Заявка на расчет
Меню Услуги

Кризис на мировом уровне. Мировой экономический Кризис 2008 года. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


3.1. Предпосылки и начало экономического кризиса 2008 года, крушение ипотечных кредитов

В экономической теории нет единого взгляда на глубинные причины экономических кризисов.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Кризис разразился в США и распространился на большую часть мировой экономики. Вследствие чего в большинстве стран мира экономический кризис появился еще раньше, чем в России. Одним из главных признаков экономического кризиса является рецессия, то есть сокращение уровня ВВП, а соответственно падение производства в реальном секторе экономики.

Начиная с 1 июля 2008 года, страны одна за другой официально погружаются в рецессию, наступает мировой экономический кризис.

Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

— общей цикличностью экономического развития;

— перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;

— высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);

— перегревом фондового рынка;

Все выше сказанное в полной мере относится и к настоящему экономическому кризису.

Будет неправильным сказать, что он был совершенно неожиданным, и что никто из экономистов не предупреждал о его приближении. Более того, основные причины его возникновения были заблаговременно обозначены. Отмеченное выше создавшееся крайне неравновесное состояние мировой экономики тоже не является особенно новым. Единственное, что трудно было точно локализовать, так это предполагаемое время начала кризиса. Предыдущий мировой деловой цикл завершился сильнейшим кризисом в 2001-2002 годах. Новый цикл начался с конца 2002 года, а, если иметь в виду, что длительность циклов в послевоенные десятилетия составила в среднем временной отрезок в 8-10 лет, то стоило ожидать начало кризиса в 2009-2012 годах.

Кроме того, ориентировочно на этот же период следовало ожидать завершение повышательной волны очередного цикла.

Но ряд объективных причин подтолкнул мировую экономику к началу кризиса несколько раньше.

Признаки «болезни» стали обнаруживаться в США еще в 2007 году в ряде секторов финансово-банковской системы. Так это охарактеризовал Министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин:

«Ведущей макроэкономической причиной оказался избыток ликвидности в экономике США, что, в свою очередь, определялось многими факторами, включая:

— общее снижение доверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997-1998 годах;

— инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды (страны Персидского залива);

— политику низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001-2003 годах, пытаясь предотвратить циклический спад экономики США.

Под влиянием избыточной ликвидности активизировался процесс формирования рыночных пузырей — искаженной, завышенной оценки различных видов активов. В отдельные периоды такие пузыри формировались на рынках недвижимости, акций и сырьевых товаров, что стало важной составной частью кризисного механизма. Согласно данным межгосударственных исследований, охватывавших длительные временные периоды, кредитная экспансия является одним из типичных условий финансовых кризисов.

На этом фоне способствовали наступлению кризиса и микроэкономические факторы — развитие новых финансовых инструментов (прежде всего структурированных производных облигаций).

Считалось, что они позволяют снизить риски, распределяя их среди инвесторов и обеспечивая правильную оценку. На самом деле использование производных инструментов фактически привело к маскировке рисков, связанных с низким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к их непрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов. Наконец, в числе институциональных причин отметим недостаточный уровень оценки рисков, как регуляторами, так и рейтинговыми агентствами.

Мягкая денежно-кредитная политика, проводившаяся ФРС США с начала 2000-х годов, стимулировала выдачу банками кредитов.

Среднегодовые темпы прироста банковского потребительского кредитования в 2003-2007 годах были на уровне 5%, прирост потребительских кредитов в III квартале 2007 года составил 7,2%. Объем выданных ипотечных кредитов возрос с 238 миллиардов долларов в I квартале 2000 года до 1199 миллиардов долларов в III квартале 2003 года.

Ключевую роль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным.

Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич».

Еще одной, важной причиной приведшей к финансовому кризису стала нефть и ценообразование на этот продукт. В результате динамичного роста экономики в основных центрах развитого сегмента мировой экономической системы (Северная Америка — Западная Европа — Япония), а также Китая, Индии и некоторых других, быстро растущих экономик потребности в нефти, обеспечивающей их рост, непрерывно возрастали. Это обстоятельство являлось постоянным фактором для спекулятивного повышения цен на жидкое топливо. Использовались разные мотивы для взвинчивания цен (постоянная нестабильность на Ближнем Востоке, где проходят международные коммуникации по доставке нефти в развитые регионы, партизанские рейды в Нигерии на нефтепромыслы, циклоны на юге Америки, в Мексиканском заливе, повышенные потребности китайской экономики и пр.), и все это служило поводом для повышения цен на нефть. В результате себестоимость барреля нефти «оторвалась» от ценообразования на нефть, соответственно прибыль нефтяных компаний составляет, по разным расчетам, от 250 до 450%. И что знаменательно, произошел полный подрыв свободного ценообразования и соответственно конкурентной основы в этом секторе мирового хозяйства. В результате произошло следующее: с одной стороны, нефтяные компании и аккумулирующие их средства, финансовые институты стали обладателями громадных массивов «свободных денег»; с другой стороны, эти «легкие деньги» перетекают в другие, прибыльные сферы хозяйства, в том числе в индивидуальное жилищное строительство, формируя повышенный спрос в периоды повышательной фазы в динамике цикла и, наоборот, оказывая отрицательное воздействие в стадии стагнации движения цикла.

Наконец, у разворачивающегося кризиса имеется еще одна фундаментальная предпосылка. За последние полтора-два десятилетия целевая функция бизнеса претерпела серьезную трансформацию.

Ключевым ориентиром развития корпораций стал рост капитализации. Именно этот показатель более всего интересовал акционеров, и именно по нему оценивается в наши дни эффективность менеджмента. Между тем стремление к максимальной капитализации вступает в противоречие с реальным основанием социально-экономического прогресса — повышением производительности труда. Рост капитализации с ней, конечно, связан, но лишь, в конечном счете. Однако перед акционерами надо отчитываться ежегодно, а для получения красивых годовых отчетов, для поддержания текущего роста капитализации требуется совсем не то же самое, что обеспечивает рост производительности. Для хорошей отчетности нужны слияния и поглощения, поскольку увеличение объема активов способствует росту капитализации. И, разумеется, не следует закрывать отсталые предприятия, так как в текущем периоде это ведет к снижению капитализации. В результате в составе многих крупных промышленных корпораций сохраняются старые неэффективные производства.

Вдобавок, колоссальные прибыли порождают различного рода «финансовые пирамиды» и «финансовые пузыри», разрушают устойчивость отдельных звеньев финансовой системы, развращают менеджмент огромными дивидендами (даже за плохое управление). Все это подрывает принципы конкурентных механизмов в целом в бизнесе. Формирование крупных массивов «свободных денег» в свою очередь порождает мощную инфляционную тенденцию глобального масштаба, которая распространяется по всему миру.

Впервые громко и много о финансовом кризисе заговорили в сентябре 2008 года, когда средства массовой информации начали освещать банкротство одного за другим банков США. Именно эту крупную державу экономисты сегодня считают виновницей всех бед. По мнению экспертов, причина кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержного стремления банков выдать как можно больше жилищных кредитов и получить тем самым огромную прибыль. Стремление — абсолютно естественное, но при этом договора ипотеки заключались зачастую с людьми, чьи финансовые доходы не позволяли совершать регулярные выплаты по кредитам. В итоге, все больше и больше квартир отходило в собственность банков, а покупателей на них оказывалось все меньше и меньше. Результатом этого явились ипотечный кризис и банкротство кредитных организаций, на руках у которых оказались миллиарды долларов неликвидной недвижимости.

Причина повышенного спроса на жилье крылась совсем не в резком росте доходов американцев, а заключалась в доступности ипотеки практически для любого желающего:

— во-первых, ипотечные кредиты в США как минимум в три раза дешевле российских — средняя стоимость ипотеки за океаном — 5% годовых;

— во-вторых, недвижимость, находящуюся в залоге, по законам США можно продавать без каких-либо ограничений;

— в-третьих, ипотечные программы в США предусматривают очень гибкие условия возврата заемных средств, когда первые несколько лет выплаты по кредитам так малы, что практически любая семья может позволить себе такие расходы, и только спустя некоторое время размеры платежей значительно увеличиваются и становятся для некоторых непосильными.

Таким образом, создавалась некая иллюзия невероятной доступности жилья, ведь обычно люди стараются не задумываться над проблемами, которые могут возникнуть через пару-тройку лет. Поэтому ситуация в США сложилась так, что большая доля недвижимости оказалась в subprime-секторе, то есть в собственности заемщиков, не имеющих финансовой возможности расплачиваться за нее или даже и не собиравшихся погашать кредиты полностью. Усугубило положение дел и то, что ипотечные банки предъявляли крайне низкие требования к финансовой состоятельности потенциальных заемщиков либо же прилагали минимум усилий для того, чтобы ее проверить. Экономический кризис во многом обязан своим появлением желанием американских банков выдать как можно больше кредитов, не особо задумываясь о кредитоспособности заемщиков.

Хроника развития мирового экономического кризиса в США и Европе проходила по очень схожему сценарию, а любое событие за океаном сразу находило отклик и в европейских странах, поскольку экономики США и Запада в наибольшей степени взаимосвязаны между собой, а также велико число международных финансовых институтов.

Список пострадавших от операций в subprime-секторе в июне 2007 года открыла компания Bear Stern. Следующие весточки экономического кризиса поступили в июле уже из Европы. В Германии сразу три организации объявили о размере своего участия в ипотечном кредитовании США и о снижении прогнозов годовой прибыли. Первым об этом сообщил немецкий банк IKB, инвестировавший в недвижимость США. Следом за ним о размере своих инвестиций заявили банковский концерн Commerzbank и международный холдинг Allianz. В числе пострадавших оказались и, всемирно известный Deutsche Bank, а также Morgan Stanley и Lehman Brothers. Проблемы не обошли стороной и их многочисленных партнеров. Президенты и управляющие некоторых финансовых организаций покинули свои посты.

С августом 2007 года связывают начало мирового кризиса ликвидности. Рынок межбанковского кредитования к этому времени становится обездвиженным в связи со слухами о финансовых потерях банков, поэтому мировые Центральные Банки вынуждены самостоятельно его поддерживать, и всего за несколько дней размер их вливаний составляет более 300 миллиардов евро.

К сентябрю 2007 года в США уже примерно 50 ипотечных институтов прекращают свою работу. Финансовый кризис налицо, а вместе с ним — и рост безработицы, особенно в секторе строительства. В это время в Европе происходит первый массовый наплыв в банк вкладчиков, желающих вернуть свои сбережения обратно. Первым таким банком оказывается британский Nothern Rock.

Октябрь и ноябрь 2007 года добавляют в список потерпевших американский банк Merrill Lynch, специализировавшийся на ипотеке. Несут убытки и другие крупнейшие банки: в США — Citigroup, в Европе — HSBC (Великобритания). О мировом экономическом кризисе уже говорят все ведущие финансисты и представители правительств.

В декабре 2007 года правительство Соединенных Штатов разрабатывает пакет антикризисных мер и отдает на проверку рейтинговым агентствам кредитные бумаги на сумму 100 миллиардов долларов. Но экономический кризис не перестает набирать обороты, продолжая расти с каждым днем, распространяясь на остальные секторы экономики. Вслед за США мировой экономический кризис разрастается по Европе, не остается ни одной страны, не затронутой кризисом.

В начале 2008 года банки один за другим продолжают списывать потери и увеличивать их размеры в последующие месяцы. Цифры убытков достигают невероятных, невиданных за всю историю существования банков значений. Многие банки оказывают поддержку друг другу, но со временем начинает выясняться, что средств не хватает. Так, в феврале месяце KFW – немецкий государственный банк, оказавший в свое время поддержку IKB, больше не способен предоставлять необходимые второму миллиарды евро. IKB — ключевой для Германии банк, поэтому недостающие суммы финансовых средств начали возмещать из государственного бюджета за счет налогоплательщиков. А для британского Northern Rock единственным выходом становится национализация.

Больше остальных от экономического кризиса пострадали именно крупнейшие мировые банки. В частности, проблемы в американском Citigroup приводят в июле 2008 года к продаже немецкого Citibank. Покупателем становится Credit Mutuel, который сразу занимает большую долю немецкого рынка банковских услуг благодаря широкой клиентской базе Citibank.

На протяжении всей первой половины 2008 года акции банков США и Европы не прекращают падать в цене, снижается стоимость акций американских агентств, работающих с ипотекой — Freddie Mac и Fannie Mae, которые решено национализировать в сентябре 2008 года.

15 сентября 2008 года ознаменовался сразу несколькими потрясениями, ставшими мощными катализаторами мирового экономического кризиса: Lehman Brothers объявляет о своем банкротстве, Bank of America Corp поглощает Merrill Lynch, а также падает рейтинг American International Group (AIG) – крупнейшего в мире страховщика, который испытывает острую необходимость в финансовых средствах из-за убытков, понесенных по ипотеке. Эти события вызывают стремительный «эффект домино», выразившийся в волне банкротств, слияний и поглощений как в США, так и в Европе. Так, мировой экономический кризис дошел до России.

3.2. Антикризисная политика правительств различных стран мира

Весь комплекс антикризисных мер, предпринимаемых в рамках отдельных государств, естественным образом делится на три основных блока:

— меры по поддержке и стимулированию национального экономического механизма, прежде всего финансовые вливания с целью рекапитализации банковской системы и реального производства;

— меры по смягчению социальных последствий кризиса: увеличение пособий по безработице, различного рода льготы и субсидии для нуждающихся и малоимущих, включая снижение налогов, и так далее;

— меры, ориентированные на подготовку благоприятных условий для послекризисного развития: совершенствование инфраструктуры, стимулирование разработки энергосберегающих технологий, поиска возобновляемых источников энергии и создания экологически безопасного производства, дополнительное финансирование образования, науки, здравоохранения и так далее.

Национальные антикризисные программы дополняются попытками международного регулирования, нацеленными на сдерживание протекционизма, изменение мирового финансового механизма, оптимизацию международных экономических отношений, ликвидацию или ограничение «черных» и «серых» оффшорных зон, расширение полномочий международных финансовых органов. Стоит отметить, что не столько сами эти меры, сколько встречи в верхах, посвященные их разработке, вызывают громкие протесты со стороны радикальных антиглобалистов, считающих руководителей крупнейших держав виновниками кризиса.

Одним из условий эффективности антикризисной политики является максимальная сбалансированность всех ее направлений: важно добиться, чтобы они не входили во взаимное противоречие (как осуждение протекционизма на саммитах и протекционистские меры национальных правительств) и по возможности поддерживали друг друга. Эта задача требует не только ответственности, но и взвешенности, трезвого расчета. Вряд ли она полностью разрешима. Например, облегчение налогового бремени для мелких и средних предприятий, способствуя выживанию и развитию малого бизнеса, сокращает бюджетные ресурсы государства, а тем самым — и его возможности по оказанию адресной помощи другим субъектам экономики и бедствующим группам населения. Поддержка стратегически важных или градообразующих предприятий смягчает безработицу и другие социальные последствия кризиса, но может противоречить задачам реструктуризации и повышения эффективности производства. Отсюда возрастающее значение увязки государственной поддержки со встречной инициативой хозяйственных единиц по реструктуризации, техническому обновлению, повышению управленческой эффективности. Так, правительство США обусловило предоставление финансовой помощи автомобильным компаниям разработкой ими антикризисных программ.

Оптимальное распределение ресурсов между тремя направлениями антикризисной политики зависит от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются, с одной стороны, экономический потенциал страны и объем наличных ресурсов, а с другой — ожидания общества.

На сегодняшний день фактически только США может одновременно задействовать всю совокупность антикризисных мер. Этому способствует не только наличие у них мощного производственного механизма и огромного научно-технического задела, но и своеобразие их финансовой ситуации. Несмотря на колоссальный бюджетный дефицит и государственный долг, положение доллара как мировой валюты позволяет им, запустив печатный станок, не экономить на финансовых вливаниях в экономику. К 700 миллиардам долларов, ассигнованным республиканским правительством по «плану Полсона», демократическое правительство добавило 778 миллиардов по «плану Гайтнера», а вскоре после этого наметило выделить около 1 триллиона на выкуп ценных бумаг, прежде всего «плохих» активов.

Основная часть средств, таким образом, направляется на прямую поддержку банковской системы и оказавшихся под угрозой компаний, причем правительство не останавливается перед такими решительными мерами, как установление фактического государственного контроля над обанкротившимися фирмами. Так, в руки государства перешло 60% акций «Дженерал Моторс». Вместе с тем сотни миллиардов долларов тратятся на поддержку малоимущих — налоговые льготы, увеличение средств, выделяемых на медицинское страхование, талоны на питание для каждого девятого жителя США (только в 2009 году — 54 миллиарда долларов), помощь с выплатой ипотечных взносов. Огромные деньги ассигнуются на вложения «В будущее»: свыше 100 миллиардов — на реконструкцию инфраструктуры (дорог, школьных и общественных зданий и так далее), десятки миллиардов — на энергосбережение и поиск альтернативных источников энергии, на науку и передовые технологии.

Европейские страны (даже принадлежащие к «старой» Европе, не говоря уже о новых членах ЕС) гораздо более ограничены в средствах. Принятая в ЕС норма, согласно которой бюджетный дефицит не должен превышать 3% от ВВП, в условиях кризиса, конечно, нарушается, но все же заставляет их отказываться от безоглядных вливаний в банковскую и производственную сферы. В наилучшем положении здесь находятся страны, имевшие на момент наступления кризиса бездефицитный бюджет. Это прежде всего Германия, где был создан специальный фонд для стабилизации финансового рынка (SoFFin), располагающий капиталом в 500 миллиардов евро, а затем принят второй антикризисный пакет в 50 миллиардов (1,5% ВВП), рассчитанный в первую очередь на оказание социальной помощи. Не вызывает сомнений, что столь большие антикризисные ассигнования в итоге приведут к превышению 3-процентного лимита. Но гораздо более стеснены страны, где еще до кризиса бюджетный дефицит был близок к 3%, в частности Италия.

Разумеется, это не означает, что такие страны отказываются от прямой финансовой помощи хозяйствующим субъектам. Например, французская казна ссудила 6 миллиардов евро находившейся под угрозой банкротства фирме «Пежо-Ситроен». Итальянское правительство наметило меры по поддержке не только автомобильной промышленности, но и производства комплектующих, бытовой электротехники, мебели, белья. В декабре 2008 года Европейский Союз принял план стимулирования экономики, предусматривающий выделение на эти цели 200 миллиардов евро, то есть 1,5% ВВП сообщества. В то же время на саммите G20 представители стран ЕС воспротивились предложению Барака Обамы ассигновать на финансовые вливания сумму, равную 5,5% их ВВП.

Страны ЕС, опираясь на развитые механизмы социальных гарантий, уделяют серьезное внимание мерам по облегчению последствий кризиса для наименее обеспеченных групп населения. В Германии увеличены пособия по безработице и пособия на детей, снижены подоходный налог и взносы в больничную кассу. В Италии выделены средства для поддержки работников, лишенных возможности пользоваться «интеграционной кассой», выплачивающей пособия безработным, введены «социальные карты» для малоимущих, на которые ежемесячно перечисляются небольшие суммы (40 евро).

Тем не менее, принимаемые даже в развитых странах меры нельзя назвать полностью удовлетворительными. Финансовые вливания лишь ослабляют проявления кризиса, но не ликвидируют его причины и даже способны затянуть его. Не исключено, что волнообразное, «синусоидальное» развитие кризиса связано как раз с размахом антикризисных мер, большинство которых носит паллиативный характер. Помочь всем пострадавшим от кризиса физически невозможно, да и размеры помощи неизбежно ограничены.

К тому же, вызывает сомнения, что в ситуации кризиса и сопряженной с ним нехватки капиталов можно кардинально перестроить национальные экономики и международную финансовую систему. Хорошо, если бы для такой перестройки удалось подготовить необходимые условия.

Антикризисные меры и социальные отношения порождает социальное недовольство, угрожая нарушить социальную стабильность. Завершатся ли успехом усилия правящих кругов по поддержанию стабильности в своих странах, зависит от сочетания многих факторов. Непосредственно прослеживающимися, «ближайшими» по отношению к результату являются:

— интенсивность последствий кризиса;

— эффективность антикризисной политики;

— результативность информационно-пропагандистского обеспечения стабильности.

Даже на странах Европейского Союза с более или менее сравнимым уровнем развития экономики кризис сказался не одинаково. С наибольшей силой кризис ударил по странам с односторонне ориентированным, монокультурным хозяйством, сильно зависящим от экспорта. Насколько можно судить, из крупных стран относительно эффективную антикризисную политику сегодня проводят США (за счет величины ассигнуемых средств), Германия (в силу взвешенности предпринимаемых мер) и Китай (во многом благодаря смелости и гибкости осуществляемого поворота от экспортной ориентации к упору на внутренний рынок).

Немалое значение имеют и возможности информационно-пропагандистскогo сопровождения антикризисной политики. В Китае с его авторитарным строем они особенно велики. Правящим элитам других, демократических, стран приходится искать новые, креативные решения в борьбе за согласие общества. В Италии, на сайте правительства был организован специальный опрос, какие из предлагаемых мер предпочтительны для населения (наибольшую поддержку получили меры по снижению налогов). Многие правительства стараются с помощью интернета обеспечить максимальную прозрачность антикризисной программы, дабы убедить население, что делается максимум возможного.

«Ближайшие» условия поддержания стабильности сами в значительной степени зависят от других, более глубинных:

— объем финансово-экономических ресурсов;

— запас прочности политической системы;

— исходный уровень доверия к власти;

— специфика истории данной страны, традиции, менталитет населения.

Выше уже говорилось о несравнимых с другими странами по объему ресурсах Соединенных Штатов. Большими финансовыми ресурсами обладают Китай, Япония и Россия, но ресурсы их экономических систем, взятые в целом, весьма различны. Что касается прочности политической системы, ясно, что наибольшим ее запасом обладают страны с давними демократическими традициями и устоявшейся политической системой. Напротив, страны с неокрепшей, переходной политической системой наиболее уязвимы.

Однако и в развитых странах уровень доверия к власти в силу конъюнктурных обстоятельств далеко не одинаков. Рейтинг Буша к концу его президентского срока, как известно, был очень низким, зато высок авторитет, с которым пришел к власти Обама. Наконец, если Германия в свое время получила хорошую прививку против экстремистских идей и действий, то традицией Франции является степень радикализации противоречий и политических позиций. Не случайно она остается практически единственной из великих держав, где кризис вызвал мощную (двухмиллионную) уличную манифестацию.

Проявления социально-политической нестабильности, возможные в период кризиса, выстраиваются в следующую иерархию (по нарастающей):

— локальные протесты;

— падение рейтингов правительств и их руководителей;

— общенациональные протесты;

— падение правительства;

— дискредитация всей правящей элиты и приход к власти радикалов, в Европе — скорее правых, чем левых, в развивающемся мире наоборот;

— катастрофическое развитие событий — хаос, развал, вооруженные столкновения, безвластие.

Демократические страны с большим опытом организации массовых выступлений, широкими свободами, сильной оппозицией могут быстрее столкнуться с начальными стадиями дестабилизации. Уже осенью 2008 — зимой 2008/2009 годов по западноевропейским странам прокатилась первая волна забастовок и демонстраций, но этим, как правило, все и ограничилось. Более заметными стали согласованные выступления, организованные в столицах стран ЕС Европейской конфедерацией профсоюзов и входящими в нее национальными профсоюзными объединениями. По 100 тысяч человек приняли участие в манифестациях в Берлине и Брюсселе, 30 тысяч — в Праге, а всего — около 350 тысяч.

В демократических странах подобного рода выступления в обычной ситуации не являются симптомами дестабилизации: это нормальный механизм урегулирования противоречий и балансировки групповых интересов. Когда речь заходит о таких протестных акциях, как крупнейшая за последние 20 лет всеобщая забастовка, прошедшая 29 января 2009 года во Франции, дело приобретает более серьезный оборот.

В условиях кризиса балансировка интересов становится гораздо более сложной и трудновыполнимой задачей. С этим, очевидно, связано не только нарастание стачечной волны в европейских странах, но и снижение эффективности забастовок как метода борьбы наемных работников, приводящее к радикализации протестного движения. Отсюда — появление новых форм протеста, например блокирование менеджмента предприятий их работниками.

И все же дестабилизации препятствуют не только многочисленные «рубежи обороны», которые существуют в демократических странах с их развитым гражданским обществом и мощными институциональными опорами «крепостями и казематами», но и гибкость, опытность правящего класса, его умение маневрировать, прибегать к согласованиям и компромиссам. Отказ от непопулярныx мер, частичные шаги навстречу протестующим, смена первых лиц, отставка правительства, объявление досрочных выборов, победа на них внутрисистемной оппозиции — все это может умело использоваться для выпуска «избыточного пара», снижения градуса социальной напряженности, предохранения основ существующей системы от потрясений.

Уже на начальном этапе кризиса определились «слабые места» Европы — страны, где происходили бурные массовые протесты и беспорядки. Помимо Франции, это Греция, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Венгрия, Молдавия. Не случайно половина из них — страны с еще не устоявшимся, переходным типом хозяйства, обычно с экспорто-ориентированной экономикой, где еще не успели сложиться прочные демократические традиции. В некоторых из этих стран, в результате беспорядков пали правительства, в Литве был избран президентом независимый кандидат.

Но если в демократических странах нарушения стабильности, относительно рано начавшись, часто останавливаются на допустимом уровне, то в условиях авторитарных режимов события, видимо, будут развиваться по другой схеме. Такие режимы в большинстве случаев дольше сохраняют внешнюю стабильность, но затем могут быстро пройти все стадии дестабилизации.

Есть, однако, специфическое обстоятельство, которое может помешать проявлению этой закономерности: как показали в свое время события на площади Тяньаньмэнь в Пекине, авторитарные режимы легче и на более ранних стадиях идут на применение жестких насильственных методов противодействия дестабилизации, тем самым повышая издержки участия в протесте.

Антикризисная политика Китая.

Китай на первый план ставит задачу сохранения и упрочения устойчивого и динамичного экономического развития государства. Для этого предполагается придерживаться гибкой и осмотрительной макроэкономической политики, уделять внимание таким мерам, как снижение налогов и увеличение ассигнований из центрального бюджета с целью улучшения благосостояния граждан, активизации внутреннего спроса, отказа от экстенсивных способов развития. Также выработать и привести в действие комплекс мер по стимулированию национальной экономики, содействовать сохранению стабильности в производстве и на рынке труда, помочь конкретным отраслям и предприятиям. Эти шаги должны включать: выработку программы подъема отраслей, имеющих исключительное значение для китайской экономики, черной и цветной металлургии, автомобилестроения, судостроения, нефтехимической промышленности; активизацию процесса технической реконструкции предприятий, поддержку их инновационной деятельности; усилия в области занятости и социального обеспечения.

Для предотвращения возможности распространения кризиса Госсоветом КНР была разработана программа из десяти направлений, на развитие которых правительство выделило 4 триллиона юаней. Приоритетными стали сельское хозяйство, строительство инфраструктуры, новых высоких технологий, экономичного жилья. Эти сферы, по прогнозам китайских властей, потянут за собой другие и обеспечат необходимое расширение внутреннего спроса. При этом в Китае снижена ставка рефинансирования Народного банка (выполняет функции ЦБ) до 3% годовых. Средняя банковская ставка по кредитам составила 5,58% в год, что обеспечивает благоприятные условия для реализации программы Госсовета КНР. Еще в 2007 году руководство КНР приняло меры для снижения объема внешней торговли и уменьшения экспорта. В сфере внешнеэкономических связей Китай будет сокращать объем внешней торговли с США и странами Евросоюза. В текущей ситуации Китай попытается активизировать развитие внешнеторговых связей со странами ШОС за счет импорта энергоносителей и экспорта готовой продукции. При этом Китай для успешной реализации своих проектов по импорту энергоносителей будет осуществлять инвестиции в развитие инфраструктуры стран.

В КНР в сельской местности проживает большая часть населения. Естественно, что вопросы сельского хозяйства являются приоритетными для коммунистической партии и правительства. Учитывая тот факт, что решающую борьбу с угрозой финансового кризиса они намерены вести на поле реальной экономики, сельское хозяйство получает всю необходимую поддержку и помощь.

За три десятилетия социалистический Китай в ходе масштабных преобразований нашел динамичный путь модернизации, представив миру модель развития социалистической системы с новой общественной формой. Коммунистическая партия Китая неизменно руководит новой великой революцией, непрерывно продвигает вперед процесс осуществления мечты о модернизации и национальном возрождении, к которым стремились несколько поколений наших людей.

Политика Японии.

Наибольшие экономические трудности в Азии сейчас переживает самая развитая страна данного региона — Япония. Возможно, потому, что, номинально являясь азиатской страной, она уже давно стала неотъемлемой частью наиболее развитой капиталистической зоны планеты.

Среди важнейших первоочередных мероприятий Правительства, позволяющих избежать негативных тенденций, способствующих дальнейшему углублению кризиса необходимо отметить, прежде всего, поддержку достаточно высокого уровня занятости и оказание социальной помощи временно безработным. Не менее важным является также и комплексная финансовая помощь важнейшим субъектам экономической деятельности, которая может быть осуществлена только путём проведения сбалансированной кредитно-финансовой политики.

Экстренная реализация ряда мероприятий предусматривает как обеспечение условий для сохранения действующих и создания новых рабочих мест, так и создание системы социальной защиты временно безработных.

Правительство предусматривает проведение денежно-кредитной политики, соответствующей конкретным экономическим условиям, при этом организационная и финансовая поддержка будет оказываться преимущественно по следующим направлениям:

— всемерное содействие в развитии институтов финансового посредничества;

— оказание финансовой помощи малым, средним и крупным предприятиям;

— обеспечение финансовой поддержки зарубежным проектам, выполняемым Японскими компаниями;

— создание Корпорации по скупке акций различных проблемных банков и расширение её деятельности;

— массированная финансовая поддержка устойчивости фондового рынка;

— повышение требований по обеспечению прозрачности данных о деятельности предприятий и их бухгалтерской отчетности при одновременном уточнении правил налогообложения;

— оказание финансовой помощи по ипотечному кредитованию и по земельным трансакциям;

— оказание разносторонней помощи развивающимся странам (преимущественно, расположенным в Азии), в которых действуют Японские компании;

— важным финансовым вкладом в преодоление кризисных явлений в стране является реформа налогообложения, которая предусматривает временное снижение ставок налога на приобретение жилья, снижение для МСП налогов из сумм, затрачиваемых на социальные нужды работников предприятия, а также расширение налоговых льгот, связанных с затратами на НИОКР.

Комплекс стратегических мер поддержки экономики и выхода из кризиса финансируется из государственных резервов путём перевода средств на специальные счета для реализации инвестиционных и кредитных программ.

На первом этапе основным приоритетом будет целенаправленное и эффективное использование всех необходимых средств для замедления экономического спада при одновременном стремлении избежать негативных последствий кризиса.

На втором этапе, основной целью будет смягчение перехода от самой низшей точки кризисного падения экономики к её возрождению. На этом этапе приоритетным будет проведение инвестиционной политики, направленной на развитие экономической инфраструктуры и инновационной деятельности, что обеспечит рост потен­циала национальной экономики.

На третьем этапе (с конца 2010 г.) предполагалось начать уверенный подъём экономики с помощью объединения таких движущих факторов как развитие местных рынков и расширение экспорта новых продуктов и услуг, созданных благодаря успешной коммерциализации инновационных разработок.

Принятый правительством комплекс экономических мероприятий рассчитан не только на преодоление последствий сдвоенного кризиса, но и предусматривает достижение долгосрочных стратегических целей.

Политика Германии.

Одной из основных целей антикризисной политики Германии является, не допустить рост числа безработных. Несмотря на кризис, в 2008 году численность занятых в ФРГ достигла 40,8 миллионов человек — это самый высокий уровень с момента объединения Германии.

Пакет мер предполагает снижение ряда налогов и сокращение вычетов для граждан. Государство пообещало выделить малообеспеченным семьям с детьми по 100 евро на каждого ребенка.

Частью второго пакета антикризисных мер является реформа налога на автотранспортные средства. Впредь он будет начисляться не только из расчета объема двигателя автомобиля, как до настоящего времени, но и с учетом количества вредных выбросов в окружающую среду.

Рассчитанная на два года государственная программа антикризисного пакета мер, «цена» которой более 50 миллиардов евро, направлена на стимулирование роста инвестиций и спроса в экономике, сохранение и поддержание конкурентных возможностей индустрии и местной промышленности, оживление отечественной конъюнктуры и поддержку рынка труда.

Принципиальная позиция немецкого правительства при разработке этой программы состояла в том, что чрезмерное вмешательство государства в рыночные процессы ради преодоления кризиса, может иметь негативные последствия, как для экономики, так и для политики страны. «Бессмысленно бросаться от слепой веры в рынок к слепой уверенности во всесилие государства» — заявил на встрече социал-демократов в Берлине министр Штайнбрюк. По его мнению, успех программы зависит от нахождения баланса между рынком и государством.

В пакете из 15 пунктов предложений правительства для вывода экономики из кризиса значатся уменьшение налогов на машиностроительные предприятия, увеличение субсидий коммунальным хозяйствам на их оснащение энергосберегающими установками, инвестиции в развитие транспорта, в программы улучшения региональной экономической структуры.

Руководители Германии неоднократно заявляли, что фискальные меры для выхода из кризиса вызовут рост государственного долга, и, тем самым, могут нанести ущерб евро, спровоцировав отказ других европейских стран от взятых ими на себя обязательств в части ограничения государственного долга в соответствии с Маастрихтским договором.

Германия и Великобритания намерены тесно сотрудничать в преодолении последствий экономического кризиса. Об этом договорились в Берлине профильные министры обеих стран Райнер Брюдерле и Питер Мандельсон.

Антикризисная политика американской администрации.

Вначале она сводилась к выкупу неликвидных банковских активов, национализации двух ипотечных организаций – Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG, а также росту страхования депозитов в банках и фондах. Одновременно шло сокращение ставки процента, которая в начале 2009 года была срезана почти до 0%. В октябре был принят план (Troubled Assets Relief Program), согласно которому Минфин США планировал выделить 700 миллиардов долларов для вливаний в финансовые институты страны. В ноября 2008 года ФРС объявила о двух новых программах объемом 800 миллиардов долларов на поддержку ипотеки (600 миллиардов долларов включая выкуп mortgage backed securities на 500 миллиардов долларов), а также малого бизнеса и потребительского кредитования (200 миллиардов долларов).

Администрация президента Обамы принимает дополнительные меры по преодолению кризиса. В объявленном в феврале плане финансовой стабилизации объемом более 2,5 триллиона долларов (Financial Stability Plan), помимо выкупа плохих активов у банков и компаний, планируется выделить до 1 миллиарда долларов на поддержку потребительского кредита, а также оказать поддержку 7-9 миллионам семей с плохими закладными.

В одобренном в марте 2009 года законе об экономическом восстановлении и реинвестировании (American Recovery and Reinvestment Act) из общей суммы в 787 миллиардов долларов предусмотрено выделить 237 миллиардов долларов на налоговые субсидии для физических лиц (для юридических лиц — только 51 миллиардов долларов), на поддержку малоимущих — 82,5 миллиардов долларов, на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, окружающей среды) — 246 миллиардов долларов, остальное будет потрачено на энергетику, дороги, науку. ФРС для поддержки ипотечного кредитования и рынка недвижимости выкупил ипотечных бумаг на 750 миллиардов долларов, для чего пришлось резко увеличить выпуск долларов.

Можно сделать вывод, что антикризисная политика США реализуется прежде всего в двух направлениях – повышение ликвидности финансового сектора и поощрение потребительского спроса.

3.3. Сравнение антикризисных мер, предпринятых российским правительством и правительствами других государств

С Программой антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год можно ознакомиться в Интернете по адресу http://premier.gov.ru/anticrisis/. Основные направления мероприятий по борьбе с кризисом, на мой взгляд, можно свести в следующим.

  1. Усиление социальной защиты населения и создание рабочих мест. Для этого предусматривается повышение размера пособий по безработице в 1,5 раза и пенсий на 30%, проведение опережающего обучения, профессиональной переподготовки и повышение квалификации, уменьшены квоты на привлечение иностранной работников. Для тех, кто временно потерял работу, есть возможность реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам через Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРЖК). Среди мер по поддержке студенчества можно выделить эксперимент получения образовательного кредита по «низкой» процентной ставке (11,5%), фиксация в рублях стоимости на весь срок обучения.
  2. Стимулирование внутреннего спроса на продукцию российских предприятий. В 2009 г. возрастет объем государственного заказа на продукцию и услуги отечественных компаний. В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-х летним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России. 12,5 млрд. руб. планируется потратить на закупку автомобилей, произведенных в России, для органов исполнительной власти всех уровней. В Программе предусмотрены меры по стимулированию развития малого бизнеса и поддержке инновационной активности в экономике. Государство планирует вкладывать средства в создание бизнес-инкубаторов, гарантийных и венчурных фондов, в развитие программ льготного кредитования малого бизнеса (например, в рамках программы Внешэкономбанка будет выделено до 30 млрд. руб.). Отмечены некоторые точки роста для экономики: энергосберегающие технологии, программы внутреннего туризма, разработка Глобальной навигационной системы. Основной акцент также будет сделан на поддержание двух отраслей – автомобилестроения и жилищного строительства, т.к. они имеют значительный мультипликативный эффект на развитие смежных сфер экономики. Будут субсидироваться проценты по кредитам для сельскохозяйственных предприятий, по проектам создания рыбоперерабатывающей инфраструктуры и модернизации судов.
  3. Снижение налоговой нагрузки на бизнес и население. В частности, с 2009 г. сокращена ставка налога на прибыль с 24 до 20%. Также предприятия смогут уменьшить налогооблагаемую базу на сумму средств, инвестируемых в оборудование (единовременное списание по амортизации увеличено с 10 до 30% стоимости), на сумму обучения своих сотрудников в полном объеме, на величину процентов по кредитам (норматив вычета увеличен до 1,5 ставки рефинансирования ЦБ в рублях и 22% в валюте). Все это будет способствовать увеличению объема денежных средств, остающихся в распоряжении предприятий и населения, что в свою очередь, будет стимулировать спрос.
  4. Уменьшение административного давления на бизнес. Будет продолжена работа по борьбе с коррупцией, включая упрощение различных процедур получения разрешений и лицензий, повышение доступности информации. Устанавливаются льготные тарифы на присоединение к электрическим сетям (550 руб. для маломощных подключений).
  5. Повышение устойчивости национальной финансовой системы. На рефинансирование банковской системы в 2009 г. будет выделено (в основном, за счет ресурсов Центрального Банка) около 1 трлн. руб., включая 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку,  225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

Сравнительный анализ российских и зарубежных антикризисных мер показывает: в принципе, все они базируются на одном — заливании финансового «пожара» бюджетными деньгами.

Но суммы, направления и особенности выделения этих средств отличаются, причем довольно сильно.

Запад путем прямых денежных инъекций пытается взбодрить потребительский спрос — главный «маховик» рыночной экономики.

В России деньги в руки гражданам давать бояться, предпочитая поддерживать ту же отечественную автопромышленность простым выделением колоссальных средств из бюджета Автовазу, ГАЗу, КАМАЗу, и прочим терпящим бедствие автогигантам.

С одной стороны, понятно, что на этих заводах трудятся десятки тысяч людей, которых нельзя просто так выкинуть на улицу.

С другой — в очередной раз упускается возможность придать нашей экономике инновационный и конкурентоспособный вид, естественным путем «похоронив» те производства, которые давно уже не отвечают требованиям времени.

В большинстве развитых стран в условиях кризиса Центробанки активно снижают учетные ставки, чтобы сделать кредиты более доступными.

Центральный банк Российской Федерации их наоборот довольно долго поднимал, пока не довел до нынешнего уровня в 13%.

С этой проблемой тесно связана еще одна — высокая инфляция.

Такой проблемы не существует на Западе, Россия же встретила кризис очередным ростом цен (с начала 2009 года они подскочили на 5%).

В антикризисных мерах правительства о борьбе с этой напастью говорится много, но, ни одной конкретной меры по обузданию роста цен не прописано.

Более того, мораторий на рост естественных монополий, который многим независимым экспертом кажется логичным решением хотя бы на один год, правительством отвергнут.

Считается, что такие ценные кормильцы бюджета, как РЖД, Газпром и энергетики, не должны терпеть неудобств даже в кризисный период.

Достаточно распространенной в мире мерой по противостоянию кризису, является маневрирование налогами и пошлинами.

Некоторые страны идут на снижение экспортного НДС – с целью облегчить бремя своим компаниям.

Китай, к примеру, обнулил экспортные пошлины на 102 вида товаров и еще на 23 — резко снизил.

Россия же ограничилась лишь некоторым понижением налога на прибыль — что бизнесу практически безразлично: мало кто в этом году ждет прибылей.

Зато, похоже, окончательно похоронена идея предоставления налоговых каникул малому бизнесу.

В основном, антикризисные программы стран мира имеют много общего. На мой взгляд, они сосредоточены на реализации мер в трех 3 основных направлениях:

  • Восстановление банковской и финансовой системы через вливание финансовой ликвидности,
  • Поддержание незащищенных слоев населения,
  • Стимулирование внутреннего спроса через систему государственных расходов, поддержки системообразующих компаний и отраслей (таких как автомобилестроение, строительство).

Отличия мероприятий по выходу из кризиса базируются, прежде всего, на структурных различиях экономик России и других стран, в т.ч. с высоким уровнем доходов. Из-за неразвитости банковской системы и незначительных размеров ипотечного кредитования, российскому правительству не потребовалось выкупать проблемные активы банков в больших объемах. Следовательно, обвального падения курсов акций компаний финансового сектора не наблюдалось. Россия за 2008-2009 гг. направила на антикризисные меры (в основном за счет средств Центрального банка) около 3 трлн. руб. (7% ВВП). Для сравнения США за период 2008-2009 гг. было направлено до 2 трлн. долл. (14% ВВП). Эти вливания могут возрасти до 6 трлн. долл. (более 40% ВВП).

Другое отличие программ РФ и США состоит в следующем. Америка пошла на оказание прямой помощи частным корпорациям и их частичную или полную национализацию (например, через выкуп привилегированных акций). Россия оказывает прямую поддержку только некоторым компаниям с участием государственного капитала и системообразующим предприятиям (в основном, это ОПК, стратегическим авиастроительным корпорациям, например, ОАО «РСК» МИГ»).

Следующее отличие заключается в том, что США будут строить (ремонтировать) дороги и мосты, у нас главный акцент делается на строительство жилья. Видимо до финансового кризиса, который начался именно с рынка ипотеки, в Америке и так построили слишком много квадратных метров.

На реализацию антикризисных мер в 2009 г. В России из федерального бюджета было потрачено 1610 млрд. руб. (4% ВВП). В целом, весь пакет антикризисных мероприятий с учетом средств ЦБ составил 5 трл. руб. (12,5 % ВВП). В США эта цифры превысили 7 трл. долл. (более 50% ВВП). Нужно отметить, что на налоговые послабления Россия направила (в качестве потерь бюджета) 23% от суммы всех антикризисных мер без учета вливания ликвидности в экономику за счет средств ЦБ, что составило около 11% ВВП. В США это сумма равна более 50% Программы (Recovery and Reinvestment Act) или 3% ВВП. Большое влияние антикризисные мероприятия оказывают на размер бюджетного дефицита страны. В России в 2009 г. его размер был на уровне 3 трлн. руб. (7,5% ВВП). В США дефицит составил 1,7 — 1,9 трлн. Долл. (12-14% ВВП). А государственный федеральный долг в России на 01.01.2009 129 млрд. долл. (9% ВВП). В США федеральный долг на 07.04.2009г. был равен 11,1 трлн. долл. (78% ВВП). В данной ситуации России не пришлось прибегать к крупным заимствованиям, так как у нас есть Стабфонд, из которого в 2009 г. было потрачено 2752 млрд. руб. Америке пришлось увеличивать и без того большой государственный долг.

Отличия позиции европейских стран и Америки в борьбе с экономическим кризисом были подчеркнуты на саммите G20 в 2009 году во Франции. Руководители Франции и Германии сошлись во мнении, что государство не должно проводить крупномасштабные вливания в экономику, дотировать убыточные компании, так как это приведет к росту бюджетного дефицита и инфляции. Напротив, США настояли на больших вливаниях в экономику. Китаю в планах администрации президента Барака Обамы отводилась роль кредитора американской экономики.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что российская программа соответствует основным направлениям, вырабатываемым странами мира и мировым сообществом (G20). В борьбе с глобальным экономическим кризисом также учтены национальные особенности и структуру экономики России, например наличие крупного государственного сектора, неразвитость ипотечного рынка и банковской системы.

3.4. Перспективы выхода из кризиса

Все вышесказанное позволяет сделать ряд предположений относительно перспектив сохранения стабильности в некоторых государствах мира, по крайней мере, при том ходе кризиса, который определился в течение первого и второго года.

Соединенные Штаты, где кризис приобрел довольно острые формы, имеют, достаточно хорошие шансы выйти из него без катастрофических социальных и политических потрясений. Конечно, многое зависит от продолжительности и конкретного развертывания кризисных процессов. Но по всем исходным условиям, а также по масштабам антикризисной политики США обладают преимуществом перед другими затронутыми рецессией странами. Особенно важно, что они располагают наибольшими возможностями для инновационной перестройки своей экономики.

У Великобритании экономических ресурсов намного меньше; существенно ниже в ней и уровень доверия к правительству. Надежды на ограничение в этой стране проявлений нестабильности связаны с национальными традициями, в основном не позволившими протестам выйти за внутрисистемные цивилизованные рамки и во время «великого кризиса» 1929-1933 годов. «Клапаном» для протестных настроений здесь, скорее всего, окажутся досрочные выборы, смена правительства и отстранение от власти дискредитировавших себя лейбористов.

В Германии, напротив, прошедшие в 2009 году очередные парламентские выборы, подтвердили полномочия канцлера Меркель, позволив ей переформировать правительство, отказавшись от формата «большой коалиции». Предвыборная борьба станет каналом выражения протеста и массовой активности, а предстоящий уход социал-демократов в оппозицию ослабит влияние ее внесистемных сил. Дальнейшее будет зависеть от длительности кризиса и более или менее острых его поворотов.

Наиболее уязвимой среди крупных европейских держав является, Франция. Успехи Саркози во внутренней политике гораздо скромнее, чем во внешней. Не исключены острые политические кризисы с неясным исходом, усиление влияния правых и левых радикалов. В Италии неизбежный рост социального недовольства, ослабляется искусными популистскими маневрами Берлускони, породившими нечто вроде культа личности, и несостоятельностью левоцентристской оппозиции.

Самыми слабыми звеньями Европейского Союза являются, конечно, малые страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Если судить по их внутренним возможностям, в некоторых из них не исключен катастрофический ход событий. Единственное, что может его предотвратить — это своевременная и масштабная экономическая помощь со стороны других членов ЕС. Смогут ли они ее оказать, зависит от их собственного состояния, а также от того, много ли стран будут нуждаться в помощи и не потребуется ли такая помощь более или менее одновременно.

Существует обстоятельство, которое может непредсказуемым и неблагоприятным образом отразится на стабильности европейских держав. Речь идет о наличии там обширного контингента иммигрантов, способных привнести в их внутреннюю жизнь черты, присущие скорее развивающимся странам. Немалое значение имеет тот факт, что на этой части населения сильнее всего сказывается влияние кризиса. При каком-то повороте событий протестные действия, исходящие из среды иммигрантов, могут послужить запалом для массовых беспорядков, при другом — вызвать обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, сыграв на руку правым радикалам.

Что касается развивающихся стран, то особого внимания заслуживают перспективы Китая. Многие предсказывают ему довольно скорый и сравнительно безболезненный выход из экономических трудностей (применительно к Китаю сложно говорить о кризисе, так как, несмотря на более чем 30-процентное падение экспорта, снижения промышленного производства там не произошло).

Однако при оценке его перспектив необходимо учитывать весь комплекс перечисленных выше условий. Между тем они крайне противоречивы. С одной стороны, страна сильнейшим образом зависит от экспорта, с другой — накопленные резервы позволяют ее руководству предпринять смелую и энергичную попытку переориентировать производство на внутренний рынок. С одной стороны, перед Китаем стоит труднейшая задача «переваривания» огромной резервной армии труда, грозящая в случае неудачи сильнейшими социально-политическими потрясениями, с другой — история расправы на площади Тяньаньмэнь свидетельствует о возможности прибегнуть в такой ситуации к широкомасштабным репрессиям. В итоге можно говорить о широком диапазоне потенциальных сценариев развития событий в Китае.

Значительным своеобразием отличается ситуация в Латинской Америке. «Левый поворот», произошедший в политике многих стран региона, может (за счет социальных мер левых правительств) облегчить, по крайней мере на время, положение массовых групп населения, смягчив удары кризиса. Дальнейшее зависит как от силы сопротивления бывших привилегированных слоев, так и прежде всего от экономических перспектив той или иной страны. В этом смысле в наилучшем положении находятся такие страны, как Бразилия и Мексика, в худшем — малые страны Центральной Америки.

Мировая, и в частности, Российская экономики в настоящее время переживают стадию постепенного восстановления и наращивания темпов развития.

Этот процесс крайне неравномерен.

Кроме того, если предполагать правильность теории волн Кондратьева, то можно сделать ряд достаточно пессимистичных предположений.

Как показала история, наиболее тяжелые кризисы происходили в конце повышательной фазы развития — 1929-1933, 1974-1975. Вероятно, это происходило вследствие перепроизводства экономических ресурсов, «перегрева экономики», несоответствия достигнутого экономического уровня с инструментами и методами управления экономикой, необходимости коренных глубинных изменений в ней.

Это очень хорошо согласуется с нынешним состоянием. В последние годы наблюдались очень высокие темпы роста экономики, прежде всего за счет новых индустриальных стран. Одновременно произошло «перепроизводство» финансовых активов, что и спровоцировало начало кризиса.

Исходя из этого, следует ожидать существенные трудности по выходу мировой экономики из депрессии и переход ее в понижательную полуволну развития. Длительность этого периода оценить трудно, но вероятнее всего оценка окончания нынешнего периода в 2018-2020 годах может оказаться близкой к действительности.

Вход мировой экономики в новый большой цикл (~ 2020-2070), скорей всего будет сопряжен с «выравниванием потенциалов» — уменьшения диспропорций в развитии национальных экономик.

Последующая повышательная волна, скорей всего, будет связана с переходом к очередной технологической революции, а, кроме того, с установлением и включением в действие новых международных институтов.

Заключение

Глобальные проблемы экономики, так же как и общечеловеческие проблемы существовали всегда, со времени зарождения цивилизации. Будут существовать и в дальнейшем.

Они являются следствием неравновесного состояния, как экономики, так и всех остальных сфер человеческой деятельности. Их существование подталкивает всю глобальную систему человечества к развитию и эволюционированию.

Глубина проблем нарастала в течение исторических периодов Нового и Новейшего времени. Это связано со все большей интеграцией национальных экономик в единое мировое экономическое пространство, экспоненциальным ростом экономики, гиперболическим ростом народонаселения и энергопотребления, увеличением нагрузки на экологию.

Предполагается, что углубление и обострение глобальных проблем будет вести себя сходно с демографической ситуацией. Экспоненциальный рост негативных факторов не может быть бесконечным. По закону энтальпии внутренние изменения системы направлены всегда против сил приводящих ее в неравновесное состояние. Причем реакция усиливается темпами, превосходящими рост негативных воздействий. Правда, любая система имеет свой порог необратимых изменений, который обратно пропорционален скорости происходящих изменений. Анализируя представленные данные, возможно предположить, что описанные нами глобальные проблемы не превышают «порог прочности» глобальной системы «Человечество — среда обитания», и она вполне способна перейти на новый уровень развития, продолжить эволюционировать в направлении интеграции мировой экономики, перевода ее на экологически безопасную, энергосберегающую и социально-ориентированную.

Решение этих задач возможно лишь в комплексе. Каждая из описанных глобальных проблем – демографическая, экологическая, энергетическая, социально-политическая, и, наконец, комплекс экономических проблем – тесно связана со всеми остальными, влияет на все сферы человеческой деятельности.

Закономерности их взаимосвязей, так же как общие и частные закономерности происходящих процессов еще требуется изучить. Экономика, так же как и целый ряд связанных с ней наук в настоящее время развивается. Появляются новые дисциплины, активно применяется методология точных наук, происходит диалог и консолидирование различных экономических школ. Протекающий экономический кризис не удалось предотвратить, но его последствия для мировой и национальных экономик оказались не столь катастрофическими. Это стало возможным благодаря развитию экономической теории.

Становится все более бесспорной необходимость дальнейшей интеграции мирового сообщества. Решение глобальных проблем возможно лишь в масштабах всего Мира и при участии всех без исключения государств. Мы наблюдаем усиление значения всемирных институтов, все большую координацию действия Мирового сообщества. Данные процессы будут усиливаться и в дальнейшем.

Но процесс интеграции мировой экономики будет и в дальнейшем встречать определенные трудности. Национальные экономики различных государств имеют свои особенности. Государства имеют свои интересы, и, несомненно, будут продолжать их отстаивать. Процесс интеграции и «подстройки» достаточно обособленных подсистем в единую суперсистему — процесс длительный и достаточно проблематичный.

Экономические проблемы не только отражают и являются следствием глобальных общечеловеческих проблем, но и имеют определенную специфику.

Мировую экономику следует рассматривать как открытую систему подверженную воздействию усиливающихся факторов (демографическое напряжение, экологический и энергетический кризисы, нарастающая нехватка сырья и так далее) и состоящую из тесно взаимосвязанных подсистем. Таких как денежно-финансовая, производственная, рынков сырья, рабочей силы, сбыта, коммуникаций и информационных ресурсов, товаров и услуг.

Любое выведение из равновесного состояния составляющих данной системы — воспринимается как проблема.

Данная система — открытая и динамическая. То есть неравновесные состояния в ней возникают и как следствие перечисленных выше внешних факторов, и как следствие колебательных процессов, воспринимающихся как циклы развития различной периодичности.

В настоящее время мы наблюдаем резкие динамические изменения системы, связанные с наступлением очередного экономического кризиса, усиленного завершением повышательной волны и, как следствие, перепроизводства, прежде всего в финансовой сфере. Кроме того, кризис усилен накопившимися факторами — неравномерным развитием национальных экономик, возросшей интеграцией и глобализацией мировой экономики, обострившимися глобальными общечеловеческими проблемами.

Это имеет не только негативное значение.

В настоящее время можно наблюдать очень важные и имеющие большое значение в будущем развитии Мира экономические процессы. Перестраиваются потоки финансов, товаров, рабочей силы. Меняется структура экономики многих государств. Укрепляются международные институты, усиливается интеграция, открытость обществ, уменьшается идеологическое  и военное противостояние. Вероятно, эти процессы будут происходить с большими трудностями. Глобальные проблемы будут, определенное время обострятся, вынуждая мировое сообщество и мировую экономику меняться, находить новое состояние равновесия системы. Но, новое равновесное состояние неизбежно будет достигнуто на новом эволюционном уровне развития.

Все кризисы заканчиваются. Текущий не будет исключением. Вероятно, что кризис 2008 года можно сравнить лишь с великой депрессией, которая также была организована в США. Как и во время текущего кризиса, во времена великой депрессии, коммерческие банки, внезапно, перестали выдавать кредиты, и расцветающая американская экономика резко погрузилась в рецессию. История проходит. Причины кризиса анализируются, и новые люди смотрят на случившееся под другим углом.

В данный момент распространяется мнение, что кризис во времена великой депрессии был создан умышленно группой коммерческих банков, преследовавших свои алчные цели.

Как образовался текущий кризис и был ли он создан искусственно, либо случился внезапно, пока не ясно. Для ответа на этот вопрос, необходимо некоторое время, чтобы посмотреть на него, как на случившийся факт.

Список использованной литературы

  1. Антонов А.И., «Демография в эру депопуляции» — А.И. Антонов. Демографические исследования, 2009, № 6.
  2. Бекетов Н.В., «Мировой финансовый кризис и проблемы глобализации мировой экономики» — Н.В. Бекетов. Проблемы современной экономики, 2008, № 2 (30).
  3. Бузгалин А., Колганов А. «Мировой экономический кризис и сценарии посткризисного развития: марксистский анализ». Вопросы экономики № 1, 2009
  4. Вайн С. «Глобальный финансовый кризис: Механизмы развития и стратегии выживания». – М., «Альпина Бизнес Букс», 2009.
  5. Васильев В.С., Роговский Е.А. «Мировой финансовый кризис. Фаза 2 [Рецессия]». США – Канада: экономика, политика, культура, №3,2009, с. 24.
  6. Герасимов, А.В. «Внутренние вооруженные конфликты в современном мире: политико-правовой анализ». А.В. Герасимов http://www.samoupravlenie.ru/16-24.htm
  7. Гринин, Л.Е. «Глобальный кризис в ретроспективе: Краткая история подъемов и кризисов: от Ликурга до Алана Гринспена». Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев — М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
  8. Замараев, Б. «Экономические итоги 2008 года: конец «тучных» лет». Б.Замараев, А. Киюцевская, А. Назарова, Е. Суханов. Вопросы экономики, 2009, № 3.
  9. Кагарлицкий, Б.Ю. «Итоги Копенгагенской конференции» Б.Ю. Кагарлицкий http://igso.ru/articles.php?article_id=289.
  10. Кашин В.А. «Мировой финансовый кризис: причины и последствия». Финансы, №1, 2009.
  11. Колодко Г. «Мир в движении». М., «Магистр», 2009, с. 191.
  12. Кудрин А. «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию». Вопросы экономики, №1, 2009.
  13. Мау, В. «Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису». В.Мау Вопросы экономики, 2009, № 2
  14. Меньшиков, С.М. «Длинные волны в экономике». С.М Меньшиков, Л.А. Клименко — М.: Международные отношения, 1989.
  15. Мешкова, Т.А. «Вызовы мирового экономического и финансового кризиса: стратегический ответ ОЭСР» Т.А. Мешкова, Я.А. Вазякова http://www.iori.hse.ru/publications/herald/material/1_09/Strategic_Response.pdf.
  16. Осипов Ю.М. «Мировой кризис в поле зрения философии хозяйства». Философия хозяйства, №6, 2008, с. 12.
  17. Пахомов Ю., Пахомов С. «Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки». Экономист, №2, 2009.
  18. Пороховский А.А. «Экономический кризис как рубеж современного мирового и национального развития». Экономическая теория, № 1, 2009.
  19. Сорос Дж. «Новая парадигма финансовых рынков». – М., Манн, Иванов и Фенрбер, 2008.
  20. Сухарев О. «Мировой финансовый кризис и способность экономики к развитию». Экономист, №12, 2008.
  21. Юсим В. «Первопричина мировых кризисов». Вопросы философии №1, 2009, с. 29.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф