Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация коммерческой деятельности и пути повышения ее эффективности на примере ООО «Альбатрос». Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Главным показателем эффективности не только коммерческой работы по оптовой продаже товаров, но и коммерческой деятельности организации в целом, является оптовый товарооборот. Анализ его структуры в разрезе ассортимента позволяет выявить неходовые, убыточные товары. Полученная информация поможет организации оптимизировать торговый ассортимент, разработать мероприятия по стимулированию продаж данных товаров. Однако данный показатель в большей степени характеризует спрос на реализуемый товар, нежели экономический эффект. Поэтому для оценки эффективности сбытовой деятельности применяются относительные показатели: рентабельность продаж и рентабельность затрат на реализацию, а также скорость обращения товаров.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Также при оценке эффективности коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров проводится анализ работы с покупателями по количеству заключенных договоров, структуре товарооборота по каждому из покупателей, анализируется дебиторская задолженность, а также степень удовлетворения покупателей.

Эффективность сбытовой деятельности зависит также от реализуемой фирмой ценовой политики. При оценке эффективности ценовой политики фирмы изучают динамику и уровень цен реализации, а также определяют следующие показатели:

  • валовый доход фирмы за период;
  • средний уровень торговой надбавки, принятой в организации;
  • уровень торговой надбавки в цене по товарным группам;
  • сумма прибыли и ее удельный вес в торговой надбавке;
  • сумма издержек на реализацию и их доля в сумме валового дохода.

Если в ценовой политике организации предусмотрено предоставление скидок, то необходимо оценить эффективность их применения, при этом нужно исходить из целей организации. Основной целью применения скидок является увеличение объема продаж, так как в большинстве случаев прибыль, получаемая из торговой надбавки, слишком мала, и торговые организации могут получать больше прибыли только за счет оборота товаров – чем выше товарооборачиваемость, тем больше прибыль. Поэтому для оценки эффективности применения скидок необходимо определить прирост объема продаж, а также соотнести прибыль, полученную от продажи дополнительных единиц товара с применением скидок, с прибылью, которую фирма получила бы без предоставления скидок. Применение скидок целесообразно и эффективно, если вследствие этого организация получает больше прибыли.

Иногда фирма, применяя различные виды скидок, может стремиться не к получению прибыли, а к предотвращению/минимизации убытков: реализация неходового или сезонного товара, ускорение реализации товара, срок годности которого истекает в скором времени и т.д. В данном случае эффект будет иметь место при реализации большего количества товара, нежели без скидок.

Одним из направлений коммерческой деятельности торговой организации является рекламная деятельность. При оценке эффективности реализации рекламных мероприятий определяется прирост товарооборота в результате проведения стимулирующих мероприятий; сумма прибыли, полученной вследствие применения рекламы; сумма затрат на рекламные мероприятия; рентабельность затрат на рекламу.

Однако эффективность рекламных мероприятий невозможно оценить в один момент, так как эффект может наступить не сразу, поэтому планируя рекламную компанию, необходимо это учитывать при расчете окупаемости затрат. Кроме того, увеличение объема продаж в данный период может быть вызвано и другими факторами, которые также нужно учесть при оценке эффективности рекламной деятельности.

К основным показателям экономической эффективности коммерческой деятельности относятся рентабельность активов и оборачиваемость оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств характеризует эффективность их использования: чем быстрее оборачиваемость, тем эффективнее деятельность организации. Данный показатель характеризует деловую активность организации. Оборачиваемость обычно определяют в днях оборота делением средних остатков оборотных средств на среднедневной товарооборот или умножением средних остатков оборотных средств на число дней анализируемого периода и делением на товарооборот за этот период. Среднегодовые остатки оборотных средств могут определяться по формулам средней хронологической или средней арифметической (по данным текущего учета и отчетности). Оборачиваемость в днях по всем видам оборотных средств определяют путем ее суммирования по отдельным видам оборотных активов. Определяется также коэффициент оборачиваемости путем деления товарооборота на средние за период оборотные активы. Данный коэффициент скорость оборота активов.

Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли (отчетного периода/чистой) к среднегодовой стоимости активов. Данный показатель характеризует эффективность использования вовлеченного в хозяйственный оборот капитала.

RA = ПРвал / ОАСр.год

где ОАСр.год. – среднегодовая стоимость оборотных активов,

ПРеал – прибыль от реализации за период.

Если рассматривать показатель рентабельности активов как эффективность использования вне оборотных активов и оборотных средств, то можно сделать вывод, что результативность определяется организацией предпринимательской деятельности (степенью использования внутреннего потенциала). Посредством преобразования данной формулы выясняется, что коммерческая деятельность также оказывает влияние на эффективность в целом, как и организация бизнеса.

ПРвал / ОАСр.год = ПРвал / ТО * ТО / ОАСр.год = RО * КОб

где RО – рентабельность оборота; ТО – выручка от реализации за период; КОб – коэффициент оборачиваемости (скорость оборота активов).

Детализация каждого из элементов уравнения позволяет получить перечень факторов и абсолютных и относительных показателей, влияющих на общий уровень рентабельности.

Профессором Николаевой Т.И. была предложена методика системной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли [4], содержащая определенный перечень показателей, позволяющих судить об эффективности коммерческой деятельности торговой организации (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Система показателей оценки коммерческой работы организаций торговли 

Направление коммерческой деятельности Показатели эффективности коммерческой работы
Ассортимент товаров и его формирование Широта ассортимента
Глубина ассортимента
Коэффициент обновления ассортимента
Коэффициент устойчивости ассортимента
Планирование товарного предложения и обеспечение товарами Индекс роста товарооборота
Прирост (сокращение) времени обращения товаров
Степень соответствия товарных запасов нормативу
Индекс выполнения плана закупок
Степень выполнения договорных обязательств поставщиками
Ритмичность поступления товаров по ассортименту
Коэффициент допустимого уровня качества товаров
Индекс валового дохода
Формирование и стимулирование спроса Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса
Степень обновления ассортимента
Коэффициент завершенности покупки
Объем и структура неудовлетворенного спроса
Рентабельность рекламных мероприятий
Экономическая эффективность коммерческой деятельности Прирост валового дохода от коммерческих операций
Прирост прибыли от коммерческой деятельности
Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров

 

«Первый блок в системе оценки коммерческой деятельности — «Ассортимент товаров и его формирование» — состоит из четырех показателей: широта, глубина ассортимента, коэффициенты обновления и устойчивости ассортимента. Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли, как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также о работе организаций по обновлению ассортимента. Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе). Этот блок особенно важен для оценки работы организаций, реализующих товары предусмотренного ассортиментного перечня. В ассортиментной политике должны учитываться следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных товаров; устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; рациональное размещение товаров в магазинах.

Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Данный информационный блок предлагается дополнить расчетами устойчивости (стабильности) ассортимента, что позволит судить об отсутствии (наличии) перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ широты и устойчивости (стабильности) ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

Второй блок показателей — «Планирование товарного предложения и обеспечение товарами» — состоит из восьми показателей, отражающих планируемый рост товарооборота организации, изменение в его структуре на основе товарного предложения, объем планируемого валового дохода, товарных запасов, товарооборачиваемость, качество товара. Эти показатели составляют основу планов закупки товаров, выбора поставщиков, определения условий поставки, ассортимента, сроков, партионности поставки, цен и расчетов с поставщиками и т.д. Чем выше индексы этих показателей, тем эффективнее хозяйственные связи. Здесь значение имеют долгосрочность, степень постоянства хозяйственных связей и, особенно, выполнение договорных обязательств.

Результативность хозяйственных связей торговых организаций во многом определяется правильностью выбора поставщика и формой осуществления торговых сделок. Количество поставщиков, частота завоза товаров зависят от типа магазина и его мощности, ассортиментного профиля, которые являются определяющими факторами при формировании ассортимента и объемов товарооборота. С увеличением торговой площади возрастает частота завоза товаров, а, следовательно, и товарооборачиваемость. Экономнее расходуются в целом средства фирмы.

Группу показателей третьего блока в системе оценки эффективности коммерческой деятельности торговой организации — «Формирование и стимулирование спроса» — целесообразно использовать при оценке соответствия объема и структуры спроса товарному предложению. Предлагаемые показатели рассчитываются по фирме, исходя из ассортимента, его широты, данных о спросе населения и факторов, влияющих на степень завершенности покупок. Это направление коммерческой деятельности торговой организации неразрывно связано с блоками, характеризующими планирование товарного предложения и формирование ассортимента товаров. Именно в результате предложения товаров потребителю формируется спрос, а в результате анализа спроса населения осуществляется закупка товаров и определяется ассортиментная и ценовая политика. В этом блоке важное место принадлежат рекламной работе торговых и производственных организаций.

Четвертый блок показателей — «Экономическая эффективность коммерческой деятельности» — характеризует результативность управления коммерческой работой торговой организации. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности торговых организаций. В торговой организации коммерческая деятельность непосредственно влияет на экономические результаты. Экономическую эффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу организации в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, валовый доход, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания и качеству товаров».

 

Глава 2. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Альбатрос»

2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Альбатрос»

Торговое частное предприятие  «Альбатрос» создано в 2011 году – Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации выдано 18 марта 2011 года. Согласно данному Свидетельству организации присвоен учетный номер плательщика № 1137746081923. Наименование предприятия – ООО «Альбатрос».

Юридический адрес ООО «Альбатрос» – г.Москва, ул. Инессы Арманд, д.11. Фактически организация арендует помещения офиса (25 кв.м) и склада (12 кв.м) по адресу: г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 5.

Размер Уставного фонда ООО «Альбатрос»  составляет 800 тыс.р. На предприятии работает 3 человека – директор, являющаяся учредителем, главный бухгалтер и кладовщик.

Вид деятельности ООО «Альбатрос» – оптовая (в т.ч. мелкооптовая) торговля такими товарами, как электрические паяльники, предохранители автоматические, электронные балласты, припой. Небольшая товарная номенклатура говорит об узкой специализации предприятия. Регион деятельности – г. Москва и другие города РФ.

Основными конкурентами ООО «Альбатрос» являются ООО «Электротехпром», ООО «РосПром», ООО «Бигпромтех» и др.

Анализ динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альбатрос»  представленный в таблице 2.1, говорит о снижении активности деятельности организации в 2013 году по сравнению с 2012 годом.

Таблица 2.1 – Технико-экономические показатели деятельности ООО «Альбатрос»  за 2012 – 2014гг.

Показатели 2012 год 2013 год Отклонение от 2012г. 2014 год Отклонение от 2013г.
в абс. выр. в % к 2012г. в абс. выр. в % к 2013г.
Оптовый товарооборот без НДС, млн.р. 3,35 2,54 — 32,6 75,67 6,48 + 156,1 254
Себестоимость реализованных товаров, млн.р. 3,05 2,24 — 32,2 73,56 5,97 + 149,3 267
Расходы на реализацию, млн.р. 0,26 0,25 — 0,1 99,02 0,3 + 2,2 122
Налоги и сборы из прибыли, млн.р. 0,6 0,5 — 0,1 83,33 0,05 + 1,2 340
Прибыль (убыток) к распределению, млн.р. 0,04 0,03 — 0,2 85,71 0,119 + 3,4 383
Ср. спис. численность работников, чел. 2 3 + 1 150 3 100
Производительность труда, млн.р. 0,03 0,022 — 33,2 50,45 2,15 + 52 253
Фонд оплаты труда, млн.р. 0,075 0,1 + 1,2 141,38 0,1 100

 

Темп снижения товарооборота ниже темпа снижения себестоимости реализованных товаров (24,33 и 26,44 % соответственно), что говорит об эффективной ценовой политике предприятия. Вследствие снижения товарооборота в 2013 году организация получила на 10 тыс.р. прибыли меньше. Причем, при снижении товарооборота на 24,33 %, расходы на реализацию уменьшились всего на 0,98 %, а сумма налогов – на 16,67 %. Снижение производительности труда обусловлено как снижением товарооборота, так и введением новой штатной единицы, в связи с чем увеличился ФОТ на 41,38 % (30 тыс.р.).

В 2014 году наблюдается значительный рост большинства показателей по сравнению с 2013 годом:

– товарооборот вырос на 3,9 млн.р. (в 2,5 раза);

– себестоимость реализованных товаров увеличилась в 2,6 раза и составила 6 млн.р. к 2,5 млн.р. в 2013 году;

– на 55 тыс.р. (на 21,78 %) возросла величина расходов на реализацию;

– прибыль к распределению выросла на 85000 тыс.р. (3,8 раза);

– в 3,4 раза увеличилась сумма налогов из прибыли и составила 43 тыс.р. при сумме прибыли 158 тыс.р.;

– производительность труда при прежней численности работников повысилась на 8 тыс.р. (2,5 раза).

Приведенные данные, несмотря на более высокий темп роста себестоимости реализованных товаров по сравнению с товарооборотом, рост расходов на реализацию, суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, говорят о повышении эффективности деятельности по сравнению с 2013 годом. Данный вывод основан на более значительном увеличении прибыли, нежели расходов и налоговых отчислений. Кроме того, необходимо учитывать также то, что численный состав работников и ФОТ остались на прежнем уровне.

Произведем оценку финансового состояния исследуемого предприятия в динамике за 2012 – 2014 гг. (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Показатели оценки финансового состояния ООО «Альбатрос» (2012 – 2014гг.).

Показатели На конец 2012г. На конец 2013г. На конец 2014г. Норматив коэффициента
Коэффициент текущей ликвидности (К1) 1,37 2,79 2,28 > 1
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) 0,27 0,64 0,56 > 0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) 0,73 0,36 0,44 < 0,85

 

Значения коэффициентов, полученные в результате расчетов, находятся в пределах нормативов для данной отрасли. При анализе динамики коэффициентов выявлено значительное улучшение финансового состояния в 2013 году, однако данные за 2014 год говорят о неблагоприятной тенденции к ухудшению. Примечательно, что при этом отмечается значительный рост показателей финансовых результатов деятельности ООО «Альбатрос». Это связано с увеличением удельного веса кредиторской задолженности в пассиве баланса по сравнению с 2013 годом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовое положение ООО «Альбатрос» устойчивое, однако выявленная тенденция к ухудшению требует принятия мер по стабилизации финансового состояния. Дальнейший анализ коммерческой деятельности ООО «Альбатрос» по каждому из ее направлений выявит причины сложившейся ситуации, что позволит разработать действенные мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.

2.2. Анализ ассортимента ООО «Альбатрос»

Ассортимент реализуемых ООО «Альбатрос» товаров состоит из четырех видов товаров: электропаяльники, электронные балласты, автоматические предохранители и припои. Данные виды товаров имеют разновидности в зависимости от размера, материала, конструкции и других характеристик. По сравнению с 2012 годом в 2013 году ассортимент был расширен. В частности, в 2012 году в торговый ассортимент ООО «Альбатрос» не входили припои, что, являлось упущением руководства, так как это дополняющий товар к электропаяльникам. Для покупателя удобнее и выгоднее приобрести оба вида товара у одного продавца. Также в ассортименте было увеличено число наименований электропаяльников, появились как ходовые модели, так и менее распространенные, но востребованные покупателями. В 2014 году ассортиментный перечень остался без изменений. Предлагаемый ООО «Альбатрос» товарный ассортимент представлен в таблице 2.3 за период с 2012 по 2014гг. Как видно из таблицы 2.3, торговый ассортимент ООО «Альбатрос»  узкий – 4 вида товаров. Однако ассортимент электропаяльников достаточно глубок – 19 наименований, представлено также 7 видов припоя. Следует отметить, что для небольшой развивающейся фирмы это хорошо.

Таблица 2.3 – Ассортимент товаров, предлагаемых ООО «Альбатрос» в динамике за 2012 – 2014гг.

Вид товара Разновидность товара 2012 год 2013 год 2014 год
Электропаяльник ЭПСН 6 Вт х 12 В + +
ЭПСН 25 Вт х 12 В (Ф*,. D жала =4 мм) + + +
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф + + +
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Д + +
ЭПСН 25 Вт х 220 В (Ф, D жала =4 мм) + + +
ЭПСН 40 Вт х 12 В (Ф, D жала =6 мм) + +
ЭПСН 40 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) + + +
ЭПСН 40 Вт х 42 В, Д + + +
ЭПСН 40 Вт х 220 В, Д + + +
ЭПСН 65 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) + + +
ЭПСН 65 Вт х 42 В, Д + + +
ЭПСН 65 Вт х 220 В, Д + + +
ЭПСН 80 Вт х 220 В (Ф, D жала =8 мм) + + +
ЭПСН 100 Вт х 36 В, Д + + +
ЭПСН 100 Вт х 220 В, Д + + +
ЭПЦН 200 Вт х 36 В (Д, топор, жало 52х110) + +
ЭПCН 200 Вт х 220 В (Д, топор, жало 52х110) + + +
200 Вт х 220 В (Д, топор, ТЭН, 420 град. D жала = 20 мм) + + +
400 Вт х 220 В (Ф, топор, ТЭН, 420 град. жало 35 х 15 мм) + + +
Электронные балласты EBT8-2236HB (IMC) 2х36 + + +
EBT8-2418HD (IMC) 4х18 + + +
Предохранители автоматические Пробка-автомат ПАР-10А + + +
Пробка-автомат ПАР-16А + + +
Пробка-автомат ПАР-25А + + +
Припои ПОС-40 d = 8 мм + +
ПОС-40 в слитках + +
ПОС-61 d = 1,5-3 мм + +
ПОС-61 d = 8 мм + +
ПОС-61 с канифолью + +
Олово О1 + +
Канифоль, 20 г   + +

 

Расширение ассортимента в 2014 году было обусловлено спросом покупателей на данные разновидности товара. Судя по значительному увеличению товарооборота в 2014 году, данная мера была оправдана и дала соответствующие финансовые результаты.

Торговый ассортимент ООО «Альбатрос»  всегда полный и стабильный. Это достигается вследствие реализуемого на предприятии метода работы, когда основанием для закупки товаров служат, прежде всего, заявки покупателей плюс резервный запас, рассчитываемый по итогам реализации за предыдущие периоды, что возможно благодаря хорошо налаженным связям с поставщиками.

Закупка товара осуществляется по мере необходимости – определенной периодичности не существует в связи с неравномерностью спроса. На складе ООО «Альбатрос» ведется компьютерный учет ТМЦ с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход/отгрузку товара в программе, что позволяет руководству в любой момент получать достоверную информацию об остатках товаров на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема и структуры заявок от покупателей. При этом также учитывается небольшая площадь склада.

Такой метод определения потребности в закупаемых товарах при грамотной реализации создает предпосылки к эффективному управлению товарными запасами. Эффективность управления товарными запасами определяется, прежде всего, показателями оборачиваемости запасов (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Анализ оборачиваемости товарных запасов ООО «Альбатрос»  (2013 – 2014гг.)

Показатели 2013 год 2014 год Отклонение В % к 2014 г.
Товарооборот, млн.р. 2,55 6,44 + 3,89 253,94
Средние остатки ТЗ, тыс.р. 68,75 53,25 — 15,5 78,18
Коэффициент оборачиваемости ТЗ 36,87 119,77 + 82,9 324,84
Оборачиваемость ТЗ в днях 9,76 3,01 — 6,75 30,84

 

Анализ показывает увеличение скорости оборачиваемости товарных запасов почти в 3 раза, что, безусловно, повлияло на рост товарооборота в 2014 году. Однако нельзя судить об эффективности управления запасами только лишь по скорости оборачиваемости. Необходимо также проанализировать расходы, связанные с закупочной деятельностью, определить насколько они обоснованны и рентабельны.

В связи с тем, что ООО «Альбатрос» согласно договорам с поставщиками производит доставку товаров на свой склад самостоятельно, основная статья расходов при осуществлении закупок товаров – транспортные расходы. При этом прямые расходы по хранению сравнительно невелики, так как реализуемый товар не требует специфических условий хранения и методов перемещения, однако значительные затраты связаны с оплатой аренды склада. В таблице 2.5 представлен анализ расходов ООО «Альбатрос» по осуществлению закупок.

Таблица 2.5 – Анализ структуры, динамики и рентабельности расходов ООО «Альбатрос» на закупку товаров (2012 – 2014гг.)

Показатели 2012 год 2013 год Отклонение от 2012г. 2014 год Отклонение от 2013г.
В абс. выр. В % к 2012г. В абс. выр. В % к 2013г.
Транспортные расходы, тыс.р. 15,3 14 — 0,05 91,8 19500 + 0,22 139,29
Расходы на хранение, в т.ч. аренда склада, тыс.р. 45 40 — 0,2 88,89 65 + 1,0 162,5
Общая сумма расходов по закупке товаров, тыс.р. 60,3 54 — 0,25 89,63 84,5 + 1,22 156,48
Рентабельность расходов по закупке товаров, % 58,09 55,56 — 2,53 95,64 136,09 + 80,53 244,94

 

Снижение расходов на закупку товаров в 2013г. на 54 тыс.р. (10,37 %) и их рост в 2014г. на 30,5 тыс.р. (56,48 %) обусловлено в первую очередь динамикой оптового товарооборота в этот период.

Проведенный анализ говорит о достаточно эффективной деятельности ООО «Альбатрос» по формированию ассортимента. Как показала практика, расширение ассортимента благоприятно сказалось на финансовых результатах деятельности ООО «Альбатрос», что говорит о целесообразности расширения ассортимента в будущем. Более быстрый темп роста товарооборота, нежели расходов на закупку, и высокая рентабельность данной статьи расходов говорит об отсутствии необоснованных затрат, что положительно характеризует деятельность предприятия в этом направлении. Уменьшение средних остатков товарных запасов и ускорение их оборачиваемости в 2014 году указывает на повышение эффективности коммерческой деятельности по управлению товарными запасами на предприятии.

ООО «Альбатрос» осуществляет закупку товара для последующей оптовой продажи только у белорусских поставщиков. Закупка товаров у поставщиков осуществляется на основе договоров купли-продажи, которые заключаются в простой письменной форме и заверяются подписями и печатями сторон. Предметом данных договоров является купля-продажа товара, стороны – Продавец и Покупатель. Типовой договор купли-продажи с поставщиками ООО «Альбатрос»  содержит следующие основные условия – момент перехода права собственности на товар к Покупателю, цель приобретения товара, ассортимент, количество, цена товара и порядок расчетов, качество товара и условия доставки, срок действия договора, а также реквизиты сторон. При определении ассортимента, количества и цены приобретаемого товара стороны в договорах ссылаются на протоколы согласования цен. Способ и сроки оплаты: в течение 30 дней с момента получения товара, однако возможна и предварительная оплата. Согласно договорам ООО «Альбатрос» с поставщиками доставка товара осуществляется за счет Покупателя. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора стороны руководствуются законодательством РФ.

Для оценки эффективности коммерческой деятельности ООО «Альбатрос» по закупкам товара проведем анализ динамики объема закупок в целом и по каждому поставщику в частности в период с 2012г. по 2014г. (таблица 2.6). В 2013 году произошло снижение активности предприятия – объем закупок снизился на 0,8 млн.р. (26,43 %) по сравнению с 2012 годом. При этом наибольшее снижение отмечается по закупкам у ЗАО «ЧИП и ДИП» (31,75 %), наименьшее – у ООО «АМК Ресурс» (15,43%).

Таблица 2.6 – Динамика объема закупок ООО «Альбатрос» за 2012 – 2013гг.

Показатели 2012 год 2013 год Отклонение от 2012г. 2014 год Отклонение от 2013г.
по сумме, млн.р. в % к 2012г. по сумме, млн.р. в % к 2013г.
1. ЗАО «ЧИП и ДИП» 0,99 0,67 -0,32 68,25 1,97 1,3 292,63
2. ООО «АМК Ресурс» 0,76 0,65 -0,11 84,57 1,56 0,91 241,61
3. ООО «Радио-Комплект» 1,14 0,84 -0,30 73,56 2,29 1,45 272,11
4. Прочие 0,16 0,09 -0,07 54,1 0,17 0,08 196,26
Итого: 3,05 2,25 -0,8 73,56 5,99 3,74 266,63

 

Однако в 2014 году наблюдается значительное увеличение объема закупок. Так, общий объем закупок в 2014 году составил 6 млн.р., что превышает значение предыдущего года в 2,5 раза (на 3,74 млн.р.). Наибольшее увеличение – закупки у ООО «Радио-Комплект» (на 172,11 %), наименьшее – у ООО «АМК Ресурс» (на 141,61 %).

Проведем анализ структуры закупок ООО «Альбатрос» по поставщикам (таблица 2.7).

По данным таблицы 2.7 видно, что структура закупок достаточно стабильна. Так, в период 2012 – 2014гг. наибольший удельный вес в общем объеме закупок занимает ООО «Радио-Комплект» (37,54 – 38,30 %). Это связано не столько с бóльшим объемом закупок, сколько с более высокой ценой электронных балластов, закупаемых у данного поставщика, по сравнению с ценами на другие товары, приобретаемые у других поставщиков (ООО «АМК Ресурс» – припой, электропаяльники; ЗАО «ЧИП и ДИП» – предохранители, электропаяльники). Доля закупок у ЗАО «ЧИП и ДИП» в 2013 году снизилась на 2,33 процентных пункта, у ООО «АМК Ресурс», напротив, повысилась – на 3,74 п.п.

Таблица 2.7 – Структура закупок ООО «Альбатрос» за 2012 – 2014 гг.

Поставщик 2012 год 2013 год Отклонение от 2012г. 2014 год Отклонение от 2013г.
уд. вес, % уд. вес, % по уд. весу, п.п. уд. вес, % по уд. весу, п.п.
1. ЗАО «ЧИП и ДИП» 32,32 29,99 -2,33 32,91 2,92
2. ООО «АМК Ресурс» 25,01 28,75 3,74 26,05 -2,70
3. ООО «Радио-Комплект» 37,54 37,53 0,00 38,30 0,77
4. Прочие 5,13 3,73 -1,40 2,73 -1,00
Общий объем закупок 100,00 100,00 Х 100,00 Х

 

В 2014 году произошло обратное – удельный вес ЗАО «ЧИП и ДИП»  вырос на 2,92 п.п. и составил 32,91 %; ООО «АМК Ресурс» – снизился на 2,70 п.п. и составил 26,05 % от общего объема закупок. Удельный вес закупок у прочих поставщиков остается незначительным (5,13 – 2,73 % в 2012 – 2014гг. соответственно), как правило, это разовые поставки, часть таких договоров заключалась в случае возникновения затруднений у основных поставщиков.

ЗАО «ЧИП и ДИП» и ООО «АМК Ресурс» реализуют товар по сравнительно низким ценам, так как приобретают его у импортеров и изготовителей. Данные организации зарекомендовали как надежные партнеры, поставляющие товар качественный, в соответствующем количестве и в указанный срок.

В связи с ростом объема закупок в 2014г. возросла кредиторская задолженность ООО «Альбатрос» на 120 тыс.р., так как предприятие имеет отсрочку платежей в 30 дней по условиям договоров с поставщиками. По данным бухгалтерской отчетности на конец 2014 года просроченной задолженности ООО «Альбатрос» не имеет.

Таким образом, отсутствие нарушения договорных обязательств, как со стороны поставщиков, так и со стороны ООО «Альбатрос», говорит о достаточно эффективном ведении предприятием договорной работы.

2.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Альбатрос» по оптовой продаже товаров

Согласно ценовой политике, принятой в ООО «Альбатрос», на все товары к отпускной цене поставщика начисляется оптовая надбавка 5 %. При формировании цены на электронные балласты, приобретаемые у ООО «Радио-Комплект», применяется надбавка 18 – 20 %. Предоставление скидок в ООО «Альбатрос»  не практикуется.

Анализ динамики цен закупки и реализации за 2012 – 2014 годы товарного ассортимента товаров, приобретаемых и реализуемых ООО «Альбатрос», представленный в таблицах 2.8 и 2.9, показывает, что наибольшее увеличение цены в 2014 году наблюдается на такие товары, как пробка-автомат ПАР-10А (3,85 %), ПАР-16А и ПАР-25А (3,48 и 3,45 % соответственно). Наименьшее – на канифоль (2,05 %), олово (2,37%) и электропаяльник ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф (2,37 %).

Среднее увеличение цен на товары, приобретаемые ООО «Альбатрос», составило 2,95 %. Снижения цен в 2014 году не произошло. Незначительная разбежка в росте цен позволяет предположить, что данное увеличение произошло вследствие общего роста цен по РБ.

В связи с тем, что оптовая надбавка, как и в 2012 – 2013гг., осталась в 2014г. фиксированная на все товары – 5%, динамика цен реализации совпадает с динамикой цен приобретения: среднее увеличение цен реализации составила 2,95 %.

Эффективность ценовой политики предприятия определяется величиной и структурой валового дохода, а также таким показателем, как рентабельность.

Наилучшим образом эффективность ценовой политики торгового предприятия отражает уровень валового дохода в товарообороте. Динамику данного показателя представим в таблице 2.10.

Таблица 2.8 – Динамика цен закупки в 2012 – 2014гг.

Наименование товара Цена закупки единицы товара, руб. 2013 в % к 2014 2014 в % к 2013
2012 2013 2014
Электропаяльники
ЭПСН 6 Вт х 12 В 105 108 103,02
ЭПСН 25 Вт х 12 В (Ф*,. D жала =4 мм) 141 144 148 101,49 103,28
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Д 141 144 148 101,49 103,28
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф 203 208 102,37
ЭПСН 25 Вт х 220 В (Ф, D жала =4 мм) 117 120 123 102,23 102,92
ЭПСН 40 Вт х 12 В (Ф, D жала =6 мм) 155 160 103,18
ЭПСН 40 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) 155 159 163 102,01 102,75
ЭПСН 40 Вт х 42 В, Д 155 159 163 102,01 102,75
ЭПСН 40 Вт х 220 В, Д 139 142 145 102,11 102,81
ЭПСН 65 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) 157 160 165 101,85 103,13
ЭПСН 65 Вт х 42 В, Д 157 160 165 101,85 103,13
ЭПСН 65 Вт х 220 В, Д 137 143 147 103,79 102,93
ЭПСН 80 Вт х 220 В (Ф, D жала =8 мм) 143 147 152 102,81 103,19
ЭПСН 100 Вт х 36 В, Д 145 150 154 103,01 103,11
ЭПСН 100 Вт х 220 В, Д 151 153 158 101,38 103,23
ЭПЦН 200 Вт х 36 В (Д, топор, жало 52х110) 1292 1330 102,95
ЭПCН 200 Вт х 220 В (Д, топор, жало 52х110) 1306 1310 1350 100,23 103,09
200 Вт х 220 В (Д, топор, ТЭН, 420 град. D жала = 20 мм) 3161 3167 3253 100,17 102,72
400 Вт х 220 В (Ф, топор, ТЭН, 420 град. жало 35 х 15 мм) 3448 3451 3547 100,11 102,75
Электронные балласты
EBT8-2236HB (IMC) 2х36 526 529 545 100,42 103,11
EBT8-2418HD (IMC) 4х18 873 879 904 100,66 102,93
Предохранители автоматические
Пробка-автомат ПАР-10А 98 102 105 103,76 103,85
Пробка-автомат ПАР-16А 124 128 133 104,09 103,48
Пробка-автомат ПАР-25А 215 219 227 102,11 103,45
Припои
ПОС-40 d = 8 мм 426 439 102,99
ПОС-40 в слитках 426 439 102,99
ПОС-61 d = 1,5-3 мм 656 675 102,87
ПОС-61 d = 8 мм 656 675 102,87
ПОС-61 с канифолью 656 675 102,87
Олово О1 839 858 102,37
Канифоль, 20 г 10 10 100

 

Таблица 2.9 – Динамика цен реализации ООО «Альбатрос»  в 2012 – 2014гг.

Наименование товара Цена реализации единицы товара, руб. 2013 в % к 2012 2014 в % к 2013
2012 2013 2014
Электропаяльники
ЭПСН 6 Вт х 12 В 110 112 103,01
ЭПСН 25 Вт х 12 В (Ф*,. D жала =4 мм) 147 151 154 101,5 103,27
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Д 147 151 154 101,5 103,27
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф 211 214 102,37
ЭПСН 25 Вт х 220 В (Ф, D жала =4 мм) 124 128 132 102,23 102,92
ЭПСН 40 Вт х 12 В (Ф, D жала =6 мм) 161 166 103,18
ЭПСН 40 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) 160 164 168 102,01 102,75
ЭПСН 40 Вт х 42 В, Д 160 164 168 102,01 102,75
ЭПСН 40 Вт х 220 В, Д 145 148 151 102,12 102,81
ЭПСН 65 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) 162 165 171 101,85 103,13
ЭПСН 65 Вт х 42 В, Д 162 165 171 101,85 103,13
ЭПСН 65 Вт х 220 В, Д 142 148 152 103,78 102,92
ЭПСН 80 Вт х 220 В (Ф, D жала =8 мм) 150 155 161 102,81 103,18
ЭПСН 100 Вт х 36 В, Д 152 158 163 103,01 103,11
ЭПСН 100 Вт х 220 В, Д 158 161 167 101,38 103,23
ЭПЦН 200 Вт х 36 В (Д, топор, жало 52х110) 1348 1387 102,95
ЭПCН 200 Вт х 220 В (Д, топор, жало 52х110) 1365 1358 1405 100,23 103,09
200 Вт х 220 В (Д, топор, ТЭН, 420 град. D жала = 20 мм) 3221 3228 3317 100,17 102,72
400 Вт х 220 В (Ф, топор, ТЭН, 420 град. жало 35 х 15 мм) 3602 3606 3599 100,11 102,75
Электронные балласты
EBT8-2236HB (IMC) 2х36 551 554 572 100,43 102,51
EBT8-2418HD (IMC) 4х18 908 915 941 100,66 102,34
Предохранители автоматические
Пробка-автомат ПАР-10А 102 106 110 103,78 103,85
Пробка-автомат ПАР-16А 129 133 139 104,09 103,48
Пробка-автомат ПАР-25А 226 231 240 102,11 103,45
Припои
ПОС-40 d = 8 мм 445 459 102,99
ПОС-40 в слитках 445 459 102,99
ПОС-61 d = 1,5-3 мм 687 708 102,87
ПОС-61 d = 8 мм 687 708 102,87
ПОС-61 с канифолью 687 708 102,87
Олово О1 876 897 102,37
Канифоль, 20 г 10,5 10,5 102,05

 

Таким образом, ценовая политика ООО «Альбатрос» достаточно эффективна. Однако, в связи с тем, что в период с 2012г. по 2014г. ценовая политика предприятия осталась прежней, а рост цен в этот период не превышает 3%, можно сделать вывод, что ценовой фактор не повлиял на рост товарооборота. Следовательно, организация не использовала возможности применения ценовых приемов для увеличения объема продаж и доли прибыли в цене, возможно, это привело к недополучению значительной суммы прибыли.

Для того чтобы выявить факторы, которые оказали влияние на рост товарооборота, проведем анализ его динамики и структуры.

Представим в таблице 2.13 динамику оптового товарооборота за 2012 – 2014 гг. в разрезе составляющих его элементов.

Таблица 2.10 – Динамика товарооборота ООО «Альбатрос» за 2012 – 2014гг.

Показатели 2012 год 2013 год Отклонение от 2012г. 2014 год Отклонение от 2013г.
в абс. выр. в % к 2012г. в абс. выр. в % к 2013г.
Оптовый товарооборот без НДС, млн.р. 13,4 10,14 — 3,26 75,67 25,7 + 156,1 253,94
в т.ч. себестоимость реализованных товаров, млн.р. 12,18 8,96 — 3,22 73,56 23,9 + 149,3 266,63
расходы на реализацию, млн.р. 1,02 1,01 — 0,01 99,02 1,23 + 2,2 121,78
прибыль (убыток) отчетного периода, млн.р. 0,2 0,17 — 0,03 85,00 0,63 + 0,46 370,59

 

Анализируя структуру оптового товарооборота предприятия, необходимо также выяснить, увеличение объема продаж какого товара в большей степени повлияло на рост товарооборота.


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф