Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование у младших школьников навыков сложения и вычитания в пределах первого десятка посредством использования приемов активизации учебной деятельности. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


Игра «Урок физкультуры». Учитель просит детей встать и выполнять упражнения, которые содержат слова вверх, вниз, влево, вправо, правая рука, левая рука и т.п. Например:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Поднимите вверх правую руку (опустите).

Закройте левый глаз (откройте).

Наклонитесь вниз (выпрямитесь).

Подпрыгните вверх 5 раз (стоп).

Посмотрите направо (налево).

Присядьте (встаньте) и т.п.

На первых порах можно предложить детям ориентир, например: справа -дверь, слева — окно. Говорить, что правой рукой мы пишем (или держим ложку во время еды) не стоит, так как среди детей могут оказаться левши.

Задания по картинкам

Обсуждаю с учениками, что они видят на картинке вверху (Красную Шапочку, сову, трех поросят и крота — герои из разных сказок), внизу (под деревом сидит серый волк). Затем обсуждаем, кто куда убежит и спрячется от серого волка, используя понятия вверх, вниз, направо, налево. Около каждого героя ставим нужную стрелку. Обязательно притом спрашиваю, как дети догадались, кто куда пойдет. (На домике написано «Наф-Наф», значит, туда пойдут три поросенка. Налево показывает указатель «Домик бабушки», значит, туда пойдет Красная Шапочка. Дырка на дереве — дупло для совы, а дырка в земле — нора для крота).

Диктант по клеточкам.

В любой точке пересечения клеточек прошу поставить точку (или ставлю ее в тетради сама). В это место прошу поставить кончик карандаша и, не отрывая карандаша от листа провести линию. (Первоначально показывая как это надо делать на доске, чтобы наглядно продемонстрировать задание. Диктую:

Три клеточки вниз.

Две клеточки вправо.

Одна клеточка вверх.

Одна клеточка влево.

Две клеточки вверх.

Одна клеточка влево.

К концу диктанта у учеников должен получиться рисунок сапожка, повернутого вправо.

Для закрепления данного задания можно провести еще несколько диктантов. Детям такие диктанты нравятся. С каждым днем диктанты становятся сложнее и сложнее. После того как дети, изучая геометрический материал, познакомились с диагональю, на клеточках появляются целые картины, на которых видны замки, космические корабли, животные и т.д.

Задачи. Чего на свете больше: морковки или овощей? Отвечая на этот вопрос, дети часто гадают. Поэтому ученика, ответившего правильно (овощей больше), учитель спрашивает, почему он так решил. Выслушав его, можно согласиться или не согласиться. Затем необходимо разобрать задачу. Чтобы было наглядно, рисуем, на доске и говорю: «Давайте соберем в один мешок всю-всю| морковь, какая есть на свете (рисую мешок и подписываю «морковь»). Во второй мешок соберем… (дети подсказывают) картофель, в| третий — свеклу. (Можно нарисовать четвертый и пятый мешки, если дети будут еще называть овощи.) Теперь все эти мешки сложим в один большой (обвожу на доске все мешки большим кругом), который назовем как?»

Должен прозвучать ответ: «Овощи». Если дети затрудняются, говорю сама.

Аналогично решаем задачи.

— Кого на свете больше: рыб или акул?

— Кого на свете больше: воробьев или птиц?

— Чего на свете больше: яблок или фруктов?

— Чего на свете больше: цветов или ромашек?

— Кого на свете больше: девочек или детей?

Множества. Держу в одной руке красные фишки, а в другой — синие. Задаю вопрос: «Как узнать, какое множество больше?»

Дети быстро догадываются, что нужно посчитать отдельно красные, отдельно синие фишки. Каких больше, то множество и больше. Даю еще несколько аналогичных заданий.

Прошу выйти к доске группу мальчиков и группу девочек. Задаю вопрос: «Какое множество больше: «девочки» или «мальчики»?»

Для сравнения ставим детей в пары. В каждой паре одна девочка и один мальчик. Если осталась лишней девочка, множество «девочки» больше. Если остался мальчик — множество «мальчики» больше. А если лишних не осталось, множества равны.

Игра «Множество, соберись». Дети получают геометрические фигуры разного размера и цвета. Прошу к доске выйти детей, у кого фигуры зеленого цвета.

Игра «Найди свое место». Учитель рисует на доске два пересекающихся круга с надписями на них (юные натуралисты, кинологи). Учитель предлагает детям найти свое место в этих множествах. Дети поочередно выходят к доске и записывают свое имя в одну из областей: если ребенок любит цветы, ухаживает за ними, то он записывает свое имя в область, 1;

— если ребенок любит животных, то он записывает свое имя в область 2;

— если ребенок любит и животных, и растения, то он записывает свое имя в область 3;

— если ребенок интересуется чем-то другим (например, техникой), он попадает в область 4.

Геометрический материал. Вопросы геометрического содержания рассматриваю главным образом на основе практических работ, связанных со сгибанием листа бумаги, вычерчиванием фигур и пр.

Повторяя геометрический материал, стараюсь давать задания в интересной форме: назови геометрические фигуры, из которых составлены «человечки». Раскрась того «человечка», который отличается от четырех остальных. Расскажи, в чем его отличие. Нарисуй недостающие окошки в вагончиках паровозика из Ромашково.

Большое внимание уделяю закономерности в расположении фигур, т.к. она развивает наблюдательность учеников, заставляет их думать. Отправляемся в страну геометрических фигур. Фигуры живут в домиках.

Задание: Заполни пустые квартиры жильцами — геометрическими фигурами так, чтобы на каждом этаже (в каждом горизонтальном ряду) и в каждом подъезде (в вертикальном ряду) жили разные фигуры. Там живут: треугольник, круг, квадрат. На втором (среднем) этаже: квадрат, треугольник, круг. Какой же фигуры не хватает на первом этаже? (Треугольника, так как круг и квадрат там уже есть.) В каждом последующем домике задание усложняется.

Какой флажок надо нарисовать следующим? (Даны флажки разной формы.) Геометрические навыки необходимы и на уроках трудового обучения, когда учащиеся делают поздравительные открытки и т.п. Поэтому провожу интегрированные уроки.

Обобщение понятий по признаку. Этот материал дети усваивают через конкретные жизненные ситуации. Даю задания найти лишний предмет. Девочка собирается в школу. Вычеркни лишний предмет. (Книга, мяч, карандаш, пенал, тетрадь, линейка).

Мама собралась варить компот. Что лишнее лежит на столе? (Груша, яблоко, слива, вишни, морковь.)

Папа принес из леса грибы. Какой гриб лишний? (Подосиновик, боровик, мухомор, лисичка.)

Постепенно переходим к математическому материалу. Чтобы вычеркнуть лишнюю фигуру, нужно выделить, чем они похожи и чем отличаются.

Незнайка нарисовал на доске геометрические фигуры. Вычеркни лишнюю. (Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб.)

Выслушав ответы, прошу учащихся доказать правильность. Например, круг лишний, потому что у него нет углов, вершин. Помогите Буратино справиться с заданием, которое ему приготовила Мальвина: «Какое число лишнее и почему? О, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (10, потому что оно двузначное)».

Учим детей обобщать признаки предметов через игру «Угадай, кого (что) загадали?»

Имеет 4 вершины, 4 стороны, 4 прямых угла. Что это? (Прямоугольник. Квадрат.)

Можно эту же игру проводить иначе. Дети должны выяснить, кто (что) это, задавая только такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, я загадала ученика. Дети спрашивают: он в свитере? (Да). Это мальчик? (Да.) У него светлые волосы? (Нет.) И т.д. Дети очень любят эту игру.

В игре «Угадай, что это?» главными вопросами являются следующие: это живое? Это деревянное? Это школьный предмет?

При проведении этих игр, детям надо подсказывать, какие вопросы являются удачными, какие — нет. Плохими считаются конкретные вопросы: «Это Таня?», «Это мел?», перечислять можно очень долго (то, что мы с детьми называем гаданием).

Такие задания развивают внимание, учат детей умению обобщать.

Сравнение объектов. Начинаем изучение темы, опираясь на те знания, которые дети приобрели до поступления в школу на занятиях в детском саду и дома.

На кого больше похожа белка: на лисицу или на ворону? Почему?

Сначала выделяем общие признаки белки и лисицы. Что между ними общего? Чем они похожи? (4 лапы, шерсть рыжего цвета и т.д.). Как их можно назвать одним словом? (Звери.)

Обязательно разбираем, чем же они отличаются от вороны: у вороны: две ноги и два крыла, перья, клюв и т.д. Главное отличие, на котором заостряю внимание: ворона — птица, а не зверь. При сравнении объектов стараемся выделять главные признаки.

По мере изучения основного материала учебника задания усложняю.

Понятие «алгоритм». К введению этого понятия необходимо использовать игру. Игра «Кем (чем) будет…?»

Яйцо может стать цыпленком, затем курицей (петухом). Яйцо может стать птенцом, затем птицей. Яйцо может стать змеей. Яйцо может стать яичницей.

Желудь — дубом (поделкой-сувениром, едой для кабанов).

Можно постепенно игру усложнять.

Икринка станет головастиком, затем рыбой, затем едой для человека.

Желудь — дубом — доской — домом — дровами и т. д.

Игра «Кем (чем) был»? Проводится аналогично.

Далее даю такие задания, как, например: расставить действия по порядку: вымой руки, открой кран, сядь за стол, закрой кран, вытри руки полотенцем, возьми ложку, съешь суп. Или: что мы делаем утром? Надеваем пальто, умываемся, просыпаемся, завтракаем, делаем утреннюю зарядку, одеваемся, идем в школу.

Затем дети учатся работать на уроке по определенному алгоритму.

Например, решение задачи (сентябрь):

  • читай задачу
  • сделай рисунок
  • подумай и запиши решение
  • перечитай вопрос задачи
  • подумай, нашел ли ты ответ
  • запиши ответ.

Упорядочение серии предметов. Игры по этой теме развивают внимание, наблюдательность и память.

Игра «Расставь по росту». На столе лежат игрушки или треугольники -большие, маленькие и т.п. Прошу детей разложить их по росту (размеру).

Можно предложить расставить по росту группу одноклассников.

Понятие «отрицание».

Игра «Говори наоборот» (с мячом).

Кидаю мяч ученику и говорю: «Большой». Ученик возвращает мяч со словом: «Маленький». Затем мяч кидаю следующему ученику.

Примерный набор слов: прямо — криво, высокий — низкий, добрый — злой. Хорошо — плохо, темно-светло, медленно-быстро, кислый — сладкий и т.п.

«Логические концовки»

Прошу детей правильно закончить предложение.

Если стол высокий, то стул …

Если отец старше сына, то сын …

Если Оля выше Димы, то Дима…

Если река глубже ручья, то ручей …

Игра «Сделай наоборот». Нарисуй елку ниже той, которая нарисована на листке. (Ученик рисует елку выше.)

Нарисуй круг больше того, что нарисован на доске.

На следующих занятиях игра «Говори наоборот» усложняется.

Бросаю мяч ученику и говорю: «Зеленый». В ответ: красный, синий или любой другой. Объясняю, что в таких случаях надо отвечать «не зеленый». Частица не все отрицает, если ее поставить перед заданным словом.

На следующем занятии ввожу понятие отрицание.

Рисую на доске геометрические фигуры и предлагаю детям сложить их в волшебный мешок, на котором написано «Четырехугольники».

Каждый вызванный ученик называет очередную фигуру и решает, поместить ее в мешок или нет и почему. Если фигура не четырехугольник, перечеркиваем ее.

Логические задачи. Без развития логического мышления невозможно развитие математических способностей в целом. Приведу некоторые логические задачи, которые использую в своей работе.

Вопросы классу: «Любите ли вы гулять? А умеете ли вы одеваться?» Сейчас проверим, кто из вас умеет правильно одеваться.

Задания. Сколько детей могут надеть шапочки? (6 детей.) А почему? (Потому что у каждого одна голова, значит, сколько шапочек, столько голов и, следовательно, столько детей).

Сколько детей смогут надеть сапожки? (Четверо детей. У каждого две ноги, ему нужно два сапога. Одному -2, другому -2, третьему -2, четвертому -2. Счет парами.)

На прогулке дети собрали букет из осенних листьев. В нем было: 2 кленовых, 4 дубовых, 3 осиновых и 1 лист каштана. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (Даю задание и точками рисую на доске листья -от каждого дерева отдельно -иначе дети ничего не запомнят. Подписываю названия деревьев).

Задачи-шутки. На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?

У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у собаки?

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?

Сколько концов у двух палок?

Сколько концов у двух с половиной палок? Коля прибежал из школы домой первым, а Оля — второй. Кто бегает быстрее? Кто медленнее?

Диме -5 лет, а Кате -9 лет. Кто старше? Кто младше?

У какой фигуры нет ни начала, ни конца? Веревку разрезали на 3 части. Сколько сделано разрезов? (Изобразить на доске.)

На столе лежало яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?

Во дворе стоит кадушка,

А в кадушке той лягушки.

Если б было пять кадушек,

Сколько было бы лягушек? (Возможно, ни одной.)

Загадки

У него четыре лапки, лапки —

Лапки — цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Он — гроза для мышей.

(Кот.)

Восемь ног, как восемь рук.

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк.

(Паук.)

Стихи-шутки

Лида ставила тарелки

На столе ребятам всем:

Ровно семь тарелок мелких

И глубоких — тоже семь.

Принесла в солонке соли,

Ложек тоже ровно семь:

Лене, Оле, Жене, Толе,

Майе, Рае, Коле — всем.

(Считаем вместе с детьми, загибая пальцы.)

Положила вилки с краю,

Не забыла ничего. Говорят ей:

«Не хватает здесь прибора одного».

«Нет, я всех ребят считала.

Сосчитаю я опять!»

И опять она считала,

Стала всех перечислять «Лена, Рая, Оля, Майя,

Толя, Коля, Женя — семь!» —

И нарочно вслух считает,

Чтобы слышно было всем. (Опять загибаем пальцы и считаем имена).

Вот и кончена работа,

Можно звать к столу ребят!

«Ты обидела кого-то», —

Снова Лиде говорят.

И опять она считает,

Огорченная совсем:

«Лена, Рая, Оля, Майя,

Толя, Коля, Женя — семь!»

«Будет все-таки в обиде

Скоро кто-то из ребят», —

В третий раз дежурной Лиде

Все в столовой говорят.

Лида думает, гадает:

«Для кого прибора нет?»

Тот из вас, кто угадает,

Пусть подскажет ей ответ. (Лида забыла посчитать себя.)

(Е. Ильина)

1.4. Педагогический опыт по формированию у младших школьников вычислительных навыков посредством использования приемов активизации учебной деятельности в учебной деятельности

Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них» [18], и с этой оценкой роли урока, данной профессором В.С. Безруковой, нельзя не согласиться.

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. И если директор школы, его заместители, заведующие предметными кафедрами не доходят до учителей, до классов, не изучают урок, посещая его от случая к случаю методом «лихого кавалерийского наскока», все другие дела таких руководителей в школе теряют смысл. Урок должен быть не только творческой мастерской учителя, но и творческой лабораторией руководителя, а его кабинет – местом для оформления тех мыслей, которые возникли при наблюдении за ходом урока учителя.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок — это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Следовательно, для того чтобы поставить управление школой на научную основу, сделать его действительно развивающим, ее руководителю и сегодня, как и прежде, необходимо глубоко изучить эту «живую клеточку» учебно-воспитательного процесса, познать творческую лабораторию каждого учителя, его сильные и слабые стороны и использовать эти знания для дальнейшего развития учебно-воспитательного процесса в школе. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя», — писал В.А. Сухомлинский, – мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Хороший урок, констатирует педагогическая наука, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность учащихся. Такой урок оказывается эффективным не только в усвоении знаний и формировании умений и навыков, но и способствует умственному развитию учащихся [цит. 48].

Но как реализовать это положение в каждодневной практике? Почему один учитель успешно справляется с этой задачей, а другой, даже используя разнообразные методы, средства, формы и приемы обучения, не получает должного эффекта?

Ответ на этот вопрос попытаемся получить у самих учителей. Для этой цели проанализируем планы некоторых уроков, так как именно в них находят объективное отражение содержание и организация проводимого урока и последовательность рассматриваемых на нем учебных ситуаций. Рассмотрим в качестве примера один из таких планов.

Тема (I класс). Отношение больше, меньше, столько же

Цель урока. Упражнять детей в счете предметов, уточнить понятия больше, меньше, только же.

1.Упражнения в счете:

а) счет предметов в классе (сколько окон, дверей, книг на столе, тетрадей? и т. д.);

б) счет предметов на наборном полотне (выставляем на наборном полотне предметы и считаем);

в) игра «Ищи вопросы» (кто больше придумает вопросов со словом сколько? по картинке);

г) работа с индивидуальным счетным материалом (например: «Положите 5 кружков, под ними 4 квадрата. Посмотрите на образец на доске, так ли вы это сделали. Каких фигур больше: кружков или квадратов? Сделайте так чтобы квадратов стало столько же, сколько кружков». Аналогичные упражнения предложить с другими фигурами).

Вопросы к рисункам: сколько полок вы видите? Чего больше: машин или игрушек? Сколько красок у мальчика? Сколько карандашей? Назовите предметы, которых на рисунке поровну. Чего больше: чашек или блюдец? Игра «Ищи вопросы».

Работа в тетради:

а) выполнить упражнения по образцу, данному в учебнике;

б) нарисовать в тетради 6 кружков, под ними 5 треугольников так, чтобы было видно, каких фигур больше;

в) нарисовать 3 яблока, под ними столько же морковок.

Итак, в уроке выделены три этапа: упражнения в счете, работа с учебником, работа в тетради. Вряд ли можно усомниться в том, что учитель не предусматривал на данном уроке разнообразную деятельность учащихся. Это и работа с демонстрационным материалом, и счет окружающих предметов, и работа с, индивидуальным дидактическим материалом, и постановка самими учащимися вопроса «Сколько?». Но была ли разнообразной познавательная деятельность учащихся?

Если ее можно поставить в прямую зависимость от используемых средств наглядности, то ответ будет положительным. Но если включить в критерии оценки содержание предлагаемых заданий и вопросов, их последовательность, методы и приемы обучения, используемые на уроке, и собственно познавательную деятельность учащихся, то положительный ответ можно поставить под сомнение.

Обратимся к учителю и выясним, как он понимает разнообразие учебных ситуаций. Ответ: «Я старалась, чтобы работа была разнообразная: и с наборный полотном, и с дидактическим индивидуальным материалом, и с учебником, и в тетради».

Как видно, учитель действительно связывает многообразие учебных ситуаций с различными средствами наглядности, которые он использует на уроке. Ну что же, у данного учителя есть определенная позиция, и он последовательно реализует ее на уроке.

Попробуем задать учителю еще несколько вопросов:

— Почему вы назвали первый этап «Упражнения в счете»? Разве на втором и третьем этапах вы этого не делали?

— Нет, почему же, я делала это и на втором, и на третьем этапе, но на первом я имела в виду устные упражнения, этот этап можно назвать «Устные упражнения».

— Наверное, ориентируясь на названия второго в третьего этапа, правильнее будет назвать его «Работа с демонстрационным и индивидуальным дидактическим материалом».

— Пожалуй, это действительно будет правильно.

— А как вы думаете, не однообразны ли были задания и вопросы? Они все начинались со слова сколько, и ученикам не приходилось задумываться над тем, какой способ выбрать для ответа.

— Они еще маленькие я вряд ли могут справиться с тем, чтобы самостоятельно найти способ ответа на поставленный вопрос. Ученик должен работать по образцу. Я убеждена в этом.

— А почему вы не включили в урок игры «Найди пару», «Хватит ли?», «Больше», «Меньше», «Столько же»?

— Я считаю, что эти игры следует использовать на этапе закрепления. А это всего третий урок по теме, я на этом уроке я впервые ввела понятия больше, меньше, столько же. Играть будем на следующем уроке.

— Скажите, а вы сами испытали удовлетворение от урока? Как вы думаете, урок запомнится детям?

— Ну, о каком удовлетворении идет речь, ведь это же не открытый урок, а обычный, каждодневный, рабочий. А вашего второго вопроса я вообще не понимаю. Что значит, урок запомнился детям? Неужели каждый урок должен запомниться? В начале урока я, например, обязательно планирую сказать: «Сегодня на уроке мы будем считать и узнавать что предметов больше, меньше, столько же». А в конце урока спрашиваю: «Что мы делали сегодня на уроке?»

Думается, что последние два вопроса вообще показались учителю праздными. Он не понял, о чем идет речь, и. связал ответ на вопрос с двумя этапами урока, которые не нашли отражения в его плане: организационный момент в начале урока и итог урока в конце.

Но на этом разговор не закончился. Несмотря на то, что данный учитель имеет свою точку зрения на урок не видит других возможностей его построения, он все-таки задал вопрос: «А чтобы вы предложили мне сделать на этом уроке? У меня опыт, но я никогда не задумывалась тем, что именно этот урок можно построить иначе, ведь это всего третий урок от учебного года. Другое дело во II и III классах, там естественно больше возможностей сделать урок интереснее и разнообразнее». Ну что ж, попробуем убедить данного учителя в том, что даже третий по счету от начала учебного года может запомниться детям. Предлагаем ему ознакомиться с конспектом урока другого учителя на эту тему.

Цель урока. Формировать у учащихся, умение сравнивать групп предметов и счет.

Учитель проводит беседу:

— Ребята, на прошлом уроке мы учились отвечать на вопрос «Сколько?». Давайте вспомним, как мы это делали.

В руках учителя пособие: кружки на нитке. С одной стороны кружки красного цвета, с другой — синего. Вращение нитки позволяет установить разное количество кружков красного и синего цвета (данное пособие впоследствии будет использоваться для усвоения состава чисел, в данном случае числа 7).

Сначала рассматривается вариант, когда все кружки одного цвета, например красного.

Учитель спрашивает:

— Сколько красных кружков на нитке? (Ученик выходит к доске и считает, показывая указкой на каждый кружок и называя соответствующее слово числительное. Класс следит за тем, как он это делает.)

Учитель поворачивает кружки другой стороной и продолжает:

Можно ли, не считая, сказать, сколько здесь синих кружков? (Их тоже 7, красный, он же и синий.)

— Давайте проверим. (Другой ученик выходит к доске и считает кружки.)

Учитель вращает ниточку, устанавливая определенное сочетание красных и синих кружков.

Сколько красных кружков? (4.) Сколько синих? (3.) А сколько красных и них вместе? (7.) Как можно посчитать (Сначала красные, потом синие или сначала синие, потом красные. Можно посчитать слева или справа. Получаем одно и то же число -7.) А «теперь посмотрите, у меня столе лежат красные и синие кружки. Мне надо сделать такое же пособие. Сколько кружков я смогу надеть на нитку, чтобы с одной стороны они были красные, а с другой — синие? Пусть Коля выкладывает эти кружки на наборное полотно, а мы будем хором их считать.

Выполняется задание, на наборном полотне появляются 10 кружков, а на столе остается 2 красных кружка.

Как вы думаете, каких кружков было на столе больше: красных или синих? (Красных, синие кончились, а красные остались.) А теперь подумайте, можно ли положить красные и синие кружки на наборном полотне, чтобы было хорошо видно, какого цвета кружков больше, а каких меньше? (Надо положить их друг под другом).

Как теперь сделать, так, чтобы красных кружков было столько же, сколько синих. (Убрать два красных кружка.)

— Давайте теперь поиграем в игру «Больше», «Меньше, «Столько же». Те, кто сидит справа, приготовьте красные кружки, кто сидит слева — синие. Послушайте правила игры. Я говорю, например, «Синие!» Те, у кого синие кружки, начинают играть, выкладывают на середину парты синие кружки. Команда «Стоп!» означает — закончить. После слов «Красных больше!» играют красные. Красные кружки нужно положить так, чтобы было хорошо видно, что их больще. Я пройду по рядам и посмотрю, как вы справляетесь с заданием, и подведу итог. (Итог подводится по ошибкам. Например, в первом ряду с заданием не справились две парты, во втором одна) Даю команду «Убрали кружки».

Игра повторяется. Снова звучат команды: «Красные!», «Стоп!», «Синих меньше!» Подводится итог. Команда: «Красные!», «Степ!», «Синих столько же!»

— А теперь поработаем в тетрадях. На линованной в клетку доске дан образец. Посмотрите на него внимательно.

Нарисуйте в тетради столько же квадратиков. Нарисуйте под ними кружков больше, чем квадратиков, только сделайте это так, чтобы я сразу увидела что вы правильно выполнили задание.

Выполнили задание? У всех получились разные рисунки. Давайте проверим, кто сколько нарисовал кружков. (Дети упражняются в их счете.)

Откройте — учебник. Первый ряд нарисует в тетради столько же палочек, сколько машин на верхней полке. Второй ряд -столько же палочек, сколько карандашей у мальчика в стакане. Третий ряд — столько же палочек, сколько красок в коробочке у мальчика. А теперь посмотрите внимательно на картину. Какой ряд нарисовал палочек больше? (Третий ряд).

— Посмотрите, у меня на столе зайцы и морковки. Мне нужно выяснить, хватит ли морковок, если я каждому зайцу дам по две морковки. Кто сообразит, как это сделать? (Зайцы помещаются на наборное полотно, под каждым зайцем две морковки). Видно, что урок понравился учителю.

Да, урок действительно очень интересный. Дети каждый раз решают какую-то проблему, много разнообразных практических заданий: самостоятельная работа, работа у доски, с учебником, в тетради. Урок как рассказ, одна ситуация сменяется другой, и каждая следующая как бы продолжает предыдущую.

— Но ведь на каждом уроке такого не придумаешь.

— Почему не придумаешь? Наверно, просто нужно руководствоваться другими принципами при построении урока. Давайте вспомним, как вы ответили на мой вопрос «Что такое разнообразие учебных ситуаций?». Для вас это была работа и с наборным полотном, и с дидактическим индивидуальным материалом, и с учебником, и с тетрадью. Может быть, прочитав последний конспект урока, вы по-другому сможете охарактеризовать разнообразие учебных ситуаций?

— Да, это, конечно, что-то другое, но что, я даже затрудняюсь ответить. Наверное, это какая-то учебная задача, решение которой продвигает ученика вперед, к цели урока. Причем каждая новая учебная задача требует от него все большей самостоятельности, для этого используются различные методы, средства и формы обучения. Сначала, например, на этом уроке проводилась фронтальная работа, затем учащиеся работали парами, потом каждый у себя в тетради и, наконец, с учебником и тетрадью. Но не это главное, хотя и это тоже очень важно. Здесь можно рассматривать как бы две стороны — преемственность в самих заданиях и организация учащихся по их выполнению. Но как в таком случае писать план урока? Что взять за основные ориентиры? Я затрудняюсь ответить на этот вопрос.

— А если мы напишем краткий план данного урока в таком виде.

1.Постановка учебной задачи. Знакомство с новым материалом.

Закрепление нового: а) игровая ситуация; 6) выполнение упражнений в тетради; в) работа с учебником и в тетради.

2.Применение усвоенных знаний и сформированных умений.

— Но ведь такой план не подойдет к каждому уроку? А если я ничего нового не рассматриваю на уроке, а только закрепляю изученный ранее материал?

Тогда, как вы сами сказали, надо стремиться к тому, чтобы в каждом следующем задании ученики проявляли больше самостоятельности, нежели в предыдущем, и весь урок был как бы цепочкой взаимосвязанных звеньев, каждое из которых вносило бы определенный вклад в достижение цели, по­ставленной на данном уроке. Но ведь на каждом уроке нужно не только закреплять что-то новое, но и уделять время повторению изученного.

— Да, это так. В начальном курсе математики есть такие вопросы, которым необходимо уделять внимание на каждом уроке, например: таблица сложения и вычитания в пределах 20, табличные случаи умножения и деления. Давайте попробуем вместе составить урок, стараясь руководствоваться теми выводами, к которым мы пришли после обсуждения конспекта.

— Только возьмем теперь урок закрепления, например третий урок по счету в первом классе.

— Хорошо. Посмотрим внимательно задания учебника и сформулируем цель этого урока.

— Это урок повторения. Наверное, и цель его — повторить знания, умения и навыки, которые учащиеся усвоили в I классе.

— А может быть, можно сформулировать цели конкретнее?

— Это невозможно. В урок включены и примеры на сложение и вычитание в пределах 100, и повторение взаимосвязи между суммой и слагаемыми, и сравнение выражений и величин, и решение задачи, и составление задачи самими учащимися по данному решению, и даже геометрический материал. Какую же цель поставишь?

— И все-таки, что вы считаете главным?

— Я думаю, что, прежде всего это навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20. Нужно проверить, не забыли ли за лето ученики табличные случаи, не разучились ли они решать задачи.

— С этим можно согласиться. Итак, каковы же цели урока?

— Проверить прочность навыков табличного сложения и вычитания в пределах 20 умение решать задачи.

Если цель — проверить, значит, основная цель урока контроль?

— Нет, лучше слово проверить, заменить словом повторить навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20 и приемы сложения и вычитания в пределах 100. Проверить умение решать задачи. Повторить взаимосвязь между компонентами и результатами действий.

— Вот и давайте строить урок в соответствии с этими целями.

— Пожалуй, я начну с самостоятельной работы, предложу ученикам решить по вариантам.

I вариант II вариант
5 + 4 +8

7+3-6

6+7-8

8-6+2

6-2+4

5+3-6

2+8

7+1

 

Четыре ученика выполнят эту работу на индивидуальных досках, которые мы используем затем при проверке. Ученикам, выполняющим работу на индивидуальных досках, я поставлю отметки.

— А если кто-то из работающих на индивидуальной доске не справится с заданием? Ведь ваша цель была не проверить материал, а повторить. Поэтому не лучше ли подождать с самостоятельной работой и с выставлением отметок? У вас, наверное, было задано задание на дом. Как вы планировали его проверку?

— Честно говоря, никак. Оно не настолько трудное, чтобы его проверять.

— Домашнее задание — это работа, которую ученики должны были выполнить самостоятельно. Если вы не будете уделять на уроке время проверке домашнего задания, то тем самым не будете воспитывать у детей ответственности за данную работу и стремления самостоятельно ее выполнить. Что вы задавали на дом?

10-3+2

6+2-5

7-6+9

8-3+5

9+0

6-0

7-7

0+4

 

«На сколько сантиметров синий отрезок короче красного?» Я думаю, можно написать ответы на доске. Пусть ученики проверят и исправят ошибки.


Страницы:   1   2   3   4   5


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф