1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
Межличностные отношения — система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [12].
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, — переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.
В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.
Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.
Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.
С переходом во вторую половину подростничества (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми. [44]
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».
Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в 5-6 классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.
С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних. [32]
Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны, следовательно, социальная перцепция тоже обуславливается по-разному.
Чем бы ни определялся социальный статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем, такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы.
Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. [11]
Я.Л. Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростов:
- тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
- эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать членам группы статус либо равный своему, либо более низкой;
- ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах (Я.Л. Коломинских1976)
Очевидно, существует и обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной , но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целям и нормам поведения и т.д. [17]
И так, общение — один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками. [6] Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе. Чем бы ни определялся социальный статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на поведение и самосознание.
1.4. Практика исследования агрессивного поведения подростков
Исходя из специфики подросткового периода развития (Выготский Л.С.), для анализа нами были выделены три возрастные категории детей: от 9 до 11 лет (начальные проявления пубертата); от 12 до 14 лет (негативная фаза пубертатного криза); от 15 до 17 лет (позитивная фаза пубертатного криза).
Как можно видеть из (рисунка 1), процент агрессивных детей с возрастом имеет устойчивую тенденцию к росту. Причем можно отметить тот факт, что в предпубертатном возрасте (9-11 лет) мы имеем довольно небольшое количество агрессивных детей, однако впоследствии их число растет лавинообразно (от 8% до 80% всей выборки исследованных детей), прибавляя от 10% до 40% за год и, достигая максимального количества к 16 годам.
В то же время рост агрессии у детей имеет свои закономерности как относительно возраста, так и пола. Так, по окончании начальной школы можно наблюдать относительно небольшой процент (8% от всей группы) агрессивных мальчиков, при полном отсутствии агрессивных девочек. Однако затем, по мере взросления девочки не только «догоняют» мальчиков в своей агрессивности (к 12 годам), но и значительно опережают их впоследствии (к 15 годам).
В то же время, можно наблюдать тенденцию к некоторому снижению доли агрессивных детей на рубеже 14 лет. Это может быть объективно связано с окончанием средних классов школы и периодом самоопределения, когда подросток должен выбрать свой дальнейший путь (завершать учебу и пытаться устраиваться на работу, либо идти учиться дальше – в 10 класс школы, колледж, лицей и т.п.). Данное обстоятельство, вероятно, является мобилизующим фактором, когда ребенок не может себе «позволить» проявления агрессивности, дабы не получить отрицательную характеристику или плохую оценку по предмету не за знания, а «за поведение». В данном случае, повышенная агрессия оказывается блокированной высоким уровнем тревожности [45].
Предоставим некоторые данные из статистики за 2013г. Графики: виды агрессии преобладающей у детей из разной среды воспитания (рисунок: 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6):
Л.М. Семенюк приводит данные по преобладанию того или иного вида агрессивного поведения у подростков из разных слоев населения [3] (таблица 1.3)
Таблица 1.3 Проявления различных форм агрессивности у подростков из разных социальных слоёв населения.
Социальные слои | Формы агрессивности, % | |||
физическая | косвенная | вербальная | негативизм | |
Из рабочей среды | 70% | 45% | 50% | 30% |
Из среды строителей | 65% | 55% | 60% | 40% |
Из среды сельских тружеников | 67% | 60% | 65% | 20% |
Из среды малоквалифицированных подсобных работников (прачки, уборщицы) | 30% | 65% | 75% | 50% |
Из среды служащих среднего звена | 40% | 45% | 75% | 60% |
Из среды руководящих работников | 60% | 67% | 35% | 90% |
Из среды торговых работников, коммерсантов | 20% | 30% | 25% | 10% |
Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) | 25% | 40% | 55% | 80% |
Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.
Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям, что четко прослеживается, в частности, в различном проявлении агрессивности подростков (физической, косвенной, вербальной и негативизма) на разных стадиях этого возраста.
Так, выяснилось, что у детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм по сути находятся на одной ступени развития. У подростков же 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм (64%), отмечается рост физической, а также вербальной агрессивности, тогда как агрессивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена. Что касается 14-15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессивность (72%), на 20% превышая это форму в 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность, же физическая и косвенная повышаются не существенно, так же как и уровень негативизма.
В целом, на воем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому периоду. Вместе с тем, по мере взросления у подростков начинают доминировать вербальные формы агрессивности в негативизм (см. таблица 1.4).
Таблица 1.4 Проявление различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет
№ | Возрастные группы | Форма агрессивности | |||
физическая | косвенная | вербальная | негативизм | ||
1 | 10-11-летние подростки | 49% | 32% | 44% | 45% |
2 | 12-13-летние подростки | 56% | 48% | 51% | 64% |
3 | 14-15-летние подростки | 61% | 51% | 72% | 65% |
Таким образом, мы рассмотрели понятие агрессивного поведения, причины и особенности проявления агрессии у подростков.
Агрессивное поведение в настоящее время является не только одной из актуальнейших проблем в психологических исследованиях, но и активно разрабатываются методики диагностики агрессивного поведения и методы его коррекции.
Глава II. Источники, факторы и последствия проявления агрессии подростков к сверстникам
2.1. Источники подростковой агрессии к сверстникам
Одной из главных причин подростковой агрессивности можно с уверенностью назвать специфику воспитания ребенка родителями. Некоторые мамы и папы с детства поощряют свое дитя, если оно отвечает агрессией на вмешательство в личное пространство со стороны других детей. Такие моменты не могут пройти бесследно. С возрастом ситуация усугубляется, и подросток проявляет агрессию уже без соответствующей причины.
Отношения непосредственно между родителями тоже играют роль в том, каким вырастет их сын или дочь. Если в семье можно часто услышать, как ругаются мама и папа, если есть случаи рукоприкладства, взаимных унижений и оскорблений, ребенок тоже может начать вести себя довольно агрессивно. Для него такой способ общения становится нормой, ведь родители являются авторитетом в детстве для ребенка, и он легко впитывает особенности их коммуникаций [40].
Подавление эмоций ребенка его родителями тоже может привести к агрессии в подростковом возрасте. Если мама и папа с детства учат дитя сдерживаться, хранить чувства в себе, рано или поздно все накопившиеся переживания могут выплеснуться через агрессивное поведение подростка. Родителям необходимо научить ребенка не игнорировать собственные чувства, а правильно их трактовать и справляться именно с негативными проявлениями эмоций, а не с самими переживаниями.
Порой необоснованная агрессия выступает в качестве способа добиться подростком своего. Он не знает, как иначе можно получить желаемое, или не хочет действовать более мирно, так как считает, что с помощью агрессивного поведения можно быстрее и вернее достичь своих целей. Это касается самых различных жизненных ситуаций. Нежелание и неумение вести эффективные переговоры с другими членами общества заставляет подростка решать вопрос силой.
Восприимчивость и внушаемость человека в подростковом возрасте тоже играет немалую роль в росте его агрессивности. Подростки легко впитывают стандарты поведения из фильмов ужасов, криминальных сводок, компьютерных игр с элементами насилия и перенимают привычку к проявлению агрессии друг у друга. Круг общения очень важен для юноши или девушки. Они не желают выделяться из толпы и легко принимают антисоциальное поведение за норму.
Не стоит забывать о том, что порой агрессивность подростков обуславливается гормональной перестройкой. Начало функционирования половых желез вызывает настоящую бурю эмоций, с которой юноша или девушка просто не может совладать. Появляется неусидчивость, раздражительность, импульсивность и агрессия.
Что заставляет человека переходить в нападение? Фрустрация. Фрустрация — топливо для агрессии. Конечно, она не вызывает агрессию автоматически, так же как кислород не обязательно породит пожар. Как мы увидим, фрустрация может привести и к другим, противоположным результатам. Только в отсутствие более цивилизованного выхода для фрустрации, она выливается в агрессию.
Ориентация на ровесников не только усиливает фрустрацию у ребенка, но и сокращает вероятность нахождения мирных альтернатив агрессии.
Фрустрация — это эмоции, которые мы испытываем, если что-то не работает.
Существует множество сигналов, запускающих фрустрацию, но поскольку самое главное для детей — как и для многих взрослых — это привязанность, основным источником фрустрации для детей и потом для взрослых становятся проблемы в отношениях:
- Потеря контакта.
- Нарушенная связь.
- Слишком долгая разлука.
- Чувство отверженности.
- Потеря любимого человека.
- Недостаток чувства принадлежности.
- Ощущение, что нас не понимают.
Как правило, мы не отдаем себе отчета в привязанности, а потому мы часто не прослеживаем связи между фрустрацией и неработающими отношениями [7].
Подростковая агрессия чаще всего направлена на сверстников своего пола. Недавно группа канадских психологов провела ряд исследований на эту тему. В частности, ученые выясняли, каким образом агрессия влияет на успешность в отношениях. Оказалось, что «словесные агрессоры» более популярны у противоположного пола, чем, к примеру, драчуны.
В исследовании приняли участие 310 канадских школьников в возрасте от 11 до 14 лет. Им дважды с интервалом в один год приходилось отвечать на вопросы о них самих и об их одноклассниках.
Психологов интересовало, как часто подросток совершал агрессивные действия по отношению к сверстникам, и как часто такие действия совершались по отношению к нему, есть ли у подростка партнер, как часто он ходит на свидания и т. п.
Рассматривалась также самооценка школьника и мнение о нем одноклассников, прежде всего уровень популярности у ровесников противоположного пола.
Исследователи исходили из предположения, что агрессивное поведение у подростков закрепилось в результате полового отбора, так как оно способствовало более высоким шансам в конкуренции за сексуальных партнеров. При этом обычно агрессия наблюдается по отношению к собственному, а не противоположному полу, то есть мальчики задирают мальчиков, а девочки — девочек, а не наоборот (хотя, конечно, встречаются и исключения).
В задачу ученых входила проверка двух гипотез. Первая состоит в том, что агрессия по отношению к сверстникам повышает успешность в личной жизни, вторая — в том, что те, кого третируют, менее успешны в личных отношениях. При этом исследователи выделили прямую агрессию, то есть драки и угрозы, и косвенную — распространение компрометирующих слухов, бойкотирование, моральные издевательства, настраивание против кого-то других.
Оказалось, что подростки со склонностью к косвенной агрессии чаще имеют партнеров для свиданий, причем это правило действует в отношении и мальчиков, и девочек. А вот что касается физического насилия, то мальчики-драчуны, напротив, не пользуются успехом у своих ровесниц, а вот на успешность в личной жизни девочек учиняемые ими драки никак не влияют.
Ученые объясняют это тем, что современное западное общество рассматривает подобное поведение по отношению к членам своей социальной группы как неприемлемое. Однако во все времена мужчины практиковали физическую агрессию по отношению к представителям собственного пола как средство борьбы за партнера или социальный статус. Безусловно, в отдельных ситуациях проявления физического насилия дают определенное преимущество и позволяют легче адаптироваться. Но в современном обществе это часто выглядит именно атавизмом: проблемы положено решать цивилизованным путем, а не кулаками.
Тем не менее, как выяснили психологи, мужчины нередко имеют совершенно превратное представление о том, как женщины их воспринимают. Так, многие из них считают, что дамам нравится так называемое «брутальное» поведение, например, когда мужчина проявляет агрессию в конфликтной ситуации. На самом деле большинство современных женщин предпочитают неагрессивных представителей противоположного пола, а склонность к агрессии может стать причиной разрыва отношений, так как женщина начинает примеривать роль жертвы агрессивного поведения и на себя.
В то же время, прямая агрессия со стороны представительниц слабого пола может просто не замечаться мужчинами и мальчиками-подростками. К ней нередко относятся как к «бабским разборкам» и не принимают всерьез. Возможно, поэтому на популярности девушек-драчуний это никак не отражается.
Правда, ученые пока не могут дать однозначного ответа на вопрос, почему жертвы агрессии не пользуются успехом у противоположного пола. Не исключено, что причиной этого являются не столько сами факты агрессии, сколько их последствия. Ведь подросток, которого третируют сверстники, испытывает стресс, замыкается к себе, у него снижается самооценка [31].
Немало случаев, когда подростки, ставшие объектами травли со стороны одноклассников, предпринимали попытки суицида.
В целом результаты, полученные канадскими исследователями, укладываются в рамки эволюционно-психологической теории, согласно которой, склонность к подростковой агрессии повышает адаптацию.
Школьная агрессия подразделяется на эмоциональную и физическую.
Эмоциональная агрессия вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:
- насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
- отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Под физической агрессией подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.
К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других [19].
2.2. Агрессия и тревожность в группе сверстников как факторы повышения агрессивности подростков
Тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.
Тревожность — это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.[8]
Страх — самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения — бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.
Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны — с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то степени зависят.
В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе, ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.
К факторам, способствующим росту агрессивности среди подростков можно отнести ухудшение социальных условий жизни детей. Это не касается материального состояния семей. Это касается изоляции ребёнка от мира взрослых и других детей за пределами школы. Из жизни детей всё больше исчезают дворы с их играми и непринуждённым общением. Во дворах дети учились дружить, любить, ладить и ссориться, враждовать и мириться. Естественная агрессивность отыгрывалась в них с естественной коррекцией социумом. Современный ребёнок всё больше варится в соку собственной семьи и массовой культуры, воспитывающей его с экранов телевизора и компьютера. 200-300 «друзей» в «Контакте» и неумение дружить с одним становится обычным положением дел современного подростка. Даже слово «дружить» приобрело какое-то странное значение. Теперь это означает – щёлкнуть по клавише компьютера в ответ на стимул (виртуальное приглашение). Из-за страха родителей ребёнок лишён возможности выйти во двор или пригласить к себе друзей, наладить отношения с забиякой или защитить слабого. Но потребность эта ещё жива в младших подростках. Пятиклассники с упоением назначают «стрелки» и ищут, кого бы защитить, урвав хотя бы немного времени между школьными занятиями и кабалой родительской опеки. Они нарочно устраивают кучу-малу в раздевалках – лишь бы только попробовать себя в ситуации удержания власти. Имея в виду одиночество детей после школы, неадекватное повышение родительской опеки и лишение возможности детям 10-11 лет «учиться жизни» во дворе можно сказать, что социальные условия жизни детей ухудшились.
Вторым фактором, способствующим росту аргессивности среди подростков является кризис семьи. Возьмём хотя бы ситуацию с разводами. Хотя развод и сам по себе плох, но ещё хуже эгоистическое нежелание сторон договариваться друг с другом. К сожалению, матери ради удобства и спокойствия предпочитают, если не лишить отца родительских прав, то хотя бы ограничить в них. Инфантильный отец зачастую соглашается с таким положением вещей и исчезает из жизни ребёнка навсегда [15].
Человек несёт в своей идентичности две половинки: материнскую и отцовскую. То есть каждый из родителей является его внутренней психологической частью. Недаром, в старых дворянских семьях мать, сохраняя идентичность ребёнка, создавала легенду об отце, пусть даже и не очень порядочном. Современному родителю подчас не хватает такта оберегать эту часть души ребёнка. Он может позволить себе при нём оскорблять супругу или супруга, особенно бывших. Этим же часто грешат и бабушки с дедушками. Такое отрицание родителя раскалывает личность ребёнка, делает её патологичной, снижает самоконтроль в поведении, что приводит к выплёскиванию внутреннего напряжения в социум.
Определённый тип семьи также влияет на агрессивность ребёнка. Для мальчиков это семья, где он является кумиром и растёт без отца или семья, где отец жесток, а мать уступчива. Тогда мальчик будет идентифицироваться с отцом и противостоять всем, в том числе и отцу. Тогда его либо сломают, либо он станет таким же жестоким.
Для девочки это семья с жёсткой авторитарной матерью и мягким отцом. В ней девочка часто идентифицируется с матерью. Или семья, где девочка, предоставленная сама себе, вынуждена пробивать себе дорогу в жизни. Агрессия в этом случае выступает как механизм выживания, становится инструментальной.
Третьим фактором является невнимание в семье и школе к нервно — психическому состоянию детей. По данным мониторинга воспитанности подростков, второе место после негативного отношения к человеку как иному принадлежит негативному отношению к собственной душе.
Скрытые неврозы и пограничные расстройства толкают подростков на поиски снижения тревоги табакокурением, алкоголем, наркотиками, лёгкими сексуальными связями.
А ведь эти состояния можно отследить уже в 1-м классе и сопровождать в дальнейшем. Да только тут ничего не сделаешь без связки «учитель-родитель- психолог-врач». А связать эти звенья становится всё труднее. Базовое недоверие к миру, идущее от семьи, порождает недоверие между учителями и родителями, между семьёй и школой.
При разобщённости общества исчезают триангуляторные фигуры в жизни ребёнка. Это те, кому можно довериться, когда не получается договориться с родителями. Ими могут быть родные отцы, бабушки, крёстные, классные руководители, психологи. Такой человек способен беспристрастно и неосуждающе выслушать, поддержать, дать совет, снять напряжение, облегчить тревогу [43].
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф