1.3 Специфика специальности социальной работы
В результате перемен, происходящих в России, резко обострились остальные проблемы, и это потребовало введения новой специальности социальная работа и новой профессии — «социальный работник “. Что это за профессия – «социальный работник», и кто он, такой человек, носитель этой профессии? Социальная работа ориентирована, прежде всего на человека, и поэтому возможна только на партнерском уровне. Клиент доверяет социальному работнику свои личные проблемы, тем самым пуская его в свою интимную сферу. Работа с клиентом возможна лишь тогда, когда между им и социальным работником возникают к сохраняются доверительные отношения. Тем сам клиент имеет право требовать сохранения тайны.
Не менee важной является посредническая деятельность социального работника. Быть посредником — значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой стороне: клиентам, семьям, чиновникам, представителям других профессий, часто находясь «между двух огней», выслушивая обвинения в предвзятости с разных сторон. Это привело к созданию специфического стиля мышления и особого «языка» социальных работников, способного отразить взгляды разных сторон в отношениях между ними. Как правило, к посреднику обращаются за помощью лишь после того, как в течение длительного времени человек находился в трудной ситуации и не мог ее разрешить. Посредническая деятельность социальных работников часто принимает форму координации усилий представителей разных профессий для комплексного решения проблем отдельного человека или определенной семьи [57].Социальные работники призваны решать самые разные задачи, они могут работать в больницах, местах заключения , домах для престарелых, детских домах, школах; оказывать помощь инвалидам, матерям-одиночкам, отстающим в школе детям, людям, у которых произошло обострение душевного заболевания, бывшим преступникам.
Как профессиональная группа социальные работники могут участвовать в решении вопросов на государственном уровне, предлагая рекомендации по ключевым вопросам законодательства и его исполнения, при необходимости оказывая давление на общественное, мнение и правительство. Социальные работники могут группироваться по «территориальному» признаку, создавая группы по 6-10 человек, где каждая группа несет ответственность за свой микрорайон, располагаться такие группы могут в сельских советах в отделах индивидуальных услуг населению. Или по «отраслевому» признаку и делятся на больничные, психиатрические, детские и т.п. группы, работающие в больницах, психиатрических клиниках и т. д.
По мнению российских специалистов, сочетание «территориальных» и «отраслевых» групп социальныхработников является оптимальным для решения задач социальной работы [57].Профессиональной социальной работой могут заниматься, только специалисты.Квалификацию и специализацию они получают в высших учебных заведениях. В англо-саксонских странах в такие учебные заведения принимаются люди уже имеющие диплом бакалавра — первое университетское звание (чаще всего специализировавшиеся в области социологии, психологии и организации социального обеспечения). Среди них много людей, которые уже имеют профессию, но решили освоить другую в качестве основной или же как дополнительную к своей первой профессии. Проводится жесткий отбор абитуриентов, учитывающий их личностные качества. Пристальное внимание общества к социальной работе входит в число факторов, заставляющих социальных педагогов постоянно работать над повышением своей квалификации, часто обсуждать этические проблемы своей профессии, а также систематически изучать результаты своего труда [37].
Итак, Россия находится на пути к созданию профессии социальных работников, профессиональная подготовка, которых официально начата с 1990 года. В связи с этим целесообразно рассмотреть должностные обязанности, которые должен выполнять специалист по социальной работе согласно Дополнению к постановлению Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. (это Квалификационный справочник должностей руководителей) Так что же это за должностные обязанности? Возьмём только некоторые положения из этого Дополнения к постановлению. Специалист по социальной работе, согласно этому Дополнению: «выявляет на предприятии (в объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и ‘отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской помощи, охране нравственного, физического, психического здоровья, и осуществляет их патронаж».
Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений».Безусловно, диагностика социума необходима, особенно, если учесть, что социальная работа должна иметь большую профилактическую направленность, исходя из того. что «болезнь легче предупредить, чем лечить». Но должностные обязанности пишутся для каждого отдельного работника, в то время, как диагностика социума под силу только лаборатории, подразделению.Вот как пишут об этом российские специалисты: «Диагностика социума носит комплексный характер, т.е. включает социологические, психологические, педагогические, медицинские, экологические и другие аспекты». Да, социальный работник должен уметь выявить социальную проблему, установить причины, ее порождающие, а затем и содействовать в ее разрешении. Но совсем неприглядной кажется должностная обязанность социального работника «выявлять… на предприятии в микрорайоне … семьи и отдельных лиц, нуждающихся… в охране нравственного, физического и психического здоровья…». В настоящее время, кажется всё население России нуждается в такой охране.
Не менее интересно то, что должен знать социальный работник, согласно этому Дополнению. А социальный работник «должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по социальной защите населения; психологию, социологию, специфику работы в различной социальной среде…» и много ещё норм, прав, основ, включая «нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты…».
Должен ли социальный работник знать правила дорожного движения? Наверное, должен. Наверняка, должен, чтобы под машину не попасть. А вот охрану труда, технику безопасности? Трудно сказать. Хочется повторить еще раз то, что Россия находится на пути к созданию новой профессии – профессии социальных работников. Этот период является решающим для формирования профессионального самосознания социальных работников. Думается, что сейчас просто необходимо пересмотреть должностные обязанности социальных работников, и подготовить их должны специалисты в области остальной работы с учетом уже имеющегося отечественного и зарубежного опыта.Кажущаяся простота обозначенной проблемы обманчива. Несомненно, можно ответить, что эта, связь есть или «можно проследить связь» и т.д. Но суть заключается в том, что связь далеко не проста и неоднозначна». Это наводит на сравнение или на различие между профессионалом или непрофессионалом, для примера, в ткацком деле. Для второго черный цвет имеет 2 оттенка — сероватый и синеватый, для профессионала — 21 оттенок.
Если попытаться очертить круг обязанностей «лидера» (социального работника) в процессе проведения коллективного обсуждения какой-либо проблемы, та в число основных войдут следующие:
— каждый член группы должен чувствовать себя уверенно ;
— надо разумно сочетать личные интересы члена группы и общие интересы всей группы;
-доминирование лидера и зависимость членов группы должны быть сведены до минимума. Лучший лидер — это тот, кто работает в соответствии с интересами группы и готовит других занять его место;
— интеллектуальное и эмоциональное единство внутри группы должно быть важным и возможным для всех членов группы они должны говорить о ней «наша» группа;
— должно постоянно поддерживаться эффективное общение членов групп друг с другом;
— надо максимально использовать все доступные источники;
— группа не должна быть «парализована» формальностями, традициями, статуса.
Однако, эти требования, как показывает анализ отечественного зарубежного опыта в каждом конкретном случае воплощаются со множеством вариаций. Многое зависит от от размера группы, постоянна она или временна, умения её членов пользоваться методами дискуссии и т.д. Замечено, что люди лучше работают в группе демократического типа по контрасту с авторитарной или неуправляемой. Демократическая группа — это группа, в которой большая часть работы ведется всеми членами. Лидер чувствует, корректирует эмоциональные потребности членов группы и вносит вклад в развитие каждого, не мешая прогрессу всей группы. Деятельность группы планируется, но всё очень подвижно. Результаты работы группы этого типа высоки, неординарны, в ней присутствует творчество. Чувство принадлежности к группе определяется постоянным употреблением местоимения «мы» и высокой моральной атмосферы.
Авторитарная группа – это группа, члены которой находятся под строгим контролем лидера, ставящего свои эмоциональные потребности выше потребностей членов группы. Некоторые члены такой группы пытаются не выполнять работу. Они часто будут стараться избежать напряжения, вместо того, чтобы конструктивно работать в группе. Программа такой группы фиксирована, редко появляются яркие идеи, члены группы конфликтны и лишены воображения.
Практика показывает хорошие результаты, когда в дискуссии участвует много лидеров. сосредоточить внимание на актуальных проблема группы. Специфика социальной работы заключается в том, что при решений стоящих перед ней проблем она органически вплетается во все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, прямо и косвенно затрагивает все стороны общества. Выявление этих проблем, их решение осуществляется, прежде всего, через установление и поддержание контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развитая у социальных работников интерсоциальных способностей (социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных) для еффективного выполнения своих профессиональных функций.
Таким образом, профессию социального работника можно назвать «коммуникативной» профессией, поскольку общение тесно вплетено в контекст практической деятельности. Это профессия, успех которой в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности — компетентности в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения, связанные с этим психологические нагрузки, создают напряженность в процеcce общения. Высокий же уровень коммуникативной компетентности делает социального работникаболее подготовленным и защищенным в условиях интенсивного межличностного общения [59].
Вывод по 1 главе
Итак, в условиях трансформирующегося общества резко обострилась проблема социально-профессиональной адаптации выпускников высшей школы. Потребности общества в профессиях, ориентированных на плановую экономику сокращаются, однако в прежнем объеме продолжается выпуск специалистов по невостребованным специальностям. Несоответствие профиля выпускников потребностям рыночной экономики, уровня квалификации выпускников вузов требованиям работодателей приводит к депрофессионализации части молодежи, имеющей специальности, которые не востребованы на рынке труда или не обеспечивают условий существования. Система планового трудоустройства молодых специалистов уступила место стихийному рынку труда. Информатизация общества привела к тому, что современный человек в плане насыщения знаниями созревает гораздо быстрее, чем раньше, однако возможность достижения устойчивого социального положения отодвигается.
В условиях модернизации и реструктуризации экономики социально профессиональная адаптация выпускников вузов осложняется общим увеличением численности людей, получающих высшее образование, ужесточением условий на рынке труда, общим спадом экономики, особенно наукоемких производств, увеличением разрыва в оплате труда разных категорий работников. Происходящие трансформации вызывают к жизни новые для российского общества профессии менеджеров, маркетологов, банковских служащих и др. Их появление проводит к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании. У молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности, о способах их достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации.
В связи с этим возникла необходимость изучения процесса социально-профессиональной адаптации выпускников вуза для того, чтобы привести в соответствие процесс адаптации выпускников вузов с требованиями к уровню подготовки специалистов, чтобы установить взаимосвязь между потребностями общества в образовательных услугах и подготовкой специалистов по востребованным в каждом конкретном регионе профессиям.
2. Опыт и возможности социально-трудовой адаптации выпускников НГПУ по специальности социальная работа
2.1 Формирование направления социальной работы в НГПУ (история)
Высшее образование является одним из каналов восходящей мобильности. На взаимосвязь социального положения и образования указывает то, что профессиональное образование во многом определяет социальную принадлежность респондента, а достижение определенного социального положения невозможно без соответствующего образования [57].
Стремление получить высшее образование вполне понятно и объяснимо. Статус образования оказывает влияние на социальное положение людей, степень их принятия другими членами общества, стабильность статусной позиции. Хотя, конечно, значение имеет не только сам факт наличия высшего образования, но и врожденные и приобретенные социальные качества: генетические, физиологические, психологические, культурные, не только индивидуальные, но и ценностно окрашенные макросоциальными культурными ориентациями.
Приобретение высшего образования позволяет поднять свой социальный статус, дает возможность занять более высокое положение в профессиональной, экономической иерархии рангов. Как правило, интеллектуальные профессии считаются более престижными, чем профессии, связанные с физическим трудом. Увеличение интеллекта, контролирующей силы профессии одновременно с более высокой оплатой труда это то, на что рассчитывает абитуриент, поступая в вуз. Цель получения высшего образования — достижение с его помощью более высокого социального статуса.
Стремление человека к более высокому статусу можно рассматривать как желание одного человека реализовать свою волю в совместном действии даже вопреки сопротивлению других людей, участвующих в указанном действии [24]. Чем выше занимаемый статус, тем больше социальных «почестей», больше престиж, больше экономическая власть. Социальный статус является еще и индикатором процесса адаптации, по которому можно судить о результатах профессиональной адаптации.
В современном обществе именно высшее профессиональное образование выполняет функции канала социальных перемещений в большей степени, нежели любое другое, так как среднее образование носит всеобщий характер, а среднее профессиональное образование практически не дает возможности достижения высокого социального статуса. Развивая потенциал социально-профессиональной адаптации личности, тем самым институт высшего образования увеличивает шансы восходящей мобильности. Под потенциалом социальной адаптации личности диссертант понимает способности и возможности личности к адаптации, заложенные в личности или приобретенные за время обучения и воспитания в вузе. Обладая высокими адаптационными способностями, выпускник вуза может успешнее осуществлять профессиональную деятельность, отвечающую меньшим потребностям личности, чем человек с низкой способностью к адаптации. Социальные перемещения первоначально осуществляются через вузы и техникумы и приводят к профессиональному самоопределению человека. Высшая школа как социальный институт выполняет функцию «фильтра», то есть отбирает, тестирует, распределяет студентов по различным социальным стратам и позициям. Сейчас намечается тенденция к снижению требований отбора при поступлении в вузы, снижение качества подготовки учащихся. В условиях увеличения числа выпускников с высшим образованием работодатели все больше будут различать «статус» диплома. В связи с этим значение диплома, а значит, и высшего образования будет увеличиваться.
В обществе идет процесс формирования нового слоя — среднего класса, который пополняется за счет людей, проявляющих хорошие интеллектуальные способности, и в первую очередь, за счет людей, имеющих высшее образование. Постепенно, по мере усложнения экономической структуры России, рамки среднего класса расширяются. З.Т. Голенкова выделяет верхний средний класс, пополняемый инженерами, бухгалтерами, директорами, адвокатами и рекламными агентами, и низший слой среднего класса, в который входят чиновники [35]. Основная тенденция трансформаций современного российского общества — углубление социального неравенства по экономическим, политическим, социальным показателям. Поэтому особенно важна сейчас роль института высшего образования как канала восходящей мобильности, так как на современном этапе именно вузы, среди прочих институтов образования, предоставляют возможность выпускникам пополнить ряды среднего класса.
ИМПиСР – это первый и единственный за Уралом институт, осуществляющий подготовку кадров для работы с молодежью, детьми и подростками. Сегодня институт имеет статус Межрегионального научно-методического центра по кадровому обеспечению государственной молодежной политики по Сибирскому федеральному округу при Министерстве по делам спорта, молодежи и туризма РФ. На базе института преподают ведущие специалисты крупнейших вузов России. Совместно с сотрудниками комитетов по делам молодежи, управлений образования и общественных организаций проводятся научные семинары и конференции, встречи и беседы, посвященные различным аспектам современного образования, социальной работы, поддержки молодежи. Студенты активно вовлекаются в общественную деятельность на уровне города и области. Интенсивно развивается сотрудничество института с социальными учреждениями г. Новосибирска.
Обучающиеся по специальности проходят практику на базе :
-государственных и негосударственных учреждений социального обслуживания населения;
-реабилитационных центров;
-благотворительных организаций;
-центров социальной помощи семье и детям;
-медицинских учреждений;
-зарубежные стажировки.
По окончанию обучения выпускники имеют:
– навыки участия в мероприятиях по согласованию интересов различных социальных субъектов, разработке предложений, рекомендаций по их реализации;
– высокий уровень социальной и профессиональной коммуникации;
– направленность на карьерный рост.
Направление «Социальная работа» отвечает современным потребностям общества: оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи, помощи семье или группе лиц.
По данному направлению организована подготовка кадров для управления структур и учреждений социальной защиты населения и молодёжной политики. Выпускники смогут применить свои профессиональные знания в качестве менеджеров социальной сферы, организовывая взаимодействие молодёжи и общества, в рамках социальных учреждений, общественных организаций и фондов, в сфере государственной молодёжной политики.
Служба в государственных органах в сфере социальной защиты населения становится в наше время не только крайне значимой для общества, но и престижной работой.
Выпускники института могут работать менеджерами в сфере государственной и молодежной политики, методистами и руководителями учреждений дополнительного образования, заместителями директоров по воспитательной работе общеобразовательных школ, преподавателями высших и средних специальных образовательных учреждений, руководителями детских общественных объединений и оздоровительных центров.
Многие выпускники уже работают в качестве специалистов, социальных менеджеров, руководителей:
–социальных служб, центров занятости населения, административных органов, кризисных центров;
– некоммерческих и коммерческих организаций;
– преподавателей и исследователей социальных проблем.
Одним из способов трудоустройства молодых специалистов является обращение в государственные Центры занятости населения (ЦЗН). Основными видами деятельности Службы занятости является поиск подходящей работы гражданам, состоящим на учете. Но также предоставляются другие виды услуг, а именно проведение частичного мониторинга рынка труда, информирование граждан о состоянии рынка труда, проведение профориентационной работы.
2.2 Служба содействия занятости студентов НГПУ
Трудоустройство молодежи является сложной и актуальной проблемой, так как спрос на молодую рабочую силу, не имеющего опыта работы, дополнительных навыков невелик. Так, все причины невозможности трудоустройства молодежи можно условно разделить на три группы. К первой группе можно отнести сложившиеся стереотипы у работодателей о молодом специалисте. В настоящее время отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей – отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии.
Вторая группа характеризуется необоснованными представлениями молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор специальности, по которой будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда.
К третьей группе относится причина падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Наибольшим спросом у молодежи пользуются профессии гуманитарной направленности. Таким образом, происходит падение престижа профессий технической направленности.
Все эти причины ведут к невозможности трудоустройства молодежи. Решение проблемы трудоустройства ложатся на плечи не только самой молодежи, как заинтересованного объекта в этом, но и на плечи государственных и негосударственных учреждений.
В соответствии с решением коллегии Министерства образования РФ от 25.09.2001 г. © 14/1, приказами Министерства образования РФ от 16.10.2001 г. © 3366 и от 10.06.2002 г. © 2172 в ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» организован Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников, который введен в структуру университета с 03.12.2002 г. Приказ © 1228-УМФ.
В соответствии с решением, принятым на заседании Ученого Совета НГПУ № 6 от 22 декабря 2010 года, Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников был переименован в Центр содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ) (Приказ ректора № 778а-УМФ от 23 декабря 2010 г.).
Цель создания ЦСТВ – содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников вуза, на основе создания системы социального партнёрства с работодателями.
ЦСТВ осуществляет работу по следующим направлениям:
-своевременное обеспечение студентов и выпускников информацией об имеющихся вакансиях;
-индивидуальный подбор вакансий по заявкам соискателей/ сотрудников по заявкам работодателей;
-оказание содействия в организации профессиональных практик и стажировок для студентов;
-организация обучающих семинаров и тренингов, направленных подготовку выпускников к поиску работы, трудоустройству, адаптации на рабочем месте;
-организация ярмарок вакансий, встреч с работодателями, презентаций и других мероприятий, способствующих занятости учащихся;
-консультирование студентов по вопросам самопрезентации, профориентации и информирование о состоянии рынка труда;
-проведение социологических исследований по актуальным проблемам трудоустройства;
-проведение компьютерной диагностики студентов и выпускников с помощью комплекса «Профкарьера» с целью выявления компетенций, способностей, мотивации для прогнозирования дальнейшего профессионального и карьерного развития;
-взаимодействие со студенческими и молодежными организациями.
В ЦСТВ разработаны меры поддержки педагогических работников, реализующиеся в Новосибирской области
Меры, направленные на поддержку молодых специалистов системы образования, реализующиеся в муниципальных районах (городских округах) Новосибирской области:
-выплата единовременного пособия молодым специалистам, принятым на работу после окончания высших и средних специальных учебных заведений, в размере действующего прожиточного минимума трудоспособного населения;
-ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 25 % от установленной тарифной ставки (оклада), впервые окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования, работающим в организациях, расположенных в районах области;
-единовременная денежная выплата в размере 15 тыс. рублей для молодых специалистов – выпускников НГПУ, прибывших на работу по целевой контрактной подготовке;
-предоставление субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании.
Меры, направленные на поддержку молодых специалистов, реализующиеся в ряде районов Новосибирской области:
-предоставление на договорной основе социального жилья педагогическим работникам наиболее востребованных в районе специальностей;
-обеспечение дополнительных выплат молодым педагогам из стимулирующей части фонда оплаты труда образовательных учреждений;
-частичная оплата транспортных расходов.
Меры поддержки педагогических работников вне зависимости от возраста:
-возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг (сельская местность – 100%, г. Новосибирск – от 5 до 10 тыс. руб.);
-предоставление субсидий на строительство индивидуальных жилых домов в сельской местности;
-сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю;
-ежегодный оплачиваемый отпуск летом до 56 календарных дней;
-право на длительный отпуск сроком до 1 года с сохранением места работы и возможность его оплаты за счет внебюджетных средств учреждения;
-возможность получения ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания;
-возможность досрочного выхода на пенсию по старости за стаж работы в отрасли не менее 25 лет;
-обеспечение детей педагогических работников местами в дошкольных образовательных учреждениях.
В 2012 году НГПУ наряду с еще 6 вузами набрал 84 балла и занял 8 место в общероссийском рейтинге вузовских центров (2012 г. – 65 баллов, 22 место) и 1 место среди вузов Новосибирска, принимавших участие в мониторинге (2012 г. – 2 место).
При осуществлении мониторинга деятельности вузовских центров трудоустройства оценивались:
-работа со студентами и выпускниками (использование информационной системы баз данных вакансий работодателей и резюме студентов и выпускников; использование веб-сайта; информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда; организация временной занятости и т.д.);
-сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей (организация центром (службой) ярмарок вакансий и специальностей, презентаций компаний, дней карьеры);
-оказание помощи учебным подразделениям в организации учебных и производственных практик и т.д.;
-взаимодействие с органами по труду и занятости населения, общественными организациями и объединениями.
Повышение позиции в данном рейтинге, несомненно, результат более активной и сплоченной работы учебных подразделений вуза и Центра содействия трудоустройству выпускников, а также следование актуальным направлениям работы, по которым осуществляется мониторинг.
При ЦСТВ имеется студенческий кадровый актив (СКА).
СКА – объединение инициативных, творческих студентов, желающих приобрести необходимые для построения карьеры навыки и готовых возглавить деятельность по трудоустройству в своем учебном подразделении.
Цель создания СКА — повышение эффективности функционирования системы трудоустройства студентов и выпускников НГПУ путем вовлечения учащихся в данный процесс.
Участие в деятельности СКА позволит студентам:
-всегда быть в курсе самых интересных предложений на рынке труда, воспользоваться ими самому или рассказать одногруппникам;
-приобрести опыт организации массовых мероприятий (ярмарок вакансий, круглых столов, встреч с работодателями, деловых игр и т.д.);
-принять участие в проведении социологических исследований;
-приобрести практические навыки, необходимые при поиске работы и трудоустройстве;
-проявить творческие навыки в создании печатных материалов и видеосюжетов о трудоустройстве;
-взаимодействовать со студенческими объединениями других вузов, молодежными организациями нашего города;
-приобрести опыт публичных выступлений, принимая участие в конференциях, круглых столах, мастер-классах.
В помощь выпускникам НГПУ ЦСТВ размещает на своём сайте максимум информации о трудоустройстве. Например, рубрика «Как найти работу».
На рынке труда достаточно предложений для разных категорий соискателей – будь то вчерашние выпускники учебных заведений, или профессионалы с многолетним опытом; гуманитарии или представители технических специальностей, фрилансеры или соискатели работы с постоянной занятостью и т.д. Чтобы найти работу по душе, важно максимально эффективно использовать доступные для этого способы. В современном мире возрастает популярность поиска работы через специализированные сайты, социальные сети и прочие интернет-ресурсы, но и традиционные способы, такие как печатные издания, ярмарки вакансий, не теряют своей актуальности.
1. Специализированные печатные издания для поиска работы
Газеты и журналы с объявлениями о вакансиях — доступный способ получить информацию об актуальных (периодичность выхода таких изданий 1-2 раза в неделю) предложениях на рынке труда. За сравнительно небольшие деньги соискатель получает обширную базу вакансий.
Не стоит забывать, что данными изданиями пользуются в своей работе сотрудники кадровых агентств и специалисты по подбору персонала различных организаций, поэтому для повышения шансов скорейшего трудоустройства соискателю стоит разместить в них свое мини-резюме.
Также в газетах и журналах для поиска работы публикуются полезные статьи, интервью, статистические данные и другая актуальная информация.
Однако, соискателю стоит быть внимательным, так как зачастую встречаются объявления недобросовестных работодателей. Признаками таких объявлений может служить отсутствие названия организации, недостаточность информации о работодателе и/или должности, слишком заманчивые условия (очень высокая заработная плата; отсутствие требований к знаниям, навыкам или опыту при подборе сотрудника, например, на руководящую должность и т.п.), указание одного и того же номера телефона/адреса в объявлениях различного содержания и т.д.
В Новосибирске для поиска работы можно использовать такие газеты как «Хочу работать!», «Работа для вас», «Вакансия», «Из рук в руки», «Образование. Работа. Карьера», «Есть работа!», «Профессия», «Работа сегодня», «Бюро вакансий».
2. Ярмарки вакансий, презентации компаний, Дни открытых дверей/экскурсии
Ярмарки вакансий общегородского уровня традиционно проводятся осенью и весной. В Новосибирске их организаторами обычно выступают Центр занятости населения г. Новосибирска и газета «Работа для вас». В рамках ярмарок проходят презентации компаний, где их представители рассказывают о текущих вакансиях, условиях работы, корпоративной культуре и т.д.
Данные мероприятия дают соискателям прекрасную возможность лично пообщаться с работодателями, задать интересующие вопросы, заполнить анкеты. Кроме того, при посещении ярмарки стоит иметь при себе несколько распечатанных экземпляров резюме, которые можно будет оставить интересуемому работодателю. Как правило, в случае заинтересованности кандидатом, специалисты по персоналу связываются с ним в течение 1-2 недель после мероприятия, чтобы провести телефонное интервью или пригласить на собеседование.
Кроме масштабных ярмарок организуются также и более мелкие, например, специализированные ярмарки конкретных организаций, испытывающих большую потребность в кадрах.
Для студентов и недавних выпускников полезными являются ярмарки вакансий и презентации, проводимые в учебных заведениях структурами, занимающимися содействием трудоустройству. На таких ярмарках, как правило, предлагается широкий спектр вакансий с частичной занятостью, ориентированных на студентов, а также вакансий по профилю учебного заведения. Презентации работодателей проводятся в разных формах в течение всего учебного года.
Многие организации не только принимают участие в HR-событиях на внешних площадках, но и приглашают потенциальных кандидатов в гости, организуя Дни открытых дверей или экскурсии. Посещая их, соискатель может узнать, как организован рабочий процесс, оценить условия труда, коллектив и другие важные особенности работы в конкретной организации. Часто в рамках таких мероприятий работодатели устраивают различные мастер-классы, деловые игры. Соискателю также стоит иметь при себе несколько экземпляров резюме, которое можно будет оставить в случае заинтересованности.
3. Родственники и знакомые
Один из самых эффективных способов поиска работы — «через знакомых».
Осведомив родственников, друзей и знакомых о том, что вы находитесь в поисках работы, можно ожидать значительного ускорения решения данного вопроса. Необходимо обозначить, на какую именно должность вы претендуете, какой опыт работы имеете, на какой минимальный уровень дохода рассчитываете и т.д.
Данный способ хорош еще и потому, что многие работодатели предпочитают набирать персонал по рекомендации сотрудников или партнеров компании.
Зная, что кто-то из друзей или одногруппников работает, можно поинтересоваться наличием вакансий в данной компании. Кстати, некоторые компании устраивают различные стимулирующие акции, например, «Приведи друга – получи премию», поэтому друзья будут только рады помочь вам.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф