ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Направление работы по расширению словарного запаса старших дошкольников с использованием продуктивной деятельности
Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
Целью данного этапа исследования явилось проведение логопедических занятий с использованием продуктивных видов деятельности, с целью развития словарного запаса дошкольников. Занятия проводились с экспериментальной группой детей.
Исходя из материалов изученной литературы, нами были выбраны направления логопедической работы.
- Обогащение словаря синонимов.
- Развитие атрибутивного словаря.
- Развитие номинативного словаря.
- Обогащение словаря антонимов.
- Развитие предикативного словаря.
- Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление проходит в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь, затем активизируется и закрепляется лексикон детей.
- Обогащение словаря синонимов
Задачи:
— Развитие синонимии
— Актуализация синонимов
— Развитие связной речи
— Развитие внимания и памяти
- Придумать слова-«приятли» к данным словам:
Здание – (дом),
Печаль – (грусть),
Конь – (лошадь),
Солдат – (боец),
Приятель – (друг)
- Придумать предложение с каждым из слов-«приятелей».
Большой – громадный – огромный;
Быстрый – скорый – стремительный;
Неловкий – неуклюжий – нескладный.
- Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:
Взять, схватить, идти;
Думать, ехать, соображать;
Торопиться, спешить, ползти;
Радоваться, веселиться, наряжаться.
- Развитие атрибутивного словаря.
Задачи:
— Обогащение и актуализация словаря прилагателных
— Развитие словесно-логического мышления
— Развитие внимания и памяти
- Собирается аппликация из готовых вырезанных фигур на тему «Осень». Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Дождь (какой?) — …
Облака — …
Листья — …
Трава — …
Небо — …
День — …
Какой заяц? Какая шуба у зайца? Какое может быть у зайца настроение? Какие бывают у зайца зайчата?
- Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Зима». Собирание аппликации.
Иней — …
Узоры — …
День — …
Лед — …
Солнце — …
Снег — …
Снежинки — …
Погода — …
- Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Весна». Собирание аппликации.
Солнце (какое?) — …
Снег — …
Погода — …
Деревья — …
Облака — …
Сосульки — …
- Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Лето». Собирание аппликации.
Небо (какое) — …
Солнце — …
Деревья — …
Цветы — …
Облака — …
Воздух — …
Дождь — …
Трава — …
Листья — …
День — …
- Развитие номинативного словаря.
Задачи:
— Развитие номинативного словаря
— обогащение и актуализация словаря существительных
— Развитие тактильной чувствительности
— Развитие внимания и памяти
- Игра «Назови части».
Дети смотрят на слепленную фигуру и называют части
Кот – голова, тело, хвост и т. д.
Грузовик — …
Дом — …
Дерево — …
- Отгадывание предмета по частям
Используется лепка или аппликация, сначала по речевой установке дети должны угадать слово, а затем наглядно подтвердить, что это слово правильное, собрав предмет из деталей.
Кузов, кабина, колесо, руль, фары, дверца (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, кони (дерево)
Голова, туловище, ноги, хвост, рога, вымя (корова)
Голова, уши, ноги, хвост, бивни, хобот (слон)
Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо)
- Отгадывание по фигуркам загадок-описаний
Например:
Я высокий, с длинной шеей, пятнистый (жираф)
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок)
Я грозный, большой , с пышной гривой (лев)
Я ласковый, пушистый, с хвостом и усами (кот)
Я маленький, с красной грудкой, клювом и крыльями (снегирь)
- «Интересный мешочек»
Ребенок опускает руку в мешок где лежит игрушка, на ощуп называет ее свойства и вместе с другими детьми отгадывает что это.
- Обогащение словаря антонимов.
Задачи:
— Развитие антонимии
— Актуализация антонимов
— Развитие связной речи
— Развитие внимания и памяти
- Слова – «неприятели»
Придумать солва-«неприятели»
— Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, грязь, жара, правда, радость, польза, друг, здоровье
— Имена прилагательные: белый, высокий, больной, темный, горький, весёлый, толстый, мягкий, новый, злой
— Глаголы: говорить, брать, нашел, опускать, закрывать, ложиться, грустить, поднимать
- Подбери слово-«неприятель»
Работать трудно, а отдыхать …
Днем светло, а ночью …
Сегодня весело, а вчера было …
Черепаха ползает медленно, а заяц скачет …
Кричат громко, а шепчут …
Я живу близко от реки, а мой друг …
- Придумать слова-«неприятели»
Близко, редко, быстро, светло, рано, низко, легко, нельзя, трудно, грустно, мало, хорошо, сухо, узко, высоко, грязно, медлеено.
- Развитие предикативного словаря.
Задачи:
— Развитие предикативного словаря
— Актуализация и обогащение словаря глаголов
— Развитие тактильной чувствительности
— Развитие зрительного и слухового внимания
- Проговаривание каждого действия
Взял пластилин
Отщипнул кусок пластилина
Смял
Прилепил
Положил
- Объяснить чем отличаются слова.
Вязать – шить, мыть – стирать, лежать – спать, строить – чинить, нести – везти, рисовать – раскрашивать.
- «Кто или что может делать это?»
Бегать — …
Стоять — …
Скакать — …
Лежать — …
Летать — …
Плавать — …
Ползать — …
- Делая аппликацию придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?» на тему «Ранняя осень»
Листья (что делают) — …
Облака — …
Деревья — …
Дождь — …
Животные — …
Птицы — …
Трава — …
Цветы — …
- Смотря на аппликацию придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Зима»
Лежит (что?) — …
Валит — …
Кружатся — …
Катаются — …
Бушует — …
Лепят — …
Замерзает — …
Блестит — …
Свисают — …
- Делая аппликацию придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?» на тему «Весна»
Солнце (что делает?)
Снег — …
Птицы — …
Сосульки — …
Деревья — …
- Смотря на аппликацию придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Весна»
Зеленеет (что?) — …
Тает — …
Греет — …
Бегут — …
Распускаются — …
- Делая аппликацию придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?» на тему «Лето»
Цветы (что делают?) — …
Солнце — …
Фрукты, овощи — …
Птицы — …
Дети — …
Листья — …
Насекомые — …
- Развитие словаря обобщающих слов.
Задачи:
— Обогащение словаря обобщающих слов
— Актуализация обобщений
— Развитие зрительного и слухового внимания
- Выделить из серии картинок
— Только домашних живлтных
Волк, собака, заяц, лиса.
Медведь, теленок, лошадь, лось.
Белка, кошка, петух.
— только транспорт
Грузовик, самолет, метро, скамейка
Автобус. дорога, вертолёт, пассажир
Пароход, якорь, поезд, купе.
- Разложить вырезанные фигурки на две аппликации
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце
Кошка, коза, медведь, собака, лиса.
Синица, бабочка, снегирь, пчела, стрекоза, воробей.
- Найти лишнее слово
Думать, ехать, размышлять, соображать
Приехал, прибежал, укатился, приплыл
Ненавидеть, презирать, наказывать
Условия реализации
Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Ожидаемые результаты
В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей, увеличение словарного запаса, и приобретение навыков работы в коллективе.
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента
Для определения эффективности проведенной обучающей работы, также как и в контрольном эксперименте, нами проводилось изучение состояния словарного запаса двух групп детей с ОНР. С одной группой проводилась обучающая работа, с другой группой не проводилась. В результате были получены следующие данные.
Таблица 4. Данные исследования речи и словарного состава при выполнении первого задания
№ | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
1 | 15 | 10 |
2 | 18 | 11 |
3 | 20 | 11 |
4 | 19 | 10 |
5 | 20 | 10 |
6 | 20 | 12 |
7 | 18 | 12 |
8 | 19 | 10 |
9 | 19 | 10 |
10 | 20 | 10 |
11 | 20 | 12 |
12 | 19 | 12 |
13 | 20 | 12 |
14 | 18 | 10 |
15 | 19 | 10 |
По данным таблицы для наглядности построим диаграмму:
По данным, представленным в таблице и на рисунке можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы в процессе совместного рисования увеличился словарный запас намного больше, чем у детей контрольной группы, которые не проходили обучение. В процессе составления рассказов дети экспериментальной группы использовали довольно таки большое количество слов от 15-20 слов. В то время как дошкольники контрольной группы использовали в процессе рассказывания от 10 до 12 слов. Кроме того, полученные результаты показали, что дети экспериментальной группы уже не испытывали таких трудностей в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем не возникала необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом не отмечалось ошибок на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. Не наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера, в отличие от дошкольников контрольной группы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместное рисование более эффективно, по сравнению с рисованием индивидуальным.
Выполнение второго задание после обучения не вызвало особых затруднений.
Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. На задаваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», все дети смогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. При этом я фиксировала количество названных слов испытуемыми. Данные представлены в таблице 5.
Таблица 5. Данные исследования речи и словарного состава при выполнении второго задания.
№ | Результат после эксперимента | Результат до эксперимента |
1 | 20 | 10 |
2 | 19 | 10 |
3 | 22 | 10 |
4 | 21 | 11 |
5 | 20 | 12 |
6 | 19 | 12 |
7 | 19 | 12 |
8 | 24 | 12 |
9 | 25 | 13 |
10 | 20 | 10 |
11 | 20 | 10 |
12 | 25 | 10 |
13 | 20 | 10 |
14 | 22 | 12 |
15 | 20 | 12 |
По данным таблицы для наглядности построим диаграмму:
По данным, представленным в таблице можно сделать вывод, что результаты улучшились в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе. Это говорит о том, что совместная работа более эффективная по сравнению с индивидуальной работой.
Третье задание имело целью выявить возможности детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»). Все дети справились с заданием. У детей наблюдаются значительные улучшения речи и словарного запаса.
Также как и в предыдущих случаях фиксировалось количество слов. Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6. Данные исследования речи и словарного запаса при выполнении третьего задания.
№ | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
1 | 29 | 16 |
2 | 30 | 18 |
3 | 28 | 18 |
4 | 28 | 15 |
5 | 30 | 16 |
6 | 31 | 16 |
7 | 31 | 16 |
8 | 35 | 17 |
9 | 29 | 18 |
10 | 30 | 18 |
11 | 29 | 16 |
12 | 31 | 16 |
13 | 32 | 18 |
14 | 30 | 18 |
15 | 35 | 18 |
По данным таблицы для наглядности построим диаграмму:
По данным таблицы и диаграммы видно, что результаты у детей экспериментальной группы после обучения значительно улучшились по сравнению с дошкольниками контрольной группы. Отсюда можно сделать вывод, что словарный запас детей после проведенной обучающей работы значительно увеличился. Т.е. использование продуктивных видов деятельности на логопедических занятиях более эффективно в развитии речевой активности дошкольников с ОНР.
Вывод:
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
На втором этапе исследования нами были проведены занятия с использованием продуктивной деятельности с дошкольниками. Причем дошкольники экспериментальной группы участвовали в занятиях, а участники контрольной группы нет.
Исходя из результатов обследования, нами были выбраны направления логопедической работы:
- Обогащение словаря синонимов.
- Развитие атрибутивного словаря.
- Развитие номинативного словаря.
- Обогащение словаря антонимов.
- Развитие предикативного словаря.
- Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление проходило в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь, затем активизировался и закреплялся лексикон детей.
В процесс формирующей работы у детей значительно обогатился словарный запас, и положило начало развитию их наблюдательности над словами, пробудили интерес к родному языку. У детей стало развиваться речевое общение друг с другом, они научились высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности. Это поможет детям в школе и в дальнейшей жизни, такой многогранной и все более усложняющейся.
Таким образом, нами была подтверждена и статистически проверена выдвинутая гипотеза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время актуальна проблема развития словаря у дошкольников с ОНР. Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Расширение запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
При развитии речи дошкольников с ОНР (III уровня) и коррекции её недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Для определения особенностей овладения словарным запасом детей с ОНР шестого года жизни нами было проведено исследование.
Исследование проводилось в двух группах детей с ОНР, состоящих из 15 детей в каждой группе.
Для этого нами была применена методика Глухова В. П., позволяющая определить уровень развития речи и словарного запаса детей необходимый для коммуникативной деятельности детей.
У детей 5-6 лет отмечается слабое развитие речи низкий (85%), средний(15%) уровень.
Подводя итог выше сказанному можно сделать следующие выводы: что атрибутивный словарь детей с ОНР обладает определенными особенностями, такими как:
- недостаточный объем словаря, (номинативный словарь преобладает над предикативным);
- трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грамматическим сходством;
- неточное понимание и употребление обобщающих понятий;
- трудности усвоения антонимии и синонимии.
- незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения (частей тела человека, животных; наименований профессий и действий, связанных с ними; неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п;
- недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики;
- отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора — «дыра»).
- ограниченность и однообразие в употреблении прилагательных так как их значение может быть раскрыто только в контексте, что достаточно сложно для детей с ОНР.
На наш взгляд, разработка методических материалов по расширения словарного запаса детей с ОНР в процессе занятий продуктивными видами деятельности будет весьма актуальна и повысит эффективность работы специалистов по данному направлению коррекционной работы. с. Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
На втором этапе исследования нами были проведены занятия с использованием продуктивной деятельности с дошкольниками. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения.
Продуктивные виды деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 90% из того, что делает.
Дошкольники экспериментальной группы участвовали в занятиях, а участники контрольной группы нет.
Исходя из результатов обследования, нами были выбраны направления логопедической работы:
- Обогащение словаря синонимов.
- Развитие атрибутивного словаря.
- Развитие номинативного словаря.
- Обогащение словаря антонимов.
- Развитие предикативного словаря.
- Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление проходило в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь, затем активизировался и закреплялся лексикон детей. Каждое занятие решало комплекс задач, помимо развития интереса, навыков и умений в изобразительной деятельности, обязательно ставились задачи по обогащению понятий и введению в речь новых слов.
После проведения логопедической работы, нами была проведена повторная диагностика словарного запаса дошкольников. Большинство детей 60% демонстрировали средний уровень сформированности словарного запаса. У детей были четко закреплены знания о свойствах и качествах предметов и явлений, дети различали форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности движений, овладели основными значениями слов. Дети полно и уверенно рассказывали, о том, что им известно, что отработано на уровне тактильной, зрительной чувствительности.. Их словарный запас претерпел изменения, как по количественным, так и по качественным показателям. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться существительные, глаголы, местоимения, предлоги. Дети экспериментальной группы показали более высокие результаты средний (уровень 60%, низкий 40%) чем дети контрольной группы (средний уровень 25%, низкий 75%) , с которыми не проводилась логопедическая работа.
Таким образом, комплекс занятий, проведенный нами на формирующем этапе, показал свою эффективность. Проведя теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование, нами была достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза. Расширение и уточнение словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет более эффективным в процессе продуктивных видов деятельности.
Таким образом, нами была подтверждена выдвинутая гипотеза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева.Е.А. Развитие логического мышления и речи детей.
- Андриевская В.В. Особенности словесных ассоциаций как фактор построения предложений // Исследования языка и речи: Уч. записки МГПИИЯ, 2011.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед институтов. – М.: Просвещение, 2011.
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.; Просвещение,1989.-528 с.
- Воробьева В. К., Даскалова Е. С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 2013.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. – М., 2011.
- Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002
- Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 2011.
- Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. — № 4. – 2004.
- Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004.
- Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.,2001.
- Грибова О.Е. Реализация принципа деятельного подхода в процессе логопедического исследования// Дефектология. – 2004. — № 2.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., Педагогика, 2005.
- Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушения речи у дошкольников. – М. Педагогика, 2011.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Наука, 2003.
- Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005.
- Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. — М.: Линка-Пресс, 2013.
- Карпова С.П., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М.: Издательство московского университета, 2008.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 2012.
- Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. — 2005. — № 2.
- Кубрякова Е. С., Шахнарович А. М., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 2011.
- Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., Наука, 2012.
- Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2010
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 2009.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2011.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., Педагогика, 2008.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., испр. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.
- Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 2004.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. Наука, , 2009.
- Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева, — М.: Сов. энциклопедия, 2010.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: «ВЛАДОС», 2008. — 528 с.
- Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2013.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2013.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., Наука, 2005.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2012.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы. – М., 2011
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе. – М., 2008
- Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М. Педагогика, 2011.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2012.
- Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
- Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Экономика, 2007.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013.
- Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — М., 2007
- Селиверстова В.И. Методика «Речевые игры». – М., 2009
- Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. — М.: Педагогика, 2006.
- Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 2012.
- Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы над связностью речи. – М., 2004
- Струнина Е.М., Ушакова О.С. Методика развития речи детей. – М., 2010
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.— М.: «ГНОМ и Д», 2001. — 32 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М., 2005
- Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2009
- Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2012. — № 5.
- Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. — М.: «Просвещение», 2007.
- Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. — М., 2001
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 2009.
- Филичева Т.Б., Чиркина. Г.А. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного. – М., 2014
- Чухачева Е.В. Модульная технология подготовки будущих педагогов к формированию и развитию монологической речи детей дошкольного возраста // Материалы VII международной научно-практической конференции. Том 18. Педагогические науки. — София: «БялГРАД-БГ» ООД, 2011. — С. 93—96.
- Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. – Институт языкознания РАН, 2009.
- Швайко Г.А. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2006
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф