Глава 3. Коррекционная работа по преодолению агрессии у детей старшего дошкольного возраста
3.1 Организация коррекционной работы
Мы предположили, что особенности речевого развития детей с ОНР III уровня оказывают негативное влияние на коммуникативную, эмоциональную и личностную сферу детей.
Целью формирующего эксперимента было снизить уровень агрессивных проявлений в поведении дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня.
Была предложена коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «Давайте жить дружно!»
Пояснительная записка
Коррекционная программа по данной тематике очень актуальна в наши дни, так как сейчас количество агрессивных детей увеличивается. Психологические исследования и практические наблюдения (1) показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. В психологической энциклопедии (3,с.10) агрессивное поведение рассматривается как сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозирующееся и часто не поддающееся контролю. Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной или асоциальной направленности. Недостаточная разработанность этой проблемы приводит к тому, что в настоящее время большинство педагогов, работающих в условиях массового детского сада и школы, оказываются не подготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности.
Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии, то есть научение ребенка контролю собственных действий. Основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей с нарушением речи является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.
Основным методом, используемым для коррекции агрессивного поведения детей с нарушением речи, является игротерапия, направленная на отработку навыков общения, обучение агрессивных детей управлению своим гневом, а также способам выражения гнева в приемлемой форме; психогимнастика, ИЗО терапия, музыкотерапия, пальчиковые игры, сказкотерапия, этюды.
Цель данной программы: формирование у агрессивных дошкольников с нарушением речи устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Задачи:
— Снизит уровень агрессивности и тревожности;
— Обучить способам регуляции эмоционального поведения;
— Обучит анализу своего внутреннего состояния;
— Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Не рекомендуется включать в программу детей с тяжелыми психопатологиями, с тяжелой умственной отсталостью.
Данная программа включает проведение диагностики методиками «ДДЧ», наблюдение на начальном и конечном этапе проведения коррекционной программы; включает ряд игр и упражнений на ослабление негативных эмоций; методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Коррекционно-развивающая программа включает в себя 24 занятия Рекомендуемая продолжительность занятий 20- 30 минут 2 раза в неделю в течение трех месяцев.
В каждой группе от 8 до 10 человек.
Программа реализуется в детском саду психологом и воспитателем совместно.
Структура занятий.
1.Разминка. здесь психолог приветствует детей. Рассказывает, что им сегодня предстоит. Спрашивает о настроении, самочувствии.
2.Основная часть. На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, которые обеспечивают снижение уровня агрессивных проявлений.
3.Заключительная часть. Психолог подводит итоги каждого занятия. Хвалит каждого участника за его заслуги.
Каждое занятие начиналось с того, что дети придумывали себе необычные имена. Такой психологический прием помогает детям раскрепоститься, перенести свои переживания на третье лицо, как будто это происходит с кем-то другим. В основной части занятия обязательно применялись психологические игры на формирование навыков адекватного и безопасного выражения агрессии, на развитие регуляции негативного эмоционального состояния, на осознание агрессивных проявлений в поведении.
В конце каждого занятия дети садились на мягкие подушки, разбросанные по полу с целью раскрепощения, эмоционального комфорта и сплочения группы, сидя на подушках, подводились итоги занятия с применением какого-либо психологического приема.
Ожидаемые результаты
Программа позволяет дошкольникам с нарушением речи снизить уровень агрессивности, усваивать групповые правила поведения, создает безопасное пространство для общения.
Тематический план занятий представим в Таблице 3.
Таблица 3 Тематический план занятий
Тема | Содержание | Кол-во часов | Форма работы | Материалы и оборудование |
Знакомство | Рис. «ДДТ» | 1 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
Работа с агрессивным поведением | Упражнение «Уходи злость, уходи»; «Бумага» | 1 | Групповая и индивидуальная | Подушки. Бумага |
Работа с агрессивным поведением | Упражнение «Тропинка» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Проигрывание агрессивного поведения | Разыгрывание сказки | 1 | Групповая и индивидуальная | Пластилин |
Работа с агрессивным поведением | Игра в «Детский футбол» | 1 | Групповая и индивидуальная | Ранее слепленные герои сказки |
Снятие напряжения | Повторение движений за ведущим | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Проигрывание способов разрешения конфликтных ситуаций | Упражнение «По кочкам » | 1 | Групповая и индивидуальная | Подушки. |
Снятие психоэмоционального напряжения | Элементы саморегуляции | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Развитие сплоченности группы | Упражнение «Вместе сила» | 1 | Групповая и индивидуальная | Стул, стол |
Разрядка психоэмоционального напряжения | Упражнение «Крепости» | 1 | Групповая и индивидуальная | Небьющиеся предметы,подушка |
Снятие психоэмоционального напряжения | Элементы саморегуляции | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Разбор конкретных ситуаций | Обсуждение поведение той или иной ситуации | 1 | Групповая и индивидуальная | Набор ситуаций |
Снятие мышечного напряжения, психоэмоциональная разрядка | Упражнение «Тигр на охоте» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Разыгрывание агрессивной ситуации | Упражнение «Жужа» | 1 | Групповая и индивидуальная | Полотенце, стул |
Снятие психоэмоционального напряжения | Элементы саморегуляции | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Снятие мышечного напряжения, психоэмоциональная разрядка | Упражнение «Падающая башня» | 1 | Групповая и индивидуальная | Подушки |
Изображение агрессии | Рисунок злого существа | 1 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
Развитие умения работать в команде | Упражнение «Расставь посты» | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Снятие психоэмоционального напряжения | Элементы саморегуляции | 1 | Групповая и индивидуальная | Не требуется |
Работа с агрессивным поведением | Упражнение «Бой с подушками» | 1 | Групповая и индивидуальная | Подушки |
Формирование чувства близости с другими людьми | Упражнение «Связующая нить» | 1 | Групповая и индивидуальная | Клубок крепких ниток |
Подведение итогов | Рисунок несуществующего животного | 2 | Групповая и индивидуальная | Листы бумаги, цветные карандаши. |
Содержание программы см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Так же в работе с агрессивными детьми с нарушением речи были использованы нетрадиционные техники рисования.
На первом занятии использовался такой прием рисования как отпечатки листьев дерева. Дети вспомнили свои хорошие поступки и оформили «Дерево добра».
Рисовали на занятиях с использованием таких нетрадиционных техник: с помощью ватных палочек, в технике «по-мокрому». Дети очень увлеченно работали с краской, особенно им понравилась работа солью. Дети брали соль щепоткой, пересыпали ее из одного места в другое, пытались подбрасывать, пропускали соль между пальцев. Это способствовало развитию мелкой моторики дошкольников, что, как мы знаем, очень важно при нарушениях речи.
При выполнении рисунка в технике «набрызг» у нескольких детей возникли трудности. Необходимо было приложить выданные трафареты воздушных шариков различных форм к листу бумаги, обвести карандашом и набрызгать краски разных цветов вокруг шариков с помощью зубной щетки. Детям трудно было большим пальцем сильно прижимать жесткую щетину зубной щетки, и они просили помощи. Некоторые дети в левой руке держали щетку, а пальцами правой руки делали «набрызг».
Хотя выполнение рисунка у некоторых детей вызвало трудности, такой способ рисования понравился дошкольникам, они проявляли радость, особенно пальцы в краске после рисования. Дети пытались пугать друг друга грязными руками, полоскали кисти рук в воде.
В полный восторг привело детей рисование руками и пальцами. Получавшиеся следы привлекали внимание, и дети повторяли эти действия снова и снова, и даже не хотели уходить с занятий.
Интересные рисунки получились при использовании коктейльных трубочек. Наибольшие затруднения вызвало выполнение рисунка в технике предметной монотипии. Альбомный лист складывается пополам, разгибается и рисунок наносится только на одну половину. Затем снова сгибается, пока краска не высохла, и прижимается так, чтобы изображение отпечаталось на второй половине. Таким образом, получается симметричное изображение. При изображении цветов тычком полусухой жесткой кисти наши испытуемые проявили огромную самостоятельность, только в начале работы детям было трудно выбрать правильное количество краски, чтобы получились отпечатки. Дети проявили большую фантазию и творчество при изображении цветов с использованием зубных щеток, все были очень увлечены, самостоятельны и активны, использовали разнообразные цвета красок.
Применяемые нетрадиционные техники рисования, помогли развитию творческого самовыражения детей, регуляции негативного эмоционального состояния каждого ребенка, на занятиях дети могли попробовать новые формы адекватного и безопасного выражения агрессивных состояний.
В группе был оформлен психологический уголок «Волшебные эмоции».
В психологическом уголке «Волшебные эмоции» создана отдельная зона для психологической разгрузки детей, где собраны следующие материалы:
Картотека упражнений по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и игр, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
Фотоальбомы: семейные, групповые фото и фото людей с выражением различных эмоций.
Наличие зеркала позволяет ребенку видеть свои эмоции при работе в психологическом уголке «Волшебные эмоции».
Наличие зонтика, к которому прикреплена ткань, играющая роль полога дает ребенку возможность уединиться. При желании ребенка скрыться от посторонних глаз, он просто открывает над головой зонтик. Под таким шатром можно грустить и мечтать, прохаживаясь туда-сюда.
Наличие игрушек, предметов, мебели для регуляции двигательной активности детей — подушки, мячи, кресло, обруч, мягкие игрушки и др.
Стимулы для развития слухового, тактильного, зрительного, обонятельного анализаторов: «музыка ветра», различные виды покрытий, песок, вода, камни, цветы, свечи, ароматы и др.
Наличие в уголке «Волшебные эмоции» домика с трубой, мягкой подушки, мишени с дротиками помогает справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть энергию в приемлемой форме.
Наличие аудиозаписей различных видов шумов, музыки для отдыха и релаксации, световых ламп, цветных клубочков, волшебной палочки, коробочки настроения, коробочки добрых дел позволяет обучить детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.
Дидактические игры и игровые упражнения, подушка примирения с перчатками, полянка настроения позволяет обучить детей бесконфликтному общению.
Полянка настроения, позволяет видеть с каким настроением ребенок пришел в детский сад, а с каким уходит домой.
Полянка достижений и поощрений позволяет повысить самооценку для тревожных, не уверенных в себе детей.
Игры и игровые упражнения с элементами тренинга позволяют обучить детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям: развитие ловкости, эмоциональной отзывчивости, умения действовать в команде.
Наличие уголка рисования позволяет воспитывать эстетических чувств, возможность показать свои чувства на бумаге.
3.2 Оценка эффективности проведенных мероприятий
По окончании психолого-педагогической работы была проведена повторная диагностика детей с нарушением речи с целью исследования агрессивности детей и оценки эффективности проведенных мероприятий. Исследование было организовано при использовании методик, применяемых на констатирующем этапе работы.
В результате повторного анкетирования родителей были получены следующие результаты:
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: (см. табл.4, ПРИЛОЖЕНИЕ 3 и рис.3).
На контрольном этапе исследования 14% детей с нарушением речи имеют слабый уровень агрессивности, 79% средний, 7% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности
Таким образом, по результатам методики было выявлено 2 ребенка со слабым уровнем агрессивности, 11 дошкольников имеют средний уровень агрессивности, 1 ребенок выявил высокий уровень агрессивности и повышенный уровень агрессивности не выявлен.
Отметим, что использование психолого-педагогической работы позволило снизить уровень агрессивности детей с нарушением речи.
Представим результаты повторного использования Методики Дом-Дерево-Человек
Выделенные нами пять категорий агрессивности мы занесли в таблицу 4 и отметили присутствие элементов в рисунках детей. Описание деталей не представляет интереса при нашем исследовании.
Таблица 4 Исследование проекций агрессивности у детей из неполных семей с помощью методики «Дом, дерево, человек»
Ф.,имя ребенка | Линия | Детали | Тематика | Цвет | Вербальное сопровождение | Общее число | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||
Алик А. | + | + | + | + | 4 | ||||||||||||
Роман З. | + | + | + | + | 4 | ||||||||||||
Настя Б. | + | + | 2 | ||||||||||||||
Полина З. | + | + | + | + | + | 5 | |||||||||||
Артем И. | + | + | + | + | + | + | 6 | ||||||||||
Вова А. | + | + | + | 3 | |||||||||||||
Владик К. | + | + | + | 3 | |||||||||||||
Витя Г. | + | + | + | 3 | |||||||||||||
Алексей И. | + | 1 | |||||||||||||||
Алексей С. | + | + | + | 3 | |||||||||||||
Варя Г. | 0 | ||||||||||||||||
Карина В. | + | + | + | + | 4 | ||||||||||||
Надя С. | + | + | + | 3 | |||||||||||||
Николь П. | + | + | + | 3 | |||||||||||||
Общий балл | 59 | ||||||||||||||||
1-характеристика категории «Дом»,
2-характеристика категории «Дерево»,
3-характеристика категории «Человек»
Установлено, что 3 ребенка (21%) показали низкий уровень агрессивности, 10 человек (71%) выявили средний уровень агрессивности и 1 дошкольник с нарушением речи (7%) показал высокий уровень проявления агрессивного поведения. Нами установлено, что рисунки детей стали менее агрессивными.
В результате повторного наблюдения за детьми (Таблица 5), установлено, что дошкольники с нарушением речи значительно меньше стали проявлять агрессивное поведение.
Таблица 5 Результаты повторного наблюдения за детьми
Ф., имя ребенка | физиологические процессы | Движения и жесты | Действия | Поступки | Общее количество |
Алик А. | Замахнулся кулаком | 1 | |||
Роман З. | Толкнул ребенка обозвал | 2 | |||
Настя Б. | 0 | ||||
Полина З. | 0 | ||||
Артём И. | Покраснел | Замахнулся кулаком | Толкнул ребенка | 3 | |
Вова А. | Дразнился нецензурным словом | 1 | |||
Владик К. | 0 | ||||
Витя Г. | Подговаривал отобрать машинку | 1 | |||
Алексей С. | 0 | ||||
Алексей С. | Покраснел | Сжал зубы, замахнулся кулаком | Разломал постройку из песка | 3 | |
Варя Г. | Дралась, обзывалась | 2 | |||
Карина К. | 0 | ||||
Надя С. | засмеялась глядя на дерущихся | 1 | |||
Николь П. | 0 |
По результатам наблюдения, нами установлено, что детей с высоким уровнем агрессивности в группе нет, дети, имеющие средний уровень агрессивности – 10 человек (71%), дети с низким уровнем агрессивности — 5 человек (29%).
Для определения значимых различий в проявлении агрессивного поведения старшими дошкольниками с нарушениями речи до и после проведения формирующих мероприятий была проведена статистическая обработка данных при использовании U-критерия Манна-Уитни.
В результате были получены следующие значимые различия. (Таблица 6)
Таблица 6 Результаты математической обработки данных по каждой шкале
Показатель | U-критерий Манна-Уитни | Ранг (до) | Ранг (после) |
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. | 42,5 | 258,5 | 147,5 |
ДДТ. Агрессивность | 66,5 | 234,5 | 171,5 |
Наблюдение | 56 | 245 | 161 |
U Кр = 61, p≤0,05
Таким образом, нами были определены различия в проявлении агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Установлено, что после проведения формирующего этапа, направленного на коррекцию проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного с нарушением речи, дети стали значимо чаще демонстрировать поведение без агрессивных проявлений. Родители стали отмечать, что их дети стали значительно реже вступать в драку, меньше ссорятся, реже бывают раздражительны. Дети стали чаще уступать, делиться со сверстниками. Дети стали реже проявлять агрессию и выражать ее через действия и поступки.
Итак, можно констатировать, что психолого-педагогические занятия, способствовали снижению агрессивности детей дошкольного возраста с нарушением речи. Далее нами были разработаны рекомендации родителям и педагогам.
3.3 Рекомендации родителям и педагогам
Снижение уровня агрессии играет значительную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушением речи. Снижение уровня агрессии, сплочение детского коллектива, позволяет создать в группе между детьми доброжелательные, демократичные отношения.
Игровые упражнения для совместной игры педагога с детьми.
Игра «Имитация».
Ребенка просят найти среди карточек всех веселых, грустных, испуганных, злых… людей и зверей. Затем предлагают воспроизвести на своем лице сходное эмоциональное состояние, разрешая ребенку смотреть на соответствующие картинки. Если ребенку трудно, помогает педагог. Когда дети научатся воспроизводить эмоции, выполняют то же задание без опорного материала. Можно использовать зеркало.
Игра «Обезьянка».
Два ребенка выходят в круг. Одному задание – изобразить какое-то эмоциональное состояние (радость, грусть, испуг, злость…). Другой ребенок – «обезьянка» повторяет движения исполнителя.
Игра «На меня посмотри. Скажи, что изменилось в лице».
Педагог выбирает ведущего и просит его сделать веселое лицо. Обращается к детям: Посмотрите на лицо, какое оно – веселое или грустное? Краешки губ подняты вверх или опущены вниз?
Детям предлагается закрыть глаза, а ведущему сделать печальное (злое, испуганное…) лицо. Дети по команде педагога открывают глаза и определяют, что изменилось в выражении лица ведущего.
Игра «Профессии».
Дети разбиваются на пары и показывают выразительными движениями друг другу по заданию педагога веселого и грустного художника, воспитателя, строителя, водителя, парикмахера, имитируя движения людей определенной профессии.
Игра «Хоровод».
Дети встают в круг и по команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка, сердитого медведя, веселую бабочку, испуганного зайчика, удивленную сову.
Игровое упражнение: «Прослушайте отрывок».
Педагог предлагает детям прослушать отрывки из произведений К. И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице в зависимости от ситуации. Затем им предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни, выражая эмоции.
Игра «Чей голос?».
Взрослый, меняя громкость и тон голоса, произносит фразы из сказки, а дети определяют, какому персонажу из сказки принадлежит голос.
Игра «Какое настроение у ёжика?»
Педагог произносит предложение или небольшие истории от лица ежика с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления…). Дети слушают, определяют и показывают соответствующую пиктограмму.
Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Педагог говорит фразу радостно, весело, сердито, зло… Дети повторяют фразу с противоположным настроением.
Игровое упражнение «Зеркало».
Педагог по кругу передает зеркало со словами: порадуйтесь, как эта девочка, (дети передают зеркало и изображают радостное настроение) а вот как можно нарисовать схему изображения радости (пиктограмма).
Игровое упражнение «Порадуйтесь, как Петя».
— Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он сильно скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался и воскликнул: «Мама пришла!» (дети по очереди произносят фразу с интонацией радости).
Игровое упражнение: «Что может поднять тебе настроение?»
Что может поднять тебе настроение — веселая шутка, хорошая передача, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик, а может таблетки или укол? А теперь каждый пусть нарисует, что помогает вернуть ему хорошее настроение, что может его развеселить.
Игра «Расскажи свой страх».
Педагог сообщает, что когда я была такой как вы сейчас, то очень боялась злых собак. А с вами такое случалось? Поднимите руку. Кто чего еще боялся? Расскажите про свой страх. (Дети рассказывают о ситуациях, когда им было страшно). Посмотрите на пиктограммы. Выберите из них пиктограмму страха. Как вы догадались?
Игровое упражнение «У страха глаза велики».
Представьте что у вас большой огромный страх (руки широко в стороны). У всех кто боится от страха большие глаза (изображаем), но теперь страх уменьшается (сдвигаем руки). А затем и вовсе исчезает (пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез.
Игровое упражнение «Рисование своего страха».
После рисования, обсуждение с педагогом своего страха.
Рекомендации для родителей.
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний и в эмоциях и чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются. Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или не полезности. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга.
Эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Запоминание различного по содержанию материала: изображений, фраз, слов, текстов – зависит как от эмоционального значения, так и от эмоционального состояния человека.
Игровые приемы и упражнения для развития эмоциональной сферы вашего ребенка.
Игра с элементами тренинга «Мои ощущения».
Различными способами, жестами, действиями, мимикой изобразить свои ощущения. Например: я съел, что-то горькое (сладкое, кислое, соленое); я разбил чашку; я иду в цирк и др.
Игра – сравнение.
На что похожа радость, удивление, страх, гнев, горе? На какой запах, звук, вкус, животное?
Тренируем эмоции. Гимнастика.
Улыбнитесь, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса.
Удивитесь, как ребенок, который увидел в цирке фокус. Как человек, который обнаружил в своей комнате слона. Как ребенок, который увидел чудо.
Испугайтесь, как ребенок, потерявшийся в лесу. Как заяц, увидевший волка.
Чтение книг.
Совместное чтение с последующим обсуждением. Например, как вы думаете, почему Баба-Яга стала такой злой? Составляйте вопросы к сказкам: колобок, курочка Ряба, Маша и медведь, Гуси-лебеди и др.
Игровое упражнение «Мама и детёныш».
Ребенок играет в паре со взрослым. Один играет роль мамы любого животного, другой детёныша. Затем меняются ролями. Взрослый говорит, что мамы могут ласкать, наказывать, жалеть, спасать своих детёнышей, а детёныши – отзываться на эти действия. Диалог сопровождается выразительной мимикой. Животных называет взрослый (собака наказывает щенка, кошка ласкает котёнка, обезьяна жалеет упавшего с ветки детёныша…)
Игровое упражнение «Узнай настроение по голосу».
Взрослый удивился: Ах! Испугался: Ох! Рассердился: Ух! Огорчился: Эх! Ребенок определяет и называет настроение. Затем ребенок и взрослый меняются ролями. При выполнении упражнений используется мимика, жесты, пантомимика.
Способы выплескивания гнева:
- Громко спеть любимую песню.
- Пометать дротики в мишень.
- Попрыгать на скакалке.
- Используя «дом с трубой для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
- Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить «бой» с боксерской грушей.
- Пробежать несколько кругов вокруг дома.
- Поиграть в настольный футбол.
- Отжаться от пола максимальное количество раз.
- Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- Стучать карандашом по столу.
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
- Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.
- Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи происходит при соблюдении следующих условий:
— учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушением речи;
— своевременной диагностики агрессивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением речи;
— использования занятий на снижение агрессивного поведения дошкольников с нарушением речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агрессивное поведение – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.
Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».
Под агрессивным поведением (агрессией) понимают демонстрацию превосходства в силе или применение силы с целью причинения вреда, нанесения ущерба (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998). Отличительные признаки агрессивного поведения, в отличие, например, от поведения экспрессивного, следующие:
— целью поведения является причинение вреда, нанесение ущерба;
— способом достижения цели служит применение силы или угроза ее применения;
— поведение характеризуется целенаправленностью и инициативностью;
— поведение мотивируется эмоцией гнева (злости);
— отмечается определенная степень изменения (разрушения) объекта агрессии;
— констатируется нарушение правовых (криминальное поведение) или морально-этических норм (делинквентное поведение), принятых в данном обществе, в данной культуре.
Для изучения психологических особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста было проведено опытно-экспериментальное исследование в МБДОУ «Детский сад №33 комбинированного вида».
В исследовании приняли участие 14 детей (8 мальчиков и 6 девочек) старшей группы в возрасте 5 – 6 лет. Выборка является однородной по принадлежности детей к одной возрастной категории.
Все дети имели речевые нарушения (ОНР III уровня).
На констатирующем этапе исследования установлено, что 3 ребенка с нарушением речи имеют низкий уровень агрессивности, 5 детей с нарушением речи показали средний уровень агрессивности и 6 дошкольников с нарушением речи выявили высокий уровень агрессивности.
Целью формирующего эксперимента было снизить уровень агрессивных проявлений в поведении дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня.
Была предложена коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «Давайте жить дружно!».
Установлено, что после проведения формирующего этапа, направленного на коррекцию проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного с нарушением речи, дети стали значимо чаще демонстрировать поведение без агрессивных проявлений. Родители стали отмечать, что их дети стали значительно реже вступать в драку, меньше ссорятся, реже бывают раздражительны. Дети стали чаще уступать, делиться со сверстниками. Дети стали реже проявлять агрессию и выражать ее через действия и поступки.
Итак, можно констатировать, что психолого-педагогические занятия, способствовали снижению агрессивности детей дошкольного возраста с нарушением речи. Далее нами были разработаны рекомендации родителям и педагогам.
Проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи происходит при соблюдении следующих условий:
— учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушением речи;
— своевременной диагностики агрессивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением речи;
— использования занятий на снижение агрессивного поведения дошкольников с нарушением речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб: Речь. — 2006. — 336с.
- Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. Видеокурс
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие – Спб.: Речь, 2008.
- Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2012.
- Бэрон Р., Ричардсон Д., «Агрессия» — СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 352с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
- Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 1999.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160 с.: ил. – (Психология для всех).
- Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. Ч. М.: Генезис, 2011.
- Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозайка — Синтез, 2006.
- Выгодский Л.С. Психология. — М.: Из — во ЭКСМО — Пресс, 2000.
- Гаркуша Ю. Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед, 2009. № 1. С. 1
- Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2010.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь. — Минск: Владос, 2004. — 600 с
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозайка- Синтез, 2008.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2009
- Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. — Спб.: Питер, 2007.
- Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика, 2003. № 5.
- Иванова Е. А. Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Иванова, А. А. Токарев // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 45
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2011. – 752с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами: из опыта работы // Дошкольное воспитание. — 2004.- № 2.- С.48-50
- Клюева Н. В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
- Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа. –2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2008.
- Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений – 2-е изд., стер – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
- Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений. –8-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2014.
- Крысько В.Т. Социальная психология: словарь-справочник – Мн.: Харвест АС, – М, 2011.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2000.
- Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии//Вопросы психологии. — №6. –1967.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). — М.: Образование, 2009. — 300 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционнная работа с гиперактивными, анрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000.
- Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ. – метод. пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005.
- Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер, 1999.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред В.А.Сластенина. –5-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Назмутдинов Р.А Теоретический анализ исследования агрессии//Наука. – Костанай: Академия комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан. — 2011. — №4. – С.62 – 66
- Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. –2-е изд. –М.: АРКТИ, 2010.
- Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного поведения. — М.: Генезис, 2006. — 250 с
- Овчарова Р.В. Справочник социального педагога.–М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных появлений учащихся. // Вопросы психологии, 1994, № 3 Петербург, 1997. — С. 117 – 129.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред., пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под. ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480с.
- Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. – 1998. –№19.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Юнити, 1997.
- Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольников//Дошкольное воспитание– 2008. –№6.
- Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. Спб., 2014.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. – 1996. — №5.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Романова А. А. Коррекция нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей: Альбом игровых коррекционных задач. – М.: Принт, 2010.
- Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Сельченок К. В. «Психология человеческой агрессивности»: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2013, 20с.
- Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». –М.: Владос, 2008.
- Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. –М.: Проспект «Верби», 2005. .
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Владос, 1999. — 200 с.
- Терешкина И. Б. Агрессивный ребенок: особенности личности и поведения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. СПб., 2010.
- Уфимцева Л.П. Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной деятельности // Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. — 2005.- №2.- С.55-59
- Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность. –Минск: ООО «Попурри», 1996.
- Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2005.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под редакцией М. И. Буянова. – М.: «Просвещение», 1995
- Чудакова М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога. — Москва.: Генезис, 2012
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Широков Г.А.Справочник дошкольного психолога.–3-е изд. –М: Ростов н/Д «Феникс», 2005.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф