Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности психологической помощи семьям — усыновителям. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.3. Основные направления работы психолога по сопровождению семей, имеющих приемных детей

Цель, задачи и компоненты работы с замещающими семьями, особенно с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, наиболее полно сформулировала и привела в 2012 г. Асламазова Л.А. [3].

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Целью сопровождения, вне зависимости от выбранного направления работы, является профилактика отказа замещающей семьи от воспитания приемного ребенка с особенностями в развитии и его вторичного возврата.

В задачи сопровождения входят следующие компоненты:

— оптимизация и укрепление отношений в замещающей семье, воспитывающей приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание помощи в освоении новых ролей членами замещающей семьи;

— снижение эмоциональной напряженности, конфликтности и уровня стресса в замещающей семье, воспитывающей приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также улучшение психологического климата в ней;

— способствование выработке замещающей семьей конструктивных стратегий совладания с возникающими воспитательными трудностями;

— повышение эффективности функционирования замещающей семьи с точки зрения коррекции нарушенного развития приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и преодоления негативных последствий его прошлого опыта, полученного им в кровной семье и/ или в интернатном учреждении.

В детско-родительском направлении сопровождения можно выделить следующие компоненты:

— Коррекция нарушений воспитания и профилактика их возникновения у замещающих родителей: формирование представлений о нарушениях воспитания в целом, разбор наиболее распространенных из них, а также их последствий для приемного ребенка, создание условий для осознания воспитателями причин, приводящих к нарушениям.

— Повышение эффективности детско-родительского взаимодействия, к которым в свою очередь относятся [28, с. 31,32,33]:

  • работа с системой требований по отношению к воспитанникам, обучение умению соразмерять требования с возрастом и здоровьем ребенка, а также адекватно и последовательно их предъявлять;
  • гармонизация проявлений замещающим родителем строгости-мягкости по отношению к приемному ребенку с ограниченными возможностями здоровья, развитие представлений о том, что младшие дети нуждаются не только в мягкости, а старшие — не только в строгости;
  • снижение уровня родительского контроля и предоставление приемному ребенку определенной свободы, необходимой для формирования его самостоятельности, а также повышение доверия к нему;
  • повышение эмоциональной близости и теплоты в отношениях с приемными подростками, обучение способам их проявления, работа с внутренними представлениями о подростке и о системе его воспитания;
  • работа по развитию принятия замещающем родителем приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, анализ внутренних проблем воспитателя, мешающих в этом;
  • обучение навыкам сотрудничества замещающих родителей и приемного ребенка, развитие последовательности взаимодействия между ними;
  • снижение уровня воспитательных разногласий в замещающих семьях с приемными подростками, обучение супругов навыкам бесконфликтного конструктивного общения и выработки совместных решений.

— Работа с представлениями замещающих родителей и приемных детей с ограниченными возможностями здоровья о семейных взаимоотношениях, которая включает в себя:

  • повышение самооценки у воспитанников, создание ситуации успеха в семейном кругу, обучение родителей умению замечать и подчеркивать достоинства приемного ребенка, а также конструктивно критиковать его поступки, но не личность, в случае необходимости;
  • снижение чувства отверженности у приемных детей за счет повышения эмоциональной близости в семейных отношениях, увеличения количества и качества совместного времяпрепровождения, развития навыков сотрудничества, повышения качества общения, обучения замещающих родителей умению создавать атмосферу принятия в семье и проработки внутренних трудностей, препятствующих этому;
  • обучение и воспитателей, и воспитанников навыкам конструктивного разрешения конфликтов, повышение адекватности реагирования в случае возникновения проблемных ситуаций;
  • обучение членов замещающей семьи коммуникативным умениям и навыкам, анализ внутренних проблем, мешающих им напрямую общаться друг с другом.

— Коррекция структуры восприятия замещающими родителями отношений с приемными детьми, имеющими особенности в развитии, которая включает в себя [34 с. 40,41,42]:

  • повышение принятия ребенка, формирование безусловности его принятия;
  • повышение стремления у замещающих родителей разделять ответственность между собой и приемным ребенком за возникающие воспитательные трудности, а также всецело принимать ее на себя в определенных ситуациях;
  • развитие готовности у воспитателей к работе над собой с целью коррекции собственных воспитательных действий, обучение их навыкам рефлексии и самоанализа;
  • прорабатывание частных проблем воспитания приемных детей с ограниченными возможностями здоровья, таких как воровство, ложь, повышенная конфликтность, трудности в учебе, отсутствие моральных регуляторов поведения, анализ причин их возникновения, выработка конструктивных стратегий и тактик их решения.

— Коррекция структуры восприятия приемными детьми взаимоотношений в замещающей семье, которая означает:

  • преодоление внутрисемейной разделенности и снижение уровня конфликтности и напряженности за счет развития форм взаимодействия, сотрудничества, совместной деятельности, повышения сплоченности, формирования и укрепления образа «Мы»;
  • улучшение психологического климата в семье за счет обучения членов замещающей семьи навыкам конструктивного отреагирования негативных эмоциональных состояний и развития коммуникативных навыков.

— Работа с представлениями воспитателей об идеальном замещающем родительстве: коррекция авторитарности в сторону развития авторитетности родителя, обучение умению адекватного распределения ответственности между собой, супругом и воспитываемым ребенком с особенностями в развитии, выделение сфер ответственности, развитие умения делегировать полномочия.

— Работа по развитию сферы межличностных отношений приемных детей с ограниченными возможностями здоровья, включающая в себя следующие направления [35, с.213,214]:

  • развитие положительного отношения к значимым лицам, повышение их авторитетности, формирование и развитие привязанности к ним, обучение умениям и навыкам построения близких отношений;
  • обучение навыкам общения, сотрудничества и взаимодействия с другим человеком в целом;
  • повышение социальной адаптации за счет обучения умениям и навыкам контроля своего поведения и сдерживания внутреннего напряжения;
  • поддержание и стимулирование социальной активности и желания общаться и взаимодействовать с окружающими, создание ситуаций успеха в сфере общения как со сверстниками, так и со взрослыми, поощрение даже незначительных достижений, укрепление веры в собственные силы.

— Работа с представлениями приемных детей, имеющих особенности в развитии, о межличностных отношениях в замещающей семье, состоящая из:

  • коррекции образа замещающего отца в сторону смягчения его негативных черт, развитие форм взаимодействия воспитанников именно с мужчинами-воспитателями;
  • коррекции образа приемного ребенка, формирование определенного уровня притязаний, внутренней силы, уверенности в себе, собственной значимости и ценности;
  • повышения внутрисемейной сплоченности за счет развития форм совместной деятельности;
  • работы с установками приемных детей в отношении замещающих родителей: в структуре установки «Я — хороший, они — плохие» повышение значимости и авторитета воспитателей, в структуре установки «Я — плохой, они — хорошие» — повышение самоценности приемного ребенка в его глазах.

В социально-психологическое направление сопровождения входят такие составляющие, как:

— Работа с жизненными ценностями замещающих родителей: расширение системы ценностей замещающих родителей, включение в нее таких необходимых в воспитании приемных детей с ограниченными возможностями здоровья ценностей, как творчество, счастье других, красота природы и искусства.

— Работа с мотивацией замещающих родителей: осознание источников внутренней мотивации, которые привели к приему ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья в семью, повышение значимости самого процесса воспитания приемных детей и взаимодействия с ними.

— Работа с представлениями замещающих родителей о приемном ребенке с ограниченными возможностями здоровья: создание реалистичного образа приемного ребенка; включение в него проблем и трудностей его развития и воспитания; формирование представлений о понятии «ограниченные возможности здоровья», а также о важности и значимости умения правильно оценивать тяжесть состояния ребенка и, соответственно, планировать и осуществлять систему специальной помощи ему; работа с чувствами, возникающими в связи с нарушениями развития у приемного ребенка, отреагирование отрицательных эмоций, обучение адекватным способам отреагирования негативных состояний.

— Повышение психологической готовности к столкновению с воспитательными трудностями: расширение представлений о наиболее распространенных проблемах приемных детей с ограниченными возможностями здоровья, о способах их решения; укрепление представлений о временности возникающих трудностей и возможности их преодоления; выработка стратегий конструктивного совладания с трудностями на уровне личности замещающего родителя и на уровне семейной системы.

— Укрепление и расширение сферы ресурсов замещающих родителей, направленных на совладание со сложностями воспитания приемных детей с ограниченными возможностями здоровья [42, с.130,131,132]:

На уровне личностных ресурсов – это выделение сильных сторон личности родителя, черт характера, помогающих успешно решать проблемы, повышение собственной значимости и самооценки, развитие родительской компетентности по вопросам воспитания детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня психологической и педагогической грамотности, выработка необходимых воспитательных умений и навыков, обращение к национальным корням, традициям и обычаям как к ресурсной стороне замещающей семьи, обогащение собственного индивидуального опыта опытом поколений по преодолению воспитательных трудностей;

На уровне временных ресурсов – это работа с линией времени замещающего родителя (способствование осознанию особенностей его преодоления с трудностями в прошлом, настоящем и прогноз на будущее), создание представлений о стадиях развития замещающей семьи, о критических моментах ее становления, о положительном опыте их прохождения другими успешно функционирующими семьями;

На уровне социальных ресурсов – это работа с ближайшим окружением замещающих родителей, укрепление его готовности оказывать поддержку и помощь, обучение стратегиям оказания помощи в трудных ситуациях, знакомство ближайшего окружения с особенностями реагирования человека на стресс, расширение сети социальных контактов в реальном и виртуальном пространствах, повышение значимости службы сопровождения замещающих семей и укрепление положительного отношения к ее специалистам, повышение готовности обращаться за профессиональной помощью и сотрудничать в направлении улучшения семейной ситуации, регулярное обучение замещающих родителей по различным психологическим, юридическим и медицинским вопросам воспитания приемных детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Работа по развитию форм эмоционального реагирования во фрустрирующих ситуациях у замещающих родителей и приемных детей с ограниченными возможностями здоровья: расширение репертуара реагирования, снижение агрессивности в поведении, увеличение количества необходимо-упорствующих реакций и снижение самозащитных реакций, повышение адекватности реагирования и нацеливание на поиск конструктивных решений в сложных ситуациях, обучение способам предотвращения конфликтов, развитие навыков сотрудничества.

— Работа со сферой привязанности у замещающих родителей и их воспитанников с особенностями в развитии: работа с проблематикой построения близких отношений, в том числе работа с прошлым опытом их построения, с опытом отношений, полученным в детстве, соотнесение его со своим настоящим опытом воспитания детей, отреагирование негативных эмоциональных переживаний, связанных со сферой близких отношений, терапия окружающей обстановкой при нарушениях привязанности (, формирование доверия к людям, развитие навыков конструктивного взаимодействия, умения выражать теплые чувства и принимать их [7, с.112].

В рамках осуществления того или иного направления сопровождения замещающих семей можно использовать такие виды работы, как психологической тренинг, групповое и индивидуальное консультирование, группы встреч/ группы поддержки, родительские мастерские, выездные школы, фестивали, круглые столы, родительские конференции, детско-родительские группы и др. Из методов работы наиболее продуктивными являются семейная психотерапия, проблемно-ориентированная психотерапия, рациональная терапия, арт-терапия, экзистенциальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игровая терапия и др.

Таким образом, своевременное комплексное включение в систему психологического сопровождения замещающих семей обозначенных выше направлений позволит предупредить развитие негативных черт во взаимоотношениях между воспитателями и их воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, поможет замещающей семье с меньшими потерями пережить кризисные этапы ее становления, что, в целом, является полноценной профилактикой вторичных возвратов приемных детей из семей, в которых они воспитывались.

Кроме того, проведенное экспериментальное исследование позволяет сформулировать ориентиры работы по формированию новых замещающих семей.

Отдельного рассмотрения требуют особенности подбора замещающих родителей для детей-сирот, имеющих проблемы со здоровьем.

Так, при подборе замещающих родителей ребенку-сироте с ограниченными возможностями здоровья специалистам служб/ центров семейных форм устройства необходимо ориентироваться на следующие параметры [19, с.59,60,61]:

— потенциальный замещающий родитель должен уметь осознавать и анализировать собственные воспитательные действия и качество отношений, выстраиваемых с приемным ребенком, имеющим особенности в развитии;

— потенциальный замещающий родитель должен иметь сформированные адекватные представления о ребенке-сироте с ограниченными возможностями здоровья, о его потребностях и нуждах, в т.ч. и о необходимости оказания ему специализированной помощи, а также должен быть внутренне готов к столкновению с проблемами и трудностями его воспитания и поиску конструктивных способов их решения;

— родитель должен уметь разделять сферу ответственности по воспитанию приемного ребенка с особенностями в развитии с другим супругом и с самим воспитанником и не стремиться устанавливать тотальный контроль над ним;

— потенциальный замещающий родитель должен обладать довольно развитой эмоциональностью, эмпатией, уметь проявлять теплоту, доступность к общению и близость;

— негативными чертами характера потенциального замещающего родителя являются выраженная авторитарность, повышенная конфликтность, эмоциональная холодность, отгороженность, необщительность, ригидность;

— потенциальный замещающий родитель должен обладать развитыми навыками общения и разрешения конфликтных ситуаций, а также уметь сотрудничать, обучать навыкам сотрудничества своих воспитанников и выступать инициатором взаимодействия;

— родитель должен иметь сформированную внутреннюю готовность принимать ребенка-сироту с ограниченными возможностями здоровья и одновременно понимать причины, препятствующие этому, а также уметь создавать атмосферу принятия в своей семье;

— супружеская пара потенциальных замещающих родителей должна обладать довольно развитыми умениями и навыками общения, конструктивного обсуждения и решения проблемных ситуаций;

— семейная система замещающей семьи, в которую помещается ребенок-сирота с особенностями в развитии, должна характеризоваться довольно высоким уровнем сплоченности, низким уровнем конфликтности и разобщенности.

В обобщенном виде основные направления психологической работы с детьми-сиротами, имеющими ограниченные возможности здоровья, по подготовке к семейному устройству сводятся к следующим [27, с.20,21]:

— формирование положительного отношения к значимым лицам и готовности принимать их с предварительной работой над внутренними проблемами, мешающими в этом;

— коррекция нарушенной привязанности;

— обучение навыкам общения, сотрудничества и взаимодействия;

— обучение умениям контролировать свое поведение и сдерживать внутреннее напряжение, а также адекватно реагировать в стрессовых ситуациях;

— работа с образами будущих замещающих родителей, коррекция представлений особенно о замещающем отце;

— коррекция представлений о собственном образе ребенка-сироты;

— повышение собственной ценности, значимости, уверенности в себе, снижение уровня тревожности и агрессивности;

— коррекция таких установок в отношении потенциальных замещающих родителей, как «Я – хороший, они – плохие», «Я – плохой, они – хорошие» в сторону установки «Я – хороший, они – хорошие».

Таким образом, в первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы работы психолога с семьями — усыновителями, в которых воспитываются приемные дети, как с ограниченными возможностями здоровья, так и без наличия таковых. По итогам изучения теоретического материала и специальной литературы можно сделать следующие выводы:

1) Проблема семейного устройства детей-сирот стала предметом исследования многих ученых-психологов, в то же время лишь некоторые из них отдельно рассматривают вопросы семейного устройства детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, которые, как показывает практика, реже находят замещающую семью.

2) Главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско–родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни.

3) В рамках осуществления того или иного направления сопровождения замещающих семей можно использовать такие виды работы, как психологической тренинг, групповое и индивидуальное консультирование, группы встреч/ группы поддержки, родительские мастерские, выездные школы, фестивали, круглые столы, родительские конференции, детско-родительские группы и др. Из методов работы наиболее продуктивными являются семейная психотерапия, проблемно-ориентированная психотерапия, рациональная терапия, арт-терапия, экзистенциальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игровая терапия и др.

 

Глава 2. Разработка и апробирование программы психологической помощи семьям – усыновителям

2.1. Программа исследования

Целью исследования является разработка программы психологической помощи и поддержки семей, воспитывающих приемных. В обобщенном виде содержание задач психологического консультирования семей – усыновителей сводятся к следующему:

  • На основе имеющихся разработанных методик, составить программу психологической работы с семьями, воспитывающими непродолжительное время приемного ребенка с целью снижения негативных последствий адаптации ребенка в новой семье и более легкого процесса осознания условий жизни в новой семье;
  • Осуществить апробацию полученной методики;
  • Оценить эффективность методики с использованием результатов контрольной группы испытуемых путем сравнения с выработкой соответствующих выводов.

Исследование проводилось в замещающих семьях МО г. Кириши Ленинградской области. Объектом исследования являются 20 семей, воспитывающих приемных детей. При этом срок нахождения ребенка в приемной семье составляет менее 1 года. Выбор данной группы для исследования не случаен, поскольку срок меньше чем 1 год не является в полной мере достаточным для полноценного привыкания ребенка к новой семье, поскольку не позволяет в полном объеме раскрыть черты характера, привычки и характерные личностные особенности как ребенка, так и приемных родителей, и соответственно, сформировать их взаимодействие.

Для удобства анализа и изучения психологом была составлена краткая характеристика на каждую приемную семью. При этом за основу был взят ребенок, поскольку именно вокруг него строится приемная семья, и действия приемных родителей направлены на установлении взаимодействия с ним (Таблица 1).

Таблица 1. Обобщенные данные, характеризующие наблюдаемых детей

№ п\п Имя Возраст Продолжительность нахождения в приемной семье Данные о биологических родителях. Условия в приемной семье
1 Оля А. 5 5 месяцев Воспитывалась в детском доме с рождения. Мать отказалась от нее в роддоме. Семейная пара по медицинским показаниям не могут иметь детей, проживают в отдельной двухкомнатной квартире. У Оли есть все необходимое для ребенка. К новой семье адаптируется сложно, не привычно иметь что-то свое, а не общее, боится , что её вернут обратно, если она сделает то-то не так.
2 Аня Р. 5.5 7 месяцев Родители лишены родительских прав, когда Ане было 2 года, с этого времени воспитывается в доме ребенка. Одинокая женщина 34 лет, проживает в отдельной однокомнатной квартире. Аня обеспечена всем необходимым, проявляет интерес к учебе, занимается английским языком в специальной группе детского сада. К новой семье адаптируется достаточно спокойно, очень привязалась к приемной матери.
3 Олеся Л. 7 4 месяца Родители погибли в автокатастрофе, когда Олесе было 4 года. До 6 лет девочку воспитывала бабушка, но она умерла, после чего ребенок был на непродолжительное время помещен в приют. Полная семья (мать, отец). В семье есть старший ребенок – девочка 10 лет. Семья проживает в благоустроенной трехкомнатной квартире. Олеся тяжело восприняла смерть бабушки, которую считала матерью. Родных родителей помнит плохо. В период проживания в приемной семье наблюдается беспокойство, беспричинный плач. Приемная семья старается окружать девочку заботой и любовью.
4 Кристина Д. 6 9 месяцев Мать девочки лишена родительских прав. Отец так же лишен родительских прав и находится в местах лишения свободы за убийство. Полная семья, имеющая взрослых детей, которые проживают отдельно. Семья проживает в двухкомнатной квартире, в которой в настоящее время проводится ремонт и оформление детской комнаты. Кристина спокойно адаптируется в новой семье, однако иногда наблюдаются кратковременные беспричинные истерики и вспышки агрессии, объясняемые тем, что девочка часто становилась свидетелем конфликтов и драк биологических родителей.
5 Альбина В. 5 2 месяца Сведения о биологических родителях отсутствуют. Ребенок был оставлен в приюте анонимно. Семейная пара, есть двое родных детей 7 лет и 12 лет. Квартира благоустроенная четырехкомнатная . Адаптация в новой семье для ребенка только началась, но в этом девочке активно помогают другие дети в семье, которые восприняли её как родную.
6 Маша И. 6 1 месяц Мать ребенка умерла, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют. Одинокая женщина 28 лет, по состоянию здоровья не может иметь своих детей. Проживают в большой комнате в двухкомнатной коммунальной квартире. Ребенок тяжело пережила смерть мамы, скучает по ней, говорит, что мама за ней наблюдает. К приемной матери относится дружелюбно, часто сравнивает её поведение и поведение родной матери.
7 Ира К. 7 11 месяцев Воспитывалась с младенчества в сиротских учреждениях родители лишены родительских прав. Воспитывается семейной парой, у которой есть свой ребенок, достигший совершеннолетия и проживающим в другом городе. Проживает в двухкомнатной квартире, имеет все необходимое. Несколько раз называла приемных родителей «мамой» и «папой», но чаще- по имени. Любит с ними гулять по городу, играть. Почти полностью адаптировалась к новой семье.
8 Катя Л. 5 2 месяца Оба родителя лишены родительских прав и находится в местах лишения свободы, перед приемной семьей 3 месяца жила в приюте. Семейная бездетная пара, проживающая в отдельной двухкомнатной квартире. Ребенок тяжело привыкает к новой семье, боится насилия, т.к. в биологической семье неоднократно подвергалась избиениям. Так же у ребенка наблюдается серьезная задержка в развитии, т.к. в биологической семье с ней не занимались.
9 Александра Ж. 5 3 месяца Мать ребенка умерла при родах, данных об отце не имеется. Родственники взять на себя опеку отказалась. Семейная пара, у которой умер родной ребенок возрасте 3 лет. Мечтали о детях. Проживают в трехкомнатной квартире. Александра окружена любовью и заботой, но она до сих пор боится, что её вернут в детский дом. Старается понравится новым родителям.
10 Наташа Д. 6 1 месяц В детском доме с рождения, родители отказались от нее из-за проблем с сердцем, которые в итоге не подтвердились. Приемная мать 30 лет, приемная бабушка и дедушка. Проживают в двухкомнатной квартире. Ребенка окружили заботой, любовью и вниманием, у нее есть все для полноценного роста и развития. Наташа с каждым днем все больше привыкает к новой семье, однако скучает по друзьям в детском доме.
11 Дима Ж. 5 6 месяцев Родная мать лишена родительских прав когда Диме было 3 года. Полная семья, есть родной ребенок 5 лет (мальчик). Проживают в трехкомнатной квартире. У родного и приемного ребенка наблюдается «эффект двойни». Они растут и развиваются вместе. Родители не делают разницы между свои ребенком и Димой.
12 Коля Л. 5.5. 1 месяц Воспитывается в детском доме с рождения. Ранее в возрасте 4 лет воспитывался в приемной семье, однако был возвращен в детский дом, т.к. отставал в развитии и не оправдал надежд приемных родителей Полная семья, своих детей нет Отдельная однокомнатная крупногабаритная квартира. В настоящее время усилия приемных родителей направлены на то, чтобы уменьшить последствия психологической травмы, которую пережил ребенок ранее. Коля так же боится, что его снова предадут, поэтому относится к новой семье с осторожностью.
13 Володя З. 5 10 месяцев Воспитывался матерью, злоупотребляющей спиртными напитками. В 3 года она отдала сына в профилакторий в детский дом, однако по истечение 1 года не забрала и впоследствии была лишена родительских прав. Об отце ребенка сведений нет. Полная семья, есть старший ребенок (девушка) 17 лет. Отдельная трехкомнатная квартира. Володя пережил сильный стресс, когда был оставлен в профилактории и впоследствии был перемещен в приемную семью. Часто вспоминает о матери, говорит, что до сих пор любит её. В приемной семье осваивается с трудом, боится сделать что-то не так, замкнут, не общителен.
14 Павел Н. 6 6 месяцев Мать ребенка умерла, когда ребенку было 2 года. Других родственников не имеется, об отце ничего не известно Женщина 34 года, вдова. Проживает в большой комнате в трехкомнатной коммунальной квартире, состоит на учете по улучшению жилищных условий. Будущая приемная мать неоднократно навещала Павла в детском доме, ранее брала к себе на выходные. В настоящее время Павел привыкает к жизни вне большого детского коллектива, а так же активно занимается учебой для поступления в первый класс.
15 Александр В. 6 3 месяца Родители лишены родительских прав 2 года назад. Семейная пара, не имеющая своих детей по состоянию здоровья. Проживают в отдельной однокомнатной квартире. Александр помнит своих биологических родителей и часто вспоминает, как мама была пьяная, а папа его бил. К новой семье относится с осторожностью, боится, что его будут бить. Ребенок любит играть, в новой семье обеспечен всеми необходимыми игрушками и книжками. Так же любит гулять, ходить на экскурсии в музеи.
16 Игорь А. 6 7 месяцев Мать лишена родительских прав, в настоящее время умерла. Ребенок воспитывался в детском доме с 2 лет. Женщина 40 лет, вдова, взрослый сын 19 лет живет отдельно. Проживает в двухкомнатной квартире. Ребенок не помнит мать, отца не знает. Игорь тепло относится к приемной матери, ждет, когда в гости приезжает старший сын приемной матери, но часто вспоминает свою жизнь в детском доме.
17 Ваня Г. 5.5. 5 месяцев Родители, бабушка и дедушка ребенка погибли в автокатастрофе. Семейная пара, имеет своего ребенка 5 лет. Двухкомнатная квартира, у детей много игрушек, книг, мультфильмов. Ребенок тяжело пережил гибель родителей, замкнулся в себе. Приемная семья в настоящее время записала ребенка на прием к психологу, помогает ребенку адаптироваться в их семье.
18 Вася В. 7 9 месяцев Родители ребенка лишены родительских прав, мальчик с 3 лет воспитывается в детском доме Семейная пара, двое своих детей 7 лет и 10 лет. Двухкомнатная отдельная крупногабаритная квартира. Мальчик постепенно привыкает к жизни в новой семье, подружился с другими детьми. Родных родителей мальчик не помнит, родными считает воспитателей детского дома, по которым очень скучает.
19 Сережа П. 5.5 5 месяцев Мать ребенка умерла, когда ему было 3 года, отец отказался от него и в настоящее время лишен родительских прав. Семейная пара, своих детей нет. Проживают в двух комнатах в коммунальной трехкомнатной квартире. Мальчик постепенно привыкает к новой семье, ему не привычно, что у него все свое, нет ничего общего с другими детьми. У него много игрушек и развивающих игр. Сережа помнит родную мать только как образ, но говорит, что мама за ним с небес наблюдает , она-ангел. О родном отце Сережа не вспоминает.
20 Леша В. 7 4 месяца Отец ребенка находится в местах лишения свободы, мать – лишена родительских прав. Ребенок с 5 лет находится в детском доме. Женщина 45 лет, , свой ребенок у нее умер 2 года назад. Проживает в двухкомнатной квартире. Она неоднократно навещала Лешу в детском доме и очень привязалась к нему. В настоящее время она дает приемному сыну всё для его полноценного развития. Осенью этого года ребенок пойдет в первый класс.

 

Таким образом, для эксперимента были выделены дети , воспитывающиеся в настоящее время в приемных семьях менее чем 1 год. Из представленной ознакомительной таблицы четко прослеживается, чтоб процесс адаптации у этих детей активно сопровождается воспоминаниями относительно пребывания в детском доме. Поскольку большая часть детей фактически потеряла биологических родителей в раннем возрасте, в памяти этот период их жизни отражен не так ярко, имеются только некоторые остаточные воспоминания.

Исследование процесса адаптации детей в приемных семьях проводилось в основном путем использования методик «Рисунок семьи», и «Кинетический рисунок семьи», а так же наблюдение за ребенком в процессе игр и беседы.

Автором методики «Рисунок семьи» является Хоментаускас Г.Т. В 1985 году Хоментаускас Г. Т. провел исследование, которое позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.

Целью данной диагностики является диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику «Рисунок семьи» и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи («семья глазами ребенка»). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», — так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначенных для диагностики детско-родительских отношений.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В данном случае полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.[52, с. 27]

Таким образом, применение данной методики на детях 5-7 лет, которые представлены в дипломном исследовании, позволит понять, насколько дети смогли адаптироваться в приемной семье, как они воспринимают себя и свое место в этой семье, насколько и комфортно там находиться.

Для подготовки к тестированию «Рисунок семьи» был заготовлен стандартный чистый лист бумаги формата А4, простой карандаш ластик. Дополнительно — шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый). Ребенку дается задание – нарисовать семью и семью, как её себе представляет ребенок.

Для подготовки к тестированию «Кинетический рисунок семьи» применяются те же принадлежности, но ребенку дается иное задание – нарисовать семью, где каждый член семьи что-то делает, и нарисовать семью, где каждый занят обычным делом, в т.ч. и сам ребенок.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно ребенку задаются следующие вопросы:

  • Скажи, кто тут нарисован?
  • Где они находятся?
  • Что они делают? Кто это придумал?
  • Им весело или скучно? Почему?
  • Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  • Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.).

Интерпретировать рисунок семьи можно с помощью условных 17 правил, которые приведены в приложении к работе [53].

Примеры рисунков детей, выполненных детьми с использованием простого карандаша по методикам «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи» приведены в приложении к дипломной работе.


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф