2.3. Оценка кредитоспособности физического лица и поручителя в ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»
В условиях возрастающей конкуренции на рынке розничного банковского бизнеса прирост выдаваемых физическим лицам кредитов в основном удается получить за счет ускоренного кредитования на основе различных скоринг — систем. Однако практика их массового применения в российских условиях демонстрирует резкий рост не возвратов кредитов. Что и неудивительно: положительный опыт успешного использования данной — технологии в развитых странах был сформирован в совершенно иной экономической среде.
Неразвитость сети кредитных бюро, низкая кредитная культура населения создают ситуацию, когда массированное применение зарубежных скоринг-технологий только усилит кредитные риски розничного банковского бизнеса. В этой связи совершенствование методических подходов к оценке кредитоспособности индивидуальных заемщиков, адаптация зарубежного опыта к российским особенностям представляется весьма важной задачей.
Привлекательность кредитования частных лиц для ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» обусловлена применением высоких процентных ставок, которые позволяют получать значительную процентную маржу за достаточно короткий срок. Таким образом, основным способом борьбы за клиента становится ценовая конкуренция.
Технология кредитования устанавливается в кредитной политике банка. Процесс кредитования, в частности кредитования физических лиц, условно можно разделить на несколько этапов. Среди них: рассмотрение вопроса о выдаче кредита; документальное оформление кредита; выдача, ведение, погашение кредита.

Технологический процесс кредитования физических лиц в ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»представлен на рис.5 .Предотвратить возможные потери позволяет правильная оценка способности заемщика выполнять свои обязательства, поэтому так важна правильная организация процедуры оценки кредитоспособности.
Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике — один из основных объектов оценки при определении целесообразности и формы кредитных отношений. Способность к возврату долга зависит от моральных качеств клиента, рода его занятий, возможности заработать средства для погашения своих обязательств.
Перечень элементов и показателей, характеризующих кредитоспособность заемщика, может быть более обширным или кратким в зависимости от целей анализа, видов кредита, сроков кредитования, состояние кредитных отношений банка с заемщиком. Оптимальные или допустимые значения таких показателей определяются в зависимости от деятельности заемщика и конкретных условий сделки.
Скоринговые модели применяются в основном при предоставлении кредитов на покупку товаров (экспресс-кредитование) и при выдаче кредитных карт.
Скоринг — это математическая (статистическая) модель, с помощью которой на базе уже имеющейся у клиента кредитной истории банк определяет вероятность возвращения кредита в назначенный срок. Скоринг использует те характеристики, которые наиболее тесно связаны с надежностью (ненадежностью) клиента.
Технология кредитного скоринга представляет собой балльную оценку характеристик, позволяющих с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Наиболее значимые для прогнозирования кредитного риска показатели (характеристики) — это возраст, количество иждивенцев, профессия, доход, стоимость жилья.
Ниже в таблице 14 приведен пример скоринговой карты, максимальная сумма баллов в ней 1000, а точка отсечения 650 баллов.
Таблица 14. Пример скоринговой карты в ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»
| Показатель | Значение | Балл |
| Возраст | 18—20 лет | 15 |
| 21—25 | 34 | |
| 26—30 | 55 | |
| 31—35 | 90 | |
| 36—50 | 114 | |
| 51—60 | 97 | |
| >60 лет | 15 | |
| Семейное положение | Холост (не замужем) | 87 |
| Женат (замужем) | 115 | |
| Женат (замужем), но живут раздельно | 30 | |
| В разводе | 70 | |
| Вдовец (вдова) | 65 | |
| Наличие детей | Нет детей | 87 |
| Один | 64 | |
| Два | 52 | |
| Три | 14 | |
| Более трех | 4 | |
| Сфера деятельности | Госслужба | 93 |
| Коммерческая структура | 124 | |
| Пенсионер | 19 | |
| Другие | 47 | |
| Квалификация | Нет квалификации | 3 |
| Обслуживающий персонал | 17 | |
| Специалист | 72 | |
| Служащий | 83 | |
| Руководитель | 122 | |
| Стаж работы | До одного года | 6 |
| До двух лет | 28 | |
| До трех лет | 51 | |
| До пяти лет | 62 | |
| Более пяти лет | 89 | |
| Среднемесячный доход | < 5000 рублей | 9 |
| 5000—15000 рублей | 57 | |
| 16000—25000 рублей | 94 | |
| 26000—40000 рублей | 140 | |
| > 40000 рублей | 198 | |
| Наличие домашнего телефона | Есть | 36 |
| Отсутствует | 7 | |
| Наличие автомобиля (марка) | Нет автомобиля | 70 |
| Отечественная, старая | 7 | |
| Отечественная, новая | 53 | |
| Иномарка, старая | 60 | |
| Иномарка, новая | 115 |
Преимущества скоринговых моделей достаточно очевидны:
— сокращение сроков принятия решения о предоставлении кредита (увеличение скорости обработки заявок за счет минимизации документооборота при выдаче кредита частным лицам — важнейший способ обеспечения ритейлового кредитования);
— эффективная оценка и постоянный контроль уровня рисков в отношении того или иного заемщика;
— снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита (обеспечение объективности в оценке заявок кредитными инспекторами во всех филиалах и отделениях банка);
— оценка и управление риском кредитного портфеля частных лиц в целом, включая его отделения (учет при определении параметров новых кредитов уровня доходности и риска кредитного портфеля);
— реализация единого подхода при оценке заемщиков для различных типов кредитных продуктов (экспресс — кредиты, кредитные карты, потребительские кредиты, автокредитование, ипотечные кредиты);
— адаптация параметров кредита к возможностям: — сетного заемщика;
— сокращение численности банковского персонала, экономия за счет использования персонала более низкой квалификации;
— контроль всех шагов рассмотрения заявки;
— возможность централизованной корректировки методологии оценки и немедленного ввода новшеств во всех отделениях банка.
— при всем том применение кредитного скоринга сопряжено с рядом трудностей. Одна из них заключается том, что определение оценивающих характеристик производится только на базе информации о тех клиентах, которым банк уже предоставлял кредит.
Другая (и наиболее значимая) проблема состоит том, что скоринговые модели строятся на основе выборки из числа клиентов, обратившихся ранее. Так что сотрудникам банка приходится периодически проверять качество работы системы и с его ухудшением разрабатывать новую технологию скоринга. (Из анкеты-заявления для оценки берется около десяти характеристик, остальные данные хранятся в статистической базе для дальнейшего обновления и анализа скоринга).
Сегодня ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» оценивает такие параметры кредитоспособности, как доход заявителя, количество иждивенцев, наличие в собственности автомобиля (при этом различают автомобиль отечественного и иностранного производства и срок, прошедший с момента его выпуска), наличие земельного участка (рассматривается его площадь и удаленность от центра города), стаж работы, должность, образование.
Однако непрерывная корректировка скоринговой методики позволяет уточнить перечень оцениваемых характеристик, и те, кто сегодня попадает в группу ненадежных заемщиков, при последующем анализе кредитной деятельности, возможно, будут оценены как достаточно надежные.
Более сложная и тщательная оценка заемщиков используется при выдаче физическим лицам кредитов на неотложные потребительские нужды. Это, как правило, среднесрочные ссуды на покупку дорогих вещей, оплату услуг и работ (приобретение дорогостоящей мебели, плата за обучение, финансирование ремонта жилья и т.п.).
В этом случае ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие определяет платежеспособность заемщика на основе документов с места работы о доходах и размерах удержаний, а также по данным анкеты. Результат выделяется как среднемесячный доход за вычетом всех обязательных платежей, скорректированный на поправочный коэффициент и умноженный на срок кредита. Исходя из полученной суммы рассчитывается максимальный размер кредита. Полученная величина корректируется с учетом предоставленного обеспечения, заключения службы безопасности и юридического отдела банка, остатка задолженности по ранее полученным ссудам.
Одно из преимуществ данной методики — применение специальных формул и корректирующих коэффициентов, позволяющих упростить работу сотрудников кредитного отдела и рассчитать платежеспособность потенциального заемщика. Оценочные показатели следует отбирать для каждой конкретной ситуации, а результат не рассматривать как нечто однозначно свидетельствующее о возможности или невозможности выдачи кредита. Ведь даже если на момент рассмотрения кредитной заявки финансовые показатели клиента находятся на приемлемом уровне, не следует забывать, что полностью риск невозврата кредита неустраним в принципе. Показатели помогут лишь оценить степень кредитного риска на данный момент.
В ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» андеррайтингом занимается отдельное подразделение, которое консолидирует информацию от других подразделений и делает заключение о целесообразности выдачи кредита.
Наиболее важный момент в процессе андеррайтинга- оценка платежеспособности клиента с точки зрения возможности своевременно вносить платежи по кредиту. Для этого консолидируется информация о трудовой занятости, доходах и расходах заемщика, а также о качестве предоставленного обеспечения.
Таким образом, в андеррайтинге используется как системный, так и индивидуальный подход, а трудоемкость данной оценки требует определенного опыта работы в банковской сфере.
Чаще всегда ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» пытается минимизировать кредитный риск за счет повышения кредитных ставок. Если же банк планирует разворачивать масштабную программу, тогда, чтобы преуспеть в условиях ужесточения конкуренции, надо искать пути сокращения расходов и минимизация рисков. Нужно создать своеобразный конвейер, в котором сотрудники взаимодействуют с заемщиками и между собой по четко выверенным правилам и алгоритмам. В число алгоритмов входят методики анализа заявок и принятие решений.
Как представляется, оптимальная система оценки кредитоспособности физических лиц включает элементы как скоринга, так и андеррайтинга. И если отдел андеррайтинга находится в головном офисе банка, а решение о выдаче кредита принимается централизованно, тогда риски применения мошеннических схем сокращается максимально.
Система оценки кредитоспособности должна состоять из двух аналитических блоков: анализа данных и принятия решений. В блоке анализа рассматривается информация о заемщике, выданных кредитах и истории их погашения. При этом используются данные Пенсионного фонда РФ о доходах заемщика, данные Бюро технической инвентаризации, и департамента юстиции о его недвижимости, соответствующие данные ГИБДД, данные паспортно-визового центра для подтверждения достоверной информации о регистрации.
При проведении такой проверки данных затраты банка увеличиваются, однако по мере налаживании системы обмена информацией и снижения кредитного риска банк будет получать ощутимую отдачу.
Блок принятия решений обеспечивает выдачу заключения (на основе системы автоматизированного банковского ритейла) о возможности выдачи кредита и максимально допустимом его размере. С данным блоком работает сотрудник банка, который либо вводит в него анкету нового заемщика, либо получает ее из торговой точки, где банк осуществляет программу потребительского кредитования.
В оценке кредитоспособности физического лица изучаются сведения о поручителе (если клиент желает получить кредит под поручительство). Если поручитель является клиентом ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие», клиенту присваивается 5 баллов, если другого банка – 0 баллов. Если поручитель является работодателем потенциального заемщика, клиенту присваивается 5 баллов, если не является работодателем – 0 баллов.
Банки имеют свои наработки для развития кредитования физических лиц, но методики, положенные в их основу, слишком инертны, чтобы адекватно реагировать на динамику рынка. Увеличение достоверности информации и снижение стоимости кредитов позволит отказаться от практики переноса рисков и затрат на заемщиков. Тогда в выигрыше окажутся все: и банки и заемщики.
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ НАПРАВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
3.1. Совершенствования потребительского кредитования в ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»
При изучении данного вопроса, кредитования физических лиц следует выделить трудности, с которыми сталкиваются кредитные организации в ходе своей деятельности.
За последний период времени значительно возросла платежеспособность населения в целом. Рынок труда предлагает вакансии различного уровня и объема работ. Население реально владеет экономической ситуацией на микро- и на макро уровне. Может планировать свой досуг, быт и т.д. Вследствие этих моментов население решается на заимствование денежных средств у Банка на определенный период времени, тем самым решить проблемы. Основная проблема ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» заключается в том, что основное население проживает в отдаленных регионах России. Существует ряд причин, препятствующих получению кредита в банке:
— недоступность информации из-за отдаленности сел и деревень;
— низкая заработная плата, не дающая право на кредит;
— отсутствие залоговой базы подсобного сельского хозяйства и так далее;
— проблемы с поручителями (основное население – дети, пенсионеры);
— достаточно высокий процент.
В связи с этим необходимо.
- Расширить информационную сеть (через местные газеты, телевидение).
- Снизить процент или предоставлять льготный процент, например:
— многодетным семьям – 10 – 15%;
— молодым семьям;
— неоднократно пользовавшимся кредитом, то есть тем, кто брал кредит 2 и более раза, постоянным заемщикам.
- Расширить залоговую базу
- Устраивать благотворительные кредиты, то есть без процентов.
В целях увеличения объемов оказания услуг при одновременном повышении качества обслуживания наиболее массовые базовые услуги должны быть стандартизированы по своим технологическим и экономическим параметрам.
Это позволит снизить операционные издержки, организовать продажу услуг без индивидуальных консультаций с банковскими работниками (например, использовать автоматизированные системы консультирования). Комплекс стандартизированных базовых услуг должен быть высокотехнологичным и рационализированным с позиций планируемого банком соотношения произведенных затрат и ожидаемых доходов. На основе стандартизации технологических и экономических параметров услуг банк может организовать свою деятельность на розничном рынке по двум основным направлениям:
— продажа индивидуальных услуг, рассчитанных на спрос определенных групп населения и требующих консультирования клиентов работниками банка. Цена индивидуальных услуг должна одновременно обеспечивать необходимый уровень спроса на эти услуги и конкурентоспособности;
— продажа стандартизированных высокотехнологичных базовых услуг, ориентированных на массовый спрос со стороны частных лиц и единых для всей системы банка. Цена этих услуг должна обеспечивать их доступность для населения и в то же время компенсировать банку основные расходы по продаже индивидуальных услуг за счет больших объемов продаж. Сбыт стандартизированных услуг в перспективе может осуществляться главным образом по удаленным каналам и в зонах самообслуживания.
Задачи увеличения объемов, расширения спектра и повышения качества розничных банковских услуг населению в современных условиях невозможно решить без автоматизации банковской деятельности на основе использования новых технологий. Информационные технологии не только увеличивают доступность и быстроту оказания традиционных услуг, но и служат базой возникновения новых услуг, которые невозможно оказать при использовании традиционных технологий.
Необходимость увеличения объемов продаж, развитие банковских технологий, а также изменение потребностей клиентов, повышение их требований к качеству банковского обслуживания обусловливают потребность в оптимизации каналов продаж услуг. Поэтому важным фактором повышения эффективности розничных продаж является совершенствование способов их организации: использование принципов универсальности и комплексности при обслуживании населения, расширение самообслуживания клиентов, сегментация рынка.
Повышение эффективности продаж розничных услуг предполагает развитие комплексного обслуживания. Преимущества комплексного обслуживания в направлении увеличения объемов продаж розничных услуг, исходя их мирового опыта, очевидны. Данная стратегия является выигрышной, поскольку она совпадает с целями банка в целом. Она предполагает определение и формирование такого набора банковских услуг, которые полностью удовлетворяли бы потребности клиента, гарантируя процесс наилучшего взаимодействия с ним.
В частности, при открытии счета клиенту может быть предоставлена возможность получения овердрафта, перевода остатка счета в срочный депозит, осуществления платежей постоянного характера, совершения операций по счету с использованием банковской пластиковой карточки.
Наряду с самообслуживанием необходимо развивать стратегию сегментирования клиентов, позволяющую оптимизировать затраты на оказание розничных банковских услуг. В частности, обслуживание наиболее обеспеченных клиентов (являющихся привлекательными для банка с точки зрения существенного расширения депозитной базы, возможности оказания услуг по доверительному управлению активами и других нетрадиционных услуг) требует разработки индивидуальных программ обслуживания. В свою очередь, для прочих клиентов, исходя из особенностей спроса на банковские услуги той или иной группы населения, можно выделить розничные услуги, оказываемые: гражданам пенсионного и предпенсионного возраста; рабочим и служащим; мелким предпринимателям; молодежи; собственным работникам и т.д.
За счет расширения спектра услуг, освоения новых сегментов розничного рынка происходит оптимизация использования текущих возможностей, и, следовательно, повышается рентабельность розничной деятельности банка, растет отдача от вложенного капитала. Внедрение новых розничных банковских услуг предполагает изучение передового зарубежного опыта, развитие банковских технологий, дальнейшее совершенствование менеджмента и маркетинга в данной сфере, создание системы подготовки и переподготовки персонала (по обучению технике предоставления новых услуг).
Однако в связи с тем, что процесс внедрения новых технологий и услуг характеризуется высокими рисками (в первую очередь риском экономического освоения), инновационный менеджмент должен быть направлен на продвижение таких услуг, которые максимально соответствуют потребностям клиентов на каждом этапе развития розничного рынка.
Расширение спектра розничных банковских услуг может осуществляться по следующим направлениям:
— модификация услуг, уже оказываемых банками населению;
— внедрение новых услуг для розничного банковского рынка.
Новые услуги населению, основанные на модификации уже оказываемых услуг, могут внедряться путем изменения условий оказания услуг с целью повышения их привлекательности.
К таким условиям, например, относятся:
— процентные ставки по депозитным и кредитным операциям (плавающая процентная ставка в зависимости от темпов инфляции, конъюнктуры финансовых рынков, кредиты с пониженными ставками, например, для работников субъектов хозяйствования, обслуживающихся в данном банке и др.);
— сроки депозитных и кредитных операций (широкая диверсификация сроков депозитов и кредитов, гибкие графики сроков погашения обязательств);
— формы обеспечения выдаваемых кредитов (кредиты работникам предприятий под гарантии этих предприятий – клиентов банка; кредиты под залог вкладов, ценных бумаг, драгоценных металлов и т.д.);
— вид актива при привлечении средств во вклады (национальная, иностранная валюта, драгоценные металлы и камни).
Модификация услуг может также осуществляться путем предоставления их на новой технологической основе. Например, оказание услуг с использованием систем удаленного доступа, средств мобильной связи, через банкоматы, инфокиоски. Предоставление услуг по расчетному обслуживанию может осуществляться с использованием различных платежных инструментов.
Клиенту в дополнение к уже оказываемым услугам банком могут предлагаться дополнительные услуги (овердрафт по текущему счету; размещение временно свободных средств с карт-счета во вклады и ценные бумаги). Необходимо также внедрять программы лояльности и поощрения клиентов (стимулирование держателей карточек; кредиты, предусматривающие скидку на приобретение товаров в определенных магазинах и т.д.).
Перспективным видится оказание розничных банковских услуг совместно с предприятиями торговли и сервиса (экспресс-кредитование в местах приобретения потребительских товаров).
Относительно новыми и одновременно достаточно интересными услугами для клиентов в перспективе для ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» могут стать:
— услуги, связанные с проведением операций с ценными бумагами;
— услуги, напрямую не связанные с банковским бизнесом (продажа страховых полисов, проездных билетов, интернет-карт и т.п.).
Для оценки существующего уровня и планирования мероприятий по повышению качества обслуживания населения Банку следует использовать не только показатели качества самих услуг, но и показатели обеспеченности ресурсами, которые необходимы для оказания услуг высокого качества. Состояние материальных и трудовых ресурсов определяет потенциал качества банковских услуг, т.е. возможности их предоставления на уровне требований, предъявляемых клиентами. Качество предоставляемых услуг зависит также и от того, насколько целесообразно и эффективно эти ресурсы используются.
