Глава II. Эмпирическое исследование особенностей виктимных черт у депрессивной личности
2.1. Организация исследования. Методики исследования
Сбор информации проводился с сентября 2014 года по декабрь 2014 года. В исследовании приняли участие 95 человек (от 13 до 15лет). Из них35 подростков, находятся на стационарном лечении в ДПБ №6 г. Москвы, имеющих в клинической картине текущего состояния депрессивные эпизоды различного генеза, и 60 учащихся МОУ Гимназии №7 г. Одинцово, не имеющих в анамнезе депрессивных эпизодов.
Объект исследования в данной работе: депрессивные состояния
Предмет настоящего исследования являются проявление виктимных черт у личности с разным уровнем депрессивности.
Целью работы, является изучение особенностей виктимных черт у личности с разным уровнем депрессивности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи эмпирического исследования:
- Выявить группы лиц с разным уровнем депрессивности
- Проанализировать проявление виктимных черт у лиц с разным уровнем депрессивности
- Выявить взаимосвязи между депрессивностью и виктимными чертами личности
Гипотеза исследования: Виктимные черты у лиц с разным уровнем депрессивных состояний отличаются выраженностью инфантильного поведения и эмоциональной нестабильностью.
Частная гипотеза: Существует взаимосвязь выраженности депрессивного состояния с проявлением виктимных черт личности подростков.
В настоящей работе были использованы следующие методики исследования.
1. Методика Дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптация Т.И. Балашовой)
Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева — Т. И. Балашовой. Основан на опроснике В.Зунга. Шкала Зунга для самооценки депрессии была опубликована в 1965 г. в Великобритании и в последующем получила международное признание (переведена на 30 языков). Она разработана на основе диагностических критериев депрессии и результатов опроса пациентов с этим расстройством. Оценка тяжести депрессии по ней проводится на основе самооценки пациента.
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состоянии и состояний, близких к депрессии (или другими словами измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии).
При анализе результатов оценка проводится по семи факторам, содержащим группы симптомов, отражающих чувство душевной опустошенности, расстройство настроения, общие соматические и специфические соматические симптомы, симптомы психомоторных нарушений, суицидальные мысли и раздражительность/нерешительность.
Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
2. Методика Тип ролевой виктимности(М.А. Одинцова и Н.П. Радчикова)
Опросник ролевой виктимности предназначен для выявления предрасположенности индивида продуцировать в жизни тот или иной тип поведения жертвы, выражающийся социальной или игровой ролях. Он является инструментом для анализа латентной виктимности, проявляющейся не только в трудных жизненных ситуациях, но и в повседневной жизни.Опросник состоит из 32 вопросов.
При ответах на вопросы, испытуемым необходимо дать ответы: «да»; «скорее да, чемнет»; «скорее нет, чем да»; или «нет». За совпадение с ключом насчитываются баллы от 0 до 3 (0 баллов– за ответ«нет»; 1 балл– за ответ «скорее нет, чем да»; 2 балла– за ответ«скорее да, чем нет»; и 3 балла– за ответ«да»). Результатыпо шкалам опросника объединяются в общийпоказатель ролевой виктимности.
3. Методика Склонность к виктимному поведению(О.О. Андронникова)
Методика исследования виктимного поведения является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения. Виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения.
2.2. Анализ исследования особенностей проявления виктимных черт у депрессивной личности
Задача 1. Выявить группы лиц с разным уровнем депрессивных состояний. Для этого была проведена статистическая обработка данных с использованием кластерного анализа методом k-средних. Кластерный анализ методом k-средних, который позволил различить испытуемых на три группы.
Таблица 1
Кластер | 1 | 22,000 |
2 | 58,000 | |
3 | 15,000 | |
Валидные | 95,000 |
1-я группа (N=22) — высокодепрессивные;
2-я группа (N=58) — среднедепрессивные;
3-я группа (N=15) — недепрессивные. Рисунок 1.
Исходя из кластерного анализа мы видим, что в группу 1 попало 22 подростка. Это подростки с высоким уровнем депрессивных состояний. Данная группа была названа условным наименованием «высокодепрессивные». В группу 2 попало 58 подростков со средним уровнем депрессивных состояний по опроснику В.Зунга.Данная группа подростков была названа «среднедепрессивные». В третью группу были включены 15 подростков с низким уровнем депрессивных состояний.данная группа получила название «недепрессивные». Небольшое количество подростков в группе с низким уровнем депрессивных состояний можно объяснить спецификой выборки, в которой 35 подростков проходивших тестирование, находились на стационарном лечении в Детской психиатрической больнице № 6 г. Москвы и имели в анамнезе депрессивные эпизоды различного генеза.
Задача 2. Проанализировать проявление виктимных черт у лиц с разным уровнем депрессивности. Для этого была проведена статистическая обработка данных с использованием t-критерия Стьюдента (Предварительно полученные данные были проверены на нормальность распределения). Полученные результаты представлены в таблицах 2, 3, 4.
Таблица 2. Различия между группами с разным уровнем депрессивности (высокодепрессивные и среднедепрессивные)
Групповые статистики | t-критерий Стьюдента | Уровень значимости различий р | |||
Кластерный номер наблюдения | N | Среднее значение | |||
Игровая роль жертвы | Высокодепрессивная | 22 | 16,0455 | -8,979 | 0,000 |
Среднедепрессивная | 58 | 23,6724 | -7,140 | 0,000 | |
Социальнаяроль жертвы | Высокодепрессивная | 22 | 17,7273 | -7,944 | 0,000 |
Среднедепрессивная | 58 | 25,2931 | -6,847 | 0,000 | |
Виктимность ролевая | Высокодепрессивная | 22 | 33,7727 | -12,466 | 0,000 |
Среднедепрессивная | 58 | 48,9655 | -9,337 | 0,000 | |
Положительная значимость | Высокодепрессивная | 22 | 8,3636 | -6,583 | 0,000 |
Среднедепрессивная | 58 | 12,3966 | -5,972 | 0,000 | |
Отрицательная значимость | Высокодепрессивная | 22 | 9,2727 | -4,343 | 0,000 |
Среднедепрессивная | 58 | 12,2069 | -4,557 | 0,000 | |
Значимость | Высокодепрессивная | 22 | 17,6364 | -9,278 | 0,000 |
Среднедепрессивная | 58 | 24,6379 | -8,388 | 0,000 |
Исходя из полученных данных, обнаружены значимые к различия между высокодепрессивными и среднедепрессивными испытуемыми по следующим характеристикам: игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, ролевая виктимность, положительная значимость, отрицательная значимость и значимость в целом. Так, все выше перечисленные характеристики в большей степени выражены в группе среднедепрессивных, чем в группе высокодепрессивных.
Исходя из этого можно сказать, что среднедепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, эмоциональной нестабильности.
Основные характеристики игровой роли жертвы – это добровольный характер и ситуативность. Представителям игровой роли жертвы свойственна инфантильность, боязнь ответственности, установление контроля над окружающими. Одной из заметных характеристик является демонстративность, как особенность, связанная с повышенной потребностью во внимании к себе окружающих, которая проявляется в изощренной манипуляции. Таким образом, игровая роль жертвы –единица анализа свободных, ситуативных и взаимовыгодных, легко принимаемых членами межличностного взаимодействия ролевых отношений, имеющих в своей основе скрытую мотивацию, но вполне согласующихся с внутренними особенностями психологически виктимного индивида (демонстративность, инфантильность, манипулятивность и т.д.), и гармонично вписывающихся в проигрываемую ситуацию. В основе игровой роли жертвы лежат рентные установки, способствующие, с одной стороны, реализации неудовлетворенных потребностей индивида, а, с другой – оказывающие тормозящее влияние на весь процесс развития и создающие иллюзию успешной адаптации в социуме.
Социальная роль жертвы – более очевидна, чем игровая роль жертвы, она лежит на поверхности, четко обозначена, более того, привлекает внимание всех, кто вовлечен в процесс взаимодействия с данным типом жертвы. Социальная роль жертвы предписана социумом, оно как бы выталкивает, изгоняет человека в определенную социальную роль, наделяя ее стигмой. Пребывая в социальной, навязанной социумом роли жертвы, человек мотивирован на освобождение от тягостного ярлыка. Эта роль негативна, мучительна, вызывает глубокие страдания. Склонность к одиночеству, депрессивность, тревожность. Таким образом, социальная роль жертвы – это единица анализа навязанных (предписанных), но ситуативных отношений, способствующих стигматизации индивида, деформирующих возможности построения его жизнедеятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.
Таблица 3. Различия между группами с разным уровнем депрессивности (высокодепрессивные и недепрессивные)
Групповые статистики | t-критерий Стьюдента | Уровень значимости различий р | |||
Кластерный номер наблюдения | N | Среднее значение | |||
Зависимость | Высокодепрессивные | 22 | 8,8182 | 2,779 | 0,009 |
Недепрессивные | 15 | 6,6000 | 2,837 | 0,008 | |
Некритичность | Высокодепрессивные | 22 | 9,5909 | 3,530 | 0,001 |
Недепрессивные | 15 | 7,4667 | 3,523 | 0,001 | |
Виктимность | Высокодепрессивные | 22 | 9,0000 | 5,240 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 6,8667 | 5,366 | 0,000 | |
Социальная роль жертвы | Высокодепрессивные | 22 | 17,7273 | 2,682 | 0,011 |
Недепрессивные | 15 | 12,4000 | 2,473 | 0,022 | |
Виктимность ролевая | Высокодепрессивные | 22 | 33,7727 | 2,223 | 0,033 |
Недепрессивные | 15 | 27,1333 | 2,064 | 0,051 | |
Положительнаязначимость | Высокодепрессивные | 22 | 8,3636 | 3,194 | 0,003 |
Недепрессивные | 15 | 5,4000 | 3,233 | 0,003 | |
Отрицательная значимость | Высокодепрессивные | 22 | 9,2727 | 3,717 | 0,001 |
Недепрессивные | 15 | 5,2000 | 3,387 | 0,003 | |
Значимость | Высокодепрессивные | 22 | 17,6364 | 4,942 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 10,6000 | 4,600 | 0,000 |
Исходя из полученных данных, обнаружены значимые различия между высокодепрессивными и недепрессивными испытуемыми по следующим характеристикам: зависимость, некритичность, виктимность, социальная роль жертвы, ролевая виктимность, депрессия, положительная значимость, отрицательная значимость и значимость в целом. Так, все выше перечисленные характеристики в большей степени выражены в группе высокодепрессивных, чем в группе недепрессивных. Виктимность – склонность стать жертвой насилия.
Зависимость — склонности к зависимому и беспомощному поведению. Модель пассивного виктимного поведения. Индивиды, не оказывающие сопротивления, противодействия агрессора по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Имеет ролевую позицию жертвы. Робок, скромен, сильно внушаем, конформен. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонен к зависимому поведению, уступчив, оправдывает чужую агрессию, склонен всех прощать.
Некритичность — к данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации.
Некритичность может проявиться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллектуального уровня. Эти лица демонстрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание. Личность некритичного типа обнаруживает склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность. Имеет непрочные нравственные устои, что усиливается отсутствием личного опыта или не учетом его. Склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности.
Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
Исходя из этого можно сказать, что высокодепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, более зависимы и соответственно уровень депрессии больше практически в два раза.
Таблица 4. Различия между группами с разным уровнем депрессивности (среднедепрессивные и недепрессивные)
Групповые статистики | t-критерий Стьюдента | Уровень значимости различий р | |||
Кластерный номер наблюдения | N | Среднее значение | |||
Зависимость | Среднедепрессивные | 58 | 9,3621 | 4,032 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 6,6000 | 4,210 | 0,000 | |
Некритичность | Среднедепрессивные | 58 | 9,2414 | 2,668 | 0,009 |
Недепрессивные | 15 | 7,4667 | 3,151 | 0,004 | |
Виктимность | Среднедепрессивные | 58 | 8,4828 | 3,714 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 6,8667 | 4,525 | 0,000 | |
Игровая роль жертвы | Среднедепрессивные | 58 | 23,6724 | 8,868 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 14,7333 | 6,064 | 0,000 | |
Социальная роль жертвы | Среднедепрессивные | 58 | 25,2931 | 9,968 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 12,4000 | 6,601 | 0,000 | |
Виктимность ролевая | Среднедепрессивные | 58 | 48,9655 | 12,991 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 27,1333 | 7,651 | 0,000 | |
Положительная значимость | Среднедепрессивные | 58 | 12,3966 | 10,208 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 5,4000 | 9,313 | 0,000 | |
Отрицательная значимость | Среднедепрессивные | 58 | 12,2069 | 7,805 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 5,2000 | 6,155 | 0,000 | |
Значимость | Среднедепрессивные | 58 | 24,6379 | 14,234 | 0,000 |
Недепрессивные | 15 | 10,6000 | 10,144 | 0,000 |
Исходя из полученных данных, обнаружены значимые различия между среднедепрессивными и недепрессивными испытуемыми последующим характеристикам: зависимость, некритичность, виктимность, игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, ролевая виктимность, депрессия, положительная значимость, отрицательная значимость и значимость в целом. Так, все выше перечисленные характеристики в большей степени выражены в группе среднедепрессивных, чем в группе недепрессивных.
Исходя из этого можно сказать, что среднедепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, эмоциональной нестабильности, умению манипулировать другими, более зависимы и соответственно уровень депрессии больше практически в два раза.
После проведения анализа проявления виктимных черт у личностей с разным уровнем депрессивности, мы видим, что подростки с высоким уровнем депрессивности и средним уровнем более виктимны, зависимы и некритичны, по отношению к группе недепрессивных подростков. Хотя в соотношении высокодепрессивных и среднедепрессивных на первый план выходит только – ролевая виктимность, социальная роль жертвы и значимость у среднедепрессивных подростов.
Из этого мы можем сделать вывод, что группа среднедепрессивных (N=58) на фоне всех остальных групп – более склонна к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, эмоциональной нестабильности.
Группа высокодепрессивных (N=22) – более склона к зависимому и беспомощному поведению, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации.
Группа недепрессивных (N=15) – не склона к инфантильному стилю реагирования на трудности, не склона к умению манипулировать другими. Нет снижения настроения и утраты способности переживать радость, нет нарушения мышления, нет двигательной заторможенности. Умеют правильно оценивать и реагировать на разные жизненные ситуации.
Задача 3. Выявить взаимосвязи между депрессивностью и виктимными чертами личности. Полученные результаты представлены в таблицах 5, 6, 7.
Таблица 5. Взаимосвязи между депрессией и виктимными чертами у высокодепрессивных лиц
Исследуемые характеристики | Депрессивность |
Агрессия | -0,305 |
Саморазрушение | -0,364 |
Гиперсоциальность | -0,147 |
Зависимость | 0,486 |
Некритичность | -0,181 |
Виктимность | -0,120 |
Игровая роль жертвы | -0,034 |
Социальная роль жертвы | 0,003 |
Виктимность ролевая | -0,020 |
Положительная значимость | 0,351 |
Отрицательная значимость | 0,194 |
Стремление к значимости | 0,421 |
Уровень депрессивности тесно положительно связан с зависимостью (r=0,486). Чем выше уровень депрессивности у подростков, тем выше зависимость.
Зависимость — склонности к зависимому и беспомощному поведению. Модель пассивного виктимного поведения. Индивиды, не оказывающие сопротивления, противодействия агрессора по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Имеет ролевую позицию жертвы. Робок, скромен, сильно внушаем, конформен. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонен к зависимому поведению, уступчив, оправдывает чужую агрессию, склонен всех прощать.
Уровень депрессивности тесно положительно связан со стремлением к значимости (r=0,421). То есть, чем выше уровень депрессивности, тем выше стремление к значимости.
Это свидетельствуют о преобладании деструктивного типа самоутверждения. Такие лица часто проявляют агрессию, аутоагрессию, беспомощность, зависимость. Им характерен низкий уровень достижений, самоуничижение, и пассивно-безразличное поведение. Они самоутверждаются при помощи манипуляций, играя роль жертвы.
Таблица 6. Взаимосвязи между депрессивностью и виктимными чертами у среднедепрессивных лиц
Исследуемые характеристики | Депрессивность |
Социальная желательность | 0,134 |
Агрессия | -0,312 |
Саморазрушение | -0,009 |
Гиперсоциальность | 0,016 |
Зависимость | 0,148 |
Некритичность | -0,051 |
Виктимность | -0,230 |
Игровая роль жертвы | -0,406 |
Социальная роль жертвы | -0,043 |
Виктимность ролевая | -0,353 |
Положительная значимость | 0,200 |
Отрицательная значимость | 0,031 |
Стремление к значимости | 0,194 |
Здесь мы видим, что только одну отрицательная связь.Уровень депрессивности отрицательно связан с игровой ролью жертвы (r=0,406).Это означает, что чем выше уровень депрессивности, тем менее подростки данной группы склонны к манипуляциям и инфантильности, что в итоге может привести к аутовиктимизации.
Группа «аутовиктимных» личностей характеризуется тем, что вошедшие в нее добровольно идентифицируют себя с жертвой, присваивая ее личностные смыслы. Это позволяет манипулировать другими так, чтобы использовать внешний ресурс для защиты себя и получения выгоды из своего мнимого неблагоприятного положения. В поведении «аутовиктимных» прочное место занимают рентные установки, т.е. особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения. Последнее возникает на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны окружения и оказывает деформирующее влияние на личность и все ее поведение. Специфика
проявления рентных установок в поведении такого типа жертв выражается в утилитарном подходе к своему бедственному положению, в настойчивых требованиях компенсаций, в ощущении себя особенно пострадавшими и беспомощными, в фокусировании психической активности на страдании, в иждивенческих тенденциях и паразитических взглядах, в инфантилизме, в беспомощности и т.п. [34].
Таблица 7. Взаимосвязи между депрессивностью и виктимными чертами у недепрессивных лиц
Исследуемые характеристики | Депрессивность |
Социальная желательность | 0,339 |
Агрессия | 0,084 |
Саморазрушение | 0,118 |
Гиперсоциальность | -0,164 |
Зависимость | -0,037 |
Некритичность | 0,324 |
Виктимность | 0,374 |
Игровая роль жертвы | 0,099 |
Социальная роль жертвы | -0,419 |
Виктимность ролевая | -0,233 |
Положительная значимость | 0,147 |
Отрицательная значимость | -0,353 |
Стремление к значимости | -0,209 |
Здесь мы тоже видим только одну связь. Связь между депрессивностью и социальной ролью жертвы (r=-0,419). Это означат, что чем выше уровень депрессии, тем ниже переживание своей отверженности у подростков данной группы.
После проведения анализа взаимосвязей между депрессивностью и виктимными чертами у всех трех групп с разным уровнем депрессивности, мы видим, что у подростков с высоким уровнем, депрессивность связанна с зависимостью. И так же уровень депрессивности связан со стремлением к значимости.
У подростков со средним уровнем депрессивности, имеется связь с таким проявлением виктимных черт как игровая роль жертвы.
А у недепрессивных подростков обнаруживается связь между депрессивностью и социальной ролью жертвы.
2.3. Практические рекомендации предотвращения развития виктимных черт у депрессивных личностей
Для предотвращения развития виктимных черт у депрессивных личностей рекомендуется:
- Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний школьников, детерминирующих их виктимное поведение.
- Раннее выявление видов детской виктимности, формирование которых наиболее вероятно у каждого конкретного школьника, с целью их профилактики.
- Индивидуальная и групповая психологическая коррекция виктимогенных особенностей личности и устойчивых психоэмоциональных состояний детей и подростков как факторов их виктимизации.
- Психологическая коррекция стереотипов самовосприятия («идеологии жертвы»), самооценки, шаблонов жертвенного поведения детей и формирование моделей безопасного авиктимного поведения.
- Формирование и закрепление у школьников в рамках социально-психологических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.
- Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них, а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.
- Реализация системы методов и форм работы с взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией школ, интернатов, детских домов), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной, имиджевой и других видов виктимности школьников, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми.
Выводы по II главе
В результате эмпирическое исследование особенностей виктимных черт у депрессивной личности мы выявили:
— Что среднедепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, эмоциональной нестабильности.
— Что высокодепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, более зависимы и соответственно уровень депрессии больше практически в два раза.
— Что у подростков с высоким уровнем — депрессивность связанна с зависимостью. И так же уровень депрессивности связан со стремлением к значимости.
— У подростков со средним уровнем депрессивности, имеется связь с таким проявлением виктимных черт как игровая роль жертвы.
— А у недепрессивных подростков обнаруживается связь между депрессивностью и социальной ролью жертвы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе мы проанализировали теоретический материал в соответствии с вопросом об основных подходах к изучению депрессивных состояний и личностной виктимности, выделили особенности различных типов депрессивных состояний, эмпирически исследовали особенности проявления виктимных черт у депрессивных подростков, а также осуществили кластерный и корреляционный анализ полученных данных по результатам испытуемых. В результате анализа теоретического и эмпирического исследования можно сделать ряд выводов:
- Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением (гипотимией) с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей действительности и своего будущего;
- Депрессия – столь сложное психическое образование, что нет и не может быть единого или единственного основания его классификации, так как оно включает целый ряд многомерных феноменов, без понимания которых невозможно прийти к пониманию природы и механизмов самой депрессии;
- Различные виды депрессивных состояний имеют ряд общих черт, таких, как сниженное настроение, негативная оценка себя и своего состояния, пессимистический взгляд на будущее, снижение жизненного тонуса, ослабление внимания и памяти, оскудение речевой продукции, быстрая истощаемость;
- Виктимность — это личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения.
- Первичная виктимизация личности, как правило, происходит в семье, ее развитие зависит от целого ряда как собственно социально-психологических, так и социальных, социально-экономических и иных факторов.
- Существует классификация жертв по возрасту, половой принадлежности; ролевому статусу; нравственно-психологическим признакам; тяжести преступления, от которого пострадала жертва; степени вины жертвы; характеру поведения потерпевшего и различные типы жертв.
В результате эмпирическое исследование особенностей виктимных черт у депрессивной личности мы выявили:
- Среднедепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, эмоциональной нестабильности.
- Высокодепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, более зависимы и соответственно уровень депрессии больше практически в два раза.
- У подростков с высоким уровнем — депрессивность связанна с зависимостью. И так же уровень депрессивности связан со стремлением к значимости.
- У подростков со средним уровнем депрессивности,имеется связь с таким проявлением виктимных черт как игровая роль жертвы.
- А у недепрессивных подростков обнаруживается связь между депрессивностью и социальной ролью жертвы.
Итак, мы не задавались целью полностью исчерпать проблему депрессивных состояний у подростков и взаимосвязи их с виктимными чертами, да это и не возможно в рамках данной работы. Тем не менее, нам удалось теоретически рассмотреть и проанализировать специфику различных подходов в изучении интересующего нас вопроса о специфике понимания в психологии генеза депрессивных расстройств, привести критерии современной классификации депрессий, рассмотреть различные типы течения депрессии, рассмотреть особенности течения депрессии в подростковом возрасте, рассмотреть виктимизацию личности, отдельные виктимные черты, а также практически исследовать, сравнить и проанализировать особенности проявления виктимных черт у подростков с разным уровнем депрессивности.
Представленный в работе материал может быть успешно использован психологами общего профиля, а также будет полезен всем, кто интересуется проблемами виктимных черт и депрессивностью. Сам опыт подобного рода исследований может быть использован мной как первый этап научной и практической деятельности в области изучения рассмотренной проблематики.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. с. 25 – 35.
- Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. М., 2008
- Вейн А.М., Вознесенская Т.Г. и др. Депрессии в неврологической практике. М., 1998. с. 56 – 70.
- Вертоградова О.П. Возможные подходы к типологии депрессий. Депрессия (психопатология, патогенез). М., 1980. с. 9 – 16.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика //Избранные труды. М., 1964. с. 116 – 252.
- Годфруа Ж., Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц. М., 1999. с. 299 – 301.
- Голубев В.Л. Депрессии при органических заболеваниях нервной системы// Вейн А.М., Вознесенская Т.Г. и др. Депрессии в неврологической практике. М., 1998. с. 39 – 55.
- Депрессия и коморбидные расстройства /под ред. А.Б.Смулевича. М., 1997. 310 с.
- Детская и подростковая психиатрия, и медицинская психология (под общей редакцией проф. Ю.С. Шевченко, проф. А.Л. Венгера) – М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2006
- Детская психиатрия /под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб., 2005. 1120 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд., испр. и перераб. СПб., 2005. 509 с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. Изд. 2-е. М., 1986. с. 15 – 34.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2006. с. 219 – 236.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. 2-е изд., перед.и доп. М., 1990, 573с.
- Клиническая психология /под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб., 2003. 1312 с.
- Коркина М.В. Психиатрия /М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. – 3-е изд. М., 2004. 576 с.
- Краснов В.Н. Закономерности динамики депрессий: клинические, патогенетические и терапевтические аспекты. Депрессии и коморбидные расстройства. М., 1997. с. 80 – 98.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2003. 384 с.
- Малкина-Пых И.Г. Виктиминология. Психология поведения «Жертвы», М., 2010.
- Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник. М., СПб., 2003. 928 с.
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология /В.Д. Менделевич. – 5-е изд. М., 2005. 432 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Овсянников С.А. История и эпистемология пограничной психиатрии. М., 1995. 208 с.
- Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. СПб., 2005. 320 с.
- Одинцова М.А. Дневник самонаблюдения: Учебно-методическое пособие / М.А. Одинцова. — Минск: Веды, 2003. – 112 с.
- Одинцова М.А. Игровые и социальные роли жертвы как варианты деструктивных изменений личности / М.А. Одинцова // Материалы Международного конгресса: «Психология ХХI столетия: теория, эксперимент, социальная практика». Москва-Кострома, 2009. – с. 266 – 271.
- Одинцова М.А. Общая психология: учеб. Пособие в 2-х ч. Ч.1. Издание 2-е /М.А. Одинцова.- Мн.: МГЭИ, 2006. – 162 с.
- Одинцова М.А. Общая психология: учеб. Пособие в 2-х ч. Ч. 2. Издание 2-е / М.А. Одинцова. – Мн.: МГЭИ, 2007. – 230 с.
- Одинцова М.А. Основные теоретические интерпретации феномена «жертва» в науке // Гуманитарно-экономический вестник №3, 2006. с. 80 – 92.
- Одинцова М.А. Психология жертвы или немного о великой манипуляции. – Москва, 2009. – 226 с.
- Одинцова М.А. Психологическая характеристика проявлений установки жертвы у подростков Чернобыльской зоны // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». – 2007. № 1 – С. 118 – 124. (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ).
- Одинцова М.А. Феномен «жертва» в научной литературе и житейских представлениях. Омский научный вестник. – 2007. – №1 (48). – С. 270 – 276. (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ).
- Одинцова М.А.Специфика проявления рентной установки в поведении человека // Ярославский педагогич. вест. 2010. № 2. С. 192–196.
- Одинцова М.А. Я – целый мир: Программа развития личности подростков и юношества. / Учеб.-метод. пособие. Серия «Психология успеха». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 208 с.
- Основы психологии: Практикум /Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. 3-е изд., доп. и переработ. Ростов н/Д., 2002. 704 с.
- Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. – 5-е изд. СПб., 2003. 544 с.
- Подольский А.И. и др. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика /А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хейманс. СПб., 2004. 202с.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб., 2000. 402 с.
- Психические состояния. /Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб., 2000. с. 208 – 219.
- Психология мотивации и эмоций /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М., 2002. с. 313 – 319.
- Ривман Д.В. Криминальная виктимология. М., 2002. С. 304
- Ривман Д.В., Молдавский М.В. Проблемы предъявления результатов оперативно-розыскной деятельности следственным и судебным органам для использования в процессе доказывания // Российский следователь. — М.; Юрист, 2001. — № 1.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001. 720 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство). М., 2004. 224с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 2004. 160с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2003. 350с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1972. с. 23 – 46.
- Словарь психолога-практика. /Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. Мн., М., 2001. 976с.
- Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей. М., 2001. 256с.
- Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. М., 2003. 432с.
- Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б. Аффективные заболевания непсихотического уровня – циклотимия, дистимия. Руководство по психиатрии /под ред. А.С. Тиганова. М., 1999. Т.1. с. 608 – 636.
- Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Тхостов А.Ш. и др. Психопатология депрессий (к построению типологической модели). Депрессии и коморбидные расстройства. М., 1997. с. 28 – 53.
- Смулевич А.Б., Козырев В.Н., Сыркин А.Л. Депрессии у соматически больных. М., 1998. 108с.
- Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний //Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Л., 1985. с. 27 – 41.
- Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2005. 624с.
- Современные проблемы психического здоровья /под общей редакцией А.В. Картелишева, Г.П. Колупаева. М., 2005. с. 81 – 86.
- Тиганов А.С. Эндогенные депрессии: вопросы классификации и систематики. Депрессии и коморбидные расстройства. М., 1997. с. 12 – 27.
- Туляков В.А. Виктимология. М., 2003. С. 136.
- Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978. 400с.
- Фрейд З. Психология бессознательного. СПб., 2002. 400с.
- Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д., 2002. 688с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф