1.4. Влияние социально-психологических факторов на деятельность менеджеров среднего звена
Далее изучим влияние социально-психологических факторов на деятельность менеджеров среднего звена.
Биологические качества менеджера. Черты данной группы носят объективный характер — не зависят от сознания в психики личности. Прежде всего, это пол, возраст, здоровье, темперамент, способности [13, С.86].
Пол. Традиционно исследования в области психологии управления ориентированы на мужчину-руководителя, так как во все времена (кроме далекого матриархата) мужчины явно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. В последние десятилетия влияние половых различий на трудовую деятельность и карьеру стало предметом специальных исследований. На основе их результатов можно выделить две группы факторов, определяющих особенности организационного поведения женщин: 1) социокультурные (стандарты поведения, ролевые стереотипы, семейные традиции) и 2) собственно половые, биологические и психологии кие. Роль социокультурных факторов проявляется в том, подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скромный общественный статус — мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине-руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успехов. Успех женщин-руководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей — личным качествам (Р. Ране, США). Учет такого рода стереотипных представлений важен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать это не приходится. Вторая группа факторов проявляется в большей зависимости настроения и психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл, климакс), обремененности естественными заботами о семье, в меньшей эмоциональной уравновешенности и беспристрастности, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона и восприятии сотрудников сквозь призму симпатий и антипатий. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные авторы, в основном женщины, расценивают их как способствующие эффективному руководству (Ф. Денмарк, А. Иглн, Б. Джонсон — «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин, их превосходство над мужчинами в понимании личных проблем сотрудников, приверженность демократическому стилю руководства). Большинство исследователей придерживаются противоположной точки зрения — повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрализован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам, будет более «толстокожей» (М. Рихтер) [27, С. 137].
Возраст. Вторым важнейшим биологическим признаком, влияющим на эффективность деятельности менеджера, является возраст. О действии его, конечно, можно говорить лишь в общем, усредненном плане, учитывая довольно частые исключения из правил, которые объясняются личными особенностями людей. Поэтому современная теория менеджмента не может однозначно ответить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, расцвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера — более высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких должностей — генералом практически невозможно стать в 20—35 лет. В бизнесе тот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людьми зрелого возраста существует. По данным исследований 2010 года, в Японии средний возраст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности — 63,5 года, в США — 59 лет (Т. Коно), вице-президенты несколько моложе — примерно 55,7 года.Президентом японской компании обычно становится человек, проработавший в ней не менее 30 лет и занимающий этот пост 8 лет. В этой стране относительно много эффективных руководителей весьма зрелого возраста — старше 70 лет, хотя некоторые корпорации («Сони корпорейшн») ограничивают предельный возраст пребывания на высших должностях 65 годами. Подобные ограничения широко распространены в Европе и Америке. Как молодой, так ипожилой возраст имеет свои достоинства и недостатки, влияющие на эффективность работы руководителя. Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале — знаниях специфики организации, хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конкурентного отбора кадров, сложно определится четкие критерии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регулярно проверяется конкуренцией и результаты деятельности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно [26, С. 32].
Здоровье. Здоровье — важный фактор эффективного руководства. В теории менеджмента термин понимается широко: включает в себя не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологически здоровый организм человека функционирует в оптимальном режиме и адекватно реагирует на изменения в окружающей среде. Для менеджера это основное условие повседневной эффективной деятельности, так как его рабочий день (14—15 часов) в два раза превышает физиологические нормы, закрепленные в законодательстве, — 7—8 часов в сутки. Кроме того, работа менеджера связана с высокими эмоциональными нагрузками. По данным медиков, не менее 50 % здоровье человека зависит от образа жизни, 20 % приходится на наследственность, 20 % — на экологию, 10 % — намедицину. Образ жизни — устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения ими физиологических и духовных потребностей, нормы общения и поведения — является определяющим фактором человеческого здоровья.
Здоровый образ жизни более узкое понятие: совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности организма, при которых его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов сохранения и укрепления организма. Избрать в тех или иных условиях здоровый образ жизни мы можем. Понятие психического здоровья в психологии не получило пока развернутой оценки. По мнению крупнейшего российского психиатра С. С. Корсакова, оно связано с представлением о человеке как о психическом целом. В нем соединены все существенные свойства, составляющие личность, придающие ей устойчивость, уравновешенность и способность противодействовать влияниям, стремящимся эту целостность нарушить. Психическое здоровье человека зависит от социального здоровья среды, в которой личность формируется.
Социальные связи (семья, родные, близкие, друзья, сотрудники и пр.) могут воздействовать как благотворно, так и негативно, формируя личность психически нездоровую (вплоть до неадекватного поведения, криминального развития). Комплексный подход к оценке психического здоровья человека позволяет выделить следующую совокупность психических проявлений [7, С. 74]:
1) свойства личности — оптимизм, уравновешенность, сосредоточенность (отсутствие суетливости), нравственность, адекватный уровень притязаний, чувство долга, уверенность в себе, не обидчивостъ, непосредственность (естественность), чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль;
2) психические состояния — эмоциональная устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными чувствами (гнев, страх, жадность, зависть), свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность привычного (оптимального) самочувствия;
3) психические процессы — адекватность психического отражения (близость субъективных образов к отражаемым объектам действительности), адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмете или виде деятельности, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность мышления, знание себя, дисциплина ума (управление мыслями).
Типичные признаки психически нездоровой личности следующие [26, С. 34]:
1) зависимость от вредных привычек, уход от ответственности за себя, утрата веры в себя, свои возможности, пассивность;
2) чувственная тупость, беспричинная злость, ослабление высших и низших инстинктивных чувств, повышенная тревожность;
3) процессы — неадекватное восприятие себя, своего «Я», нелогичность, снижение познавательной активности хаотичность мышления, категоричность (стереотипность) мышления, повышенная внушаемость, не критичность мышления.
К объективным факторам эффективного руководства относятся социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и полученное образование. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статус человека. Ф.Е. Фидлер отметил, что «лучший способ стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало обратных примеров, но корреляция (лат. — соотношение, соответствие, взаимозависимость) между социально-экономическим положением и занимаемой должностью существует. Это во многом связано с таким показателем социального статуса как образование (выходцы из богатых семей имеют более широкие возможности получения самого лучшего образования и места работы). Образование занимает как бы промежуточное положение между объективным и субъективными факторами эффективной менеджерской деятельности, так как прочное усвоение знаний и продуктивное их использование не покупается за деньги, а зависит от свойств личности, индивидуальных способностей и уровня интеллекта. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. Р. М. Стогдилл (США) обобщил результаты 163 таких работ, пытаясь установить наличие и характер зависимости между отдельными чертами и успехом руководителя.
Индивидуальные качества руководителя он объединил в шесть групп [37, С. 36]:
1) физические характеристики:
2) социальное происхождение;
3) способности — интеллект, рассудительность, знания, умение выражать свои мысли;
4) личные особенности — приспособляемость, доминирование, независимость, оригинальность, уверенность в себе;
5) отношение к задачам — трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи;
6) социальные способности и навыки — готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения. Человек, не умеющий находить общий язык с людьми, не умеющий убеждать, влиять, сотрудничать, понимать людей и эффективно общаться, управлять людьми, — профессионально не пригоден для деятельности менеджера.
Прямая зависимость между отдельными чертами человека и занятием им руководящей должности подтверждается, по мнению Стогдилла, все же достаточно редко, так как на их значимость существенно влияет конкретная ситуация.
Руководители всех рангов относятся к категории работников, страдающих чаще, нежели остальные, серьезными хроническими заболеваниями. По данным медиков, 34% руководителей отягощены сердечно-сосудистыми болезными (20% — гипертоники, 14% — болеют ишемической болезнью сердца). В возрасте 40—49 лет показатель гипертонической болезни уруководителей-мужчин превышает 50% обследованных. Причиной, по общему мнению исследователей, является стресс. Стресс(англ. — напряженность) — это физиологическое и психическое напряжение организма. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает, когда человек не справляется с обрушивающимися на него потоками информации. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях житейских или производственных неурядиц, неудач, угрозы опасности, обиды, тревоги. Психологические стрессы вызываются не каким-нибудь одним, пусть очень сильным раздражителем, но серией мелких постоянных каждодневных волнений. Поэтому уметь противостоять стрессам и повышать свою стрессоустойчивость — важнейшее необходимое качество менеджера.
Итак, на деятельность менеджеров среднего звена оказывают влияние такие социально-психологических факторы, как социальное происхождение, способности, личные особенности, отношение к задачам, социальные способности и навыки.
Вывод по главе 1
Проведенный анализ научных источников показал, что функции руководителя значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются в исследованиях различных авторов. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение группы и забота о ее сохранении.
Функции руководителя выступают мерой оценкиего индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы: 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества
В структуре профессионально важных качеств менеджера выделим следующие: организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
Менеджер — это профессионально подготовленный руководитель, обладающий широкими знаниями в области менеджмента, экономики, права, маркетинга, психологии управления, психологии и этики делового общения.
На деятельность менеджеров среднего звена оказывают влияние такие социально-психологических факторы, как конфликтность, личные особенности, отношение к задачам, социальные способности и навыки, социально-психологический климат коллектива, особенности группы, лидерство в группе.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звена в организации
2.1. Цель и программа эмпирического исследования
Цель исследования – изучить взаимосвязь профессиональных и личностных качеств у менеджеров среднего звена.
Экспериментальная база исследования: менеджеры среднего звена в количестве 60 человек в возрасте 23-45 лет, из них 40 мужчин и 20 женщин ОАО «Сбербанк России» отделение г. Луховицы.
Исследование проходило в период с 02.10.2014г. по 21.01.2015г.
Исследование было организовано и проведено в два этапа.
На первом этапе исследования был применен метод экспертных оценок с целью выявления группы успешных менеджеров.
Все результаты подверглись математической обработке.
На основе данных корреляции была сформирована группа менеджеров из 20-ти человек, являющихся успешными, остальные менеджеры в количестве 40 человек составили группу неуспешных менеджеров.
На втором этапе исследования была проведена диагностика по указанным ниже методикам среди менеджеров среднего в количестве 60 человек. Нами были обработаны полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: предположим, что успешному выполнению профессиональной деятельности менеджеров среднего звена способствуют такие личностные особенности, как коммуникативные и организаторские склонности, эффективность руководства и уровень онтогенетической рефлексии.
Методики исследования:
- Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла [37, C.34];
- Тест- опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» [55, C.263];
- Cамооценка уровня онтогенетической рефлексии [55, C.244];
- Тест «Эффективность руководства» [41, С.156];
- Тест «Неэффективный руководитель» [41, С.159].
Для статистической обработки результатов были использованы методы математической статистики (коэффициент линейной корреляции Спирмена, коэффициент Фишера).
На первом этапе мы использовали метод экспертных оценок. Метод экспертных оценок – метод анализа и обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно-логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.
Цель экспертизы: выявление на основе субъективных и объективных данных группы успешных менеджеров.
Задачи:
- Оценить с помощью ранжирования данные субъективных оценок.
- Оценить с помощью ранжирования данные объективных оценок.
- Обобщить все данные и на их основе сформировать группу успешных менеджеров.
Для анализа испытуемым менеджерам была предложена анкета-опросник на выявление субъективной оценки успешности менеджеров. Бланк анкеты-опросника приведен в Приложении 1.
Для объективной оценки службой персонала были отобраны менеджеры, имеющие быстрый скачок в карьере по следующим критериям: либо вертикально – повышение статуса, назначение на более высокую должность; либо горизонтально – повышение заработной платы, увеличение объемов продаваемой продукции.
Все субъективные и объективные данные были проанализированы и обобщены следующими экспертами:
— Руководитель службы персонала,
— Директор по маркетингу,
— Директор по продажам.
Эксперты являются профессионально компетентными лицами, знают всех менеджеров компании, ежедневно с ними взаимодействуют и могут являться объективным источником информации.
- Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
С помощью шестнадцатифакторного личностного опросника Р. Кеттелла мы сможем выявить личностные качества успешных и неуспешных менеджеров.
Тест для исследования личностных особенностей личности разработан Р.Б. Кеттеллом и Р.В. Коаном. В описываемом варианте он содержит 16 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований. В Приложении 2 приводится краткая интерпретация каждой из шкал опросника. Опросник имеет три формы: A, B, C.
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. Время обследования колеблется от 60 мин до 90 мин. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора.
- Тест- опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»
С помощью теста-опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» мы сможем выявить коммуникативные и организаторские склонности успешных и неуспешных менеджеров.
Цель: исследование коммуникативных и организаторских склонностей.
Оснащение: опросный лист (приложение 3).
Инструкция для испытуемых: «Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «Да» или «Нет». Если Вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики -10-15 минут».
Обработка результатов тестирования.
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру — 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных «КОС-2».
Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»
Коммуникативные склонности: (+) Да: 1,5,9, 13, 17,21,25,29,33,37
(-) Нет: 3, 7,11, 15, 1 9, 23, 27, 31 , 35, 39
Организаторские склонности:
(+) Да: 2, -6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, -38
(-) Нет: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
За каждый ответ «Да»- и ответ «Нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже в таблице 2.
Таблица 2 Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
| Сумма баллов | 1-4
| 5-8
| 9-12
| 13-16
| 17-20
|
| Уровень
| очень низкий | низкий
| средний
| высокий
| высший
|
Испытуемые, получившие оценку 1—4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка в 13- 16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов)у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
- Самооценка уровня рефлексии
С помощью методики на определение самооценки уровня рефлексии мы выявим уровень онтогенетической рефлексии успешных и неуспешных менеджеров.
Назначение. Методика нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности.
Инструкция.Ниже приведены вопросы, на которые необходимо отвечать в форме «да» (+) в случае утвердительного ответа или «нет» (-) в случае отрицательного ответа и «не знаю» (0), если вы сомневаетесь в ответе.
Опросный лист к методике представлен в приложении 4.
Обработка и интерпретация результатов:
За каждый ответ «да» на вопросы 1,3,5,7,9,11,13 и «нет» на вопросы 2,4,6,8,10,12, 14, 15 вы получаете по 10 баллов. За каждый ответ «не знаю» вы получаете по 5 баллов.
100-150 баллов — полное отсутствие рефлексии прошлого опыта. Вы обладаете исключительной способностью усложнять себе жизнь. Вашими решениями недовольны ни вы, ни ваше окружение. Для исправления ситуации необходимо лучше обдумывать свои решения, анализировать ошибки и найти хороших советчиков по сложным жизненным ситуациям.
50-99 баллов — рефлексия со знаком «-», итогом прошлых ошибок становится страх перед совершением новых. Ваша осторожность, явившаяся результатом прошлых жизненных ошибок, не всегда является гарантией полного жизненного успеха. Возможно то, что вы считаете ошибкой, совершенной в прошлом, — просто сигнал о том, что вы изменились. Ваш критичный ум иногда мешает исполнению ваших глубоких желаний.
0-49 баллов — рефлексия со знаком «+».Анализ совершенного и движение вперед. В ближайшее время вам не грозит опасность совершить жизненную ошибку. Гарантия этого — вы сами. У вас есть много черт, которыми обладают люди с большими способностями к хорошему планированию и предвидению собственного будущего. Вы ощущаете себя творцом собственной жизни.
- Тест «Эффективность руководства»
Все испытуемые менеджеры в нашем исследовании являются руководителями. Поэтому мы используем в нашей работе тест «Эффективность руководства» с нижеприведенным тестом «Неэффективный руководитель», которые помогают глубже уяснить поведенческие характеристики эффективного и неэффективного руководства. [28, С.395-398]
Для подведения итогов необходимо подсчитать количество ответов «да» и «нет» и оценить результат.
40 «да» — результат идеального, наивысшего управленческого потенциала: все 40 вопросов являются критериями успешного руководства и поэтому предполагают правильный ответ «да. Количество ответов больше 33 «да»характеризует хороший управленческий потенциал.
Опросный лист к методике представлен в приложении 5.
- Тест «Неэффективный руководитель».
Для подведения итогов необходимо подсчитать количество ответов «да» и «нет». Высокий управленческий потенциал предполагает ответы «нет» на все вопросы. Количество ответов неменее 15 «нет»характеризует достаточно эффективный управленческий потенциал.
