ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Сравнительный анализ методов обследования словарного запаса
В настоящее время в отечественной и зарубежной логопедии разработано множество диагностических методик по выявлению уровня развития словарного запаса у дошкольников. Проанализируем некоторые из них.
Методика обследования состояния связной речи детей по методике В.П. Глухова состоит из следующих приемов:
обследование словарного запаса по специальной схеме;
исследование связной речи с помощью серии заданий;
наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.
В методике используется серия заданий, которая включает:
составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
сочинение рассказа на основе личного опыта;
составления рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:
окончание рассказа по заданному началу;
придумывание рассказа на заданную тему.
В.П. Глухов приводит примерное описание заданий и примерную схему оценки уровня выполнения заданий в баллах, что является несомненным плюсом его методики.
По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи, пример составления, которого также приводится автором.
В.П. Глуховым четко прописана организация исследования состояния связной речи и, кроме того, что не маловажно, дана схема психолого-педагогического обследования ребенка, в которой должно быть отмечено:
психологические особенности ребенка;
работоспособность на занятиях;
некоторые типологические особенности (подвижность, медлительность, активность и т.д.)
особенности эмоционально-волевой сферы;
личностно-характерологические особенности.
Методика исследования Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной носит тестовый характер, сочетает традиционные для логопедической практики приемы обследования речи, а также методы оценки речи больных с афазией с нейропсихологическими методами анализа и интерпретации данных диагностики, разработанными А.Р. Лурия. Задания данной методики сложны и информативны, причем об этом говорят и сами авторы.
Детям предлагаются следующие задания:
разложить 4 картинки по порядку и составить по ним рассказ;
прослушать рассказ и его пересказ.
М.А. Поваляева для изучения уровня словарного запаса использует методику «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
- понимание текста;
- структурирование текста;
- лексика;
- грамматика;
- плавность речи.
Каждый показатель оценивается отдельно и за него выставляется балл.
В данной методике не указана хотя бы примерная схема обработки результатов и не приводится описание задания.
О.Е. Грибова в своей методике обследования связной речи дошкольников (после 4,5 лет) предлагает следующие виды заданий:
- составление описательного рассказа по впечатлению (по памяти);
- составление описательного рассказа с опорой на объект ила по картинке;
- составление повествовательного рассказа по впечатлению;
- составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке;
- составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
Автором описана организация исследования и отмечается, какого характера требовалась помощь ребенку:
- симуляция активности — ребенку требуется, чтобы его все время подгоняли;
- наводящие вопросы;
- организующая помощь.
В анализе результатов обследования нет никаких критериев, баллов.
Н.Я. Головнева для выявления состояния словарного запаса ребенка дошкольника предлагает ему лишь составить рассказ по картинке, посвященной жизни животных зимой. Она утверждает, что ребенок дошкольного возраста, несомненно, уже много «наслышан» о лисах, зайцах и знает их повадки, образ жизни и характер взаимоотношений и, следовательно, должен связно и последовательно составить рассказ.
В анализе результатов также нет никаких критериев, баллов, только сказано, что результат может быть удовлетворительный и неудовлетворительный.
Т.А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
- пересказ рассказа по наглядному действию;
- рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа по сюжетной картине;
- рассказ по сюжетной картине.
По ее мнению применение этой системы позволяет формировать умение рассказывания у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.
Проанализировав данные методики можно сделать вывод, что методика В.П. Глухова является более полной, его обследование более комплексное.
Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний — от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).
2.2. Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста
Целью данного исследования является определение уровня развития словарного запаса у детей с ОНР III уровня в возрасте 5-6 лет.
Исследование проводилось в двух группах детей с ОНР, состоящих из 15 детей в каждой группе. .
Для этого нами была применена методика Глухова В. П., позволяющая определить уровень развития речи и словарного запаса детей необходимый для коммуникативной деятельности детей.
В коммуникативной деятельности большое значение приобретает формирование и развитие речи и словарного состава детей как важнейшего условия полноценного общения.
Особое внимание в формировании словарного состава необходимо уделять при проведении коррекционной работы с детьми. У многих детей 5-6 лет наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи, связанное с бедностью словарного запаса. Серьёзные затруднения возникают у детей при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин).
Целенаправленное формирование речи и словарного запаса потребовало от нас углублённого исследования различных сторон этого вида коммуникативной деятельности у детей.
Нами проводилось изучение состояния речи и словарного запаса детей. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Комплексное исследование включало три последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента.
Для изучения словарного запаса, нами использовалась методика Глухова В. П.
Задания методики
Первое задание заключатся в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначено для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.
Второе задание направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.
Третье задание имеет целью выявить возможности детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки.
Критерии оценки:
1-10 слов низкий словарный запас
11-20 средний словарный запас
Более 20 слов высокий словарный запас
Затем начисленные баллы суммируются, и проводится обработка результатов обследования по приведенной таблице.
Таким образом, в результате данного эксперимента мы сможем получить достаточно полное представление об уровне развития речи у детей с ОНР.
2.3. Анализ результатов обследования
В исследовании принимали участие две группы дошкольников с ОНР по 15 человек в каждой группе. Исследование проходило на базе ГОУ Детский сад № 1298.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные.
Первое задание заключается в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначено для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состоит в решении определённой семантико-синтаксической задачи.
Таблица 1. Данные исследования речи и словарного состава при выполнении первого задания (количество слов)
| № | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
| 1 | 7 | 8 |
| 2 | 8 | 7 |
| 3 | 6 | 7 |
| 4 | 8 | 7 |
| 5 | 8 | 8 |
| 6 | 9 | 8 |
| 7 | 6 | 6 |
| 8 | 6 | 8 |
| 9 | 7 | 8 |
| 10 | 6 | 7 |
| 11 | 6 | 8 |
| 12 | 7 | 6 |
| 13 | 9 | 6 |
| 14 | 8 | 8 |
| 15 | 8 | 7 |
По данным таблицы для наглядности построим диаграмму:

По данным, представленным в таблице 1 можно сделать вывод, что у детей как контрольной, так и экспериментальной группы довольно слабый словарный запас.
В своих рассказах они использовали всего 6-8 слов.
Кроме того, полученные результаты показали, что дети испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом были отмечены ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 10 испытуемых экспериментальной группы и 9 детей контрольной группы наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
Ещё большие затруднения вызывало у детей выполнение второго задания – составление предложение по трем картинкам (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», только 5 испытуемых экспериментальной группы и 6 испытуемых контрольной группы смогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым задание пришлось объяснять повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции большинству детей и экспериментальной группы и контрольной группы не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У 5 отмечались выраженные синтаксические затруднения. При этом было фиксировано количество названных слов испытуемыми. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2. Данные исследования речи и словарного состава при выполнении второго задания.
| № | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
| 1 | 5 | 5 |
| 2 | 5 | 6 |
| 3 | 6 | 7 |
| 4 | 6 | 5 |
| 5 | 6 | 5 |
| 6 | 5 | 6 |
| 7 | 7 | 7 |
| 8 | 5 | 7 |
| 9 | 5 | 5 |
| 10 | 6 | 6 |
| 11 | 7 | 5 |
| 12 | 7 | 7 |
| 13 | 7 | 6 |
| 14 | 5 | 5 |
| 15 | 5 | 5 |
По данным таблицы построим диаграмму:

По данным, представленным в таблице можно сделать вывод, что испытуемые и контрольной и экспериментальной группы использовали в своей речи небольшое количество слов. Многие слова очень часто повторялись, поэтому они не засчитывались.
При оценке выполнения последующих заданий на составление различных видов рассказов учитывался ряд общих показателей, характеризующих уровень владения детьми навыками рассказывания. Определялись: степень самостоятельности при составлении рассказа, связность, последовательность и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядно изображенному сюжету и др.) и поставленной речевой задаче, а также особенности речи. При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывали помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.
Т.е. можно сделать вывод о том, что у детей как контрольной группы, так и экспериментальной слабо развит словарный состав.
Третье задание имело целью выявить возможности детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»). Большинство детей контрольной и экспериментальной группы не смогли выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.
Было установлено, что затруднения у детей обеих групп чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).
У 6 детей экспериментальной группы и 8 детей контрольной группы трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило низкий уровень речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).
Также как и в предыдущих случаях фиксировалось количество слов. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Данные исследования речи и словарного запаса при выполнении третьего задания.
| № | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
| 1 | 10 | 10 |
| 2 | 10 | 12 |
| 3 | 10 | 14 |
| 4 | 12 | 12 |
| 5 | 12 | 15 |
| 6 | 11 | 12 |
| 7 | 12 | 12 |
| 8 | 12 | 10 |
| 9 | 12 | 14 |
| 10 | 10 | 14 |
| 11 | 10 | 10 |
| 12 | 10 | 12 |
| 13 | 12 | 14 |
| 14 | 12 | 12 |
| 15 | 14 | 15 |
По данным таблицы для наглядности построим диаграмму:

По данным таблицы видно, что развитие коммуникативной деятельности у детей с ОНР экспериментальной и контрольной группы довольно слабое.
Вывод:
Анализ выполнения всех заданий показал следующее. На фоне значительного слабого развития связной монологической и фразовой речи у детей отмечается существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности.
На основании проведенных исследований нами сделаны следующие выводы:
У детей 5-6 лет с ОНР показали низкий уровень сформированности словарного запаса. Это выражалось в незнании многих слов, в трудностях поиска известного слов, в резком расхождении объема активного и пассивного словаря. Отмечались у детей трудности в понимании синонимов, антонимов, ещё большие трудности присутствовали в употреблении этих слов в экспрессивной речи, в актуализации словаря. Также нарушения заключаются в неточном употреблением слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, наличием многочисленных словесных замен, использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учета контекстуальных связей, устойчивым аграмматизмом, бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи, с использованием простых предложений с несколькими членами, нарушения звукослоговой структуры слова с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа. Разговорная речь малословна, тесно связана с определенной ситуацией. Связная (монологическая) речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние развития речи и словаря детей, которые необходимо учитывать при проведении обучающей работы.
Комплексное исследование речи детей позволило получить дополнительные данные о степени словарного запаса и речевой активности дошкольников с ОНР.
Далее нами было принято решение разработать логопедические занятия с использованием продуктивной деятельности для дошкольников с ОНР. Только дошкольники экспериментальной группы проходили обучение с продуктивной деятельностью.
