Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности проявления виктимных черт у депрессивной личности. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Глава II. Эмпирическое исследование особенностей виктимных черт у депрессивной личности

2.1. Организация исследования. Методики исследования

Сбор информации проводился с сентября 2014 года по декабрь 2014 года. В исследовании приняли участие 95 человек (от 13 до 15лет). Из них35 подростков, находятся на стационарном лечении в ДПБ №6 г. Москвы, имеющих в клинической картине текущего состояния депрессивные эпизоды различного генеза, и 60 учащихся МОУ Гимназии №7 г. Одинцово, не имеющих в анамнезе депрессивных эпизодов.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Объект исследования в данной работе: депрессивные состояния

Предмет настоящего исследования являются проявление виктимных черт у личности с разным уровнем депрессивности.

Целью работы, является изучение особенностей виктимных черт у личности с разным уровнем депрессивности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи эмпирического исследования:

  1. Выявить группы лиц с разным уровнем депрессивности
  2. Проанализировать проявление виктимных черт у лиц с разным уровнем депрессивности
  3. Выявить взаимосвязи между депрессивностью и виктимными чертами личности

Гипотеза исследования: Виктимные черты у лиц с разным уровнем депрессивных состояний отличаются выраженностью инфантильного поведения и эмоциональной нестабильностью.

Частная гипотеза: Существует взаимосвязь выраженности депрессивного состояния с проявлением виктимных черт личности подростков.

В настоящей работе были использованы следующие методики исследования.

1. Методика Дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптация Т.И. Балашовой)

Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева — Т. И. Балашовой. Основан на опроснике В.Зунга. Шкала Зунга для самооценки депрессии была опубликована в 1965 г. в Великобритании и в последующем получила международное признание (переведена на 30 языков). Она разработана на основе диагностических критериев депрессии и результатов опроса пациентов с этим расстройством. Оценка тяжести депрессии по ней проводится на основе самооценки пациента.

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состоянии и состояний, близких к депрессии (или другими словами измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии).

При анализе результатов оценка проводится по семи факторам, содержащим группы симптомов, отражающих чувство душевной опустошенности, расстройство настроения, общие соматические и специфические соматические симптомы, симптомы психомоторных нарушений, суицидальные мысли и раздражительность/нерешительность.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

2. Методика Тип ролевой виктимности(М.А. Одинцова и Н.П. Радчикова)

Опросник ролевой виктимности предназначен для выявления предрасположенности индивида продуцировать в жизни тот или иной тип поведения жертвы, выражающийся социальной или игровой ролях. Он является инструментом для анализа латентной виктимности, проявляющейся не только в трудных жизненных ситуациях, но и в повседневной жизни.Опросник состоит из 32 вопросов.

При ответах на вопросы, испытуемым необходимо дать ответы: «да»; «скорее да, чемнет»; «скорее нет, чем да»; или «нет». За совпадение с ключом насчитываются баллы от 0 до 3 (0 баллов– за ответ«нет»; 1 балл– за ответ «скорее нет, чем да»; 2 балла– за ответ«скорее да, чем нет»; и 3 балла– за ответ«да»). Результатыпо шкалам опросника объединяются в общийпоказатель ролевой виктимности.

3. Методика Склонность к виктимному поведению(О.О. Андронникова)

Методика исследования виктимного поведения является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения. Виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения.

2.2. Анализ исследования особенностей проявления виктимных черт у депрессивной личности

Задача 1. Выявить группы лиц с разным уровнем депрессивных состояний. Для этого была проведена статистическая обработка данных с использованием кластерного анализа методом k-средних. Кластерный анализ методом k-средних, который  позволил различить испытуемых на три группы.

Таблица 1

Кластер 1 22,000
2 58,000
3 15,000
Валидные 95,000

 

1-я группа (N=22) — высокодепрессивные;

2-я группа (N=58) — среднедепрессивные;

3-я группа (N=15) — недепрессивные. Рисунок 1.

Рисунок 1 — Группы лиц с разным уровнем депрессивных состояний (N=95)

Исходя из кластерного анализа мы видим, что в группу 1 попало 22 подростка. Это подростки с высоким уровнем депрессивных состояний. Данная группа была названа условным наименованием «высокодепрессивные». В группу 2 попало 58 подростков со средним уровнем депрессивных состояний по опроснику В.Зунга.Данная группа подростков была названа «среднедепрессивные». В третью группу были включены 15 подростков с низким уровнем депрессивных состояний.данная группа получила название «недепрессивные». Небольшое количество подростков в группе с низким уровнем депрессивных состояний можно объяснить спецификой выборки, в которой 35 подростков проходивших тестирование, находились на стационарном лечении в Детской психиатрической больнице № 6 г. Москвы и имели в анамнезе депрессивные эпизоды различного генеза.

Задача 2. Проанализировать проявление виктимных черт у лиц с разным уровнем депрессивности. Для этого была проведена статистическая обработка данных с использованием t-критерия Стьюдента (Предварительно полученные данные были проверены на нормальность распределения). Полученные результаты представлены в таблицах 2, 3, 4.

Таблица 2. Различия между группами с разным уровнем депрессивности (высокодепрессивные и среднедепрессивные)

Групповые статистики t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий р
Кластерный номер наблюдения N Среднее значение
Игровая роль жертвы Высокодепрессивная 22 16,0455 -8,979 0,000
Среднедепрессивная 58 23,6724 -7,140 0,000
Социальнаяроль жертвы Высокодепрессивная 22 17,7273 -7,944 0,000
Среднедепрессивная 58 25,2931 -6,847 0,000
Виктимность ролевая Высокодепрессивная 22 33,7727 -12,466 0,000
Среднедепрессивная 58 48,9655 -9,337 0,000
Положительная значимость Высокодепрессивная 22 8,3636 -6,583 0,000
Среднедепрессивная 58 12,3966 -5,972 0,000
Отрицательная значимость Высокодепрессивная 22 9,2727 -4,343 0,000
Среднедепрессивная 58 12,2069 -4,557 0,000
Значимость Высокодепрессивная 22 17,6364 -9,278 0,000
Среднедепрессивная 58 24,6379 -8,388 0,000

 

Исходя из полученных данных, обнаружены значимые к различия между высокодепрессивными и среднедепрессивными испытуемыми по следующим характеристикам: игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, ролевая виктимность, положительная значимость, отрицательная значимость и значимость в целом. Так, все выше перечисленные характеристики в большей степени выражены в группе среднедепрессивных, чем в группе высокодепрессивных.

Исходя из этого можно сказать, что среднедепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, эмоциональной нестабильности.

Основные характеристики игровой роли жертвы – это добровольный характер и ситуативность. Представителям игровой роли жертвы свойственна инфантильность, боязнь ответственности, установление контроля над окружающими. Одной из заметных характеристик является демонстративность, как особенность, связанная с повышенной потребностью во внимании к себе окружающих, которая проявляется в изощренной манипуляции. Таким образом, игровая роль жертвы –единица анализа свободных, ситуативных и взаимовыгодных, легко принимаемых членами межличностного взаимодействия ролевых отношений, имеющих в своей основе скрытую мотивацию, но вполне согласующихся с внутренними особенностями психологически виктимного индивида (демонстративность, инфантильность, манипулятивность и т.д.), и гармонично вписывающихся в проигрываемую ситуацию. В основе игровой роли жертвы лежат рентные установки, способствующие, с одной стороны, реализации неудовлетворенных потребностей индивида, а, с другой – оказывающие тормозящее влияние на весь процесс развития и создающие иллюзию успешной адаптации в социуме.

Социальная роль жертвы – более очевидна, чем игровая роль жертвы, она лежит на поверхности, четко обозначена, более того, привлекает внимание всех, кто вовлечен в процесс взаимодействия с данным типом жертвы. Социальная роль жертвы предписана социумом, оно как бы выталкивает, изгоняет человека в определенную социальную роль, наделяя ее стигмой. Пребывая в социальной, навязанной социумом роли жертвы, человек мотивирован на освобождение от тягостного ярлыка. Эта роль негативна, мучительна, вызывает глубокие страдания. Склонность к одиночеству, депрессивность, тревожность. Таким образом, социальная роль жертвы – это единица анализа навязанных (предписанных), но ситуативных отношений, способствующих стигматизации индивида, деформирующих возможности построения его жизнедеятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.

Таблица 3. Различия между группами с разным уровнем депрессивности (высокодепрессивные и недепрессивные)

Групповые статистики t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий р
Кластерный номер наблюдения N Среднее значение
Зависимость Высокодепрессивные 22 8,8182 2,779 0,009
Недепрессивные 15 6,6000 2,837 0,008
Некритичность Высокодепрессивные 22 9,5909 3,530 0,001
Недепрессивные 15 7,4667 3,523 0,001
Виктимность Высокодепрессивные 22 9,0000 5,240 0,000
Недепрессивные 15 6,8667 5,366 0,000
Социальная роль жертвы Высокодепрессивные 22 17,7273 2,682 0,011
Недепрессивные 15 12,4000 2,473 0,022
Виктимность ролевая Высокодепрессивные 22 33,7727 2,223 0,033
Недепрессивные 15 27,1333 2,064 0,051
Положительнаязначимость Высокодепрессивные 22 8,3636 3,194 0,003
Недепрессивные 15 5,4000 3,233 0,003
Отрицательная значимость Высокодепрессивные 22 9,2727 3,717 0,001
Недепрессивные 15 5,2000 3,387 0,003
Значимость Высокодепрессивные 22 17,6364 4,942 0,000
Недепрессивные 15 10,6000 4,600 0,000

 

Исходя из полученных данных, обнаружены значимые различия между высокодепрессивными и недепрессивными испытуемыми по следующим характеристикам: зависимость, некритичность, виктимность, социальная роль жертвы, ролевая виктимность, депрессия, положительная значимость, отрицательная значимость и значимость в целом. Так, все выше перечисленные характеристики в большей степени выражены в группе высокодепрессивных, чем в группе недепрессивных. Виктимность – склонность стать жертвой насилия.

Зависимость — склонности к зависимому и беспомощному поведению. Модель пассивного виктимного поведения. Индивиды, не оказывающие сопротивления, противодействия агрессора по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Имеет ролевую позицию жертвы. Робок, скромен, сильно внушаем, конформен. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонен к зависимому поведению, уступчив, оправдывает чужую агрессию, склонен всех прощать.

Некритичность — к данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации.

Некритичность может проявиться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллектуального уровня. Эти лица демонстрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание. Личность некритичного типа обнаруживает склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность. Имеет непрочные нравственные устои, что усиливается отсутствием личного опыта или не учетом его. Склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности.

Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Исходя из этого можно сказать, что высокодепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, более зависимы и соответственно уровень депрессии больше практически в два раза.

Таблица 4. Различия между группами с разным уровнем депрессивности (среднедепрессивные и недепрессивные)

Групповые статистики t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий р
Кластерный номер наблюдения N Среднее значение
Зависимость Среднедепрессивные 58 9,3621 4,032 0,000
Недепрессивные 15 6,6000 4,210 0,000
Некритичность Среднедепрессивные 58 9,2414 2,668 0,009
Недепрессивные 15 7,4667 3,151 0,004
Виктимность Среднедепрессивные 58 8,4828 3,714 0,000
Недепрессивные 15 6,8667 4,525 0,000
Игровая роль жертвы Среднедепрессивные 58 23,6724 8,868 0,000
Недепрессивные 15 14,7333 6,064 0,000
Социальная роль жертвы Среднедепрессивные 58 25,2931 9,968 0,000
Недепрессивные 15 12,4000 6,601 0,000
Виктимность ролевая Среднедепрессивные 58 48,9655 12,991 0,000
Недепрессивные 15 27,1333 7,651 0,000
Положительная значимость Среднедепрессивные 58 12,3966 10,208 0,000
Недепрессивные 15 5,4000 9,313 0,000
Отрицательная значимость Среднедепрессивные 58 12,2069 7,805 0,000
Недепрессивные 15 5,2000 6,155 0,000
Значимость Среднедепрессивные 58 24,6379 14,234 0,000
Недепрессивные 15 10,6000 10,144 0,000

 

Исходя из полученных данных, обнаружены значимые различия между среднедепрессивными и недепрессивными испытуемыми последующим характеристикам: зависимость, некритичность, виктимность, игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, ролевая виктимность, депрессия, положительная значимость, отрицательная значимость и значимость в целом. Так, все выше перечисленные характеристики в большей степени выражены в группе среднедепрессивных, чем в группе недепрессивных.

Исходя из этого можно сказать, что среднедепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, эмоциональной нестабильности, умению манипулировать другими, более зависимы и соответственно уровень депрессии больше практически в два раза.

После проведения анализа проявления виктимных черт у личностей с разным уровнем депрессивности, мы видим, что подростки с высоким уровнем депрессивности и средним уровнем более виктимны, зависимы и некритичны, по отношению к группе недепрессивных подростков. Хотя в соотношении высокодепрессивных и среднедепрессивных на первый план выходит только – ролевая виктимность, социальная роль жертвы и значимость у среднедепрессивных подростов.

Из этого мы можем сделать вывод, что группа среднедепрессивных (N=58) на фоне всех остальных групп – более склонна к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, эмоциональной нестабильности.

Группа высокодепрессивных (N=22) – более склона к зависимому и беспомощному поведению, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации.

Группа недепрессивных (N=15) – не склона к инфантильному стилю реагирования на трудности, не склона к умению манипулировать другими. Нет снижения настроения и утраты способности переживать радость, нет нарушения мышления, нет двигательной заторможенности. Умеют правильно оценивать и реагировать на разные жизненные ситуации.

Задача 3. Выявить взаимосвязи между депрессивностью и виктимными чертами личности. Полученные результаты представлены в таблицах 5, 6, 7.

Таблица 5. Взаимосвязи между депрессией и виктимными чертами у высокодепрессивных лиц

Исследуемые характеристики Депрессивность
Агрессия -0,305
Саморазрушение -0,364
Гиперсоциальность -0,147
Зависимость 0,486
Некритичность -0,181
Виктимность -0,120
Игровая роль жертвы -0,034
Социальная роль жертвы 0,003
Виктимность ролевая -0,020
Положительная значимость 0,351
Отрицательная значимость 0,194
Стремление к значимости 0,421

 

Уровень депрессивности тесно положительно связан с зависимостью (r=0,486). Чем выше уровень депрессивности у подростков, тем выше зависимость.

Зависимость — склонности к зависимому и беспомощному поведению. Модель пассивного виктимного поведения. Индивиды, не оказывающие сопротивления, противодействия агрессора по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Имеет ролевую позицию жертвы. Робок, скромен, сильно внушаем, конформен. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонен к зависимому поведению, уступчив, оправдывает чужую агрессию, склонен всех прощать.

Уровень депрессивности тесно положительно связан со стремлением к значимости (r=0,421). То есть, чем выше уровень депрессивности, тем выше стремление к значимости.

Это свидетельствуют о преобладании деструктивного типа самоутверждения. Такие лица часто проявляют агрессию, аутоагрессию, беспомощность, зависимость. Им характерен низкий уровень достижений, самоуничижение, и пассивно-безразличное поведение. Они самоутверждаются при помощи манипуляций, играя роль жертвы.

Таблица 6. Взаимосвязи между депрессивностью и виктимными чертами у среднедепрессивных лиц

Исследуемые характеристики Депрессивность
Социальная желательность 0,134
Агрессия -0,312
Саморазрушение -0,009
Гиперсоциальность 0,016
Зависимость 0,148
Некритичность -0,051
Виктимность -0,230
Игровая роль жертвы -0,406
Социальная роль жертвы -0,043
Виктимность ролевая -0,353
Положительная значимость 0,200
Отрицательная значимость 0,031
Стремление к значимости 0,194

 

Здесь мы видим, что только одну отрицательная связь.Уровень депрессивности отрицательно связан с игровой ролью жертвы (r=0,406).Это означает, что чем выше уровень депрессивности, тем менее подростки данной группы склонны к манипуляциям и инфантильности, что в итоге может привести к аутовиктимизации.

Группа «аутовиктимных» личностей характеризуется тем, что вошедшие в нее добровольно идентифицируют себя с жертвой, присваивая ее личностные смыслы. Это позволяет манипулировать другими так, чтобы использовать внешний ресурс для защиты себя и получения выгоды из своего мнимого неблагоприятного положения. В поведении «аутовиктимных» прочное место занимают рентные установки, т.е. особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения. Последнее возникает на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны окружения и оказывает деформирующее влияние на личность и все ее поведение. Специфика

проявления рентных установок в поведении такого типа жертв выражается в утилитарном подходе к своему бедственному положению, в настойчивых требованиях компенсаций, в ощущении себя особенно пострадавшими и беспомощными, в фокусировании психической активности на страдании, в иждивенческих тенденциях и паразитических взглядах, в инфантилизме, в беспомощности и т.п. [34].

Таблица 7. Взаимосвязи между депрессивностью и виктимными чертами у недепрессивных лиц

Исследуемые характеристики Депрессивность
Социальная желательность 0,339
Агрессия 0,084
Саморазрушение 0,118
Гиперсоциальность -0,164
Зависимость -0,037
Некритичность 0,324
Виктимность 0,374
Игровая роль жертвы 0,099
Социальная роль жертвы -0,419
Виктимность ролевая -0,233
Положительная значимость 0,147
Отрицательная значимость -0,353
Стремление к значимости -0,209

 

Здесь мы тоже видим только одну связь. Связь между депрессивностью и социальной ролью жертвы (r=-0,419). Это означат, что чем выше уровень депрессии, тем ниже переживание своей отверженности у подростков данной группы.

После проведения анализа взаимосвязей между депрессивностью и виктимными чертами у всех трех групп с разным уровнем депрессивности, мы видим, что у подростков с высоким уровнем, депрессивность связанна с зависимостью. И так же уровень депрессивности связан со стремлением к значимости.

У подростков со средним уровнем депрессивности, имеется связь с таким проявлением виктимных черт как игровая роль жертвы.

А у недепрессивных подростков обнаруживается связь между депрессивностью и социальной ролью жертвы.

2.3. Практические рекомендации предотвращения развития виктимных черт у депрессивных личностей

Для предотвращения развития виктимных черт у депрессивных личностей рекомендуется:

  1. Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний школьников, детерминирующих их виктимное поведение.
  2. Раннее выявление видов детской виктимности, формирование которых наиболее вероятно у каждого конкретного школьника, с целью их профилактики.
  3. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция виктимогенных особенностей личности и устойчивых психоэмоциональных состояний детей и подростков как факторов их виктимизации.
  4. Психологическая коррекция стереотипов самовосприятия («идеологии жертвы»), самооценки, шаблонов жертвенного поведения детей и формирование моделей безопасного авиктимного поведения.
  5. Формирование и закрепление у школьников в рамках социально-психологических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.
  6. Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них, а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.
  7. Реализация системы методов и форм работы с взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией школ, интернатов, детских домов), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной, имиджевой и других видов виктимности школьников, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми.

Выводы по II главе

В результате эмпирическое исследование особенностей виктимных черт у депрессивной личности мы выявили:

— Что среднедепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, эмоциональной нестабильности.

— Что высокодепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, более зависимы и соответственно уровень депрессии больше практически в два раза.

— Что у подростков с высоким уровнем — депрессивность связанна с зависимостью. И так же уровень депрессивности связан со стремлением к значимости.

— У подростков со средним уровнем депрессивности, имеется связь с таким проявлением виктимных черт как игровая роль жертвы.

— А у недепрессивных подростков обнаруживается связь между депрессивностью и социальной ролью жертвы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе мы проанализировали теоретический материал в соответствии с вопросом об основных подходах к изучению депрессивных состояний и личностной виктимности, выделили особенности различных типов депрессивных состояний, эмпирически исследовали особенности проявления виктимных черт у депрессивных подростков, а также осуществили кластерный и корреляционный анализ полученных данных по результатам испытуемых. В результате анализа теоретического и эмпирического исследования можно сделать ряд выводов:

  1. Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением (гипотимией) с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей действительности и своего будущего;
  2. Депрессия – столь сложное психическое образование, что нет и не может быть единого или единственного основания его классификации, так как оно включает целый ряд многомерных феноменов, без понимания которых невозможно прийти к пониманию природы и механизмов самой депрессии;
  3. Различные виды депрессивных состояний имеют ряд общих черт, таких, как сниженное настроение, негативная оценка себя и своего состояния, пессимистический взгляд на будущее, снижение жизненного тонуса, ослабление внимания и памяти, оскудение речевой продукции, быстрая истощаемость;
  4. Виктимность — это личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения.
  5. Первичная виктимизация личности, как правило, происходит в семье, ее развитие зависит от целого ряда как собственно социально-психологических, так и социальных, социально-экономических и иных факторов.
  6. Существует классификация жертв по возрасту, половой принадлежности; ролевому статусу; нравственно-психологическим признакам; тяжести преступления, от которого пострадала жертва; степени вины жертвы; характеру поведения потерпевшего и различные типы жертв.

В результате эмпирическое исследование особенностей виктимных черт у депрессивной личности мы выявили:

  1. Среднедепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, эмоциональной нестабильности.
  2. Высокодепрессивные личности более склонны к инфантильному стилю реагирования на трудности, умению манипулировать другими, более зависимы и соответственно уровень депрессии больше практически в два раза.
  3. У подростков с высоким уровнем — депрессивность связанна с зависимостью. И так же уровень депрессивности связан со стремлением к значимости.
  4. У подростков со средним уровнем депрессивности,имеется связь с таким проявлением виктимных черт как игровая роль жертвы.
  5. А у недепрессивных подростков обнаруживается связь между депрессивностью и социальной ролью жертвы.

Итак, мы не задавались целью полностью исчерпать проблему депрессивных состояний у подростков и взаимосвязи их с виктимными чертами, да это и не возможно в рамках данной работы. Тем не менее, нам удалось теоретически рассмотреть и проанализировать специфику различных подходов в изучении интересующего нас вопроса о специфике понимания в психологии генеза депрессивных расстройств, привести критерии современной классификации депрессий, рассмотреть различные типы течения депрессии, рассмотреть особенности течения депрессии в подростковом возрасте, рассмотреть виктимизацию личности, отдельные виктимные черты, а также практически исследовать, сравнить и проанализировать особенности проявления виктимных черт у подростков с разным уровнем депрессивности.

Представленный в работе материал может быть успешно использован психологами общего профиля, а также будет полезен всем, кто интересуется проблемами виктимных черт и депрессивностью. Сам опыт подобного рода исследований может быть использован мной как первый этап научной и практической деятельности в области изучения рассмотренной проблематики.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. с. 25 – 35.
  2. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. М., 2008
  3. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г. и др. Депрессии в неврологической практике. М., 1998. с. 56 – 70.
  4. Вертоградова О.П. Возможные подходы к типологии депрессий. Депрессия (психопатология, патогенез). М., 1980. с. 9 – 16.
  5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика //Избранные труды. М., 1964. с. 116 – 252.
  6. Годфруа Ж., Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц. М., 1999. с. 299 – 301.
  7. Голубев В.Л. Депрессии при органических заболеваниях нервной системы// Вейн А.М., Вознесенская Т.Г. и др. Депрессии в неврологической практике. М., 1998. с. 39 – 55.
  8. Депрессия и коморбидные расстройства /под ред. А.Б.Смулевича. М., 1997. 310 с.
  9. Детская и подростковая психиатрия, и медицинская психология (под общей редакцией проф. Ю.С. Шевченко, проф. А.Л. Венгера) – М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2006
  10. Детская психиатрия /под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб., 2005. 1120 с.
  11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд., испр. и перераб. СПб., 2005. 509 с.
  12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Изд. 2-е. М., 1986. с. 15 – 34.
  13. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2006. с. 219 – 236.
  14. Карвасарский Б.Д. Неврозы. 2-е изд., перед.и доп. М., 1990, 573с.
  15. Клиническая психология /под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб., 2003. 1312 с.
  16. Коркина М.В. Психиатрия /М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. – 3-е изд. М., 2004. 576 с.
  17. Краснов В.Н. Закономерности динамики депрессий: клинические, патогенетические и терапевтические аспекты. Депрессии и коморбидные расстройства. М., 1997. с. 80 – 98.
  18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003
  19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2003. 384 с.
  20. Малкина-Пых И.Г.  Виктиминология. Психология поведения «Жертвы», М., 2010.
  21. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник. М., СПб., 2003. 928 с.
  22. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология /В.Д. Менделевич. – 5-е изд. М., 2005. 432 с.
  23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
  24. Овсянников С.А. История и эпистемология пограничной психиатрии. М., 1995. 208 с.
  25. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. СПб., 2005. 320 с.
  26. Одинцова М.А. Дневник самонаблюдения: Учебно-методическое пособие / М.А. Одинцова. — Минск: Веды, 2003. – 112 с.
  27. Одинцова М.А. Игровые и социальные роли жертвы как варианты деструктивных изменений личности / М.А. Одинцова // Материалы Международного конгресса: «Психология ХХI столетия: теория, эксперимент, социальная практика». Москва-Кострома, 2009. – с. 266 – 271.
  28. Одинцова М.А. Общая психология: учеб. Пособие в 2-х ч. Ч.1. Издание 2-е /М.А. Одинцова.- Мн.: МГЭИ, 2006. – 162 с.
  29. Одинцова М.А. Общая психология: учеб. Пособие в 2-х ч. Ч. 2. Издание 2-е / М.А. Одинцова. – Мн.: МГЭИ, 2007. – 230 с.
  30. Одинцова М.А. Основные теоретические интерпретации феномена «жертва» в науке // Гуманитарно-экономический вестник №3, 2006. с. 80 – 92.
  31. Одинцова М.А. Психология жертвы или немного о великой манипуляции. – Москва, 2009. – 226 с.
  32. Одинцова М.А. Психологическая характеристика проявлений установки жертвы у подростков Чернобыльской зоны // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». – 2007. № 1 – С. 118 – 124. (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ).
  33. Одинцова М.А. Феномен «жертва» в научной литературе и житейских представлениях. Омский научный вестник. – 2007. – №1 (48). – С. 270 – 276. (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ).
  34. Одинцова М.А.Специфика проявления рентной установки в поведении человека // Ярославский педагогич. вест. 2010. № 2. С. 192–196.
  35. Одинцова М.А. Я – целый мир: Программа развития личности подростков и юношества. / Учеб.-метод. пособие. Серия «Психология успеха». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 208 с.
  36. Основы психологии: Практикум /Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. 3-е изд., доп. и переработ. Ростов н/Д., 2002. 704 с.
  37. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. – 5-е изд. СПб., 2003. 544 с.
  38. Подольский А.И. и др. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика /А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хейманс. СПб., 2004. 202с.
  39. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб., 2000. 402 с.
  40. Психические состояния. /Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб., 2000. с. 208 – 219.
  41. Психология мотивации и эмоций /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М., 2002. с. 313 – 319.
  42. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. М., 2002. С. 304
  43. Ривман Д.В., Молдавский М.В. Проблемы предъявления результатов оперативно-розыскной деятельности следственным и судебным органам для использования в процессе доказывания // Российский следователь. — М.; Юрист, 2001. — № 1.
  44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001. 720 с.
  45. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство). М., 2004. 224с.
  46. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 2004. 160с.
  47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2003. 350с.
  48. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1972. с. 23 – 46.
  49. Словарь психолога-практика. /Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. Мн., М., 2001. 976с.
  50. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей. М., 2001. 256с.
  51. Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. М., 2003. 432с.
  52. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б. Аффективные заболевания непсихотического уровня – циклотимия, дистимия. Руководство по психиатрии /под ред. А.С. Тиганова. М., 1999. Т.1. с. 608 – 636.
  53. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Тхостов А.Ш. и др. Психопатология депрессий (к построению типологической модели). Депрессии и коморбидные расстройства. М., 1997. с. 28 – 53.
  54. Смулевич А.Б., Козырев В.Н., Сыркин А.Л. Депрессии у соматически больных. М., 1998. 108с.
  55. Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний //Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Л., 1985. с. 27 – 41.
  56. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2005. 624с.
  57. Современные проблемы психического здоровья /под общей редакцией А.В. Картелишева, Г.П. Колупаева. М., 2005. с. 81 – 86.
  58. Тиганов А.С. Эндогенные депрессии: вопросы классификации и систематики. Депрессии и коморбидные расстройства. М., 1997. с. 12 – 27.
  59. Туляков В.А. Виктимология. М., 2003. С. 136.
  60. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978. 400с.
  61. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб., 2002. 400с.
  62. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д., 2002. 688с.

Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф