Заявка на расчет
Меню Услуги

Психологическое консультирование подростков по проблемам общения в группе сверстников. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


2.3. Разработка тренинговой программы по преодолению барьеров учащихся в общении со сверстниками.

Вводная часть тренинга, рассчитанная на снятие напряжения, включала:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

— упражнение: «Стаканчик»:

Участники садятся в круг. Психолог дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи. Психологический смысл упражнения – снятие напряжения и тревоги.

— игру “Постройся по росту”:

Психолог предлагает участникам группы с закрытыми глазами построиться по росту. Психологический смысл упражнения – игра вызывает подъем положительных эмоций.

— упражнение «Енотов круг»:

Для выполнения этого упражнения психолог использовал очень прочную веревку (лучше всего —   канат), завязанную плотным (не развязывающимся, не скользящим и не растягивающимся) узлом так, чтобы получилось кольцо («енотов круг»).

Все участники встают в круг очень близко друг к другу, соприкасаясь плечами, руки свободно опущены, ноги вместе. Затем все крепко берутся за «енотов круг» обеими руками и прямые руки опускают вниз. Затем, по знаку ведущего, все одновременно медленно отклоняются максимально назад, удерживая равновесие только благодаря «енотовому кругу», который медленно поднимается, пока все руки не будут параллельны полу.

Нельзя сгибать руки, отступать назад, выставлять одну ногу назад «на упор», сгибать туловище. Когда круг приведен в равновесие, ведущий предлагает участникам почувствовать, что он объединяет всех, предлагает запомнить это чувство и вызывать его в себе всякий раз, когда предстоит совместная работа, требующая взаимопонимания и взаимного доверия. Пока участники поддерживают круг, ведущий объясняет, что еноты решают важные для них дела, становясь в круг. Затем по знаку ведущего все одновременно начинают опускать кольцо, «стягивая» свой круг обратно. Упражнение повторяется еще раз, но теперь, после того как все максимально, на длину вытянутых рук, отклонились назад, все одновременно отпускают правую руку и поднимают ее вверх, потом одновременно снова берутся ею за шнур, отпускают левую руку, поднимают ее вверх, одновременно возвращают ее на шнур и завершают упражнение

Психологический смысл – упражнение рассчитано на установление доверия к партнеру, формирование командного духа.

—  игру «Поменяйтесь местами»:

Подростки сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: — «Поменяйтесь местами» те, кто… (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего – успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения:разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

—  игру «Рисунок на спине»:

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый подросток смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Подросткам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Как отмечалось выше, до 55 – 65% информации передается невербальным путем, поэтому по окончании разминки психолог приступила к следующему этапу тренинга – упражнениям по эффективному перцептивному общению.

Психологический смысл упражнения – развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие навыков невербального, или перцептивного общения.

—  упражнение «Шарики»:

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения – перцепция,сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Третий, наиболее сложный этап тренинга своей задачей имел оценку и развитие у подростков навыков эффективного коммуникативного и интерактивного межличностного общения со сверстниками. Его реализация была связана с мыслительными, речевыми действиями и заключалась в выполнении групповыми усилиями тестовых заданий. За основу заданий были взяты тесты Г.Ю. Айзенка, которые подростки увлеченно выполняли, самостоятельно оценивая по предложенным шкалам свой уровень [46, с.327].образцы тестов приведены в приложениях 3 и 4.

Выполнение тестовых заданий предварялось разминкой, в ходе которой предстояло выполнить упражнение «Скажи мне что — нибудь хорошее».

Задачи: повышение самооценки, получение поддержки от группы; развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения.Каждый  по очереди говорит соседу справа что – то хорошее о нем, а тот соглашается с ним, произнося слова: « Да, а  еще я …» — и говорит что – то хорошее о себе.

2.4. Оценка результатов проведенного исследования разработка рекомендаций подросткам по преодолению трудностей общения в группе сверстников.

На заключительном этапе по результатам проведения комплекса коррекционно-развивающих тренингов были подведены итоги, заключавшиеся в диагностике развития коммуникативных умений подростков из числа экспериментальной группы, подготовлены выводы и рекомендации, обобщены результаты исследования.

Таблица 5. Оценка коммуникативных умений(заключительная диагностика).

Участники эксперимента Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 6 3 6 3 3 2 3 6
2 3 3 6 3 8 3 3 2 3 6
3 3 3 3 3 8 6 3 3 3 6
4 6 6 8 6 10 8 8 3 6 10
5 2 3 6 6 8 8 6 3 3 8
6 6 6 3 3 8 6 6 3 3 6
7 3 3 3 3 6 3 6 3 3 8
8 3 3 6 2 6 6 6 3 3 8
9 6 6 6 3 8 8 6 2 3 6
10 6 3 6 3 8 6 6 2 2 6
11 3 3 3 8 6 3 3 3 3 6
12 3 6 3 3 8 8 3 2 3 6

 

Рисунок 6. Уровень коммуникативных умений на заключительном этапе.

Апробация методики выявления  коммуникативных и организаторских склонностей показала, что:

— на 15%учащихся больше относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

— для 44% испытуемых стал характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

— у 31% испытуемых остался заниженный уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

— 10% старшеклассников по-прежнему имеют низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей.

Рисунок 7. Оценка уровня тревожности на заключительном этапе.

В свою очередь уровень тревожности в экспериментальной группе с одной стороны снизился, но что особенно можно считать достижением психологического консультирования на базе исследования – это его общее выравнивание. Среди подростков, активно участвовавших в тренинговых занятиях, уровень тревожности в среднем понизился до 39% с 56%. Сравнение показателей «до начала» и «по окончании» эксперимента нагляднее всего видно из нижеприведённых графиков, где уровень коммуникативных умений и тревожности в результате оказался очевидно успешным (выделено красным цветом):

Рисунок 8. Сравнение уровней коммуникативных умений на начальном и заключительном этапе.
Рисунок 9. Сравнение уровней тревожности на начальном и заключительном этапе.

Рекомендации по  вопросам общения со сверстниками по результатам проведенного исследования были разделены на три направления в соответствии с выявленными личностными особенностями учащихся, принимавших участие в эксперименте:

1-е направление – коммуникативная компетенция;

2-е направление – межличностная тревожность;

3-е направление – нивелирование опыта негативного общения и завуалированной жестокости.

Рекомендации по развитию навыков коммуникативной компетенции.

Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым, и именно оно требует совершенствования в наибольшей степени. В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: «слушать» и «слышать». Мы не слушаем, потому что ошибочно думаем, что слушать – это значит просто не говорить, но это далеко не так. Слушание – активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Слушающий, в отличие от читающего, не может отвлечься даже на очень короткое время, поскольку словно умирает в тот момент, когда оно слетает с уст говорящего. Поэтому это умение необходимо тренировать в себе, чтобы всегда быть в форме.

Управление произвольным вниманием – действенное средство повышения эффективности коммуникаций. Вместе с тем, это и самое трудное, поскольку человеческое внимание постоянно отвлекается. Именно поэтому много людей слушают плохо. Некоторые приемы очевидны, как, например, использование визуального контакта и определенных жестов. Другие менее очевидны и связаны и нашим отношением к собеседнику, пониманием, одобрением, эмпатией по отношению к говорящему. Мы говорим: «Я весь внимание», когда горим особым желанием услышать что-нибудь интересное. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваем лицо к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, другими словами, внимаем собеседнику. Мы принимаем эту позу безотчетно. Но этим приемом следует пользоваться сознательно, т.к. осознанное умение быть внимательным – эффективное средство повышения восприятия речи собеседника.

Многие молодые люди не могут произвести хорошее впечатление только потому, что не умеют внимательно слушать. Они настолько заинтересованы тем, что хотят сказать сами, что забывают держать уши открытыми, более того, когда мы настроены отрицательно, то бываем неоправданно критичны, что затрудняет взаимопонимание и активное слушание, вызывает враждебность говорящего. Также не следует давать непрошенных советов, пока не просят. Непрошенный совет дает, как правило, тот, кто никогда не поможет.

Для совершенствования коммуникативных навыков необходимо наблюдать за особенностями общения других. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения следует понимать оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

В процессе консультации психолог привел некоторые приемы для эффективного общения, которые необходимо знать, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания:

— » Правило трех двадцати «:

  • 20 секунд воспринимают вашу внешность;
  • 20 секунд оценивают, как и что вы начали говорить;
  • 20 секунд вам отведено на улыбки и обаяние.

-6 правил Глеба Жеглова:

  • Проявлять искренний интерес к собеседнику.
  • Улыбаться.
  • Запомнитьимячеловекаинезабыватьвремя от времени повторять его в разговоре.
  • Уметь слушать.
  • Вестиразговорвкругуинтересоввашего собеседника.
  • Относиться к нему с уважением.

-Как увеличить полезность контакта:

  • Быть наблюдательным;
  • Сделать комплимент;
  • Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

  • Всегда настаивать на правде.
  • Строить сообщения просто и понятно.
  • Не приукрашивать, не набивать цену.
  • Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.
  • Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.
  • Не жалеть времени на выяснение общего мнения.
  • Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.
  • Cтаратьсябытьубедительнымнакаждомэтапе общения.

Как результат вы получите:

  • Формальныйконтактперерастаетвнормальное человеческое общение.
  • Bы завоюете собеседника.
  • Bы повысите вашу самооценку.

Психолог предложил рассмотреть некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (то же касается и окончания беседы или встречи).

Улыбка – это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает более привлекательными.

Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка – открытой и искренней.

Надо знать имя собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени.Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.

Поднятие значимости собеседника. Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника. Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Невербальное общение – это не речевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.

Дружеский взгляд: даже когда вы просто поддерживаете необязательный разговор, расположенный к вам человек будет часто смотреть на вас, особенно когда вы говорите. Психологи используют для обозначения этого выражение «поедать глазами» – значит, неотрывно смотреть на другого человека, особенно ему в лицо, но не всегда встречаться глазами.

Теплые интонации: мы всегда следим за тембром и интонациями голоса как средствами выражения эмоционального содержания слов, которые мы слышим, и в разговоре можем отличить их от смысла самих слов.Голос лучше выражает положительные, чем отрицательные эмоции, и вам, вероятно, приходилось на основании одних только интонаций обнаружить, что вы нравитесь собеседнику. Кстати, ученые утверждают, что именно таким путем проще определить, пытаются ли вас ввести в заблуждение, или говорят прямо и откровенно.

Жесты и позы:человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. (см. Приложение «Значение некоторых жестов и поз»).

Язык жестов во многих случаях можно назвать языком дружеского расположения. Однако в нашей жизни бывают ситуации, когда жесты людей начинают обозначать прямо противоположное. Но многие из нас не настолько отважны, чтобы заявить прямо в глаза другому человеку, что мы не рады встрече и хотим, чтобы нас оставили в покое. Поэтому стоит научиться распознавать отрицательные сигналы.

Совет психолога:  после того как вы закончили разговор, сообщили определенную информацию, обязательно убедитесь в том, что вас поняли правильно. Для этого просто задайте несколько вопросов типа «Понимаешь ли ты то, о чем я собственно хотел сказать?»,  либо аналогичный вопрос.

Психолог прокомментировал, как следует реагировать на информацию собеседника: в ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает. Если что-то не совсем понятно, обязательно лучше переспросить «А правильно ли я тебя понял?».

В заключение психолог отметил самые основные правила, которые помогут сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным, а значит и более гармоничным и продуктивным. Общение – это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).

Рекомендации по снижению уровня межличностной тревожности у подростков.

Для каждого периода развития характерны свои преобладающие источники беспокойства. В подростковом возрасте — боязнь быть отвергнутым сверстниками. Однако, для плодотворной учебы, для гармоничной полноценной жизни определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не изматывает человека, а создает тонус его деятельности. Такая тревога не парализует человека, а, наоборот, мобилизует его на преодоление препятствий и решение задач. Поэтому ее называют конструктивной. Именно она выполняет адаптивную функцию жизнедеятельности организма.Важнейшее качество, определяющее тревогу, как конструктивную, — это умение реализовать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разбираться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки. Что касается педагогического процесса, то чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может сопровождаться тревогой.

Полностью снять состояние тревоги можно лишь устранив все трудности познания, что нереально, да и не нужно. Однако в значительной части случаев мы имеем дело с деструктивным проявлением тревоги. Дифференцировать же конструктивную тревогу от деструктивной достаточно сложно, и нельзя тут ориентироваться только на формальные результаты учебной деятельности. Если тревога заставляет ребенка лучше учиться, это вовсе не гарантия конструктивности его эмоциональных переживаний. Вполне возможно, что зависимый от «значимых» взрослых и очень привязанный к ним, ребенок, способен отказаться от самостоятельности поступков ради сохранения близости с этими людьми. Боязнь одиночества порождает тревогу, которая просто подхлестывает школьника, заставляя его напрягать все свои силы, чтобы оправдать ожидания взрослых и поддержать свой престиж в их глазах.

Конструктивная тревога придает оригинальность решению, уникальность замыслу, она способствует мобилизации эмоциональных, волевых и интеллектуальных ресурсов личности. Деструктивная же тревога вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Конечно, не только тревога служит причиной нарушений в поведении.

В 9-11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается. Оказалось, что по содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков, причем, чем старше дети, чем значительнее эта разница. Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми; их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними. Основной причиной тревоги девочек 15-16 лет становится страх за родных и близких, опасения доставить им неприятности, переживания за их здоровье, душевное состояние. В 11-12 лет девочки часто опасаются всяких фантастических страшилищ, мертвецов, а также испытывают беспокойство в ситуациях, традиционно тревожных для людей. Эти ситуации получили название архаические, потому что они пугали еще наших далеких предков, древних людей: темнота, гроза, пожар, высота. В 15-16 лет острота подобных переживаний значительно снижается.

То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы. По мнению многих психологов, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем, в случае неудачи их, как правило, наказывают, «унижают» («Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряженны. Отвечают на вопросы учителя низким и глухим голосом, могут даже начать заикаться.

Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера: они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Рекомендации по преодолению опыта негативного общения и завуалированной жестокости.

Самым важным в это время становится  желание, нет даже не желание, а потребность, быть взрослым, причем не только в собственных глазах, но и в глазах всех окружающих, в первую  очередь это касается родителей. Но, увы, достичь этого никак не удается, скорее наоборот: родители запрещают практически все, не слушая никаких уговоров и уверений, мотивируя это заботой о любимом ребенке. Что же делать? Во-первых, взрослый человек никогда не будет поступать «как все», вначале он обдумает и оценит предлагаемое. Во-вторых, он всегда отвечает за свои слова и поступки, поэтому нельзя обещать того, что не можешь выполнить. В-третьих, ни один взрослый не будет, доказывая свою правоту, провоцировать конфликтную ситуацию, дерзить и кричать о несправедливости, вместо этого он постарается спокойно объяснить и обосновать свою позицию. И, в-четвертых, родители меня любят и поэтому хотят мне только добра.  Безусловно, три первых утверждения звучат несколько идеалистично, ведь все иногда поступают не так как правильно. Но по-настоящему взрослый человек, который выдает ответственное поведение, старается поступать именно так. А совершив ошибку, он пытается ее исправить. Сделав эти выводы, вы начнете вести себя соответствующим образом. Результатом этого стант уменьшение ссор с родителями и повышение их доверия.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Однако, по данным исследований, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4% учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8% — более 4 часов, а 4,4% — даже более 5 часов. Причем 73,7% школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают подростки в оставшееся время?

Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах, смотрят телевизионные передачи или играют за компьютером.. Причем 37,3% из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4% — 2 часа, 7,2% — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию. Рекомендация – активные занятия физическим спортом, особенно для мальчиков.

Таким образом, в процессе проведения эксперимента были подготовительный этап (разработка документации по организации психологического консультирования подростков в общеобразовательной школе, формирование экспериментальной группы, предварительная диагностика и составление программы коррекционных тренингов по развитию навыков эффективного общения подростков со сверстниками); диагностический этап, предполагающий исследование особенностей консультируемых старшеклассников на предмет установления существующих у них проблем в общении со сверстниками и причин их возникновения; коррекционно-рекомендательный, в процессе которого осуществляется коррекционно-развивающий тренинг по совершенствованию навыков самопознания и общения со сверстниками, подготовка советов познавательно-просветительного характера по дальнейшему самостоятельному совершенствованию методов, способов и приёмов эффективного общения. Для очевидности результатов занятий в конце курса была проведена повторная диагностика.

По результатам проведения комплекса коррекционно-развивающих тренингов были подведены итоги, заключавшиеся в диагностике развития коммуникативных умений подростков из числа экспериментальной группы:

— на 15%учащихся больше относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

— для 44% испытуемых стал характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

— у 31% испытуемых  остался заниженный уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

— 10% старшеклассников по-прежнему имеют низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей.

 

Заключение

Предпринятое исследование было осуществлено для организации эффективного психологического консультирования подростков при общении со сверстниками в условиях среднего общеобразовательного учреждения. Теоретический анализ изучения вопроса показал, что наиболее значимой особенностью подросткового возраста является смена уважаемых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Ведущей потребностью переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от ближайшего окружения в целом. Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Знание и корректное умение со стороны взрослых особенностей становления ребенка как самостоятельной личности может обеспечить формирование благожелательной среды общения подростка со сверстниками.

Организация экспериментального психологического консультирования учащихся младшего подросткового возраста в общеобразовательной школе предполагала психодиагностическую стадию, в процессе которой были комплексно использованы методики оценки внутрисемейных отношений, опыта негативного общения, завуалированной жестокости, уровня тревожности и коммуникативных умений испытуемых. На основе полученных показателей был составлен блок коррекционно-развивающих тренингов, призванных обеспечить подросткам привитие навыков успешного общения со сверстниками. Участие в эксперименте по результатам заключительного опроса и экспертной оценки показало, что:

а).главной задачей подросткового периода является формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в возрасте 11 – 13 лет;

б).личностная идентичность обретается главным образом в процессе контактирования с окружающей средой, одной из составляющих которой выступает общение со сверстниками;

в).целенаправленное формирование знаний, умений и навыков эффективного общения со сверстниками способствует самоутверждению, обретению уверенности в собственных возможностях, гармоничному развитию личности, последующему обретению полноценной гражданственности.

г).результатом предпринятого исследования считается снижение уровня тревожности среди подростков экспериментальной группы в форме шкалирования  уровня лжи (в среднем снижение в 1,2 раза), нейротизма (среднее снижение в почти в 1,6 раза), экстра — и интровертированности также имели позитивные изменения; результаты тестирования коммуникативных умений показали, что уровень тревожности снизился до 39% против 56%, что подтверждает достижение среднего уровня развитости коммуникативных умений.

 

Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2010 — 496 с.
  2. Баранова Э. А. Введение в детскую психологию: Учеб. пособие — СПб.: Изд–во Речь, 2011.- 176 с.
  3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.:  Изд – во Дом «Нева», М.: Олма – пресс,  — 512 с.
  4. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды/ А.А. Бодалев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. — 320с.
  5. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. — СПб.: Изд–во Союз, 2012. – 160 с.
  6. Боровкова, Н.Н. Педагогика и психология: альбом структурно-логических схем: учеб.пособие / Н.Н. Боровкова, А.А. Камышев. – СПб.: Береста, 2011. – 108с.
  7. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники /И.В. Вачков.- М.: Ось-89, 2010. — 89 с.
  8. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2013. — 320с.
  9. Волков,Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. — М.: Педагогическое общество России, 2011. – 160с.
  10. Выготский, Л.С. Психология/ Л. С. Выготский. — М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2012. — 1007с.
  11. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; под ред. О. Я. Гойхмана. — М.: Инфра-М, 2013. — 269с.
  12. Гурова, Е. В. Психология развития и возрастная психология. — М.: Изд – во Аспект –пресс, 2014.- 174с.
  13. Дебес, М. Подросток / М. Дебес — СПб.: Изд–во Питер, 2014.- 127с.
  14. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.- ИНФРА- М, 2012.- 768с.
  15. Запотылок,О. А. Когда мы станем взрослыми / О.А. Запотылок. — Минск: Красико – Принт, 2011.- 176с.
  16. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.- СПб.: Изд – во «Питер», 2011.- 464 с.
  17. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб.пособие / Е.И. Изотова. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 288с.
  18. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. — СПб: Изд–во Питер, 2013. – 240 с.
  19. Колесников Г. И. Основы психологической профилактики и психологической коррекции. — Ростов н/Д.:  Изд – во Феникс, 2010.- 185с.
  20. Колесов, Д. В. Современный подросток /Д.В. Колесов. — М.:Московский психолого – социальный институт Флинта, 2011.- 200с.
  21. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. – М.: Наука, 2012. – 200с.
  22. Крейдлин, Г. Е. Семиотика, или Азбука общения: учеб.пособие / Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта : Наука, 2013. — 239с.
  23. Кузин М. В. Как выжить с ребенком подростком. – М.: Изд – во ЭКСМО, 2011 — 320с.
  24. Культура общения: учеб.-метод. комплекс / сост.: В. Л. Филиппов, И. А. Вахрушева, Ю. В. Филиппова. — СПб.: Изд-во СЗТУ, 2012. — 185с.
  25. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. 5-е изд. – М.: Академия, 2012. – 365с.
  26. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс. – М.: Изд. центр Академия, 2011.- 256с.
  27. ЛютоваЕ. К, Монина Г. Б. Тренинг эффективного воздействия с детьми. — СПб.: Изд–во  Речь, 2012.- 190 с.
  28. Малкина – Пых, И. Г. Кризисы подросткового возраста / И.Г. Малкина — Пых. — М: Изд–во ЭКСМО, 2012. – 384 с.
  29. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.- СПб.: Изд – во НЕВА, 2010. – 512с.
  30. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс.- СПб., 2010.- 464с.
  31. Немов, Р.С. Психологическое консультирование: учеб.для вузов / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2011. 527с.
  32. Никольская А. А. Возрастная педагогическая психология.- Дубна: Изд-во Феникс, 2011. -332 с.
  33. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 448с.
  34. Петровский, А. В. Психология: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 3-е изд. стер. — М.: Академия, 2012. — 501с.
  35. Платонов, К.К. О системе психологии. – М., 2011. – 216с.
  36. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков.- СПб.: Изд–во Речь, 2013 – 209с.
  37. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: / И.П. Подласый. В 2 кн. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2010.- Кн. 2: Процесс воспитания.- 256с.
  38. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Изд – во Академия, 2010.- 184 с.
  39. Прихожан, А. М. Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого – социальный институт; В.: Изд – во АПО «МОДЭК», 2012.- 304с.
  40. Психологическая диагностика: учеб.пособие. – М.: Моск. психол.- соц. ин-т; Воронеж: «МОДЭК», 2011. – 367с.
  41. Радугин, А. А. Психология: учеб.пособие / А. А. Радугин. — М.: Центр, 2013. — 399с.
  42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Изд-во  Питер, 2010. – 656 с.
  43. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб.пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2013. — 432с.
  44. Регуш, Л. А. Психология современного подростка /Л.А. Регуш. — СПб: Речь, 2012. — 400с.
  45. Рогов, Е. И. Как стать взрослым / Е.И. Рогов. — М.: Изд – во Владос -Пресс, 2012. — 384с.
  46. Романова, Е.С. Психодиагностика/ Е.С. Романова. — 2-е изд. – Спб.: Питер, 2013. — 400с.
  47. Семенюк,Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М.: Изд–во Флинта, 2012. – 96 с.
  48. Серебрякова, К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога / К.А. Серебрякова. – М.: «Академия», 2010. – 285с.
  49. Солодина, О. П. Шпаргалка по возрастной психологии: учеб.пособие. / О.П. Солодина. – М.: — ТК Велби, 2011. – 56с.
  50. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В.Г.Степанов. – М.: Изд. центр Академия, 2011.- 400с.
  51. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман. — М.: Изд – во Институт Психиатрии, 2012.- 480 с.
  52. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А.Фурманов.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2012. — 351с.
  53. Хухлаева, О. В. Психология подростка: Учеб.пособие / О.В. Хухлаева. — М.: Издательский центр Академия, 2012. – 160с.
  54. Хухлаева, О. В. Счастливый подросток / О.В. Хухлаева, Т.Ю. Кирилина, О.В. Федорова.- М.: Изд–во ЭКСМО – Пресс, 2010.- 224с.
  55. Шурухт, С. М. Подростковый возраст / С.М. Шурухт. – СПб.: Изд-во Речь, 2006.- 112с.

Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф