Индивидуальные занятия с детьми:
- Методика самооценки по Дембо-Рубинштейн и ее вариант, модифицированный A. M. Прихожан и Н. Н. Толстых (лесенки для дошкольников и первоклассников, шкалы для более старших учащихся). Эта методика позволяет выявить и обсудить не только реальную, но и желаемую самооценку ребенка, а также то, что нужно сделать, чтобы исправить положение. Кроме того, на шкалах ребенок отмечает, как, по его мнению, его оценивают родные и учителя. С помощью развернутой самооценки удается выявить неуверенность в себе и позицию окружающих, какой она представляется ребенку.
- Незаконченные предложения (модифицированный вариант методики Д. В. Лубовского). Учащиеся 2-5 классов письменно завершают 20 предложений, выявляющих отношения ребенка к школе, к сверстникам, к родным, к самому себе, а также связанных с его интересами, страхами и мечтами.
- Прогрессивные матрицы Дж. Равена (используются для выявления уровня притязаний). Ребенку предлагают на выбор решить несколько задач разной степени сложности. Анализируется, как ребенок реагирует на свои неудачи и удачи; насколько сложные задачи выбирает в начале задания и в конце. Это позволяет сделать вывод о степени адекватности его притязаний (насколько выбор задач соответствует успешности их решения).
- Тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает определить общий уровень тревожности ребенка и отследить травмирующие ситуации в его повседневной жизни.
- Тест A. M. Прихожан «Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст)» помогает определить, какая сфера школьной жизни является наиболее травмирующей для ребенка.
- Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга (вариант, адаптированный Е. Е. Даниловой) помогает отследить стратегии поведения ребенка и тип реагирования на травмирующие ситуации.
Индивидуальная работа с отвергаемым ребенком помогает не только лучше разобраться в причинах происходящего. Такие встречи имеют большое значение для самого ребенка. Благодаря беседам он перестает чувствовать себя одиноким и никому не нужным в школе. Но одними индивидуальными занятиями в ситуации отвержения помочь невозможно — ребенку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими. Для этого нужны занятия в группе.
Профилактика
Профилактика конфликтов — это их предупреждение. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые приводят к деструктивному развитию противоречий между ними[16].
Предупредить конфликты гораздо легче, чем, конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
Полностью изжить конфликты между подростками в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, насколько успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, меняется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом детерминирует деятельность и поведение людей.
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие довольно разнообразно.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учениками служит примером для воспроизводства подобных отношений со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями (О. Осадько). Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают менее конфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тех тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характерно для тех классов, где учитель использует авторитарный стиль общения, особенно среди учеников старшего школьного возраста.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты между учениками, регулировать их. В зависимости от ситуации возможно административное вмешательство, а порой — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса [16].
Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю.
- В первую очередь необходимо учить детей взаимодействовать друг с другом на переменах.
- Задача взрослых — учить детей совместным играм.
- Всем известно, что ничто не «сдруживает» класс или группу лучше, чем необходимость заниматься каким-то общим делом. И хотя организовывать общеклассные мероприятия в первую очередь должен классный руководитель, иногда подобной работой можно заниматься и другим педагогам.
- Также в классе можно читать и обсуждать истории, в которых звучит тема отвержения («День рождения инфанты» О. Уайлда, повести Ю. Яковлева, В.П. Крапивина) или смотреть совместно фильмы, обсуждать способы разрешения конфликтов.
- Если есть такая возможность выезжать на природу, с родителями в том числе, чтоб они видели наглядно с кем общается и дружит их ребенок.
- Можно проводить легкие тесты в классе, например, спрашивать, чем дети хотели заниматься в свободное время и т.п.
- Активно принимать участие в их личной жизни, узнавать кто чем занимается в свободное время, давать рекомендации по поводу кружков и секций.
- Быть дружелюбным, но держать дистанцию как педагог.
Выводы по второй главе:
Рассматривая проблему по разрешению конфликта между классом и отвергнутым, были сделаны следующие выводы:
- Рассмотрены методы сбора данных конфликта, из чего сделаны выводы что наиболее подходит метод опроса и наблюдения.
- В современной России появляются службы примирения и медиация в школах, что благотворно влияет на атмосферу в школах.
- Сделаны выводы о том, что конфликты лучше предупреждать и открыто общаться с классными руководителями и учениками.
- Обязательно проводить профилактику конфликтов, организовывать беседу с классными руководителями и давать информацию, о том, как можно организовывать работу с конфликтующими в классе.
- Проводить групповые занятия с детьми на сплочение коллектива в группе где находятся отвергнутые, организовывать совместную деятельность.
- Необходимо проводить индивидуальные занятия с отвергнутыми детьми, помогать строить отношения с классом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире, мире высоких технологий, быстрого темпа жизни люди мало уделяют времени повседневным заботам, важным моментам в семейных отношениях, общению с детьми, мало интересуются их успеваемостью в школе и взаимодействию с одноклассниками и учителями. Рассматривая сущность межличностных конфликтов, конфликтов «личность — группа» и проблему изгоев, мы сделали несколько выводов.
Проблема разрешения конфликта между классом и отвергнутым всегда являлась актуальной, поскольку конфликты всегда существовали и будут существовать. В связи с этим, в настоящее время обществу предлагается множество вариантов средств для урегулирования конфликта, их профилактики и их разрешения. От выбора средства зависит то, как конфликт будет далее развиваться и к каким последствиям приведет.
На первом этапе работы нами была сформулирована цель исследования — разработка программы разрешения конфликта между школьным классом и отвергаемым учеником. В ходе работы мы проанализировали способы разрешения и предупреждения конфликтов в школьном классе, в результате чего сделали вывод о том, что школьный коллектив (включая весь персонал педагогов) мало представляет, как можно конструктивно подойти к такой проблематике. Однако, они готовы пойти навстречу и принять любую помощь в трудных ситуациях, так как понимают, что проблема «изгоев» всегда существовала.
В современной России разрабатывается много программ по примирению (комнаты посредничества ЖКХ, уголовная медиация, комнаты примирения в арбитражных судах) одна из таких программ реализуется в форме службы примирения в школе. Именно такие специалисты как конфликтологи могут организовать обучение педагогов и учащихся навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Разрабатывать семинары по разрешению и предупреждению конфликтов в классе и вводить их в школьные учреждения, такие примеры уже существуют в России и довольно активно принимаются школами. Исходя из результатов теоретической и практической частей нашей работы, была достигнута цель нашей работы, разработана программа конфликтологической помощи, включающая следующие направления работы:
- Предупреждение конфликтных ситуаций в школе.
- Обучение педагогов и учащихся навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
- Работа с классом в целом.
- Работа с отвергаемым ребёнком.
- Профилактическая работа (взаимодействие со всеми участниками конфликта).
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анцупов А. Я. Принципы российской конфликтологии // Социология образования. 2009. № 3. С. 24-26. (5)
- Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. — М: ЮНИТИ, 2008. — 520с. (6)
- Галустова О. В. Конфликтология: в вопросах и ответах. — М.: Проспект, 2009. — 352с.(9)
- Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2008. — 544с.(10)
- Дмитриев А. В. Становление конфликтологии и проблемы ее преподавания // Социология образования. 2009. № 3. С. 5. (13)
- Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. — СПб: Облик, 2005. — 108с. (21)
- Обозов Н.Н. Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. № 6. С. 98-106. (23)
- [https://ru.wikipedia.org/wiki/] (34)
- [http://repetitora.com/fenomen-mobbinga.] (35)
- Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга — М.Генезис, 2012 — 264с. (36)
- Щепаньский Я. (8, с.149) «Элементарные понятия социологии».
- . Кравцова М.М. [9, Дети –изгои. Психологическая работа с проблемой]
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., Наука, 1984.
- Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе — Владос, 2003.
- Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. — с.57
- Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2000. — с.45-46
- Я. Корчак Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых (1930)
- Морено Я.Л. Социометрия. -М., 1958
- Сперанский А.В. Система социальных ролей ученического класса. Изгои. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / Сперанский А.В. — М. №2, 2002. — Режим доступа: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/6/2
- Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах – 2010г. 448с.
- http://psychology.area7.ru/?m=4274
- Бурдыгина Т.Н., Королёва Е.В., Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2006. — 234 с.
- Ермилова В. П. Психологические условия возникновения и преодоления статуса «отверженный» в подростковой среде: дисс. канд. пс. наук. — Тамбов, 2007. — 143 с.
- Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств: педагогика поддержки. — М.: Чистые пруды, 2007. — 167 с.
- Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе?: метод. пособие. — Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 2000. — 193 с.
- Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. — М.: Чистые пруды, 2001. –164 с.
- Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. — М.: Наука, 1982. — 200с.
- Андреенков В.Г. Маслова О.М. Методы сбора социологической информации. М., 1985. Вып. 1-2.
- Волков И. Основы социометрии. Ленинград. 1970.
- Горфинкель Э. И., Келейников И. К. Опыт комплексного социально-психологического исследования малых групп//Вопросы психической адаптации. — Новосибирск, 1974. — с. 111-124.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
- Методы анализа документов в социологическом исследованиях. — М., 1985.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова и О.М. Масловой: В 2-х кн. М., 1990.
- Морено Я.Л. Социометрия. -М., 1958
- Основы социологического знания / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1995. Ч. 2.
- Справочник по прикладной социологии / Под ред. Э. Ллойда, Ч. Лидермана, Ю.Н. Тюрина. М., 1989. Т. 1. 1990. Т. 2.
- Сравнительный анализ и методика социологических исследований: Сб. статей. М., 1989.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1978.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф