Заявка на расчет
Меню Услуги

Разработка маркетинговой деятельности библиотечных услуг. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


2.2. Анализ потребителей библиотечных услуг

Главным действующим лицом в библиотеке, объектом заботы библиотекарей является читатель, пользователь. Но данный термин не является ни синонимом традиционного библиотечного термина «читатель», ни заменяет его. «Пользователь библиотеки» — широкое понятие, отражающее положение, что человек в библиотеке играет несколько ролей, пересекающихся между собой. Терминологический словарь по библиотечному делу дает следующую трактовку: «Пользователь библиотеки — отдельное лицо или организация, обращающиеся к услугам библиотеки». Это наиболее емкое и точное определение данного понятия.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Читатель библиотеки — это физическое лицо, которое посещает библиотеку с целью удовлетворения своих потребностей посредством получения во временное пользование фондовых документов, выбор которых обусловлен его индивидуально-психологическими особенностями, сферой деятельности, структурой интересов и т.д. У лиц, имеющих устойчивые потребности в чтении, в получении необходимой информации посещение библиотеки становится составной частью их духовной жизни и интеллектуальной деятельности.

Библиотечные работники должны точно знать тех людей, которые пользуются предлагаемыми услугами, каковы их текущие и настоящие потребности. Для продвижения библиотечных услуг важно изучать деятельность потребителей, обуславливающую их обращение к библиотечным услугам; поведение абонентов, нацеленное на поиск нужной информации; причины, по которым потребители поменяли свои предпочтения, переключились с одного класса услуг на другой; привычки, обычаи, наклонности пользователей. Как правило, эти данные получают в ходе маркетинговых исследований, результаты которые позволяют прогнозировать особенности поведения определенных групп потребителей библиотечных услуг на будущее.

Рассмотрим состав потребителей библиотечных услуг по материалам опроса библиотекарей и читателей библиотеки п.Усть-Нера, Оймяконского района.

Наибольшее число пользователей библиотеки составляют женщины — 397 (65,9 %), а мужчины составляют — 31,1 % (195 опрошенных). В числе читателей преобладают люди с высшим (28,1 %) и средним специальным образованием (25,3 %), или те, кто продолжает учебу, и при опросе был показан как имеющий незаконченное высшее образование (19,2 %).

Как позволяют судить результаты проведенного нами исследования, в библиотеку приходят люди, как уже имеющие образование, так и овладевающие определенными знаниями. В составе респондентов 20 % учащихся школ, ПУ-36, 11,5 % студентов вузов.

По данным отчетов библиотеки в 2014 гг. основными группами пользователей библиотеки являлись: пенсионеры и люди пожилого возраста; учащаяся молодежь; служащие и рабочие; домохозяйки; инвалиды; работники старательских артелей; безработные; командировочные. Со статусом «временных работников» каждую весну в район прибывает группа людей из стран СНГ,(узбеки, таджики, армяне, казахи, киргизы), украинцы, немногочисленные представители других национальностей России, которые становятся пользователями (читателями) нашей библиотеки.

Следует выделить еще одну категорию потребителей, о работе с которой написано в отчетах библиотеки — люди с ограниченными возможностями (инвалиды). Уже на протяжении нескольких лет библиотекари поселковой библиотеки пытаются оказывать им помощь. Так, у нас открыт формуляр «Милосердие и книга». Инвалиды, сами не в состоянии посещать библиотеку, обслуживаются на дому. В библиотеке  проходят встречи инвалидов, действуют для них клубы и кружки. Составляется план работы рассчитанный именно на эту категорию.

Кроме такой группы, как люди с ограниченными возможностями существует еще одна группа социально незащищенных пользователей — это безработные. Их число незначительна, но имеется. Они рассматривают библиотеку как приют душевной теплоты, как единственное место, безвозмездно организующее досуг, возможность получить бесплатную информацию по их запросу.

Пенсионеры и пожилые люди составляют весьма значительную группу пользователей библиотеки. Многие из них одинокие, обездоленные. Библиотека для них в настоящее время является чуть ли не единственным учреждением культуры, которое позволяет этой категории пользователей интересно и бесплатно провести свой досуг, просто побыть среди людей, пообщаться, поговорить о жизни, исповедаться. Забота о них — это моральная обязанность государства перед своими гражданами. Несмотря на возраст, на проблемы со здоровьем пенсионеры остаются активными пользователями библиотек, они проявляют интерес к массовым мероприятиям, участвуют в любительских клубах и объединениях по интересам, оказывают посильную помощь библиотеке. В нашей библиотеке из общего числа пользователей по активности, посещаемости выделяется группа: пенсионеров и пожилых людей. Библиотекари организуют для них встречи со специалистами пенсионной, центром соцзащиты (п.Усть-Нера), вечера встреч, отдыха, проводят как индивидуальные, так и групповые информирования по различным интересующим их вопросам.

В библиотеке представлена и такая категория пользователей как домохозяйки, которым предоставляются досугово-просветительские мероприятия, которые пользуются повышенным спросом, значительная часть предпочитает чтение периодических изданий): работают женские клубы «Рецепт женского счастья», «Сударушка».

Из основных тенденций, связанных с изменениями групп потребителей услуг можно отметить следующее: в отчете библиотеки не заявила о себе группа предпринимателей, так как незначительна по количеству. Скорее всего, на наш взгляд, это связано с тем, что в библиотечных фондах недостаточно представлена интересующая их в первую очередь новейшая литература по экономике и юриспруденции; с пробелами в ходе подписки на периодику в силу нехватки финансовых средств; или с имеющейся возможностью осуществлять поиск интересующей информации через компьютерные базы данных и через ИНТЕРНЕТ без участия библиотеки.

В ходе нашего исследования выяснилось, к каким факторам, связанным с популярностью библиотечных услуг, чувствительны разнообразные .группы пользователей (см.табл. 16). Как показали результаты, на первом месте по значимости пользователи поставили качество услуг (32 % опрошенных). 26,3 % отмечают, что популярность услуг связана с личностью библиотекаря, их предоставляющего.

Таблица 16 — Факторы

Перечень факторов, определяющих популярность, библиотечных услуг Кол-во ответов
число %
Качество предлагаемых услуг 274 32
Библиотекарь, предоставляющий услуги 262 26,-3
Какие потребности абонента удовлетворяются предоставляемыми услугами 201 20,9
Цена на платные услуги 120 6,1
Режим работы библиотеки 106 5,3
Изменение в номенклатуре услуг 91 4,2
Имидж библиотеки 54 3,2

 

Реклама 22 2

 

В то же время опрос выявил и ряд негативных явлений. Оказалось, что такой параметр как реклама услуг, по мнению абонентов не повышает их популярности среди населения, что связано, скорее всего, с эпизодичностью, бессистемностью и низкой эффективностью рекламной деятельности библиотек.

Не оказывает существенного влияния на популярность услуг и имидж библиотеки.

Интересно сопоставить ответы пользователей о факторах популярности библиотечных услуг с ответами на аналогичные вопросы библиотекарей (см.табл.17 ). При этом по большинству факторов существенных расхождений в ответах респондентов нет.

Таблица 17- Сравнительный анализ ответов респондентов

Название фактора Количество ответов
пользователи Библиотекари
Качество услуг 32 14,2
Библиотечный персонал 26,3 18,4
Услуга как объект удовлетворения потребности 20,9 14
Цена на услуги 6,1 27,5
Режим работы библиотеки 5,3 18,4
Изменения в номенклатуре услуг 4,2 2,2
Имидж библиотеки 3,2 4,4
Библиотечная реклама 2 0,9

 

Однако по некоторым позициям эти расхождения весьма существенны. Так, наибольшая по численности группа библиотекарей (27,5 %) полагает, что потребители наиболее чувствительны к ценам, что на наш взгляд очень существенно. Опыт библиотекарей свидетельствует о том (как было написано практически в каждой третьей анкете), что в условиях экономического кризиса далеко не все группы потребителей могут пользоваться платными услугами.

Многие библиотекари отмечают, что на сегодняшний день введение платных услуг — это мера вынужденная, но получаемые средства позволяют пополнять фонд, использовать их на хозяйственные расходы.

В связи с этим интересно проследить отношение пользователей к платным библиотечным услугам (см.табл. 4 ). Подавляющее число респондентов (71,8 %) полагают, что некоторые услуги библиотеки могут быть платными. Сторонников абсолютной бесплатности библиотечного обслуживания больше, чем респондентов, которые полагают, что платными должны стать все библиотечные услуги.

Таблица 4- Отношение пользователей к платным услугам

  Общее кол-во ответов Возраст
ответы % До 18 18-

25-

25-29 30-

35

35-40 41-

45

46-50 60-69 Стар 70 л.
1. Некоторые услуги могут быть платными 414 71,8 67 ПО 41 33 37 48 47 44 5
2. Все библиотечные услуги должны быть бесплатными 97 17,1 20 15 6 3 14 19 22 19 8
3. Не имеют четкой позиции по данному вопросу 59 5,7 23 8     6 4 4 4 3
4. Все библиотечные услуги должны быть платными 18 5,4   7 2   2 1 3 3  

 

Мы разделяем позицию большинства потребителей: платными должны быть лишь некоторые библиотечные услуги, а цены должны быть доступны различным категориям потребителей. Однако среди пользователей на цену, как фактор, определяющий популярность услуг, указали только 6,8 % опрошенных, что объясняется тем, что цены на услуги не интересуют тех читателей, которые в силу отсутствия финансовых средств, к платным услугам не могут обратиться. В отличие от абонентов, библиотекари больше внимания уделяют удобному режиму работы, это действительно важный фактор, который влияет на потребление услуг.

Интересно также отметить, что библиотекари более скромны по сравнению с потребителями в оценке своей роли в предоставлении услуг. Если 26,3 % пользователей считают, что популярность услуги зависит от библиотекаря, ее предоставляющего, и поставили этот фактор на 2-е место после качества услуги, то среди библиотекарей таких только 18,4 %.

Пользователи библиотеки в основной своей массе признают предоставление некоторых услуг за плату (71,8 %). 17,1 % полагают, что все услуги библиотеки должны быть бесплатными; 5,7 % не имеют четкого мнения по данному вопросу. Таким образом, большинство респондентов в большей или в меньшей степени приемлют платные услуги.

Пользователи высказывают свои предложения, отражающие позиции различных групп пользователей, по совершенствованию платных услуг. Респонденты вносят свои предложения в методику ценообразования на платные услуги: «ввести абонементы на частично оплачиваемое обслуживание в библиотеке как в других учреждениях культуры» (читатель 65 лет, имеющий высшее образование, посещающий библиотеку свыше 10-ти лет); «желательно предусмотреть льготные цены на платные библиотечные услуги для учащихся, студентов, неработающих пенсионеров, инвалидов и безработных» (читатель 43 лет, с высшим образованием, посещает библиотеку менее года); «установить приемлемые цены на услуги для людей со средним уровнем достатка» (23-х летний студент). Многие респонденты предлагают увеличить сроки пользования документами на платном абонементе. На наш взгляд это не совсем обоснованно, поскольку некоторые пользователи будут подолгу задерживать книги, а другие читатели не смогут получить литературу в сжатые сроки. Что касается льготных цен на платные услуги, то над этим библиотекарям стоит задуматься.

Естественно, что уровень цен на платные услуги во многом формирует объемы их потребления. Не случайно поэтому, как уже было сказано, ценовому фактору в популярности услуг, библиотекари придают особое значение.

Из четырех факторов, определяющих уровень цен на платные услуги, библиотекари на первое место поставили доступность услуг для пользователей (58,2 % опрошенных). На втором месте (29,1 %) стоит частичное покрытие расходов библиотеки и никто не поддерживает при установлении цен стремления к извлечению максимальной прибыли. И это справедливо, так как извлечение максимальной прибыли от предоставления услуг населению на наш взгляд может практиковаться в основном только для наиболее платежеспособных пользователей, поскольку основная деятельность библиотек не связана с чистой коммерцией.

Как свидетельствует анализ теоретической литературы и результаты, полученные в ходе исследования, ценообразование является недостаточно изученным фактором маркетинга. По количеству ответов ценообразование на библиотечные услуги, осуществляемое на основе методических рекомендаций и регламентирующих документов занимает только третье место. Подавляющему числу респондентов приходится опираться либо на практику других библиотек, либо на собственный опыт, что не в полной мере позволяет вести работу по ценообразованию, используя маркетинговые исследования, регламентирующую и методическую документацию, на уровень доходов потребителей и на их мнения относительно способности оплачивать по установленным ценам нужные услуги. Все-таки самая большая по численности группа библиотекарей устанавливает цены на платные услуги, исходя из здравого смысла и доступности услуг пользователям, поскольку приоритетной задачей для библиотек является представление бесплатных услуг, а платные — не самоцель, а лишь дополнительный источник финансирования.

Ведущей задачей библиотеки является бесплатное предоставление потребителям во временное пользование произведений печати и других документов. Посмотрим, как эта услуга реализуется в Усть-Нерской библиотеке. В ходе проведенного нами исследования на базе библиотеки выяснилось, что чуть больше половины читателей (54,6 %) часто находят нужные им документы, а 24,6 % — всегда. Столь высокие показатели удовлетворенности респондентов составом библиотечного фонда вызывают сомнения. Возможно, информационные потребности пользователей недостаточно развиты, читатели невзыскательны, довольствуются тем, что есть, либо субъективно преувеличили степень удовлетворения своих потребностей. 18,3 % читателей иногда находят интересующие документы, а 2,5 % — довольно редко.

Респонденты отмечают, что в библиотеке мало религиозной литературы, а представленная литература советского периода не отвечает запросам сегодняшнего дня, отсутствует современная техническая, экономическая литература; учебная литература в фонде достаточно устарела и не может удовлетворять читательские запросы в должной мере; фонд по составу документов не в состоянии содействовать научной, профессиональной и учебной деятельности и т.п.

Для того, чтобы иметь более точное представление о состоянии библиотечного фонда мы обращаемся к отчетам. Фонды муниципальной библиотеки района на 01.01.2015 года составили 119435 единиц, показателя прошлого года 118190. Таким образом, тенденция роста количественного показателя фонда библиотеки Оймяконского района не происходит, т.к. бюджетное комплектование библиотек в 2015 г. по-прежнему проходит в недостаточном объеме.

Респонденты в своих ответах ратуют за пополнение библиотек современной литературой. Библиотечные фонды все больше устаревают. Об этом свидетельствуют данные отчетов библиотеки. По сравнению с 2014 г. увеличилось число отказов по причине «нет в библиотеке».

Как показало исследование, число пользователей библиотек незначительно растет быстрее, чем объем фонда и книговыдачи. Такое соотношение темпов роста свидетельствует о возросшем интересе потребителей к услугам библиотеки, о повышении требовательности к ним. Но темпы роста фонда не удовлетворяют ни интересы, ни требования абонентов. Вновь встает вопрос о финансировании библиотек и постоянном пополнении фондов новой литературой, современной техникой, квалифицированными кадрами, совершенствовании материально-технической базы. Следует заметить, что такое положение характерно не только для нашей библиотеки.

Важным показателем обращения пользователей к услугам библиотек является их доступность.

В ходе исследования мы старались выяснить, в силу каких причин некоторые категории населения не являются посетителями библиотек. Обращает на себя внимание, что библиотекари поставили на первое место (20,3 % опрошенных) неудовлетворенность потенциальных пользователей номенклатурой предоставляемых услуг. Это свидетельствует в том, что библиотекари осознали настоятельную необходимость расширения спектра предлагаемых населению услуг. Другие причины (отсутствие потребности у некоторых категорий в библиотечных услугах, неудобный режим работы библиотеки) отмечены всего от 2,2 до 3,3 % опрошенных библиотекарей. По мнению опрошенных пользователей не обращаются в библиотеки, во-первых, те, кто не имеет времени на их посещение, во-вторых, кто не испытывает потребности в библиотечных услугах, что связано по их мнению прежде всего с низким уровнем духовной культуры и образования, и наконец, те, кто по состоянию здоровья (пенсионеры, инвалиды и т.п.) не могут самостоятельно посещать библиотеку, и те, кто пользуется электронной книгой.

Таким образом, причины, в силу которых некоторые слои населения не являются читателями библиотек, негативно влияют на увеличение числа пользователей библиотечных услуг, а также отражают состояние неудовлетворенности (в скрытной форме) реальных пользователей. Если данные причины не будут учтены, то неизбежно снижение объемов потребления библиотечных услуг, а некоторые потребители через какое-то время могут вообще покинуть библиотеки (например, из-за отсутствия новых поступлений или низкого качества предоставляемых услуг).

Неудовлетворительное состояние библиотечного фонда; низкий уровень компьютеризации библиотек; несформированная стратегия продвижения библиотечных услуг к пользователю; недостаточная степень информированности населения о библиотеке; негативный имидж. Поэтому нам представляется важным: совершенствовать стратегию формирования библиотечного фонда; улучшить материально-техническую базу; активизировать мероприятия по продвижению услуг к пользователям; вести среди населения разъяснительную работу о возможностях современной библиотеки; формировать у разных слоев населения устойчивую потребность в чтении, в разнообразных библиотечных услугах; наладить преемственность с детскими и школьными библиотеками с целью сохранения и увеличения числа потенциальных пользователей; формировать и сохранять позитивный имидж библиотеки в глазах широкой общественности.

Как показало наше исследование, потребности общества в библиотечных услугах становятся все более разнообразными и дифференцированными. Изучение и учет требований различных групп потребителей, предъявляемых к библиотечным услугам, позволит в будущем более оперативно реагировать на желания и ожидания потребителей. Ибо основным кредом современных библиотек является служение пользователям. Из индивидуальных требований пользователей складываются совокупные требования некой общности, т.е. читателей конкретной библиотеки, а из их оценок общественное мнение о библиотеке и о предлагаемых ею услугах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с выявленными позитивными и негативными тенденциями в маркетинговой деятельности библиотеки можно выделить основные направления ее развития и совершенствования:

  • желательно включить в штат работников маркетолога и организовать его обучение в системе повышения квалификации персонала;
  • необходимо систематически проводить маркетинговые исследования внешней библиотечной среды, потребностей реальных и потенциальных пользователей; эффективности использования ими библиотечных услуг;
  • расширять номенклатуру библиотечных услуг, нужных потребителям, увеличить их объемы, устанавливать приемлемые цены;
  • подчеркивать достоинства и особенности предлагаемых услуг (их преимущественная бесплатность, комплексность, доступность и т.п.); популяризировать библиотеку, предлагаемые услуги; формировать позитивный имидж библиотеки и предлагаемых услуг; нейтрализовывать негативные искаженные оценки; стремиться к достижению взаимопонимания библиотеки с потенциальными и реальными пользователями, представителями местных органов власти и управления, т.е. со всем ее окружением: информировать широкую общественность о всех позитивных моментах в деятельности библиотеки, привлекать пользователей, спонсоров, деловых партеров и др. юридических и физических лиц к участию во всех сферах библиотечной жизни;
  • предлагать пользователям дифференцированные, оперативные, качественные услуги, рассчитанные на удовлетворение всего разнообразия их потребностей; максимально приблизить оказываемые услуги к месту работы, учебы, жительства, отдыха потенциальных пользователей; усилить индивидуальный подход к пользователям в ходе исполнения услуг, рассчитанных на их потребности; создать комфортную среду для работы и отдыха в библиотеке; упростить доступ пользователей к предлагаемым услугам;
  • планировать, формировать и внедрять комплексную программу продвижения услуг к реальным и потенциальным пользователям, содержащую различные элементы; составлять сметы затрат, достаточных для достижения цели и задач маркетинговой деятельности; разработать специальные программы (например, паблик рилейшнз, рекламных кампаний);
  • повысить уровень профессиональной подготовки кадров, снабдить их современными знаниями, умениями, методическими рекомендациями в области библиотечного маркетинга; совершенствовать систему материального и морального стимулирования персонала;
  • совершенствовать материально-техническую базу библиотеки; ориентировать стратегию формирования библиотечных фондов на удовлетворение современных, разнообразных потребностей пользователей;
  • налаживать долгосрочные связи, отношения с представителями местных органов власти и управления, со спонсорами, деловыми партнерами, другими учреждениями культуры, с индивидуальными и коллективными пользователями.

В дипломной работе рассмотрены различные формы и методы продвижения услуг к пользователям, рекомендуемые как в теоретических и методических работах по маркетингу, так и в работах отечественных и зарубежных библиотековедов. Анализ этих работ привел к выводу, что библиотеки в своей деятельности могут и должны использовать достижения теории и практики маркетинга, в первую очередь некоммерческого. При этом, осуществляя обслуживание пользователей, они должны обращать особое внимание на привлечение к библиотеке и к ее услугами потенциальных пользователей. В дипломной работе обосновывается, что в этих целях первостепенное значение имеет изучение спроса на библиотечные услуги, его прогнозирование и на этой основе введение новых услуг, отвечающих потребностям реальных и потенциальных пользователей. В связи с этим в дипломной работе рассмотрены проблемы управления деятельностью библиотек по продвижению услуг к пользователям.

Теоретические положения библиотечного маркетинга и его важного направления — продвижения услуг к пользователям были проверены на базе Усть-Нерской. Результаты исследования показали, что в настоящее время существует значительный разрыв между теоретической разработкой проблем библиотечного маркетинга и реальной библиотечной практикой. Весьма ограничен набор используемых средств и методов продвижения библиотечных услуг к пользователям. Это связано не только с финансово-экономическими трудностями, но и с тем, что в общедоступных библиотеках не сложилась система управления процессом доведения услуг до потенциальных пользователей.

Продвижение услуг на рынок не допускает рутины, это творческий и специфический процесс, требующий от библиотекарей умения мыслить интересно, нестандартно. Минимум затрат и максимум внимания со стороны потенциальных пользователей — такова идеальная цель процесса продвижения услуг, а главное — разнообразие его информационных сообщений, рассчитанных на разные целевые группы потребителей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России / К.И. Абрамов. ‑ М., 2000. ‑ 175с.
  2. Агимова, Н. С. Российские женщины в науке и высшей школе: ист.-науч. и науковедч. аспекты / Н. С. Агимова, А. Г. Аллахвердян // Вопросы истории естествознания и техники. ‑ 2000. ‑ № 1. ‑ С. 5-23.
  3. Алтухова, Г. А. Речевая культура библиотекаря / Г. А. Алтухова. ‑ М. : Профиздат, 2001. ‑ 96 с.
  4. Аналитический вестник №25 (342). ‑ Серия «Основные проблемы социального развития России». ‑ М. : АУАСФ, 2007. ‑ Вып. 104. ‑ 64 с.
  5. Бобровников, В.Н. Библиотечная профессия как социокультурный феномен: мифы и реалии// Библиотечный вестник Прибайкалья. ‑ 2001. ‑ №2 (17). – С.19-20
  6. Бобровников, В.Н. Библиотечная профессия как социокультурный феномен: мифы и реалии / В.Н. Бобровников // Библиотечная профессия в зеркале информационного общества. ‑ Казань, 2002. ‑ С.57-62.
  7. Болотов, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. ‑ С.8-14.
  8. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: учеб. пособие / В.В. Брежнева, Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искуств. – СПб. : СПбГУКИ, 2002. – 48 с.
  9. Бабонина, Паблик рилейшнз. Что и как? / О. Бабонина // Библиотека. ‑ 2000. ‑ № 4. ‑ С.86-87.
  10. Водолазская, А.Я. Профессиональная гордость библиотекаря. Уместна ли она сегодня? / А.Я. Водолазская // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования: В 2 кн. ‑ Казань, 2004. ‑ Кн.2. – С.11-18.
  11. Вохрышева М.Г., Кузичкина Г.А. Возможный ответ на вызовы времени / М.Г. Вохрышева, Г.А. Кузичкина // Библиотечное дело – 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания: тез. докл. VII междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2002 г.). – М., 2002. – С.14-17.
  12. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.И Колкова, И.Л. Скипор и др. – М. : Изд-во Школьная библиотека, 2003. – 296 с.
  13. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий ГПНТБ. – Электрон. дан. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1998. – Режим доступа: http: // www. spsl.nsc.ru. – Загл. с экрана.
  14. Головко, С. И. Социально — культурные функции библиотечной профессии / С.И. Головко // Библиотековедение. ‑ 2004. ‑ № 6. ‑ С. 32-38.
  15. Грачев, В. И. Библиотечная соционика — новое направление изучения библиотечной жизни / В. И. Грачев // Науч. и техн. б-ки. ‑ 1993. ‑ № 7. ‑ С. 18-32.
  16. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции / М.Я. Дворкина, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : Изд-во, МГУКИ, 2000. – 48 с.
  17. Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / М.Я. Дворкина. – М. : Профиздат, 2000. – 112 с.
  18. Жданова, Т.А. Фундаментальная подготовка библиотекаря: какой ей быть / Т.А. Жданова // Библиотечное дело-2002. Библиотечное образование и практика: Поиски взаимопонимания : тез. докл. VII междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2002 г.). – М., 2002. – С. 21-23.
  19. Джерелиевская, И. К. Особенности восприятия библиотекарем себя и читателя / И.К. Джерелиевская, М.А. Джерелиевская // Библиотековедение. ‑ 1993. ‑ № 1. ‑ С. 40-46.
  20. Дрешер, Ю.Н. Оздоровительные возможности библиотечной работы : учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2001. ‑ 238 с.
  21. Дыченко, Л.Ф. Психология и библиотекарь: учеб.-практ. пособие / Л.Ф. Дыченко. ‑ М. : Либерея-Библиоформ, 2006. ‑ 144 с.
  22. Земсков, А.И. Библиотека на пути в информационное будущее // Библиотековедение. – 2002. ‑ №1. – С.38
  23. Земсков, А.И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг; [под ред. Л.А. Казаченковой]. – М.: ФАИР, 2007. – 527, [1] с.: ил.
  24. Збаровская, Н. В. Поговорим о профессиональных качествах / Н. В. Збаровская // Библиотека. ‑ 2005. ‑ № 2. ‑ С. 35-44.
  25. Жданова, Т.А. Влияние структуры и организационной культуры библиотеки на развитие персонала / Т. А. Жданова // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: сб. науч. тр. / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. ‑ Новосибирск, 1997. ‑ С. 3-21.
  26. Каким бы хотели видеть своего ребенка // Аргументы и факты. ‑ 2003. – нояб. ‑ № 46. – С.36.
  27. Колин, К.К. Контуры информационной цивилизации // Библиотековедение. – 2002. ‑ №1. – С.36-37.
  28. Костюк, В. Инфраструктура инноваций как основа перехода к информационному обществу / В. Костюк, Т. Смолян, Д. Черешин // Информационные ресурсы России. – 2001. – № 1 (56). – С. 3-6.
  29. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Х. Лау. – М. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 37 с.
  30. Лисицкая, Т. С. Принципы оздоровительной тренировки / Т. С. Лисицкая // Теория и практика физ. культуры. ‑ 2001. ‑ № 3. ‑ С. 6-13.
  31. Ловкова, Т.Б. Библиотечная конфликтология как учебная дисциплина / Т. Б. Ловкова // Науч. и техн. б-ки. ‑ 2000. ‑ № 11. ‑ С. 10-15.
  32. Макеева, О.В. Кто идет в библиотечную профессию? // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2012 № 4(8). – С. 83-91.
  33. Материалы Третьего Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию (24–28 авг. 2003 г., Новосибирск – Горно-Алтайск) / отв. ред. Е.Б. Артемьева, РБА, ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск. 2004. – 98 с.
  34. Мелентьева, Ю.П. Высшее библиотечное образование: поиск новой концепции и неотвратимость перемен / Ю.П. Мелентьева // Информ. бюл. РБА. ‑ 2002. ‑ № 22. ‑ С.190-196.
  35. Манахова, В. В. Библиотекарь как помогающая профессия / В.В. Манахова // Молодые в библиотечном деле. ‑ 2004. ‑ № 1/2. — С. 84-88.
  36. Медведева, Е. А. Коммуникативная культура библиотечных специалистов / Е. А. Медведева // Библиотечное общение: традиции, инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 27 июня 2005 г. / Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. ‑ Улан-Удэ: ФГОУ ВПО ВСГАКИ. ‑ С. 107-111.
  37. Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание: учеб. / Ю.П. Мелентьева. ‑ М. : Изд-во ФАИР, 2006. — 256 с.
  38. Мотульский, Р. С. Библиотека в социуме: предназначения и функции / Р. С. Мотульский // Библиотековедение. ‑ 2002. ‑ № 5. ‑ С. 19-24.
  39. Николаева, Е.М. Кризис образования в контексте глобализации / Е.М. Николаева // Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт: материалы Междунар. науч.-метод. конф., Казань, 27-28 фев. 2007 г. ‑ Казань, 2007. ‑ С.229-230.
  40. Нипарко, Е. В. Психологическое изучение профессионально значимых личностных качеств молодого библиотекаря / Е.В. Нипарко // Молодые в библиотечном деле. ‑ 2004. ‑ № 9/10. ‑ С. 115-124.
  41. От информационного общества – к обществам знания. ЮНЕСКО / сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов // Всемирный саммит по информационному обществу: информационное издание. – СПб, 2004. – С.82-84.
  42. Олзоева, Г.К. Феминизация библиотечного дела: за и против / Г.К. Олзоева // Библиотековедение. ‑ 2001. ‑ № 5. ‑ С. 18-20.
  43. Осипова, И. П. Библиотечные кадры: социальные аспекты обновления / И. П. Осипова, JI. Б. Хайцева // Мир библиотек сегодня. ‑ 1994. ‑ Вып. 2. ‑ С. 90-104.
  44. Осипова, И.П. Информационное состояние библиотечного дела: состояние и проблемы / И. П. Осипова // Библиотековедение. ‑ 1995. ‑ № 6. ‑ С. 97-113.
  45. Пунин, Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики / Е.И. Пунин. ‑ М. : Между-нар.отношения, 1993. ‑ И I с.
  46. Пурник, А.В. Место публичной библиотеки в информационно-деловой среде мегаполиса / А.В. Пурник // Науч.и техн.б-ки. 1995. ‑ № 1. ‑ С.63-68.
  47. Пилко, И.С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры / И.С. Пилко, науч. ред. Н.И. Гендина // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. / Кемеров. гос. акад. культуры и искусств. – Кемерово : КГАКиИ, 1999. – С. 122 – 129.
  48. Соколов, А.В. Жанны, Пенелопы, Клеопатры в библиотеке завтрашнего дня // Библиотековедение. – 2003. ‑ №3. – С.26-36.
  49. Соколов, А.В., Афанасова Л.И. Библиотекарь – 90 // Сов. библиотековедение. – 1992. ‑ № 3-4. – С.53-70.
  50. Соколов, А.В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в 21 веке) / А.В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. ‑ 2003. ‑ №5. ‑ С.5-23.
  51. Справочник библиографа: справочное издание / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2002. – 551 с.
  52. Стародубова, Г.А. Повышение квалификации школьных библиотекарей как фактор совершенствования деятельности по формированию информационной культуры личности / Г.А. Стародубова, Т.Б. Усачева, сост. Е.М. Зуева // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: материалы из опыта работы / Рос. Акад. Образования. ГНУ ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – 2006. – №5. – С.16-21.
  53. Столяров, Ю.Н. Ю.В. Григорьев (1899-1973) / Ю.Н. Столяров. ‑ М.,1090. ‑ 224с.
  54. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. ‑ М., 1995. – 26 с.
  55. Филиппов, В.М. Модернизация российского образования / В.М. Филиппов. – М. : Просвещение, 2003. – 96 с.
  56. Формирование информационного общества в XXI веке / сост. Е. И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб., 2006. – 640 с.
  57. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / сост. Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова и др., Межрегион. центр библиотеч. сотрудничества. – М. :, 2006. – 512 с.
  58. Хижа, Г.С. Будущее России – создание информационного общества XXI / Г.С. Хижа // Информационное общество. – 2001. – № 2. – С. 44-47.
  59. Чачко, А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: науч.-метод. пособие / А.С. Чачко. – М. : Либерия, 2004. – 172 с.

Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф