Глава 3. Направления усиления конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ»
3.1 Фиксированная цена в качестве фактора усиления конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ»
Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.
Фиксированные цены — это цены на производимую по проекту продукцию и потребляемые ресурсы, которые имели бы место в случае, когда цены на все остальные товары и услуги сохранялись неизменными в течение всего периода реализации проекта на том уровне, который они имели на определенную дату (например, на момент выполнения расчетов эффективности или на начало года, в котором такие расчеты выполняются).
Фиксированная цена может устанавливаться продавцом при заключении сделки продаже им товаров в течение некоторого срока и покупателем – при заключении сделки о покупке им товаров в течение определенного срока.
Данная стратегия ценообразования применяются в случаях, когда имеется возможность с высокой достоверностью выполнить прогноз стоимости работ, соотношений в этих рамках доли, связанной с затратами на оборудование и изменение трудоемкости этих работ, изучения изменения этих цен на оборудование и т.д.
Сегодня в ассортимент ООО «Прайд СПб» входят 4 подгруппы товаров: от автохимии и аксессуаров до инструмента и продукции собственного производства. Проведенная выше оценка показывает: к самой важной, прибыльной и денежноемкой группе относится инструмент. На автоинструментальном рынке инструмент, который представляет компания «Прайд СПб», находится на лидирующей позиции. Данного показателя удалось достичь из-за введения твердого прайс-листа для всех клиентов. Компания выдвинула жесткие требования к клиентам, с которыми были подписаны дополнительные соглашения. Ими клиенты обязывались продавать инструментарий по ценам, которые не могут быть ниже, чем установленные в прайс-листе. Уровень средней наценки на инструмент у клиентов оказался равен 92 %. С таким показателем заработок клиентов ООО «Прайд СПб» на инструменте оказался в два раза выше, чем при сбыте инструментария прочих производителей. Именно из-за фиксированной цены для всех игроков рынка фирмой «Прайд СПб» закрепились лидирующие позиции на автоинструментальном рынке.
Проведенная оценка по остальным 3-м группам продукции продемонстрировала: здесь компания тоже лидирует, но конкуренты отстают незначительно. По этой причине после анализа ситуации, чтобы повысить конкурентоспособность фирмы на этих рыночных сегментах требуется ввести фиксированные прайс-листы и здесь. По моему мнению, это будет способствовать укреплению лидерству компании на рынке и привлечет новых серьезных игроков.
3.2. Внедрение международных стандартов системы качества в компании и сертификация системы менеджмента качества в ООО «Прайд СПб»
Один из наиболее значимых факторов усиления эффективности производства — это рост качества производимых товаров. Улучшение качества производимых товаров расценивается в текущий момент решающим условием конкурентоспособности фирмы на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособностью товара в большей степени определяется престиж и благосостояние фирмы, это решающий фактор растущего национального богатства.
В настоящее время сертификация является составной частью всеобщего управления качеством, что является обеспечением решения проблемы безопасности посредством глобального контроля и развития конкурентной среды, которой вытесняются с рынка товары и услуги, которые оцениваются в качестве опасных.
Стандартами ИСО 9000 снижена (если не устранена) необходимость многоразовой сертификации, не менее обременительная и для потребителя, и для поставщика (в частности — некрупных поставщиков). Ими проложен путь к сертификации третьей стороной, ко взаимному признанию сертификации. Первым регионом, осознавшим значимость данного продвижения, стала Европа. Здесь были внедрены стандарты ИСО 9000 и сертификация на соответствие данным стандартам, провозглашена сертификация как стратегия, которой должны быть устранены преграды, мешающие свободно торговать продукцией.
Невзирая на то, что системой качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, не решаются все задачи, без которых нельзя обеспечить конкурентоспособность (выраженность целевой установки на экономическую эффективность довольно слаба, а направленности на своевременные поставки и вовсе нет), система приобретает все большую популярность — на данный момент она находится на прочном месте в механизме рынка. Внешний признак использования в компании системы качества по стандартам ИСО серии 9000 — это ее сертификат.
В итоге зачастую факт наличия у компании сертификата системы качества относится к основным условия допуска ее к тендерам по участию в разнообразных проектах.
Чтобы предприятия могли успешно работать на современном рынке, им необходима система качества, соответствующая стандартам ИСО серии 9000, и ее сертификата. Это не вполне достаточное, но необходимое условие.
Стандартами ИСО серии 9000 установлены понятные требования к системам качества и правилам их оценки. Практикуется широкое применение документов в договорных отношениях на национальном и международном уровнях. При заключении контракта на приобретение товаров покупатель, в первую очередь, должен ознакомиться с существующей у производителя системой качества, поскольку хорошей системой гарантируется стабильность показателей товаров.
С 01.10.2003 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ввело в действие новые стандарты, которыми определяются требования к компании и производству работ по сертификации систем качества: ГОСТ Р 40.002-2000, ГОСТ Р 40.003-2008, ГОСТ Р 54010-2010. Происходит формирование условий, побуждающих компании к сертификации СК. К примеру, обязательным условием лицензирования некоторых типов деятельности является наличие СК — к примеру, с предъявлением повышенных требований безопасности. Целесообразно будет расширение и усиление мотивации к проведению добровольной сертификации СК. По этой причине сертификация должна быть представлена как одно из обязательных условий государственных закупок товара, а кроме того — преимущественного права на размещение государственных заказов и инвестиций. Безусловно, решая проблемы внедрения СК, требуется обеспечение компаниям квалифицированной помощи. Сегодня такую консультативную деятельность в России ведут многие консалтинговые фирмы, часто не имеющие ни достаточной квалификации, ни опыта.
По ГОСТ Р 40.003-2008 сертификация проводится по следующим этапам:
- предсертификационный этап;
- предварительно оценивается система качества;
- проверяется и оценивается система качества в компании;
- проводится инспекционный контроль сертифицированной системы качества.
Предсертификационный этап (0).
Когда компания уверена в том, что готова к сертификации системы качества (то есть уже провели ее внутреннюю оценку, присутствует уверенность не только в наличии набора документов, но и в работе системы качества), она может подать заявку в уполномоченный орган, чтобы была проведена сертификация данной системы.
Для выбора органа по сертификации определяют задачи, поставленные компанией перед сертификацией. Основная задача здесь — подтвердить соответствие системы качества и одного из стандартов ИСО (9001, 9002, 9004) либо отечественных государственных стандартов росту доверия к компании, то есть ее возможности стабильного выпуска качественной продукции.
Заявку от организации, которая является претендентом на прохождение сертификации системы качества в Регистре, направляют в орган, ответственный за сертификацию систем качества.
Органом по сертификации регистрируется заявка, анализируется, принимается решение по заявке. После этого организация (заявитель) извещается о том, что принята, сообщаются условия начала работы. В условия входят данные о том, каковы порядок, продолжительность и стоимость работ по сертификации. При необходимости органом по сертификации проводится консультация с компанией (заявителем). При принятом отрицательном решении по заявке извещение направляют и в ТЦР.
Заявитель оплачивает регистрационный взнос, заключает договор на сертификацию систем качества. Договор может быть оформлен в 2 этапа: предварительно оценивается система качества; проверяется и оценивается система качества в компании. Договор предусматривает, что вся сумма оплаты поступает на счет органа по сертификации прежде начала работ. После того, как стороны подпишут договор, будет внесена оплата, формируют комиссию и назначают председателя комиссии. Им распределяются обязанности между членами комиссии.
От органа по сертификации заявитель получает комплект материалов для начала работ:
- бланк заявки на проводимую сертификацию системы качества (если органом по сертификации получено письмо-извещение);
- список исходной информации, помогающей предварительно оценить систему качества;
Органом по сертификации предварительно оценивается система качества, проводится экспертиза исходных материалов, собираются полные данные о системе качества и производится их анализ. Основываясь на этих сведениях, орган оценивает, целесообразно ли проводить дальнейшие этапы сертификации.
Предварительная проверка и оценка системы качества (1 этап)
Предварительная оценка системы качества должна определять, насколько готова компания к сертификации системы качества и целесообразно ли дальнейшее проведение работ по сертификации.
Данный этап составлен из анализа и оценки, описания системы качества, сформированного комиссией в соответствии с документами проверяемой компании. Органом по сертификации может быть направлен представитель в проверяемую компанию, чтобы предварительно ознакомиться на месте с системой качества либо прояснить спорные вопросы.
По итогам предварительной оценки системы качества составляют заключение о возможном проведении 2-го этапа сертификации. Заключение подписывают председатель комиссии, эксперты, которые проводили экспертизу, непременно утверждает администрация органа по сертификации.
Если заключение по 1-му этапу сертификации — положительное, то заявитель получает «Заключение по итогам предварительной оценки системы качества»и проект договора на реализацию 2-го этапа проверки, то есть проверку и оценку системы качества будут проводить в компании.
Договор предусматривает, что вся сумма оплаты поступает на счет органа по сертификации прежде, чем начнется 2-й этап сертификации. Исполнение работы оплачивается вне зависимости от заключений, выданных по итогам проверок.
Итоговая проверка и оценка системы качества в организации (2 этап)
Прежде, чем начнется этот этап, реализуют следующие работы:
- составляют программу проверки;
- распределяют обязанности между членами комиссии;
- подготавливают рабочие документы;
- согласовывают программу проверки с проверяемой организацией.
Затем начинают проверять систему качества на месте. Иначе говоря, начинается проведение сертификационного аудита системы качества в компании. В сертификационный аудит входят: вводное совещание, проверка процессов обеспечения качества по компонентам системы качества, акт проверки и итоговое совещание. На вводном совещании обязательно присутствие членов комиссии, руководителя (его представителя), руководителей структурных подразделений, подлежащих проверке, и ведущих специалистов проверяемой компании.
Аудиторы сообщают участникам совещания о целях, областях и объемах предстоящего аудита. Вкратце рассказывается о методах и процедурах, при этом задействованных. Согласовав календарный план аудита и устранив неясности и разногласия (если таковые имели место быть), начинают обследовать компанию. Здесь обязательна проверка всех компонентов системы качества на предмет соответствия требованиям выбранного стандарта ИСО. Проверку осуществляют, собирая и анализируя фактическую информацию и регистрируя наблюдения в процессе проверки. Собирают фактические данные:
- опрашивая персонал;
- анализируя используемые документы;
- анализируя процессы производства;
- анализируя деятельность функциональных подразделений;
- анализируя работу персонала;
- изучая и оценивая проводимые мероприятия для обеспечения качества товара.
Необходимо, чтобы все наблюдения были задокументированы, а также — четко и конкретно подтверждались объективными данными. Необходимо представить все несоответствия проверяемой компании, которые обнаруживаются в процессе проверки, с обоснованием.
Оценивают систему качества на соответствие нормативным требованиям, основываясь на критериях об одобрении системы качества. Система качества признается соответственной стандарту, если отсутствуют значительные несоответствия либо если наличествуют не больше 10 незначительных несоответствий.
Производится оформление итогов проверки, выводов и рекомендаций в формате акта об итогах проверки и оценки системы качества.
На конечном совещании, где участвуют представители компании и аудиторы, последними сообщаются итоги их работы. Результатом этапа становится принятое решение о выдаче сертификата. Решения заключаются в следующем:
- Система качества абсолютно подходит под требования стандарта, то есть в системе качества нет несоответствий;
- Система качества в общих чертах находится в соответствии с требованиями стандарта ИСО, но в ней содержится не более 10 незначительных несоответствий, их необходимо устранить в установленный срок;
- Система качества нарушает требования стандарта. Если принят 1-й вариант решения, компания получает сертификат. При несущественных несоответствиях требованиям стандарта фирма получает возможность их устранения. Затем проводят еще один аудит (по сокращенной программе). В 3-м случае компания обязана полностью разобраться со всеми несоответствиями, после чего подать в орган по сертификации новую заявку. Все действия по сертификации системы качества здесь исполняются полностью.
Инспекционный контроль сертифицированной системы качества (этап 3)
Органом по сертификации после того, как выдан сертификат, на протяжении всего срока его действия реализуется инспекционный контроль сертифицированной системы качества. Здесь анализируют все изменения, которые возникли в документах, оборудовании и персонале. Длительность действия сертификата, чаще всего, равна 3 годам. Но органом по сертификации может быть прекращено его действие при обнаружении несоответствий требованиям сертификата в ходе инспекционного контроля. Тогда компания информируется органом по сертификации о том, что временно либо прекращено действие сертификата, при этом указываются причины и публикуются в соответствующем бюллетене данные об этом.
Инспекционный контроль проводится не реже 1-го раза в год. ГОСТ Р 54010-2010 устанавливает правила и порядок проведения инспекционного контроля.
Итоги сертификации системы качества можно использовать:
- При сертификации товаров;
- Если государственные органы выбирают те предприятия, которым можно будет предложить государственные заказы;
- Если банковские учреждения определяют политику кредитования компаний;
- Если страховые общества оценивают целесообразность и форму страхования компаний.
Чтобы компании успешно функционировали на сегодняшнем рынке, им необходима система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 и сертификат на нее — возможно, этого не вполне достаточно, однако это необходимое условие. Заметим, что деятельность, обеспечивающая качество продукции, является процессом, требующим постоянного совершенствования.
Заключение
Анализируя методики оценки конкурентоспособности компании, мы смогли увидеть, как актуальна данная тема, сделали ряд выводов.
В дипломной работе мы рассмотрели теоретические аспекты конкурентоспособности компании. Смогли выявить главные методики оценки конкурентоспособности и возможное их практическое применение.
Практическая важность дипломной работы заключена в том, что автор полно исследовал вопрос, выявив недостатки используемых методов оценки в компании и предложив направления усиления конкурентоспособности ООО «Прайд СПб». Благодаря проведенному исследованию удалось сделать следующие выводы:
- Решающим фактором коммерческого успеха фирмы на конкурентном рынке является конкурентоспособность;
- Понятие «конкурентоспособность» является многозначным, по этой причине универсального ее определения не существует;
- Основой многих методик оценки конкурентоспособности является то, что присвоение числовых значений разным показателям производят эксперты. Здесь величина интегрального показателя находится в зависимости от того, какими экспертами производилась данная оценка, влияет уровень их квалификации, кроме того, многие факторы, к примеру, их самочувствие в момент оценивания важности и весомости какого-то показателя, отношения в семье и коллективе, пр. Из-за ошибок, допущенных при оценке конкурентоспособности фирмы, могут допускаться ошибки управления конкурентоспособностью, следствием может стать ухудшение рыночных позиций компании. Итак, процесс выбора критериев оценки, выявление их весомости и численного значения — один из существенных моментов в ходе определения конкурентоспособности компании.
В компании ООО «Прайд СПб» регулярно оценивается ее конкурентоспособность. Итоги оценки конкурентоспособности рассмотренной фирмы сделали возможными данные выводы:
- У показателя конкурентоспособности ООО «Прайд СПб» — положительная величина, это свидетельство существенной конкурентоспособности фирмы по итогам 2013 года;
- По результатам 2013 года ООО «Прайд СПб» — рыночный лидер. Предприятие характеризуется максимальной долей рынка продаж;
- Выявленным результатом по ООО «Прайд СПб» предполагается возможный выход на внешний рынок, из-за того, что исследуемое предприятие обладает всеми шансами — и по надежному финансовому состоянию, и по конкурентоспособности производимых товаров — занять конкретный сектор международного рынка.
Проведенная оценка продемонстрировала: фирма — один из главных игроков отраслевого рынка, по многим показателям превалирует над конкурентами. Но все же есть проблемы, нуждающиеся в решении.
По итогам оценки автор предлагает следующие направления, чтобы повысить конкурентоспособность ООО «Прайд СПб»:
- Ввести фиксированную цену для розничных и оптовых покупателей;
- Создать на предприятии службу качества, в ведении которой будут все вопросы качества производимых товаров,
- Внедрить международные стандарты системы качества в компании.
Итак, если провести эти мероприятия, то ООО «Прайд СПб» удержит лидирующие позиции на рынке, расширив сферу своего влияния. Так, внедряя международные стандарты качества, фирма сможет принять участие в тендерах на поставку охлаждающей жидкости и прочего ассортимента на автомобильные заводы, к примеру, завод компании «Форд», который размещен во Всеволожске.
Подведем итог: для успешной работы на рынке и поддержания конкурентоспособности фирмы, было бы правильным регулярно оценивать ее конкурентоспособность с разработкой новых методик ее усиления.
Библиографический список
- ФЗ РФ «О сертификации продукции и услуг», 2003г., в новой редакции 2009г
- ГОСТ Р 50460-92 Государственный стандарт Российской Федерации «Знак соответствия при обязательной сертификации: Форма, размеры и технические требования»
- ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»
- Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. — 208 с.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 2008. — 326 с.
- Безверхий С.Ф. Управление качеством на современном этапе // Стандарты и качество. — 2006. — №1. — С. 14-22.
- Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технологическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 2012. — С. 330-342.
- Богачев Е.Б., Чуб Б.А. Проблемы функционирования финансовой системы региона. Под ред. акад. Бандурина В.В. — М.: БУКВИЦА,2011.-206 с.
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Информационноиздательский дом «Филинъ», 2007. — 336 с.
- Гличев А.В., Круглов М.И. Управление качеством продукции. — М.: Экономика, 2009.
- Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие,- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014.
- Дайвард У. Наступление информационного века / Новая технологическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 2009. — С. 343-355.
- Десмонд Гленн М., Келли Ричард Э. Руководство по оценке бизнеса. — М.: РОО, 2005.-274 с.
- Джуран Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Выпуск 2. Высший уровень руководства и качество. М., 2004.
- Илюшенко М.П, Организация документооборота // Делопроизводство.-№1. -С. 51-57.
- Информационный рынок в России / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский,С. Егоров и др. — М.: ВИНИТИ. — 2007. — 293 с.
- Константинов Ю.Н. Система научно-технической информации промышленного предприятия. Волгоград: ОАО «Химпром». — 2008. 111с.
- Костогрызов А.И., Петухов А.В., Щербина А.М. Основы оценки, обеспечения и повышения качества выходной информации в АСУ организационного типа. М.: Изд. «Вооружение. Политика. Конверсия».-278 с.
- Кудров В.А. За высокую конкурентоспособность /У Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — №2. — С. 114-118.
- Лукасевич И. Я. Моделирование процессов анализа финансового состояния предприятия в условиях рынка // Финансы. — 2006. — № 3. -49-52.
- Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. — 2010. — №11. — С. 86-97.
- Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. — М.: Финансы и статистика. — 2009. — 128 с.
- Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. — СПб.: Изд-во СПб картофабрики ВСЕГЕЕ1, 2008. — 403 с.
- Научное обоснование экономической реформы: Сб. науч. статей / Волгоград, гос. техн. ун-т; Редкол.: Л.С. Шаховская (отв. ред.) и др. — Волгоград, 2009. — 124 с.
- Общая теория финансов. Учебник под. ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Юнита. 2012. — 256 с.
- Окрепилов В.В. Словарь терминов и определений в области экономики и управления качеством. СПб.: Наука, 2010.
- Окрепилов В.В. Управления качеством: Учебник.-М.: Наука, 2010.
- Организация работ по качеству. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 4, 2008 г. — М.: НТК «Трек». — 1997. — 21 с.
- Портфель конкуренции и управление финансами / Под ред. Ю.Б. Рубина. — М.: Соминтек, 2005. — 734 с.
- Производственная и финансовая деятельность предприятий // Экономист. -2006. — № 4. — С.29-38.
- Рахлин К.М., Скрипко Л.Е. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество. — 2009. — №8. — С.51-54.
- Родионов И.И. Информационные ресурсы для предпринимателей. — М.: Электронные знания. — 2012. — 173 с.
- Стассман Поль А. Информация в век электроники: (Проблемы управления): Пер. с англ. с сокр. / Науч. ред. и авт. предисл.
- Стефанова Т.Г. История управления качеством/ Т.Г.Стефанова, К.М. Туманов.-СПБ.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 60 с.
- Б.З. Мильнер. — М.: Экономика, 2006. — 240 с.
- Стиглер Дж. Экономическая теория информации / Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. — СПб.: Экономическая школа, 2010. — С.507-529.
- Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. — 2007. — №6. — С.48-50.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. — М.: Изд-во «Акалис», 2009.-272 с.
- pride.ru
