2.2. Обеспечение пожарной безопасности на территории Верхнеуральского муниципального района с органами местного самоуправления и ОГУ «Верхнеуральское лесничество»
Приходится констатировать, что чрезвычайных ситуаций стихийного и техногенного характера в Верхнеуральском городском округе и Верхнеуральском муниципальном районе за последнее время не стало меньше. Возникла необходимость внедрения новейших достижений в области пожарной безопасности в работу Верхнеуральского гарнизона пожарной охраны.
Так, благодаря деловому сотрудничеству ГПС с органами местного самоуправления удалось решить ряд задач по укреплению материально-технической базы пожарной охраны региона, увеличить штатную численность противопожарной службы, приобрести новейшее оборудование (эластичные спасательные рукава, аппараты для защиты органов дыхания, новейшие радиостанции). В настоящее время на базе служб пожарной связи Челябинского гарнизона создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) «01», оснащенная самым современным оборудованием связи, вычислительной техникой, средствами документирования оперативной информации.
Основной задачей ГПС наряду с тушением пожаров является их предупреждение. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений осуществляет Государственный пожарный надзор.
Проверки, проводимые органами Государственного пожарного надзора, показали, что более 70 % систем пожарной сигнализации, смонтированных в новых жилых домах повышенной этажности, неработоспособны из-за их низкого качества или отсутствия квалифицированного обслуживания.
Несмотря на увеличение пожарных частей в районе и количества пожарной техники, время прибытия к месту пожара составляет более 20 минут из-за отдаленности населенных пунктов. Пожары остаются мощным дестабилизирующим фактором, приводящим к гибели людей и значительным материальным потерям.
Исходя из этого необходимо:
— разработать и реализовать всероссийскую программу обучения населения борьбе с пожарами, в ее осуществлении должны участвовать работники просвещения, местных органов управления, культуры, представители всех видов противопожарных служб;
— оперативно информировать население и органы исполнительной власти о пожарах и действиях по их ликвидации, и о мерах по предотвращению пожаров;
— осуществлять связь с общественностью и СМИ по вопросам пожарной безопасности, оперативно-служебной деятельности пожарных подразделений по предупреждению и тушению пожаров, и по проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
— провести анализ и оценку реакции общественности на создаваемый информационный фон деятельности пожарных подразделений, формирование благоприятного информационного образа ГПС, улучшение имиджа профессии пожарного;
— пересмотреть принципы осуществления надзорной деятельности противопожарной службы, ограничить круг лиц, наделенных правами по осуществлению государственного пожарного надзора, провести их внеочередную аттестацию;
— повысить требовательность и ответственность субъектов обеспечения пожарной безопасности как юр. и должностных лиц, так и граждан за проводимую работу и состояние дел с обеспечением противопожарной защиты подведомственных объектов и жилых домов;
— активизировать работу городских и районных комиссий по пожарной безопасности, органов государственной власти и местного самоуправления в части исполнения законодательства в области пожарной безопасности и финансирования целевых программ развития государственной противопожарной службы;
— всесторонне развить деятельность добровольных противопожарных формирований, дружин юных пожарных, организовать работу внештатных инспекторов по пожарной безопасности;
— повысить качество проводимых мероприятий на объектах по ремонту и техническому обслуживанию систем обеспечения жизнедеятельности, систем автоматической противопожарной защиты, управления эвакуацией людей;
— развить систему противопожарного страхования, позволяющую за счет превентивных мероприятий значительно повысить пожарную безопасность застрахованных объектов.
Согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия сил и средств пожарной охраны для тушения пожаров, совместные согласованные действия органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений всех видов и форм собственности, граждан по обеспечению пожарной безопасности.
Организация взаимодействия пожарных подразделений со службами жизнеобеспечения населённых пунктов и объектов является важной частью организации тушения пожаров. (К службам жизнеобеспечения относятся: водопроводная; коммунальная; энергетическая; медицинская; газовая и другие службы, влияющие на функционирование муниципального образования или объекта.)
При выполнении задач гарнизонной службы пожарной охраны разрабатываются и утверждаются соответствующими руководителями соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения. Указанные инструкции устанавливают порядок оповещения и выезда работников на пожары, характер и порядок работ, осуществляемых службой во время пожара, порядок обмена информацией и входят в перечень регламентных документов подразделения пожарной охраны (хранятся на пункте связи части (ДПЛС).
Отработка взаимодействия осуществляется при проведении пожарно-тактического занятия (учения) с привлечением всех взаимодействующих служб, а также при составлении документов предварительного планирования действий по тушению пожаров.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:
— организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;
— принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению;
— создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
— организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности;
— содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
В самое ближайшее время будет разработано и подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии министерства с Главным управлением МЧС России по Челябинской области и ГУВД по Челябинской области по предупреждению, ликвидации, расследованию причин, выявлению виновников возникновения лесных пожаров.
Два раза в год с главой Верхнеуральского муниципального района проводятся заседание комиссий по чрезвычайным ситуациям обеспечения пожарной безопасности Верхнеуральского муниципального района по весеннее – летнему и осеннее — зимнему пожароопасному периоду.
2.3. Причины возникновения пожаров в лесах ЧБОУ «Верхнеуральское лесничество»
Министерство по чрезвычайным ситуациям обнародовало данные статистики лесных пожаров. Общая площадь пожаров на территории России с начала пожароопасного периода 2013 года составила 1,37 млн. гектаров, что меньше показателя аналогичного периода прошлого года (2,06 млн. гектар) на 33,4%. Всего за 2013 года составил 20,25 тыс. природных пожаров, против 32,25 тыс. в 2012-м. Основным виновником лесных пожаров является человек – его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха.
Большинство пожаров возникает в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты. Во время выстрела охотники вылетавший из ружья пыж начинает тлеть, поджигая сухую траву. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Не полностью потушенный костер в лесу служит причиной последующих больших бедствий. Статистика природных пожаров последних лет, что их всплеск наблюдается в выходные дни, когда массово направляются отдыхать на природу. В зависимости от того, в каких частях леса распространяется огонь, лесные пожары принято подразделять на низовые (составляют до 90%), верховые и подземные (почвенные). В свою очередь, низовые и верховые пожары могут быть устойчивыми и беглыми. В лесах наиболее часто возникают низовые пожары, выжигающие лесную подстилку, подрост и подлесок, травянисто-кустарниковый покров, валежник, корневища деревьев и т.п. В засушливый период при ветре представляют опасность верховые пожары, при которых огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно хвойных пород. Скорость низового пожара от 0,3 до 3 м/мин по направлению ветра. При горении торфа и корней растений существует угроза возникновения подземных пожаров, распространяющие в разные стороны. Способность торфа самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой представляет большую опасность. Над горящими торфяниками возможно образование «столбчатых завихрений» горячей золы и горячей торфяной пыли, которые при сильном ветре переносятся на большие расстояния и вызывают новые загорания. Анализ горимости лесов позволяет определить районы повышенной горимости, установить основные причины возникновения пожаров, выявить влияние хозяйственной и рекреационной деятельности на горимость лесов, установить периодичность горимости, пожарные максимумы и другие показатели для обоснования противопожарных мероприятий.
За последние 8 лет (2005-2013) на территории лесхоза зарегистрировано 583 лесных пожара, на площади 1627,17 га. – таблица 2.1.
Таблица 2.1. Горимость лесов.
Год | Дата | Продол. периода | Общая площадь | Возникло | в том числе по видам | Средняя площадь | ||
первого пожара | последнего пожара | га. | | Низовой | Верховой | |||
2006 | 25.04 | 19.06 | 56 | 68,59 | 44 | 43 | 1 | 1,56 |
2007 | 11.04 | 08.10 | 181 | 299,37 | 187 | 184 | 3 | 1,60 |
2008 | 01.05 | 22.09 | 145 | 31,67 | 64 | 64 | — | 0,49 |
2009 | 16.04 | 30.06 | 76 | 1,70 | 26 | 26 | — | 0,07 |
2010 | 22.04 | 04.06 | 43 | 68,30 | 8 | 8 | — | 8,54 |
2011 | 19.04 | 23.08 | 127 | 38,13 | 47 | 47 | — | 0,81 |
2012 | 18.04 | 22.05 | 35 | 763,17 | 49 | 47 | 2 | 15 |
2013 | 30.04 | 16.10 | 156 | 356,82 | 158 | 156 | 2 | 2,25 |
Итого | 189 | 1627,73 | 583 | 490 | 8 | 3,79 | ||
В среднем за год | 163,8 | 203,48 | 72 | — | — | — |
Из 583 лесных пожаров 8 классифицированы как «верховые». Наибольшее количество пожаров произошло в Нагайбакском Арсинском и Астафьвском лесничестве. Для оценки степени фактической горимости по имеющимся данным использована специальная шкала, разработанная институтом «Росгипролес» — таблица 2.2.
Таблица 2.2. Шкала оценки фактической горимости
Среднегодовая фактическая горимость лесов | Степень относительной горимости лесов. | Класс фактической горимости лесов | |
по числу случаев | по пройденной огнем | ||
пожаров на 1 млн. га | площади на 1 тыс. га | ||
320 и более в год | более 1,0 га в год | чрезвычайная | 1а |
от 201 до 320 | от 0,71 до 1,0 | высокая | 1 |
от 101 до 200 | от 0,51 до 0,70 | выше средней | 2 |
от 51 до 100 | от 0,21 до 0,50 | средняя | 3 |
от 5 до 50 | от 0,06 до 0,20 | ниже средней | 4 |
менее 5 | менее 0,05 | низкая | 5 |
Относительная горимость лесов по числу пожаров на 1 млн. га в год (703 случая) — «чрезвычайная», по пройденной огнем площади на 1 тыс. га в год (0,86 га) — «высокая».
Напряженность работ по охране лесов от пожаров определяется не только количеством пожаров в год, но и распределением их по месяцам пожароопасного сезона. Первые пожары на территории лесхоза зарегистрированы в средине апреля, пожарный максимум приходится на апрель — май, пик — на май.
По данным книги учета лесных пожаров основными причинами возникновения лесных пожаров в лесничествах является неосторожное обращение с огнем населения, посещающего леса (83 %).
Неблагоприятная обстановка сохраняется на территории Нагайбакского, Арсинского и Астафьвского лесничеств. На рисунке 2,3,4 , наблюдается рост пожаров в период с 2009-2013 годах.
Рост пожаров обусловлен не только из-за неосторожного обращения с огнем, а так же поздним обнаружением и отсутствием пожарных постов.
Вся территория земель лесного фонда отнесена к району наземной охраны с авиапатрулированием. Авиапатрулирование проводится действующей на территории области Челябинской авиаточкой с 25 мая по 1 октября.
Наземная охрана производится силами и средствами лесопожарных служб лесхоза на площади 88,2 тыс. га.
По состоянию на 01.01.2013 года лесхоз имел в штате 6 мастеров и 27 лесников — таблица 2.3.
Таблица 2.3. Штатных мастеров и лесников.
Площадь, | Численность | ||||
Лесничество | тыс. га | плановая | фактическая | ||
мастер | лесник | мастер | лесник | ||
Верхнеуральское | 11,7 | 3 | 14 | 1 | 6 |
Астафьевское | 6,2 | 2 | 15 | 1 | 5 |
Нагайбакское | 12,1 | 2 | 10 | 1 | 5 |
Арсинское | 12,4 | 3 | 13 | 2 | 7 |
Карагайское | 117,7 | 33333 | 14 | 1 | 34 |
Итого | 60,1 | 10 | 52 | 6 | 27 |
Средняя площадь лесохозяйственного участка — 11,0 тыс. га, лесного обхода — 1,9 тыс. га.
В помощь лесникам на пожароопасный сезон лесхоз нанимает временных пожарных сторожей для дежурства в конторах лесхоза и лесничеств. Связь пожарного сторожа с конторой лесхоза и другими лесничествами осуществляется по телефону и радиостанциям УКВ диапазона. Транспортные средства не оснащены радиостанциями. У лесников средств радиосвязи недостаточно.
Обнаружение лесных пожаров осуществляется при авиапатрулировании, наземном маршрутном патрулировании и с пожарных наблюдательных вышек (ПНВ).
Тушение пожаров выполняется силами и средствами лесничества. В необходимых случаях привлекаются силы других организаций согласно оперативному плану.
Специализированные противопожарные службы представлены пожарными химическими станциями первого типа (ПХС-1). Всего в лесхозе числится три ПХС в Нагайбакском, Карагайском и Арсинском лесничествах. Здания ПХС в Нагайбакском, Карагайском и Арсинском лесничествах типовые.
В составе команд ПХС числится два водителя и один тракторист. Лесопожарные бригады собираются из лесников в день пожара.
Ежегодно в целях профилактики возникновения лесных пожаров в лесхозе выполняются следующие мероприятия — таблица 2.4.
Таблица 2.4. Мероприятия и затраты по охране лесов от пожаров.
Мероприятие | Единица измерения. | Выполнено по годам | 2013 | |
2011 | 2012 | |||
Устройство минерализованных полос | км | 880 | 780 | 780 |
Уход за минерализованными полосами | км | 890 | 890 | 890 |
Строительство дорог противопожарного назначения | км | 1 | 1 | 1 |
Ремонт дорог противопожарного назначения | км | 1 | 1 | |
Содержание ПХС, ПСПИ, ПНВ | тыс. руб. | 159,5 | 152,9 | 145,0 |
Содержание мототранспортных средств, закрепленных за лесниками | тыс. руб. | 172,2 | 189,9 | 180,0 |
Ремонт и содержание радио и телефонной связи | тыс. руб. | 52,8 | 45,4 | 55,0 |
Содержание временных пожарных сторожей | тыс. руб. | 44,6 | 38,6 | 70,0 |
Эффективность работы служб дозорно-сторожевой и тушения лесных пожаров характеризуется площадями пожаров в момент обнаружения и после ликвидации, а также временем, в течение которого пожары локализуются и ликвидируются — таблицы 2.5., 2.6., 2.7..
Таблица 2.5. Распределение числа пожаров по площади в момент обнаружения.
Градация пожаров по площади, га. | Нет | ||||||
Год | до 0,1 | 0,1-0,5 | 0,6-1,0 | 1,1-5,0 | более 5,0 | данных | Всего |
2006 | 31 | 5 | 3 | 4 | 1 | — | 44 |
2007 | 95 | 51 | 27 | 11 | 3 | — | 187 |
2008 | 39 | 14 | 6 | 4 | — | 1 | 64 |
2009 | 20 | 4 | — | — | — | 2 | 26 |
2010 | 2 | 4 | 1 | 1 | — | — | 8 |
2011 | 28 | 11 | 2 | 6 | — | — | 47 |
2012 | 27 | 6 | 1 | 1 | — | 4 | 49 |
2013 | 91 | 48 | 17 | 1 | 1 | — | 158 |
Итого | 333 | 143 | 45 | 28 | 5 | 13 | 583 |
% | 57 | 24 | 9 | 6 | 1 | 3 | 100 |
Большая часть пожаров (57 %) были обнаружены на площади до 0,1 га, что свидетельствует о своевременности их обнаружения.
Таблица 2.6. Распределение пожаров по срокам тушения
Год | Потушено после обнаружения в течение | Нет данных | Всего | |||||
часов | суток | |||||||
0,6-1,0 | 1,1-2,0 | 2,1-6,0 | 6,1-12,0 | 12,1-24,0 | 1-2 | |||
2006 | 28 | 8 | 8 | — | — | — | — | 44 |
2007 | 79 | 41 | 67 | — | — | — | — | 187 |
2008 | 33 | 16 | 10 | 5 | — | — | — | 64 |
2009 | 12 | 11 | 1 | — | — | — | 2 | 26 |
2010 | 4 | — | 3 | 1 | — | — | — | 8 |
2011 | 13 | 18 | 13 | 2 | 1 | — | — | 47 |
2012 | 18 | 19 | 6 | 2 | 1 | 3 | — | 49 |
2013 | 66 | 30 | 57 | — | — | — | 5 | 158 |
Итого | 253 | 143 | 165 | 11 | 3 | 3 | 11 | 583 |
% | 43 | 24 | 28 | 1,7 | 1 | 1 | 1,2 | 100 |
На тушение 43 % пожаров было затрачено до одного часа, что свидетельствует об оперативности работы служб тушения. Для ликвидации остальных пожаров потребовалось до 24 часов и более.
Таблица 2.7. Распределение числа пожаров по площади после ликвидации
Площадь пожаров, га | ||||||
Год | до 0,1 | 0,1-0,5 | 0,6-1,0 | 1,1-5,0 | 5,1-10,0 и более | Всего |
2006 | 27 | 1 | 6 | 5 | 5 | 44 |
2007 | 84 | 29 | 17 | 50 | 7 | 187 |
2008 | 35 | 9 | 4 | 16 | — | 64 |
2009 | 17 | — | — | 9 | — | 26 |
2010 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 8 |
2011 | 28 | 5 | 2 | 10 | 2 | 47 |
2012 | 9 | 6 | 5 | 27 | 2 | 49 |
2013 | 74 | 18 | 13 | 45 | 6 | 158 |
Итого | 276 | 69 | 48 | 165 | 23 | 583 |
% | 47 | 12 | 8 | 28 | 3,6 | 100 |
Пожары, ликвидированные на площади до 0,1 га, составили 47%, на площади до 0,5 га. — 28 %, т. е. 45 % пожаров ликвидировано довольно не оперативно на минимальной площади, однако 25 % пожаров распространились на большие площади в отдельных случаях до 10 га и более.
Анализ природной пожарной опасности лесов их горимость и состояние противопожарной охраны позволяют сделать следующие выводы:
Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого — 6 месяцев.
Основные причины лесных пожаров — нарушение правил пожарной безопасности в лесах (неосторожное обращение с огнем, оставляемые не затушенными костры, брошенные окурки, сельхозпалы).
Максимум горимости лесов приходится на апрель — май, пик горимости – на май.
Вывод по главе 2: организация деятельности по тушению пожаров на территории Верхнеуральского муниципального района строится в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»[1]. Обеспечение пожарной безопасности на территории Верхнеуральского муниципального района с органами местного самоуправления и ОГУ «Верхнеуральское лесничество» проводятся 2 раза в год где решаются вопросы по обеспечению пожарной безопасности как в населенных пунктах так и на территории участковых лесничеств.
Стоит отметить что, обнаружение лесных пожаров осуществляемых при авиапатрулировании, наземном маршрутном патрулировании и с пожарных наблюдательных вышек (ПНВ) не я является достаточным, оперативность реагирования не высокая. Оснащение техникой недостаточно. Большинство техники и оборудования изношены. Для проведения лесохозяйственных и противопожарных работ требуется техника, а производственные мощности лесхоза характеризуются следующим образом:
- Автомобильный транспорт – 79% износа, в т.ч. грузовой 85%
- Тракторы износ составляет – 89%
- Лесохозяйственная техника – 80%
Другое производственное оборудование – 80%
Для улучшения противопожарной охраны лесов лесхоза необходимо:
— снизить пожарную опасность лесного фонда путем проведения лесохозяйственных и противопожарных мероприятий;
— значительно усилить противопожарную пропаганду.
— улучшить работу по обнаружению пожаров с помощью внедрения новых технологий;
— для своевременного обнаружения лесных пожаров запроектировать строительство пожарных наблюдательных вышек;
— для тушения пожаров на малых площадях доукомплектовать до нормативного оснащения имеющиеся противопожарные службы и организовать новые;
-обеспечить лесников необходимым количеством транспорта для маршрутного патрулирования и средствами связи;
-организовать оперативную связь по схеме: патрульная группа (пожар) — лесничество — лесхоз — воздушное судно;
-обустроить территорию лесного фонда объектами противопожарного назначения и улучшить пути транспорта.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ТУШЕНИЮ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧОБУ «ВЕРХНЕУРАЛЬСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО»
Комплекс предлагаемых решений включает мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, своевременное их обнаружение и ликвидацию силами и средствами специализированных служб лесничеств и лесхоза.
В организационно-технический комплекс противопожарных мероприятий, направленных на предупреждение загораний, своевременное обнаружение возникших пожаров и ликвидацию их в начале развития силами и средствами лесхоза входят:
— профилактика лесных пожаров (противопожарная пропаганда, благоустройство территории, ограничительные мероприятия);
— организация и совершенствование дозорно-сторожевой службы; организация и совершенствование служб тушения пожаров;
— организация и совершенствование оперативной связи; транспортное и противопожарное обустройство территории;
— строительство объектов противопожарного назначения.
Основной целью профилактики лесных пожаров является предупреждение их возникновения и ограничение распространения по площади. Эти сравнительно мало-затратные мероприятия дают хорошие результаты при четкой их организации.
В целях противопожарной профилактики:
— предупреждение возникновения лесных пожаров (противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа, регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация, контроль за соблюдением правил пожарной безопасности).
Ограничение распространение лесных пожаров
— создание системы противопожарных барьеров, своевременная очистка от захламленности лесных участков, проведение санитарных рубок, противопожарных водоемов.
Мероприятия по обнаружению лесных пожар — получение сведений о пожарной опасности, доведения их до лесной охраны, наземное и авиационное патрулирование и организация наблюдения за лесом с пожарно-наблюдательных вышек, организация связи для получения сведений о возникновении лесных пожаров.
Предупредительные мероприятия включают в себя:
— постоянный контроль выполнения «Правил пожарной безопасности в лесах» всеми лицами и организациями;
— систематическое проведение разъяснительной работы среди населения, школьников, отдыхающих, садоводов, охотников, рыбаков и занятых в лесу рабочих по вопросам предупреждения возникновения лесных пожаров и способам борьбы с ними;
— противопожарное благоустройство территории и установку средств наглядной агитации.
Агитвитрина устанавливается у конторы лесничества. Материалы постоянной выставки и агитвитрины должны отражать хозяйственное значение лесов, ущерб, наносимый лесными пожарами, новые методы и способы тушения лесных пожаров, знакомить с людьми, отличившимися на тушении пожаров, и др.
Аншлаги по противопожарной тематике устанавливаются по лесным дорогам через 1-3 км, на развилках, при въездах в лес, у мест отдыха и курения. Тексты объявлений должны быть краткими и образными.
Противопожарный стенд предупредительный устанавливается у конторы лесничества и предназначен для оповещения населения о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды. Информация должна уточняться ежедневно.
Места отдыха и курения устанавливаются на пересечении дорог. Одно место может состоять из нескольких элементов малых архитектурных форм. Около места отдыха должна быть устроена минерализованная площадка для окурков или приспособление, заменяющее урну.
Агиттехпропаганда предусматривает расходы по оплате лекций, показа кинофильмов на противопожарные темы, печати и распространения листовок, художественного оформления конструкций малых архитектурных форм и прочих организационных мероприятий в агитационной работе.
Все элементы наглядной агитации и благоустройства должны быть качественно выполнены.
Лесные массивы в значительной степени расчленены естественными и искусственными преградами распространению огня — дорогами, различными трассами, реками, ручьями, канавами. Учитывая степень хозяйственного освоения лесов, высокий класс их пожарной опасности, устройство противопожарных барьеров на период до 2015 г. предусматривается в следующих объемах — таблица 3.1.
Таблица 3.1. Мероприятия по предупреждению и ограничению распространения лесных пожаров
Мероприятие | Всего, км | в том числе по годам и периодам | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||
Устройство минерализованных полос | 7800 | 780 | 780 | 780 | 780 | 780 | 3900 |
Уход за минерализованными полосами | 18900 | 1890 | 1 890 | 1890 | 1890 | 1890 | 4450 |
Устройство противопожарных разрывов | 3 | — | — | — | — | — | 3 |
Уход за противопожарными разрывами | 5 | — | — | 1 | — | 1 | 3 |
Минерализованные полосы на территории лесного фонда служат преградой распространению низовых пожаров, а также могут быть использованы в качестве опорных линий для пуска отжига. Минерализованные полосы проектируются вдоль дорог, по границам с сельскохозяйственными угодьями, где допускаются палы, в противопожарных разрывах, вокруг участков с лесными культурами.
Минерализованные полосы устраиваются плугом ПКЛ-70 или ПЛП-1,2 в один или два следа, в зависимости от напочвенного покрова. Ширина минерализованных полос зависит от высоты травостоя и составляет: до 15 см -2,0 м; от 15 до 30 см — 2,8 м; от 30 до 50 см — 4,2 м. Ширина полос вдоль дорог и в противопожарных разрывах — 1,4 м.
Минерализованная полоса может задерживать продвижение низового огня только до момента накопления на её поверхности нового слоя горючих материалов, поэтому необходим систематический уход за минерализованными полосами, их подновление и восстановление.
Уход за минерализованными полосами проектируется однократный, осенью (в конце августа начале сентября) бороной БДН-3 или плугом ПКЛ-70-4. Все минерализованные полосы через 3 года после их устройства должны прокладываться заново (восстанавливаться). В проекте такие минерализованные полосы учитываются как создаваемые вновь.
Устройство противопожарных разрывов предусматривается для повышения устойчивости хвойных насаждений, в особенности сосновых молодняков искусственного происхождения. За основу принимаются существующие квартальные просеки или лесные дороги. Ширина создаваемого разрыва предусматривается 20 метров. По середине разрыва должна быть устроена дорога, имеющая выходы в общую дорожную сеть. В существующих противопожарных разрывах предусматривается проведение ухода.
На существующих трассах ЛЭП необходима уборка захламленности и удаление хвойного подроста.
Организация и совершенствование дозорно-сторожевой службы
Работа всех лесопожарных служб регламентируется исходя из степени пожарной опасности погоды и фактической горимости лесов (действующих пожаров) на каждый день пожароопасного сезона. Степень пожарной опасности по условиям погоды оценивается по величине комплексного показателя общероссийской шкалы. Действующая шкала оценки пожарной опасности по условиям погоды включает 5 классов – таблица 3.2.
Таблица 3.2. Шкала оценки пожарной опасности в лесу по условиям погоды
Класс пожарной | Величина комплексного | Степень пожарной опасности в лесу |
Опасной погоды | показателя | |
Весенне-летний период | ||
I | до 250 | Пожарная опасность отсутствует |
II | 251-900 | Малая пожарная опасность |
III | 901-2000 | Средняя пожарная опасность |
IV | 2001-4000 | Высокая пожарная опасность |
V | 4001 и более | Чрезвычайная пожарная опасность |
Летне-осенний период | ||
I | до 400 | Пожарная опасность отсутствует |
II | 401-1000 | Малая пожарная опасность |
III | 1001-3000 | Средняя пожарная опасность |
IV | 3001-6000 | Высокая пожарная опасность |
V | 6001 и более | Чрезвычайная пожарная опасность |
Класс пожарной опасности в лесу по условиям погоды (КПО) отражает степень подготовленности лесной растительности по мере ее высыхания к загоранию. Степень пожарной опасности по условиям погоды снижается от пятого к первому классу. Распределение дней пожароопасного сезона приведены в таблица 3.3.
Таблица 3.3. Распределение дней пожароопасного сезона по классам пожарной опасности погоды (среднее за 5 лет)
Месяц | Классы пожарной опасности погоды | Всего | ||||
I | II | III | IV | V | ||
Апрель | 1 | 6 | 6 | 1 | — | 14 |
Май | 10 | 11 | 6 | 4 | — | 31 |
Июнь | 8 | 14 | 8 | 0 | — | 30 |
Июль | 4 | 7 | 11 | 5 | 4 | 31 |
Август | 9 | 9 | 9 | 3 | 1 | 31 |
Сентябрь | 8 | 11 | 6 | 3 | 2 | 30 |
Октябрь | 1 | 2 | 2 | 2 | — | 7 |
Итого | 41 | 60 | 48 | 18 | 7 | 174 |
% | 24 | 34 | 28 | 10 | 4 | 100 |
Напряженная пожароопасная обстановка в лесхозе создается в течение 71 день (III—V классы пожарной опасности по условиям погоды). В это время необходимы дополнительные меры по своевременному обнаружению лесных пожаров.
Класс природной пожарной опасности (КППО) отражает степень пожарной опасности участков в зависимости от породного, возрастного состава древостоя, их захламленности, условий места произрастания, источников огня при равной степени пожарной опасности по условиям погоды.
Режим охраны лесов от пожаров притом или ином классе пожарной опасности погоды должен соответствовать «Рекомендациям по противопожарной профилактике и регламентации работы лесопожарных служб», 1997 г., с учетом местных условий.
Задачами дозорно-сторожевой службы являются:
— предупреждение возникновения лесных пожаров путем строгого контроля соблюдения правил пожарной безопасности в лесу;
— своевременное обнаружение возникших очагов загорания;
— немедленная передача сообщения о пожаре в лесничество, ПХС, контору лесхоза и принятие мер по тушению.
Своевременное обнаружение возникающих на территории лесхоза пожаров проектируется осуществлять путем:
— авиапатрулирования территории лесхоза в дни с высоким классом пожарной опасности погоды (III — V классы);
— наблюдения с пожарных наблюдательных вышек;
— наземного маршрутного патрулирования.
для снижения количества лесных пожаров необходимо провести ряд следующих мероприятий, а именно:
подготовка и поддержание в готовности достаточного количества необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, а также обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, включая:
— приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря (ранцевых огнетушителей и т.п.);
— содержание пожарной и инженерной техники, оборудования, систем связи и оповещения;
— создание резерва инженерной техники, передвижных ёмкостей для подвоза воды, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований. Осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территории от ЧС. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Организация обучения населения способам зашиты и действиям в случае возникновения ЧС. Обеспечение готовности к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения ЧС. Обеспечение сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС. Обеспечение готовности к мероприятиям по оповещению информированию населения, в том числе с использованием специализированных и технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. Обеспечение готовности сил и средств муниципальных образований к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения ЧС, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения. Обеспечение взаимодействия с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников (для юридических лиц), пожарной и инженерной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области зашиты от чрезвычайных ситуаций. Проведение комплекса мероприятий по защите населённых пунктов, расположенных в лесных массивах, включая:
— проведение опашки населённых пунктов с периодичностью 2 раза в год;
— создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
— обустройство подъездов ко всем источникам противопожарного водоснабжения, в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а также пирсов для установки на них пожарных автомобилей;
— создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
— организация при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) в весенне-летний пожароопасный период дежурства граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.
— организация работы по противопожарному обустройству лесов.
— осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных насаждений.
— обеспечение взаимодействия в части тушения лесных пожаров с учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, расположенными на территории муниципального образования.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф