Задачи нравственного воспитания включают формирование:
— уважения к взрослым, сверстникам,
— навыков культурного поведения,
— ответственного отношения к выполнению доступных поручений,
— организованности, самостоятельности,
— умения дружно играть и трудиться,
— стремления поступать хорошо и воздерживаться от того, что не дозволено,
— справедливо оценивать свои поступки и действия своих сверстников.
Развитие нравственных чувств, воспитание нравственных привычек, формирование нравственных суждений и оценок – все это является составными частями при решении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Здесь следует отметить, что в современных программах для дошкольных образовательных учреждений специально не выделяется раздел нравственного воспитания детей, нонравственность пронизывает все направления деятельности с детьми: игру, знакомство с культурой быта, развитие познавательной активности, речевое развитие ребенка, социальное развитие и т.п. [20]
Задачи нравственного воспитания делятся на две группы.
В первую группу задач входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на все другие компоненты.
Воспитание носит исторический характер и поэтому на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие — патриотизма. Сегодня значимым стали деловые качества, предприимчивость.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние исторический этап, особенности возраста объекта, и конкретные условия жизни.
Задачи нравственного воспитания дошкольников сгруппированы в четыре смысловые блока:
1 блок: воспитание гуманных чувств и отношений.
2 блок: воспитание патриотизма.
3 блок: воспитание трудолюбия.
4 блок: воспитание коллективизма.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации в книгах. На ребенка производят сильные впечатления работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.
Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, моральных чувств.
Вторым средством воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.
Третьим средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учебная деятельность, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировке представлении о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е.
она активизирует весь механизм нравственного воспитания.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы.
1 группа: методы формирования нравственного поведения (при — учение, упражнение, руководство деятельностью).
2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа).
3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
1.Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.
- Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
- Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.
- Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
- Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
- При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
- Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
- Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали.
- Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, результатов не будет.
- Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей [32] .
В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация.
Для формирования любого нравственного представления важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) =нравственное качество
1.2. Содержание программ ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В современной системе дошкольного образования и воспитания существует множество программ воспитания и обучения в ДОУ. Рассмотрим задачи развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений в некоторых из них.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой выдвинуты следующие задачи:
- Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.
- Учить полно, отвечать на вопросы воспитателя по тексту.
- Учить передавать свое отношение к содержанию, к поступкам героев [14].
Программа «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер) ориентирована на развитие умственных способностей и творчества в дошкольном возрасте. Выделяется раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи». Руководство восприятием детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений ведется по трем направлениям.
Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Одна из основных линий этой работы — развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы. Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста. Рекомендуются и более сложные произведения, чем в средней группе. Однако допускается повторение произведений прочитанных ранее, их обыгрывание и обсуждение.
Второе направление: освоение средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение лексической и грамматической культурой речи, развитие связной и выразительной речи.
Третье направление: развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, способствующие развитию мышления и воображения детей.
Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом:
— развитие у детей умения использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки);
— развитие у детей умения самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе;
— развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей – планов [32] .
В программе «Радуга», разработанной авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой, выделяются следующие задачи.
- Продолжать развивать интерес у детей к художественной литературе.
- Совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений.
- Обращать внимание на художественно-изобразительные средства. Помогать ребенку, почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
В программе «Детство» разработанной преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени Герцена под руководством Логиновой и Бабаевой, предусмотрен раздел «Ребенок и книга», где рассматриваются вопросы, связанные с приобщением ребенка — дошкольника к миру художественной литературы. Задачи по развитию восприятия детей 5-6 лет художественной литературы ставятся таким образом;
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней — важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы:
- Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной литературе, детали и другие);
- Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнения, усилие и другие), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать это свое эмоциональное отношение в выразительном чтении;
- Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героя.
Таким образом, мы видим, практически во всех проанализированных нами программах были представлены задачи по развитию восприятия литературных произведений детьми 5-6 лет. В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способности детей к восприятию литературных произведений, формирование интереса к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет педагогов тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и прежде всего с отбором произведений детской литературы. Во всех вариативных программах рассматриваются приемы и задания по развитию восприятия литературных произведений, однако нам по содержанию и методическому обеспечению больше подходит программа «Детство», на которую мы будем опираться в своем исследовании [30] .
1.3.Сказки А.С. Пушкина как средство нравственного воспитания
В сентябре 1834 года А. С. Пушкин набросал план издания цикла сказок, в которым расположил их не по хронологии, а согласно основным их идеям. После начальной сказки — баллады «Жених» (не входит в круг детского чтения) следовали сказки о царе Лебеди, о мертвой царевне, о Балде, о золотой рыбке, о золотом петушке. Этот план даёт ключ к пониманию, как общего замысла цикла, так и всех по отдельности сказок.
Пушкинские сказки, вошедшие в круг детского чтения, делятся на лиро – эпические (Сказка о царе Салтане…., «Сказка о мертвой царевне»), которые по сюжету, композиции и идее близки к волшебным фольклорным сказкам, и социально – иронические («Сказка о попе», «Сказка о золотой рыбке» и «Сказка о золотом петушке»), написанные в традициях фольклорных бытовых сказок.
Важно, что все сказки А. С. Пушкина предназначались взрослым и написаны были в пору творческого расцвета поэта. В 30 – годы А. С. Пушкина интересовала тема дома: вопросы природы, общества, истории освещались им с позиции «домашнего» человека. Под таким углом зрения легко было отделять добра от зла, правду от лжи. В сказках А. С. Пушкина « о людях» проблема любви, жизни, смерти – главная идейная линия повествования. Из всех жанров литературы именно сказка давала возможность поэту наиболее прямо и непосредственно выразить свой идеал, свою собственную концепцию мира и человека. В них А. С. Пушкин размышляет о полноте человеческого существования, достигаемой, как ему представляется, не только в минуты счастья. Неотъемлемая часть земного пути – печали и беды, и человек обязан принять их достойно. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную, и общечеловеческую точку зрения на эти вопросы.
Лиро-эпические сказки заканчиваются счастливо, добро и зло в них однозначно, положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений. Социально – иронические сказки заканчиваются справедливо, но несчастливо, отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло.
В лиро-эпических сказках внимание сосредоточено на семье, на «домашних» чувствах героев, их социальный статус не играет никакой роли. Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать изображаются как обыкновенные люди с «чувством доброты»: например, царь Салтан грустит в одиночестве без семьи, а князь Гвидон несчастлив из-за тоски к отцу, и все чудеса мира не могут его утешить. В социально – иронических сказках герои сталкиваются с непобедимыми законами мира – законами, что выше, сильнее суетных человеческих желаний. Поп, старуха, царь Дадон изображены с социальной стороны ( как это принято в фольклорной традиции), но вместе с тем подчеркнута их личная, психологическая мотивированная слабость (это уже нормы литературы): поп – жалкий старик с «толоконным лбом», старуха сварливая жена с безмерной жадностью, царь Дадон – глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняет их неразумным стремлением возвыситься над другими людьми, подчинить себе чью- то силу.
По мнению А. С. Пушкина, мужчине природой назначено руководить и царствовать. Удел женщины – быть женой и матерью, скромной и простой, её поведение естественно и ограничено, что характеризует русских женщин вообще. Поэтому у героинь пушкинских сказок нет индивидуального имени. Даже собственное имя волшебницы – «Лебедь», вслед за народно-поэтическим «лебёдушка», становится символистическим. Оно олицетворяет в себе женскую чистоту, непорочность, гармонию: в русских обрядовых (свадебных) песнях так называли девушек – невест прекрасных и лицом, и душой. Когда главное своё дело женщина выполняет хорошо – по достоинству и награда. Сына в «аршин» даёт Бог жене Салтана царице, которая «ждёт — пождёт с утра до ночи» своего мужа из дальнего похода, «в сочельник в самый, в ночь Бог даёт дочь, которую судьба тоже вознаграждает: за девическую скромность, за женскую кротость, за человеческую незлобивость. Для характеристики своих героинь в подобных случаях поэт находит и выразительный эпитет, и «говорящий» глагол, и меткое сравнение в традициях народной песни.
И царица над ребёнком,
Как орлица над орлёнком.
Таким образом, в сказках А. С. Пушкина воссоздаётся атмосфера идеальной национальной народной этики. Царица терпеливо ждёт мужа у окна и смотрит в поле «с белой зори до ночи». Королевич Елисей «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу». Семеро братьев соблюдают обычай гостеприимства, определёнными этикетными формулами «вызывая» незнакомства, посетившего их дом. Царевна – девушка дружно живёт в тереме с богатырями:
Им она не прекословит
Не перечат ей они.
А. С. Пушкин понимает, что нормы поведения и нравственности, проверены жизнью не одного поколения людей, выработаны в результате длительного взаимодействия человека с природой, потому художественное пространство сказок поэта неизменно включает в себя и природные стихии, и духовный мир человека.
Отличительной чертой А. С. Пушкина – человека и Пушкина – поэта было стремление к гармонике всегда и во всем. Как автор сказок Пушкин – не подражатель, а творец: старую литературную схему, фольклор, он наполнил новым содержанием. В отличие от законов фольклорного искусства в отношении к злу А. С. Пушкин не так суров и категоричен. В представлениях народа идея уничтожения противника имеет магический смысл, а у Пушкина действует этика гуманизма: всё людское зло презренно и обречено на гибель, исчезнет ненависть, корысть, зависть, тиранство и неизбежно восторжествует доброта и справедливость.
«Сказка о царе Салтане» — самая светлая и тёплая сказка А. С. Пушкина и не случайно написана она была в год женитьбы поэта. Поэтому основная тема этой сказки – тема дома и семьи. В ней также сконцентрировались и все основные темы творчества А. С. Пушкина: борьбы добра и зла, любви и свободы (свободной природности стихии), объединяет все эти темы идея стремления к гармонии. Но неосуществимое стремление к «идеальному» в действительности в сказке становится реальным.
Последняя сказка А. С. Пушкина по времени написания и по месту в цикле сказок – «Сказка о золотом петушке»- самая таинственная, самая идейно жесткая и самая «недетская».
В отличии от «Сказки о царе Салтане», в которой всё заканчивается счастливо, никто кроме коршуна – чародея не умирает, в «Сказке о золотом петушке»-цепь трагических событий и трагическая развязка: смерть сыновей Дадона, смерть звездочета (убивает его Дадон), смерть самого Дадона. Золотой петушок является орудием казни царя – клятвопреступника и убийцей. Совершенно разные внутренние психологические импульсы подталкивали А. С. Пушкина к созданию этих двух сказок: «Сказка о царе Салтане…», по сути волшебная, добрая и семейная сказка. В «Сказке о золотом петушке» все мотивировки изменены в сторону приближения к «натуралистическим» усилен её сатирический характер.
В отличии от других сказок А. С. Пушкина, в «Сказке о золотом петушке» отсутствует традиционный положительный сказочный герой. Его относительно «заменяет» золотой петушок, но – образ абстрактный и символический (в русских народных сказках петух символизирует храбрость и благородство), и не совсем понятно — живой он или металлический («Вдруг раздался лёгкий звон»). Хотя недаром сказка названа о петушке, т. е. подразумевается, что он – главный герой, а например, не звездочет. Звездочет – таинственный и А. С. Пушкин говорит о нем с нежностью «Весь как лебедь поседел, но он непосредственно никого не наказывает, более того – он сам жертва. Образ царя снижен – он ленивый самодур. Само имя царя взято из сказки «Сказка о Бове Королевиче», где Дадон – «злой» царь. В юношеской поэме А. С. Пушкина «Бова» Дадон- имя царя – «тирана», которого поэт сравнивает с Наполеоном. Образ царя гротескный, Пушкин иронизирует над ним:
……….. со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге.
Врагам царь даст «отпор» царствуя, «лёжа на боку». Диалог царя с воеводой дан в плане гротеска:
«Царь ты наш! Отец народа! – Возглашает
Воевода:-Государь! Проснись! Беда!»
«Что такое, господа?-Говорит
Дадон, зевая:
-А?.. Кто там?..беда какая?»
Но Дадон не просто безобидный лентяй, он совершенно безнравственная личность; не держит слова, влюбляется в Шамаханскую царицу над трупами своих сыновей.
Царь Салтан это «царь – батюшка»: он великодушен, доверчив, любит свою семью. Чудо – ребёнок, богатырь Гвидон, следуя идейному смыслу сказки, тоскует по семейному счастью, трудится над восстановлением гармонии частного существования. Гвидон стремится привлечь к себе на остров отца с помощью диковинок, каких «в свете нет». И жена ему нужна такая, чтоб «не можно глаз отвести». Гвидон властен по отношению и к природной стихии: он усмиряет непослушные волны, разговаривает с ветром.
Особое место в «Сказке о царе Салтане» занимают женские образы. Это и мать Гвидона – нежная, преданная жена, безвинно пострадавшая в результате интриг коварных завистниц, как самая лучшая из сестриц она поправу становится царицей, Салтану не интересны девушки, которые «весь крещеный мир» жаждут поразить своим ткацким или поварским искусством. А вот речь третей сестрицы ему по душе: как и Салтан, она ищет простого человеческого счастья, мечтает о семье, о детях. В беззащитной царице – матери поэт видит в первую очередь обыкновенную женщину. «Горькой вдовицей стонает и вопит» она день напролёт: при живом муже лишалась поддержки и вот с сыном- младенцем брошена на произвол судьбы, в «бездну волн». Центральный образ сказки – царевна Лебедь, «чистейшей прелести чистейший образец», который явился А. С. Пушкину в его невесте Н. Н. Гончаровой. Многие детали сказки связаны с реальными моментами сватовства и были вполне понятны только А. С. Пушкину и его жене (в частности, долгое сватовство поэта):
Ведь жена не рукавици:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнешь.
Царевна Лебедь, прежде чем удовлетворить последнее и самое важное желание Гвидона, изложила перед ним кодекс народной семейной жизни, требования к жениху и призвала его пораздумать обо всём, чтоб «не раскаяться потом». Князь даёт клятву и просит у матери благословения «жить в совете и любви». Всё в лучших русских народных традициях. А. С. Пушкин ввел в народный сюжет новую героиню, гармонично соединившую черты белой лебёдушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из сказок. Впервые появляется царевна Лебедь там, где рождаются сказки у лукоморья. Пейзаж пустынного пока острова напоминает начало пролога к «Руслану и Людмиле»: «Море синее кругом, дуб зелёный над холмом», сама же царевна – будто пена морская на гребне волны:
Глядь-поверх текучих вод Лебедь
Белая плывёт.
Возникает аналогия, ещё более глубокая, чем просто фольклорно-сказочная: мифологическая богиня рождается из морской пены. А. С. Пушкин обожествляет свою царевну Лебедь и вообще женский образ. Она не просто исполняет желания, она сочувствует, благодаря её волшебной божественной силе воссоединяется семья и чудесный, утопический остров становится семейным, земным раем. Образ Лебеди ещё и выражение пушкинской идеи о том, что поэзией повелевает красота, она и есть высший смысл поэзии.
Отрицательные персонажи обеих сказок, как и фольклорные, каноничны и собирательны, созданы по закону широкого обобщения, поэт наделяет их постоянной чертой характера; ткачиха, повариха и Бабариха-злобные, завистливые и трусливые, Шамаханская царица коварна, безнравственная и алчная. «Милый идеал» Пушкина другой. Женщина – чудо природы, такое, как царевна Лебедь или «тихая» царица. Магией семьи владеет именно женщина: «Дела в даль не отлагая», поджидает «приплода», живёт – поживает с супругом в согласии и любви. А носители темных сил — повариха с ткачихой, Бабариха, царь Дадон – не так уж страшны, когда им противостоят нравственно здоровые, сильные люди, полные добра и благородства. В «Сказке о царе Салтане» превращения и необычные картины логически мотивированы, оправданы и реалистически точны в деталях, по мере движения сюжета общий характер картины детализируется и дополняется новыми, не менее, сказочными сценами. Чудо следует за чудом. Каждая деталь так преображается, что делается реальней и содержательней, чем это было в народной сказке.
В сюжете «Сказки о золотом петушке» нет чудес (кроме петушка), нет никаких превращений, да и событий происходит мало, что происходит, описаны очень лаконично. «Сказка о золотом петушке» носит эпический характер. Связано это, конечно с идейной подоплёкой сказки. А. С. Пушкину важно было показать не чудеса и волшебство, а свою идейную позицию, которую он зашифровал здесь. Таинственная взаимосвязь между звездочетом, золотым петушком, Шамаханской царицей никак не проясняется в сказке, можно только гадать о ней. Зато четко противопоставляются две диковинки (вполне реальные): Золотой петушок дан царю для добра, он резким криком будит сонное царство и вещает царю неприятную правду; Шамаханская царица, наоборот, воплощает зло, сладкую ложь, коварный соблазн. Забвение горькой правды ради сладкого обмана – главная вина царя Дадона. В финальном эпизоде немедленно вслед за смертью звездочета исчезает Шамаханская царица, то есть морок, наваждение рассеивается, а золотой петушок на глазах всей столицы убивает Дадона. Поэтика «Сказки о царе Салтане..» иная. А С.Пушкин использует здесь приёмы не только сказочной, но и былинной, песенной традиции.
Философский смысл любой сказки А.С.Пушкина, как и всего его творчества, утверждение любви и добра как основы мира. Любовь в Пушкинских сказках побеждает всё.
Таблица В.2
Группа | « От Рождения до школы» | Программа воспитания и обучения в детском саду
|
Средняя группа | «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин») | |
Старшая группа | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
«У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила») | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
«У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила») |
Подготовительная группа | «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина») | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина») |
Вывод по главе
В представленном теоретическом исследовании мы попытались систематизировать имеющийся материал по работе по сказкам А. С. Пушкина , а так же выявить значение сказок для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку – результат длительной и глубокой творческой работы. В системе образовательного процесса в ДОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.
Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего, и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Сегодня потребность в сказке представляет особенно большой. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф