3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
3.1. Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России
Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.
На сегодняшний день системы обслуживания на основе пластиковых карт в России столкнулись с рядом сложностей, обусловленных в основном причинами, не зависящими от выпускающих и обслуживающих организаций и в первую очередь это недоверие со стороны потребителей к услугам по пластиковым картам. Этому есть логическое объяснение – слишком короткий и стремительный эволюционный путь был пройден картами у нас, еще и в условиях экономических и социальных потрясений.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Эта проблема тесно связана с еще одной большой проблемой российского карточного рынка – преодоления регионального разрыва. Из отчета Банка России: «Во многом возможность повседневного использования платежных карточек зависит от инфраструктуры, обслуживающей данные платежные карточки.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Эта проблема тесно связана с еще одной большой проблемой российского карточного рынка – преодоления регионального разрыва. Из отчета Банка России: «Во многом возможность повседневного использования платежных карточек зависит от инфраструктуры, обслуживающей данные платежные карточки. На сегодняшний день более 60% электронных терминалов, импринтеров, установленных в предприятиях торговли (услуг), банкоматов, используемых при оплате товаров (работ и услуг), приходится на восемь регионов из 79. При этом на Москву и Московскую область приходится почти 45% [49]. Инфраструктура обслуживания платежных карточек в основном сосредоточена в столице региона (более 60%) и в других городах региона (менее 30%). Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Проблема инфраструктурного отставания регионов выходит далеко за пределы карточного рынка. Не случайно повышение доступности розничных финансовых услуг возведено сегодня в ранг национального проекта. Совершенно очевидно, что при существующем положении вещей банки доберутся до небольших населенных пунктов еще очень нескоро. Ускорить процесс сегодня могут лишь коллективные усилия государства, банковских ассоциаций и самих банков.
Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту. Чтобы рынок развивался, нужно заставить платежные системы Visa и MasterCard снизить тарифы и ограничить наличные платежи.
Вторым препятствием использованию пластиковых карт, является недоверие населения к банковской системе и пластиковым картам, в частности. Малая уверенность жителей государства в завтрашнем дне, опыт эпохи финансовых пирамид и общей не стабильности экономики приучил людей к тому, что самым надежным активом являются наличные деньги, валюта, но никак не средства на банковском счете.
В-третьих, можно говорить о былой незаинтересованности государства в обеспечении благоприятных условий для развития безналичного денежного оборота, тогда как это существенно бы снизило общие издержки денежного обращения на государственном уровне и позволило на более качественном уровне контролировать денежные потоки.
Широкому использованию пластиковых карт – как основной форме расчетов за товары и услуги препятствует проблема безопасности и мошенничества при использовании пластиковой карты. Вероятность возникновения мошеннической операции существует в равной степени как в России, так и за рубежом. Есть заведомо «рисковые» страны, где действительно велика опасность использования карты. Платежные системы разрабатывают стандарты безопасности, применение которых снижает риски мошенничества, и обязывают все компании их исполнять. Это касается торгово-сервесных организаций, непосредственно принимающих пластиковые карты к оплате, а также банков, процессинговых центров и других организаций, через которые проходят платежи по пластиковым картам. Банки, которые авторизуют платежи, и те банки, которые выпускают сами карты, также активно работают над снижением рисков: внедряя системы мониторинга платежей, позволяющие выявить мошеннические транзакции, разрабатывают правила проведения платежей для торговых точек, предоставляют сервис мгновенного оповещения держателя карты о снятии у него средств по SMS и т.п. [10, с. 127, 130].
Серьезную проблему для развития этого бизнеса представляет собой низкая финансовая грамотность населения России. Данные исследовательских компаний свидетельствуют о том, что знания жителей России о доступных финансовых услугах по-прежнему недостаточны. Большинство населения (74%) знают лишь о потребительских кредитах, выданных в торговой сети. Значительно меньшая доля населения (41%) знает о возможностях расчетного счета, и еще меньшей информацией жители обладают о других финансовых услугах. Повышение финансовой грамотности будет выгодно всему обществу, необходимо вести работу по обучению и развитию навыков работы с картами населения [12, с. 38].
Приоритетными направлениями в развитии системы «пластикого» оборота в России должны стать:
- введение мер поощрительного характера для лиц и предприятий, использующих системы электронных платежей. Это должно найти проявление в снижении налогового обременения операций по пластиковым картам и введения штрафных санкций для предприятий, не организовавших пунктов по приему «пластиковых» платежей;
- работа по повышению общей финансовой грамотности населения с привлечением средств массовой информации, организации специальных курсов обучения и т.д.
- разработка единого механизма обеспечения страховой защиты владельцев карт, при наступлении случаев мошенничеств и злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Предложенные меры активизации систем обслуживания на основе пластиковых карт должны найти применение в ходе внедрения единой Универсальной электронной карты для исключения рисков невостребованности продукта и неокупаемости проекта.
Федеральным законом №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» было введено понятие электронной карты как средства предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Закон стал основным документом, регулирующим систему выдачи и обслуживания универсальных электронных карт в Российской Федерации. Система универсальных электронных карт входит в инфраструктуру создаваемого в России электронного правительства и обеспечивает возможность получения гражданами государственных, муниципальных и иных услуг в электронном виде на всей территории Российской Федерации. Универсальная электронная карта позволяет гражданину использовать идентификационное приложение при дистанционном получении услуг, а за счет банковского приложения оплачивать государственные, муниципальные и коммерческие услуги, находясь в любой точке страны. Благодаря универсальной электронной карте ее пользователь может получать услуги в области здравоохранения, образования, социальной защиты населения, ЖКХ, имущественно-земельных отношений, а также целый ряд иных как государственных, так и коммерческих услуг. Воспользоваться всеми услугами гражданин сможет через банкоматы, терминалы и личные компьютеры, оборудованные соответствующим образом. Это значительно сократит временные затраты на общение с государством. Универсальные электронные карты выдаются гражданам РФ на бесплатной основе уполномоченной организацией соответствующего субъекта РФ [49].
Таким образом, можно отметить, что проблемы в использовании пластиковых карт существуют не только в России, но и в мире. Тем не менее, роль операций с использованием пластиковых карт в платежном обороте возрастает с каждым годом. Необходимо искать пути решения проблем и совершенствования рынка пластиковых карт, об этом и пойдет речь далее.
В последнее время широкое распространение среди населения получили безналичные способы платежей, особое место среди которых занимают операции, осуществляемые с помощью электронных банковских карт. Между тем удобство использования пластиковых карт, обеспечивая их популярность, одновременно является элементом их уязвимости к противоправным посягательствам на счета клиентов кредитных организаций.
Располагая мгновенным доступом к банковским счетам, держатели пластиковых карт могут совершать множество банковских операций, таких как перевод денежных средств, снятие наличности, осуществление покупок товаров, оплата услуг, кредитов, штрафов, коммунальных платежей.
Проблемы безопасности электронных платежей признаются на высшем государственном уровне. Как было отмечено в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия) (Приложение к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 05.04.2011) [7], мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам. За последние годы отмечено резкое увеличение количества фактов мошенничества с применением поддельных кредитных либо расчетных карт. Эксперты утверждают, что на практике указанных преступлений совершается гораздо больше, поскольку они, как правило, носят латентный характер [10, с. 127]. Об этом свидетельствуют убытки платежных систем от хищений, совершаемых при помощи платежных карт. Недостатки в деятельности кредитных организаций снижают авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому сектору, ухудшают возможности привлечения банками инвестиций. В связи с этим в Стратегии отмечается, что наличие нерешенных проблем обусловливает необходимость дополнительных усилий со стороны правительства РФ и Банка России в целях дальнейшего развития банковского сектора, направленного на качественные изменения в деятельности банков. Таким образом, предупреждение преступлений, совершаемых с использованием банковских карт в России, является общей задачей государства и банковских учреждений, без решения которой невозможно дальнейшее успешное развитие электронных платежей.
Интерес преступников к банковским платежным картам определяется тем обстоятельством, что они являются электронным ключом удаленного доступа к банковскому счету клиента. То есть для снятия наличных денежных средств, размещаемых на банковском счете или предоставляемых в кредит, держателю карты не обязательно лично посещать банк, в котором открыт счет, достаточно использовать банкомат. В случае если преступникам становятся известны пароль (ПИН), номер карты и другие личные данные о карте и ее владельце, они могут осуществить несанкционированный дистанционный доступ к банковским денежным средствам. В этом случае наступают неблагоприятные последствия, как для держателя карты, так и банка-эквайера [27, с. 12].
На первый взгляд именно держателю карты приходится иметь дело с большей частью негативных последствий в случае несанкционированного доступа к его банковскому счету, но это не совсем так. Для банка в данном случае важны не столько прямые материальные потери от несанкционированного доступа, сколько косвенные убытки, выраженные в снижении доверия клиентов к банку, особенно в случае попадания данных фактов в средства массовой информации (имиджевые потери). Кроме банков и их клиентов, потерпевшими от электронных преступлений являются эмитенты пластиковых карт, так как мошенничество снижает уровень доверия к электронным средствам платежа.
Хищения, связанные с банковскими картами, могут быть классифицированы следующим образом [36, с. 45-54].
- Хищения, совершаемые при помощи подлинных платежных карт. Их особенностью является то, что при совершении преступлений злоумышленникам известен ПИН владельца карты. Самыми распространенными способами совершения указанных видов преступлений являются следующие:
- Так называемая ливанская петля. Данный вид преступления совершается в несколько этапов, а именно:
— преступниками изготавливается из фотопленки или другого тонкого, но прочного, гибкого материала специальный кармашек в цвет принимающего карту окошка в банкомате, длиной около 20 см (рис. 2);
— преступник устанавливает данное устройство в щель картридера, закрепляя концы устройства снаружи таким образом, чтобы держатель карты без подозрений мог вставить банковскую карту в щель картридера;
— в непосредственной близости от банкомата преступник поджидает потенциального потерпевшего;
— держатель карты, завершив все операции, пытается получить карту обратно, однако устройство, установленное преступником в банкомат, не позволяет сделать этого. В этот момент преступник подходит к держателю карты и под предлогом оказания помощи узнает ПИН.
Как правило, такие преступления совершаются в ночное время либо в местах, где мобильная связь недоступна, чтобы клиент не смог дозвониться в сервисную службу, и после того, как владелец карты уходит, преступник извлекает устройство вместе с его банковской картой и с помощью этого же банкомата присваивает все денежные средства, находящиеся на счете клиента банка.
- Подглядывание значения ПИН при его введении в банкомат держателем карты. Узнав ПИН, злоумышленники пытаются завладеть картой, как правило, с помощью карманной кражи либо грабежа.
- Снятие денежных средств при помощи украденной либо утерянной карты. Подобное возможно, когда ПИН либо нанесен владельцем на самой карте, либо написан на бумажке и хранится вместе с картой в бумажнике или сумочке, либо внесен в записную книжку телефона, и эти предметы одновременно оказались у преступников.
- Несанкционированное снятие денежных средств при помощи карты, принадлежащей владельцу, доверившему ее третьему лицу для проведения операций.
- Хищения, совершаемые при помощи поддельных платежных карт. Для совершения указанных видов преступлений злоумышленникам не требуется банковская карта владельца. Достаточно знать данные с магнитной полосы и ПИН карты. В настоящее время для получения данных о платежной карте преступниками применяются современные технические средства. Например, могут использоваться:
1) поддельные банкоматы, в которых установлены устройства, считывающие реквизиты банковской карты и записывающие ПИНа;
2) настоящие банкоматы – с целью получения информации о платежной карте. При этом преступниками устанавливаются на банкомате следующие технические устройства:
а) предназначенные для снятия информации с магнитной полосы платежной карты:
— картридер, или так называемый скиммер, – техническое устройство, имитирующее приемное отверстие банкомата и устанавливаемое поверх него. При установке карты в имитирующее приемное отверстие банкомата производится считывание информации («дамп»), содержащейся на магнитной полосе карты. Как правило, считываются все три «трака» магнитной полосы карты, но впоследствии преступники используют лишь два из них. Скиммеры бывают разных форм, расцветок и размеров – от пластинок длиной 1,5 см и шириной 5 мм до накладных пластин размером 40 x 40 мм (рис. 3 и 4);
— приемное устройство, на которое посредством радиосвязи преступник получает «дамп» платежной карты;
б) необходимые для определения ПИН:
— накладная клавиатура (рис. 5) – устанавливается поверх настоящей клавиатуры банкомата. При нажатии на клавиши фальшь-клавиатуры импульсы передаются на настоящие клавиши, а также на экран банкомата и по радиосвязи – на передающее устройство, вследствие чего преступники узнают ПИН;
— мини-видеокамера, с помощью которой преступники получают видеокартинку с информацией о вводимом ПИН. Мини-видеокамера маскируется на корпусе банкомата под различные предметы, не вызывающие подозрений, например под коробочку для размещения рекламных буклетов. Пример видеокамеры, установленной на банкомате, представлен на рис. 6.
После получения информации с магнитной полосы и значения ПИН преступники изготавливают поддельную платежную карту, реквизиты которой полностью повторяют реквизиты реальной платежной карты, выпущенной эмитентом, и снимают деньги при помощи официальных банкоматов;
3) новые способы завладения денежными средствами из банкоматов, такие как применение вредоносного программного обеспечения, которое устанавливается на жесткий диск компьютера, осуществляющего управление банкоматом.
Рассмотрим механизм преступления с применением вредоносного программного обеспечения, используемого для хищения денежных средств из банкоматов, управляемых компьютером с установленной на нем операционной системой Windows XP.
Этапы данного преступления могут быть следующими:
а) разработка (самостоятельно или с помощью соучастников) вредоносного программного обеспечения, позволяющего получать команды с помощью пластиковых карт, а также управлять действиями банкомата при наборе определенных команд;
б) вскрытие корпуса банкомата с целью обеспечить доступ к компьютеру, управляющему банкоматом. Как правило, корпус банкомата, защищающий доступ к компьютеру, оснащен несложным замком (например, почтовым) в отличие от пространства банкомата, содержащего денежные кассеты, которое защищается бронированным металлом и несколькими замками. Эту процедуру мошенники осуществляют, замаскировавшись под работников сервис-центра;
в) подключение миниатюрной клавиатуры, которую злоумышленники приносят с собой;
г) установка флэш-накопителя с вредоносной программой в USB-разъем указанного компьютера, после чего файловым менеджером операционной системы банкомата разрешается доступ флэш-накопителя к корневому каталогу USB;
д) запуск вредоносной программы, в результате чего в директории «c:\windows» создается файл, например «ss1.exe», дата и время создания которого соответствуют дате и времени запуска программы, что позволяет обеспечить автоматический запуск программы «c:\windows\ss1.exe» при каждой перезагрузке компьютера банкомата. Программа функционирует, не требуя каких-либо дальнейших действий от запустившего ее пользователя. Выполнение программы заканчивается без признаков аварийного завершения в банкомате;
е) закрытие банкомата злоумышленниками, после чего они на некоторое время скрываются. Через некоторое время преступники возвращаются к банкомату под видом клиентов и вставляют поддельную пластиковую карту с заранее зашифрованным кодом на треке № 2 карты. Далее через стандартную клавиатуру банкомата ими вводится ряд заранее определенных команд, который активизирует работу вредоносной программы. Таким образом они получают доступ к управлению банкоматом путем введения других команд. При активации файла, установленного на компьютер с помощью подложной банковской карты, преступник получает доступ к денежным средствам, заряженным в банкомат. Он набирает заранее определенные им команды, и банкомат выдает денежные средства нужного преступнику номинала. Далее осуществляется набор команды, удаляющей файл из памяти жесткого диска компьютера, производится извлечение подложной банковской карты, после чего преступники удаляются с денежными средствами.
III. Хищения, совершаемые через предприятия торговли, принимающие банковские карты в качестве средства платежа. Для осуществления указанных преступлений используются следующие приемы:
- При помощи POS-терминала работником предприятия торговли делается более одной проводки платежной карты для подготовки других платежных документов или увеличения суммы в платежном документе, подписанном клиентом.
- Метод повторения электронных слипов. Он отличается от предыдущего метода тем, что осуществляется с использованием электронного терминала. Этот метод особенно распространен при ручном вводе реквизитов карты.
- Перехват счета магазина. В этом случае мошенники от имени торгового предприятия извещают банк об изменении расчетного счета для перечисления средств по совершенным операциям.
- Использование отчетности легально существующего торгового предприятия. Этот метод заключается в совершении одним торговым предприятием, которое не имеет договора с банком о приеме карт, операций от имени другого торгового предприятия (у которого заключен договор с банком о приеме карт к оплате). В случае если первое предприятие является специально созданным для незаконного получения денежных средств, на его счета будут перечислены средства за все совершенные им операции от «реального» (второго) предприятия, которому обслуживающий банк впоследствии предъявит претензии на сумму этих операций. По данным платежной системы Visa International, средние потери «реального» предприятия составляют порядка 500 тыс. долл. США [36, с. 42-44].
- Хищения, совершаемые со счетов держателей платежных карт без фактического использования банковской карты.
Такого рода хищения возможны при проведении CNP-транзакций (транзакции Card Not Present) – операций с «карточными» счетами клиентов банков посредством применения реквизитов платежных карт, но без их фактического использования.
Для совершения мошенничества в случае CNP-транзакции достаточно знать дополнительный код безопасности карты. Поэтому все CNP-транзакции обязательно выполняются в режиме реального времени.
Кража персональных данных клиентов с целью их использования для совершения мошеннических операций отличается от рассмотренных выше видов мошенничества тем, что данные не крадутся непосредственно с карты.
С целью предупреждения указанных выше хищений финансово-кредитными учреждениями осуществляется комплекс мероприятий. Вместе с тем без участия государства этот процесс не будет эффективным.
В связи с этим Правительство РФ и Банк России предусматривают комплекс мероприятий, включающий в себя обеспечение формирования нормативной базы, а также общих условий для применения в банковской деятельности новейших информационных технологий, в том числе технологий дистанционного банковского обслуживания, средств автоматизации кассовых операций, электронных средств платежа и электронной обработки платежной информации, на основе развития конкуренции и внедрения инноваций в сфере высокотехнологичных банковских продуктов при соответствующем государственном регулировании и контроле.
Правительством РФ отмечается, что развитие передовых технологий ставит на повестку дня вопросы обеспечения надежности функционирования банковских автоматизированных систем и их информационной безопасности. Важным направлением деятельности кредитных организаций должны стать обеспечение защиты информации, выявление рисков, имеющих технический и технологический характер [7].
Субъектов, участвующих в предупреждении преступлений, связанных с банковскими платежными картами, и меры предупреждения, принимаемые ими, возможно классифицировать следующим образом:
1) государственные органы и учреждения;
2) Правительство РФ;
3) Минфин России, Федеральная налоговая служба, Минэкономразвития России и другие министерства и ведомства;
4) Банк России;
5) правоохранительные органы, в том числе Прокуратура РФ, МВД России, ФСБ России.
Основной функцией указанных органов в рассматриваемой сфере является осуществление нормативно-правового регулирования финансово-кредитных отношений, а также выполнение контрольно-надзорных функций.
В этой части следует отметить, что до сих пор существует ряд законодательно неурегулированных вопросов, что является фактором, детерминирующим совершение преступлений с использованием электронных банковских карт.
В частности, остро стоит вопрос о необходимости внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности для лиц, осуществляющих незаконное изготовление всех платежных банковских карт (не только расчетных, кредитных, но и предоплаченных карт) независимо от наличия цели сбыта.
Так, в настоящее время для наступления ответственности по ст. 187 УК РФ обязательным условием является доказанная в установленном порядке цель сбыта у лица, осуществившего незаконное изготовление кредитных либо расчетных карт. Более того, буквальное толкование ст. 187 УК РФ не позволяет говорить о том, что предоплаченные карты являются предметом указанного преступления, так как не являются платежным документом. Предоплаченная карта, наряду с кредитными и расчетными картами, – это электронный ключ доступа к банковскому счету клиента.
Эффективной мерой борьбы с международными преступными сообществами, специализирующимися на хищениях в сфере электронных расчетов и платежей, может стать создание в структуре Интерпола специализированных подразделений полиции, осуществляющих мониторинг и выявление данных преступных сообществ, а также способных мгновенно реагировать на факты преступных проявлений.
Финансово-кредитные учреждения (коммерческие банки и их службы безопасности).
Указанные учреждения и организации являются ключевым элементом системы предупреждения хищений, совершаемых с использованием банковских карт, так как ими осуществляется на практике весь комплекс организационно-практических мер, направленных на снижение рисков от противоправных посягательств.
В данном случае основными мерами будут являться:
а) обеспечение информационной безопасности. Установление в финансовом учреждении внутренними нормативными актами и инструкциями режима сохранения банковской и коммерческой тайны. Также эффективной мерой будет объединение всех банкоматов одного банка в единую информационно-телекоммуникационную сеть с выводом на сервер, фиксирующий все случаи несанкционированного физического доступа к технической части банкомата, перевода банкомата в режим Out off Service, а также концентрирующий информацию об установке каких-либо файлов или программ на жесткий диск компьютера, обеспечивающего работу банкомата;
б) обеспечение технической безопасности. Мероприятия по предотвращению незаконного доступа к информационным банковским системам, программному обеспечению, компьютерам, банкоматам и другим электронно-техническим устройствам. Включают в себя использование лицензионных операционных и антивирусных систем, их своевременное обновление, применение элементов криптографии и шифрования, установление парольного доступа для всех допущенных к системам пользователей и еженедельную смену паролей, определение уровней доступа для пользователей к банковским информационным системам и базам данных.
Эффективной защитной мерой является встройка банкоматов в стены помещений с целью обеспечить доступ к технической части банкомата через служебное помещение, расположенное внутри здания и огражденное от посторонних лиц дополнительными дверями. Это также позволяет снизить риски хищений самих банкоматов.
Полезным мероприятием является оборудование помещений, где располагаются банкоматы, видеокамерами.
Одним из способов предотвращения установки скиммеров является оборудование банкоматов антискимминговыми устройствами. Данная практика применяется в Европе уже давно, в России установку антискиммеров начали проводить намного позже. Антискиммер-накладка на приемную щель банкомата, которая препятствует установке скиммера (рис. 7).
Наряду с этим для предотвращения хищений с использованием пластиковых карт рекомендуется:
— оборудовать банкоматы специальными антискимминговыми устройствами, которые подключаются к SEL (Special Electronics – устройство, регулирующее напряжение в банкомате). При снятии антискиммера с установленного места на SEL эмулируется статус определенной проблемы, и банкомат переходит в режим Out off Service. В результате принятие карточки становится невозможным;
— проводить мониторинг операций по карточкам;
— выводить на экран банкомата фото считывающего устройства банкомата для визуального сличения с оригиналом;
— использовать оповещения владельцев карт об операциях посредством бесплатных мгновенных sms;
в) обеспечение внутренней безопасности банка – за счет тщательного изучения кандидатов на работу в банк, периодических проверок ведущих специалистов банка с целью раннего выявления признаков готовящегося либо совершаемого противоправного посягательства, отработка заявлений и жалоб клиентов, которые могут содержать информацию о противоправных действиях в отношении их самих или банка.
Эмитенты пластиковых карт (Visa, MasterCard и др.).
Самым эффективным способом предотвращения преступлений с платежными картами с магнитной полосой является переход эмитентов пластиковых карт на чипирование платежных карт и отказ от карт с магнитной полосой.
Магнитная полоса более не способна обеспечить достаточную безопасность и конфиденциальность данных о владельце карты. Как только преступные элементы обнаружили, насколько легко магнитная полоса карты поддается копированию, объемы хищений стали стремительно расти.
Ограниченные возможности систем безопасности карт с магнитной полосой не только могут вызвать потерю чувствительной информации (и повлечь финансовые потери), но и препятствуют использованию карты как носителя нескольких финансовых приложений.
Смарт-карты надежно и безопасно хранят информацию и в ходе транзакции позволяют выполнять проверки.
III. Иные организации, участвующие в аутсорсинге коммерческих банков:
1) юридические лица, осуществляющие техническую и программную поддержку работы банкоматов, банковских информационных систем;
2) службы инкассации, частные охранные предприятия. В функции последних, кроме прочего, входят внедрение современных информационных систем безопасности и оборудование банкоматов дополнительными замками, системами доступа. Инкассаторам следует проводить физический осмотр банкоматов на предмет наличия инородных предметов, повреждений и т.д.
Клиенты коммерческих банков – держатели пластиковых карт.
Для предотвращения случаев незаконного использования банковских карт банкам необходимо доводить до сведения клиентов, использующих банкоматы, следующие основные правила:
— прежде чем провести операцию по карте, следует убедиться в наличии на банкомате эмблемы платежной системы, соответствующей карте, а также информации о банке (предприятии), обслуживающем банкомат (название, телефон, адрес);
— необходимо следить за сообщениями и инструкциями на экране банкомата. Если клиент обнаруживает невыполнение инструкции, выбранной после нажатия соответствующей клавиши, расположенной рядом с экраном, лучше прекратить проведение операции и сообщить об этом сотрудникам ближайшего подразделения банка;
— при наборе ПИН необходимо убедиться в том, что его не увидят находящиеся рядом посторонние люди. Желательно также прикрыть клавиатуру другой рукой для исключения возможности его просмотра;
— необходимо информировать банк о необычных или подозрительных предметах, установленных на банкомате, или о лицах, совершающих их установку (снятие).
Банки должны информировать клиентов, что доступ в помещения банков, в которых установлены банкоматы, осуществляется без предъявления или ввода ПИН. Если клиенту стало известно о наличии устройства доступа, требующего ввода пин-кода, необходимо сообщать об этом сотрудникам ближайшего подразделения банка. При этом клиенту следует не вводить пин-код в устройства доступа в помещения.
Кредитным организациям рекомендуется рассмотреть вопрос о включении отдельных правил, перечисленных выше, в типовые договоры об использовании банковских карт клиентами в качестве обязательных.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф