Заявка на расчет
Меню Услуги

Разработка предложений по совершенствованию выявления, пресечения и расследования преступлений в сфере таможенного права. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


Субъектами контрабанды в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза, а также Республики Украины и Кыргызской Республики могут быть физические вменяемые лица, которые достигла 16-летнего возраста, независимо от гражданства. При этом очень важно, что уголовным законодательством этих стран закреплено обстоятельство, отягчающее наказание за привлечение лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Один из видов квалифицированной контрабанды может быть совершен специальным субъектом — должностным лицом. За исключением Республики Украины, поскольку Уголовным кодексом не установлено специальное наказание за совершение контрабанды должностным лицом. В уголовном законодательстве Республики Беларусь один из видов квалифицированной контрабанды может быть совершен лицом, ранее судимым за контрабанду. Республика Казахстан данный вид квалифицированной контрабанды закрепляет как деяние, совершенное неоднократно. Уголовное законодательство Российской Федерации, Республики Украины и Республики Киргизия не выделяет повторное совершение контрабанды в квалифицированный вид, но за рецидив преступления предусматривается ужесточение наказания.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Субъективная сторона контрабанды в уголовном законодательстве характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел виновного включает осознание фактических обстоятельств преступления, их общественную опасность и желание их совершить.

Большое значение для характеристики состава контрабанды имеет объект преступления. В качестве объекта неквалифицированной экономической контрабанды в Российской Федерации (часть 1 статья 226.1 УК РФ) выступают товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте, при наличии двух условий:

а) если они не относятся к числу названных в части 2 статьи 226.1 УК РФ;

б) если они перемещаются в крупном размере.

Согласно законодательству Республики Казахстан предметами экономической контрабанды будут считаться движимые предметы материального мира, в том числе валюта, валютные ценности, транспортные средства, электрическая, тепловая или другие виды энергии.      Кроме того, к предметам экономической контрабанды Республика Казахстан относит культурные ценности, которые имеют значение художественного, научного, исторического и археологического достояния народов, произведения искусства, предметы старины и другие имеющие указанное значение предметы, объекты интеллектуальной собственности, виды животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения, их части и дериваты. За незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан указанных, а также иных, не изъятых или не ограниченных в обращении, предметов (например, продукты питания, одежда, обувь и др.) установлена ответственность статья 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Конструкция объективной стороны данного состава преступления, а также его предмет имеют как общие, так и различные черты от аналогичных норм в уголовных законах РФ, Республики Беларусь, Республики Украины и Кыргызской Республики.

Общим является крупный размер перемещаемых через таможенную границу предметов. Однако этот размер определяется законодателем всех государств по-разному.

Уголовные законы по-разному определяют предмет контрабанды. Так, если Уголовные кодексы Республики Казахстан, Российской Федерации и Кыргызской Республики используют термин «товары или иные предметы», то диспозиция часть 1 статьи 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь говорит о незаконном перемещении товаров и ценностей. Вышеуказанное терминологическое разночтение не влияет на квалификацию, поскольку очевидно, что речь идет об одних и тех же предметах. Принципиальным моментом будет являться то, что часть 1 статьи 201 Уголовного кодекса Республики Украины указывает на перемещение товаров и ничего не сказано об иных предметах (например, валюта).

Уголовным законодательством Республики Украины предусмотрены действия, выраженные в перевозе через таможенную границу товаров вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, но ничего не сказано про обманное использование документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. В уголовном законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики все эти моменты объективной стороны контрабанды учтены.

Рассмотрим вопрос об унификации подходов к установлению уголовной ответственности за контрабанду путем закрепления в уголовных кодексах государств — членов Таможенного союза единой нормы об ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу любых товаров в крупном размере. Рассмотрим не только включенные в перечень запрещенных и ограниченных к перемещению через таможенную границу (перемещение в крупном размере товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации либо сопряженное с не декларированием или заведомо недостоверным декларированием).

Объективная сторона контрабанды предметов, ограниченных в гражданском обороте, предусматривает совершение аналогичных действий, характерных экономической контрабанде.

Незаконное перемещение подобных предметов через таможенную границу согласно законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Кыргызской Республики образует квалифицированный состав контрабанды и не выделяется в отдельный состав преступления, в отличие от Республики Казахстан, где ответственность за это преступление предусмотрена статьей 250 Уголовного кодекса. Что касается Республики Украина, то отдельный состав преступления образует контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров (статья 305 Уголовного кодекса Украины).

Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская республика имеют основное сходство в статьях Уголовного кодекса, коим является отсутствие указания на размер контрабанды названных предметов, которые ограниченны гражданским оборотом: транспортировка через таможенные границы признается преступление независимо от стоимости перемещаемого. Чего не сказать о Республике Украина. Уголовный кодекс Республики Украина в статье 201 говорит о том, что относительно товара, запрещенного и ограниченного гражданским оборотом, и предметов, которые не были изъяты из обращения или чье обращение не было ограничено, состав преступления образуется перевозом товара через таможенные границы Украины: вне таможенного контроля или в сокрытии от таможенного контроля; совершенное в крупных размерах.

Кроме того, основная проблема заключается в следующем: все товары и предметы, перемещаемые через таможенные границы Украины, попадают под объективную сторону преступления. Ее составляют действия, которые выражаются в транспортировке через таможенные границы Украины товаров или предметов, ограниченных и запрещенных в гражданском обороте, вне таможенного контроля или в сокрытии от таможенного контроля, которые совершаются в крупном размере. Но ничего не сказано про обманное использование документов или средств таможенной идентификации либо перемещение, которое сопряжено с не декларированием или недостоверным декларированием. В уголовном законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики все эти моменты объективной стороны контрабанды учтены.

Принципиальным отличием норм о контрабанде предметов, ограниченных и запрещенных в гражданском обороте по уголовному законодательству Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Украины и Кыргызской Республики, является несогласованность в указании некоторых категорий таких предметов, в результате чего их незаконное перемещение влечет уголовную ответственность только при наличии крупного размера стоимости перемещаемого.

Как гласит Федеральный закон от 7 апреля 2010 года N 60-ФЗ уклонение от уплаты таможенных платежей должно быть осуществлено в крупном размере, если сумма не уплаченных платежей превышает 3 млн. руб. (по сравнению со старой редакцией сумма увеличена в 6 раз), а в особо крупном размере (часть 2 статья 194 УК РФ) — 36 млн. руб. (старая редакция — 1,5 млн. руб.).

Если уклонение было совершено в меньшей сумме, данное нарушение является административным правонарушением (статья 16.2 КоАП РФ).

Таким образом, в отношении уклонений от уплаты таможенных платежей прослеживается либерализационная позиция законодателя, которая выражается в увеличении размера денежных средств, после превышения которого деяние признается преступным.

Объективная сторона преступления выражается в уклонении (бездействии).

Деяние данного преступления заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

В действующем законодательстве РФ не уточняется, что понимается под уклонением от уплаты таможенных платежей, и правоприменитель самостоятельно устанавливает, является ли то или иное деяние уклонением от уплаты таможенных платежей, и использует имеющиеся в уголовном законодательстве сходные понятийные характеристики.

В уголовном праве высказаны мнения о том, что уклонение может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия:

Действие. — направлено на возврат уплаченных таможенных платежей; получение выплат; направлено на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей);

Бездействие. — неуплата таможенных платежей таможенному органу в порядке, размерах и в сроки, которые определяются законодательством РФ или таможенными органами в пределах полномочий, которые предоставлены им законодательством, если такая неуплата произошла без уважительной причины, то есть при реальной возможности их уплаты. Неуплата таможенных платежей по независящим от воли плательщика обстоятельствам, которые лишили его возможности внести таможенные платежи в установленный срок, объективной стороны данного преступления не образует.

Моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный таможенным законодательством.

Для правильного решения вопроса о моменте окончания преступления, которое предусмотрено статьей 194 УК, следует установить момент возникновения и исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Сроки уплаты таможенных платежей определяются таможенным законодательством.

Таможенные органы в рамках своей компетенции установили правило о том, что обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной при представлении в таможенный орган платежного поручения с отметкой банка или другой кредитной организации об исполнении указанного поручения и выписки банка или кредитной организации об осуществленных операциях по расчетным счетам плательщика.

Для того, чтобы обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов считалась исполненной,необходимо провести:

  • списание денежных средств со счета плательщика в банке;
  • внесение наличных денежных средств в кассу таможенного органа;
  • зачет в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных пошлин, налогов, которые подлежат возврату в установленных случаях, если такой зачет производится по инициативе плательщика — с момента принятия заявления о зачете;
  • зачет в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
  • зачет в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, кредитной организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
  • обращение взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных платежей.

Уклонение от уплаты таможенных платежей относится к длящимся преступлениям, которое можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления.

Субъектом преступления является физическое лицо, на котором лежит обязанность уплатить таможенные платежи, или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с аналогичной обязанностью. Ими могут быть представители соответствующих организаций, с которых подлежат взысканию таможенные платежи, — руководители организации-плательщика, главные (старшие) бухгалтеры; лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера. Также ими могут быть иные служащие организации-плательщика, включившие в документы, необходимые для таможенных целей, заведомо искаженную информацию, что послужило основанием для необоснованного освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера.

Под лицами, которые незаконно перемещают товары через таможенную границу РФ, важно понимать не только перевозчиков товара и других лиц, коих закон формально отнес к лицам, перемещающим товары. К таким лицам также следует относить руководителей и членов организованных преступных групп, которые с использованием реквизитов, печатей и уставно-регистрационных документов подставных коммерческих структур (псевдоучастников таможенных правоотношений). Также необходимо считать указанными субъектами и подставных лиц фактически осуществляли в своих интересах незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, сопряженное с полной или частичной неуплатой в федеральный бюджет установленных таможенных платежей.

К последним относятся физические лица, которые при организации незаконного перемещения товаров через таможенную границу, действовали посредством введенных ими в заблуждение граждан и организаций, которые и осуществляли такое перемещение товаров.

Причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям посредством использования третьих лиц в уголовно-правовой науке называется посредственным причинением вреда. В этом случае используемые субъектом люди представляют собой как бы орудия исполнения преступной воли виновного. Их использование становится возможным обычно в силу заблуждения, вызванного обманом со стороны субъекта преступления.

Субъективная сторона преступления охарактеризована прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность деяния, которое он совершает, желает уклониться от уплаты таможенных платежей.

Цели и мотивы совершения обсуждаемого преступления не указаны в диспозиции части 1 статьи 194 УК РФ, следовательно, на уголовно-правовую оценку деяния они не влияют. Уклоняясь от уплаты таможенных платежей, виновный стремится к избавлению от материальных затрат, что в уголовном праве признается основным проявлением корыстной мотивации, потому как лицо в результате совершения совершенного деяния получает либо по крайней мере предполагает получить незаконную имущественную выгоду. Таким образом, основу механизма формирования умысла на совершение данного посягательства составляют корыстные побуждения, которые обуславливают поведение субъекта и выступают в качестве движущей силы, которая побуждает в личности намерение совершить определенное деяние.

Цель этого преступления — уход от уплаты таможенных платежей.

Частью 2 статьи 194 УК РФ определены следующие квалифицирующие признаки:

  • преступления, которое было совершено группой лиц, состоящих в предварительном сговоре;
  • деяние, совершенное в особо крупном размере. Согласно примечания уклонение от уплаты таможенных платежей может быть признано в том случае, если сумма не уплаченных платежей превысит 36 млн. рублей.

Анализируемое преступление следует отграничить от контрабанды. Использование человеком хотя бы одного из способов, который будет характеризовать контрабанду, с целью избежания уплаты таможенных платежей, будет свидетельствовать об отсутствии в его действиях состава статьи 194 УК РФ и будет квалифицироваться по статье 226.1 УК РФ. Так, ситуация «перемещение через таможенную границу РФ» — самая важная для состава контрабанды. Если нет этой составляющей, контрабанды соответственно тоже нет. Однако в таком случае необходимо уяснить, как подобное деяние будет оцениваться относительно статьи 194 УК. Трудность заключается в том, что неуплата таможенных платежей происходит обычно после перемещения товаров и других предметов через границу, а в тексте статьи УК РФ об этом ничего не сказано. Поэтому контрабанду зачастую квалифицируют как действия лиц, которые законно, то есть с соблюдением соответствующих правил, переместили через таможенную границу предметы, которые подлежат таможенному обложению, но затем какими-либо способами уклонились от уплаты таможенных платежей. Судебной практикой обоснованно признаны подобные дела уклонением от уплаты таможенных платежей, а не контрабандой.

Например, согласно постановления президиума городского суда были внесены изменения в приговор районного суда и определение судебной коллегии по уголовным делам городского суда с параграфа «а» части 3 статьи 188 на статью 194 УК РФ исходя из того, что подсудимым были выполнены все необходимые требования при пересечении таможенной границы, то есть предмет был перемещен законно, но подсудимый не доставил транспортное средство на внутреннюю таможню региона, где происходит их окончательное оформление и освобождение от таможенного контроля, таким образом он уклонился от уплаты таможенных платежей.

И так, правильно организованное и осуществленное согласование оперативно-розыскных подразделений и следователя на этапе возбуждения уголовного дела дает возможность вовремя определить и закрепить признаки преступной деятельности, дать конкретным проявлениям этой деятельности правильную правовую оценку, определить направления и провести мероприятия по закреплению доказательств, выбрать наиболее подходящую форму и момент реализации результатов ОРД и таким образом создать предпосылки для удачного расследования уголовного дела.

2.3. Анализ состояния правоохранительной деятельности в Балтийской таможне

Балтийская таможня осуществляет таможенное оформление грузов как пограничная таможня, в зоне ответственности которой находятся международные морские пункты пропуска товаров:

Балтийской таможней осуществляется таможенное оформление грузов как пограничной таможней, в зону ответственности которой входят международные морские пункты пропуска следующих типов товаров:

  • вывозимые в экспортном режиме из РФ, оформленные во внутренних таможнях РФ или непосредственно на Балтийской таможне, предназначенные для экспорта заграницу морским путем с погрузкой на морские и речные суда на причалах Морского порта, куда грузы доставляются железнодорожным или автомобильным транспортом;
  • ввозимые на таможню территории РФ морским транспортом с перегрузкой в морском порту на автомобильный или железнодорожный вида транспорта, направляемые согласно правилам доставки под контролем таможни во внутренние таможни;
  • перемещаемые через границу РФ морским транспортом или оформленные на Балтийской таможне, в т.ч. Грузы, прибывшие на российских и иностранных судах, перемещаемые в последствии грузовладельцами по территории РФ или грузы следующие в режиме международного таможенного транзита в другие страны.

Структура Балтийской таможни состоит из шести таможенных постов. В качестве зоны ответственности выступают причалы стивидорных компании Морского порта, Санкт-Петербурга, территории, входящие в границы «Большого порта Санкт-Петербург», причалы стивидорных компаний, которые расположены в Кронштадте, пассажирские причалы Морского вокзала и на набережной Лейтенанта Шмидта, принимающие морские пассажирские суда.

Приказы ФТС России от 27.12.2011 № 2609 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления», от 06.03.2012 № 431 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 27 декабря 2011 № 2609» и от 18.04.2012 №738 «О переподчинении Янинского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни» были приняты с целью регуляции регионов деятельности таможенных постов Балтийской таможни.

При учете географической специфики морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», регионы деятельности постов Балтийской таможни (Пушкинский, Гавань, Лесной порт, Турухтанный, Парголовский, Янинский) была разбиты, учитывая привязку кадастровых номеров и земельных участков, которое расположен в пределах границ данного порта.

Главный регион деятельности Центрального таможенного поста — морской порт «Большой Санкт-Петербург», за исключением Ломоносовской гавани и многостороннего пункта пропуска «Пассажирский порт Санкт-Петербург».

В качестве региона деятельности Кронштадтского поста выступает Кронштадтский район города Санкт-Петербурга, муниципально образование — город Ломоносов Петродворцового района города Санкт-Петербурга.

В течение 1 квартала 2014 гоад федеральным бюджетом таможенных пошлин и налогов было получено порядка 75 миллиардов рублей от таможни. При анализе аналогичного периода на год ранее, объем перечислений увеличился почти на 3 миллиарда.

В течение 1 квартала 2014 года внешнеторговый оборот в регионе активности Балтийской таможни достиг отметки 10 миллиардов долларов США. Стоимостное выражение объема экспорта составило около 1,5 миллиардов долларов США. Объем импорта превысил значение 8,5 миллиардов долларов США. За 1 квартал 2014 года должностные лица таможни оформили около 92 тысяч таможенных деклараций. В границах региона деятельности Балтийской таможни функционируют 8 складов временного хранения, 55 зон постоянного таможенного контроля и 2 магазина беспошлинной торговли, свою деятельность осуществляют около 250 таможенных представителя, 45 таможенных перевозчиков и более 7 тысяч участников внешнеэкономической деятельности.

За 1 квартал 2014 года в качестве импортеров выступили 145 стран мира. Основные страны-импортеры — это Китай (17%), Эквадор (11%), Марокко (6%), Германия (5%). Лидерами товарной структуры импорта выступают электронные машины, оборудование, фрукты, средства наземного транспорта и запчасти, полимерные материалы.

Странами экспорта являются 116 стран. Крупнейшие страны-экспортеры: Турция (29%), Испания (16%), Швеция (8%), Германия (7%). Товарная структура экспорта особенно ориентируется на черные металлы, древесину, руду, шлак и золу.

В 1 квартале 2014 года Балтийская таможня оформила около 3 000 судов загранплавания. Количество физических лиц, которые пересекли государственную границу в поле функционирования таможни, достигло 72 тысяч человек.

Также, за 1 квартал 2014 года таможней было возбуждено порядка 540 административных и 7 уголовных дел.

Правоохранительными органами Балтийской таможни осуществляется выявление преступлений. Для этого при Балтийской таможне, например, образованы кинологические подразделения.

Основная задача должностных лиц кинологического отдела — выявить и пресечь перевозимые на таможенную территорию Таможенного союза наркотические средства, сильнодействующие и психотропные вещества в ходе проведения таможенного контроля и оперативно – розыскных мероприятий.

Так, 31 июля 2013 года на таможенном посту Лесной порт Балтийской таможни сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой наркотиков, совместно с должностными лицами кинологического отдела, была обнаружена и изъята крупная партия кокаина. Общая масса наркотического вещества по предварительным подсчетам составляет более 139 килограмм.

Наркотик спрятали в контейнере среди коробок с бананами. Судно прибыло в Санкт – Петербург из Эквадора.

Создание кинологического отдела Балтийской таможни состоялось в декабре 2007 года. На сегодня в отделе работают 24 специалиста-кинолога и 16 служебных собак, таких пород как немецкие овчарки, фокстерьеры, кокер — спаниели и лабрадоры. Большинство питомцев содержится в домашних условиях, так как для достижения максимального рабочего эффекта собаке необходим соответствующий эмоциональный контакт с человеком. С целью улучшения профессионального мастерства Балтийская таможня часто проводит тренировочные и практические занятия и мероприятия, в которых принимают участие кинологические службы из других таможен. Собаки обладают такой уникальной возможностью, как выявления места хранения наркотических средств, взрывчатых веществ и других нелегально перевозимых товаров при наличии всего лишь нескольких молекул этих веществ в воздухе. Для подготовки и тренировки поисковых собак используются имитаторы наркотических средств.

В обязанности кинологов Балтийской таможни входит досмотр судов, которые перевозят контейнеры, маломерные суда яхты, багаж пассажиров и транспортные средства, которые прибывают круизными лайнерами на территорию портов «Большой порт Санкт-Петербург» и «Морской фасад». В 2013 году в ходе 500 досмотровых мероприятий кинологи досмотрели около 2 000 контейнеров, более 60 морских судов, 4 500 единиц багаж и более 300 единиц автотранспорта. По итогам проведенных мероприятий таможенники изъяли порядка 150 кг наркотических веществ.

Основное направление деятельности кадровых подразделений таможенных органов по контролю за соблюдением должностными лицами запретов и ограничений — организация сбора сведений о доходах, проверка достоверности этих данных. Как гласит действующее законодательство, государственные гражданские служащие обязаны в срок не позднее 30 апреля предоставить сведения о доходе, имуществе и обязательствах имущественного характера. При обнаружении каких-либо неточностей в предоставленных сведениях должностные лица вправе в срок до 31 июля предоставить уточненные сведения и дополнительную информацию.

Отдел государственной службы и кадров Балтийской таможни, вместе с проверочными мероприятиями Северо-Западной транспортной прокуратуры, проводит проверочные мероприятия, касающиеся предоставленных сведений за 2012 год, которые должностные лица Балтийской таможни предоставили в 2013 году.

По итогам осуществленных проверок в отношении ряда должностных лиц, которые были уличены в предоставлении неполных или недостоверных сведений, была применена юридическая ответственность за нарушения коррупционной направленности.

Работа такого работа проводится в Балтийской таможне на постоянной основе. С 28 по 30 октября 2013 года таможня провела совместные учения с представителями Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу. Ключевым вопросом занятий был вопрос запуска сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Кроме того, рассмотрению подлежали основные характерные ошибки, которые допустили должностные лица, подавая сведения о доходах за 2012 год. Итог проведенных занятий — подключение более 300 должностных лиц Балтийской таможни к сервису личного кабинета. Подобные мероприятия позволяют в будущем свести к минимуму ошибки, которые допускают должностные лица при подаче соответствующих сведений.

Также правоохранительными подразделениями Балтийской таможни была проведена работы с целью выявления незаконного ввоза различных предметов через таможенные границы.

Именно так, сотрудникам Балтийской таможни удалось пресечь попытку ввоза на территорию Таможенного союза семи предметов, которые не значились в декларации и внешне имели сходство с оружием. Попытку ввоза пытался осуществить гражданин РФ, прибывший на пароме «Принцесса Анастасия» из города Таллина. Упоминавшиеся предметы были спрятаны в колесе, установленном на багажнике автомобиля «Опель». Транспортное средство принадлежало данному гражданину. В действиях гражданина РФ были усмотрены признаки состава преступления, которые предусматриваются частью 1 статьи 226.1 УК РФ. Найденные предметы могут являться огнестрельным оружием или его составными частями. Существуют запреты и ограничения в отношении данного рода предметов при их транспортировке через границы Таможенного союза. На данный момент Балтийская таможня проводит проверочные мероприятия.

В апреле 2013 года сотрудники отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Балтийской таможни при досмотре автофургона, который прибыл из Финляндии на пароме «Принцесса Мария», обнаружили предметы, которые представляли собой культурные ценности. Художественная картина и две люстры принадлежали гражданке РФ. Ею же был предоставлен инвойс и таможенная декларация в соответствии с которой стоимость картины «Возложение во гроб Христа» (условное наименование) составляла 100 Евро, а стоимость люстр — около 170 Евро. В рамках международного сотрудничества с таможенными органами Финляндии удалось получить копии заверенных таможенных документов на экспорт на данный товар, а также товаросопроводительные документы. Как значилось в документах, картина «Возложение во гроб Христа» имела размеры 88*72 см, была датирован в начале 16 века, страной отправления выступала Франция, а стоимость ее оценивалась порядка 180 000 Евро. Две люстры были оценены в 90 000 Евро. Пассажирка утверждала, что все приобретенные во Франции культурные ценности были предназначены с целью обустройства своей квартиры. Гражданкой РФ было нарушено таможенное законодательство, так как она заявила заведомо недостоверные сведения относительно стоимости товара. В настоящий момент по данному происшествию возбуждено уголовное дело по признакам преступления, которые предусматриваются частью 1 статьи 226.1 УК РФ.

И так, правоохранительными подразделениями Балтийской таможни активно проводится работа по выявлению неправомерного ввоза через таможенную границу различных предметов, а также расследованию данных фактов, причем основной задачей правоохранительной деятельности является именно раскрытие преступления, выявление виновных и направление уголовного дела в суд.

 

Глава 3. Совершенствование способов предупреждения таможенных преступлений

3.1 Способы предупреждения таможенных преступлений

Главным направлением борьбы с преступностью с точки зрения обеспечения спокойствия, безопасности, стабильности общества, прав, свобод, законных интересов граждан является ее предупреждение. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер. Данные меры направлены на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность[1]. Предупреждение преступности является частью социально-правовой политики государства и представляет собой сложный комплекс разнообразных мер воздействия. Среди данных мер находятся: экономические, социально-политические, правовые, психологические, воспитательные, организационные и другие. Указанное требует усилий многих людей, значительных материальных затрат, ресурсного обеспечения. «Предупреждение преступности не единичный акт, а ряд последовательных действий, связанных с выявлением ее причин и условий, разработкой системы мероприятий по их устранению или нейтрализации, реализации на практике этих мероприятий»[2].

В теории криминологии предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное (общее) и специальное. При этом, как подчеркивает В.Е. Эминов, эта терминология несколько условна, так как и специальное предупреждение осуществляется в рамках общества, воздействует на жизнедеятельность его членов, т.е. также имеет социальный характер. Но данная терминология позволяет подчеркнуть различие между мерами, непосредственно связанными с глобальными процессами развития общества, и мерами, направленными именно на борьбу с преступностью[3].

В ряде источников общесоциальное предупреждение преступности основывается на посыле о том, что нельзя ликвидировать второстепенные явления, не устранив главных негативных явлений, с которыми они неразрывно связаны. Позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических и социальных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению. Однако данная позиция уже не доминирует в науке. Как справедливо отмечает В.В. Лунеев, функция общесоциальной профилактики последовательно осуществляется обществом в процессе его экономического, социального, политического и правового развития. «Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предназначенных для предупреждения преступлений, но именно их решение существенно сказывается на уровне преступности»[4].

Одним из основных объектов воздействия общесоциального предупреждения все специалисты называют сферу экономических отношений. Важно осознать не только причины и формы криминализации экономических отношений в современной России, но также и природу преступных алгоритмов. Стоит согласиться с мнением академика Л.И. Абалкина, который считает, что для выхода страны из кризиса должна быть разработана качественно новая модель развития общества. Данная модель должна быть адекватна как внутренним, историко-культурным традициям, так и мировым тенденциям, в которой социальная составляющая выступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований[5]. Другое направление общесоциальной профилактики — это изменение социальных норм и правил поведения в обществе, а также характера взаимоотношений между государством и его гражданами.

Несомненно, в изучаемой нами области общественных отношений, связанных с преступлениями в сфере таможенной деятельности, характер общесоциального предупреждения преступлений имеет определенные особенности. Представляется, что они связаны главным образом с эволюционным смягчением противоречий между государством и формированием таможенной политики в ключе обеспечения разумного баланса между интересами государств ТС и участниками ВЭД.

Радикальная реконструкция экономики потребовала поиска оптимальных экономических и правовых форм и методов защиты государством режима конкуренции хозяйствующих субъектов, обеспечения баланса на внутреннем рынке товаров и услуг, взвешенной политики экспорта-импорта. Создание приоритетов тем не менее не устранило, а по ряду объективных причин актуализировало такое глобальное направление таможенной политики, как охрана собственно государственных интересов в финансово-экономической сфере таможенной деятельности.

Важнейшей функцией изучаемого направления государственно-правовой деятельности является обеспечение своевременного поступления в доходную часть федерального и местного бюджета денежных отчислений за счет установленных законом таможенных платежей. При этом государство стремится обеспечить также именно тот объем платежей, который соответствует объему официально фиксируемой внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, независимо от форм их собственности и организационно-правовой структуры. Будучи частью внутренней политики государства, таможенная политика является по своей сути, во-первых, правоохранительной, поскольку защищает интересы государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Во-вторых, таможенная политика является регулятивной, поскольку направлена на формирование и поддержание сбалансированного экономического, финансово-хозяйственного поля за счет (или путем) установления системы таможенных тарифов, таможенных режимов, льготного или ограничительного режима поставок и т.д.

Подобная специфичная функциональность, а также обширный круг субъектов — участников внешнеэкономической деятельности не могут не породить определенной коллизионности интересов государств ТС, с одной стороны, и интересов хозяйствующих субъектов и граждан — с другой стороны. Как указывает Ю.Г. Кисловский, «власть вынуждена удовлетворять внутренние потребности страны в товарах через организацию импортно-экспортных операций: если она запрещает частнику самостоятельный выход на международный рынок, последний рвется туда тайно; если допуск все-таки состоялся, юридические и физические лица ищут обходные пути, уклоняются от уплаты таможенных платежей, занимаются контрабандой»[6].

В связи с этим при установлении основных направлений таможенной политики и приемов ее реализации законодателю следует ориентироваться на объективный и постоянный характер совпадения основного интереса государства и иных субъектов внешнеэкономической деятельности как оптимизирующий фактор. Основным интересом субъектов здесь явно выступает достижение высоких материально-финансовых результатов деятельности, связанной с импортом-экспортом товаров и услуг. Организация осуществления таможенной политики, ее качество и результативность, на наш взгляд, прямо зависят от степени сбалансированности, совпадения экономического интереса государства и иных субъектов, которые законом прямо связаны с извлечением прибыли.

Основная концептуальная идея современного отечественного законодательства о предпринимательстве связана с обеспечением экономической свободы в пределах социальной ответственности перед обществом и финансово-правовой ответственности перед государством. Также она подразумевает такой спектр хозяйственных приемов, направленных на извлечение прибыли, который не вступает в коллизию с интересами общественной безопасности, здоровья населения, материальными и политическими интересами государства и ТС. Последнее обстоятельство актуализируется в сфере таможенного дела и соответствующего законодательства, поскольку не менее заинтересованным лицом в результатах внешнеэкономической деятельности выступает государство, чей бюджет прямо зависит от таких результатов. Чем больше таких поступлений, тем богаче бюджет страны и тем лучше живут граждане страны, нуждающиеся в социальной защите.

Поэтому с социальных позиций высокие таможенные пошлины и платежи, их своевременное и полное поступление в бюджет и последующее перераспределение, безусловно, оправданны. Однако увеличение ставок пошлин и платежей, нарушающих сбалансированность интересов государства и иных субъектов внешнеэкономической деятельности, имеет и выраженный негативный аспект, поскольку снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов в увеличении объемов или интенсификации такой деятельности. Наблюдается также значительный косвенный негативный эффект — искусственное завышение ценообразования на внутреннем рынке, погашаемое за счет потребителя.

На наш взгляд, наиболее результативные приемы общесоциального предупреждения преступлений, совершаемых в сфере таможенной деятельности, находятся в плоскости таможенной политики, осуществляемой государством.

Как мы уже отмечали, продуктивность таможенной политики как важного фрагмента внутренней экономической деятельности государства прямо зависит от способности и готовности законодателя конструировать нормы таможенного права по принципу их максимального соответствия идее баланса, экономико-правового консенсуса между государством и иными.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов ВЭД. В качестве факторов преступности данного вида специалисты называют форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат. Также факторами преступности являются следующие: высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства ТС в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты.

Подводя итоги исследованию основных направлений совершенствования мер общего предупреждения преступлений в сфере таможенной интеграции, полагаем необходимым реализацию следующих первоочередных задач в данной области:

— усиление роли государства по предупреждению преступлений в сфере таможенной деятельности. Нужна государственная воля, государство должно быть главным реформатором в стране;

— разработка единой программы предупреждения преступлений в сфере таможенной деятельности в рамках ТС;

— приведение в соответствие блока административного, таможенного, уголовного законодательства в рамках ТС и последующая унификация таможенного законодательства в ТС;

— применение современных информационных технологий в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств с момента пересечения таможенной границы до полного таможенного оформления;

— совершенствование и расширение технической базы таможенных органов;

— полномасштабное развертывание ЕАИПС ТС, интегрирование в ее информационное пространство таможенных служб государств — участников Таможенного союза;

— обеспечение достоверности таможенной статистики, на основе которой будут представляться аналитические и информационные материалы в государственные органы, в первую очередь ведомствам, разрабатывающим торговую политику;

— разработка новых систем и технологий автоматизации таможенной деятельности, переход на электронную систему делопроизводства и безбумажную технологию;

— усиление личной заинтересованности, поощрение сотрудников таможенной службы, принимавших участие в предупреждении или пресечении конкретного преступления, установленным процентом от прибыли государства, полученной за счет предотвращения преступления.

Эти меры в совокупности с формированием нравственного, правового и экономического сознания населения могут принести положительные результаты по развитию ТС.


Страницы:   1   2   3   4   5


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф