов)
- Костя Л — (13 балов)
Средний уровень страха:
- Павел П.- (10 балов)
- Илья Ш. — (10 балов)
- Никита Ч. — (10 балов)
- Рома Ш. — (10 балов)
- Мира Г. — (9 балов)
К сожалению низкого уровня наличия страхов у детей старшего дошкольного возраста в данной группе не выявлено.
Большое число страхов у ребенка — это важный показатель предневратического состояния. Поэтому группе риска можно отнести 9 детей имеющих высокий уровень страхов, а следовательно и тревожности.
После обработки и интерпретации данных мы выявили дошкольников с высоким и средним уровнем тревожности и их процентное соотношение (Таблица 5).
Показатели тревожности в процентах по методике «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова)
Таблица 5 количественный анализ
Уровень страхов | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
Количество детей | % | Количество детей | % | Количество детей | % |
9 | 64% | 5 | 35% | нет | _
|
- Для подтверждения результатов исследования была проведена анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)
Чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, какие испытывает страхи, нами были опрошены родители, путем анкетирования.
Обобщая данные по выявленной группе детей с разной степенью тревожности, отметим что:
Высокий уровень тревожности – 60,0%
Средний уровень тревожности – 40,0%
Низкий уровень тревожности – 0,0%
Данное исследование позволило сделать вывод о том, что более половины детей испытывают высокий уровень тревожности – 60%, и 40% — средний.
Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус», «Страхи в домиках» и тестом тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена.
Итак, проанализировав, результаты первичного обследования эмоционального состояния детей по трем методикам мы можем сделать следующие выводы о том, что больше половины детей испытывают высокий уровень тревожности, эмоциональной напряженности, наличие страхов.
Необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностики мы обнаружили, что трудности имеют почти все дети. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворенности, замкнутости и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, зло смотрят на окружающих и т.д. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно еще более обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх.
Как мы видим, результаты всех трех тестов очень схожи, для детей характерны следующие неблагоприятные эмоциональные состояния: повышенная тревожность, страхи, эмоциональная неустойчивость. Это говорит нам о необходимости проведения с детьми работы по коррекции, выявленных нарушений эмоционального состояния детей.
Для апробации и подтверждения эффективности, разработанной коррекционной программы нами был осуществлен формирующий этап эксперимента.
2.2. Описание программы, по коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
После проведения первичной диагностики в совокупности вышеназванных методик и обработки результатов исследования эмоциональной сферы, дошкольники были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 7 человек в каждой группе).
В экспериментальную группу в первую очередь вошли дети с более высокими показателями тревожности и страхов, а также с высокой степенью эмоционального напряжения.
С детьми экспериментальной группы была проведена работа по, составленной нами, программе комплексной психокоррекции, выявленных эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием следующих видов арт-терапии: рисуночная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, страхов и эмоционального напряжения у дошкольников путем коррекции методами арт-терапии.
В этой связи были поставлены следующие основные задачи:
- Актуализация и вербализация детьми своих страхов, эмоционального напряжения и тревожности.
- Формирование у детей чувства эмпатии и толерантности по отношению к эмоциональному состоянию других людей.
- Использование разнообразия методов и приемов арт-терапии в процессе коррекционной работы с детьми
- Обучение приемам саморегуляции и эмоционального расслабления.
Теоретической основой нашей Программы является деятельностный подход, разработанный в трудах А.И. Копытина, Л. Д.Лебедевой, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, и др.
При составлении данной программы, нами были использованы практические материалы следующих авторов: Т.Ф. Казакова, М. В. Киселева. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Л.Д. Лебедева, О.В. Хухлаева, М.И. Чистякова и др.
Данная программа состоит из 10 специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия проводились в течение двух месяцев (1 раз в неделю), по составленной нами программе, с использованием игровых методов и приёмов в комплексе с рисуночной терапией, сказкотерапией, музыкотерапией, а так же с использованием психогимнастических упражнений.
Время проведения занятий соответствовало программным требованиям для детей старшего дошкольного возраста .
С детьми контрольной группы, воспитателями групп, проводились обычные занятия по основной общеобразовательной программе дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».
Коррекция эмоционального развития ребенка происходила с опорой на различные виды детской деятельности, что позволило продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста.
В связи с этим наша коррекционной работа строилась с учетом ведущего в дошкольном возрасте вида деятельности т.е. игровой деятельности, а также с учетом продуктивных видов деятельности музыкально-эстетических и художественно-литературных.
Принципами, составляющими основу нашей программы, являются следующие: принцип безусловного принятия ребенка; принцип учета индивидуально-личностных особенностей ребенка; принцип взаимодополнения дефекта: состав коррекционной группы не должен быть однородным (должны быть включены дети с разным характером психологических сложностей), так как в процессе занятий дети компенсируют проблемы друг друга.
Критерии эффективности программы:
— повышение уверенности в себе;
— снижение тревожности;
— снижение количества страхов;
— улучшение взаимоотношений ребенок — ребёнок.
Коррекционная программа включала в себя два этапа работы.
Первый этап — установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.
Цель данного этапа: знакомство детей с группой и методами работы, создание теплой эмоциональной атмосферы.
Второй этап — этап объективирования ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме рисуночной терапии, в совокупности с другими приемами. Цель второго этапа — формирования предпосылок для преодоления тревожности и страхов.
Так как ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, перед началом психокоррекционного занятия и после него мы включали релаксационные упражнения, тонизирующую физкульт минутку или дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка.
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
1 блок – развлекательные (контактные) – 1занятие – включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Структура занятия включает в себя следующие элементы:
— Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
— Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
— Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
— Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
— Ритуал прощания.
В качестве иллюстрации можно привести конспект занятия «Путешествие в сказочный лес». А так же тематическое планирование психокоррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию общения и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников с использованием метода арт-терапии.
Очень продуктивным было занятие на тему «Страх». Лиза Т. отказалась рисовать свой страх, сказав, что не знает какой он. Мы посоветовали девочке представить свой страх в виде, какого — нибудь животного. Ей эта идея понравилась и она смело нарисовала своего «харяку». Даня Г. нарисовал страх в виде чёрно – зелёных каракуль и не хотел делать его добрым. Ему больше понравилась идея с уничтожением страха. Он с удовольствием порвал свой рисунок на мелкие кусочки и выбросил.
Что касается рисунков детей, то в самом начале прохождения занятий дети использовали тревожные цвета, хотя сюжет рисунка в основном выбирался детьми положительный.
Это говорит о том, что сначала дети активно освобождались от негативных переживаний.
По прошествии половины коррекционных занятий — линии и цвета в рисунках детей стали заметнее мягче, спокойнее. В завершении коррекционной работы в детских рисунках поменялся в лучшую сторону и сюжет, и содержание, работы стали приобретать радостную и светлую окраску.
В процессе коррекционной работы были использована упражнения на релаксацию. Детям очень навились такие как «сон на берегу моря», когда нужно закрыть глазки и представить что-нибудь приятное. У детей поднималось настроение и лица светились улыбками.
На занятиях важная роль отводилась анализу сказок. Дошкольники с интересом и вниманием слушали сказки, отвечали на вопросы, делали выводы.
Приводим примерные вопросы, по которым осуществлялся подробный анализ сказки.
В процессе коррекционной работы были использованы музыкальные произведения различных композиторов. Дети с удовольствие слушали и рисовали, а так же выполняли релаксационные упражнения под тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку, при этом у дошкольников наблюдалось снижение тревожности, страха, улучшение настроения. Положительное влияние музыкотерапии проявлялось также в усилении активности ребёнка, его эмоциональности.
После окончания коррекционной работы можно отметить, что дети стали более свободны от эмоциональной напряжённости, скованности стали более уверенны.
Воспитатели и родители отмечают положительные изменения в эмоциональном самочувствии детей.
После проделанной коррекционной работы нами было проведено повторное обследование эмоционального состояния детей и сделан анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений старших дошкольников.
2.3. Динамика данных констатирующего эксперимента по результатам формирующего
Была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.
Диагностика проводилась с целью проверки эффективности психологической коррекции эмоциональной сферы ребёнка, посредством составленной нами системы занятий с использованием метода арт-терапии.
Результаты фиксировались и сравнивались с данными первоначальной диагностики.
Полученные результаты обследования детей по методикам проективный тест на определение уровня тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен, графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой, тест «Страхи в домиках» говорят об эффективности и необходимости психологической коррекции эмоциональной сферы ребенка и оформлены в таблицах.
Рассмотрим результаты исследования эмоционального состояния до, и после коррекции у старших дошкольников по проективному тесту на определение уровня тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен (см. Таблица 6).
Применение методики диагностики детской тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен позволила нам проследить особенности эмоционального реагирования ребёнка на общение с окружающими людьми.
Особенно высоким проективным значением для рассматриваемой группы дошкольников обладают рисунки теста № 4 (одевание), № 6 (укладывание в постель в одиночестве), №14 (еда в одиночестве). Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в описанных выше ситуациях, с высокой степенью вероятности обладают высоким индексом тревожности. Отрицательные эмоциональные выборы детей в ситуациях, изображенных на рисунках № 2 (ребёнок и мать с младенцем), № 7 (умывание), № 9 (игнорирование) и № 11 (собирание игрушек) теста, согласно тесту Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, с большой вероятностью совпадают с высоким или средним индексом тревожности. Средние значения тревожности у дошкольников приведены в таблице 6.
Таблица 6 Динамика средних по группе значений тревожности испытуемых по тесту тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (сводная)
№ п/п | Имя ребенка | % тревожности | % тревожности |
До коррекции | После коррекции
корреккоррекции | ||
1 | Костя Л | 58 | 50 |
2 | Рома Ш. | 58 | 50 |
3 | Лиза Т. | 58 | 35 |
4 | Даня Г. | 64 | 58 |
5 | Павел П. | 57 | 50 |
6 | Яна О. | 58 | 50 |
7 | Рома В. | 72 | 64 |
ср. значение тревожности экспериментальная группа | 60,14% | 51% | |
1 | Никита Ч. | 58 | 50 |
2 | Мира Г. | 50 | 50 |
3 | Арина П. | 35 | 35 |
4 | Илья Ш | 29 | 35 |
5 | Илья С. | 50 | 50 |
6 | Снежана К. | 50 | 50 |
7 | Лера С. | 57 | 57 |
ср. значение тревожности контрольная группа | 47% | 46% |
Качественный анализ показал, что в основном дети экспериментальной группы переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.).
Проанализировав результаты, полученные на выборке до и после психокорекционной работы, мы проследили динамику снижения тревожности по отношению к ряду типичных жизненных ситуаций у детей в экспериментальной группе. Из анализа результатов (таблица 6) видно, что после коррекционной работы в группе в целом уровень тревожности детей приближается к оптимальному: произошло снижение высокого, увеличилось количество дошкольников со средним уровнем тревожности (5 чел.).
Диагностика, проведенная в контрольной группе, позволила нам приписать изменения параметра тревожности психокоррекционному воздействию.
Таким образом, данные сравнительного анализа свидетельствуют о том, что адекватное применение психокоррекционной работы в способствует снижению уровня тревожности у детей.
Результаты исследования эмоционального состояния до и после коррекционной работы у старших дошкольников по графической методике «Кактус» М.А. Панфиловой. Нами были использованы те же параметры для интерпретации детских рисунков, по которым мы определяли степень негативных эмоциональных состояний, что при первичном исследовании.
Таблица 7 Количество негативных факторов по графической методике «Кактус»
№ | Имя ребёнка
| До коррекции
| После коррекции |
экспериментальная группа | |||
1 | Костя Л | 8 | 7 |
2 | Рома Ш. | 7 | 6 |
3 | Лиза Т. | 6 | 6 |
4 | Даня Г. | 7 | 5 |
5 | Павел П. | 5 | 6 |
6 | Яна О. | 8 | 7 |
7 | Рома В. | 7 | 6 |
ср. значение | 6,85 | 6,2 | |
контрольная группа | |||
1 | Никита Ч. | 6 | 6 |
2 | Мира Г. | 8 | 8 |
3 | Арина П. | 8 | 8 |
4 | Илья Ш | 7 | 7 |
5 | Илья С. | 6 | 6 |
6 | Снежана К. | 7 | 7 |
7 | Лера С. | 6 | 6 |
ср. значение | 6,85 | 6,7 |
По таблице 7 видно, что у Дани Г., Ромы Ш., Ромы В. есть тенденция уменьшения негативных показателей. Приведём пример с Даней Г. После того как мы провели несколько занятий у ребёнка улучшилось эмоциональное состояние, он стал более спокойным, его действия стали размеренными, исчезло наличие страхов.
Сравнивая детские рисунки до начала коррекционной работы и после, нужно отметить, что линии изображений стали увереннее, подбор цвета мягче. Кактусы стали менее сердитыми и более красочными.
Также изменилось поведение детей во время рисования. Можно сказать, что у детей возникла динамика возникновения доверия к окружающим.
Рассматривая рисунки детей в определённой последовательности, видно динамику снижения у них тревожности и других отрицательных эмоциональных состояний.
В самом начале прохождения занятий, в период коррекции, дети испытывали некоторую скованность и зажатость в поведении, использовали тревожные цвета. Это говорит о том, что сначала дети активно освобождались от негативных переживаний.
В завершении коррекционной работы в детских рисунках произошла динамика изменений в лучшую сторону работы стали приобретать радостную и светлую окраску.
Из таблицы 7 видно, что среднее значение негативных показателей несколько снизилось у детей экспериментальной группы. Нужно отметить, что у остальных детей количество негативных факторов не изменилось. Такая зацикленность говорит о том, что внутренняя конфликтность у этих детей осталась, это подтверждается противоречиями между их рисунками.
Можно сделать вывод, что после проведённой коррекционной работы у троих детей снизилось проявления тревожности и негативизма. Ещё можно отметить, что дети стали более свободны от эмоциональной напряжённости, скованности стали более увереннее.
Сравнивая детские рисунки до начала коррекционной работы и после, нужно отметить, что линии изображений стали увереннее, подбор цвета мягче. Также изменилось поведение детей во время рисования. Можно сказать, что у детей возникла динамика возникновения доверия к окружающим.
Мы не берёмся однозначно утверждать об устойчивости снижения негативного эмоционального состояния детей. Нужно отметить, что эмоциональные процессы очень подвижны, поэтому не у всех детей прослеживалась чёткая линия избавления от негативных чувств.
Эмоциональный фон детей экспериментальной группы заметно улучшился. У детей контрольной группы значительных изменений не наблюдалось.
Рассмотрим результаты исследования эмоционального состояния до, и после коррекции у старших дошкольников по методике «Страхи в домиках».
Таблица 8 Распределение результатов по тесту «Страхи в домиках» (до экспериментального воздействия и после)
№ п/п | Имя ребенка | Факторы в баллах | Общее кол-во баллов | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
3;25; 27;28
| 2;15; 16;21; 22;23; 26;29; | 4;5 | 9;14 | 11; 12; 13
| 1;6; 7;8; 10; | 17;18; 19;20; 24 | |||||||
До | После | ||||||||||||
|
|
| |||||||||||
Экспериментальная группа
|
|
| |||||||||||
1 | Костя Л | 2 2 | 4—2 | 1—1 | 0—0 | 2—2 | 2—2 | 2—2 | 13 | 12 | |||
2 | Рома Ш. | 2 2 | 3—2 | 2—2 | 2—1 | 0—0 | 1—1 | 1—1 | 10 | 9 | |||
3 | Лиза Т. | 2 2 | 6—4 | 2—2 | 1—1 | 2—2 | 1—1 | 2—2 | 16 | 14 | |||
4 | Даня Г. | 3 3 | 6—5 | 2—2 | 1—1 | 2—2 | 2—2 | 2—2 | 18 | 16 | |||
5 | Павел П. | 2 2 | 2—2 | 1—0 | 0—0 | 1—1 | 1—1 | 3—2 | 10 | 9 | |||
6 | Яна О. | 2 2 | 4—3 | 2—2 | 1—0 | 2—2 | 2—2 | 2—2 | 15 | 13 | |||
7 | Рома В. | 3 2 | 3—2 | 2—1 | 0—0 | 2—2 | 1—1 | 2—2 | 13 | 10 | |||
ср. значение | 13,2 15,7 115,7 | 11,8 | |||||||||
| Контрольная группа
| До
| После
| ||||||||
1 | Никита Ч. | 1—1 | 5—4 | 1—1 | 0—0 | 1—1 | 1—1 | 1—1 | 10 | 10 | |
2 | Мира Г. | 1—1 | 4—4 | 1—1 | 1—1 | 1—1 | 1—1 | 0—0 | 9 | 9 | |
3 | Арина П. | 1—1 | 5—4 | 2—2 | 2—2 | 2—2 | 1—2 | 3—3 | 15 | 15 | |
4 | Илья С. | 2—2 | 5—5 | 1—1 | 1—1 | 2—2 | 1—1 | 1—1 | 14 | 13 | |
5 | Илья Ш. | 1—1 | 3—3 | 1—1 | 1—1 | 2—2 | 1—1 | 1—1 | 10 | 10 | |
6 | Снежана К. | 3—3 | 4—4 | 0—0 | 2—2 | 1—1 | 1—1 | 2—2 | 13 | 14 | |
7 | Лера С. | 2—3 | 3—3 | 2—2 | 0—0 | 2—2 | 2—2 | 2—2 | 13 | 14 | |
ср. значение | 12,0 | 12,1 | |||||||||
В таблице 8 мы наблюдаем очевидное снижение количества страхов у детей экспериментальной группы по разным факторам.
Таблица 9 Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп
Наименование группы | До формирующего эксперимента | После формирующего эксперимента | ||||
Уровень страха | ||||||
Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | |
ЭГ | 71,5 % | 28,5 % | 0% | 57,2 % | 42,8 % | 0 % |
КГ | 57,5 % | 41,5 % | 0% | 57,6 % | 41,4 % | 0% |
Сопоставление результатов первичного и повторного обследования детей по данной методике убедительно свидетельствует о положительной динамике в эмоциональной сфере ребёнка у детей экспериментальной группы.
Это находит своё выражение в снижении у детей уровня страхов.
Выводы по второй главе
Таким образом, сравнивая результаты первичной и итоговой диагностики, можно сделать вывод, что после проведённой коррекционной работы у троих детей экспериментальной группы снизились проявления тревожности и эмоциональной нестабильности.
Ещё можно отметить, что дети экспериментальной группы стали более свободны от эмоциональной напряжённости, скованности, стали увереннее. Дети стали более открыто общаться, их эмоциональные проявления менее тревожны.
Результаты контрольного среза экспериментального исследования зафиксировали позитивные изменения, произошедшие в эмоциональной сфере детей экспериментальной группы, что выразилось в снижении негативно окрашенных переживаний и общей психологической напряженности, стабилизации общего фона настроения, понижении тревожности до уровня среднего; изменении личностных свойств (тревожности, реактивности, застенчивости); овладении навыками саморегуляции.
Поскольку подобных изменений у детей из контрольной группы отмечено не было, следовательно, мы можем говорить о том, что произошедшие в экспериментальной группе положительные изменения в эмоциональной сфере можно объяснить воздействием комплексной психокоррекционной работы.
Естественно, что окончательно дети еще не избавились от отрицательных, негативных эмоциональных проявлений. Но это и не было нашей целью, так как отведенного на коррекционную работу времени не достаточно для серьезных изменений в психическом развитии детей.
Воспитатели и родители отметили положительное эмоциональное самочувствие детей в период проведения с ними специальных занятий с использованием арт-терапевтических методов.
Мы лишь наметили пути психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, при дальнейшем использовании которого возможно получение еще более положительных результатов.
Длительность такой работы, которую в образовательном учреждении проводит педагог-психолог, зависит от конкретной жизненной ситуации и индивидуальных особенностей детей.
Разумеется, наше исследование не является достаточно полным и глубоким в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, оно может оказать значительную помощь педагогам в коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.
Так как не все проблемы были окончательно преодолены, нами разработаны рекомендации для педагогов и родителей по дальнейшей коррекционной работе.
Заключение
Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема психологической коррекции эмоциональной сферы ребёнка остаётся актуальной для теории и практики.
В связи с поставленной целью в нашей работе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены возможности коррекции эмоциональной сферы у дошкольников посредством арт-терапии.
Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.
В процессе исследования мы определили, что в старшем дошкольном возрасте происходит закрепление эмоций, развитие и осмысление новых, не знакомых ранее ребёнку эмоциональных состояний, происходит формирование общественных мотивов.
В данном возрасте формируется эмоциональное предвосхищение, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей.
Мы выяснили, что формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
Поэтому в нашей работе мы использовали деятельностный подход к коррекции эмоциональной сферы.
Как следует из результатов теоретического и эмпирического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста наиболее часто встречаются следующие особенности — агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость, тревожность, детские страхи. Отмеченные нарушения были диагностированы нами с помощью комплекса методик:
1) Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен). Цель данной методики выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
2) Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) определения состояния общей эмоциональной напряженности и чувства негативизма у дошкольника.
3) Методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова) выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.)
4) Анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.). выявления тревожного ребенка в группе сверстников.
Изучив понятие психологическая коррекция, мы в нашей работе исходили из определения её как метода психологического воздействия, направленного на оптимизацию развития психических процессов, функций и на гармонизацию развития личностных свойств [24, c.17].
Рассмотрев основные методы работы с детьми старшего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что методы психокоррекции в рамках деятельностного подхода направлены на выработку межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на проблемную ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, то есть на методы социального приспособления.
Мы выяснили, что деятельностный подход к психокоррекции основан на признании того, что активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка, а методы коррекционной работы строятся с учетом ведущего в данном возрасте вида деятельности, в дошкольном возрасте это игровая деятельность, а также с учетом продуктивных видов деятельности (рисуночной терапии), сказкотерапии и музыкотерапии.
Именно деятельностный подход и лег в основу разработанных занятий с использованием методов арт-терапии как наиболее эффективного метода для коррекции особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Первичная диагностика показала, что для обследуемых детей, характерны такие неблагоприятные эмоциональные состояния как повышенная тревожность, страхи, негативное отношение к сверстникам и близким людям, потеря чувства безопасности.
На основе проведённой диагностики детей нами разработана и реализована программа психологической коррекции эмоциональной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста, основанная на методах арт-терапии.
При составлении программы мы опирались на деятельностный подход к психокоррекции, который основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой его развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка, расширяет возможности применения различных средств коррекции с учетом социальной ситуации развития ребенка.
В рамках данного подхода коррекция эмоциональной сферы ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста.
По результатам коррекционной работы проводился завершающий этап эксперимента, который был направлен на оценку возможностей программы.
Обобщая результаты анализа качественно-количественных характеристик, необходимо подчеркнуть, что составленная нами программа является достаточно эффективным средством коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста.
При анализе эмоциональных состояний детей экспериментальной группы была установлена положительная динамика коррекции эмоциональной сферы ребенка.
Таким образом, в результате применения разработанной программы коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста позитивные изменения отмечаются в умении интерпретировать чувства других людей и понимании эмоционального отношения к себе.
Сравнительный анализ данных позволил отметить положительную динамику в улучшении эмоционального состояния детей экспериментальной группы.
Следует отметить, что дети стали более открыты, общительны, снизилась тревожность детей, улучшились отношения со сверстниками и близкими людьми. Улучшился общий эмоциональный фон; дети стали более активными в игровых ситуациях; повысилось настроение, что, бесспорно, является характеристикой благоприятных предпосылок к дальнейшему эмоциональному развитию.
Естественно, что окончательно дети еще не избавились от отрицательных, негативных проявлений психики. Но это и не было целью нашего исследования, так как отведенного на коррекционную работу времени не достаточно для серьезных изменений в психическом развитии дошкольников.
Мы лишь наметили работу по психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, которую необходимо продолжать.
Предложенная нами коррекционная программа может быть полезна всем специалистам, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
Все поставленные задачи исследования выполнены.
Результаты практической работы подтвердили сформулированную нами гипотезу о том, что специально составленная программа по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии позволит нивелировать их отрицательные эмоциональные состояния, такие как повышенный уровень тревожности, наличие большого количества страхов, повышенную эмоциональную напряженность.
Страница: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф