Школа — очень серьёзный и сложный этап в жизни каждого ребёнка. Задача сохранения здоровья ребёнка должна считаться не менее важной, чем погоня за отличной успеваемостью любой ценой. Успешность учёбы должна быть отмечена не только оценками в дневнике, но и сопутствующим хорошим здоровьем. Детям, с ослабленным здоровьем, в большей степени необходимы щадящий режим, контроль над учебной нагрузкой, внимательное отношение со стороны учителей и родителей.
Особого внимания учителя заслуживают леворукие дети. Основные трудности такого ребёнка начинаются при поступлении в школу. Леворукость — это не отклонение в состоянии здоровья, а лишь ещё один нормальный вариант развития, проявление индивидуальности в пределах нормы.
Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания.
Праворукость и леворукость формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.
Специалисты утверждают, что существует » бытовое » ( в какой руке держит ложку, ножницы, расчёску ) и » графическое функциональное превосходство » ( какой рукой лучше рисует и пишет ). Есть дети-левши по графическим навыкам и правши по бытовым, и наоборот. Правда, такие случаи редки, но они есть. Как правило, в 90% случаев » графические левши » оказываются и бытовыми левшами.
Заставлять леворукого ребёнка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить её без достаточных для этого предпосылок.
У леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв
( оптические ошибки ), чаще всего у них ниже скорость и хуже связность письма ( возможно, это результат отсутствия адекватной методики ). При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.
Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люди ( такие, как язва желудка, бронхиальная астма ), всё чаще встречаются у детей. Увеличилось число детей, подверженных частым простудным заболеваниям, которые ослабляют организм, снижают иммунитет, ведут к образованию хронических заболеваний, таких как тонзиллит, гайморит и т.д. Часто болеющий ребёнок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив к разного рода нагрузкам, менее работоспособен.
К началу обучения в школе соматически ослабленный ребёнок нередко выглядит младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой утомляемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребёнка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6-7-м году жизни, так как период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма.
Несмотря на то, что интеллектуальная деятельность у таких детей может быть относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе часто оказываются для них непосильными. Стандартная нагрузка оказывается чрезмерной: утомление наступает быстрее, чем у более здоровых детей. Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводят к формированию хронической усталости или переутомления.
Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома, то есть состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению.
У ребёнка повышается чувствительность к внешним раздражителям ( громкие звуки, яркий свет ), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли появляются всё чаще, ухудшаются внимание и память. Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, ребёнок часто просыпается, по утрам испытывает чувство усталости, угнетённости, нежелание чем-либо заниматься.
Частые или тяжёлые соматические заболевания, хронические инфекции, хронические расстройства пищеварения, недостаточное питание ведут к нарушению питания клеток мозга. Как правило, эти причины не приводят к грубым нарушениям мозговых структур, но часто вызывают задержку формирования специфических мозговых структур, отвечающих за познавательные процессы ребёнка ( отсюда неустойчивость внимания, снижение памяти, быстрая утомляемость ) и формирование эмоционально-волевой сферы.
У детей школьного возраста отмечены импульсивность, эмоциональная несдержанность, слабое чувство ситуации, недостаточная самокритичность. Могут отмечаться вспыльчивость с проявлением агрессивности, расторможенность влечений.
Часто на первый план выступают нарушения познавательных процессов. В младшем школьном возрасте наиболее распространенными являются следующие нарушения формирования так называемых школьных навыков:
дисграфия ( письмо ),
дислексия ( чтение ),
дискалькулия ( счёт ).
Коррекция трудностей и помощь детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача психоневролога. Помощь педагога необходима для многократного повторения пройденного материала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Ребёнок не может решить проблемы дислексии и дисграфии усилиями воли и старательностью, так как причины гораздо глубже и сложнее, чем просто нежелание учиться. Ребёнку необходима своевременная и систематическая лечебная, логопедическая и психологическая поддержка.
Контакта с родителями, неполная семья, низкий материальный уровень семьи, неблагополучная семья, школьная образовательная среда — это факторы могут привести ребёнка к неудачам в изучении русского языка.
Под неуспеваемостью кроются и другие причины: неподготовленность детей к школьному обучению, несформированностью предпосылок к нему и навыков учебной деятельности.
Одной из причин неуспеваемости младших школьников являются неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых, конфликты в семье.
Интересно отметить, что не только детско-родительские отношения влияют на успешность обучения, но и наоборот: если дети хорошо учатся, то теплеют и семейные отношения.
Вывод: Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу изменяются условия жизни и деятельности ребёнка, ведущей становится учебная деятельность. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня организованности поведения. Дети, которые имеют остаточный опыт общения, у которых развита речь, легко адаптируются к школе. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезаптации ребёнка.
1.3. Состояние готовности к школе у разных учеников
Среди социальных причин особое место занимает готовность ребёнка к обучению в школе. Поступление ребёнка в школу резко изменяет всю его жизнь. Ребёнок к началу обучения в школе должен не только быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Опыт работы показывает, что у детей, не готовых к систематическому обучению, длительнее и сложнее проходит период адаптации к школьным условиям, у них чаще проявляются и труднее преодолеваются различные проблемы обучения, среди них выше процент неуспевающих.
Определение степени готовности — одна из мер предупреждения неуспеваемости. Это сигнал для учителя, родителей и специалистов о том, что ребёнок требует дополнительного внимания к себе как к ученику, в таком случае необходим индивидуальный подход, поиск эффективных средств и методов обучения, учитывающих его особенности и возможности.
В настоящее время мы имеем ряд методик, позволяющих определить уровень готовности ребёнка к систематическому обучению в школе. Желательно, чтобы подобное тестирование проводил и интерпретировал специалист, имеющий опыт работы с детьми данного возраста. Неудовлетворительные результаты диагностики — это повод для консультации со специалистами, а не причина для дискриминации ребёнка и его родителей. По результатам диагностического обследования ребёнку может быть рекомендовано обучение в специальной группе развития, в которой он смог бы подготовится в систематическому обучению в колею
Школьная образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребёнка, его поведение и успешность обучения. С точки зрения педагогов, причиной неэффективности обучения являются формы и методы организации обучения, психологи среди негативных факторов влияния школы на успеваемость детей называют такую причину, как взаимодействие учитель-ученик.
Обучение, по мнению Л.В.Занкова, побуждает » вербализм «, то есть оперирование словами, которые не связаны в сознании ребёнка с конкретными представлениями. Преобладание словесных методов приводит к разрыву между знаниями и навыками учащихся, дети знают правила, но пишут безграмотно, то есть их знания пассивны.
Некоторые специалисты основным противоречием образования называют саму коллективную форму обучения, при которой исключается коммуникация » ученик — ученик «, превалирует лишь коммуникация » учитель — ученик «. Действительно, важнейший принцип обучения и воспитания школьников — индивидуальный подход, однако если нет знания психологических причин ошибок учащихся, даже индивидуальное обучение не принесёт эффекта.
Е.С.Гобова одной из причин неуспеваемости называет неудачно составленные учебники. Она считает, что учебник должен быть создан с учётом интересов детей, иметь параллельно существующую методику для учителя.
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей:
Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин — низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.
% ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, — это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
Около 17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
,8% детей испытывают трудности при решении математических задач — плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.
,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Психологами А.Ф. Ануфриевым и С.Н. Костроминой были выделены следующие причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.
У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.
,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины — несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины — низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина — высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
Ребенок плохо списывает с доски — 8,7% — не научился работать по образцу. 8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны — низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
,9% — любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.
,4% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу.
,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины — низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
,9% — часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутренне стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.
,97% — комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины — трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.
,7% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в пространстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.
Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, был послушны, но кто-то справится с ними легко, а кому-то будет трудно, и от взрослых потребуется большой запас терпения, чтобы понять и помочь ребёнку. Для того чтобы дети безболезненно входил в школьную жизнь, необходимо, чтобы они были подготовлены к предстоящим изменениям.
Многие родители ещё до школы начинают подготовительную работу: учат буквы цифры. Однако готовность к школе предполагает не только наличие определённых знаний, но и умение учиться, то есть стремление сразу по- нять учебную задачу, запомнить, удержать её в ходе выполнения, проверить, оценить результат своей деятельность. Не менее важные показатели — развитие речи, познавательных способностей, произвольного внимания, а также умение общаться, понимать и выполнять правила поведения в школе и главное — желание учиться.
В школу приходят разные дети, с разным кругозором. Развитие активности, наблюдательности, любознательности ребёнка происходит в контакте со взрослыми. Активным, любознательным детям легче учиться.
Понимание и усвоение материала будет у каждого различным, так как это зависит от уровня произвольного внимания, запоминания. Если внимание ребёнка сконцентрировать на этапе, когда формулируется задание, задаётся вопрос, то постоянно он научится воспринимать и выполнять задание, не переспрашивая. Это умение необходимо вырабатывать, начиная с первого занятия.
О школе нужно разговаривать, формировать только положительное отношение к будущим учителям и одноклассникам, интерес к новым знаниям. Это направление подготовки к школе, к учению является значимым, так как оно способствует формированию школьной мотивации.
Вывод: Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
- отсутствие существенных недостатков умственного развития;
- индивидуальные особенности развития личности ребёнка ( мышление, память, внимание ), которые определяют способность к усвоению школьной программы;
- достаточный, культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
- материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
- мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Глава 2. Типичные трудности младших школьников в учебной деятельности
Для решения поставленных в дипломной работе задач было проведено психодиагностическое обследование детей начальных классов в ГОУ «Государственная общеобразовательная школа № 400 имени Александра Невского» г. Колпино города Санкт-Петербурга.
Обследование было построено следующим образом:
были информированы родители данных классов о предстоящем диагностировании;
проведено психодиагностическое обследование учащихся четвертых классов;
были обработаны и оценены полученные результаты.
Психодиагностическое обследование включало оценку внимания, памяти, мышления, социально — психологического климата в семьях учащихся данных классов. Методики подбирались с учетом возрастных особенностей. Обследование проводилось в классе, в утренние часы, с соблюдением всех санитарных норм.
Среди всех компонентов, характеризующих развитие личности ребёнка, мы выделили мышление, память, внимание. Именно эти индивидуальные особенности позволяют определить способности к усвоению школьной программы.
2.1. Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления
При исследовании особенностей мышления необходимо учитывать, что в основном тестовые методики изучения мышления чётко разграничивают два вида мышления: вербально-логическое и наглядно-образное.
Для изучения мышления младшего школьника целесообразно отбирать достаточно простые задания, которые позволили бы избежать влияния на качество выполнения заданий разного объёма ранее приобретенных знаний у разных детей. Кроме того, задания должны позволить ребёнку избежать привычных способов решения, то есть быть достаточно показательными для определения перечисленных качеств мыслительной деятельности.
Необходимо отметить, что при решении вопросов, связанных с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления, необходимо соблюдать ряд определённых требований, к которым можно в первую очередь отнести специфику организации обследования, а во вторую — интерпретацию полученных результатов, связанную с педагогическими целями исследования.
Для характеристики мыслительной деятельности можно использовать ряд методик, позволяющих оценить качества и степень сформированности понятий, а также умение оперировать ими в мыслительной деятельности. К этому ряду могут быть отнесены задания на исключение, обобщение, объединение. Форма предъявления материала при проведении диагностики зависит как от возраста ребёнка, так и от индивидуальных особенностей его познавательной деятельности. Как правило, такие методики имеют как вербальную, так и наглядную модификацию.
Сам процесс выбора индивидуально оптимальной формы предъявления тестового материала может быть достаточно информативным в плане определения преобладающего вида мышления. Так, ребёнок, плохо справляющийся с вербальными заданиями, может показать достаточно высокие результаты при предъявлении заданий наглядно-образной модификации и наоборот. Для достаточно точного выявления вида мышления у детей представлены и вербальный, и наглядно-образный варианты методик.
Использование методики «противоположности» даёт возможность наблюдать ребёнка в процессе решения им достаточно сложной мыслительной задачи. Здесь наряду с выявлением существенных признаков, объединяющих предметы и явления, ребёнку предлагается выделить предмет ( слово ), отличающийся по существенному признаку.
Методика даёт возможность оценить сформированность у ребёнка мыслительных операций отвлечения, обобщения, абстрагирования, систематизации и т.д.
Бланк с напечатанными словами, к которым можно подобрать антонимы.
Итоги диагностики индивидуальных особенностей мышления учеников 3 класса:
У 25 % детей этого класса, недостаточная сформированность понятийного мышления. Часто с трудом они выделяют существенные признаки предметов и явлений, наблюдается ограниченность выражения понятий в речевых формулировках ( бедность речи ). Операционная сфера мышления развита слабо. Суждения единичные, частые, навык самостоятельного умозаключения не развит. Преобладает наглядно образное и действительное мышление.
Методика «Выделение существенных признаков» позволяет исследовать такие особенности мышления, как дифференциация существенных и несущественных признаков предметов и явлений. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления, например, конкретного или абстрактного. Методику можно применить при обследовании детей начальной школы, умеющих достаточно бегло читать.
Бланк с сериями заданий. В каждой серии одно основное слово и в скобках пять слов для подбора по существенным признакам..
У 25% детей этого класса операционная сфера мышления развита слабо, у них преобладает наглядно образное и действенное мышление, суждения единичные, навык самостоятельного умозаключения не развит, недостаточная сформированность понятийного мышления.
Методика «Исключения лишнего» позволяет исследовать течение мыслительных процессов — обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков и др.
Методика позволяет оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков, выявить приоритетный для ребёнка вид мышления, получить представление об индивидуальном темпе мыслительной деятельности, оценить сформированность умения ребёнка высказывать суждения и делать умозаключение.
Методика состоит из 12 заданий. В каждом задании по четыре слова. Все 12 заданий напечатаны на одном бланке. Обследование проводится индивидуально.
Из детей 3 класса 16 % имеют низкий уровень. Суждения у этих детей единичные, навык самостоятельного умозаключения не развит. Преобладает наглядно образное и действенное мышление. Операционная сфера мышления развита слабо. Недостаточная сформированность понятийного мышления.
2.2. Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти
В настоящее время практическая психология располагает большим количеством методик исследования, позволяющих определять эффективность памяти в разных аспектах: в зависимости от содержания запоминаемого материала, времени хранения, степени произвольности при запоминании и воспроизведении.
Методика Проба на запоминание 10 слов. ( А.Р.Лурия. 1962 ) направлена на исследование особенностей оперативной памяти, выявления степени её тренированности. Кроме того, методика позволяет судить об индивидуальных качествах внимания (устойчивость, концентрация ), о способности к длительному сосредоточению, а также о сформированности качеств волевой регуляции запоминания.
Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Проба на запоминание 10 слов»:
У большинства детей 3 класса объём памяти достаточный. Прочность памяти зависит от мотивации. Но есть также дети ( 16 % ), у которых выявлена недостаточная четкость и ярко общих представлений, неумение актуализировать их в речевой деятельности и свободно оперировать ими. Объём ассоциативных связей невелик и в основном связан с конкретными представлениями, нет опыта самостоятельного установления ассоциативных связей.
Методика Воспроизведение визуальных репродукций. ( Д.Векслер ) представляет собой один из субтестов разработанной Векслером шкалы памяти. Она позволяет исследовать особенности зрительной памяти, объём и качества образной памяти.
В качестве стимульного материала используются карточки с изображением различных фигур
Обследуемому предлагается посмотреть на рисунок с изображением фигуры ( экспозиция 10 секунд ). Затем он должен воспроизвести изображение на чистом листе бумаги. В зависимости от возраста ребёнка и индивидуальных особенностей образной памяти можно демонстрировать фигуры по одной с последующим воспроизведением, или последовательно несколько фигур с последующим воспроизведением всей группы.
Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Воспроизведение визуальных репродукций»:
% детей имеют объём памяти достаточный. Прочность памяти зависит от мотивации.
У 25 % детей низкая степень самостоятельной волевой регуляции запоминания. При создании специальной мотивации, степень произвольности запоминания повышается, однако при воспроизведении наблюдается явление реминисценции ( как следствие высокой тревожности ). Проба, проведенная в виде » обучающих уроков » в процессе диагностического обследования, показала, что недостатки перечисленных выше качеств корректируются достаточно легко.
У 33 % детей объем ассоциативных связей невелик и в основном связан с конкретными представлениями, нет опыта самостоятельного установления ассоциативных связей.
У 8 % детей выявлена недостаточная чёткость и яркость общих представлений ребёнка, неумение актуализировать их в речевой деятельности и свободно оперировать ими.
2.3. Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания
Опыт показывает, что именно недостаточная сформированность волевой сферы является наиболее частой причиной нарушения внимания у первоклассников. Психолого-педагогическая коррекция в этом случае определяется принципом целостности и направлена не столько на изменение качеств отдельного психического процесса ( внимания ), сколько на формирование соответствующих качеств личности. Недостаточность внимания может быть вызвана также рядом как субъективных, так и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребёнка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья ( утомление, наличие хронических заболеваний, родовые травмы и т.д. ). К объективным причинам можно отнести качество, степень новизны и сложности деятельности, являющейся содержанием процесса внимания. Так ребёнок может быть устойчиво и длительно внимательным при просмотре интересного фильма и отвлекаться через каждые пять — семь минут на уроке русского языка.
С помощью методики Заполнение фигур ( по методике Пьерона-Рузера ) можно судить об особенностях произвольного внимания, о его объёме, устойчивости и переключаемости.
В верхней строчке бланка образец — четыре фигуры, внутри которых ставятся различные знаки ( +, -, =, * , могут быть и другие ).
Испытуемому предлагается в остальных фигурах бланка расставить соответственно такие же знаки. Свои действия испытуемый может сверять с образцом.
Для исследования переключаемости внимания, способности к длительной, интеллектуальной работоспособности применяется модифицированный вариант методики.
После заполнения первого бланка ребёнку предлагается второй с изменением инструкции по его заполнению: необходимо те же значки проставить в другие геометрические фигуры.
Затем предлагается третий бланк, в котором нечётные ряды необходимо заполнить по образцу первого бланка, а чётные — по образцу второго.
Итоги диагностики детей 3 класса по методике » Заполнение фигур «:
У детей 3 класса 44 % учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33 % учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16 % учащихся несформированность внутренней волевой регуляции внимания.
Методика Корректурная проба ( Б.Бурдон ) предназначена для оценки концентрации и устойчивости внимания.
Бланк, на котором в случайном порядке напечатаны буквы русского алфавита. Всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. ( Приложение 7 ).
Исследование проводится индивидуально. Просматривая последовательно каждую букву в строчке, испытуемый должен вычеркнуть в бланке все встреченные им буквы к, р.
По истечении 10 минут отмечается последняя просмотренная буква.
Итоги диагностики детей 3 класса по методике » Заполнение фигур » и » Корректурная проба «:
У детей 3 класса 44 % учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33 % учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16 % учащихся несформированность внутренней, волевой регуляции внимания.
Результаты методик до проведения коррекционной работы с неуспевающими учениками 3 класса.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Мышление | 25% | 50% | 25% |
Выделение существенных признаков | 33% | 42% | 25% |
Исключение понятий | 25% | 59% | 16% |
Память | 33% | 42% | 25% |
Внимание | 44% | 33% | 16% |
В преодолении выявленных трудностей использовались следующие методики:
- Методика развития концентрации и устойчивости внимания;
- методика развития объема внимания;
- методика развития осмысления на основе слухового восприятия;
- методика развития темперамента;
- методика развития логического и механического запоминания;
- методика развития долговременной памяти;
- методика «Графический диктант»;
- методика изучения переключения внимания;
- методика «Незаконченные предложения»;
- методика развития самооценки.
Отставание учеников может быть обусловлено такими причинами, как:
- пробелами в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;
- пониженным интересом к предмету.
В основе развивающей работы с учениками был положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям.
Результаты методик после проведения коррекционной работы с неуспевающими учениками 3 класса.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Мышление | 33% | 52% | 15% |
Выделение существенных признаков | 40% | 48% | 15% |
Исключение понятий | 30% | 62% | 8% |
Память | 40% | 48% | 12% |
Внимание | 48% | 39% | 13% |
В результате проведенной с детьми корригирующей работы, ребята стали с должным вниманием относиться ко всем видам заданий; пишут почти без ошибок, за домашние задания получают хорошие отметки, с удовольствием выполняют все поручения учителя; стали более открытыми в общении. В классе работать стало легче, ребята выполняют творческие задания. Подогнали внимание, память и мышление. Эти показатели возросли.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф