2.2. Апробирование предложенной программы и оценка полученных результатов
Приемные дети были разделены на две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор. В число этих детей входят те, которые посещали консультации психолога по предложенной программе, выполняли упражнения, с которыми проводилась работа как силами психолога, так и с помощью приемных родителей.
Контрольная группа помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию и ранее психолога не посещали, родители по предложенной методике так же не работали.
В таблице 2 приведены результаты обследования детей до применения к ним методик и упражнений.
Таблица 2.
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
ФИО | «Рисунок семьи» | «Кинетический рисунок семьи» | ФИО | «Рисунок семьи» | «Кинетический рисунок семьи» |
Оля А. | 5б. | 12 б. | Маша И. | 7 б. | 12 б. |
Аня Р. | 6 б. | 11 б. | Ира К. | 8 б. | 10 б. |
Олеся Л. | 5 б. | 12 б. | Катя Л. | 6 б. | 10 б. |
Кристина Д. | 9 б. | 11 б. | Александра Ж. | 8 б. | 14 б. |
Альбина В. | 9 б. | 14 б. | Наташа Д. | 6 б. | 11 б. |
Дима Ж. | 6 б. | 15 б. | Игорь А. | 9 б. | 15 б. |
Коля Л. | 8 б. | 13 б. | Ваня Г. | 8 б. | 14 б. |
Володя З. | 7 б. | 14 б. | Вася В. | 7 б. | 13 б. |
Павел Н. | 9 б. | 13 б. | Сережа П. | 6 б. | 12 б. |
Александр В. | 8 б. | 14 б. | Леша В. | 8 б. | 15 б. |
После этого были вычислены данные экспериментальной и контрольной группы детей до апробации методики с помощью T-критерия Стьюдента.
Критерий Стьюдента (или Т-критерий) широко применим в практике проверки статистических гипотез о равенстве средних значений двух выборок или среднего значения выборки с неким значением (целевым показателем). Использование данного критерия предполагает сравнение распределения наблюдаемой величины с распределением Стьюдента. В простейшем случае табличное значение критерия Стьюдента сравнивается с расчетным и, на основании этого делается вывод в пользу нулевой или альтернативной гипотезы.
Результаты приведенных вычислений до использования методики приведены в таблице 3.
Таблица 3. Данные экспериментальной и контрольной группы детей до апробации методики
Тесты | Экспериментальная группа | Контрольная группа | t-критерий Стьюдента | уровень значимости | ||
_ | δn-1 | _ x | δn-1 | |||
«Рисунок семьи» | 7 | 1,41 | 6,9 | 1,04 | 0,19 | Не значимо |
«Кинетический рисунок семьи» | 12,9 | 1,57 | 12,6 | 1,52 | 0,39 | Не значимо |
Работа с приемными семьи в рамках дипломной работы велась в направлении укрепления у ребенка положительного образа семьи, а так же формирования устойчивой семейной взаимосвязи между ребенком и приемной семьей.
В программе работы были выделены занятия для приемных детей и их приемных родителей с целью построения семейных взаимосвязей, а так же групповые занятия для приемных родителей с целью подробного изучения и обсуждения возникающих в процессе воспитания проблем, а так же предложения методик их решения.
Так, для совместных игровых занятий для детей и родителей была предложена игра «Соломенная башня». [54] В рамках данной методики членов семьи просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно использовать другие материалы, например строительные блоки. Особенность игры состоит в том, что разрешение этой задачи возможно только при реализации совместных действий. В то же время психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам, а непосредственно в действии.
При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя гак же, как и в обычной жизни.
Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе семейных взаимоотношений.
Для выполнения задания участникам предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо из этих соломинок построить башню. При построении башни попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в 10-15 мин».
После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства, интересуясь тем, как, по их мнению, можно разрешить сложившуюся ситуацию. Психолог анализирует роль каждого в совместной деятельности и поведение членов семьи в рамках поставленной задачи. После этого можно попросить членов семьи заново построить башню, используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обучить членов семьи методикам совместной работы и способам оказания взаимопомощи.
Одной из таких методик является «игра с песком» [55]. В данной методике применяется водонепроницаемый деревянный ящик размером 50х70х9 сантиметров. Дно и внутренние стенки ящика окрашиваются в голубой цвет, символизирующий подземные воды и небо над линией горизонта. Ящик наполовину или чуть меньше засыпается промытым речным песком. Песок — замечательный строительный материал, только нужно, чтобы у пациентов была возможность смачивать его водой по мере необходимости. Свой мир они создают на песке и из песка, используя игровой материал, разделив предварительно территорию ящика. В качестве подручного материала могут быть применены камешки, стеклышки, ракушки, палочки, косточки, ящички, коробочки, бусинки, кристаллы, цепочки, тряпочки, полоски цветной бумаги, кусочки фольги, полиэтиленовой пленки. Одним из вариантов игры может быть такой: приемная мать или отец строит что-то свое на одной половине ящика, а ребенок – на другой. Половинки ящика разделены имитацией рва. Потом взрослый и ребенок совместно строят мосты друг к другу.
Групповая работа с родителями проводилась в форме лекционных занятий с элементами практики. Темы занятий были составлены и подготовлены как по запросам родителей, так и исходя из наиболее часто встречающихся вопросов в практике приемных родителей.
Перед началом курса занятий приемным родителям может быть выдана памятка, примерный вариант которой приведен в приложении 2 к работе.
В рамках групповых занятий психолог должен объяснить приемным родителям о наиболее важных составляющих помощи ребёнку с эмоциональными проблемами, к которым относятся практически все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:
- атмосфера тепла, безопасности и принятия;
- возможность выражать все чувства;
- формирование привязанности между ребенком и родителями;
- новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, готовность обсудить возникшие проблемы),
- разумные требования, ограничения и обязанности;
- консультации психолога, при необходимости психоневролога;
- длительное комплексное медико-социально-психологическое сопровождение приемной семьи.
В процессе обсуждения необходимо подчеркнуть роль семьи в преодолении эмоциональных нарушений у детей, важность принятия ребенка со всеми его бедами и переживаниями, готовность семьи обратиться за помощью к специалистам. Следует указать приемным родителям на обязательность заботы о собственном здоровье и эмоциональном благополучии, гармонических взаимоотношениях между супругами. В обсуждении подчеркнуть взаимосвязь интеллектуального и эмоционального развития. Безусловно, в развитии ребенка интеллект и эмоции тесно взаимосвязаны. Угнетенное состояние, высокая тревожность не позволяют ребенку сосредоточиться, блокируют продуктивную умственную работу, интеллектуальное развитие. С другой стороны, проблемы с учебой приводят к снижению самооценки, к появлению чувства несостоятельности или обиды и озлобленности. Многие приемные дети начинают лучше учиться, когда наконец-то почувствуют себя любимыми, «своими», потому что успехи в учебе зависят не только от способностей ребенка, но и от его душевного состояния.
Кроме того, в числе рекомендуемых тем для занятий с приемными родителями целесообразно перечислить следующие:
- Первые месяцы жизни приемного ребенка в семье;
- Возрастные закономерности психического развития ребенка;
- Трудное поведение детей и подростков и управление им;
- Развитие связи с привязанности. Формирование доверия.
Кроме того, психологом велась индивидуальная работа с учетом конкретного ребенка и условий его жизни и воспитания до помещения в приемную семью.
После программы занятий была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной группы, после которой были получены следующие результаты (Таблица 4).
Таблица 4. Результаты обследования по диагностическим методикам после проведения занятий
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
ФИО | «Рисунок семьи» | «Кинетический рисунок семьи» | ФИО | «Рисунок семьи» | «Кинетический рисунок семьи» |
Оля А. | 4 б. | 6 б. | Маша И. | 7 б. | 11 б. |
Аня Р. | 3 б. | 6 б. | Ира К. | 6 б. | 10 б. |
Олеся Л. | 4 б. | 8 б. | Катя Л. | 6 б. | 11 б. |
Кристина Д. | 4 б. | 7 б. | Александра Ж. | 7 б. | 11 б. |
Альбина В. | 5 б. | 6 б. | Наташа Д. | 7 б. | 12 б. |
Дима Ж. | 4 б. | 6 б. | Игорь А. | 7 б. | 15 б. |
Коля Л. | 5 б. | 8 б. | Ваня Г. | 7 б. | 13 б. |
Володя З. | 3 б. | 5 б. | Вася В. | 7 б. | 13 б. |
Павел Н. | 3 б. | 6 б. | Сережа П. | 6 б. | 12 б. |
Александр В. | 5 б. | 9 б. | Леша В. | 7 б. | 14 б. |
После чего был повторно произведена оценка результатов с помощью T-критерия Стьюдента и результаты отражены в таблице. (таблица 5)
Таблица 5. Данные экспериментальной и контрольной группы детей после апробации методики
тесты | Экспериментальная группа | Контрольная группа | t-критерий Стьюдента | уровень значимости | ||
_ x | ||||||
«Рисунок семьи» | 4 | 0,77 | 6,9 | 0,83 | 7,431361 | 0.001 |
«Кинетический рисунок семьи» | 6,7 | 1,48 | 12,3 | 1,67 | 7,14307 | 0.001 |
Таким образом, у детей, участвующих в экспериментальной группе, существенно снизились показатели неблагоприятного и тревожного проявления процесса адаптации в приемной семье. Они стали более доверительно относиться к новой семье, более активно шли на контакт и воспринимали приемную семью наиболее приближенной к родной, более значимо ощущали свое место в ней. В то же время, с детьми, с которыми указанная работа не проводилась, показали результаты практически не отличающиеся от исходных. Это говорит о том, что выбранная в дипломной работе методика допустима к использованию в случае работы с приемными семьями, и приносит положительные результаты.
Таким образом, во второй главе представлено исследование, в ходе которого была проверена гипотеза дипломной работы. Гипотеза сводится к следующему: проведение консультирования семей – усыновителей с учетом особенностей психологической помощи для данной категории семей, существенно облегчает процесс адаптации и взаимодействия приемных детей с приемными родителями и снижает негативные проявления такой адаптации. Проведенное исследование подтвердило снижение уровня тревожных факторов в поведении детей, более активную совместную работу и взаимодействие детей с приемными родителями.
Исследование проводилось двумя методиками- с помощью теста «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи», в ходе которых были изучены рисунки детей до и после проводимой работы.
Следует отметить, что работа с приемными родителями должна проводиться задолго до фактически передачи ребенка в семью, поскольку неготовность на психологическом уровне принять нового члена семьи со своими личностными характеристиками и пережившего определенную жизненную трагедию может привести к возврату ребенка в детское учреждение и соответственно, повторное травмирование его психики.
Заключение
В настоящее время в стране проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня жизни детей, обеспечение их правовой защищенности. Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения детей, государство определило в качестве одного из основных направлений в своей деятельности укрепление правовой защиты детей. Существующее положение — тенденция снижения рождаемости, рост уровня заболеваемости, алкоголизация и наркотизация среди несовершеннолетних, а отсюда — рост правонарушений и преступлений как со стороны несовершеннолетних, так и по отношению к ним — вызывает тревогу. Усиливаются такие явления, как бродяжничество, социальное сиротство, безнадзорность.
Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.
Семья — это основа основ любой социальной системы, признание и уважение семьи как базовой социальной ценности — показатель устойчивости и прогрессивности общества и государства. Перед современным российским обществом и государством стоит задача повышения и укрепления авторитета семьи, создания необходимых условий для выполнения семьей именно присущих ей функций.
В области охраны детства один из важнейших принципов, признанных не только на внутригосударственном, но и международном уровне, — приоритет интересов ребенка. Так, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов детей. Закрепленная действующим законодательством процедура передачи детей на усыновление в конечном счете направлена на то, чтобы максимально гарантировать интересы детей.
Таким образом, рассмотренная в дипломной работе тема: «Психологические особенности работы психолога в семьях с приемными детьми» является интересной и актуальной для изучения и последующего применения в психологической практике.
Главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско – родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни.
В рамках осуществления того или иного направления сопровождения замещающих семей можно использовать такие виды работы, как психологической тренинг, групповое и индивидуальное консультирование, группы встреч/ группы поддержки, родительские мастерские, выездные школы, фестивали, круглые столы, родительские конференции, детско-родительские группы и др. Из методов работы наиболее продуктивными являются семейная психотерапия, проблемно-ориентированная психотерапия, рациональная терапия, арт-терапия, экзистенциальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игровая терапия и др.
В дипломной работе была предложна программа психологической помощи, направленная на построение и укрепление взаимоотношений между приемными детьми и родителями, состоящая из групповых индивидуальных методов работы.
Так же в дипломной работе была проведена апробация предложенной возможной программы психологической помощи, в ходе которой была проверена и доказана сформулированная в работе гипотеза о том, что проведение психологической работы с приемными детьми и родителями существенно облегчает процесс адаптации ребенка в новой семье.
Представляется чрезвычайно важным отметить следующее. Работу с приемными семьями необходимо начинать проводить задолго до фактической передачи ребенка в семью, поскольку неготовность на психологическом уровне принять нового члена семьи со своими личностными характеристиками и пережившего определенную жизненную трагедию может привести к возврату ребенка в детское учреждение и соответственно привести к еще одному негативному травмированию психики ребенка, еще полностью не сформировавшейся личности. Кроме того, приемным родителям необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка к новой семье может занять продолжительное время, и растянуться на годы.
Список использованной литературы
- Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. -Ростов-на-Дону, 2011.- 342 с.
- Аладин, А.А., Маглыш, В.А. Подготовка специалистов органов охраны детства к работе с приемной семьей. / Актуальные проблемы социально-психологической помощи семье: теория и практика. Мн. 2010.- С. 59-62.
- Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.10 / Асламазова Лилия Артуровна;[Место защиты: Санкт-Петербургском государственном университете].- Санкт-Петербург, 2012.- 24 с.
- Бардышевская, М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3 – 6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: диссертация…. кандидата психологических наук / М.К. Бардышевская. – М., 2011. – 291 с.
- Бардышевская, М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей / М.К. Бардышевская // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 6 – 20.
- Большакова, Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореферат дис. …кандидата психологических наук: 19.00.07 / Л.Н. Большакова. – Ярославль, 2011. – 26 с.
- Винникот, Д.В. Разговор с родителями. — М., 2012, с.35-36.
- Газета «Кировский муниципальный вестник».- 2010.-22 октяб.. №7.
- Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. — М.: МГУ, 2011. — 294 с.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования; [Е.А. Стребелева и др.]; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 2008. – 334 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
- Иванова, Н.П. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина; НИИ детства Рос.дет.фонда. – М.: Дом, 2012. – 30 с.
- Иванова, Н.П. Замещающая семья как социокультурное явление (выступление по секции «Неблагополучная семья и социальное сиротство» XVI Международных Рождественских образовательных чтений) / Н.П. Иванова // Социальная педагогика. – 2010. – №1. – С. 13 – 18.
- Иванова, Н.П. Социальная адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова // Семья в России. – 2010. – №2. – С. 59 – 65.
- Изард, К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: «Питер», 2010. – 464 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» .-Спб.: « Питер», 2008.- 512с.,
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
- Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1985. – 286 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 108 с.
- Коробейников, И.А. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации / И.А. Коробейников, В.М. Слуцкий // Дефектология. – 2010. – №3. – С. 19 – 23.
- Костюкова, Т.А., Шпакова В.В. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родителей. – Томск.: Вестник ТГПУ, 2011.- С. 59-62.
- Коттлер, Дж. Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб.: Питер, 2011. — 464 с.
- Крайг, Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. — 992 с.
- Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Питер, 2012.-267 с.
- Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 2007. – 335 с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2006. – 142 с.
- Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей / М.И. Лисина // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М.: Наука, 2008. – С. 268 – 294.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 2006. – 143 с.
- Миневич, О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: автореферат дис. …кандидата психологических наук: 19.00.05 / О.К. Миневич. – Тамбов, 2012. – 25 с.
- Минкова, Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э.А. Минкова // О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки / [И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская]. – М.: ТОО «СИМС», 2013. – 64 с.
- Мухамедрахимов, Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка / Р.Ж. Мухамедрахимов // Дефектология. – 2010. – №1. – С. 21 – 24.
- Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 288 с.
- Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности / В.С. Мухина. – М.: МГПИ, 2013. – 106 с.
- Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психологический журнал. – 1980. – № 5. – Т. 1. – С. 43 – 53.
- Мухина, В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 32 – 39.
- Ослон, В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2011. № 4.- С. 39–53.
- Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2013. – 368 с.
- Пезешкиан Н. Семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. — М.: Смысл, 1993. — 332 с. Питер, 2010. — 464 с.
- Привязанность: Перевод с английского Боулби Дж., М., «Гардарики» – 2013. — 477 с.
- Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. – 414 с.
- Прихожан, А.М. Развитие личности в условиях психической депривации / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. трудов.: [Посвящен памяти Л.И. Божович] / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; [Под ред. И.В. Дубровиной]. – М.: АПН СССР, 2001. – С. 78 – 104.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / [М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская и др.]; Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 2012. – 264 с.
- Специальная психология / [В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
- Спиваковская, А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений / А.С. Спиваковская // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. – сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение. – С. 127 – 132.
- Терлецкая, Р.Н. Состояние здоровья детей, оставшихся без попечения родителей / Р.Н. Терлецкая // Школа принимающих родителей: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. – С. 70 – 103.
- Трошихина, Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.04 / Е.Г. Трошихина. – СПб., 2010. – 18 с.
- Федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент воспитания и социализации детей [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.usynovite.ru/db/
- Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/.
- Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 2009. – 160 с.
- Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 319 с.
- Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие / Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 628 с.
- http://www.vseodetishkax.ru — материалы интернет-сайта «Все о детях»
- http://www.kalyakimalyaki.ru — материалы интернет-сайта «Детская творческая студия»
- http://www.vashpsixolog.ru – материалы интернет-сайта «Ваш психолог»
- http://psyjournal.ru – материалы интернет-сайта «Журнал современной психологии»
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф