5.3 Основные загрязняющие вещества от выхлопов газа автомобильного транспорта.
Вследствие загрязнения среды обитания вредными веществами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания зоной экологического бедствия для населения становятся целые регионы, в особенности крупные города. Проблема дальнейшего роста вредных выбросов двигателей все более обостряется ввиду непрерывного увеличения парка эксплуатируемых автотранспортных средств, уплотнения автотранспортных потоков, нестабильности показателей самих мероприятий по снижению вредных веществ в процессе эксплуатации. В денежном исчислении величина ежегодного экологического ущерба (загрязнение атмосферы, шум, воздействие на климат) от функционирования автотранспортного комплекса Российской Федерации достигает 2-3 % валового национального продукта при общих экологических потерях 10 % и затратах на природоохранные мероприятия не более 1 %. Основная доля ущерба от автотранспорта (78 %) связана с загрязнением атмосферного воздуха выбросами вредных веществ (что во многом объясняется низким качеством отечественных топлив в сравнении с европейскими стандартами), 16 % ущерба приходится на последствия шумового воздействия транспорта на население.
Принцип работы автомобильных двигателей основан на превращении химической энергии жидких и газообразных топлив нефтяного происхождения в тепловую, а затем – в механическую энергию. Жидкие топлива в основном состоят из углеводородов, газообразные, наряду с углеводородами, содержат негорючие газы, такие как азот и углекислый газ. При сгорании топлива в цилиндрах двигателей образуются нетоксичные (водяной пар, углекислый газ) и токсичные вещества. Последние являются продуктами сгорания или побочных реакций, протекающих при высоких температурах. К ним относятся окись углерода СО, углеводороды CmHn, окислы азота (NO и NO2) обычно обозначаемые NOX. Кроме перечисленных веществ вредное воздействие на организм человека оказывают выделяемые при работе двигателей соединения свинца, канцерогенные вещества, сажа и альдегиды. В таблице 20 приведено содержание основных токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей.
Таблица 21
Содержание основных токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей
| Токсичные вещества | Содержание |
| Окись углерода % | до 10,0 |
| Углеводороды, % | до 3,0 |
| Окислы азота % | до 0,5 |
| Альдегиды % | 0,03 |
| Сажа г/м3 | до 0,04 |
| Бензапирен мкг / м | до 20 |
| Двуокись серы % | 0,008 |
Основным токсичным компонентом отработавших газов, выделяющихся при работе бензиновых двигателей, является окись углерода. Она образуется при неполном окислении углерода топлива из-за недостатка кислорода во всем объеме цилиндра двигателя или в отдельных его частях.
Основным источником токсичных веществ, выделяющихся при работе дизелей, являются отработавшие газы. Картерные газы дизеля содержат значительно меньшее количество углеводородов по сравнению с бензиновым двигателем в связи с тем, что в дизеле сжимается чистый воздух, а прорвавшиеся в процессе расширения газы содержат небольшое количество углеводородных соединений, являющихся источником загрязнений атмосферы.
Примерное содержание токсичных компонентов в отработавших газах дизеля приведено в таблице 21.
Таблица 22
Содержание токсичных компонентов в отработавших газах дизеля
| Токсичные вещества | Содержание |
| Окись углерода % | 0,2 |
| Углеводороды, % | 0,01 |
| Окислы азота % | 0,25 |
| Альдегиды % | 0,002 |
| Сажа г/м3 | 0,01 — 1,1 |
| Бензапирен мкг / м | до 10 |
| Двуокись серы % | 0,03 |
Загрязнение воздуха автомобильным транспортом происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния.
Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих выброс на нагрузочных режимах. Техническое состояние двигателя непосредственно влияет на экологические показатели выбросов. Отработавшие газы бензинового двигателя с неправильно отрегулированными зажиганием и карбюратором содержат оксид углерода в количестве, превышающем норму в 2-3 раза.
Далее представлен расчет годового и максимально разового выделения загрязняющих веществ в атмосферу.
Источниками выделений загрязняющих веществ являются двигатели автомобилей в период прогрева, движения по территории предприятия и во время работы в режиме холостого хода.
Расчет выделений загрязняющих веществ выполнен в соответствии со следующими методическими документами:
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб., НИИ Атмосфера, 2005.
- Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М, 1998.
- Дополнения и изменения к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М, 1999.
Количественные и качественные характеристики загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу от автотранспортных средств, приведены в таблице 22.
Таблица 23
Характеристика выделений загрязняющих веществ в атмосферу
| Загрязняющее вещество | Максимально разовый выброс, г/с | Годовой выброс, т/год | |
| код | наименование | ||
| 301 | Азота диоксид (Азот (IV) оксид) | 0,0047733 | 0,0132875 |
| 304 | Азот (II) оксид (Азота оксид) | 0,0007757 | 0,0021592 |
| 328 | Углерод (Сажа) | 0,0002939 | 0,0007943 |
| 330 | Сера диоксид (Ангидрид сернистый) | 0,001415 | 0,0040268 |
| 337 | Углерод оксид | 0,0152556 | 0,0391474 |
| 2732 | Керосин | 0,0052611 | 0,0140018 |
Расчет выполнен для автостоянки открытого типа, не оборудованной средствами подогрева. Пробег автотранспорта при въезде составляет 0,1 км, при выезде – 0,1 км. Время работы двигателя на холостом ходу при выезде с территории стоянки – 1 мин, при возврате на неё – 1 мин. Количество дней для расчётного периода: теплого – 180, переходного – 60, холодного с температурой от -5°С до -10°С – 60, холодного с температурой от -10°С до -15°С – 60, холодного с температурой от -20°С до -25°С – 6.
Исходные данные для расчета выделений загрязняющих веществ, приведены в таблице 23.
Таблица 24
Исходные данные для расчета
| Наименование | Тип автотранспортного средства | Максимальное количество автомобилей | Экоконтроль | Одновременность | |||
| всего | выезд/въезд в течение суток | выезд за 1 час | въезд за 1 час | ||||
| Hyundai HD 65 | Грузовой, г/п от 2 до 5 т, дизель | 10 | 13 | 2 | 2 | — | + |
Принятые условные обозначения, расчетные формулы, а также расчетные параметры и их обоснование приведены ниже.
Выбросы i-го вещества одним автомобилем k-й группы в день при выезде с территории или помещения стоянки M1ik и возврате M2ik рассчитываются по формулам (1.1.1 и 1.1.2):
M1ik = mПРik · tПР + mLik · L1 + mХХik · tХХ 1, г (1.1.1)
M2ik = mLik · L2 + mХХik · tХХ 2, г (1.1.2)
где mПРik – удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя автомобиля k-й группы, г/мин;
mLik — пробеговый выброс i-го вещества, автомобилем k-й группы при движении со скоростью 10-20 км/час, г/км;
mХХik — удельный выброс i-го вещества при работе двигателя автомобиля k-й группы на холостом ходу, г/мин;
tПР — время прогрева двигателя, мин;
L1, L2 — пробег автомобиля по территории стоянки, км;
tХХ 1, tХХ 2 — время работы двигателя на холостом ходу при выезде с территории стоянки и возврате на неё, мин.
При проведении экологического контроля удельные выбросы загрязняющих веществ автомобилями снижаются, поэтому должны пересчитываться по формулам (1.1.3 и 1.1.4):
m’ПРik = mПРik · Ki, г/мин (1.1.3)
m»ХХik = mХХik · Ki, г/мин (1.1.4)
где Ki – коэффициент, учитывающий снижение выброса i-го загрязняющего вещества при проведении экологического контроля.
Валовый выброс i-го вещества автомобилями рассчитывается раздельно для каждого периода года по формуле (1.1.5):
Mij = ∑kk=1αв(M1ik + M2ik)Nk · DР · 10-6, т/год (1.1.5)
где αв — коэффициент выпуска (выезда);
Nk – количество автомобилей k-й группы на территории или в помещении стоянки за расчетный период;
DР — – количество дней работы в расчетном периоде (холодном, теплом, переходном);
j – период года (Т — теплый, П — переходный, Х — холодный); для холодного периода расчет Mi выполняется с учётом температуры для каждого месяца.
Влияние холодного и переходного периодов года на выбросы загрязняющих веществ учитывается только для выезжающих автомобилей, хранящихся на открытых и закрытых не отапливаемых стоянках.
Для определения общего валового выброса Mi валовые выбросы одноименных веществ по периодам года суммируются (1.1.6):
Mi = MТi + MПi + MХi, т/год (1.1.6)
Максимально разовый выброс i-го вещества Gi рассчитывается по формуле (1.1.7):
Gi = ∑kk=1(M1ik · N’k + M2ik · N»k) / 3600, г/сек (1.1.7)
где N’k, N»k – количество автомобилей k-й группы, выезжающих со стоянки и въезжающих на стоянку за 1 час, характеризующийся максимальной интенсивностью выезда(въезда) автомобилей.
Из полученных значений Gi выбирается максимальное с учетом одновременности движения автомобилей разных групп.
Удельные выбросы загрязняющих веществ при прогреве двигателей, пробеговые, на холостом ходу, коэффициент снижения выбросов при проведении экологического контроля Ki, а так же коэффициент изменения выбросов при движении по пандусу приведены в таблице 25.
Таблица 25
Удельные выбросы загрязняющих веществ
| Тип | Загрязняющее вещество | Прогрев, г/мин | Пробег, г/км | Холостой ход, г/мин | Эко-контроль, Ki | ||||
| Т | П | Х | T | П | Х | ||||
| Грузовой, г/п от 2 до 5 т, дизель | |||||||||
| Азота диоксид (Азот (IV) оксид) | 0,176 | 0,264 | 0,264 | 1,76 | 1,76 | 1,76 | 0,16 | 1 | |
| Азот (II) оксид (Азота оксид) | 0,0286 | 0,0429 | 0,0429 | 0,286 | 0,286 | 0,286 | 0,026 | 1 | |
| Углерод (Сажа) | 0,008 | 0,0144 | 0,016 | 0,13 | 0,18 | 0,2 | 0,008 | 0,8 | |
| Сера диоксид (Ангидрид сернистый) | 0,065 | 0,0702 | 0,078 | 0,34 | 0,387 | 0,43 | 0,065 | 0,95 | |
| Углерод оксид | 0,58 | 0,783 | 0,87 | 2,9 | 3,15 | 3,5 | 0,36 | 0,9 | |
| Керосин | 0,25 | 0,27 | 0,3 | 0,5 | 0,54 | 0,6 | 0,18 | 0,9 | |
Время прогрева двигателей в зависимости от температуры воздуха и условий хранения приведено в таблице 25.
Таблица 26
Время прогрева двигателей, мин
| Тип автотранспортного средства | Время прогрева при температуре воздуха, мин | ||||||
| выше +5°С | +5.. -5°С | -5.. -10°С | -10.. -15°С | -15.. -20°С | -20.. -25°С | ниже -25°С | |
| Грузовой, г/п от 2 до 5 т, дизель | 4 | 6 | 12 | 20 | 25 | 30 | 30 |
Расчет годового и максимально разового выделения загрязняющих веществ в атмосферу приведен ниже в приложении 1.
В результате проделанной работы и в соответствии с целями и задачами проекта получены следующие основные выводы:
Из результатов расчётов максимально разового выброса для каждого типа автотранспортных средств в итоговые результаты по источнику занесены наибольшие значения, полученные с учетом неодновременности и нестационарности во времени движения автотранспортных средств. Максимальный разовый выброс составляет 0,0052611 г/с, при температуре воздуха в пределах -20-25 градусов С.
Обосновано, что уровень воздействия автотранспортного предприятия на окружающую среду города соответствует существующим нормативам по охране среды. Вместе с тем при долговременной эксплуатации комплекса особое внимание следует уделить мониторингу и прогнозу состояния окружающей среды в связи с деятельностью предприятия.
ЗАКЛЮЧНИЕ
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучения причин отклонений от него, динамических изменений; выявлений резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
В данной работе была рассмотрена тема себестоимости как объекта анализа, описано ее значение и задачи. Был произведен анализ себестоимости автотранспортного предприятия по основным направлениями.
В результате проведенного анализа были получены следующие результаты:
Около 42% себестоимости услуг составляю материальные затраты предприятия. Это объясняется тем, что предприятия осуществляет автомобильные грузовые перевозки, а основная статья затрат при использовании автомобильного транспорта это топливо и обслуживание подвижного состава, в том числе технический осмотр и текущий ремонт. Об этом свидетельствует и тот факт, что доля затраты на топливо в структуре материальных затрат состав 28,55%. Следует обратить внимание на то, что фактические затраты превышают плановые на 1,32% в относительном выражении и почти на 720 874 руб. за анализируемый период.
Данный факт можно объяснить следующими причинами:
- Ошибки при планировании затрат;
- Неправильное планирование маршрутов перевозки грузов;
- Простой на линии;
- Высоки цены поставщиков на топливо;
- Незапланированные (левые) перевозки грузов водителями АТП и прочее.
Полная себестоимость оказанных услуг составляет 60 109 931 руб. и снизилась в отчетном периоде на 258 387 руб., или 0,43%, по сравнению с планом.
На основании этих результатов можно сделать вывод о том, что производство на нашем предприятии является материалоемким и трудоемким, и это является естественным для предприятия.
Анализ экономических потерь предприятия за 2013 год выявил следующие результаты:
- Упущенная выгода: 5 122 850, руб.
- Затраты на перерасход топлива: 1 678 645, руб.
- Перерасход по затратам на ремонт: 69 287, руб.
- Перерасход по запчастям и ремонтным материалам: 82 605, руб.
Итого: 6 953 387, руб.
Данные таблице показывают значительную сумму экономических потерь. Но здесь следует обязательно учитывать тот факт, что упущенная выгода – это косвенный показатель, т.к. он рассчитан исходя из средних показателей и не всегда значение упущенной выгоды может быть верным на 100%.
Для стабилизации и контроля в данной ситуации предприятие приобретает автоматизированную систему контроля выполнения маршрутов водителями предприятия с применением технологии GPS-навигации и мониторинга «GLONASS».
Внедрение данного проекта позволит значительно снизить себестоимость продукции за счет снижение затрат на топливо и расходные материалы, что в свою очередь позволит предприятию значительно увеличить величину чистой прибыли, по предварительным данным сумма роста составит около 6 млн. руб.
В показателе «себестоимость» сфокусированы практически все действующие условия хозяйствования, на него оказывают влияние множество производственных факторов. Фактически нет ни одного более или менее существенного изменения в технике и технологии, в организации труда и производства, в материально-техническом обеспечении, в ассортименте выпускаемой продукции, которое бы не сказалось на общем уровне производственных расходов или на уровне отдельных из них, либо на удельном весе отдельных расходов в общей величине расходов.
В то же время, основная масса мероприятий, направленных на снижение себестоимости, связана с совершенствованием различных аспектов производственного процесса: от решения крупномасштабных проблем (модернизация, реконструкция) до локальных вопросов (научная организация труда на отдельном рабочем месте, повышение квалификации работника и пр.).
Себестоимость является тем звеном, в котором производственно-хозяйственная деятельность предприятия увязывается в неразрывное целое. Она характеризует степень использования производственных ресурсов, является критерием оценки эффективности производственного процесса. Роль показателя себестоимости для оценки экономической эффективности работы предприятий определяется тем, что сама экономическая эффективность есть величина, получаемая при сопоставлении результатов производственно-хозяйственной, организационно-управленческой и других видов деятельности с затратами на осуществление этой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, N 48, ст.5369)
- Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (утв. Приказом Минтранса РФ от 24.06.03 г. № 153, зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.03 г., регистрационный № 4916.
- Положения по бухгалтерскому учету «расходы организации ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.99 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н)
- Анализ себестоимости продукции, работ, услуг: Учебное пособие /Ю.И. Брынских. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Под ред. Л. Короткова и Р. Медведева. — М.: Госфиниздат, 1963
- Курс анализа хозяйственной деятельности. М.:”Экономика”, 2004
- Курс экономического анализа: Учеб. для экон. спец. вузов. — М.: Финансы и статистика, 1984
- Методика экономического анализа деятельности производственного объединения. — М.: Финансы, 1978
- Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1987
- Басовский Л.Е.: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. _ М.: ИНФРА-М, 2004
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004
- Елисеева Т.П.: Экономика и анализ деятельности предприятий. – Ростов н/Д: Феникс, 2011
- Косолапов М.В.: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2011
- Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2003
- Шеремет А. Д., Сайфулин Р.С. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. — М.: “Экономика”, 1980
- Экономический анализ хозяйственной деятельности. Под ред. А. Д. Шеремета — М.: “Экономика”, 2001 .
- Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1986.
- Экономика предприятия: учеб.пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др. – 3-е изд. – М.: Новое знание, 2005.
- Интернет-страница ЦБ РФ www.cbr.ru
