В РФ постоянно фиксируются нарушения по несоблюдению установленных требований по консервации и ликвидации скважин. Так, из отчета Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору видно, что такие «нарушения существуют у ОАО АНК «Башнефть» — Республика Башкортостан; ОАО «Юганскнефтегаз» — Ханты-Мансийский автономный округ; ООО «Кавказтрансгаз» — Ставропольский край».
Среди основных проблем обеспечения требуемого уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазовой промышленности можно выделить неудовлетворительное состояние геологоразведочных скважин на нефть и газ, пробуренных за счет государственных средств организациями Министерства геологии СССР и Министерства геологии РФ при проведении поисково-разведочного бурения на нефть и газ.
Большая часть бесхозных скважин находится на территориях Тюменской и Архангельской областей, в Республике Коми. Существует угроза возникновения нефтяных и газовых фонтанов в труднодоступных местах, что требует создания эффективной системы мониторинга и оценки состояния, а также проведения работ по их ликвидации. До настоящего времени «надзорные органы не могут решить вопросы ликвидации 12 разведочных скважин, пробуренных Астраханской нефтегазовой разведочной экспедицией и Калмнефтегазразведка и вскрывших продуктивный горизонт. Министерство природных ресурсов России не выделяет средства на устранение межколонных давлений в скважинах. ОАО «Астраханьгазпром» не принимает аварийные скважины на свой баланс».
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальные органы неоднократно обращали внимание заинтересованных ведомств на недопустимое состояние «бесхозных» скважин, представляющих реальную экологическую и промышленную опасность. Для проведения ремонтных и ликвидационных работ в этих скважинах требуется решить вопросы источников финансирования ликвидации подобных скважин и их имущественной принадлежности. Однако исчерпывающих мер по всему фонду «бесхозных» скважин до настоящего времени так и не было принято.
Такие скважины со временем приходят в аварийное состояние, начиная представлять реальную опасность для окружающей среды.
Ученые полагают, что «во многих скважинах проистекают неконтролируемые процессы, которые могут привести к снижению запасов пресных и минеральных вод».
Неточность и разрозненность информации по ликвидации скважин говорит только об одном, что правовое регулирование этого вопроса до сих пор не развито, поэтому законодатель должен уделить особое внимание данной проблеме.
«Все ликвидируемые скважины в зависимости от причин ликвидации подразделяются на 4 категории: скважины, выполнившие свое назначение; скважины или часть их ствола, ликвидируемые по геологическим причинам; скважины или часть их ствола, ликвидируемые по техническим причинам (аварийные); скважины, ликвидируемые по технологическим, экологическим и другим причинам».
Таков исчерпывающий перечень категорий, когда скважины должны быть ликвидированы. И на сегодняшний день можно привести минимальное количество примеров, где компании в соответствии с законодательством о недрах ликвидируют скважины.
Хорошим примером может послужить «ликвидация первой разведочной скважины на участке Тюб-Караган в центральной части казахстанского сектора Каспийского моря. Целью работ являлось изучение геологического разреза, выявление и оценка залежей углеводородов. Проводка скважины осуществлялась в полном соответствии с техническим проектом, с постоянным геолого-техническим контролем. Осуществлен полный комплекс предусмотренных техническим проектом геолого-геофизических исследований вскрытого разреза скважины и геолого-геохимический анализ. Все работы проведены с соблюдением всех норм экологической безопасности. По результатам выполненных исследований в разрезе скважины не, выявлены нефтегазосодержащие объекты, представляющие промышленный интерес. Разведочная скважина достигла проектной глубины и позволила получить подробные данные о геологическом строении разреза и большое количество материалов для исследований. Скважина выполнила свое геологическое назначение и ликвидирована в полном соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к данной категории скважин. В среднем же по миру только каждая пятая скважина является успешной».
Я считаю, что такой подход компании к ликвидации скважины должен быть примером для всех недропользовательских организаций, поскольку это создает положительный эффект для других.
Однако на территории России до сих пор существуют заброшенные скважины, которые требуют неотложной консервации либо ликвидации. Большая часть экологически опасных скважин преимущественно находятся в регионах Западной Сибири.
«Долгие годы шла дискуссия по поводу того, кому -государству или предприятиям — нести основное бремя расходов на старых месторождениях, доставшихся новым хозяевам, так сказать, по наследству. Проблема непростая: на Самотлорском месторождении, например, пробурено примерно 15 тысяч скважин. Ныне используется менее трети. Правда, базирующаяся здесь, транснациональная компания заявила о намерении вложить сотни миллионов долларов на природоохранные мероприятия, в том числе — для безопасности скважин. Неразумно оставлять исключительно для резерва те скважины, которые находятся на государственном балансе, но простаивают. Практикуется продажа (или аренда с последующим выкупом) разведочных скважин. Компании их охотно реанимируют для повторной эксплуатации в разных целях. Зато собственные низкодебитные скважины большой бизнес зачастую бросает в силу их крайне низкой доходности при равной планке налогообложения. А малый бизнес к их разработке на щадящих фискальных условиях пока непускают».
Важно отметить, что согласно Закону «О недрах» недра являются государственной собственностью и не могут отчуждаться. Вместе с тем, «буровая скважина, независимо от того, находится ли она на участке распределенного или нераспределенного фонда недр, является объектом недвижимости и в отношении нее могут быть определены любые виды стоимости».
Речь идет в данном случае о простой аренде уже пробуренной скважины крупной нефтегазовой компании малому нефтегазовому бизнесу, по сути, для которого также будет действовать законодательство о недрах, только со своими специфическими особенностями, которые опять же можно определить законодательно. Нефтегазовые концерны могут снять с себя бремя полной выработки месторождения, консервации или ликвидации скважин, что является для них затратными мероприятиями.
Я считаю, что для эффективного функционирования правового механизма по обеспечению обязательных мероприятий по ликвидации и консервации нефтегазовых скважин, было бы разумным установить правовой режим использования амортизационного фонда недропользователями — предприятиями нефтегазовой промышленности в рамках лицензионных соглашений на право пользования недрами. В частности, необходимо устанавливать в заключаемых лицензионных соглашениях на право пользования недрами, что амортизация ликвидированных нефтегазовых скважин осуществляются за счет средств создаваемого недропользователем — предприятием нефтегазовой промышленности амортизационного фонда, размер, порядок формирования и применения которого определяются такими соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Денежные средства амортизационного фонда позволят проводить амортизацию уже ликвидированных скважин, материалы которых со временем разрушаются или приходят в негодность, что приводит к утечкам газа в атмосферу из выработанных нефтегазовых месторождений, а, впоследствии, к загрязнению окружающей среды.
Таким образом, денежные средства амортизационного фонда можно будет использовать также на переоборудование ликвидированных скважин, не будет проблем с поиском инвестиций, а также с определением субъекта, который будет обязан заниматься переоборудованием скважины. После ликвидации скважины всегда будут денежные средства на ее амортизацию, что будет являться прогрессивным шагом для государства в области охраны окружающей среды.
Заключение
В РФ давно появилась необходимость в более детальном правовом регулировании: отношений связанных с использованием недр; геологического изучения недр территории РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны; воспроизводства минерально -сырьевой базы; рационального использования полезных ископаемых и иных ресурсов недр; охраны недр, в том числе в интересах настоящего и будущих поколений; защиты прав и интересов граждан, государства и пользователей недр; эффективном функционировании системы государственного контроля и надзора в сфере использования и охраны недр.
В ходе изучения в дипломной работе особенностей правового регулирования отношений связанных с использованием недр, развития и становления законодательства о недрах, особенностей предоставления недр и земельных участков в пользование организациям нефтегазовой промышленности, проблем рационального использования и охраны недр и земель в процессе недропользования организациями нефтегазовой промышленности, а так же рационального использования попутного нефтяного газа организациями нефтегазовой промышленности, проанализировав земельное законодательство, законодательство о недрах, судебную практику и мнения ученых, занимающихся изучением данной темы, можно выделить следующие проблемные моменты, требующие законодательного и практического решения:
1. Одним из недостатков законодательства является невозможность «прямого» переоформления лицензий с головной компании на дочернюю и, наоборот, без создания нового совместного предприятия даже в тех случаях, когда речь идет о владении 100 % акций дочерней компании. В результате это приводит к тому, что недропользователь вынужден продолжать работу в момент переоформления лицензии. Проводимые в этот период проверки Министерства Природных Ресурсов выявляют безлицензионную деятельность. Однако совершенно очевидно, что вины недропользователя в этом нет.
2. Так же при получении лицензии на право пользования недрами для добычи нефти было бы целесообразно предусмотреть в тексте лицензионного соглашения возможность безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых и воды для нужд бурения в границах данного лицензионного участка. В данном случае существенно ускорятся работы по вводу в эксплуатацию месторождений нефти.
3. Одной из теоретических проблем, существующих в настоящее время является отсутствия в российском законодательстве определения понятия «почвенный слой», так как уже происходят правовые споры между физическими, юридическими лицами.
Я считаю, что необходимо внести дополнения, связанные с почвой, в Закон РФ «О недрах», Земельный кодекс РФ, а также другие природоресурсные нормативно-правовые акты. Это создаст правовые основы государственного регулирования в области использования и охраны почвы. Что, во-первых, обеспечит гармонизацию земельного и горного законодательства, а, во-вторых, устранит правовой пробел, в соответствии с которым почва на несельскохозяйственных землях становится объектом дохода или объектом отходов производства.
4. Также актуальным будет рассмотрение положений законодательства о недрах об аукционах на право пользования участками недр, в соответствии с которыми участки недр предоставляются в пользование. Необходимость в уточнении данных положений возникла в связи с отсутствием требований и критериев к участникам торгов в форме аукциона на право пользования участками недр. Я считаю целесообразным установить в законодательстве о недрах требования и критерии к участникам торгов в форме аукциона на право пользования участками недр такие же, какие предъявляются к участникам торгов в форме конкурса. В связи с чем аукцион станет закрытым, и в нем будут участвовать только те лица, чья деятельность направлена на изучение, разработку и добычу углеводородов.
Таким образом, устранение данного недостатка ликвидирует возможность появления на аукционе компаний-перекупщиков, которые не имеют никакого отношения к нефтегазовой промышленности, а также негативных элементов, которые могут проявиться в процессе проведения самого аукциона. Исходя из этого, на аукционе можно будет увидеть действительно только нефтегазовые (или непосредственно нефтегазодобывающие) компании, а не «фирмы-однодневки», не имеющие к нефтегазовой промышленности никакого отношения.
Так же в действующем Законе РФ «О недрах», отсутствует процедура проведения аукционов, и порядок подведения итогов аукциона, т.е. выявление победителя (или победителей).
5. Еще одной из ряда проблем, которые урегулированы в недостаточной мере является информационное оповещении населения муниципальных образований, где будет проводиться разработка и добыча полезных ископаемых.
Зачастую, нефтегазовые компании разрабатывают месторождения полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, что непосредственно затрагивает их законные интересы.
В результате коренные малочисленные народы от нефтегазовых компаний могут получать денежные компенсации, но, например, экспедиционные или геологоразведочные поселки, находящиеся также недалеко от месторождения полезных ископаемых и станов коренных малочисленных народов, не получают ничего. И это несмотря на то, что они являются местными жителями, такими же, как и коренные народы.
Поэтому после получения лицензии нефтегазовой компанией, местному населению, в отличие от коренных малочисленных народов, ничего не сообщается, кто получил ее, как будут проходить этапы разработки и добычи на том или ином месторождении. Создается впечатление, что, получив лицензию, нефтегазовые компании становятся «собственниками», а не пользователями месторождений, но это не так.
В виду существования данной проблемы я считаю, что вопрос учета общественного мнения при осуществлении публичным собственником своих полномочий на природные ресурсы должен быть разрешен в первую очередь на законодательном уровне:
Во-первых, публичному обсуждению подлежат действия публичного собственника, в которых реализуется правомочие распоряжения. С точки зрения правовой формы эти действия выражены в виде проекта решения о предоставлении в пользовании природного ресурса. Тем самым волеизъявление публичного собственника, направленное на распоряжение природным ресурсом наряду с волеизъявлением населения, выражающим публичный интерес, обеспечивает возникновение титула у недропользователя.
Во-вторых, для целей публичного обсуждения на данном этапе представляется необходимым информирование общественности о конкретном объекте, предоставляемом в пользование, о виде деятельности на указанном объекте, предполагаемом сроке этой деятельности.
В-третьих, важным представляется вопрос о месте проведения процедур публичного обсуждения.
В-четвертых, необходимо четкое определение процедуры проведения публичного обсуждения. Следует установить, чтобы публичное обсуждение проектов решений о передаче в пользование природных ресурсов проходило в обязательном порядке.
В-пятых, в случае процедурных нарушений в организации и проведении процедур общественного обсуждения следует не допускать вступления в силу распорядительного акта собственника либо признавать его недействительным в случае его реализации.
6. Анализируя действующее земельное законодательство, был выявлен пробел в правовом регулировании отношений, связанных с отводом, использованием земельных участков, соотношением норм земельного законодательства и законодательства о недрах. Речь идет об общем порядке отвода и использования земель предприятиями нефтегазовой промышленности, который установлен п. 4 ст. 88 Земельного кодекса РФ. Что касается механизма предоставления земельных участков хозяйствующим субъектам нефтегазовой промышленности, то в нормах федерального законодательства он отдельно не прописан. Недостаточная правовая регламентация процедуры оформления земельного отвода приводит к затягиванию этого процесса во времени до одного года и более. Поэтому уже давно назрела необходимость о введении в законодательство норм, отражающих специфику предоставления и использования земельных участков для нефтегазовой промышленности.
7. Так же я считаю, что в связи с тем, что порядок оформления земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами предприятиями нефтегазовой промышленности, урегулирован в недостаточной мере, необходимо уточнить положения законодательства в части порядка оформления земельных участков для целей пользования недрами, в соответствии с которыми недра предоставляются в пользование. В частности, было бы целесообразно, закрепить правило о том, что земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются на основании заявления недропользователя, заинтересованного в предоставлении земельного участка; документов, содержащих сведения о выполнении кадастровых работ по земельному участку; подписания договора аренды земельного участка.
Это позволит предоставлять земельные участки для нужд недропользования в максимально короткий срок.
8. Необходимо усовершенствовать регистрацию земельного участка для нужд недропользования, что позволит внести изменения в свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок в связи с тем, что в этот документ добавиться информация об участке недр, который находится под земной поверхностью данного земельного участка. После надлежащего оформления земельного участка для нужд недропользования в виде аренды или купли-продажи нефтегазовые компании смогут на законных основаниях передавать в аренду или субаренду своим дочерним предприятиям арендованный или приобретенный земельный участок.
9. Следует заметить, что законодательство о недрах России нуждается в отделении права собственности на землю от права пользования недрами.
Речь здесь идет о том, что, приобретая земельный участок, землепользователь не приобретает недра, поэтому не может углубиться внутрь земли. Если у гражданина или юридического лица, собственника земельного участка, «забил фонтан нефти», он не является собственником недр и не должен быть им. Они являются или могут являться пользователями недр. Собственность на землю может быть частной, а собственность на недра всегда государственной. Поэтому следует разделять право на землю и право на недра (несмотря на то, что они физически нераздельны).
10. Практически большая часть проблем в последние годы аккумулировалась в государственном секторе по контролю за рациональным использованием и охраной недр.
Бережное отношение к природным ресурсам нашей страны, в особенности к недрам, не может существовать без нормативного закрепления их рационального использования и правовой охраны.
11. Так же открытым остается вопрос экологического страхования убытков, я считаю, что экологическое страхование может покрыть все производственные риски, связанные с возможными аварийными разливами нефти. Ведь, в страховании, должно быть заинтересовано, как государство, так и недропользователь, поскольку в России сокращаются расходы на борьбу с загрязнениями и другими вредными воздействиями.
12. На сегодняшний день существует еще одна немало важная проблема в области правовой охраны недр при консервации и ликвидации нефтегазовых скважин.
Минеральные природные ресурсы в отличие от других природных ресурсов не воспроизводятся, поэтому мы должны заботиться не только о текущих потребностях страны, но и о нуждах будущего поколения россиян.
При консервации скважин обязанности по охране недр государство возлагает на пользователя недр, что, с одной стороны, правильно, а с другой — нет, поскольку не всегда недропользователь считает своим долгом выполнять свои обязанности.
Буровые скважины при консервации должны быть приведены в состояние, которое будет обеспечивать безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а также сохранность непосредственно месторождения и самих буровых скважин на все время консервации. Консервация скважин может производиться, как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации.
Стоит пояснить, что организация, которая консервирует скважину, выполняет все необходимые требования обычно на бумаге, однако сам процесс консервации никто не контролирует, и никто точно не знает, какие конкретные работы по консервации скважин проводились или, вообще, не проводились, достоверной информации не существует.
При рассмотрении правового режима использования недр для добычи нефти и газа выявляется множество проблем, связанных с порядком предоставления права пользования недрами, разграничением видов пользования, статусом участков недр и т.д., требующих срочного решения. Однако здесь необходим крайне осторожный подход к реформированию законодательства, учитывая также стратегическую значимость для государства некоторых видов важнейших полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.
В Закон «О недрах» несколько раз вносились изменения и дополнения, что отражает объективно существующую тенденцию совершенствования регулирования отношений недропользования на современном этапе.
Список литературы
1. Архив МПР России Устав «Московско-Бюльболинского Нефтепромышленного и Торгового Общества». Устав «Московско-Волжско-Бакинского нефтепромышленно-торгового товарищества на паях».
2. Башмаков Г.С. Право пользования недрами в СССР. — Москва: Издательство «Наука», 1974.
3. Башмаков Г.С. Крупный шаг в развитии законодательства о недрах. // Правоведение. 1975 г. №6.
4. Башмаков Г.С, Каверин A.M., Краснов Н.И. Законодательство о недрах. -Москва: Издательство «Юридическая литература», 1976 г.
5. Башмаков Г.С. Правовое регулирование разведки и разработки общераспространенных полезных ископаемых. Академия Наук СССР, Институт государства и права. Москва, 1978.
6. Бирюков Д.С. Понятие «недра» как юридическая категория / Д.С. Бирюков, Е.В. Журба // Проблемы горного и экологического права в нефтегазовом комплексе: труды кафедры горного права / под общей редакцией А.И. Перчика. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2004 г.
7. Бринчук М.М., Саморукова О.И. Корпоративное управление природопользованием и охраной окружающей среды. // «Черные дыры»в российском законодательстве. 2007. №5.
8. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 25, 19 июня 2000 года.
9. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 43, 28 октября 2002 года.
10. Василевская Д.В. О развитии российского законодательства о недрах. // Московский журнал международного права. 2005 г.
11. Василенко А.Б. Соглашения о разделе продукции в России. — М.: Издательский центр «Классика», 2002.
12. Гареев Р. Земля для наших детей. // Нефтегазовая вертикаль. Электронный ресурс http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=22509.
13. Горный закон РСФСР 1928 года (введено в действие постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 15 октября 1928 г.) //СУ 1928 г. №133, ст. 871.
14. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая. // Российская газета. — № 238 — 239. — 8 декабря 1994 г.
15. Даниленко О.В., Рюмина Р.Б., Бакунина Т.С. Научная конференция «Правовое обеспечение охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики». // Государство и право. 1993. №11.
16. Декрет СНК «О национализации нефтяной промышленности» от 22 (9) июня 1918 года // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Москва, 1942 г. Декреты Совета Народных Комиссаров.Распубликован в № 127 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 22 (9).
17. Дроздов И.А. О развитии правового регулирования недропользования. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. №8.
18. Дубовик О.Л. Ответственность за экологические преступления. // Журнал российского права. 1997. №9.
19. Заславская Л.А. Законодательство о недрах. // Советское государство и право. 1977. №7.
20. Заславская Л.А. О понятиях объекта права государственной собственности на недра земли и пользования ими. // Ученые записки ВНИИСЗ. 1969. Выпуск 16.
21. Заславская Л.А. Правовое регулирование охраны недр // Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства. Ученые записки. Выпуск 17. Москва, 1969.
22. Заславская Л.А. Соотношение земельного, горного, лесного и водного законодательства. // Ученые записки ВНИИСЗ. 1969. Выпуск 18.
23. Исаченко В.В. Право на горные отводы. / Вестник гражданского права, №4. — Санкт — Петербург: Типография товарищества «Общественная польза», 1914 г.
24. Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденная Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2002 года №22. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07 октября 2002 года. №40.
25. Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденная Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2002 года №22. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07 октября 2002 года. №40.
26. Жариков Ю.Г. Предоставление и резервирование земель для нужд недропользования. // Законодательство и экономика. 1998. №2 (168).
27. Жариков Ю.Г., Масевич М.Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. — Москва: Издательство БЕК, 1997.
28. Жариков Ю.Г. Охрана права землепользования. — Москва: «Юридическая литература», 1974.
29. Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования: (Предупреждение земельных правонарушений). — Москва: Юридическая литература, 1985.
30. Зарьков В.М. Почва как объект правовой охраны. // Советское государство и право. 1981. №5.
31. Кабатова Е.В. Закон «О недрах»: нерешенные проблемы. // Московский журнал международного права. 2005. Специальный выпуск. Декабрь.
32. Камалов А. Ликвидация скважины на Тюб-Карагане. // Нефтяные ведомости. 26 августа 2005 года. №19.
33. Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999.
34. Клеандров И.М. Правовое регулирование предпринимательских (хозяйственных) отношений в сфере поиска и оценки нефти и газа: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Тюмень, 2004.
35. Клюкин Б.Д. Многообразие форм собственности на природные объекты // Право и экономика. 1998, № 1.
36. Клюкин Б.Д. Формирование российского горного законодательства на основе законодательства о недрах // Законодательство и экономика. 1995, № 17/18.
37. Коган М.Е. Право государственной собственности на недра земли в СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Москва, 1955.
38. Коган М.Е. О кодификации советского горного законодательства. // Советское государство и право. 1957. №6.
39. Комаров М., Белов Ю. Реализация права собственности государства на недра через изъятие природной ренты. // Вопросы экономики. 2000. №8.
40. Крассов О.И. Комментарий к Закону РФ «О недрах». — М.: Юристъ, 2002.
41. Лапач В.А. Земля, почва и недра: некоторые вопросы межобъектных соотношений / В. А. Лапач // Элетронный ресурс http://www.allpravo.ru/library/doc99p0/instrum2232/print2244.html.
42. Лагуткин А.В. История и теория горного права Российской Федерации: Дисс. … доктора юрид. наук. Санкт-Петербург, 1997 г.
43. Левестам Г.Г. Устав Горный 1912 года: Том 1. — Петроград: Типография И. Флейтмана, 1914 г.
44. Левестам Г.Г. Устав Горный 1912 года с разъяснениями: Том 2 -Петроград: Типография И. Флейтмана, 1914 г.
45. Левестам Г.Г. Устав Горный (т. VII Св. Зак. по изданію 1912 г.) с разьяснениями, циркулярами, инструкциями, решениями Правительствующего Сената, новейшими узаконениями и алфавитным указателем в 2-х томах. Том I. Петроград, 1914.
46. Люкшинов А.Н. Вопросы оценки буровых скважин и их вовлечения в хозяйственный оборот. Методика оценки условно рыночной стоимости буровых скважин. // Электронный ресурс http://www.mnr.gov.ru/old_site/part/?act==print&id=600&pid:=140.
47. Материалы о соблюдении установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование недрами (Сахалинская область) // Архив МПР России. Письмо МПР России № 05-47/1127 от 03.03.2003г. // Архив МПР России.
48. Махлина М.И. Законодательное регулирование вопросов собственности на природные ресурсы и прав инвестора в российском законодательстве // Избранные публикации. 1992 — 1999. М., 2000.
49. Меньшиков А. Бесхозных скважин больше нет, но многие из них по-прежнему несут экологическую угрозу. // Российская газета. №4377. 31 мая 2007 года.
50. Митрофанов П. В Тюменской области необходимо ликвидировать 90 скважин глубокого бурения. // Вести Отечества. №13 от 02 апреля 2003 года.
51. Молокова Ю.А. Проблемы применения земельного законодательства предприятиями нефтегазовой промышленности. // Юридический вестник. 2005. № 2.
52. Моткин Г.А. Научная конференция «Правовое обеспечение охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики». // Государство и право. 1993. №11.
53. Мухитдинов Н.Б. Правовые проблемы пользования недрами. — Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1972.
54. Мухитдинов Н.Б. Основы горного права. — Алма-Ата: Казахстан, 1983.
55. Никитин М.С. Возникновение и прекращение прав пользования недрами в российском законодательстве. // Законодательство. 2002. №1.
56. Новикова Е.В. О проблемах реформирования законодательства о недрах. // Государство и право. 2007. №4.
57. Обследование и ликвидация экологически опасных скважин на нефть и газ нераспределенного фонда недр, пробуренных за счет государственных средств. // http://www.nedra.ru/rus/activity/terminate.php.
58. Обшая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.
59. Осипов Н.Т. К вопросу о правовом режиме недр в СССР // Вестник Ленинградского Университета. 1960, N° 5, Серия экономики, философии и права. Выпуск №1.
60. Отчет о деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2004 году. // Электронный ресурс. http://www.gosnadzor.ru/slugba/doclad7.htm.
61. Певзнер М.Е. Современные правовые проблемы недропользования. // Государство и право. 2001. №4.
62. Певзнер М.Е. О горном праве. // Государство и право. 1996. №8.
63. Перчик А.И. Горное право: учебник, изд. 2-е, перераб. и доп. / А.И. Перчик. — М.: Издательский дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ», 2002 г.
64. Перчик А.И. «Черные дыры» в законе «о недрах». // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. №4.
65. Пироженко А. Выступление на Московской Международной Конференции «Попутный нефтяной газ — 2007». // Электронный ресурс. http://www.creon-online.ru/?ID=464216&EID=80.
66. Плахута В.Г. Правовое обеспечение рационального и комплексного использования недр земли в СССР: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1966.
67. Подмаско В.Б. О государственной регистрации прав на участки недр // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2000, № 6 / www.geoinform.ru
68. Постановление Арбитражного суда Ставропольского края от 15 марта 2006 г. № А63-1835/05-СЗ по иску ЗАО «Айгуф» г. Кисловодск к ОАО
«Теплосеть» г. Кисловодск. Электронный ресурс //http ://www.rosteplo.ra/Npb_files/npb_shablon.php?id=9.
69. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 15 октября 1928 г. «О введении в действие горного закона РСФСР» (СУ 1928 г. №133, ст. 871).
70. Постановление ЦИК и CHK СССР «О введении в действие горного положения Союза ССР (Собр. Зак. Союза ССР 1927 № 68, ст. 687);
71. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 1999 г. по делу JVb КА-Л40/2301-99.
72. Постановление Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Совершенствование деятельности по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия предприятий на окружающую среду и ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью» от 2 апреля 2008 года №ПК-2. // «Безопасность труда в промышленности», №5, 2008.
73. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции» от 08 июля 1999 № 741. // Собрание законодательства РФ. 19 июля 1999. №29. Ст. 3747.
74. Проект Федерального Закона «Об охране почв» № 83224-3, внесенный на первое чтение 19 апреля 2001 года. // Электронный ресурс http://www.legislature.ru/monitor/ecology/83224-3.html.
75. Проект Федерального Закона «О почвах», рассмотренный Советом Государственной Думы РФ 01 июня 1999 года. // Электронный ресурс. http://www.biodiversity.ru/programs/law/bulletin/n03 .html# 1.
76. Райзберг Б., Ишмаев И. Управление недропользованием. // Экономист. 2001. №3.
77. Розовский Б.Г. Ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды. // Советское государство и право. 1977. №8.
78. Сводъ законов Российской Империи. Том седьмой. Устав Горный. Издание 1912 года. Государственная топография. Санкт-Петербург.
79. Селиверстов С.С. К анализу проекта федерального закона «О недрах». // Московский журнал международного права. 2005. Специальный выпуск. Декабрь.
80. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
81. Солдатенков О.О. Конституционно-правовые аспекты участия населения в осуществлении права публичной собственности на природные ресурсы. // Юридически мир. 2006. №7.
82. Струкгов В.Г. Курс горного права. Изложение основных начал горного законодательства России в связи с кратким обозрением принципов горных законодательств важнейших горнопромышленных государств Западной Европы. С. — Петербургу 1907.
83. Струкгов В.Г. Общій обзор матеріала, имеющегося по вопросу о так называемой «горной свободе» с вьіяснением главнейших основаній, на которых это начало могло бы быть проведено в русское горное законодательство. С.-Петербург, 1909.
84. Струкгов В.Г. О значеній и развили идеи горной свободы, как нормы, стесняющей частный произвол в интересах народного богатства. С.-Петербургъ, 1907.
85. Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства. //Государство и право. 2001. №4.
86. Сыродоев Н.А. Правовой режим недр. — М.: «Юридическая литература», 1969.
87. Сыродоев Н.А. Регистрация прав на землю и другое недвижимое имущество. //Государство и право. 1998. №8.
88. Толкаченко А.А. Является ли «излишне» добытая нефть признаком экологического преступления. // Российская юстиция. 2006. №7.
89. Уткин Б.И. В недрах коллизий // ЭЖ — Юрист. 2005, № 29 / ИПС «Гарант»
90. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2004.
91. Теплов О.М. Развитие федерального законодательства о недрах. // Право и экономика. 2003. №2.
92. Теплов О.М. Развитие нефтяного законодательства Российской Федерации // Нефть и капитал. 1996, № 10.
93. Теплов О.М. К разработке Основ законодательства Российской Федерации о недрах // Государство и право. 1994, № 3.
94. Троценко С.А. Кто хозяин медной горы? // Законодательство. 2001. №6.
95. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 17 июня 1996года. №25. Ст. 2954.
96. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» от 2 января 2000 г. № 20-ФЗ // Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 141.
97. Ходырев П.М. Возникновение права собственности на полезные ископаемые. // Цивилист. 2006. №4.
98. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ. // «Российская газета». №163. 28 июля 2005 года.
99. Шейнин Л.Б. Почвы как особый объект права государственной собственности (к вопросу о почвенно-мелиоративном законодательстве). //Правоведение. 1965. №2.
100. Шейнин Л.Б. Подземное хозяйство: правовое регулирование. // Журнал российского права. 2001. №11.
101. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Десятое издание. -Москва: Издание Братьев Башмаковых, 1912.
102. Штоф А. Сравнительный очерк горного законодательства в России и Западной Европе. Часть первая. — Санкт — Петербург: Типография М. Стасюлевича, 1882 г.
103. Штоф А.А. По проекту главных основаній нового закона о горной промышленности добывающей. С.-Петербург, 190 — (точная дата публикации не указана).
104. Юр. Ч. Что надо иметь в виду при применении инструкции к «Положению о недрах земли и их разработке» от 13.07.1923 г. //Горный журнал. 1925, № 1.
105. Ямалетдинов P.P. Недра как объект правовой охраны / P.P. Ямалетдинов // — http://www.yurclub.rU/docs/pravo/0903/7.html#fii3.
106. Яновский А.Е. Основные начала горного законодательства и пересмотр его в России. С.-Петербург, 1900.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф