Заявка на расчет
Меню Услуги

Разработка маркетинговой деятельности библиотечных услуг. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.2. Сегментация рынка библиотечных услуг: формы и методы продвижения.

Продвижение библиотечных услуг к пользователям как составной элемент маркетинговой коммуникации имеет своей задачей:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
  • формирование позитивного имиджа библиотеки в глазах населения, спонсоров, представителей местных органов власти и управления, поставщиков и деловых партнеров; нейтрализацию негативных слухов и мнений;
  • согласование спроса и предложения на библиотечные услуги; обеспечение доступности предлагаемых услуг для потребителей;
  • информирование общества о специфике и параметрах предлагаемых услуг;
  • обеспечение популярности библиотеки в обслуживаемом регионе как учреждения культуры;
  • популяризацию отдельных сотрудников библиотеки;
  • организацию оперативного, качественного библиотечного обслуживания, наиболее полно удовлетворяющего потребности пользователей;
  • моделирование и формирование у населения новых потребностей в библиотечных услугах.

Как давно и правильно замечено, важно не только иметь что сказать, но и быть услышанным. Как бы библиотека не старалась оперативно и качественно обслуживать потребителей, какие бы полезные для общества услуги она не предлагала, все это теряет смысл, если никто, кроме персонала, не знает о ее достижениях. Именно желание быть услышанным (и правильно понятым) поставило перед библиотекой задачу — сделать так, чтобы о предоставляемых услугах узнало население, представители местных органов власти и управления, общественные организации, потенциальные спонсоры, т.е. заинтересованные библиотекой рыночные субъекты.

Библиотека с помощью разнообразных средств продвижения помогает пользователю сориентироваться в номенклатуре предлагаемых услуг, выбрать наиболее значимые для удовлетворения запросов каждого конкретного потребителя.

Любая компания по продвижению начинается с выработки у руководства и персонала библиотеки четкого представления о результате, которого они стараются достичь. Но методы и средства продвижения услуг на рынок в каждом конкретном случае дифференцированы, различны, в зависимости от формы (содержания) услуги, стадии ее жизненного цикла, сегментации рынка, количества реальных и потенциальных пользователей, размера бюджета, выделенного на продвижение.

Основная функция продвижения библиотечных услуг на рынок — информирование, т.е. предоставление населению сведений об услуге, сообщение о ее существовании, предназначении и месте, где ее можно получить. На основании теоретической литературы назовем такие задачи информирования как:

  • объяснить назначение библиотечных услуг;
  • рассказать о предоставляемых услугах;
  • рассказать о новых услугах;
  • предложить новые возможности использования предлагаемых услуг;
  • проинформировать потребителей об изменении цены на платные услуги, об изменении режима работы библиотеки, номера телефона, переезде в другое здание и т.п.;
  • исправить ложные впечатления о библиотеке, которые могли возникнуть у населения, спонсоров, представителей органов власти и управления, деловых партнеров в силу различных причин; создать позитивный имидж библиотеки;
  • предоставить сведения о правилах и условиях эффективного использования услуг (работа на компьютере, эксплуатация библиотечного оборудования и т.п.);
  • информировать население (если возникает такая необходимость) о сертификации услуг.

Исполнитель услуги (сотрудник библиотеки) обязан предоставлять потребителю необходимую полную, достоверную информацию о предлагаемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Второй функцией продвижения библиотечных услуг на рынок является убеждение. Прежде всего продвигать к пользователям следует только те услуги, которые действительно того заслуживают, т.е. соответствуют потребностям и ожиданиям потребителей по качеству, цене, оперативности исполнения. Предложения библиотеки должны быть востребованы, привлекательны для потребителей. Задача убеждения — завоевать расположение потребителей, изменить впечатление потребителей о представляемых услугах.

Третья функция продвижения библиотечных услуг на рынок -напоминание. Цель напоминания — добиться, чтобы пользователи не забывали библиотеку и предлагаемые услуги, закрепить положительное мнение о библиотечных услугах. Задачи напоминания таковы:

  • напоминание пользователям о существовании библиотечных услуг;
  • о том, что потребителям могут понадобиться именно те услуги, которые предоставляет данная библиотека (об их качестве, характеристиках, цене и т.п.).

Если поэтапно представить стратегию продвижения библиотечных услуг на рынок, то можно остановиться на схеме, предложенной Р. Мачадо. Она представляется нам достаточно основательной и ясной и включает шесть основных этапов:

  • Первый этап связан с рассмотрением факторов, определяющих цель и задачи продвижения.
  • Второй этап — выявление целевой аудитории и определение, в какой степени она информирована о библиотеке и ее услугах.
  • Третий этап заключается в разработке содержания и формы послания для целевой аудитории.
  • Четвертый этап — составление сметы расходов на продвижение услуг к потребителям.
  • Пятый этап — разработка бизнес-плана продвижения услуг.
  • Шестой этап связан с реализацией плана продвижения, с оценкой достигнутых результатов.

Первый этап заключается в рассмотрении ряда факторов, влияющих на продвижение услуг к пользователям:

  • круг потенциальных потребителей, их количество, концентрация, характеристика, потребности, ожидания, связанные с библиотечными услугами:
  • размер рыночного сегмента, его особенности, поведение в отношении потребления реализуемых библиотечных услуг:
  • размер бюджета, выделенный на продвижение.

Данный этап продвижения, по мнению Б.Либергера, разбивается на две основные стадии. Их изложение дополнит сказанное выше. Первая стадия связана с изучением состава населения обслуживания библиотеки. Осуществляется сбор сведений о различных категориях молодежь, пожилые люди, представители этнических, профессиональных и т.п. групп, ибо все они могут влиться в читательскую аудиторию библиотеки. Принимаются в расчет находящиеся в регионе фирмы, учреждения, предприятия, имеющие и не имеющие собственных библиотек.

На процесс продвижения библиотечных услуг на рынок воздействуют разнообразные факторы, такие как: экономические, социально-демографические, политические, культурные, научно-технические факторы. Потребителей (род занятий, отношение к библиотеке, предпочтение в выборе определенных услуг, ожидания и т.п.) Рассмотрим их более подробно.

Экономические факторы. В зависимости от располагаемой суммы (полученный из государственной казны или от спонсоров) руководство библиотеки планирует наиболее действенные в каждом конкретном случае способы продвижения услуг к пользователям. В то же время, как показывает практика, нередко выделение  средств на продвижение услуги к пользователю еще не гарантирует ее успеха на рынке. Это может быть связано со снижением уровня платежеспособности граждан (если услуга платная) в связи с кризисными явлениями в экономике страны, с ростом безработицы и т.п. Сам стиль работы библиотеки как учреждения может активизировать процесс продвижения библиотечных услуг на рынок («кадры решают все»), так и сводить на нет. Ужесточение правил, увеличение штрафов, некие вступительные взносы, откровенное невнимание сотрудников к посетителям и т.п. — все это коренным образом меняет привычное восприятие библиотеки и может надолго отбить желание пользоваться ее услугами.

Социально-демографические факторы существенно влияют на процесс продвижения услуг к пользователям, т.к. их подробная характеристика поможет библиотеке найти более короткий и верный путь к потребителям. Так, например, деловым людям может быть адресована реклама компьютерных услуг, школьникам — игровые акции (приобрести счастливый регистрационный номер нового читательского билета, т.е. одна из разновидностей стимулирования сбыта), а пенсионеру в процессе беседы — приглашение на массовое мероприятие.

Политические факторы определяют позицию власти по отношению к инициативной хозяйственной деятельности библиотеки, налагают на нее обязанности по выполнению социального заказа, по продвижению соответствующих услуг.

Правовые факторы характеризуют законодательную систему, прямо или косвенно регламентирующую деятельность библиотеки по доведению услуг до пользователей.

Научно-технические факторы внешней среды характеризуют способность сориентироваться в современных научно-производственных достижениях, извлечению из них того ценного, полезного, что сделает услуги библиотеки более современными, качественными и неординарными, а главное — значимыми для пользователей.

Культурные факторы также влияют на продвижение услуг к пользователям, т.к. культурная специфика населения (его преобладающей части) должна быть готова к восприятию библиотеки и предлагаемых услуг. В этих целях изучается и анализируется информация о наличии других учреждений культуры, о деятельности библиотек. О сети предприятий, фирм, организаций и т.д.

И все же основным фактором, определяющим деятельность библиотеки, остается пользователь услуг, являющийся ключевой фигурой в маркетинге. Именно пользователь становится сегодня основным ориентиром деятельности для любой библиотеки. Процесс продвижения услуг охватывает и реальных, и потенциальных потребителей.

Что касается потенциальных потребителей библиотека определяет их круг (фирмы, учреждения, организации, физические лица, возрастные, профессиональные и другие группы), выявляет потребности, анализирует факторы, влияющие на формирование потребностей, избирает средства продвижения необходимой номенклатуры услуг.

Второй этап — выявление целевой аудитории, к которой библиотека собирается обратиться и определение, в какой степени она информирована о библиотеке и о ее услугах. Целевая аудитория — это группа потенциальных или реальных потребителей, на которых направлено продвижение услуг.

Третий этап продвижения библиотечных услуг на рынок заключается в

разработке содержания и формы послания для целевой аудитории (т.е. подборку информации, которую планируется ей предоставить).

Все сообщения о библиотеке и о предлагаемых услугах имеют конкретную цель и в зависимости от той или иной целевой аудитории выбирается их форма, язык, стиль изложения, внешнее оформлению и т.п.

Четвертый этап — составление сметы расходов на продвижение услуг к потребителям. Эти расходы могут складываться из бюджетного финансирования, из средств, полученных в процессе предоставления населению платных услуг и из спонсорских фондов.

Пятый этап продвижения библиотечных услуг на рынок (разработка бизнес-плана доведения услуг до пользователей).

Шестой этап реализация плана продвижения услуг.

Основные способы продвижения услуг к пользователям включают четыре группы, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы:

  • рекламу;
  • паблик рилейшнз (связи с общественностью или паблисити);
  • методы стимулирования сбыта:
  • индивидуальное обслуживание (индивидуальная работа).

Важнейшим элементом стратегии библиотеки является сегментация рынка пользователей предлагаемых услуг. Вопросы, связанные с сегментированием библиотечного рынка, рассматриваются как отечественными, так и зарубежными библиотековедами: В.К. Клюевым, Е.М. Ястребовой, С.Г. Матлиной, И. К. Джерелневской, Г.М. Кафафовым, А.В. Пурником, Т.Я.Кузнецовой, Р. Саваром, А.Ф. Сиркиным. М. Мирфи, А. Гатлимором и многими другими.

Сегментация рынка библиотечных услуг является результатом маркетинговых исследований круга индивидуальных и коллективных потребителей услуг и соответствующих потребностей. При этом нам представляется важным выявление круга тех потенциальных пользователей, которые не обладают собственными возможностями обеспечения услугами библиотеки, информационной службы и т.п.

Библиотечные услуги всегда предназначены для удовлетворения определенных потребностей пользователей.

Смысл сегментации заключается не только в том, чтобы выделить отдельные группы пользователей, обеспечить их конкретными нужными услугами, но и найти потенциальных пользователей. Содержание, особенности и отличия предлагаемой услуги во многом определяются тем, на какой сегмент она ориентирована. При этом сегментация рынка услуг, на наш взгляд, должна ориентироваться на потребителей конкретной услуги, а не на преобладающую количественно группу, поскольку преобладание в составе читателей публичной библиотеки отдельных групп (например, пенсионеров или домохозяек) не означает, что именно у них наибольшая потребность в библиотечных услугах.

Сегментация рынка имеет свои достоинства и недостатки. Она помогает библиотеке найти свой участок рынка, на котором наиболее выгодно реализовывать предоставляемые услуги. Сегментация подсказывает, как правильно разработать и реализовать все элементы комплекса маркетинга для каждого сегмента. У библиотеки могут быть три способа рыночного маркетинга:

— массовый (недифференцированный маркетинг) основан на обращении ко всем категориям населения с одним и тем же набором услуг, который может быть привлекательным для большого числа пользователей, на применении одинаковых элементов продвижения услуг к пользователю. Этот способ маркетинга может быть реализован в общем виде преимущественно в ходе предоставления населению документных услуг.

— при многосегментной дифференциации, библиотека делит рынок потребителей на несколько групп и разрабатывает для каждой из них свои услуги, по определенным ценам, с различными подходами к применению элементов продвижения услуг к пользователю. Например, залоговая библиотека предназначена для платежеспособных категорий населения; бесплатные массовые мероприятия для пенсионеров и т. п.

— концентрация усилий на одном сегменте связана с тем, что библиотека решает сосредоточить свои усилия на одном или двух небольших сегментах. Это не совсем корректный способ маркетинга, поскольку библиотека должна обслуживать все слои населения, не нарушая прав потребителей. Выделение одного или двух сегментов рынка процесс довольно сложный и рискованный, который может использоваться как средство привлечения в библиотеку платёжеспособных потенциальных пользователей с целью открытия еще одного источника компьютерных услуг (скажем, абонентов компьютерных услуг, сети ИНТЕРНЕТ).

Итак, сегментация рынка позволяет более целенаправленно осуществлять маркетинговую деятельность, избегать лишних затрат на введение услуг, не обеспеченных достаточно устойчивым сегментом потребительского рынка. Поэтому сегментация является важной составной частью маркетинговой стратегии, планирования библиотечного маркетинга. Она позволяет устанавливать прямой контакт с потребителями услуг, отслеживать изменения спроса и в соответствии с этим ориентировать производство услуг на реальных и потенциальных пользователей.

 

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере Усть-Нерской библиотеки Оймяконского района)

2.1. Исследование спроса на библиотечные услуги

Спрос на библиотечные услуги, в силу их специфики, носит двойственный характер. Традиционные бесплатные услуги обращены ко всем, они удовлетворяют безвозмездно потребности всех слоев населения, проживающего в зоне обслуживания библиотеки. В данном случае уместно определение «Читательский спрос — требования читателей в учреждениях, занимающихся распространением книги (книжный магазин, библиотека), на те или иные разновидности печатной продукции, а также на конкретные документы». Данное определение можно расширить, включив в него бесплатные массовые мероприятия библиотеки, обслуживание льготных категорий потребителей и т.д.

Инициативная хозяйственная деятельность библиотек нацелена на удовлетворение платежеспособного спроса населения и в данном случае соприкасается с определением понятия спроса в коммерческом маркетинге. Если рассматривать платные услуги как дополнительный источник финансирования библиотек, то на наш взгляд уместным является следующее определение: «спрос — это количество денег, которое покупатели готовы заплатить за услуги какого-либо вида при определенном уровне цен на них». В экономике «спрос» и «предложение» являются взаимосвязанными понятиями. В «Словаре библиотекаря по менеджменту и маркетингу» сказано: «Предложение — масса товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него и предложены к продаже по определенным ценам».

Таким образом, участниками рынка являются пользователи и производитель (библиотека). Потребители, выходя на рынок библиотечных услуг, предъявляют спрос на них, а библиотека как производитель образует предложение услуг. На рынке библиотекари и потребители заключают между собой сделки, т.е. предлагают и потребляют услуги по определенным правилам (бесплатно или по определенной цене; индивидуальным и/или коллективным пользователям и т.п.). Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения.

Инициативная хозяйственная деятельность библиотек в целом регулируется законом спроса и предложения, их конкурентным стоимостным соотношением. О движении спроса судят по объемам реализации услуг, по динамике цен и по прибыли. Превышение предложения над спросом, помимо понижения цен влечет за собой сокращение размеров прибыли. Недостаточное предложение ведет к росту цен и к увеличению прибыли. Рыночная экономика ориентирована на потребительский спрос. Библиотека стремится, с одной стороны, удовлетворять имеющийся спрос, а с другой, — всячески создавать его, стимулировать его расширение. Не последнюю роль в этом деле играют методы продвижения библиотечных услуг к потребителям.

Нам представляется важным аспектом деятельности библиотек сопоставление уровня соответствия предложения спросу. В данном случае существенными вопросами можно считать следующие:

  1. являются ли услуги, предлагаемые библиотекой, отражением существующего спроса;
  2. являются ли качество услуг и формы их предоставления адекватными современному уровню развития науки, техники, культуры и информационных технологий;
  3. какие внешние и внутренние факторы библиотечной среды влияют на маркетинговую концепцию библиотеки.

В ходе проведенного исследования респондентам был задан вопрос «Какими библиотечными услугами вы чаще всего пользуетесь?» (см.табл.№1).

Таблица 1- Потребности пользователей в библиотечных услугах

Варианты ответов Количество ответов
пользователи В%
Получение документов во временное пользование из библиотечного фонда 56,6 54
Участие в массовых мероприятиях 52 11,8
Подписка на интересующие издания 49 9,1
Посещение кружков, любительских объединений 35 5
Услуги «ночного абонемента» 27 4,7
Копировально-множительные услуги 21 3,6
Платный абонемент популярной литературы (залоговая библиотека) 19 1,5
Резервирование книг по телефону 8 0,5

 

Как и следовало ожидать, наибольший спрос у читателей (54 %) на получение документов во временное пользование из библиотечного фонда. Из других услуг библиотеки чаще других называлось участие в массовых мероприятиях библиотеки, посещение занятий кружков и любительских объединений. Среди платных услуг, спрос на которые отмечали читатели, «ночной абонемент» и копировально-множительные услуги. Характерно, что на использование компьютерных баз данных и услуги ИНТЕРНЕТ указали всего 0,5 % респондентов. Последнее, с нашей точки зрения, говорит не столько об отсутствии спроса, сколько о том, что общедоступные библиотеки пока не могут удовлетворять эти потребности.

В ходе нашего исследования библиотекарям и пользователям было предложено ответить на вопрос: «Что в библиотеке на их взгляд нуждается в изменении?» (см. табл.№ 2).

Таблица 2- Характеристика соотношения спроса и предложения на библиотечные услуги

Название услуги Количество ответов
 

 

Спрос Предложение
Пользователи В% Библиотечные работники В%
Компьютерные услуги, ИНТЕРЕТ 143 13,8 8 0,5
Справочные услуги 100 12,5 35 5
Консультационные услуги 100 12,5 j5 5
Услуги, содействующие ориентированию в библиотеке, поиску нужной информации 85 4,4
Мероприятия в помощь организации досуга 61 4,1 52 11,8
Информирование о деятельности местных органов власти и управления 56 2,2
Копировально-множительные

УСЛУГИ

1,2 21 3.6

 

Пользователи и библиотекари (в неравной степени) считают существенным расширение номенклатуры предоставляемых услуг. Это, с одной стороны, радует, поскольку имеющиеся библиотечные услуги в той или иной степени востребованы, у них есть будущее. С другой стороны, это может свидетельствовать о том, что пользователи ждут от библиотеки большего. Библиотекари осознают, что им предстоит большая работа по формированию номенклатуры услуг, способной более оперативно и полно удовлетворять потребительский спрос.

Практически полностью совпадают предложения респондентов обоих групп, касающиеся необходимости активизации деятельности библиотеки по продвижению предоставляемых услуг к населению (у библиотекарей это положение взаимосвязано и с двумя другими: повысить эффективность рекламных мероприятий библиотеки; разработать и внедрить новые средства информирования населения о предоставляемых услугах и как следствие эффективности данной деятельности — увеличить число пользователей). Действительно, важно не только уметь производить нужные населению библиотечные услуги, но и научиться их грамотно преподнести, доказать их необходимость, зафиксировать сам факт существования услуг и т.д.

Наличие в библиотеке необходимого для удовлетворения существующего потребительского спроса объема услуг, ресурсов и штата сотрудников является актуальным требованием потребителей, осознается оно и многими специалистами-практиками. Объемы услуг, продвигаемых к пользователям, на наш взгляд, должны соответствовать уровню потребительского спроса, существующего на рынке.

Кроме вариантов ответов, заложенных в анкетах, респондентам было предложено высказать особое мнение по данному вопросу. Многие воспользовались этой возможностью. Они предлагают: увеличить фонд библиотеки за счет новых поступлений, например обращение к старательским артелям насчет покупки новых книг; создать книжный и журнальный фонды популярной литературы силами читателей и организовывать разнообразные книжные выставки; улучшить материально-техническую базу библиотеки; увеличить часы работы библиотеки в вечернее время, открывать ее в выходные и праздничные дни; организовывать при библиотеке различные любительские объединения, клубы по интересам; преобразовать библиотеку в центр досуга, знания и просвещения и т.д.

Среди предложений пользователей особого внимания заслуживают связанные с внедрением в библиотечную практику ПЭВМ: предоставлять широкий спектр компьютерных услуг, доступ в ИНТЕРНЕТ, перевести каталоги и картотеки библиотеки в машиночитаемую форму, создать фонд обучающих компьютерных программ и т.п. Исследование показало, что большая половина респондентов-читателей (56,4 %) умеет пользоваться компьютером, 72,6 % хотели бы получать информацию в библиотеке с его помощью. Несмотря на то, что личный библиотечный опыт не позволил большинству пользователей представить и понять, как могут преобразить библиотеку новые информационные технологии, многие из них, как свидетельствуют результаты исследования, говорят об автоматизации. Причем среди пользователей желающие получать в библиотеке информацию с помощью компьютера представлены различными группами по возрасту, образованию, роду деятельности, интересам и т.п.

Как показало проведенное нами исследование, среди потребителей услуги — выдачи документов во временное пользование из библиотечного фонда представлены практически все категории населения. К справочно-консультационным услугам прибегает, в основном, учащаяся молодежь; люди, занятые поиском работы, переквалификацией; решающие различные вопросы (жилищные, социальные, бытовые, экономические, судебные, охраны здоровья; информации о работе, местонахождении различных учреждений и т.п.); интеллигенция, деловые люди, инвалиды, малоимущие и т.п. Ночным абонементом пользуются преимущественно студенты, а услугами залоговой библиотеки, как правило, те категории пользователей, которые заняты изучением отдельных вопросов, проблем (история, экономика, политика и т.п.) преимущественно по новейшей литературе или чтением самой современной литературы (в том числе эти читатели часто являются приверженцами определенного жанра: «дамских романов», детективов, фантастики). Среди этих категорий читателей представлены учителя, интеллигенция, служащие, рабочие и т.п. Потребности в копировально-множительных услугах испытывают, как правило, те категории пользователей, чья деятельность связана с изучением обширных массивов информации или абоненты, которые ценят и экономят свободное время: студенты, школьники, работники по контракту, пенсионеры и те граждане, которым необходимо снять копии со справок, удостоверений личности и т.п. документов. Кружки по интересам при библиотеках посещают в основном те категории граждан, которые имеют определенное хобби, испытывают потребность в обмене опытом, в культурной организации досуга и т.п.: безработные, домохозяйки, пенсионеры, инвалиды и реже работающая молодежь.

Ряд пользователей на свободной строке анкеты выразили потребности, которые, по их мнению, являются очень важными. Уместно здесь привести некоторые единичные потребности пользователей, которые характеризуют, как правило, интересы конкретных групп потребителей. Так интеллигенция, учащаяся и работающая молодежь и др. предлагают расширить возможности библиотеки, модернизировать предоставляемые услуги (предложение компьютерных услуг, ИНТЕРНЕТ); комплектовать книжный фонд более современными, значимыми и актуальными документами; практиковать предварительную запись читателей на литературу с выставок новых поступлений; индивидуальное и групповое информирование абонементов о библиотечном фонде и т.п.). Учащаяся молодежь испытывает потребность в обращении к современным источникам информации; в консультировании, в информировании.

Одной из задач библиотечного маркетинга является определение наиболее ценных с точки зрения потребителей услуг с тем, чтобы наращивать их объемы, с целью наиболее полного удовлетворения потребительского спроса. Поэтому в ходе проведенного нами исследования респондентам был задан вопрос «Какие библиотечные услуги с Вашей точки зрения являются наиболее ценными (значимыми)?» (см.табл.№ 3).

Таблица 3- Наиболее ценные библиотечные услуги с позиции пользователя

Название услуги Всего отмечено Название услуги Всего Отмечено
количество в% количество в%
Бесплатная выдача документов 214 37,4 Библиотечная реклама 5 0,9
Копировально-множительные 42 7,3 Справочно-поисковый аппарат 5 0,9
Консультационные 26 4,5 Работа общества «Ветеран» 3 0,5
Ночной абонемент 22 3,8 Заказ книг по телефону 2 0,3
Все библиотечные

УСЛУГИ

15 2,6 Помощь в самообразовании 2 0,3
Услуги, содержащие ориентирование в библиотеке, поиску нужной информации 14 2,4 Машинописные услуги
Выставочная работа 11 1,9 Переплетные услуги 1 0,2
Помощь библиотекаря в поиске информации 11 1,9 Переводческие

УСЛУГИ

1 0,2
Залоговая библиотека 10 1,7 Доставка книг на дом инвалидам 1 0,2
Коммуникативные услуги 10 1,7 Выдача журналов на дом 1 0,2
Открытый доступ 9 1,6
Компьютерные услуги 9 1,6
Доступ к ИНТЕРНЕТ 8 1,4

 

Как видно из полученных результатов, наибольшее по численности число ответов отдано респондентами традиционной услуге бесплатного получения документов во временное пользование. Глядя на данную таблицу, можно сделать вывод о том, что потребительский спрос на отдельные услуги весьма дифференцирован. С одной стороны это радует, т.к. спрос потребителей на услуги удовлетворяется. Но с другой стороны это ставит перед библиотеками и определенные трудности, заставляя изыскивать необходимые ресурсы и возможности для удовлетворения разнообразных потребностей пользователей.

Потребители хотят владеть всеми способами поиска и тиражирования информации от традиционных до автоматизированных. Некоторые из них хотят повысить уровень своей библиографической грамотности. Многие респонденты ратуют за более оперативный доступ к современной информации. Возрастает спрос на информационные и справочные услуги. Не забыта и функция библиотеки как организатора досуга населения. Пример массовой работы, праздники, литературные гостиные, встречи отдыха, встречи. Ряд пользователей говорят о том, что все библиотечные услуги являются важными для них. Кроме того, опрошенные хотели бы иметь перечень более расширенных и разнообразных библиотечных услуг, указывают на то, что существующих услуг мало.

Потребители более ценными для себя по сравнению с библиотекарями считают копировально-множительные услуги и ночной абонемент, что свидетельствует о потенциальной возможности у библиотек расширять предоставление этих услуг.

В то же время ряд услуг (коммуникативные, информационные, компьютерные и др.) библиотекари считают более ценными, чем пользователи. Нет сомнения, что эти услуги представляют несомненную ценность для пользователей и их недостаточная востребованность объясняется прежде всего тем, что библиотеки недостаточно активно продвигают эти услуги.

Самые большие расхождения во взглядах на факторы обнаружены: в связи со временем предоставления услуг; степенью охвата потребителей библиотечными услугами и с эффективностью рекламы. Время предоставления услуг чаще называют пользователи, поскольку удобный режим работы является составной частью комфорта, облегчая доступ к библиотечным услугам. На этот фактор важно обратить особое внимание, поскольку библиотеки открыты именно для абонентов, которые хотят посещать библиотеку в свободное время.

Сюда же библиотекари причисляют сезонные колебания потребительского спроса, констатируя, что абоненты реже обращаются к предлагаемым услугам в летний период. Как показывает анализ ответов респондентов и знакомство с практическим опытом работы библиотек, повышение потребительского спроса на услуги наблюдается в осенне-зимний сезон, что связано с активной профессиональной, учебной и другой деятельностью большинства пользователей. Летом наступает резкое падение спроса на библиотечные услуги. Это связано с началом отпусков и каникул. Хорошая летняя погода далеко не у всех пользователей вызывает стремление посещать библиотеки. Задачей маркетинговой деятельности в связи с данным фактором можно считать достижение стабилизации сбыта с учетом колебаний спроса посредством активизации элементов продвижения услуг к населению. В данном случае нам представляется важным сохранить имеющийся потребительский спрос и по возможности увеличить его посредством рекламы, паблик рилейшнз и методов стимулирования сбыта. Сделать библиотечные услуги максимально привлекательными для пользователей.

На степень охвата потребителей библиотечными услугами в большей мере указали абоненты. Действительно, нужные пользователям библиотечные услуги должны выявляться и предоставляться в нужных объемах. На  бесплатной основе услуг должно хватать всем желающим ровно на столько, насколько абоненты готовы их потреблять. В данном факторе проявляется сбалансированность потребительского спроса и предложения.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф