Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация деятельности конфликтолога по решению проблемы «изгоев» в школьном классе. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3   4


1.2 Определение «отвергаемых» в социометрической структуре группы и характеристики «изгоев»

Социометрическое направление в изучении малых групп связа­но с именем Дж. Морено. В 30-е годы Дж.  Морено, австрийским психиатром, был разработан социометрический метод описательного анализа межличностных отношений, направленный на изучение эмоциональных связей в малых группах.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Малая группа включает в себя от 2-3 до 30-40 человек, которые объединены общей социальной деятельностью, областью интересов. Малая группа как объект исследования соединяет в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера. Такая группа концентрирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе, является важнейшим фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе [13,67].

Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач [14, 7].

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Групповая сплоченность или единство группы — это один из объединяющих группу процессов, подразумевающих определенную степень психологической общности, единство членов группы, тесноту и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия.  Явление сплоченности определяется двумя основными факторами — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Явление групповой сплоченности изучали, А.И.Донцов (1984), Д. Картрайт, А. Зандер (1968), А.В.Петровский и В.В.Шпалинский (1978), Л.Фестингер (1950), Т. Ньюкомом (1965).

Дж. Морено   связал социометрию, как способ измерения социальных отношений, включавший в себя визуальное отношение положительных и отрицательных эмоциональных предпочтений в малой группе — социограмму, с такими социологическими терминами как социальные роли, структура и уровень сплоченности группы.  «Социометрия занимается математическим изучением психологических свойств популяции, экспериментальными методами и результатами, которые получаются при применении количественных и качественных принципов»[20]. («Психологическая организация групп в коллективе», 1933). Исследования Морено появились ряде таких работ, как: «Психологическая организация групп в коллективе» (1933)  , “Социометрия в действии” (1942), “Вклад социометрии в методы исследования” (1947), “Социометрия в отношении к другим социальным наукам” (1947), “Социометрия субчеловеческих культур” (1948), “Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе” (1951), “Социометрия и наука о человеке” (1956), “Групповая психотерапия и психодрама” (1958), “Социометрический читатель” (1960), “Основы социометрии. Пути к новому строю общества” (1967).

Если описать конкретно, то назначение социометрической процедуры может быть таким:

  1. измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;
  2. выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;
  3. обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры” [13, 176].

С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Социометрическую структуру группы можно представить в виде иерархии статусов всех членов группы. Под статусом принято понимать позиции, нормы, правила поведения, предписанные к соблюдению для каждого члена группы.  Измеряется статус посредством подсчета положительных и отрицательных выборов человека, осуществляемых всеми членами группы.  Чем выше статус человека в группе, тем выше его привлекательность для окружающих, выше потребность во внимании с его стороны, потребность в общении с ним. По результатам социометрии можно выделить членов группы с высоким статусом (популярных) с большим числом положительных выборов и низким числом отрицательных, с низким статусом (непопулярных) с низким числом положительных выборов и значительным числом отрицательных и членов группы со статусом среднего уровня.  Среди членов группы с высоким статусом выделяют так называемых «звезд» — являющихся эмоциональными центрами группы. Звездой можно считать члена группы, набравшего в группе наибольшее число положительных выборов, при этом более половины от их возможного количества. Также «звездой» может стать человек, набравший максимальное количество положительных выборов другими наиболее популярными в группе членами [20].

Среди членов группы с низким статусом выделяют отвергаемых членов, изолированных и игнорируемых (или пренебрегаемых).  Изолированными считаются такие члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Игнорируемыми называют членов группы, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений; отвергаемые — члены группы, имеющие только отрицательные выборы. Также говорят о высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членах группы, ранжируемых по числу положительных выборов.

Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет исключительно важное значение (например, космических экипажей) [15,175].  Социометрическая техника исследования малой группы построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д. Для примера можно использовать иллюстрацию наиболее простой анкеты [14, 49] см. приложение № 1.

Так же можно использовать социограмму, она представляет собой изображение в виде точек или геометрических фигур, символизирующих членов группы (их должность, пол, возраст, национальность и т.п.), соединенных стрелками, отражающими характер их отношений. Социограмма образуется при отражении всех связей симпатии, антипатии и индифферентности между членами группы.

 односторонний положительный выбор;
взаимный положительный выбор
<— односторонний отрицательный выбор;
<—>взаимный отрицательный выбор
Существует несколько видов социограмм:

Социограмма «звезда», внешне напоминающая форму звезды. Она обнаруживает неофициального лидера («звезду») группы.

Социограмма «мишень», представляется в виде концентрических кругов, в пределах которой располагаются символические обозначения членов группы, при этом их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, тем дальше от центра будет его символ. Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма «мишень», обычно соответствует максимальному числу выборов, полученных кем-либо из членов группы.

Социограмма «локограмма», представляющая собой чертеж, на котором символы членов группы располагаются адекватно их реальному размещению в помещении (на рабочих местах в цехе, за своими столами в конторе, за партами в школьном классе и т.п.).

Социограмма «гроздь», позволяющая обнаружить «грозди», символизирующие сложившиеся группировки и наглядно представить социально-психологические группировки коллектива. В этом типе социограммы характер и интенсивность межличностных связей определяет величину расстояния между символами членов группы.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2-3 до 40 человек. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Социометрия, как и другие методы социологии постоянно развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития, прежде всего, связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп [20].

В ходе работы были рассмотрены виды социометрического исследования и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах. Рассмотрим практику определение «изгоев» специалистами и выделим особенности, отвергаемых в группе, в данном контексте следует сказать о людях, которые внесли значительный вклад в развитие психологии в России по изучению отвергнутых: Анцупов А.Я. (Профилактика конфликтов в школьном классе), Кравцова М.М. (Дети –изгои. Психологическая работа с проблемой), Коломинский Я.Л. (1960г., Психология личных взаимоотношений в детском коллективе), Степанов С. (Экологический аутсайдер), Хухлаева О. (Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической помощи) и т.д.

Изгои были всегда, это люди, которые отличались от большинства других людей. В психологии есть «теория изгоя»: в любом детском коллективе есть популярные, не очень и объекты насмешек. Есть дети активные, веселые, общительные, но всегда есть и тихие, одиночки. Некоторых устраивает второстепенная роль в классе и их это не волнует, а вот другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Многие дети так стремятся оказаться в центре внимания, занять лидерскую позицию, стать лучше, выбирая не правильные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И именно эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудно исправимое. Чаще всего так называют людей, которые не похожи на большинство в социуме, они могут быть любых возрастов и положений: будь это мальчик в школьном классе или девушка в рабочем коллективе. На первый взгляд они могут казаться обычными, но когда их узнаешь ближе, то почему-то становиться видно, что отделяет их от «среднестатусных» людей.  Это проявляется во внешности, но не всегда, в типе характера, в поведении и общении. В этой главе мы рассмотрим подростков в школе, известно, что дети ярче выражают свои эмоции, агрессию и отношение к людям в общем и особенно когда это касается ребят — аутсайдеров.

В большинстве случаев в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако, как показывает анализ практических наблюдений, такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансий» изгоя в структуре группы. Если эта ниша кем — то занята, то другому —  надо обладать сильно выраженными негативными особенностями, чтобы заслужить отвержение. В своем составе группа может терпеть двух — трех изгоев.

Как показывает практический анализ проблемы, необходимость в группе таких членов, наделенных статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения и необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем — то менее достойным.

Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто так же не лишен этих черт. Своей явной или чаще всего искусственной акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива».

С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится избрать в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними, или другими недостатками. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены, жить долгие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе). Ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации.

Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам [9]:

«Любимчик»

дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под свое покровительство и защиту, обрекая на одиночество и оскорбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.

«Прилипала»

подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться таким образом отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

«Шут» или «козел отпущения»

Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Непопулярные

Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет. Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второклассник говорил: «Они со мной даже не здороваются!»

Есть дети, которые могут с одинаковой вероятностью стать как преследователем, так и жертвой:

Агрессоры

Чаще агрессивный ребенок становится инициатором групповой травли или издевается над жертвой в одиночку при попустительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребенок будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на психологических особенностях преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению.

Агрессор-нападающий — ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с семьей и другими детьми. Он изначально отличается от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделенные лидерскими чертами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.

Эмоциональная неудовлетворенность (проблемы в семье, неудачи в учебе) заставляет детей искать «утешение» в причинении боли другим — они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют их словесно и действием. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей часто становятся те из сверстников, кто явно слабее их, не умеет за себя постоять. Иногда встретив серьезный отпор со стороны намеченной жертвы, агрессор может отступить. Однако у агрессивных детей часто находятся последователи-подпевалы, которые таким образом стремятся оградить себя от их агрессии или пытаются избавиться от одиночества.

Серьезное отставание в учебе также может быть, как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, имеют низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессивное поведение, желание самоутвердиться за счет более успешных в учебе сверстников.

Отвергаемый агрессор —  ребенок не умеет отстаивать интересы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывается от игры, неудачи надолго выбивают его «из колеи». Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище.

Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.

Ябеды

Ябеда-жертва — чаще всего ябеда — это отвергаемый сверстниками ребенок. Вопрос в том, стал ли он изгоем из-за своей «любви» жаловаться или ябедой из-за того, что его отвергли сверстники? Основные причины, побуждающие ребенка жаловаться:

  • Отчаяние. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной — он идет к взрослому за помощью, с ним делится информацией о происходящем. Если его или кого-то еще обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело, — ребенок идет за советом, помощью, защитой. Взрослый для ребенка — последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. Обычно с возрастом таких ситуаций становится все меньше, жалобы сходят на нет. Однако во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка. Иногда возможность пожаловаться становится для отвергаемого ребенка единственной защитой от происходящего.
  • Месть. Если ребенка обижают сверстники, не берут в игру, он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.

Ябеда-нападающий — ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстниками), к которому родители предъявляют очень жесткие требования и которого часто наказывают за неуспеваемость, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябедничество может использоваться как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться.

Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка побуждает ябедничать ревность (к братьям и сестрам, к выделяемым учителем детям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учительские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу пожаловаться, как шантаж, взрослые становятся средством воздействия на провинившихся сверстников.

Нередко ябедничество для ребенка становится способом самоутверждения. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфортно в классе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (творчество, общественная деятельность, учеба), то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения [9].

Наиболее часто жертвами такого отношения, как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

  • Дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье. Которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия сильных и сами проявлять насилие к слабым.
  • Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения. Дети, не получающие достаточного ухода, эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития.
  • Дети, имеющие психическую и физическую беспомощность, неразвитость эмоциональной сферы, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию, легко внушаемые.
  • Дети, предоставленные улице.
  • Дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «Нет», с разрушенной внутренней границей, делающей их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные.
  • Дети, с психическими аномалиями (психопатии, олигофрения, последствия органических заболеваний ЦНС и ЧМТ) неспособные адекватно оценить опасные ситуации.
  • Маленькие дети в силу их беспомощности.

Общие особенности отвергаемых детей:

По наблюдениям Кравцовой М.М. [9] отвергаемые дети сами многое дела­ют для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже отмечалось, они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интерес­но обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на ок­ружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т.д.

Отвергаемые дети не умеют управлять своими чувствами, сдер­живать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл по­ступков. Например, один мальчик сказал, что «мстительность — хорошее качество», расценивая ее как умение постоять за себя. Поведение другого мальчика вызвало у одноклассника удивле­ние: «Почему он так странно себя ведет? Когда мы его обзыва­ем, начинает размахивать руками и гоняться за нами с крика­ми. Я бы просто в лоб дал, и все [9].

Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им под­держку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бре­мя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны от­верженного, сочувствующий может перейти в стан преследо­вателей.

Похожая ситуация складывается у отвергаемых детей в от­ношениях со взрослыми, работающими в школе. Обычно отвер­гаемый ребенок жалуется на преследователей только классному руководителю. Но если кто-то из учителей, библиотекарь или психолог вмешается в очередной конфликт, окажет такому ре­бенку поддержку и защитит его, то впредь, встречаясь в ко­ридоре со своим спасителем, ребенок будет приветливо здоро­ваться, причем по нескольку раз на дню, и стремиться что-то рассказать, поделиться своими горестями. Однажды заступившись за отверга­емого ребенка перед сверстниками или даже просто выслушав его, взрослый поселяет в нем надежду на то, что именно он тот человек, который в силах исправить сложившиеся отношения, но, к сожалению, это далеко не всегда удается сделать. Поне­воле многие «защитники» начинают избегать таких детей, доса­дуя на них из-за собственного бессилия.

Я. Корчак считал, что забота об отвергаемых детях тре­бует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали» [19]. Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия [9].

Таким образом, мы можем говорить, что все написанное выше относиться к актуальной проблеме «отвергнутых» и она затронута по всему миру в каждом школьном учреждении и ее обязательно нужно поднимать и изучать, так как это касается наших детей, разрабатывать программы по профилактике таких конфликтов и использовать их в обязательном порядке.

Выводы по первой главе:

  1. Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в различных значениях. В конфликте сталкиваются противоположно направленные, несовместимые потребности, мотивы, интересы, мысли, чувства, акты поведения.
  2. Межличностный конфликт представляет собой столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия.
  3. Конфликт «личность – группа» возникает в групповых взаимоотношениях, одним из них является моббинг, который распространен в школьном обществе.
  4. Методика социометрии эффективно используется психологами, конфликтологами, социологами, именно социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы и хорошо подходит для определения «отвергнутых» в группе.

Проблематика «изгоев» волнует многих ученых наблюдать ее можно уже в младших классах и не только, к сожалению, это явление мало изучено, есть к чему стремиться и помогать детям, родителям и педагогам.


Страница:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф