Заявка на расчет
Меню Услуги

Коррекция ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением посредством социально-психологического тренинга. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


3.1. Организация экспериментального исследования эффективности социально-психологического тренинга как средства коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением

Замысел экспериментального исследования. С целью показать эффективность СПТ как средства коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением, было проведено экспериментальное исследование.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Необходимо отметить, ссылаясь на В.В. Кузовкина [36], что наш эксперимент носит характер квазиэксперимента формирующего типа (далее – эксперимент). Такое утверждение становится возможным потому, что, как указывает В.В. Кузовкин, во-первых, сложность изучаемых процессов, неполнота контроля независимой переменной позволяют нам говорить о квазиэкспериментальном характере нашего исследования. Действительно, несмотря на наличие в исследовании каузальной гипотезы, оно ограничено в управлении независимой переменной как причинно-действующим фактором. С одной стороны, мы организуем воздействия, но, с другой стороны, они ограничены тем, что процессы, происходящие в личности участника СПТ, гораздо богаче, чем мы можем предположить изначально. В результате чего мы не можем говорить о полном экспериментальном контроле переменных. Во-вторых, направленность экспериментальных воздействий (посредством групповых воздействий, осуществляемых в рамках СПТ) на изменение личностных характеристик, позволяет говорить о формирующем характере нашего исследования.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Разработать дизайн исследования.
  2. Подобрать батарею тестовых методик для проведения исследования изменений, происходящих в результате коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением посредством СПТ, и изменений, происходящих без коррекционного воздействия средствами СПТ.
  3. Провести диагностику уровня злоупотребления психоактивными веществами и особенностей ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением, подвергавшихся воздействию посредством СПТ до и после воздействия, в период прохождения реабилитации в естественных условиях стационара.
  4. Провести диагностику уровня злоупотребления психоактивными веществами и особенностей ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением, не подвергавшихся воздействию посредством СПТ, находящихся в тех же условиях и в тот же промежуток времени.
  5. Провести сравнительный анализ полученных результатов, сделать выводы.

Гипотеза исследования:

  1. Социально-психологический тренинг является эффективным средством коррекции ценностной сферы у подростков с аддиктивным поведением.
  2. У подростков с аддиктивным поведением, участвующих в социально-психологическом тренинге, за счет коррекции ценностной сферы снижается уровень значимости употребления алкоголя в отличие от подростков, не участвующих в тренинге.

В качестве независимой переменной в эксперименте бралось наличие или отсутствие воздействия посредством СПТ с целью коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением. Зависимыми переменными выступили параметры уровня злоупотребления психоактивными веществами и показатели особенностей ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением, определяемые тестовыми методиками.

Выборка для исследования. В исследовании приняли участие подростки с аддиктивным поведением, стационарно находящиеся в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна». В данном центре находятся подростки в возрасте от 12 до 18 лет, злоупотребляющие психоактивными веществами (ПАВ). Программа Центра «Ариадна» базируется на концептуально обоснованном подходе к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков. Она реализуется путем внедрения комплексных и дифференцированных реабилитационных программ. Необходимость комплексной реабилитации подтверждается наличием у зависимых от ПАВ медицинских, психологических и социальных проблем. Программа Центра подчеркивает важную роль среды и является попыткой развития специфической активности подростков с целью уменьшения риска употребления ПАВ. Концепция альтернатив направлена на развитие осведомленности личности, развитие значимых интерперсональных связей, профессиональных навыков, эстетических установок, творческого и интеллектуального опыта, социально-политической вовлеченности, что реализуется посредством психокоррекционного воздействия и путем включения подростков в учебную, профессиональную и игровую деятельность. Так же у подростков, находящихся в Центре, есть возможность посещать спортивные занятия и различные секции дополнительного образования (танцы, ИЗО, рукоделие и д.р.).

С целью проверки гипотезы об эффективности СПТ как эффективного средства коррекции ценностной сферы у подростков с аддиктивным поведением, был проведен эксперимент на выборке, состоящей из 20 человек. Испытуемые были разделены на две группы: контрольную (далее — КГ) и экспериментальную (далее — ЭГ).

При разделении подростков на две группы учитывались этапы реабилитационного процесса, на которых они находились.

Необходимо пояснить, что программа центра включают 6 этапов реабилитации («Гость», «Новичок», «Житель», «Опекун», «Выпускник», «Дом на полпути»). У каждого этапа свои цели, задачи и методы достижения целей. Разделение процесса на этапы позволяет реабилитанту постепенно сформировать реальное отношение к себе, к зависимости, осознать актуальные трудности, сформировать установки здорового образа жизни (ЗОЖ), сформировать навыки постановки и достижения конкретных целей. Продолжительность этапов ориентировочная, так как освоение навыков на каждом этапе обусловлено индивидуально-типологическими особенностями подростков. Участники с момента прихода в Центр двигаются от начального этапа к завершающему.

Мы можем предположить, что для подростков, находящихся на более высоких этапах, коррекция ценностной сферы представляется более актуальной задачей, нежели для подростков, недавно поступивших в центр, для которых одной из главных задач является адаптация в центре.

Исходя из программы центра, а также целей и задач исследования в ЭГ вошли подростки, находящиеся на этапах «Новичок» (при условии нахождения в центре не меньше 4-х месяцев), «Житель» и «Опекун» (11 человек). КГ составили подростки, находящиеся на этапах «Гость» и «Новичок» (при условии нахождения в центре меньше 4-х месяцев) (9 человек).

Экспериментальное исследование эффективности СПТ предполагало два замера: перед оказанием психологического воздействия и после оказания психологического воздействия. Замеры проводились в ЭГ и КГ в одно и то же время. СПТ проводился в ЭГ между двумя замерами.

Групповые занятия проходились в отдельном, хорошо освещенном, изолированном от мешающих внешних факторов помещении, оборудованном мебелью. Помещение было достаточно просторным и позволяло располагаться участникам по кругу.

С целью оценки уровня злоупотребления ПАВ и особенностей ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением было использовано несколько психодиагностических методик. Проведем их описание.

Опросник «Мотивация потребления алкоголя» В.Ю. Завьялова [25]. Опросник состоит из 45 утверждений, характеризующих три группы мотивов употребления алкоголя, и позволяющих выявить как ведущие мотивы внутри каждой группы, так и общий уровень злоупотребления алкоголем.

Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой.

Первая триада шкал образует группу «социально-психологических» мотивов приема алкоголя:

  1. Традиционные, социально-обусловленные, культурально — распространенные мотивы (утверждения 1,10,19,28,37).
  2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя (2,11,20, 29,38).
  3. Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, в которой он функционирует (3,12,21,30,39).
  4. II. Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя:
  5. Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории (4,13,22,31,40).
  6. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания — напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя (5,14, 23,32,41).
  7. Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической «пустоты», душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения (6,15,24, 33,42).

III. Третья триада образует собственно патологическую мотивацию потребления алкоголя, фактор болезненного влечения:

  1. «Похмельная» мотивация — стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие (7,16,25,34,43).
  2. Аддитивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, «жажду» алкоголя (8,17,26,35,44).
  3. Мотивы самоповреждений — стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни (9,18,27,36,45).

Испытуемому предлагается следующая инструкция:  Вам будут предложены некоторые утверждения. На каждое предлагаемое утверждение дайте один из наиболее подходящих для Вас ответов:

а) весьма часто возникает причина или условие приема алкоголя;

б) редко, но не менее, чем 2 раза в жизни;

в) сомневаюсь;

г) совершенно не подходит ко мне.

В зависимости от задач исследования внимание может уделяться либо анализу ведущих мотивов употребления алкоголя или же оценке по общей сумме баллов. На заполнение опросника обычно достаточно 15–20 минут. При обработке результатов подсчитывается количество набранных баллов по каждой шкале, а так общее количество баллов.

Ответ «весьма часто возникает причина или условие приема алкоголя» дает 3 балла, ответ «редко, но не менее, чем 2 раза в жизни» — 2 балла, ответ «сомневаюсь» — 1, ответ «совершенно не подходит ко мне» — 0 баллов (максимально возможное количество баллов по каждой из шкал — 15, минимальное — 0; чем больше баллов набрано по какой-либо шкале, чем более значимы для обследуемого данные мотивы).

Оценка по общей сумме баллов: до 35 баллов — злоупотребления алкоголем нет, 35-50 баллов — проявления злоупотребления алкоголем, свыше 50 баллов — болезненное пристрастие, злоупотребление.

«Тест ценностных ориентаций» (М. Рокич, адаптированный А. Гоштаутасом, М.А. Семёновым, В.А. Ядовым) [65]. Тест включает в себя 36 карточек с названиями ценностей, разделенных на две группы: список «А» («терминальные» ценности) и список «В» («инструментальные» ценности). Каждой ценности присвоен свой номер.

Испытуемому предоставляется первая группа карточек и дается следующая инструкция: перед Вами находятся карточки, с написанными на них ценностями. Просмотрите, пожалуйста, все карточки и выберите самую важную для Вас ценность и положите её первой. Далее выберите самую важную из оставшихся и положите её второй, и т.д.

Когда все карточки из первой группы разложены, испытуемому предоставляется вторая стопка карточек и повторяется инструкция. После того, как все карточки разложены, испытуемого просят еще раз посмотреть на них, и задается вопрос о том, не хочет ли он что-нибудь поменять. Если испытуемый подтверждает правильность ранжирования карточек, то их номера заносятся в бланк.

Тест-опросник «Терминальные ценности» (ОТеЦ) (И. Г. Сенин) [73]. Методика изучения ценностных ориентации направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путём интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Их особенность состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам происходит с помощью процедуры ранжирования. Перечень терминальных ценностей, в которых отражается приоритетность для индивида определённых жизненных целей, включает в себя 8 наименований:

  1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путём следования определённым социальным требованиям.
  2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.
  3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
  4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
  5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
  6. Достижения, т.е. постановка и решение определённых жизненных задач как главных жизненных факторов.
  7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
  8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

В реальной жизни одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовывать в них определённые социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определённые жизненные сферы:

— профессиональная жизнь;

— обучение и образование;

— семейная жизнь;

— общественная жизнь;

— увлечения.

Терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость. Опросник включает в себя 80 утверждений. Испытуемому предлагается каждое утверждение, используя один из пяти предложенных вариантов ответа. Далее, используя ключ, подсчитываются сырые баллы по каждой терминальной ценности, после чего они сверяются с нормами.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев) [43]. Тест состоит из 20 строк, в каждой из которых представлены два полярных утверждения, которые характеризуют 6 шкал: общий показатель ОЖ (все 20 пунктов теста); субшкала №1 «Цели» (3, 4, 10, 16, 17, 18); субшкала №2 «Процесс» (1, 2, 4, 5, 7, 9); субшкала №3 «Результат» (8, 9, 10, 12, 20); субшкала №4 «Локус контроля – Я» (1, 15, 16, 19); субшкала №5 «Локус контроля – жизни» (7, 10, 11, 14, 18, 19).

  1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
  2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
  3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
  4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
  5. Локус контроля – жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что – либо загадывать на будущее.

Испытуемому даётся следующая инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько Вы  уверены в выборе (или  0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).  Далее полученные результаты сверяются с таблицей средних значений.

Статистическую обработку результатов исследования проводили методами математической статистики. Для доказательства гипотезы экспериментального исследования при обработке данных использован U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Уилкоксона. U-критерий Манна-Уитни — непараметрический критерий, предназначенный для сравнения независимых выборок. U-критерий не требует проверки на нормальность распределения, с его помощью можно сравнивать маленькие выборки объёмом от 3-х наблюдений.

Т-критерий Уилкоксона – непараметрический статистический тест (критерий), который используется для проверки различий между двумя выборками парных измерений [74]. Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом. Принцип критерия следующий. Для каждого испытуемого  вычисляется величина изменения признака. Все изменения упорядочивают по абсолютной величине (без учета знака). Затем рангам приписывают знак изменения и суммируют эти «знаковые ранги» — в результате получается значение критерия Уилкоксона. Попарные разности величин признака для каждого испытуемого ранжируются следующим образом: мы сопоставляем абсолютные величины выраженности сдвигов в том или ином направлении. Для этого сначала все абсолютные величины сдвигов ранжируются, а потом суммируются ранги. Если сдвиги в ту или иную сторону происходят случайно, то и суммы их рангов окажутся примерно равны. Если же интенсивность сдвигов в одну сторону больше, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.

3.2. Результаты экспериментального исследования эффективности социально-психологического тренинга как средства коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением

Рассмотрим результаты, полученные в ходе эксперимента. В экспериментальной группе в качестве экспериментального воздействия был проведен СПТ.

Результаты исследований испытуемых ЭГ.

Результаты психодиагностики мотивации потребления алкоголя (автор методики В.Ю. Завьялов) (Приложение 6б). На гистограмме (Рис. 1) видно и можно констатировать следующую динамику изменений на срезе 2-х замеров при психодиагностике уровня употребле-ния алкоголя в ЭГ:
— если в первой серии замеров средние количественные показатели уровня значимости употребления алкоголя для испытуемых ЭГ равны 83,2 баллам, то во второй серии мы наблюдаем снижение значимости употребления алкоголя для испытуемых ЭГ до 56,2 баллов;
— по результатам 2-го среза можно говорить о том, что снижение зна-чимости употребления алкоголя в ЭГ является более значительным, нежели в КГ.

Таким образом, в ЭГ после прохождения СПТ мы наблюдаем тенденцию к снижению значимости употребления алкоголя для испытуемых и приближение к уровню, характеризующимся как проявления злоупотребления алкоголем (до 50 баллов), а не болезненное пристрастие, злоупотребление (от 50 и выше). Рассчитывать на значимые изменения вряд ли приходится, т.к. СПТ может рассматриваться как средство актуализирующее процесс пересмотра ценностей, а не меняющих их в корне. Потребуется как внутренняя работа самих испытуемых, так и создание для них определенных условий, позволяющих сделать выбор жизненных приоритетов.

Результаты психодиагностики по методике «Тест ценностных ориентаций» (автор М. Рокич, адаптация А. Гоштаутас, М.А. Семёнов, В.А. Ядов). Исходя из показателей, представленных в таблице 1, по результатам психодиагностики на 2-х срезах у испытуемых в ЭГ наблюдались следующие изменения: в наиболее предпочитаемых терминальных ценностях увеличилась значимость таких ценностей, как: «любовь», «здоровье», «свобода» и «интересная работа». В тоже время менее значимой стала ценность «наличие хороших и верных друзей» (с 4,63 до 6,81). Среди наименее значимых терминальных ценностей произошли следующие изменения: более значимой стала ценность «счастье других», а так же ценности «творчество» и «познание», которые вышли из разряда наименее предпочитаемых ценностей.

Таблица 1 Результаты по методике «Тест ценностных ориентаций» (ЭГ) Терминальные ценности

  1-й срез 2-й срез
Ценности Среднее Ценности Среднее
Наиболее предпочитаемые Любовь 4,18 любовь2 3,90
наличие_друзей 4,63 здоровье2 4,45
Здоровье 4,81 свобода2 6,54
свобода 7,54 наличие_друзей2 6,81
интерес_работа 8,72 интерес_работа2 8,18
Наименее предпочитаемые познание 11,36 актив_деят_жизни2 11,00
удовольствия 11,90 счастье_др2 11,18
творчество 12,54 удовольствия2 11,72
красота_природы 12,81 красота_природы2 12,45
счастье_др 13,90 общ_признание2 13,45

Как видно из таблицы 2, наиболее значимыми для испытуемых ЭГ являются следующие инструментальные ценности: «смелость в отстаивании своего мнения» (6,81), «воспитанность» (7,27), «честность» (7,27), «самоконтроль» (7,45) и «ответственность» (7,72). Данные инструментальные ценности, определятся, как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации, и свидетельствуют о приоритетности определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. Наименее предпочитаемыми инструментальными ценностями являются «чуткость» (10,54), «исполнительность» (10,90) «эффективность в делах» (11,45), «непримиримость к недостаткам в себе и других» (12,81) и «высокие запросы» (13,90).
У испытуемых в ЭГ произошли существенные изменения в отноше-нии наиболее предпочитаемых инструментальных ценностей, так, например, наиболее значимой ценностью стала «независимость» (5,90), второй по значимость стала ценность образования («образованность» 7,45), в числе наиболее предпочитаемых появилась такая ценность как «исполнительность» (8,36). В числе наименее предпочитаемых ценностей изменилось место ценности «высокие запросы» (с 13,90 до 10,63).

Таблица 2 Результаты по методике «Тест ценностных ориентаций» (ЭГ) Инструментальные ценности

  1-й срез 2-й срез
Ценности Среднее Ценности Среднее
Наиболее предпочитаемые отстаивание_мнения 6,81 независимоть2 5,90
воспитанность 7,27 образованность2 7,45
честность 7,27 самоконтроль2 7,54
самоконтроль 7,45 честность2 7,81
ответственность 7,72 исполнительность2 8,36
Наименее предпочитаемые чуткость 10,54 выс_запросы2 10,63
исполнительность 10,90 ответственность2 10,72
эффект_в_делах 11,45 аккуратность2 11,09
неприм_к_недостаткам 12,81 отстаивание_мнения2 11,09
выс_запросы 13,90 эффект_в_делах2 12,81

Таким образом, можно говорить о том, что по результатам 2-о среза у испытуемых в ЭГ произошли положительные сдвиги в отношении наиболее предпочитаемых терминальных и инструментальных ценностей. На первые места вышли просоциальные ценности (такие как: «любовь», «здоровье», «интересная работа», «образованность», «самоконтроль»), способствующие ресоциализации испытуемых в обществе, а так же реализации независимого образа жизни, что в свою очередь, позволяет предполагать, более долгое и успешное нахождение в ремиссии испытуемых ЭГ.

Результаты психодиагностики по методике «Терминальные ценности» (ОТеЦ) (автор И. Г. Сенин) (Приложение 8в, 8г). Результаты психодиагностики терминальных ценностей и жизненных сфер, позволяют констатировать, что произошли следующим положительные изменения:
1. У испытуемых в ЭГ по результатам 1-го замера средний балл по шкале «Собственный престиж» составлял 28,8, по результатам 2-о среза значимость данной ценности увеличилась до 32,3. Данная терминальная ценность отражает приоритетность для индивида жизненных целей, связанных с завоеванием своего признания в обществе путём следования определённым социальным требованиям.

2. Во 2-м срезе выраженность у испытуемых ЭГ такой ценности как «Активные социальные контакты» существенно увеличилась с 26 до 30 баллов. Данная терминальная ценность отражает стремление к установлению благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
3. По шкале «Развитие себя» наблюдается значительный рост среднего балла по ЭГ с 23,7 до 31,8. Данная терминальная ценность отражает значимость познания своих индивидуальных особенностей, постоянного развитие своих способностей и других личностных характеристик.
4. У испытуемых в ЭГ средний балл по шкале «Достижения» со-ставлял 23,5, по результатам 2-го среза значимость данной ценности увеличилась до 31,3. Данная терминальная ценность определяет приоритетность для индивида ставить и решать определённые жизненные задачи как главные жизненные факторы.
5. Если в 1-м срезе средний балл по ЭГ такой терминальной ценности как «Духовное удовлетворение» составлял 24,5, то во 2-м срезе он составил 30,5. Данная терминальная ценность подразумевает выраженность морально-нравственных принципов, преобладание духовных потребностей над материальными.
6. По шкале «Сохранение своей индивидуальности» наблюдается значительный рост выраженности ценности: если в 1-м срезе средний балл по группе составлял 25, то во 2-м срезе – 27,8. Данная терминальная ценность означает преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Таким образом, судя по данным, полученным по методике «Терминальные ценности» (ОТеЦ), у испытуемых ЭГ в результате прохождения ими СПТ мы наблюдаем усиление значимости перечисленных выше терминальных ценностей, что отражает повышение приоритетности для них определённых жизненных целей, что, в свою очередь, не может не сказываться на снижении значимости употребления ими алкоголя.

Результаты психодиагностики по методике «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (автор Д.А. Леонтьев). Результаты, представленные на рисунке 3, позволяют увидеть динамику изменений в показателях смысложизненных ориентаций в ЭГ. Значительные изменения произошли по следующим шкалам:
1. По шкале «Локус контроля — Я». Если в 1-м срезе средний балл по ЭГ составлял 21, то во 2-м срезе – 23,7. Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
2. По шкале «Общий ОЖ». По данной шкале средний балл изме-нился с 74,8 в 1-м срезе до 88,5 – во 2-м срезе. Данные результаты говорят об увеличении уровня осмысленности жизни испытуемых ЭГ.

Таким образом, результаты психодиагностики по методике «Тест смысложизненных ориентаций» позволяют констатировать увеличение уровня осмысленности жизни у испытуемых ЭГ по результатам прохождения СПТ, что, также, в свою очередь, не может не сказываться на снижении значимости употребления ими алкоголя.

Результаты исследований испытуемых КГ.

Результаты психодиагностики мотивации потребления алкоголя (автор методики В.Ю. Завьялов). На основании психодиагностики можно диагностировать уровень потребления алкоголя и его варьирование у испытуемых КГ на 1-м и 2-м замерах следующим образом:
— и в первом и во втором замерах испытуемые КГ показали средние количественные результаты, которые находятся в диапазоне «болезненное пристрастие, злоупотребление» (В.Ю. Завьялов характеризует уровень свыше 50 баллов как болезненное пристрастие, злоупотребление).
— уровню «Болезненное пристрастие, злоупотребление» соответствуют такие преобладающие мотивы употребления как: «похмельная» мотивация, то есть стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, улучшить самочувствие; аддитивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, «жажду» алкоголя; псевдо культурные мотивы, свидетельствующие о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, в которой он функционирует; гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение и атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания.
— если в первой серии замеров средние количественные показатели уровня значимости потребления алкоголя для испытуемых КГ равны 83,5 баллам, то во второй серии мы наблюдаем некоторое снижение уровня значимости употребления алкоголя для испытуемых КГ до 73,4 баллов.

Таким образом, в КГ мы наблюдаем снижение уровня значимости употребления алкоголя. Данный факт можно связать с тем, что все испы-туемые, как в КГ, так и в ЭГ, проходят в Центре реабилитационную программу, включающую в себя психокоррекционные воздействия, направленные на снижение уровня значимости употребления алкоголя с целью достижения состояния ремиссии.

Результаты психодиагностики по методике «Тест ценностных ориентаций» (автор М. Рокич, адаптация А. Гоштаутас, М.А. Семёнов, В.А. Ядов) (Приложения 7а, 7б). Результаты по 1-у срезу представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты по методике «Тест ценностных ориентаций» (КГ) Терминальные ценности

  1-й срез 2-й срез
Ценности Среднее Ценности Среднее
Наиболее предпочитаемые наличие_друзей 4,00 наличие_друзей2 4,55
свобода 4,78 здоровье2 5,66
любовь 5,33 любовь2 6,55
здоровье 6,44 мат_обес_жизнь2 7,11
мат_обес_жизнь 7,67 свобода2 8,11
Наименее предпочитаемые семейная_жизнь 10,89 семейная_жизнь2 12,00
познание 11,44 счастье_др2 12,00
развитие 12,56 красота_природы2 12,44
счастье_др 13,78 общ_признание2 12,44
красота_природы 14,78 жизн_мудрость2 12,66

Анализ данных (таблица 3) позволяют констатировать, что наиболее значимыми для испытуемых КГ являются такие терминальные ценности, как: «наличие хороших и верных друзей» (4,00), «свобода» (4,78), «любовь» (5,33), «здоровье» (6,44), «материально обеспеченная жизнь» (7,67). В приведенных выше ценностях отражается приоритетность определенных жизненных целей. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо. Наименее значимыми ценностями являются «семейная жизнь» (10,89), «познание» (11,44), «развитие» (12,56), «счастье других» (13,78) и «красота природы и искусства» (14,78). По результатам 2-го замера можно говорить о том, что у испытуемых КГ не произошло значительных изменения в наиболее предпочитаемых терминальных ценностях.
Как следует из данных, представленных в таблице 4, наиболее значимыми являются следующие инструментальные ценности: «честность» (5,56), «смелость в отстаивании своего мнения» (6,67), «исполнительность» (7,33), «независимость» (7,67) и «твердая воля» (7,67).

Таблица 4 Результаты по методике «Тест ценностных ориентаций» (КГ) Инструментальные ценности

1-й срез 2-й срез
Ценности Среднее Ценности Среднее
Наиболее предпочитаемые честность 5,56 отстаивание_мнения2 6,44
отстаивание_мнения 6,67 независимоть2 7,33
исполнительность 7,33 рационализм2 8,22
независмость 7,67 широта_взглядов2 8,44
твердая_воля 7,67 жизнерадостность2 8,55
Наименее предпочитаемые терпимость 11,67 образованность2 11,66
эффект_в_делах 11,89 эффект_в_делах2 11,66
чуткость 11,89 терпимость2 11,77
выс_запросы 12,67 неприм_к_недостаткам2 12,00
неприм_к_недостаткам 13,44 чуткость2 12,11

Данные инструментальные ценности, определятся, как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации, и свидетельствуют о приоритетности определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.

Наименее предпочитаемыми инструментальными ценностями являются «терпимость» (11,67), «эффективность в делах» (11,89), «чуткость» (11,89), «высокие запросы» (12,67) и «непримиримость к недостаткам в себе и других» (13,44).

У испытуемых в КГ по результатам 2-о замера не выявлены значительные изменения в отношении наиболее предпочитаемых инструментальных ценностей. Такие ценности как «честность», «исполнительность» и «твердая воля» по результатам 2-о среза не вошли в список наиболее предпочитаемых ценностей, что может свидетельствовать о снижении их значимости для испытуемых, в тоже время увеличилась значимость «жизнерадостности» (8,55). В число наименее предпочитаемых ценностей вошла такая ценность, как «образованность» (11,66).

Таким образом, можно наглядно увидеть отсутствие согласованности между терминальными и инструментальными ценностями у испытуемых в КГ (в общем, среди терминальных ценностей преобладают ценности наличия хороших и верных друзей, любви и свободы, а среди инструментальных — независимости и смелости в отстаивании своего мнения).

Результаты психодиагностики по методике «Терминальные ценности» (ОТеЦ) (автор И. Г. Сенин). Результаты психодиагностики терминальных ценностей и жизненных сфер, позволяют констатировать отсутствие существенных положительных изменений в значимости для испытуемых КГ данных ценностей.

Результаты психодиагностики по методике «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (автор Д.А. Леонтьев). Результаты, представленные на рисунке 6, позволяют говорить о том, что в КГ не произошло значительных изменения по показателям смысложизненных ориентаций.

Для оценки различий между ЭГ и КГ до экспериментального воздействия, мы сравнили показатели по трем тестам, используя U-критерий Манна-Уитни.

Первоначально, перед экспериментальным воздействием, две группы – ЭГ и КГ различались по показателю методики «Терминальные ценности (ОтеЦ)», это «сохранение своей индивидуальности», данный показатель оказался более выражен в экспериментальной группе. Данный факт дает возможность предположить, что испытуемые в экспериментальной группе более ориентированы на преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, склонны защищать свою неповторимость и независимость.

 

Для того чтобы исследовать значимость достигнутых результатов испытуемых ЭГ, мы использовали Т-критерий Уилкоксона. Это связано с тем, что данный критерий, по мнению Е.В. Сидоренко [74], применим в тех случаях, когда признаки измерены, по крайней мере, по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Для этого они должны варьировать в достаточно широком диапазоне.

Результаты сравнительного анализа позволили установить, что значимые изменения произошли по следующим показателям:
— в ЭГ: уровень употребления алкоголя (p=0,003); цели (p=0,045); ло-кус контроля — Я (p=0,008); общий уровень осмысленности жизни (p=0,003); собственный престиж (p=0,003); активные социальные контакты (p=0,005); развитие себя (p=0,003); достижения (р=0,003); духовное удовлетворение (р=0,003); сохранение собственной индивидуальности (р=0,008).
— в КГ: уровень употребления алкоголя (p=0,018);
— соотношения изменений в ЭГ более значительные (зафиксированы изменения по 10 показателям из 15 – 67%), чем в КГ (изменение по 1 показателю – 7%).

Выводы по 3-й главе

Анализ результатов экспериментального исследования позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Результаты исследований в КГ испытуемых позволяют от-метить следующее: у испытуемых, находящихся в условиях прохождения реабилитации, но не участвующих в СПТ, не выявлено положительных изменений по подавляющему большинству показателей.
2. Результаты исследований в ЭГ испытуемых позволяют отметить следующее: после проведенного СПТ у испытуемых отмечаются более значительные положительные изменения по снижению уровня значимости употребления алкоголя, чем у испытуемых КГ. Соответственно гипотеза эксперимента о том, что у подростков, участвующих в СПТ, может быть снижен уровень значимости употребления алкоголя по отношению к тем подросткам, которые в тренинге не участвуют — подтверждается.
3. Можно констатировать, что в результате специализированной психологической коррекции посредством СПТ происходят положительные изменения характеристик исследуемых показателей. Однако нельзя говорить о значительном, а только о заметном изменении. Это свидетельствует о том, что шкалы методик диагностируют глубинные свойства личности и мало подвержены значительным изменениям за относительно короткий промежуток времени. СПТ, как средство коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением, скорее направлен на создание предпосылок и условий для дальнейшего формирования и коррекции ценностной сферы подростков и может являться запускающим механизмом этого процесса. Однако можно и предположить, что сдвиг ценностей в пользу социально ориентированных и уход от алкоголя как некой личной ценности явно произошел.
4. Изменения, произошедшие с испытуемыми ЭГ, показывают, что в условиях прохождения реабилитации подростками с аддиктивным поведением возможно использования СПТ как средства психологической коррекции ценностной сферы, изменения в которой выступают значимым фактором снижения уровень значимости употребления алкоголя у данных подростков.

Заключение

В выпускной квалификационной работе на основании теоретического исследования отечественной и зарубежной литературы мы выявили сущность понятия «аддиктивное поведение», исследовали феномен ценностной сферы в психологии и особенности влияния ценностных ориентаций на аддиктивное поведение в подростковом возрасте для концептуализации воздействий посредством социально-психологического тренинга. Мы также систематизировали представления о СПТ, обосновав его теоретические и методические аспекты, и провели его экспериментальную проверку как эффективного средства коррекции ценностной сферы у подростков с аддиктивным поведением.

Основные выводы, полученные в результате работы, можно сформулировать следующим образом:

  1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме аддиктивного поведения и особенностей ценностной сферы у подростков с аддиктивным поведением показал, что естественные изменения, происходящие с подростком в пубертате, могут сами по себе являться как мощными факторами риска, так и, в некоторой степени, факторами защиты от употребления ПАВ. Довольно большое количество факторов способствует возникновению химической зависимости. Их знание, помимо теоретического, имеет большое прикладное значение. Устранение или ослабление тех или иных факторов риска может способствовать профилактике аддиктивного поведения. Той же цели будет способствовать усиление факторов защиты от химической зависимости. Обзор научной литературы по данной теме позволил выделить именно несформированность ценностной сферы как одну из основных личностных детерминант, способствующих возникновению аддиктивного поведения.
  2. Согласно результатам теоретического и экспериментального исследований, СПТ является эффективным средством коррекции и представляет собой определенным образом структурированное взаимодействие в группе, которое позволяет подросткам с аддиктивным поведением скорректировать ценностную сферу, что, в свою очередь, позволяет снизить уровень значимости употребления алкоголя.
  3. О СПТ как об эффективном средстве коррекции ценностной сферы у подростков с аддиктивным поведением, можно говорить тогда, когда в тренинге учитываются особенности подросткового возраста, а так же психологические особенности подростков с аддиктивным поведением. А знания о типичных стадиях СПТ, знание принципов, правил, стратегии, структуры, алгоритма и методов СПТ позволяют усилить эффект СПТ.
  4. Объективные характеристики, предложенные как критерии исследования ценностной сферы у подростков с аддиктивным поведением, соответствуют задачам исследования динамики коррекции ценностной сферы и снижения уровня значимости употребления алкоголя в условиях СПТ.
  5. В связи с вышесказанным мы можем констатировать, что цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
  6. Опираясь на положительные результаты нашего исследования, мы можем рекомендовать СПТ как эффективное средство коррекции ценностной сферы подростков с аддиктивным поведением в те центры, где проходят реабилитацию подростки с аддиктивным поведением.

Список используемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 376 с.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2007. — 271 с: ил.
  3. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: Сб. науч. трудов. – Горький: Мысль, 1982. – 129 с.
  4. Безменова И. К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ) // Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова. http://www.psvchologv.iii/lomonosov/tesises/ek.htm.
  5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  6. Березин С.В. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. — Самара: Самар. ун-т, 2001, –237 с.
  7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1979. -№4.
  8. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СП6., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  9. Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. — М.: Янус — К, 2002 — 52с.
  10. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения/ Ю. А. Васильева //Психологический журнал. — 1997. — № 2.
  11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
  12. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  13. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. -М.: Трикста, 2006. — 256 с.
  14. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р., 2001, Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание. – СПб: ФИС РАН, 2001.
  15. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педагагічная работа. — 2009. — № 4.
  16. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1-4, под ред. И. А. Бодуэна де Куртене, 4 изд., — СпБ, 1912-14;
  17. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков, – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001. – 348 с.
  18. Девятко В.И. Социально-психологический тренинг как средство компетентности в общении молодых офицеров с подчиненными: Дис. …канд. психол. наук.- М., 1990.
  19. Детков Д.В., Ретюнский К.Ю., Ойхер Д.Я., Канарский И.А., Забродин О.В. Ранний алкоголизм. Современные представления о диагностике, патогенезе, терапии и реабилитации. //Учебно-методическое пособие для врачей-педиатров – Екатеринбург, Изд-во Уральского Университета, 2004. – 39 с.
  20. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – С. 118-122.
  21. Евсюкова Н.И. К вопросу о неправомерном поведении подростков. Материалы конференции «Отклоняющееся поведение человека в современном мире». — Владимир, 2010.
  22. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. – Спб.: Дидактика плюс; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 272 с.
  23. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с.
  24. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ермолич // Вопросы психологии. – 2007. – № 9. – С. 23-27.
  25. Завьялов В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — Новосибирск, 1988. — С. 164–183.
  26. Иванец, Н. Н. Психиатрия и наркология: Учебник для ВУЗов / Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 882 с.
  27. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.: ил.
  28. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Общество и молодежь. Изд. 2, дополненное и переработанное. Составитель В. Д. Кобецкий. — М.: Молодая гвардия, 1973, с. 22—51.
  29. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  30. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
  31. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Спб: Питер, 2005. – 336 с.
  32. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. — Обозр. психиат. и мед. психол. 1991/1. С. 8–15.
  33. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Вопросы психологии, 2000. – №4. – С.29-38.
  34. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника. Психологические особенности формирования личности школьника / Б.С. Круглов. – М.: МГУ, 1983.- 25 с.
  35. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза. — М.: Юрид. лит. , 1988. — 224 с.
  36. Кузовкин В.В. Психотехнический подход к активизации личностного роста в подготовке офицеров запаса: Дис. канд. психол. наук. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
  37. Кулаков С.А. Основы психосоматики. — Спб.: Речь, 2003.- 524 с.
  38. Лаврова Н.В. Социальные факторы риска аддиктивного поведения// Вопросы психологии, 2000. – №5. – С.13-21.
  39. Ламанов И. А. Социально-психологический тренинг как средство формирования у курсантов вузов конструктивных способов разрешения межличностных конфликтов: Учеб.-метод, пособие. — М.:ВУ, 2000.- 138 с.
  40. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. — М.: Медицина, 1991.
  41. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности //Вестник Московского университета.1996.№4.с.35-45 23.
  42. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М. , 1972, с. 368-378.
  43. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации.– 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. –18 с.
  44. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени// Психол. обозрение. -1998. — № 1.
  45. Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство для врачей. — Л.: Медицина: Ленингр. отд., 1991.- 304 с.
  46. Личко А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковые наркомании // Психопатия и акцентуации характера у подростков. — М., 1977. -№ 3. 15 с.
  47. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
  48. Личность и алкоголь. /Сост. Ц. П. Короленко, В. Ю. Завьялов; Отв. ред. Б. А. Трифонов; АН СССР, Сиб. отд-ние. — Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1988. — 165 c.
  49. Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. — С.6-23.
  50. Максимова О.А., Г.Р. Калезина // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 132-138.
  51. Максимова О.А. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социологические исследования. 1999.- № 6. — С. 132-136.
  52. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинг. — Киров, 1995. — 152 с.
  53. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  54. Маслоу А.Г. Психология бытия: пер. с англ. / А.Г. Маслоу. — М., 2007. — 304 с.
  55. Москаленко В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков / В. Д. Москаленко // Междунар. мед. журн. – 2003. — № 1. – С. 81-87.
  56. Москаленко В.Д. Зависимость. Семейная болезнь. — М.:ПЕР СЭ, 2009. – 352 с.
  57. Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Академия, 2006. – 304 с.
  58. Надеждин А.В. К вопросу о «заместительной терапии» у больных героиновой наркоманией. //Вопросы наркологии. – 2001. — №5. – с.66-71.
  59. Научно-методические основы первичной профилактики детской наркомании: Для работников центров соц. помощи семье и детям. М-во труда и соц. развития РФ. Департамент по делам семьи, женщин, детей и молодежи, Гос. НИИ семьи и воспитания.- М., 2000.- 167с.
  60. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. – М.: Просвещение, 1994.
  61. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера 2002. — 510 с.
  62. Петровская Л.В. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: МГУ, 1982.
  63. Позднякова М.Е. Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика. — М.: Институт социологии РАН, 2003.
  64. Посаженникова А.О. Особенности ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте. — Спб.: СПбГИПСР, 2003.
  65. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2010. – 694 с., ил.
  66. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. — М.: Российское педагогическое агенство, 1995. – 140 с.
  67. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. М., 1990. — 494 с.
  68. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2007.-224 с: илл.
  69. Пятницкая, Найденова, Подростковая наркология., Руководство. – М.: МИА, 2008, с. 256.
  70. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2006. – 350 с.
  71. Рокич М. Природа человеческих ценностей. — Нью-Йорк, 1973.
  72. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. -СПб.: Речь, 2007.—768 с.
  73. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ): Руководство / И. Г. Сенин. – Ярославль : Психодиагностика, 1991. – 19 с.
  74. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии//Математическая статистика. – СПБ: Речь, 2000.
  75. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам/ Всемирная организация здравоохранения. — М.: Медицина, 1996.
  76. Хубиева Ф. Х. Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье // http://festival.1september.ru/articles/502850/.
  77. Цибулина К.В. Мотивация употребления алкоголя у современных подростков. Психологическая наука и практика образования: современные тенденции. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. О.В. Александрова (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2009. – 286 с.
  78. Шабанов П.Д., Наркология: Практическое руководство для врачей. — М.: Гэотар-мед, 2003. — 506 с.
  79. Шабанов П.Д., Основы наркологии.- СПб.: Изд-во Лань, 2002. — 556с.: ил.
  80. Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация / Под ред. А.Я. Гриненко. Серия «Мир медицины», 2000. 368 с.
  81. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
  82. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 35-52.
  83. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 1969.
  84. Dawes, R.M., Faust, D. & Meehl, P.E. (1993). Statistical Prediction versus Clinical Prediction: Improving what works. In G. Keren & C. Lewis. A handbook for data analysis in the behavioral sciences: Methodological Issues. Hillsdale NJ: Erlbaum.
  85. Dawes, R.M.. Schuckit M.A., Biological vulnerability to alcoholism // J. Cons. Clin. Psychol. 1987. 55. P. 301-309.
  86. De Mijolla A., Familial and personal correlation (risk factors) of drug consumption among German youth. // Вопросы наркологии. — 1998, — №4.
  87. Landrey M. Familial and personal correlation (risk factors) of drug consumption among German youth // Acta Paedopsychiat. 1987. № 49. P. 199-209.
  88. Marlowe D.B. Factors associated with the problem-engendering use of substances by young men // J. Stud. Alcohol., 1997. 50. № 6. P. 552-556.,
  89. Martin W.R. Drug abuse strategies // Drug and Alcohol Depend.// Вопросы наркологии. — 1998, — №4.
  90. Associated with the problem-engendering use of substances by young men. // Вопросы наркологии. — 1998, — №4.
  91. Me Phee R.P., Cushmun D.R. Attitude behavior and mussuges. // Вопросы наркологии. — 1998, — №4.
  92. Rudestam K.E. Experiental Groups in Theory and Practice Monterey, : Brooks/Cole, 1982.
  93. Schuckit M.A., Smith T.L., 2001 Correlates of unpre dicted outcomes in sons of alcoholics and controls / J.Stud. Alcohol. — 2001. — Vol. 62, July. — P. 477-485.
  94. Tuckman, Bruce . «Developmental sequence in small groups». PsychologicalBulletin 1965.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф