2.3. Судебная практика по вопросам деятельности политических партий
Прежде всего, отметим, что деятельность политических партий является достаточно разноплановой, в связи с чем на практике возникают самые различные споры, касающиеся как создания, приостановления и ликвидации политической партии, участия партии в избирательном процессе или реализации политических прав граждан (например, права на собрание, митинги и т.п.), так и касающиеся участия политической партии в гражданском обороте.
Обратим внимание лишь на отдельные вопросы судебной практики по вопросам деятельности политических партий. В частности, важным моментом является избрание верного способа защиты политической партией своих прав, поскольку судебное рассмотрение споров, касающихся избирательного процесса и защиты прав их участников характеризуется специальными правилами.
В соответствии со ст. 26 Закона о политических партиях политические партии вправе, в частности, участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации; создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Разъясняя данные законоположения, в Постановлении ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» указано, что политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.
Названным требованиям закона Региональное отделение в Московской области политической партии «Партия прогресса» на дату назначенных выборов в муниципальные органы власти (7 и 21 декабря 2014 года) не соответствовало, так как на момент официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов в октябре 2014 года, Политическая партия «Партия прогресса» не выполнила требования п. 4 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», поскольку не представила в установленный законом срок в Министерство юстиции РФ документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия исходит из того, что действующее законодательство не ставит выдвижение кандидатов от Регионального отделения в Московской области политической партии «Партия прогресса» на выборы, состоявшиеся 7 и 21 декабря 2014 года, с необходимостью включения заявителя в указанный Список избирательных объединений. В настоящее время суд не может удовлетворить требования Регионального отделения в Московской области политической партии «Партия прогресса» и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Московской области включить заявителя в Список избирательных объединений на уже прошедшие выборы.
В такой ситуации Региональное отделение в Московской области политической партии «Партия прогресса» по настоящему делу избрало ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку реальная защита оспариваемого права возможна только в рамках проведенной избирательной кампании путем оспаривания заявителем по суду законности отказа в регистрации своих кандидатов на состоявшихся выборах.
Частой категорией споров являются разногласия членов самой партии, в том числе по вопросам распределения мандатов.
Так, С.В.В. обратилась в суд с иском к Орловскому региональному отделению политической партии «Либерально-демократическая партий России», указав, что по результатам состоявшихся 04.12.2011 г. выборов среди кандидатов от ЛДПР она набрала наибольшее количество голосов, что было обнародовано на состоявшемся 08.12.2011 года Координационном Совете Орловского регионального отделения партии «ЛДПР».
На данном заседании в соответствии с Уставом партии решался вопрос об утверждении кандидатуры депутата Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2011 — 2016 г., при этом, была утверждена ее кандидатура в депутаты Орловского областного Совета.
Однако на следующий день, то есть 09 декабря 2011 года, председатель Регионального отделения партии «ЛДПР» вновь созвал Координационный Совет Орловского регионального отделения партии «ЛДПР», на котором предложил «переголосовать» против ее кандидатуры. При новом голосовании была утверждена кандидатура другого члена партии.
Проанализировав законодательство о политических партиях и устав партии «ЛДПР», суд пришел к выводу о том, что ответчиком не допущено нарушений прав и законных интересов истицы, поскольку распределение вакантного мандата депутата Орловского Совета народных депутатов было произведено в соответствии с действующим федеральным, региональным законодательством РФ и Уставом партии «ЛДПР».
Также обоснованным является и вывод суда об отсутствие нарушения пассивного избирательного права С.В.В., поскольку, как правильно указал суд в решении, свое право быть избранным истица реализовывала в ходе состоявшихся выборов, тогда как процедура замещения вакантного депутатского мандата не связана с прямым волеизъявлением граждан, уже отдавшим свои голоса именно за отказавшегося (впоследствии) кандидата и ни за кого другого. При отказе кандидата от мандата в процесс вступает общественное объединение (политическая партия) выдвинувшее этого кандидата, то есть реализуется не пассивное избирательное право какого-либо отдельно взятого кандидата (которого уже никто не избирает), а предусмотренное п. «в» ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» право партии участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не является основанием к отмене решения суда ссылка в апелляционной жалобе С.В.В. на то, что в данном случае согласование ее кандидатуры с Высшим Координационным Советом ЛДПР не требовалось, поскольку противоречит Уставу партии ЛДПР.
Отдельную категорию судебных споров составляют дела по искам органов государственной власти в связи с допущенными политическими партиями нарушениями.
В сложившейся практике, самым распространенным нарушением Закона о политических партиях является непредставление сведений о поступлении и расходовании средств политической партии – нарушение п. 3 ст. 34 Закона о политических партиях.
Так, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай обратилось в Верховный суд Республики Алтай с заявлением о приостановлении деятельности Регионального отделения в Республике Алтай Всероссийской политической партии сроком на три месяца, указывая, что в нарушение п. 3 ст. 34 Закона о политических партиях Региональное отделение Всероссийской политической партии в Республике Алтай не представило в Избирательную комиссию Республики Алтай сведения о поступлении и расходовании средств регионального отделения за 1, 2, 4 кварталы 2013 года.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай направлены в адрес ответчика предупреждения, в которых указывались нарушения федерального законодательства и предлагалось устранить нарушения, при этом в предупреждениях предоставлялся срок для устранения нарушений.
Однако, как следует из материалов дела, указанные предупреждения были возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения.
Учитывая, что предупреждения были направлены по месту регистрации Регионального отделения в Республике Алтай Всероссийской политической партии предупреждения в суд не обжаловались, однако, в предусмотренный п. 2 ст. 39 Закона о политических партиях срок, указанный в предупреждениях, нарушения, допущенные региональным отделением политической партии, устранены не были, суд полагает, что имеются основания для приостановления деятельности Регионального отделения в Республике Алтай Всероссийской политической партии на срок 3 месяца.
В случае приостановления деятельности регионального отделения политической партии оно утрачивает ряд своих субъективных прав, например, запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, уличные шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах. Однако региональные отделения сохраняют некоторые права, например, могут проводиться конференции, продолжают действовать руководящие органы, может проводиться обновление их состава. Ведь для того, чтобы региональное отделение могло устранить допущенные нарушения, подчас необходимо решение конференции регионального отделения политической партии.
При принятии судом решения о приостановлении деятельности регионального отделения политической партии, по истечении срока приостановления, региональное отделение устраняет имевшие место нарушения и возобновляет свою деятельность, либо ликвидируется по принятию судом решения мере конституционно-правовой ответственности за нарушения федерального законодательства. Основанием для ликвидации будет являться неустранение в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности ликвидации регионального отделения.
Заключение
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Представляется, что необходимо выделить основные признаки политической партии: политическая партия – это носитель идеологии; партия – это организация, осуществляющая свою деятельность длительное время; у нее существует цель – завоевать власть или влиять на нее; и наконец, партию нельзя представить без электората, на который она опирается в своей деятельности.
Не вызывает сомнения тот факт, что многопартийность, будучи основой демократического государства с развитым гражданским обществом и правовой формой организации государственного правления, оказывает существенное стабилизирующее влияние на парламентаризм и конституционный порядок.
Сегодня роль партий в демократических странах изменилась. Они не оказывают того влияния на развитие страны, как прежде. То есть наравне с партиями, регулирущими общественные процессы, на арену вышли и негосударственные объединения граждан. Это говорит о том, что сама демократия способствует появлению новых институтов для полного своего выражения. Поэтому институты гражданского общества в наше время находят все больше поддержки как у широкой общественности, так и со стороны официальной власти. Современный человек воспринимает себя в обществе, исходя из логики социальных связей внутри гражданского общества. А политические партии наравне с другими институтами гражданского общества рассматриваются как один из инструментов воздействия на власть в ходе отстаивания и защиты своих прав.
Конституционная природа политических партий подтверждается не только в связи с их оценками в контексте конституционно-социологического подхода, но и с позиций государствоведческих и формально-юридических подходов, в контексте значения партий как государствообразующих институций, их определяющей роли для обеспечения конституционного провозглашенного принципа народовластия, формирования и функционирования конституционно учрежденных институтов публичной власти, их значимости как разновидности организационных гарантий основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.
С позиций этих методологических подходов конституционная природа партий проявляется в следующих показателях.
Во-первых, партии имеют конституционную природу, так как являются, как указывалось, государствообразующими институциями.
Во-вторых, конституционная природа партий подтверждается связью партий с высшими конституционными формами непосредственного народовластия — выборами и референдумами.
В-третьих, о конституционной природе партий свидетельствует, как это признано во всех развитых демократических государствах, их значение как основных субъектов парламентских отношений, тот факт, что партии и партийная система являются неотъемлемой частью института парламентаризма, парламентов, парламентских систем и парламентского права.
В-четвертых, природа политических партий как институтов конституционного права следует из текстов конституций.
В конституциях государств развитой демократии закрепляются свобода создания и функционирования партий, список запрещенных видов партий, равноправие и равная правовая защита партий (что является гарантией становления многопартийности).
В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. о статусе партий говорится в более емкой, общей формуле — через регулирование статуса всех видов общественных объединений. Термин «партия» не употребляется. Из однокоренных слов единожды (ч. 3 ст. 13 Конституции) употребляется термин «многопартийность» — в числе основных принципов (основ) конституционного строя закреплено: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Кроме того, в этой же статье сказано: «Общественные объединения равны перед законом»; «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
В России прежде всего актуальными являются вопросы конституционализации специального законодательства о партиях. Речь идет о стабилизации тех положений (принципов) партийного права, которые показали свою продуктивность.
Кроме того, заслуживают специального внимания вопросы эффективного взаимодействия политических партий и государства. Причем речь идет как о практике реальных отношений, так и о том, что предполагает формирование концептуальных основ такого взаимодействия, в особенности соотношения программных партийных документов и основного закона государства.
Основные принципы деятельности политических партий проистекают из общих принципов права и базируются на конституционных ценностях, прежде всего на положениях ст. 30 Конституции РФ, которая гласит: каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Сообразно этому деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия и самоуправления, а также законности и гласности.
Система нормативно-правовых актов, определяющих статус политических партий в России, не является устоявшейся. Стоит отметить, что не было двух подряд избирательных компаний в Государственную Думу РФ, которые прошли бы по одинаковым правилам. На современном этапе российское общество заинтересовано в развитии демократических правовых норм, регулирующих деятельность и статус политических партий, а также в справедливой и равной для всех участников политического процесса правоприменительной практике. Обществу, и законодателю еще предстоит оценить воздействие последних законодательных изменений на российскую партийную систему. Незыблемым остается факт того, что все политические силы заинтересованы в сохранении конституционных принципов многопартийности и свободы объединений, а значит, дальнейшая демократизация законодательства о статусе политических партий представляется возможной.
Партии как субъекты представительной демократии должны обеспечить выработку и реализацию эффективной политики. Для этого они, во-первых, призваны выражать реально существующие в обществе интересы, а во-вторых, складываться при этом в работоспособную систему. Одной из основных функций политических партий является обеспечение представительства разнообразных интересов различных слоев населения. Она реализуется путем приобретения выборных мандатов в государственных органах и контроля за ними через демократические формы в процессе принятия политических решений и политического властвования. В современном демократическом государстве партии, как правило, выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего конституционного строя, основополагающих прав и свобод граждан.
Партии исторически сложились как институт, способный координировать и контролировать процесс принятия решений на уровне государства. Они стимулируют представителей противостоящих интересов и взглядов заключать соглашения, приводить в соответствие различные требования, согласовывать действия. Партии, соединяя гражданское общество с государством, способствуют преодолению или смягчению конфликтов, имманентно присущих отношениям между ними. Партии не ослабляют, а, наоборот, укрепляют государство, обеспечивая каналы обратной связи последнего с обществом, его контроль над политическим процессом. Соответственно слабость партий неизбежно оборачивается слабостью государства.
Основная проблема политической системы России заключается в том, что централизация власти, получившая свое развитие в последнее десятилетие, в значительной мере основывается на партийной системе с очевидным доминированием правящей политической партии, однако этому не созданы какие-либо эффективные законодательные ограничения. Напротив, законодательство допускает определенные инструменты влияния представителей государства на воспроизводство ее доминирующего положения (яркий тому пример: получившее широкое распространение вхождение глав субъектов РФ — членов «Единой России» в списки кандидатов на выборах в Государственную Думу и законодательные органы субъектов РФ с последующим отказом от депутатских мандатов).
Доминирование одной политической партии в демократическом обществе, где допускается создание множества политических партий, является результатом определенного искажения как политических, так и конституционно-правовых отношений, когда группой лиц, получивших мандат на осуществление власти на определенный срок, целенаправленно формируются новые правила, создаются новые структуры, мобилизуются различного рода ресурсы, обеспечивающие создание для определенной партии преимуществ в получении мандата на новый срок. Таким образом, процесс волеизъявления народа оказывается объектом манипуляций, осуществляемых как в форме изменения законодательства, так и в формировании практики его применения.
Доминирование одной политической партии при сохранении принципа многопартийности нельзя запретить как таковое, поскольку оно является результатом реализации законодательства. Однако можно и нужно изменить законодательство, недостаточно защищающее конкуренцию в политической сфере (как между партиями, так и между партиями и независимыми кандидатами, политическими движениями, иными общественными объединениями), и создать правовые условия в целях устранения специфических средств, использующихся для создания и воспроизводства указанного доминирования.
В числе первоочередных мер необходимо выделить следующие: сокращение допускаемых законом возможностей использования административного ресурса на выборах; коррекция избирательных систем, применяемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, с тем, чтобы устранить чрезмерные препятствия для допуска средних и малых политических партий к депутатским мандатам; возвращение в механизм народовластия института независимых кандидатов. Решение названных проблем позволит ограничить влияние государственных структур на электоральные процессы, что является предпосылкой для нормализации взаимоотношений государства и политических партий.
Библиографический список
Нормативны правовые акты.
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный закон от 02.04.2012 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» // СЗ РФ. 2012. № 15. Ст. 1721.
- Федеральный закон от 02.05.2012 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2274.
- Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 03.02.2015) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 03.02.2015) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
- Федеральный закон от 28.04.2009 № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий» // СЗ РФ. 2009. № 18 (1 ч.). Ст. 2155.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617. Документ утратил силу.
Судебная практика.
- Постановление ЕСПЧ от 12.04.2011 «Дело «Республиканская партия России (Republican party of Russia) против Российской Федерации» (жалоба № 12976/07) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2011. № 12.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 1.
- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2012 г. // Документ опубликован не был. СПС Гарант.
- Апелляционное определение Московского городского суда от 16.02.2015 по делу № 33-4937 // Документ опубликован не был. СПС Гарант.
- Апелляционное определение Орловского областного суда от 21.03.2012 по делу № 33-428 // Документ опубликован не был.
- Решение Верховного суда Республики Алтай от 21.03.2014 // Документ опубликован не был. СПС Гарант.
Литература.
- Алешкова И.А., Умнова И.А. Политические партии в России: статус, природа, конституционно-правовые основы // Российское правосудие. 2012. № 10 (78).
- Амиров М.Г., Булатов О.Ш. Конституционно-правовые новеллы в законодательстве Российской Федерации о политических партиях: проблемы и перспективы применения на практике // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 1.
- Бабаева Е.А. Участие политических партий в избирательном процессе // Модель выборов: сборник научных статей студентов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) о проблемах избирательного права и избирательного процесса. – М.: Юрист, 2013.
- Балаболина Е.И. Взаимосвязь политической системы и политических партий // Право и государство: теория и практика. 2012. № 6.
- Барамидзе С.М. Роль политических партий России в гражданском обществе // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 2-3.
- Васецкий А.А., Королькова Н.Д. Политические партии и выборные системы как факторы формирования публичной политики // Управленческое консультирование. 2012. № 1.
- Васильева С.В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. М., 2011.
- Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
- Волкова М.А. К вопросу о принципах деятельности политических партий // Актуальные проблемы правового и политического развития России. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2014.
- Гамбаров Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем // Мир политической мысли: Хрестоматия по партологии. Кн. 2. Основатели российской науки о партиях / под ред. Б.А. Исаева, А.К. Голикова, В.К. Юстузова. – СПб.: БГТУ, 2002.
- Ганино М. Российская Конституция: взгляд из Италии // Государство и право. 1999. № 6.
- Гуторова А.Н. Правомочия политических партий в избирательном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 1.
- Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
- Дарков А.А. О некоторых закономерностях правового регулирования деятельности политических партий в России // Закон и право. 2012. № 9.
- Дюверже М. Политические партии: пер. с франц. – М.: Академический проект, 2000.
- Евдокимов В.Б. Партии в политической системе буржуазного общества. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.
- Евсеенко Т.П. Специфика политических партий древнего Рима // Вестник Удмуртского университета. Вып. 2. – Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмуртский гос. уг-т», 2014.
- Заикин С. Соглашения политических партий как разновидность публично-правовых договоров // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 2 (93).
- Зелинский Я.В. Формы и методы предвыборной агитации: проблемы идентификации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 2 (49).
- Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Междунар. конф. «Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности» (Санкт-Петербург, 27 — 28 сентября 2012 г.).
- Коргунюк Ю.Г. Современная российская многопартийность. – М., 1999.
- Косогов Е.В. Модернизация политической системы в России: проблемы и перспективы реформирования политических партий // Экономические и гуманитарные науки. 2013. № 3 (254).
- Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
- Курочкин А.В. Динамика правового регулирования деятельности политических партий в современной России // Власть. 2013. № 1.
- Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6.
- Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы. – М., 1999.
- Марченко М.Н., Фарукшин М.Х. Буржуазные политические партии. – М.: Высшая школа, 1987.
- Медведева В.К. Избирательный процесс в современной России: от теории к практике: Монография. – М.: ЕврАзНИИ ПП, 2013.
- Мильчакова О.В. Судебный конституционный контроль деятельности политических партий // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 2 (39).
- Морозов В.Б. Развитие конституционно-правового регулирования статуса политических партий в России с учетом интересов защиты конституционного строя // Право и образование. 2012. № 4.
- Овсепян Ж.И. Конституция Российской Федерации как основа формирования политических партий и осуществления партийно-политических проектов // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.
- Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. – М.: РОССПЭН, 1997.
- Политические партии и движения на выборах — М., 2000.
- Постников А.Е. Конституционно-правовые основы взаимодействия политических партий и государства // Журнал российского права. 2013. № 5.
- Постников А.Е. Конституционные пределы взаимодействия политических партий и государства // Политические партии в демократическом обществе. – М.: Норма, 2013.
- Сердобинцев И.Ю. Некоторые аспекты формирования политических партий при реализации принципа политического многообразия // Правоохранительные органы: теория и практика. 2012. № 1.
- Сизых Ю.А. «Либерализация» законодательства о политических партиях в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 1.
- Ситникова А.В. Политические партии как участники избирательного процесса в Российской Федерации: заключения Венецианской комиссии и новеллы законодательного регулирования // Политические партии в демократическом обществе. – М.: Норма, 2013.
- Солодовникова С.В. Статус политических партий в России // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014. № 1 (22).
- Тимербаев Т.А. Роль политических партий в процессе правовой модернизации в России: системно-конституционный анализ // Евразийский юридический журнал. 2012. № 5 (48).
- Турищева Н.Ю. Политическая партия как субъект избирательного процесса регионального уровня // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5.
- Умнова И.А., Алешкова И.А. Политические партии в России: статус, природа, конституционно-правовые основы // Российское правосудие. 2012. № 10.
- Усманов Р.Х. Политические партии и политические процессы (история, теория и современность). – М.: Прометей, МПГУ, 2001.
- Хвалев С.А. Предвыборная агитация в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет // Избирательное право. 2014. № 3.
- Хертуев Р.Ю. Принудительная ликвидация как мера конституционно-правовой ответственности политических партий // Академический юридический журнал. 2010. № 3 (41).
- Цапко М.И. Современное состояние и основные направления совершенствования законодательства о политических партиях // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32).
- Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал российского права. 2011. № 11.
- Шеремет К.Ф. Программа КПСС и Советская Конституция // Советское государство и право. 1986. № 5.
- Шкель Т. Выборы станут партийными. Интервью с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешняковым // Российская газета. 2002. 29 мая.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф