Страницы: 1 2
ГЛАВА III. КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ
1. Диагностика эффективности использования метода круговой тренировки в организации урока физической культуры учащихся 5-ого класса. Методы исследования и анализ.
На протяжении всего периода исследований были организованы систематические наблюдения за различными сторонами деятельности школьников. Естественный педагогический эксперимент осуществлялся на базе средней общеобразовательной школы №2 г. Назарово. В исследовании в качестве испытуемых принимали участие ученики 5 «А» класса.
Учащиеся обучались с преобладанием на уроках метода круговой тренировки. Испытание проводились на уроках физической культуры. Период эксперимента: сентябрь 2014г. — апрель 2015г.
Для определения уровня физической подготовленности учащихся использовался ряд контрольных испытаний: бег на дистанцию 30 м. с высокого старта; прыжок в длину с места и сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу. Для полноты исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы контрольные испытания в течении периода исследования проводились три раза. Период эксперимента был разделен на три одинаковых отрезка времени.
1. Тест на определение скоростных способностей (быстроты). Цель: определить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.
В забеге участвует не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат (таблица №1);
2. Тест на определение силовых способностей.
Цель: определить уровень силовых способностей при выполнении сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.
Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола (или платформы высотой 5 см), затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 сек., продолжить выполнение упражнения.
Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом (таблица №2);
3.Тест на определение скоростно-силовых способностей.
Цель: определить скоростно-силовые способностей в прыжке в длину с места.
Учащийся встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат (таблица № 3).
Комплексы упражнений, применяемые, при использовании метода круговой тренировки представлены в приложении.
Таблица № 1 Тест на определение скоростных способностей (быстроты)
| Результаты теста у учащихся 5 «А» | |||||
| № п/п | Фамилия, имя ученика | Сентябрь 2014 (до начала экспери мента) (с) | Декабрь (с) | Апрель (с) | Показатель физического развития |
| 1 | Тихонов Александр | 6,1 | 5,9 | 5,7 | Высокий |
| 2 | Воземилер Сергей | 5,9 | 5,9 | 5,6 | Высокий |
| 3 | Герасимова Наталья | 6,8 | 6,6 | 6,2 | Средний |
| 4 | Каршакевич Ольга | 6,4 | 6,4 | 6,2 | Средний |
| 5 | Легкова Ксения | 6,0 | 6,0 | 6,0 | Средний |
| 6 | Сайко Ольга | 6,9 | 6,8 | 6,7 | Низкий |
| 7 | Терёхин Дима | 6,0 | 6,0 | 5,8 | Средний |
| 8 | Ходырева Катерина | 6,2 | 6,2 | 6,0 | Средний |
| 9 | Шелудько Никита | 5,9 | 5,9 | 5,8 | Средний |
| 10 | Ярлыков Игорь | 6,2 | 5, | 5,9 | Средний |
Таблица № 2 Тест на определение силовых способностей
| Результаты теста у учащихся 5 «А» | |||||
| № п/п | Фамилия, имя ученика | Сентябрь 2014 (до начала экспери мента) (кол-во раз) | Декабрь (кол-во раз) | Апрель (кол-во раз) | Показатель физического развития |
| 1 | Тихонов Александр | 10 | 13 | 18 | Высокий |
| 2 | Воземилер Сергей | 10 | 15 | 17 | Высокий |
| 3 | Герасимова Наталья | 2 | 3 | 5 | Низкий |
| 4 | Каршакевич Ольга | 3 | 6 | 10 | Средний |
| 5 | Легкова Ксения | 5 | 6 | 10 | Средний |
| 6 | Сайко Ольга | 3 | 5 | 8 | Средний |
| 7 | Терёхин Дима | 7 | 10 | 15 | Средний |
| 8 | Ходырева Катерина | 4 | 6 | 9 | Средний |
| 9 | Шелудько Никита | 5 | 7 | 10 | Низкий |
| 10 | Ярлыков Игорь | 10 | 13 | 15 | Средний |
Таблица № 3 Тест на определение скоростно-силовых способностей
| Результаты теста у учащихся 5 «А» | |||||
| № п/п | Фамилия, имя ученика | Сентябрь 2014 (до начала экспери мента) (см) | Декабрь (см) | Апрель (см) | Показатель физического развития |
| 1 | Тихонов Александр | 155 | 160 | 175 | Высокий |
| 2 | Воземилер Сергей | 160 | 175 | 185 | Средний |
| 3 | Герасимова Наталья | 140 | 150 | 155 | Средний |
| 4 | Каршакевич Ольга | 110 | 110 | 120 | Низкий |
| 5 | Легкова Ксения | 160 | 165 | 170 | Высокий |
| 6 | Сайко Ольга | 155 | 160 | 160 | Высокий |
| 7 | Терёхин Дима | 175 | 175 | 180 | Высокий |
| 8 | Ходырева Катерина | 145 | 150 | 155 | Средний |
| 9 | Шелудько Никита | 150 | 160 | 165 | Средний |
| 10 | Ярлыков Игорь | 160 | 160 | 165 | Средний |
ВЫВОДЫ:
- В течение учебного года показатели физической подготовленности испытуемых претерпели значительные изменения.
- Конечные результаты тестирования участников эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии метода круговой тренировки на сдачу контрольных испытаний.
- У учащихся с низким уровнем физической подготовленности проявляются улучшения при сдаче контрольных нормативов. А у учащихся имеющих изначально высокий уровень подготовки, он только увеличивается.
- При опросе учащихся было выявлено, что только 30% испытуемых посещают спортивные секции и танцевальные кружки, из этого можно сделать вывод, что не только дополнительные занятия спортом и танцами дают положительные результаты, но и уроки с применением метода круговой тренировки, так как каждый из занимающихся работает над собой индивидуально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы методу круговой тренировки в связи с его эффективностью уделяется большое внимание специалистами в области физической культуры и спорта.
Эффективность кругового метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.
Другое преимущество: ученикам достаточно один раз «пройтись» по всем снарядам (станциям), чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.
При проведение урока круговым методом, необходимо учитывать двигательную активность детей, их состояние здоровья, возраст.
Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.
При проведении уроков методом круговой тренировки в среднем школьном возрасте, необходимо учитывать возрастные особенности школьников.
Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.
Домашнее задания, организованные по методу круговой тренировки, помогают решить проблему коррекции двигательных способностей учащихся, которые разрабатываются с учетом видов уроков, комплексы упражнений направленных на развитие тех или иных «отстающих» физических способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гладков А.В. Круговая тренировка. – М.: 2006.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М., ФиС,2006.
- Поляев Б.А. Внедрение системы оздоровительных мероприятий на уроках физической культуры. – М.: РАСМИРБИ, 2004.
- Спорт в школе: научно-методический журнал/ Министерство Образования Российской Федерации. – 2003, № 22.
- Стандарты второго поколения «Проект примерные программы по предмету физическая культура 5-11класс» М, «Просвещение»2010. (39 с)
- Физическая культура в школе: научно-методический журнал/ Министерство образования Российской Федерации Издательство «Школа-Пресс». – 1999, № 2; 2000, № 2, № 5; 2001, № 4; 2004, № 4.
- Ильин Е.П. Мотив и мотивация. — М.: Питер, 2000
- Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10 — 11 классов. — М., 1997
- Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. — 1996, — №7
- Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. — 1996, №2
- Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. — М.: Лептос, 1994
- Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. — 1993. — №5-6.2
- Наталов Г.Г. Теория физического воспитания, Алма-Ата, 1976
- Евстафьев Б.В. Физические способности, как вид способностей человека. — Л.: Просвещение, 1987
- Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода ее решения // Психологический журнал, 1987
- Лях В.И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» // Теория и практика физической культуры. — 1983, №8
- Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. «Теория и практика физической культуры», 1968, № 4
Страницы: 1 2
