3.2. Описание реализации клиентской части ЭИС
3.2.1. Дерево функций и сценарий диалога
На «Рисунке 3.1» представлено дерево функций ЭИС калькуляции стоимости почтовых отправлений.

Используемые в системе функции делятся на основные и вспомогательные. В свою очередь основные функции делятся на:
- Ввод информации.
- Обработки информации.
- Выдача информации.
Ввод информации состоит из регистрации заказа, загрузки БД, регистрации заказа. Обработка информации из индексирования, распечатки документации на развесовку, проставлении веса, расчета стоимости заказа и проставления диапазона ШПИ. Выдача информации из распечатки Ф-103 для простых посылок, распечатки документации для ДЗ, распечатки этикеток, распечатки документации о стоимости.
Вспомогательные функции состоят из:
- Просмотр справочников.
- Обновление данных.
- Выход из системы.
Выявление состава функций и их иерархии позволяет разработать структуру сценария диалога, определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность. На «Рисунке 3.2» изображена структура диалога системы в виде блок-схемы. В качестве средств описания использованы таблицы.

3.2.2. Структурная схема пакета
Структурная схема пакета представлена ниже.
Таблица 3.2 — Идентификаторы программных модулей
| Название программного модуля | Идентификатор |
| Заказ | Unit1 |
| Статус заказа | Unit2 |
| Обработка заказа | Unit3 |
| Индексирование | Unit4 |
| Распечатка документации | Unit5 |
| Обновить | Unit6 |
| Справочники | Unit7 |
| Информация о посылке | Unit8 |
| Выход | Unit9 |
3.3. Описание реализации БД ЭИС
База данных разрабатываемой ЭИС будет включать в себя несколько таблиц.
tbIndex — содержит данные об индексах.
tbStrana — содержит данные о странах расположения объектов.
tbGorod — содержит данные о городах расположения объектов.
tbRaion — содержит данные о районах расположения объектов.
tbOblast — содержит данные об областях расположения объектов.
tbRegion — содержит данные о регионах расположения объектов.
tbPoselenie — содержит данные о населенных пунктах расположения объектов.
tbYlica — содержит данные об улицах расположения объектов.
tbDom — содержит данные о домах расположения объектов.
расположения объектов.
tbObject — содержит список объектов, предлагаемых разрабатываемой ЭИС своим пользователям.
tbIndexis — содержит данные об индексации заказа.
tbZakaz — содержит данные о заказах.
tbStatus zakaza — содержит данные о статусе заказа.
tdDoc — содержит данные о распечатке сопроводительной документации.

tbIndexis — содержит данные об индексировании адресов.
tbDoc — содержит данные об адресах документов на объект в памяти компьютера.
tbZakaz — содержит данные о загружаемых базах данных с адресами для отправки.
tbStatus zakaza — содержит данные о статусе заказа.
3.4. Схема функционирования ЭИС
Схема функционирования ЭИС калькуляции стоимости почтовых отправлений представлена на «Рисунке 3.4».

3.5. Описание технологии работы с ЭИС
Итак, приступая к работе в качестве оператора (администратора) баз данных на почтовом предприятии, прежде всего нужно на рабочем столе кликнуть правой кнопкой мыши на соответствующую иконку рабочей программы.
Перед нами открывается главное меню программы. Оно содержит в себе три главных окна, отображающих зарегистрированные оператором заказы, загруженные для обработки базы данных для каждого заказа (их может быть несколько, если поставщик (заказчик) решит от своего имени отослать несколько заказов, с разным типом посылок) и окно с обработанной базой данных, на основе которой уже можно будет произвести распечатку сопроводительной документации.
Вверху находится панель управления, включающая в себя функции регистрации нового заказа, редактирования данных этого заказа (в случае если дата отправки зарегистрированного заказа меняется), удаления заказа (по причине задержек в оплате или инициации заказчика об отмене заказа), информация о каждой посылке (с возможностью редактирования), загрузка обрабатываемой базы данных, сама обработка заказа, печать сопроводительной документации, кнопка обновления, в случае если общая стоимость заказа меняется или меняются данные в заказе, справочники и кнопка выхода из программы.

На внутренний почтовый адрес каждого оператора из отдела ПДО поступает информация о заказе для его обработки, со всеми входящими данными (реквизиты заказчика, адреса доставки и ФИО получателей, вложения, количество вложений, тип посылок, номер заказа). Также, если заказчик предоставляет макет к заказу, который может содержать квитанции об оплате его подписчиков или информационное письмо о предстоящих предложения, оператор обработки может скачать этот файл и распечатать вместе с документами на развесовку (если вес известен сразу, то макеты вместе с сопроводительной документацией передаются в отдел ОС №2).

Теперь вводим все необходимые данные в программу, начиная обработку заказа, нажимая на панели управления соответствующую кнопку создания нового заказа.

Созданный заказ появляется в окне «Заказов» со статусом «Создан» и теперь мы можем загрузить в программу, присланную для обработки, базу данных, открывая вкладку «Документы» и добавляя нужный документ, указывая в появившейся форме добавления путь к необходимому файлу. Обязательно нужно ставить галку «База для импорта», чтобы мы смогли обработать импортированную базу в программе. Название документа тоже указывается соответственно присланному файлу.


Загруженная база данных отображается в нижнем правом углу меню программы, с галочкой для импорта.
Теперь снова нажимает на кнопку «Документы» и открывается окно импорта загруженной базы данных. Нажимаем кнопку импорта базы, после чего программа просит проставить тип посылки. В колонке «Тип посылки» указываем соответствующий тип посылки, который был отмечен в файле для импорта. После заполнения, нажимаем кнопку «Обработать базу» и закрываем диалоговое окно.

Теперь наша загруженная и обработанная база данных отобразится в верхнем правом окне главного меню, со всеми входными данными.

Теперь оператор может перейти непосредственно к самой обработке адресов, которые находятся в загруженной базе данных. Для этого необходимо нажать на кнопку «Обработка» на панели управления, после чего открывается диалоговое окно обработки адресов.
Кнопка «Индексация адресов» автоматически распознает корректность исходных адресов в загруженной базе данных. Данные берутся из внутренней базы адресов в программе. После этого, целый адрес разбивается отдельно на индекс, страну, регион, область, район, поселение, город, улицу, дом. В соответствующем поле галками будет отмечаться удачное распознавание адресов.

Для того чтобы верно заполнить все данные о заказе, нажимая на кнопку «Информация о посылке», оператор может скорректировать данные о каждом адресе в заказе. В частности поменять тип посылки, если по данным из развесовки ее вес изменится, соответственно поменяется и сам тип посылки. Изменить количество вложений, если по данным из развесовки на какой-либо адрес не будет хватать указанного количества вложений (в случае статуса неполного тиража).
Оператор также самостоятельно может указать вес на каждую посылку в заказе, если вес заранее представлен самим заказчиком. При указании веса для каждой посылки, программа автоматически считает ее стоимость, основываясь на внутренних данных.

На этапе индексирования происходит два варианта дальнейшего обработки заказа. Если вес не предоставлен заказчиком, то оператор распечатывает сопроводительную документацию «Развесовка» и этикетки, нажимая соответствующую кнопку в окне «Обработка».


Оператор передает эти документы в отдел ОС №2, который упаковывает необходимые вложения и их количество по данному заказу. Если вес известен заранее, то оператор сразу может проставить его вручную. Операция проставления веса из полученных данных о весе из отдела ОС №2, и из исходного файла заказчика одинакова и проставляется нажатием кнопки «Ввести вес посылки» в окне «Обработка».
После этого нажимает на кнопку «Формирование штрихкодов» и в соответствующем поле проставляется штрихкод каждой посылки в соответствии с ее типом.

Когда все этапы обработки завершены, оператор переходит к последнему этапу – распечатка сопроводительной документации. Нажимая на кнопку «Печать» на панели управления, распечатываются сопроводительные документы об общей стоимости заказа, с учетом неполного тиража, типом каждой посылки простых отправлений, типом каждой посылки для дальнего зарубежья, этикетки и Форма 103.



При распечатке всех необходимых документов, оператор передает их в отдел ОС №2.
