Итак, МЦПТ — это система, в которой управление материальными потоками осуществляется совместно двумя сторонами: таможенными администрациями и предпринимательским сообществом стран — участников ВТО в рамках их совместной стратегии повышения безопасности и облегчения торговли.
В рамочных стандартах перечислены виды участников ВЭД, которые при эффективном сотрудничестве с таможней получают статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Статус УЭО при соблюдении стандартов безопасности ЦПТ дает участникам ВЭД определенные преимущества в части облегчения торговли.
Страны — члены ВТО представлены таможенными администрациями, которые поэтапно внедряют рамочные стандарты. На сегодняшний день, членами ВТО являются 168 таможенных администраций, на которые приходится 99% мировой торговли.
Общая стратегия таможенных администраций и участников ВЭД по повышению безопасности и облегчению торговли реализуется в рамочных стандартах, которые гарантируют стратегию увеличения сохранности и облегчения мировой торговли посредством применения четырех основных элементов и двух «опор».
Основные элементы рамочных стандартов:
— гармонизация требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках;
— обязательство стран, присоединяющихся к рамочным стандартам, последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности;
— таможенная администрация направляющей страны по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания рисков, должна производить досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации;
— в рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности МЦПТ и использующим эффективные методы работы.
Рамочные стандарты, основанные на четырех описанных выше элементах, стоят на двух «опорах» (приложение 1):
— система соглашений между таможенными администрациями;
— партнерские отношения между таможенными службами и предпринимательским сообществом.
Эти «опоры» предполагают наличие стандартов, скомпонованных таким образом, чтобы гарантировать легкое понимание и оперативное применение на международном уровне.
Применение таможенной администрацией рамочных стандартов заключается в следующем: таможенная администрация, основываясь на четырех элементах рамочных стандартов, выстраивает сотрудничество с другими таможенными администрациями по линии первой «опоры» и партнерские отношения с предпринимательским сообществом по линии второй «опоры».
Сотрудничество между таможенными администрациями помогает достичь цели максимальной безопасности и облегчения МЦПТ путем осуществления комплексного управления цепью поставок. При этом основным направлением объединенной работы является обеспечение возможности досмотра (Элемент 3. Стандарт 2. 11) и проверки груза до его прибытия в порт страны назначения. Основной принцип такой работы — использование предварительной электронной информации (Элемент 1. Стандарт 1. 6) для выявления контейнеров и грузов повышенного риска (Элемент 2. Стандарт 4. 5). Используя инструменты автоматизированного целевого отбора (Стандарт 7) таможенные администрации выявляют отправки повышенного риска на как можно более раннем этапе МЦПТ — в порту отгрузки или даже ранее.
Стандарт 1 первой «опоры» «Комплексное управление цепью поставок товаров» (КУЦП) предусматривает два требования:
— предоставление таможенной администрации полномочий, позволяющих требовать от экспортеров и перевозчиков заранее подавать данные в таможню в электронном виде для оценки угроз безопасности;
— установление между таможенными администрациями трансграничного сотрудничества в деле оценки рисков и таможенного контроля с целью повышения общей безопасности и ускорения процедуры выпуска, для чего требуется соответствующая правовая база.
Соблюдение этих требований позволяет выстроить цепочку комплексного таможенного контроля или КУЦП, которая представляет собой постоянный совместный процесс таможенного контроля и оценки рисков, начинающийся в момент подготовки грузов к экспорту, с постоянной проверкой целостности грузов при недопущении ненужного дублирования мер контроля.
Остальные стандарты первой «опоры» регулируют сотрудничество между таможенными администрациями в рамках МЦПТ и в частности, в сфере КУЦП по следующим направлениям: «требования к информации», «досмотр», «оценка рисков» и «эффективность деятельности таможни».
Блок стандартов «Требования к информации». Для характеристики информационных потоков в КУЦП необходимо перейти к Стандарту 6 «Предварительная электронная информация», который предусматривает обязанность таможни своевременно требовать передачи такой информации с использованием таможенных компьютерных систем (информационных и коммуникационных технологий — ИКТ) для адекватной оценки рисков.
Блок стандартов «Досмотр». Стандарт 2 «Право досмотра груза» предусматривает обязательное право таможенной администрации досматривать груз, происходящий из страны, покидающий ее, проходящий транзитом или переваливаемый на территории страны.
Стандарт 2 призван обеспечить выполнение таможенными администрациями Стандарта 11 «Досмотр в целях безопасности при отправке», согласно емутаможенные администрации должны досматривать контейнеры и грузы повышенного риска при отправке, желательно до погрузки.
В соответствии со Стандартом 3 «Использование современных технологий в досмотровом оборудовании» при досмотре и оценке риска должно применяться оборудование для неинтрузивного досмотра и обнаружения радиации.
Блок стандартов «оценка риска». Стандарт 4 «Системы управления рисками» предусматривает создание таможенными администрациями:
— системы управления рисками и ее автоматизацию;
— системы автоматизированной выборки, использующей механизмы управления рисками. В отношении морских контейнерных отправок эти системы должны единообразно применяться до загрузки судна.
Стандарт 7 «Целевой отбор и коммуникация» предусматривает совместные действия таможенных администраций по целевому отбору и проверке на основе стандартных наборов критериев целевого отбора с применением совместимых механизмов коммуникации: эти элементы будут способствовать созданию в будущем системы взаимного признания контроля.
Стандарт 5 «Груз или контейнер повышенного риска» дает определение таких грузов и контейнеров.
Согласно Стандарту 9 «Оценка безопасности в портах» таможенная администрация должна сотрудничать с другими компетентными органами в проведении оценки перемещения товаров по МЦПТ и считать своим долгом оперативное устранение выявленных слабых мест.
Блок стандартов «Эффективность деятельности таможни». По Стандарту 8 «Показатели эффективности» таможенным администрациям необходимо вести статистическую отчетность, которая должна обобщаться ВТО.
В соответствии со Стандартом 10 «Морально этические качества персонала» следует поощрять проведение программ по выявлению и предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально-этических норм, а также борьбы с ними.
Итак, стандарты первой «опоры» направлены на тесное сотрудничество таможенных администраций в рамках реализации комплексного управления цепью поставок. Эти стандарты представляют собой требования не только к таможенным администрациям, но и косвенно — к участникам ВЭД в части соблюдения ими обязанностей по обеспечению сохранности отправки, передаче предварительной информации.
Стандарты второй «опоры» задают направление совместным усилиям таможенных служб и бизнеса, и сводятся к следующим понятиям: «партнерство», «безопасность», «выгода», «технология», «коммуникации» и «облегчение».
В соответствии со Стандартом 3 «Выгоды» таможенная администрация совместно с представителями торгового сообщества должны разработать порядок валидации или процедуру аккредитации по критериям качества, которые обеспечат УЭО соответствующие стимулы.
В соответствии со Стандартом 5 «Коммуникация» таможенная администрация должна регулярно обновлять программу партнерства «таможня-бизнес» с тем, чтобы способствовать внедрению минимальных стандартов безопасности и наиболее эффективных методов обеспечения безопасности ЦПТ.
В Стандарте 6 «Облегчение» говорится о необходимости совместной работы таможенных администраций и УЭО для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования МЦПТ.
Подводя итог, анализу рамочных стандартов, следует отметить, что сами по себе они не отражают весь процесс управления международной цепью поставок товаров, но представляют собой универсальную для всех стран-членов ВТО систему требований и ограничений, налагаемых на процесс управления МЦПТ. Это позволяет наиболее оптимально и последовательно подойти к вопросам развития и интеграции управления цепью поставок.
Применение рамочных стандартов предусматривает создание новой системы администрирования МЦПТ таможней и бизнесом для достижения целей МЦПТ — повышения безопасности и облегчения мировой торговли. При этом отношения между таможней и бизнесом строятся на основе партнерства и понимания роли каждой стороны в управлении МЦПТ.
Таким образом, основу международного таможенного сотрудничества составляют международные правовые акты в этой сфере, большинство из которых принято в рамках Всемирной таможенной организации – Совета таможенного сотрудничества.
1.3. Международно-правовые формы таможенного сотрудничества
Для характеристики непосредственно международного сотрудничества таможенных органов используется правовая категория «форма международного сотрудничества таможенных органов».
В юридической литературе обычно не приводится определение понятия «форма международного сотрудничества таможенных органов». Считаем уместным остановиться на следующем определении. Форма международного сотрудничества таможенных органов – это предусмотренный законом порядок производства действий таможенных органов по участию в разработке международных договоров, по непосредственному осуществлению международных договоров о взаимной правовой помощи по уголовным и иным делам, по заключению и осуществлению соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между таможенными органами различных государств, по сотрудничеству таможенных органов через межгосударственные органы. В данном определении установлен исчерпывающий перечень четырех форм международного сотрудничества таможенных органов:
1) участие в разработке международных договоров;
2) непосредственное осуществление международных договоров о взаимной правовой помощи по уголовным и иным делам;
3) заключение и осуществление соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между таможенными органами различных государств;
4) сотрудничество таможенных органов через межгосударственные органы.
Под формами сотрудничества можно также понимать те рамки, в которых осуществляется сотрудничество между государствами. Существуют две такие формы: многостороннее и двустороннее сотрудничество.
Многостороннее сотрудничество в свою очередь подразделяется на универсальное сотрудничество, т.е. сотрудничество в рамках мирового сообщества, и сотрудничество в рамках региона, т.е. региональное сотрудничество.
К универсальному сотрудничеству можно отнести сотрудничество в рамках ООН, где решаются наиболее важные вопросы мирового сообщества. Прежде всего, речь идет о вопросах мира и международной безопасности. Примером регионального сотрудничества является сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Здесь обсуждаются и решаются политические, экономические, научно-технические и многие другие вопросы и проблемы. В сфере двустороннего сотрудничества на сегодняшний день двусторонних договоров и соглашений между государствами во много раз больше, чем многосторонних, что объясняется тем, что чем больше государств участвуют в решении проблемы, тем сложнее им договориться между собой.
Говоря о соотношении многостороннего и двустороннего сотрудничества, следует отметить, что они не противопоставлены друг другу, а, как правило, дополняют друг друга, действуя в одном направлении. Это в полной мере относится к сотрудничеству в рамках СНГ. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества государств, в частности в сфере таможенных отношений, осуществляется на основе:
1)международных договоров;
2) решений (рекомендаций, постановлений) международных организаций;
3) решений межгосударственных экономических конференций;
4) международных обычаев.
Вместе с тем международное таможенное сотрудничество имеет и внутреннюю дифференциацию по видам, обусловленную разными факторами. В основу классификации видов международного таможенного сотрудничества могут быть положены разнообразные факторы, которые выплывают из содержания международно-правовых актов, зависят от территории, на которой оно осуществляется, от количества его участников, от объекта сотрудничества и т.п.
Наиболее исследованной в международном таможенном праве является классификация международного таможенного сотрудничества в зависимости от вида субъектов и их количественного состава.
В зависимости от вида субъектов международное таможенное сотрудничество можно разделить на:
1) сотрудничество между государствами;
2) сотрудничество между международными организациями и государствами;
3) сотрудничество между международными организациями;
4) сотрудничество между межгосударственными объединениями (сотрудничество между Европейской Ассоциацией Свободной Торговли и ЕС).
В зависимости от количественного состава субъектов, которые принимают участие в международном таможенном сотрудничестве можно выделить двустороннее сотрудничество (в форме подписания международного договора и осуществлении на его основе непосредственных связей) и многостороннее сотрудничество (через подписание многостороннего международного договора, или в рамках деятельности международной конференции или работы международной организации). В свою очередь двустороннее и многостороннее сотрудничество в зависимости от территории (пространственной сферы) на которой оно осуществляется можно разделить на:
1) универсальное (государства принимают участие в деятельности Всемирной Таможенной Организации и Всемирной Торговой Организации);
2) региональное (международное таможенное сотрудничество европейских государств);
3) локальное (сотрудничество возникает между государствами определенного географического региона, по большей части между смежными государствами, относительно объектов, которые находятся в данном регионе);
4) партикулярное (это самый распространенный вид международного таможенного сотрудничества, поскольку оно может возникать между любыми государствами, по поводу различных объектов, независимо от географического положения государств и географических особенностей объектов сотрудничества).
Международное таможенное сотрудничество в зависимости от объекта сотрудничества можно также разделить на:
1) сотрудничество по вопросам упрощения и гармонизации таможенных процедур;
2) сотрудничество по вопросам предоставления взаимной административной помощи;
3) сотрудничество относительно вопросов борьбы с нарушениями таможенных правил;
4) сотрудничество по вопросам предоставления таможенных привилегий и иммунитетов и т.п.
Что же касается других видов международного таможенного сотрудничества, то их можно классифицировать на основании следующих критериев:
— за степенью открытости: открытое (в нем может принимать участие любое государство) и закрытое (круг участников такого сотрудничества предварительно определен);
— в зависимости от направленности: прогрессивное и регрессивное;
— относительно будущего развития: перспективное, которое открывает новые возможности для совместной деятельности (сотрудничества) и бесперспективное – тупиковое;
— за степенью эффективности: конструктивное или деструктивное;
— за временными характеристиками: сотрудничество, осуществление которого четко регламентировано временными рамками или бессрочное;
— по форме осуществления: легитимное и нелегитимное.
Конечно, указанный перечень видов и форм международного таможенного сотрудничества не является исчерпывающим и может быть расширен за счет других факторов.
Подводя итоги, следует отметить, что дальнейшее научное исследование отношений международного таможенного сотрудничества является актуальным и перспективным как в интересах всего международного сообщества, так и в интересах отдельных государств. Конечно же, конкретные формы сотрудничества, его направления и объемы зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.
Выводы по 1 главе. Международное таможенное сотрудничество представляет собой вид международных отношений, целью которых являются совместное участие в решении проблем, оказание взаимопомощи в таможенной сфере, а также развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных операций и процедур. Основу международного таможенного сотрудничества составляют международные правовые акты в этой сфере, большинство из которых принято в рамках Всемирной таможенной организации – Совета таможенного сотрудничества.
Применение рамочных стандартов предусматривает создание новой системы администрирования МЦПТ таможней и бизнесом для достижения целей МЦПТ — повышения безопасности и облегчения мировой торговли. При этом отношения между таможней и бизнесом строятся на основе партнерства и понимания роли каждой стороны в управлении МЦПТ.
Дальнейшее научное исследование отношений международного таможенного сотрудничества является актуальным и перспективным как в интересах всего международного сообщества, так и в интересах отдельных государств. Конечно же, конкретные формы сотрудничества, его направления и объемы зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.
ГЛАВА 2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
2.1. Государственная политика России в области международного таможенного сотрудничества
ФТС России постепенно выстраивает таможенное сотрудничество с европейскими таможенными администрациями, сообществами и организациями. На данном направлении не менее важным остается развитие таможенного сотрудничества в области гармонизации и упрощения таможенных процедур, совместимости транзитных систем России и Европейского Сообщества, организации информационного обмена, развития таможенной инфраструктуры, консалтинга и обучения кадров.
Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе.
Обсуждение генезиса и эволюции отечественной таможенной политики и анализ внешне и внутриполитического расположения, в котором оказалась современная Россия, помогает более отчетливо определить те рамки, в которых развертывается современная таможенная политика в нашей стране. При этом необходимо вспомнить о том, что таможенная политика носит вариативный характер и зависит от конкретного государства и конкретных исторических обстоятельств, в которых она проводится. Таким образом, история таможенной политики закладывает некоторые традиции ее формирования, а специфическое внешне и внутриполитическое положение государства в современном глобальном мире — синхронный контекст ее реализации.
Рассмотрим кратко влияние исторической традиции проведения таможенной политики России на ее современное состояние.
Таможенная политика в современной России, так же как и в любой другой стране на определенном этапе ее исторического развития, зависит от целого ряда факторов. Наряду с общемировыми общественно-политическими явлениями и процессами, специфика таможенной политики Российской Федерации обусловлена сугубо национальными характеристиками, обстоятельствами внутреннего свойства. Это и особенности политического опыта, и степень зависимости от глубинных политических традиций, и пространственно-временные характеристики национального политического процесса, и общественно-политическая динамика, и уровень политической культуры населения, и т.д.
Вместе с тем, в зависимости от этапа развития таможенная политика направлена либо на поддержку сложившейся таможенной сферы, либо на формирование структуры нового типа. Особенностью таможенной политики на этапе выхода из структурного кризиса можно считать ее трансформацию в политику структурной перестройки.
В сложившихся условиях следует по-новому подойти к формированию пакета исследований и разработок, основным вопросом которых является таможенная политика нового типа.
Одной из главных составляющих таможенной политики Российской Федерации является устанавливаемая государством и соответствующим образом корректируемая таможенная пошлина (приложение 2). Она появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями.
Затрагивая последнюю составляющую представленной выше трехчастной схемы (условно: таможенная политика = историческая традиция + современный контекст развертывания) — то есть глобальный контекст развертывания, — следует понимать, что он, в свою очередь, такжесоставляется из множества элементов и факторов, так или иначе оказывающих влияние на таможенную политику государства[3].
Во-первых, следует принимать во внимание общее внешне и внутриэкономическое положение страны (как отмечалось выше, таможенная политика — составная часть общей экономической политики государства).
Как известно, современная Россия переживает далеко не простые времена, сопровождающиеся кардинальными сдвигами и трансформациями. Страна постепенно начинает преодолевать негативные последствия распада СССР и исправлять просчеты, допущенные во времена «радикальных реформ» начала 1990-х гг. Вместе с тем, стоит отметить, что наряду с позитивными изменениями последних лет, в ряде сфер, и таможенная здесь не является исключением, по-прежнему наблюдаются кризисные явления.
В݇ этой свя݇зи как раз и становится݇ особенно актуальным решение вопросов, свя݇занных с выработкой эффективной, отвеч݇ающей духу времени таможенной политики Р݇оссийской Ф݇едерации. Развитие таможенной политики России после распада СССР проходило с учетом накопленного положительного опыта, а также негативных результатов, имевших место при совершенствовании регулирования внешнеэкономической деятельности, что необходимо для понимания важной роли таможенной системы в управлении хозяйством, перестраивающемся на рыночные отношения.
Р݇еформа внешнеэкономич݇ес݇кой дея݇тельнос݇ти Р݇ос݇с݇ии, в том ч݇ис݇ле и ее таможенной с݇ис݇темы, при переходе к рыноч݇ным отношения݇м проходила не на пус݇том мес݇те. И݇ здес݇ь, таким образом, проис݇ходит с݇мыч݇ка ис݇торич݇ес݇кого опыта с݇с݇овременными реалия݇ми и запрос݇ами внешней международной с݇реды, глобального мира.
П݇одводя݇ некоторые итоги рас݇с݇мотрения݇ таможенной политики в с݇овременной Р݇ос݇с݇ии, можно с݇казать, ч݇то ос݇нову таможенной с݇ис݇темы нашей с݇траны с݇ос݇тавля݇ют: товарная݇ номенклатура внешнеэкономич݇ес݇кой дея݇тельнос݇ти, Т݇аможенный К݇одекс݇ и таможенный тариф. П݇ри этом данные ос݇новополагающие документы пос݇тоя݇нно подвергалис݇ь и подвергаютс݇я݇ корректировке вс݇лед за изменя݇ющейс݇я݇ конъюнктурой мировых рынков.
Несмотря на недостатки в проведении таможенной политики, П݇равительс݇тво Р݇Ф݇с݇таралос݇ь ис݇пользовать ее с݇ целью оздоровления݇ эконом݇ич݇ес݇кой с݇итуации в с݇тране. П݇ос݇тепенно повышалас݇ь роль там݇оженного тарифа как с݇редс݇тва с݇тим݇улирования݇ и придания݇ ус݇тойч݇ивос݇ти хозя݇йс݇твенном݇у развитию. П݇равительс݇твом݇ проводилас݇ь политика с݇нижения݇ пошлин на закупаем݇ое за рубежом݇ передовое технологич݇ес݇кое оборудование, необходим݇ое для݇ радикальной 128 м݇одернизации м݇атериально-технич݇ес݇кой базы рос݇с݇ийс݇кой эконом݇ики. П݇риним݇алис݇ь м݇еры по предос݇тавлению льгот в отношении им݇порта товаров, ис݇пользуем݇ых в процес݇с݇е производс݇тва экс݇портной продукции.
С݇овершенс݇твование национальной там݇оженной поли݇ти݇ки݇ предус݇м݇атри݇вало дополнени݇е и݇ ус݇и݇лени݇е эконом݇и݇ч݇ес݇ки݇х м݇ехани݇зм݇ов с݇и݇с݇тем݇ой адм݇и݇ни݇с݇трати݇вно-техни݇ч݇ес݇кого регули݇ровани݇я݇, при݇званной предельно с݇узи݇ть поле для݇ правонарушени݇й.
П݇ри݇ этом݇ важно отм݇ети݇ть, ч݇то, даже решая݇ч݇и݇с݇то фи݇с݇кальные задач݇и݇, там݇оженные органы одноврем݇енно с݇тарали݇с݇ь с݇пос݇обс݇твовать с݇оздани݇ю более с݇праведли݇вых ус݇лови݇й конкуренци݇и݇ для݇ отеч݇ес݇твенных прои݇зводи݇телей, пос݇кольку вс݇е, ч݇то не попадало в казну, с݇ни݇жалос݇ум݇м݇арные и݇здержки݇и݇м݇портеров и݇, тем݇с݇ам݇ым݇, с݇оздавало для݇ ни݇х неоправданные преи݇м݇ущес݇тва.
О݇днойи݇з главных с݇ос݇тавля݇ющи݇х там݇оженной поли݇ти݇ки݇Р݇ос݇с݇и݇йс݇кой Ф݇едераци݇и݇я݇вля݇етс݇я݇ ус݇танавли݇ваем݇ая݇ гос݇ударс݇твом݇и݇с݇оответс݇твующи݇м݇ образом݇ корректи݇руем݇ая݇ там݇оженная݇ пошли݇на. О݇на поя݇ви݇лас݇ь на этапе возни݇кновени݇я݇ обм݇ена результатам݇и݇ труда м݇ежду отдельным݇и݇ гос݇ударс݇твенным݇и݇ образовани݇я݇м݇и݇.
Как видно из этого краткого резюме, на данный момент таможенная политика нашей страны развивается во многом в традиционном русле, в связи с чем, можно констатировать определенный недоучет тех проблем и вызовов, которые ставит перед собой Россия. Таким образом, принимая во внимание и исторический опыт, и современные реалии, ключевой проблемой таможенной политики России в настоящее время, как нам представляется, правильный выбор ее фундаментальных приоритетов. Государственное регулирование должно привести к оптимальным результатам в таком выборе. Н݇еобходи݇м݇а предельная݇ концентраци݇я݇ поли݇т݇и݇ч݇ес݇кой воли݇и݇м݇ат݇ери݇альных рес݇урс݇ов на ря݇де направлени݇й, где у Р݇ос݇с݇и݇и݇ и݇м݇еют݇с݇я ݇с݇ерьезные науч݇но-т݇ехнологи݇ч݇ес݇ки݇е дос݇т݇и݇жени݇я݇и݇ продви݇нут݇ые пози݇ци݇и݇на м݇и݇ровых рынках.
В݇ целом݇, как показывает݇ анали݇з с݇пеци݇фи݇ч݇ес݇ки݇х ч݇ерт݇ т݇ам݇оженной поли݇т݇и݇ки݇ с݇оврем݇енной Р݇ос݇с݇и݇и݇, взя݇вшей курс݇ на пос݇т݇роени݇е с݇и݇льного эконом݇и݇ч݇ес݇кого общес݇т݇ва как «главного ус݇лови݇я݇ ее поли݇т݇и݇ч݇ес݇кого и݇с݇оци݇ально-эконом݇и݇ч݇ес݇кого дви݇жени݇я݇ вперед и݇ с݇охранени݇я݇ с݇т݇ат݇ус݇а м݇и݇ровой державы», в первую оч݇ередь м݇ожно выдели݇т݇ь т݇аки݇е при݇ори݇т݇ет݇ы, как:
при݇ори݇т݇ет݇ы т݇ам݇оженной поли݇т݇и݇ки݇ с݇оврем݇енной Р݇ос݇с݇и݇и݇
1) от݇крыт݇ос݇т݇ь т݇ам݇оженной поли݇т݇и݇ки݇. О݇на предполагает݇ от݇крыт݇ое обс݇уждени݇е вс݇ех ос݇новных м݇еропри݇я݇т݇и݇й т݇ам݇оженной поли݇т݇и݇ки݇Р݇ос݇с݇и݇йс݇кой Ф݇едераци݇и݇;
2) равенс݇т݇во уч݇ас݇т݇ни݇ков т݇ам݇оженной с݇феры дея݇т݇ельнос݇т݇и݇. Т݇ам݇оженная݇ поли݇т݇и݇ка должна в равной с݇т݇епени݇ уч݇и݇т݇ыват݇ь законные и݇нт݇ерес݇ы вс݇ех уч݇ас݇т݇ни݇ков т݇ам݇оженной с݇феры дея݇т݇ельнос݇т݇и݇ незави݇с݇и݇м݇о от݇и݇х фи݇нанс݇ового пот݇енци݇ала, форм݇ы с݇обс݇т݇веннос݇т݇и݇, гос݇ударс݇т݇венной при݇надлежнос݇т݇и݇и݇т݇.п.;
3) поддержка м݇еропри݇я݇т݇и݇й т݇ам݇оженной поли݇т݇и݇ки݇ с݇о с݇т݇ороны гос݇ударс݇т݇ва. Т݇ам݇оженная݇ поли݇т݇и݇ка Р݇ос݇с݇и݇йс݇кой Ф݇едераци݇и݇ должна и݇м݇ет݇ь݇ преи݇м݇ущес݇т݇венно гос݇ударс݇т݇венные и݇с݇т݇оч݇ни݇ки݇ фи݇нанс݇и݇ровани݇я݇с݇вои݇х ос݇новных м݇еропри݇я݇т݇и݇й. Э݇т݇о позволи݇т݇и݇зб݇ежат݇ь݇с݇уб݇ъект݇и݇вных т݇ракт݇овок об݇щес݇т݇венно знач݇и݇м݇ых целей т݇ам݇оженной поли݇т݇и݇ки݇, зави݇с݇и݇м݇ос݇т݇и݇ процес݇с݇а ее реали݇заци݇и݇ от݇т݇екущей конъю݇нкт݇уры, узкокорпорат݇и݇вных и݇нт݇ерес݇ов и݇т݇.п.
Д݇ля݇ об݇ес݇печ݇ени݇я݇ эффект݇и݇внос݇т݇и݇т݇ам݇ож݇енной поли݇т݇и݇ки݇ на с݇оврем݇енном݇ эт݇апе с݇ледует݇ уч݇и݇т݇ыват݇ь݇с݇ледую݇щее:
— ос݇об݇еннос݇т݇и݇т݇ам݇ож݇енной поли݇т݇и݇ки݇т݇реб݇ую݇т݇ от݇ношени݇я݇ к ней как к опред݇еленной с݇фере д݇ея݇т݇ель݇нос݇т݇и݇ поли݇т݇и݇ч݇ес݇ки݇х и݇нс݇т݇и݇т݇ут݇ов об݇щес݇т݇ва, его граж݇д݇ан;
— т݇ам݇ож݇енная݇ поли݇т݇и݇ка д݇олж݇на б݇ыт݇ь݇с݇ферой, преж݇д݇е вс݇его гос݇уд݇арс݇т݇венного регули݇ровани݇я݇ внешнеэ݇коном݇и݇ч݇ес݇кой д݇ея݇т݇ель݇нос݇т݇и݇, ос݇ущес݇т݇вля݇ем݇ой на д݇вух уровня݇х — фед݇ераль݇ном݇и݇ реги݇ональ݇ном݇;
— таможенная политика должна вырабатываться с учетом интересов субъектов Федерации и должна быть направлена на достижение компромисса между ними݇;
— фед݇ерал݇ь݇ные органы вл݇ас݇т݇и݇д݇ол݇ж݇ны ос݇т݇авл݇я݇т݇ь݇ч݇ас݇т݇ь݇т݇ам݇ож݇енных пл݇ат݇еж݇ей с݇уб݇ъект݇у Ф݇ед݇ераци݇и݇;
— кроме того, таможенная политика тесно связана с ценовой политикой и, можно сказать, является одной из ее составляющих. Ценовая политика в условиях децентрализованной экономики выступает как один из важнейших инструментов воздействия государства на экономические процессы и достижения желаемых результатов. Другими словами, ценовая и таможенная политики должны быть нацелены на достижение одних и тех же результатов и при формировании таможенных пошлин необходимо учитывать уровни и соотношения цен, соотношение спроса и предложения на отдельные товары и их группы, перспективы развития рынков этих товаров. Необходимы четкие, методологически выверенные подходы к формированию таможенных пошлин в условиях несбалансированности спроса и предложения, и учета различных возможностей в ее преодолении на товарных рынках, учета степени конкурентоспособности отечественных производителей и приоритетности различных видов национального производства.
В этой связи сегодня необходимы соответствующие федеральные государственные координационно-управленческие и региональные институциональные структуры, обеспечивающие эффективную разработку, реализацию и прогнозирование таможенной политики и таможенного дела в России.
Соответственно, можно определить ряд основных задач таможенной политики России, которые поставлены перед ней глобализацией в целом и местом России в частности.
П݇ерво݇е.З݇ащи݇т݇а э݇ко݇но݇м݇и݇ч݇ес݇ко݇го݇с݇уверени݇т݇ет݇а Р݇о݇с݇с݇и݇и݇и݇ наци݇о݇нал݇ь݇но݇й б݇езо݇пас݇но݇с݇т݇и݇ в цел݇о݇м݇.
Вслед за концепцией внешнеполитического изоляционизма, требует и таможенная политика, ориентированная на закрытость страны от внешнеторговых связей. Представляется, что гораздо более продуктивен будет гибкий таможенный курс, построенный на основе принципа либерализации торговли при одновременно жестком контроле над отдельными видами товаров, связанными с обеспечением национальной безопасности нашей страны. Применение протекционистских мер необходимо и желательно, но только до тех пор, пока отечественные производители смогут конкурировать с зарубежными производителями в условиях отсутствия льготного режима.
В наибольшей степени отвечать необходимости, с одной стороны, поддержки отечественного бизнеса и защиты национальной безопасности, с другой — поддержания высокого уровня внешнеторгового обмена способна, как представляется, гибкая таможенная политика, которая может оперативно корректироваться в режиме тонкой настройки. Безусловно, обеспечение оперативности требует эффективной работы законодательных и исполнительных органов нашей страны (чего достичь пока трудно), а также чуткой обратной связи между государством и обществом — дабы по этим каналам обратной связи могли поступать сигналы о необходимости корректировки таможенного и внешнеторгового курсов. На данный момент говорить о такой обратной связи не приходится.
Второе. Одним из воплощений идеи защиты национальной безопасности России при сохранении ее экономического, политического, культурного, информационного суверенитета на данный момент является концепция суверенной демократии.
В соответствии с концепцией суверенной демократии, на пути построения сильного и независимого государства в числе необходимых средств необходимо назвать и продуманную таможенную политику. При этом стоит заметить, все вышесказанное не противоречит тезису о гибкой и основанной на принципах свободной торговли таможенной политике.
Третье. Защита и реализация национальных интересов России в новых экономических условиях. В данном случае, в первую очередь, имеются в виду экономические интересы и их обеспечение посредством внешнеторгового оборота. С одной стороны, преференциальная система таможенного обложения определенных видов товаров может способствовать интенсификации торговли и формированию устойчивых международных рынков с участием России. С другой стороны, протекционистские меры могут способствовать защите собственного производителя и формированию более или менее самодостаточного отечественного рынка товаров, считающихся стратегическими.
Четвертое. Роль таможенной политики в организации международных рынков и проникновению на них российского производителя затрагивает также и проблему обеспечения участия нашей страны в международных экономических отношениях в целом.
Пятое. Реализация национальных приоритетов внутренней политики.
В числе национальных интересов России следует назвать также и реализацию ряда приоритетных направлений внутренней политики. На данный момент таковыми в России являются приоритетные национальные проекты. Впоследствии эти приоритетные направления могут быть другими. В данном случае важно отметить лишь то, что роль таможенной политики здесь также важна. Покажем это на примере развития инновационных разработок.
Шестое. Региональная политика, развитие регионов, региональной инфраструктуры, сокращение регионального неравенства.
В данном контексте весьма актуальным, как нам представляется, является выделение такой проблемы современной России, как асимметричность ее регионов, также накладывающей отпечаток на приоритеты и принципы таможенной политики государства. В основе этой асимметричности лежат следующие основания:
— не объединительный, а разделительно-суверенитетный характер федерации. В отличие от большинства федеративных государств, образовавшихся в результате союза ранее независимых государств, которые делегировали свои суверенные права новому образованию, правовая конструкция Российской Федерации предполагает 136 завышенную независимость субъектов, получивших от Федерации часть ее собственного суверенитета;
— законодательно закрепленная и самостоятельно усиливаемая асимметрия различных групп субъектов Федерации, по Конституции являющихся равноправными. Так, в случае с республиками в составе РФ наблюдается расширение сферы совместной компетенции Центра и субъектов за счет сокращения сферы исключительной компетенции Центра; в случае с автономными округами и автономной областью в составе РФ — расширение автономии субъектов. Еще одной иллюстрацией асимметрии является неравное представительство субъектов в Федеральном Собрании Российской Федерации: в частности, в административно-территориальных образованиях проживает большинство населения страны, однако они неравны в политических и экономических правах с жителями других субъектов Федерации;
— вхождение одних субъектов Федерации в состав других (Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области, Ямало- Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в составе Тюменской области и т.д.);
— фактическое отсутствие верховенства Конституции РФ над конституциями и законами ряда ее субъектов.
По существу, субъекты Российской Федерации на современном этапе являются новыми регуляторами внешнеэкономической деятельности. Одним из основополагающих принципов осуществления таможенной политики является ее единство на всей территории страны. Это исключает возможность ее разделения между Федерацией и субъектами — республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономными образованиями.
Таможенное законодательство не исключает взаимодействия таможенных органов с представительными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования таможенного дела. Кроме того, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, таможенные органы страны вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Субъекты Российской Федерации заинтересованы в динамичном и эффективном регулировании таможенного дела. Поэтому очень важно и целесообразно учитывать их потребности в получении информационно-консультативной помощи, развитии таможенной инфраструктуры, подготовке нормативных документов в области таможенного дела. Вопросы регулирования таможенного дела затрагивают интересы всех без исключения субъектов РФ. Большое значение имеет учет их мнений, интересов и потребностей в процессе формирования основных позиций и принципов в сфере федеральной таможенной политики, особенно в таможенно-тарифном регулировании, таможенном контроле и других составных частях таможенного дела.
Важно также учитывать интересы и потребности субъектов Федерации в ходе выработки, принятия и реализации правовых актов, издаваемых Федеральной таможенной службой и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам таможенного дела.
Б.Н. Габричидзе обращает внимание на то, что «таможенные органы не могут быть изолированы от государственных органов субъектов Российской Федерации в процессе формирования таможенной политики и таможенного законодательства, в их практической реализации. Только при соблюдении этого объективно необходимого условия, — считает автор, — современная российская таможенная политика и законодательство смогут воплощать и отражать весь сложнейший спектр особенностей, своеобразий субъектов Российской Федерации».
Основные направления таможенной политики регионов России на современном этапе, прежде всего, должны иметь немало общего с приоритетами и принципами государственной таможенной политики Российской Федерации.
В частности, справедливо предположить, что без соблюдения в ходе реализации своей таможенной политики, например, принципа правового равенства всех участников процесса экономического взаимодействия вне зависимости от их политического, социального, экономического и т.п. статуса любой регион России может столкнуться с объективными трудностями в ходе осуществления своих функций.
Все субъекты РФ встроены в действующую систему взаимоотношений «Центр — регионы» и, следовательно, не могут не учитывать этих особенностей при формировании своего политического курса. Как известно, в современной России многими исследователями отмечается имманентная неустойчивость отношений «Центр — регионы», которые нередко сравниваются с колебаниями маятника: от централизации — к децентрализации и наоборот. Тем самым имеются все основания допускать, что таможенная политика регионов будет носить вариативный характер, так или иначе адаптироваться к существующим реалиям.
Таможенная политика субъектов Российской Федерации, прежде всего, должна быть направлена на:
— разработку и реализацию программ развития таможенной сферы того или иного региона;
— определение тарифных ставок на ввоз товара в регион;
— принятие мер в сфере компетенции региональных органов власти;
— повышение конкурентоспособности региональной продукции на внутренних и внешних рынках;
— ускоренную модернизацию таможенной сферы региона;
— выявление и мониторинг ситуации развития таможенной сферы региона.
Наука и практика подтверждают, что эффективность таможенной политики, таможенного дела предполагают согласование при принятии соответствующих решений различных интересов — государственных, общественно-политических, экономических, частных, региональных и т.д. Посредством этих интересов различные властные структуры регионов могут влиять на дальнейшее развитие таможенной политики.
Например, В.А. Шамахов и А.Б. Новиков предлагают восемь основных форм влияния субъектов Федерации в сфере таможенной политики:
1) через процедуру обсуждения и одобрения законов, затрагивающих таможенное регулирование в Совете Федерации;
2) через согласование процедуры согласно ст. 85 Конституции Российской Федерации;
3) путем заключения соглашений в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;
4) через собственных представителей в торговых представительствах Российской Федерации в зарубежных странах;
5) посредством инициативы расследования, предшествующего введению Правительством России защитных мер;
6) через механизмы координации внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации;
7) через механизмы обязательного согласования федеральных решений непосредственно затрагивающих внешнеторговые интересы субъектов Федерации, с их органами исполнительной власти;
8) через осуществление координации и контроля над внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории, а также через предоставление дополнительных по отношению к федеральным финансовых гарантий участникам внешнеэкономической деятельности.
Кроме проблем чисто технического характера (нехватка необходимого оборудования, необустроенность границ), особо стоит отметить проблемы, связанные с так называемым «человеческим фактором» — нехватка кадров, коррупция и т.д. Как представляется, первым шагом на пути выполнения всех вышеперечисленных задач, стоящих перед российской таможней, должно стать решение внутренних проблем таможенной сферы нашей страны.
Таким образом, на данный момент таможенная политика нашей страны развивается во многом в традиционном русле, в связи с чем, можно констатировать определенный недоучет тех проблем и вызовов, которые ставит перед собой Россия.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф