Заявка на расчет
Меню Услуги

Контрольно-надзорные функции Центрального банка РФ. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Банк России как мегарегулятор финансового рынка

Приведенные в первой главе исследования, как истории формирования контрольно-надзорных функций Банка России, так и специфики и объема реализации указанных функций, позволяют констатировать возрастающую роль Центробанка в регулировании финансовой сферы отношений в государстве.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В современных условиях нестабильного внутреннего и мирового рынка национальная экономика, как никогда, нуждается в защите интересов инвесторов и профессиональных участников финансового рынка, а так же в защите публичных интересов, то есть интересов общества и государства. Решение задач по обеспечению потребностей хозяйственного оборота в стабильности и развитии осуществляется в первую очередь через механизм административно-правового регулирования отношений в сфере экономики, в том числе, через контроль и надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны финансового регулятора, коим в сфере финансово-кредитных отношений, выступает Банк России.

До недавнего времени система государственного управления в сфере финансовых рынков в Российской Федерации характеризовалась обширностью и неупорядоченностью его участников со стороны органов государственной власти. Так, в системе исполнительной власти определенные функции в области финансов выполняли органы общей компетенции — Правительство Российской Федерации и, находящиеся под его руководством, органы специальной компетенции — Минфин России, с подведомственными ему Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Минэкономразвития России и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), которые осуществляли свою регулятивную и контрольно-надзорную деятельность под непосредственным руководством Правительства Российской Федерации.

С ФСФР взаимодействовало Министерство обороны Российской Федерации как орган, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Кроме того, при Министерстве здравоохранения Российской Федерации имелось финансово-кредитное учреждение, как Фонд обязательного медицинского страхования, а при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации — Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Специальные функции, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, были возложены на Федеральную службу по финансовому мониторингу, руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636.

Вышеперечисленные органы и подведомственные им учреждения, входили в систему федеральных органов исполнительной власти. Кроме указанных органов имелись федеральные органы государственного управления с особым статусом — Центральный Банк Российской Федерации, а также Счетная палата Российской Федерации, которая согласно Федеральному закону N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

В законодательной власти на федеральном уровне в обеих палатах имелись профильные комитеты: Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. В системе судебных органов разрешение административных споров в области финансов, рынка ценных бумаг осуществляли, главным образом, арбитражные суды.

При этом, как отмечает Лапина М.А. в статье «Роль органов государственной власти в механизме административно-правового регулирования, создания и деятельности международного финансового центра в Российской Федерации» функции Минфина России и ФСФР, закрепленные в Положениях об этих органах, дублировали ряд функций по нормативно-правовому регулированию финансовых рынков. Определенные полномочия пруденциального надзора существовали у Банка России. Некоторыми полномочиями в регулировании финансовых рынков обладал также ФАС России. По сути, отсутствовало единое регулирование финансовых рынков, поскольку его в рамках нормативно закрепленных полномочий осуществляли перечисленные выше многочисленные органы государственной власти.

Сложившаяся ситуация в сфере административно-правового регулирования финансовых рынков потребовала реформирование системы государственного управления в области финансов, которое произошло через создание в России мегарегулятора финансовых рынков, в лице Банка России.

Рассматривая произошедшую реформу в историческом разрезе, необходимо отметить, что переход к мегарегулированию — это процесс объективный, прямо связанный с повышением роли финансовых конгломератов. Этот процесс — суть большинства реформ, систем финансового регулирования за последние 20 лет. В 1980-е годы к мегарегулированию перешли Сингапур (1984), Норвегия (1986), Канада (1987) и Дания (1988), в 1990-е годы — еще пять стран, в XXI веке процесс ускорился. При этом отдельные государства (например, Великобритания) успели поменять две модели мегарегулирования (в Великобритании в 2000 году был создан единый мегарегулятор FSA, а сегодня осуществляется переход к «twin peaks»).

Тем не менее, мегарегулирование пока не является господствующей моделью регулирования финансовых рынков. Так, в США и Китае мегарегулирование финансовых рынков не ведется.

Сегодня из 115 полных членов Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) 49 (42,6%) функционируют в рамках отраслевой («вертикальной») модели регулирования, при которой для каждого сегмента финансового рынка действует свой регулятор. «Гибридная модель», при которой полномочия регулятора распространялись на несколько секторов финансового рынка, сложилась в 16 странах (13,9%). Эта модель ранее существовала в России: банки контролировались Центральным Банком РФ, а небанковские финансовые институты — ФСФР. Остальные 50 регуляторов (43,5%) представляют различные модели мегарегулирования.

Самая распространенная модель действует в 33 странах. Она предполагает наличие единого независимого мегарегулятора (с объединением регулирования и надзора), не являющегося центральным банком. В 13 странах функции мегарегулятора осуществляют национальные банки, еще в четырех странах внедрена модель «twin peaks». Согласно модели «twin peaks» («две вершины») регулирование финансовым рынком осуществляется двумя регуляторами, тесно взаимодействующими друг с другом. В этой модели, как правило, один орган отвечает за пруденциальный надзор, а другой — за остальные виды надзора, объединенные понятием надзора за рыночным поведением, который обеспечивает защиту прав инвесторов и потребителей финансовых услуг.

Типовой мегарегулятор, как показывает мировая практика, сочетает функции регулирования (правоустановления) и надзора (правоприменения) на финансовом рынке; это независимый неправительственный орган, финансируемый не только из бюджетных источников; он подотчетен органам исполнительной власти — как правило, Правительству в целом или Министерству Финансов, реже — Президенту, иногда — Парламенту, что исключает возможность вмешательства в деятельность мегарегулятора. Наконец, это специально созданное юридическое лицо в специальной организационно-правовой форме (организация публичного права), коллегиальный орган.

Модель распределения национальных финансовых рынков по типам регулирования приведена на схеме, приведенной в Приложении 2 к настоящей работе.

Идея о наделении функциями мегарегулятора Банка России была реализована через проработку альтернативных вариантов по оптимизации структуры государственного управления финансовым рынком, в частности, рассматривались четыре варианта:

  1. Усиление ФСФР в системе федеральных органов исполнительной власти.
  2. Создание Агентства при Банке России.
  3. Полная интеграция ФСФР в Банк России.
  4. Создание независимого федерального органа власти по регулированию и надзору во всех секторах финансового рынка.

В итоге, реформа регулирования и надзора на финансовых рынках привела в 2013 года к созданию мегарегулятора на финансовом рынке путем присоединения к Банку России ФСФР.

По мнению Банка России, такой вариант реформирования функций надзора и регулирования на финансовых рынках будет способствовать оперативной разработке нормативно-правовой базы и минимизации государственных затрат за счет исключения дублирования административно-хозяйственных функций.

Аргументами вывода функций по регулированию финансового рынка из системы федеральных органов исполнительной власти инициаторы реформы называют:

— во-первых, отсутствие возможности у исполнительной власти обеспечить ФСФР ресурсами, необходимыми для эффективной деятельности этого регулятора в рамках, возложенных на службу задач;

— во-вторых, необходимость сосредоточения в одном органе регулирования и контроля деятельности системно значимых финансовых посредников, независимо от того, являются ли они кредитными организациями или небанковскими финансовыми институтами.

По мнению экспертов, передача полномочий ФСФР Банку России повысит уровень контроля финансовой стабильности, внедрит в практику элементы макропруденциального надзора.

Расширение сферы контрольно-надзорных функций Банка России привело к созданию в России мегарегулятора с особым административно-правовым статусом: с одной стороны, Банк России является самостоятельной кредитной организацией, с другой стороны, выступает посредником между обществом и государством, являясь эмиссионным центром, а также органом государственного управления и контроля за деятельностью других финансовых институтов, органом, наделенным правом издания нормативных актов, касающихся регулирования финансовой сферы, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации, всеми ее субъектами.

2.2. Актуальные вопросы развития контрольно-надзорных функций Банка России

Создание в России интегрированного во все сферы финансового рынка регулятора требует дальнейшего развития и совершенствования ряда правовых норм. В настоящем параграфе будут озвучены некоторые из вопросов, которые являются актуальными для дальнейшего совершенствования отношений в сфере надзора на финансовом рынке.

Так, представляется очевидным, что терминология законодательной и правоприменительной практики, которая сложилась в России до создания мегарегулятора финансового рынка, отражает узкий ведомственный подход и не является унифицированной, поэтому требует доработки. Речь идет о понятии сфер финансового рыка, куда правоприменители формально не включают банковский сектор.

Между тем, в экономическом и правовом смысле банки являются ключевыми институтами финансового посредничества и составляют неотъемлемую часть финансового рынка.

Как отмечал А.В. Турбанов на научно-практической конференции на факультете финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства, состоявшейся 30.10.2013 г., восприятие финансового рынка в качестве единой системы со всеми ее элементами означает, что существуют общие правила ее функционирования. Вместе с тем, это не исключает учет специфики в регулировании и надзоре каждого элемента ее системы.

С вопросом об унифицированной терминологии созвучен и вопрос об унификации подходов к регулированию и надзору различных секторов финансового рынка.

Можно отметить тенденцию, которая заключается в том, что правовые нормы из сферы надзора дорабатываются с учетом положений международных стандартов, в частности, в сфере пруденциального надзора активно внедряются нормы МСФО. Такой подход представляется правильным.

Важным вопросом выступает также вопрос о защите прав потребителей финансовых услуг, поскольку без надлежащих механизмов, позволяющих обеспечивать эффективную защиту прав и законных интересов граждан, получающих или желающих получить финансовые услуги, рынок не может стабильно функционировать.

Данная сфера требует дальнейшего правового регулирования, так как в настоящее время функция по защите прав потребителей на финансовых рынках распределена между Банком России и Роспотребнадзорм. Представляется верным передать полномочия по защите прав потребителей полностью в ведение Банка России и унифицировать работу в данной сфере применительно ко всем секторам финансового рынка.

По итогам рассмотрения вопросов, поднятых в настоящей главе, сделаны следующие выводы:

— До недавнего времени система государственного управления в сфере финансовых рынков в Российской Федерации характеризовалась обширностью и неупорядоченностью его участников со стороны органов государственной власти. Сложившаяся ситуация в сфере административно-правового регулирования финансовых рынков потребовала реформирования системы государственного управления в области финансов, которое произошло через создание в России мегарегулятора финансовых рынков в лице Банка России.

— Переход к мегарегулированию — это процесс объективный, исторически и экономически обусловленный.

— Реформа регулирования и надзора на финансовых рынках привела в 2013 года к созданию мегарегулятора на финансовом рынке, путем присоединения к Банку России ФСФР. Такой вариант реформирования функций надзора и регулирования на финансовых рынках призван способствовать оперативной разработке нормативно-правовой базы и минимизации государственных затрат за счет исключения дублирования административно-хозяйственных функций. Передача полномочий ФСФР Банку России повысит уровень контроля финансовой стабильности, внедрит в практику элементы макропруденциального надзора.

— Создание в России интегрированного во все сферы финансового рынка регулятора требует дальнейшего развития и совершенствования правовых норм в частности, в законодательной терминологии предлагается использовать единое понимание сфер финансового рыка, куда правоприменители формально не включают банковский сектор.

— Общая тенденция в создании правовых норм из сферы надзора заключается в следовании нормам международных стандартов, в частности в сфере пруденциального надзора нормам МСФО.

— Представляется верным передать полномочия по защите прав потребителей полностью в ведение Банка России и унифицировать работу в данной сфере применительно ко всем секторам финансового рынка.

Заключение

В настоящей работе рассмотрены вопросы контрольно-надзорной деятельности Банка России.

Тема раскрыта через исследование вопроса в его историческом аспекте и через анализ указанной сферы деятельности финансового регулятора.

По итогам исследования сделаны следующие выводы:

— С экономической точки зрения выполнение разного рода контрольных функций и функцией по надзору за деятельностью хозяйствующих субъектов может быть доверено различным государственным и негосударственным органам. Международная практика организации надзора за деятельностью финансовых посредников являет широкое разнообразие вариантов решения этой общей для всех стран проблемы. Между тем, в России именно Центральный Банк стал ключевым звеном в осуществлении функций контроля и надзора на финансовом рынке. Данная ситуация обусловлена историей становления Центробанка.

— Надзор и контроль, имея в своей основе проверку деятельности поднадзорных и подконтрольных объектов, различаются по кругу проверяемых субъектов, степени вмешательства в их деятельность и статусом проверяющего по отношению к проверяемому в части наличия у проверяющего правовых инструментов, позволяющих осуществлять меры императивного воздействия на проверяемого.

— Надзор в части установления и соблюдения его нормативных основ является составной частью более широкого понятия «регулирование». Регулирование выступает организационно-правовым инструментом по установлению организационных основ работы подконтрольных субъектов, а надзор обеспечивает соблюдение этих основ. В указанном смысле функции Банка России по регулированию и надзору соотносятся как целое и часть.

— Считаю возможным дать следующие определения понятий контроль и надзор:

Понятие надзор в административно-правовом смысле означает установление нормативных основ деятельности субъектов правоотношений (правоустановление) и контроль за соблюдением субъектами установленных норм (правоприменение).

Контроль в административно-правовом смысле — это действия контролирующего органа (регулятора) по проверке исполнения субъектом установленных норм, в том числе с учетом оценки целесообразности действий проверяемого субъекта, с применением регулятором рычагов императивного взаимодействия на субъект проверки.

— Банк России, имея законодательные ограничения на право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных (подконтрольных) субъектов, осуществляет преимущественно надзорные функции.

— Объектом надзора Банка России является соблюдение поднадзорными (подконтрольными) субъектами норм, устанавливаемых надзорным органом и внутренними документами самих поднадзорных организаций. То есть, объект надзора составляют не все, а только регулируемые аспекты деятельности.

— Несмотря на то, что понятие контроля в лингвистическом смысле более широкое по сравнению с понятиями регулирования и надзора, на практике сфера использования Банком России надзорных функций шире, поскольку затрагивает деятельность субъектов правоотношений организационно не подчиненных Банку России.

— В сфере банковского регулирования и банковского надзора Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.

— К контрольным функциям Банка России в сфере банковского надзора можно отнести:

-полномочия Банка России по принятию решения о государственной регистрации кредитных организаций и их лицензированию, которые выполняют роль входного контроля для субъектов подконтрольных Банку России правоотношений;

-контроль за деятельностью кредитных организаций, который основан на проверке форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями в ЦБ РФ;

-контроль за выполнением предписаний по итогам выявленных в порядке контрольно-надзорных действий замечаний к деятельности кредитных организаций.

— Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

— Основными целями надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение стабильности национальной платежной системы и ее развитие.

Под надзором в национальной платежной системе следует понимать деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, требований Федерального закона «О национальной платежной системе» и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Наблюдение в национальной платежной системе – это стимулирование организаций, осуществляющих деятельность в рамках национальной платежной системы, следованию рекомендуемым международным и национальным стандартам по организации и функционированию платежных систем.

— Помимо функций по регулированию валютных правоотношений Банк России выступает одним из органов валютного контроля. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения требований валютного регулирования.

— До недавнего времени система государственного управления в сфере финансовых рынков в Российской Федерации характеризовалась обширностью и неупорядоченностью его участников со стороны органов государственной власти. Сложившаяся ситуация в сфере административно-правового регулирования финансовых рынков потребовала реформирования системы государственного управления в области финансов, которое произошло через создание в России мегарегулятора финансовых рынков в лице Банка России.

— Переход к мегарегулированию — процесс объективный, исторически и экономически обусловленный.

— Реформа регулирования и надзора на финансовых рынках привела в 2013 года к созданию мегарегулятора на финансовом рынке путем присоединения к Банку России ФСФР. Такой вариант реформирования функций надзора и регулирования на финансовых рынках призван способствовать оперативной разработке нормативно-правовой базы и минимизации государственных затрат за счет исключения дублирования административно-хозяйственных функций. Передача полномочий ФСФР Банку России повысит уровень контроля финансовой стабильности, внедрит в практику элементы макропруденциального надзора.

— Создание в России интегрированного во все сферы финансового рынка регулятора требует дальнейшего развития и совершенствования правовых норм в частности, в законодательной терминологии предлагается использовать единое понимание сфер финансового рыка, куда правоприменители формально не включают банковский сектор.

— Общая тенденция в создании правовых норм из сферы надзора заключается в следовании нормам международных стандартов, в частности в сфере пруденциального надзора нормам МСФО.

— Представляется верным передать полномочия по защите прав потребителей полностью в ведение Банка России и унифицировать работу в данной сфере применительно ко всем секторам финансового рынка.

Сформулированы понятия контроль и надзор применительно к деятельности Банка России, осмыслены цели и задачи правотворца по проводимой в настоящее время реформы конрольно-надзорных функций Банка России и были высказаны предложения по совершенствованию действующих правовых норм.

В настоящей работе рассмотрены вопросы контрольно-надзорной деятельности Банка России.

Тема раскрыта через исследование вопроса в его историческом аспекте и через анализ указанной сферы деятельности финансового регулятора.

По итогам исследования сделаны следующие выводы:

— С экономической точки зрения выполнение разного рода контрольных функций и функцией по надзору за деятельностью хозяйствующих субъектов может быть доверено различным государственным и негосударственным органам. Международная практика организации надзора за деятельностью финансовых посредников являет широкое разнообразие вариантов решения этой общей для всех стран проблемы. Между тем, в России именно Центральный Банк стал ключевым звеном в осуществлении функций контроля и надзора на финансовом рынке. Данная ситуация обусловлена историей становления Центробанка.

— Надзор и контроль, имея в своей основе проверку деятельности поднадзорных и подконтрольных объектов, различаются по кругу проверяемых субъектов, степени вмешательства в их деятельность и статусом проверяющего по отношению к проверяемому в части наличия у проверяющего правовых инструментов, позволяющих осуществлять меры императивного воздействия на проверяемого.

— Надзор в части установления и соблюдения его нормативных основ является составной частью более широкого понятия «регулирование». Регулирование выступает организационно-правовым инструментом по установлению организационных основ работы подконтрольных субъектов, а надзор обеспечивает соблюдение этих основ. В указанном смысле функции Банка России по регулированию и надзору соотносятся как целое и часть.

— Считаю возможным дать следующие определения понятий контроль и надзор:

Понятие надзор в административно-правовом смысле означает установление нормативных основ деятельности субъектов правоотношений (правоустановление) и контроль за соблюдением субъектами установленных норм (правоприменение).

Контроль в административно-правовом смысле — это действия контролирующего органа (регулятора) по проверке исполнения субъектом установленных норм, в том числе с учетом оценки целесообразности действий проверяемого субъекта, с применением регулятором рычагов императивного взаимодействия на субъект проверки.

— Банк России, имея законодательные ограничения на право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных (подконтрольных) субъектов, осуществляет преимущественно надзорные функции.

— Объектом надзора Банка России является соблюдение поднадзорными (подконтрольными) субъектами норм, устанавливаемых надзорным органом и внутренними документами самих поднадзорных организаций. То есть, объект надзора составляют не все, а только регулируемые аспекты деятельности.

— Несмотря на то, что понятие контроля в лингвистическом смысле более широкое по сравнению с понятиями регулирования и надзора, на практике сфера использования Банком России надзорных функций шире, поскольку затрагивает деятельность субъектов правоотношений организационно не подчиненных Банку России.

— В сфере банковского регулирования и банковского надзора Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.

— К контрольным функциям Банка России в сфере банковского надзора можно отнести:

-полномочия Банка России по принятию решения о государственной регистрации кредитных организаций и их лицензированию, которые выполняют роль входного контроля для субъектов подконтрольных Банку России правоотношений;

-контроль за деятельностью кредитных организаций, который основан на проверке форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями в ЦБ РФ;

-контроль за выполнением предписаний по итогам выявленных в порядке контрольно-надзорных действий замечаний к деятельности кредитных организаций.

— Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

— Основными целями надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение стабильности национальной платежной системы и ее развитие.

Под надзором в национальной платежной системе следует понимать деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, требований Федерального закона «О национальной платежной системе» и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Наблюдение в национальной платежной системе – это стимулирование организаций, осуществляющих деятельность в рамках национальной платежной системы, следованию рекомендуемым международным и национальным стандартам по организации и функционированию платежных систем.

— Помимо функций по регулированию валютных правоотношений Банк России выступает одним из органов валютного контроля. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения требований валютного регулирования.

— До недавнего времени система государственного управления в сфере финансовых рынков в Российской Федерации характеризовалась обширностью и неупорядоченностью его участников со стороны органов государственной власти. Сложившаяся ситуация в сфере административно-правового регулирования финансовых рынков потребовала реформирования системы государственного управления в области финансов, которое произошло через создание в России мегарегулятора финансовых рынков в лице Банка России.

— Переход к мегарегулированию — процесс объективный, исторически и экономически обусловленный.

— Реформа регулирования и надзора на финансовых рынках привела в 2013 года к созданию мегарегулятора на финансовом рынке путем присоединения к Банку России ФСФР. Такой вариант реформирования функций надзора и регулирования на финансовых рынках призван способствовать оперативной разработке нормативно-правовой базы и минимизации государственных затрат за счет исключения дублирования административно-хозяйственных функций. Передача полномочий ФСФР Банку России повысит уровень контроля финансовой стабильности, внедрит в практику элементы макропруденциального надзора.

— Создание в России интегрированного во все сферы финансового рынка регулятора требует дальнейшего развития и совершенствования правовых норм в частности, в законодательной терминологии предлагается использовать единое понимание сфер финансового рыка, куда правоприменители формально не включают банковский сектор.

— Общая тенденция в создании правовых норм из сферы надзора заключается в следовании нормам международных стандартов, в частности в сфере пруденциального надзора нормам МСФО.

— Представляется верным передать полномочия по защите прав потребителей полностью в ведение Банка России и унифицировать работу в данной сфере применительно ко всем секторам финансового рынка.

Сформулированы понятия контроль и надзор применительно к деятельности Банка России, осмыслены цели и задачи правотворца по проводимой в настоящее время реформы контрольно-надзорных функций Банка России и были высказаны предложения по совершенствованию действующих правовых норм.

Список использованных нормативно-правовых актов и иных источников права

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, N 7, 21.01.2009 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445 // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001 // Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002 // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301 // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410, // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Российская газета, N 139, 30.06.2011 // Парламентская газета», N 32, 01-07.07.2011 // Собрание законодательства РФ», 04.07.2011, N 27, ст. 3872. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  6. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Парламентская газета, N 131-132, 13.07.2002 // Российская газета, N 127, 13.07.2002 // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  7. Стратегия развития платежной системы России : утв. Советом директоров ЦБ РФ, Протокол от 01.04.1996 N 15 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  8. Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года : одобрена Решением Совета директоров ЦБ РФ, Протокол от 16.07.2010 N 16 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  9. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859 // Парламентская газета», N 233, 17.12.2003 // Российская газета, N 253, 17.12.2003 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

Список литературы

  1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма, 2008.
  2. Антропцева, И.О. Правовой статус Банка России: финансово-правовой аспект : автореф. дис. … кандидат юрид. наук : 12.00.14 / Антропцева ИринаОлеговна . – М., 2006. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.dissercat.com/. — http://www.dissercat.com/content/pravovoi-status-banka-rossii-finansovo-pravovoi-aspekt.
  3. Банковское дело: учебник / под ред. д. э. н., проф. Г.Г. Коробовой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. — 592 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.alleng.ru/. —http://www.alleng.ru/d/econ-fin/econ-fin047.htm.
  4. Грачева, Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. / Е.Ю. Грачева — М. : Юриспруденция, 2000, С. 111 – 117.
  5. Государственный банк Российской империи. 1860–1910 гг. СПб., 1910. [Электронный ресурс] — Режим доступа : elibrary.finec.ru›materials_files/360077442.pdf.
  6. Данилов, Ю. Остановить монстра!. / Ю. Данилов // Журнал «Эксперт» №46 (828) 19 ноя 2012. Информационный сайт для банковских специалистов и клиентов банка [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://expert.ru/. — http://expert.ru/expert/2012/46/ostanovit-monstrai/.
  7. Ефимова, Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. / Л.Г. Ефимова. — М. : Статут, 2010. — 404 с. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  8. Ефимова, Е.Г. Экономика для юристов. Учебник / Е.Г. Ефимцева – М. : Издательство «Флинта» , Московский психолого-социальный институт, 1999 [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.bibliotekar.ru/. — http://www.bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/122.htm.
  9. Жмулевская, А.П. Административно-правовые функции Центрального банка Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14: М., 2008.
  10. Информационный сайт для банковских специалистов и клиентов банка [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.operbank.ru/. — http://www.operbank.ru/o-natsionalnoy-platezhnoy-sisteme-chast-7-kontrol-nadzor-i-riski-82.html.
  11. Кутузова, А.С. Теоретическое обоснование разграничения контрольных и надзорных функций в деятельности государственных органов (на примере Банка России и Федеральной налоговой службы Российской Федерации). / А.С. Кутузова // Налоги (журнал). 2008. N 5 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  12. Лапина, М.А. Роль органов государственной власти в механизме административно-правового регулирования создания и деятельности международного финансового центра в Российской Федерации / М.А. Лапина // Налоги. 2012. N 6. — С. 9 — 12. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  13. ЦБ готов радикально поменять структуру управления за 3 года в случае присоединения ФСФР. Интерфакс, 6.11, Дата публикации 06.11.2012. http://www.naufor.ru/tree.asp?n=10036.
  14. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика / С.В. Криворучко, В.А. Лопатин [и др.]. — М. : КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. — 456 с. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс». [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  15. Национальная платежная система России: проблемы и перспективы развития / Н.А. Савинская [и др.] – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 131 с. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  16. Национальная платежная система: обзор изменений правового регулирования с 1 июля 2012 года. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
  17. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.cbr.ru/. — http://www.cbr.ru/today/?PrtId=cbrf_sub.
  18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.ozhegov.ru.// http://www.ozhegov.ru. и Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2010. С. 495.
  19. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013. 384 с.
  20. Пастушенко, Д.С. Контроль в сфере банковского кредитования: финансово-правовые аспекты: автореф. дис. …к. ю. н. : 12.00.14 / Дмитрий Сергеевич Пастушенко. — Саратов, 2009. – 22 С. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://law.edu.ru/. — http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1376296.
  21. Развернутая справочная информация о деятельности Банка России за указанный период приведена на сайте Банка России по адресу http://www.cbr.ru/.
  22. Рождественская, Т.Э. Национальная платежная система как объект надзора / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов // Банковское право. — 2011. — N 4. — С. 19 — 24.
  23. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский. — М.: Юстицинформ, 2014. — 402 с.
  24. Симановский, А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс /А.Ю. Симановский. //Деньги и кредит. – 2001. — № 5 [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.mirkin.ru/. — http://www.mirkin.ru/_docs/articles03-083.pdf.
  25. Федорова, О.С. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2012 год / О.С. Федорова, О.Л. Харалгина, М.В. Королева, В.Ю. Шатов, О.Е. Аникеева, С.В. Запольский, С.Е. Метелев, Л.Н. Гончаренко, Н.В. Елизарова, С.П. Уварова, М.А. Марченко, Н.Г. Викторова, В.А. Кинсбурская В.А. // Налоги и финансовое право. — № 4. С. 35 — 300.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф