Заявка на расчет
Меню Услуги

Разработка кодовой конструкции, позволяющей исправлять стертые слова внутреннего кода при использовании каскадного кода. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


ГЛАВА 12. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

12.1. Цели, задачи и методы оценки эффективности инвестиций

Развитие рыночных отношений в экономике народного хозяйства определяет возрастающую роль финансово-экономических расчетов при реализации технических проектов. Финансово-экономические расчеты призваны решать широкий круг задач:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
  • измерения конечных финансовых итогов производственной деятельности или коммерческой сделки для каждой из участвующих сторон;
  • выявление зависимости конечных результатов финансово-кредитной операции от основных ее параметров, их предельных значений;
  • нахождение параметров безубыточного изменения условий сделки и т.д.

Следует отметить, что за рубежом нет единой методики оценки эффективности инвестиций. Каждая фирма, руководствуясь накопленным опытом, наличием финансовых ресурсов, целями, преследуемыми в данный момент, и т.д. разрабатывает свою конкретную методику. Эти методики в качестве критериев эффективности инвестиций используют следующие показатели:

  • “чистый” приведенный доход;
  • внутренняя норма доходности;
  • срок окупаемости предполагаемых инвестиций;
  • рентабельность;

В данном дипломном проекте в качестве критерия эффективности инвестиций использована ожидаемая величина “чистого” приведенного дохода.

Под реализацией любого технического проекта в широком смысле этого слова понимается ряд этапов, включающих разработку этого проекта, его исполнение и последующую эксплуатацию.

Осуществление каждого из этих этапов требует привлечения различных средств (оборудования, оборотных средств, кадров, денежных средств, возможно различных научных разработок и т.д.), называемых в общем виде инвестициями. Источниками инвестиций могут быть собственные или заемные средства. И в том и в другом случае весьма важным для вкладчика является определение эффективности их вложения. В финансовом анализе для измерения этой величины применяют различные показатели, взаимосвязанные друг с другом. Все они отражают один и тот же процесс сопоставления распределенных во времени доходов от инвестиций и самих инвестиций. Наиболее информативным из этих показателей является общий итоговый результат проводимой инвестиционной деятельности, называемый “чистой” приведенной величиной дохода (ЧПВД). Этот показатель определяется как разность между возможными доходами, получаемыми при осуществлении проекта, и обеспечивающими эти доходы инвестициями.

Для определения указанного показателя предварительно необходимо обратить внимание на основные особенности предполагаемой инвестиционной деятельности, к которым в данном случае относятся:

  • возможное получение реальной отдачи (дохода) от вложения инвестиций по истечении ряда лет вложения;
  • отличие “сегодняшней ценности” инвестиций от их “ценности” в будущем из-за существования инфляционных процессов и постоянного изменения рыночной конъюнктуры, приводящей к изменению реальных доходов по сравнению с ожидаемыми (финансовые риски).

Поэтому любой инвестор (вкладчик денежных средств), обладающий свободными (не связанными с какой-либо программой) денежными активами вынужден сравнивать ряд альтернативных вариантов вложения инвестиций (сберегательный счет, акции, облигации и др.) каждый из которых характеризуется своей прибыльностью и показателями риска (вероятность потери какой-то части доходов и самих активов). Сравнение обычно осуществляется на основе использования альтернативной стоимости активов, т.е. потерь от неиспользованных возможностей, сопряженных с альтернативными вариантами.

На практике различие альтернативной стоимости сводят к различию ставок сравнения. При выборе ставки сравнения  ориентируются на существующий или усредненный ожидаемый уровень ставки процента для каждого из альтернативных вариантов.

В финансовых операциях сумму прибыли от предоставления денег в долг в любой форме (единовременная ссуда, помещение денег на сберегательный счет, покупка акций и т.д.) называют процентными деньгами, а отношение процентных денег, выплачиваемых за фиксированный отрезок времени, к величине первоначальной суммы называют процентной ставкой (ставкой процента).

Процесс увеличения суммы денег в связи с присоединением процентов к сумме долга называют наращением, или ростом первоначальной суммы.

Процентные ставки могут быть простыми и сложными в зависимости от формирования исходной суммы, на которую начисляются ставки процента, в течение всего срока ссуды не меняется, то речь идет о простых процентных ставках. Если же применение ставок процента идет к сумме с уже начисленными на нее в предыдущем периоде процентами, то это сложная процентная ставка.

В долгосрочных финансово-кредитных операциях, к разряду которых относятся осуществление инвестиционной деятельности по реализации любого технического проекта, для наращения суммы ссуды (кредитора) или снижения фактической суммы займа (у заемщика) применяют сложные проценты.

Для расчета ЧПВД весь процесс инвестиционной деятельности представляется в виде последовательности множества распределенных во времени первоначальных вложений и последующих доходов. Эту последовательность называют потоком платежей. При определении ЧПВД для каждого члена потока платежей определяются потери от неиспользованных возможностей. “Ценность” каждого члена потока на момент начала вложения определяется как разность между начальной величиной вложения и величиной возможных потерь. Такое определение “ценности” каждого члена потока на момент начала вложений (т.е. “сегодняшней ценности”) при условии, что в будущем она составит другую величину за счет действия ставки процента, называют дисконтированием.

Дисконтирование по сложной ставке процента связано с определением дисконтного множителя Vit за каждый год из n лет вложения по следующей формуле:

где i — ставка сложных процентов; t = 1, 2, … , n.

Обычно значения для дисконтных множителей для различных ставок и целого числа лет вложения являются табличными.

Такой расчет в количественном финансовом анализе называют приведением стоимостного показателя к заданному моменту времени, а величину каждого члена потока платежей, найденную дисконтированием, называют современной, или приведенной величиной.

Итоговая величина искомого показателя ЧПВД может быть определена по следующей формуле:

где n1 — продолжительность осуществления инвестиций; n2  — продолжительность периода отдачи от инвестиций; Зl — ежегодные инвестиции в периоде l; Pj — ежегодная отдача (чистый доход) в периоде j; l = 1,2, …, n1; j = 1,2, … , n2.

Расчет показателя ЧПВД связан со значительными трудностями и в первую очередь, с определением ожидаемых доходов. Однако, сравнение возможных альтернативных технических проектов, дающих одно и тоже ТЗ, позволяют значительно упростить задачу, так как предполагается равенство составляющей в формуле (10.2.) по всем предполагаемым вариантам. Поэтому формула определения ЧПВД упрощается и принимает следующий вид:

где З — характеризует современную величину совокупных затрат за весь период реализации (разработка, производство, эксплуатация).

Проект, обеспечивающий 3 → min, является наиболее предпочтительным и подлежит финансированию.

12.2. Выбор и описание разрабатываемого и альтернативного вариантов продукта.

Анализ производственных инвестиций в основном заключается в оценке и сравнении эффективности основного и альтернативного инвестиционных проектов.

Общий период осуществления инвестиционной деятельности при реализации любого технического проекта определяется наличием следующих основных этапов жизненного цикла:

  • разработка;
  • производство;
  • эксплуатация.

Нормальная деятельность на каждом из этих этапов требует вложений определённых денежных средств. На этапе разработки — это стоимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). На этапе  производства — это затраты на выпуск новых объектов, т.е. фактически себестоимость единицы продукции, и вложения в основные фонды и оборотные средства, обеспечивающие этот выпуск. На этапе эксплуатации — это затраты, связанные с текущим использованием нового объекта (годовые издержки эксплуатации) и сопутствующие капитальные вложения. Сумма всех этих затрат, вычисленная по годам каждого из трёх этапов, характеризует последовательность первоначальных вложений или инвестиций.

Тема  данного дипломного проекта — Восстановление стертых символов  в каскадном коде.

Основная задача дипломной работы — программный продукт, который выполняет следующие функции:

  • Кодирование исходного сообщения с использованием каскадного кода
  • Декодирование и восстанавливает стертые символы принятого сообщения  каскадным кодом

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать два периода инвестиций:

  • разработка и отладка программного обеспечения;
  • эксплуатация.

В качестве основного варианта рассмотрим вариант проекта, когда все программное обеспечение пишется одним программистом.

В качестве альтернативного – разбиение проекта на две независимые части  и написание их двумя программистами.

Исходные данные для расчетов приведены в таблице 12.1.

Таблица 12.1. Исходные данные для расчетов

Основные технико-эксплуатационные показатели: Условные обозначения Значение по вариантам
Основной Альтернативный
Общая продолжительность этапа разработки и отладки, мес. TРАЗР 6 4
Общая численность исполнителей в период разработки, чел.

в том числе:

инженер-программист

инженер

 

Ч1

 

 

 

 

1

 

1

 

2

 

1

1

Среднемесячная заработная плата исполнителей по категориям, руб./мес.

инженер-программист

инженер

 

 

ЗП1

ЗП2

 

 

15000

 

 

15000

15000

Стоимость используемого

оборудования, руб.

СОБ 20000 20000
Общая продолжительность этапа

эксплуатации, лет

ТЭ 3 3

 

12.3. Выбор ставки сложных процентов и расчет дисконтного множителя по годам вложения

Выбор ставки сложных процентов играет весьма важную роль в проводимых расчетах, так как определяет современную величину предполагаемых инвестиций тем точнее, чем точнее выбрана ставка и учтены такие реальные процессы, как сокращение отдачи денежных средств по сравнению с ожидаемой и инфляционное обесценивание денег.

Выбираем в качестве ставки сложных процентов =16%.

Чтобы определить дисконтный множитель по каждому году отчетного периода, воспользуемся исходными табличными данными.

Для разрабатываемого в дипломном проекте программного продукта:

  • общая продолжительность разработки – 4 мес.;
  • общая продолжительность эксплуатации – 3 года;

Итого: 3,33 года.

Поскольку этап разработки длится 4 месяца, то вложения денежных средств в течение этого периода можно считать разовым и не дисконтировать, и,

следовательно, можно принять общий расчетный период равным 3-м годам. Учитывая это, находим дисконтный множитель. При =16% дисконтный множитель по годам вложений представлен в таблице 12.2.

Таблица 12.2. Дисконтные множители (для сложной ставки процентов)

Период приведения, лет 1 2 3 4 5
Дисконтный множитель 0,8621 0,7432 0,6410 0,5523 0,4761

 

12.4. Расчет вложений на этапе разработки и отладки

Общая продолжительность на этапе разработки и отладки равна 4 месяцам. Далее приведен расчет сметной стоимости работ, выполняемых в течение этого времени. Сметная стоимость определяется методом расчета по отдельным статьям сметной калькуляции на основе анализа данных по технической подготовке производства.

Исходная информация и расчет отдельных статей калькуляции представлены в таблицах 12.3.

 Таблица 12.3. Расчет затрат на материалы                                    

Наименование

материала

Единица

измерения

Кол-во Цена единицы, руб. Сумма, руб.
Бумага для расчетов Пачка 1 35 35
Бумага для принтера Пачка 1 200 400
CD-R диски Шт. 1 30 30
Картридж для

принтера

Шт. 1 570 570
Ручка шариковая Шт. 1 5 5
      ИТОГО: 750

 

Кроме затрат на разработку и корректировку программы, необходимы затраты на отладку, не учтенные выше. Для их расчета определим себестоимость машино-часа работы ЭВМ. Необходимые формулы для расчета приведены в таблице 12.4.

 

Таблица 12.4.  Формулы для расчета себестоимости машино-часа работы ЭВМ

Формулы Условные обозначения
  C – себестоимость машино-часа, руб./час

ЗО— основная з/п персонала, руб./час

ЗД — дополнительная з/п персонала, руб./час

ЗСС — отчисление на социальное страх., руб./час

ЗМ — затраты на материалы, руб./час

ЗЭЭ — затраты на потребляемую энергию, руб./час

ЗА — амортизация выч. средств, руб./час

ЗПР — прочие расходы, руб./час

  ЗОi — осн. з/п программиста, руб./час

ЗМ(i)- месячный оклад i-го работника, руб.

ФГ — годовой действительный фонд рабочего времени работы ЭВМ, час (2000 час)

R — число работников

  НД — процент дополнит. з/п персонала (14%)
  НСС — процент отчисления на соц. страх (единый социальный налог 30,2%)
  mi — норма расхода материала i-го типа ед./час

Цi— цена материала i-го типа

n – количество материалов

  qj — число j-х технических средств ЭВМ

Nj — потр. мощность j-х техн. Средств, кВт

S – стоимость кВт/ч электроэнергии (75 коп)

  А – годовая норма амортизации ЭВМ, % (20%)

SЭВМ — балансовая стоимость ЭВМ, руб. (20000)

  НПР — процент прочих производственных (накладных) расходов (50%)

 

Таблица 12.5. Исходные данные для определения себестоимости машино-часа работы ЭВМ и затрат на отладку программного продукта.

Условное

обозначение

Наименование Количественное значение
SЭВМ Балансовая стоимость ЭВМ, руб. 20000
А Годовая норма амортизации ЭВМ % 20
ФГ Годовой фонд работы ЭВМ, час 3000
DИ Число инженеров-программистов 1
ОИ Средне месячный оклад инженеров, руб. 15000
Nj Потребляемая мощность, кВт 0,25
SкВт Стоимость кВт/ч электроэнергии, руб. 0,75
Нпр Прочие производственные расходы, % 50
Нсс Отчисления на социальное страхование (единый социальный налог), % 35,6
tр Продолжительность работ по отладке программы, час. 200

 

Расчет себестоимости машино-часа работы ЭВМ (для основного варианта проекта).

Основная заработная плата:

ЗО = 12 ´(15000/),

где = 12мес/г ´ 4нед/мес. ´ 5дн/нед. ´ 8час/дн.  = 1920 час.

ЗО = 12/1920 ´ 15000 = 93.75 руб./час;

Дополнительная заработная плата:

ЗД = (10 / 100) ´ 150 =9.38 руб./час;

Отчисления на социальное страхование:

ЗСС = (30 / 100) ´ (93,75 + 9,38) = 31 руб./час;

Затраты на материалы:

ЗМ = 710 / = 710 / 1920 = 0,37 руб./час;

Затраты на электроэнергию:

ЗЭЭ = 1 ´ 0,25 ´ 0,96 = 0,19 руб./час;

Амортизация вычислительных средств:

ЗА = 20 / 100 ´ 20000 / 1920 = 2,1 руб./час;

Прочие производственные расходы:

ЗПР = 50 / 100 ´ (30 + 0,19 + 2) = 17 руб./час;

Таким образом, себестоимость машино-часа работы ЭВМ составит:

СМЧ = 93,75 + 9,38 + 31 + 0,37 + 0,19 + 2,1 + 17 = 153,8 руб./час.

Однако, при расчете себестоимости машино-часа учитывались затраты лишь на ЭВМ, занятой для решения данного вопроса, и вовсе не учитывались затраты на ремонт оборудования. Затраты на ремонт составляют 10% от стоимости оборудования, т.е.:

ЗР = 10 / 100 ´ 20000 / 1920 = 1 руб./час

С учетом этой поправки себестоимость машино-часа работы равна:

Смч =153,8 + 1 = 154,8 руб./час.

Зная себестоимость машино-часа работы ЭВМ, можно определить затраты на отладку программы ЗОТЛАД по формуле:

ЗОТЛАД = Смч ´ tр,

где тр = 200  — время отладки, час.

Следовательно, получим:

ЗОТЛАД = 154,8 ´ 200 = 30960 руб.;

Заработная плата разработчика программы (за весь период разработки и отладки, т.е. за 4 месяца) составит:

ЗО =   30000 ´ 6 = 180000 руб.

Дополнительная заработная плата за тот же период (10% от основной зарплаты):

ЗД = 10 / 100 ´ 90000 = 9000 руб.

Отчисления на социальное страхование (единый социальный налог) 30,2% от основной и дополнительной заработных плат:

ЗСС = 30,2 / 100 ´ (90000 + 3000) = 28086 руб.

Прочие производственные расходы:

ЗПР = НПР /100 * (ЗО + ЗЭЭ + ЗА) = 50 / 100 ´ (30000 + 0,19 + 2,1) = 15001 руб.

Для альтернативного варианта проекта расчет производится аналогичным образом, с учетом того, что над проектом должны работать инженер и программист  в течение 4 месяцев, а не 6, как в основном проекте.

Перечень затрат на этапе разработки и отладки для основного и альтернативного вариантов проекта приведен в таблице 12.6.

 

Таблица 12.6.  Перечень затрат на этапе разработки и отладки программы

Наименование статей затрат Всего по теме проекта, руб.
Основной Альтернативный
Материалы (расходные) 750 750
Основная заработная плата разработчика (ов) 90000 120000
Дополнительная заработная плата 9000 12000
Затраты на отладку программы 12408 22066
Все виды социального страхования 28086 37448
Накладные расходы (прочие производственные) 15001 20001,3
  ИТОГО: 155245 212285,3

 

В целом показатели на этапе разработки характеризуются величиной стоимости работы по теме и дисконтным множителем. Величина дисконтного множителя равна 1 (т.к. t=6 мес. для основного варианта, и t=4 мес. для альтернативного — не дисконтируется).

Следовательно, современная величина затрат на разработку основного варианта проекта равна: ЗРАЗР = 155245 руб.

Аналогичные расчеты, выполненные по альтернативному варианту проекта, дают: ЗРАЗР = 212285,3 руб.

12.5. Расчет вложений по годам этапа эксплуатации

На этапе эксплуатации определяются годовые издержки потребителя при эксплуатации данного программного продукта, которые включают:

  • заработная плата пользователя (оператор ЭВМ);
  • затраты на техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники;
  • затраты на потребляемую электроэнергию;
  • затраты на расходные материалы.

Общая продолжительность этапа эксплуатации составляет 3 года.

Годовые эксплуатационные издержки потребителя составят:

И = (ЗО + ЗД + ЗСС + ЗМ + ЗР + ЗЭЭ) * t

где ЗО — основная заработная плата пользователя за 1 месяц; ЗД — дополнительная зарплата за 1 месяц; ЗСС — отчисления на социальное страхование за 1 месяц; ЗМ — затраты на расходные материалы за 1 месяц; ЗР — затраты на ремонт оборудования за 1 месяц;  ЗЭЭ — затраты на потребляемую электроэнергию за 1 месяц; t =12 мес. – расчетный период. Расчет перечисленных издержек подробно рассмотрен при вычислении себестоимости.

Величина годовых издержек эксплуатации для основного варианта разработки будет равна:

И = (15000 + 0,10 ´ 15000 + 31 + 0,37 + 1 + 0,19) ´ 12 = 198390 Величина годовых издержек эксплуатации для альтернативного варианта разработки также будет равна 198390руб.

Динамика показателей на этапе эксплуатации для основного и альтернативного варианта приведены в таблице 12.7.

Таблица 12.7. Динамика показателей на этапе эксплуатации

Показатели Год этапа эксплуатации
1-й 2-й 3-й
Основной Альтернативный Основной Альтернативный Основной Альтернативный
Годовые

издержки

эксплуатации

И, руб.

198390 198390 198390 198390 198390 198390
Дисконтный множитель

V

0,8612 0,8612 0,7432 0,7432 0,6410 0,6410
  1. В результате современная величина затрат на этапе эксплуатации для основного и альтернативного вариантов составит:

И = (0,8612 + 0,7432 + 0,6410) ´ 198390= 445502,2 руб.

12.6. Расчет показателя современной итоговой величины затрат по сравниваемым вариантам

Показатель итоговой современной величины затрат для основного проектного варианта равен:

З1 = ЗРАЗР1 + И1 = 155245 + 215175,6  =370420,6 руб.

Показатель итоговой современной величины затрат для альтернативного варианта равен:

З2 = ЗРАЗР2 + И2 = 212285,3 +  215175,6  = 427460,9 руб.

Основные технико-экономические показатели эффективности программного продукта, разрабатываемого по основному и альтернативному варианту проекта, представлены в таблице 12.8.

 

Таблица 12.8. Показатели технико-экономической эффективности программного продукта

Наименование показателей Значение показателей по вариантам
Основной

(1 разработчик)

Альтернативный

(2 разработчика)

Технико-эксплуатационные показатели

Требования к ПЭВМ:

Процессор

Операционная система

Объем ОЗУ, Мбайт

Объем свободного дискового пространства, Мбайт

 

 

Pentium 4 2000 МГц

Windows’ XP

64

 

250

 

 

Pentium 4 2000 МГц

Windows’ XP

64

 

250

Экономические показатели

Общий период приведения, мес.,

в том числе:

период разработки, мес.

период эксплуатации, мес.

Ожидаемая ставка процента за год, %

Современные величины затрат:

на разработку, руб.

эксплуатационные издержки, руб.

 

42

 

6

36

16

 

155245

215175,6

 

40

 

4

36

16

 

212285,3

215175,6

Показатель итоговой величины современных затрат, руб. 290391,6 320526

 

Выводы: Сравнение сумм современных затрат по двум возможным вариантам вложения инвестиций показывает, что предпочтительным для финансирования является основной вариант проекта, для осуществления которого при прочих равных условиях требуется меньшая современная сумма затрат.

 

13. БЕЗОПАСНОСТЬ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПЭВМ.

 

В этой главе рассматриваются вопросы охраны труда при разработке ПО на ПЭВМ – санитарно-гигиенические условия труда на рабочем месте оператора ПЭВМ. Основным нормативным документом при разработке мер охраны труда в настоящее время являются санитарные нормы и правила для работников вычислительных центров СанПиН 2.2.2.542-96 “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”. Согласно этим нормам должны быть организованы рабочие места и порядок работы с ПЭВМ.

 

13.1. Микроклимат производственного помещения

Микроклимат производственных помещений — климат внутренней среды помещений, определяемый действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.

Высокая температура воздуха способствует быстрому утомлению работающего, может привести к перегреву организма, тепловому удару или профзаболеванию. Низкая температура воздуха может вызвать местное и общее охлаждение организма, стать причиной простудного заболевания или обморожения.

Избыточная влажность (более 80%) затрудняет испарение влаги с поверхности кожи. Это может привести к ухудшению состояния и снижению работоспособности человека. Пониженная влажность (менее 18%) вызывает ощущение сухости слизистых оболочек верхних дыхательных путей, ухудшает самочувствие и  снижает работоспособность.

Скорость движения воздуха оказывает сильное влияние на теплообмен.

Согласно ГОСТ 12.1.005-88 нормирование микроклимата в рабочей зоне производится в зависимости от периода года, категории работ по энергозатратам, наличия источника тепла. ГОСТом установлено два периода года: теплый и  холодный. Теплый период года характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10°С; холодный период — +10°С и ниже.

Оптимальные микроклиматические условия характеризуются сочетанием параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения реакций терморегуляции. Они обеспечивают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.

Допустимые микроклиматические условия характеризуются сочетанием параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызывать переходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма и напряжение реакций терморегуляции, не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут наблюдаться дискомфортные тепло ощущения, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности.

Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений приведены в табл.13.1.

 

Таблица 13.1. Оптимальные параметры микроклимата для холодного и теплого  периодов года

Период года Категория работ Температура,

°с

Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/c
Холодный Легкая – Iа 22-24 40-60 0,1
Легкая – Iб 21-23 40-60 0,1
Теплый Легкая – Iа 23-25 40-60 0,1
Легкая – Iб 22-24 40-60 0,2

 

К категории 1а относятся работы, производимые сидя и не требующие физического напряжения, при которых расход энергии составляет до 120 ккал/ч; к категории 1б относятся   работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением, при которых расход энергии составляет от 120 до 150 ккал/ч.

Работа программиста осуществляется сидя, не требует систематического физического напряжения, соответственно, она относится к легкой категории работ Ia.

Для нормализации воздушной среды производится расчет воздухообмена в производственном помещении.

Рассматриваемая в дипломном проекте лаборатория имеет следующие размеры: 5х4х4 м. Объем ее составляет V=80 м3

Число работающих в данном помещении человек (n) – 5.

Объем на одного работающего составит:

V на1 раб.= V/n = 80/5 =16 м3

Таким образом, производственное помещение, оснащенное ПЭВМ, представляет собой помещение с объемом воздуха на одного работающего 16 м3. Согласно санитарным нормам СН 245-71 необходимо проектировать подачу наружного воздуха не менее 30 м3/ч на одного работающего. Следовательно воздухообмен L = 30 * 5 = 150 м3/ч.

Загрязнение воздуха в рабочей зоне, т.е. пространстве высотой до двух метров над уровнем пола, где находятся рабочие места, может быть вызвано наличием нетоксичной пыли. Но так как в данном помещении может происходить лишь вторичное пылеобразование (при уборке помещения, движении людей), то концентрация вредных веществ в воздухе не превышает предельно-допустимого уровня. Определяющим фактором для расчета вентиляционной установки является избыток тепла в помещении, особенно в теплый период года. Для эффективной работы вентиляционной системы необходимо выполнение следующих технических и санитарно-гигиенических требований:

  • вентиляционная система не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих людей;
  • вентиляционная система не должна вызывать шум на рабочих местах, превышающий ПДУ по ГОСТ 12.1.003-83;
  • система должна быть проста по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Для помещений данного класса допускается предусматривать периодически действующую естественную вентиляцию, т.е. периодическое проветривание помещения в течение рабочего дня. Альтернативой естественной вентиляции может служить система кондиционирования воздуха. Кондиционирование воздуха позволяет обеспечить создание и автоматическое поддерживание в помещении, независимо от внешних условий, постоянных или изменяющихся по определенной программе температуры, влажности, чистоты и скорости движения воздуха наиболее благоприятных для людей. Кондиционирование воздуха требует больших единовременных затрат, но затраты окупаются за счет повышения производительности труда.

13.2. Предельно допустимое содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Вредные вещества

Содержание вредных  химических веществ в производственных помещениях, работа  на  ВДТ  и ПЭВМ  в  которых  является  основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты  управления, залы вычислительной техники и  др.), не должно превышать  «Предельно допустимых концентраций загрязняющих  веществ в атмосферном  воздухе населенных мест» (утверждение № 3086-84 от 27.08.84, п.6.8.) , а уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений с ПК должны соответствовать нормам, приведённым в таблице 13.2.

Таблица 13.2

УРОВНИ Число ионов в 1 см куб. воздуха
n+ n-
Минимально необходимые 400 600
Оптимальные 1500 — 3000 3000 — 5000
Максимально допустимые 50000 50000

 

13.3. Защита от производственного шума

Согласно ГОСТ 12.1.003-83, на рабочих местах при широкополосном шуме устанавливаются допустимые уровни звукового давления. Допустимые уровни звукового давления приведены в таблице 13.3.

Таблица 13.3. Уровни звука, эквивалентные уровни звука и уровни звукового давления в октавных полосах частот.

При   выполнении   основной   работы   на   ПЭВМ (диспетчерские, операторские, залы ВТ и  др.), уровень шума  на рабочем  месте не  должен превышать 50 дБА.

На рабочих местах в помещениях для размещения шумных  агрегатов вычислительных машин (принтеры и т.п.) уровень шума не  должен превышать 75 дБА

13.4. Защита от вибрации

Вибрация — это колебательное движение материальной точки или механической системы.

Источниками вибрации являются механизмы, машины, механизированный инструмент.

Вибрация по способу передачи телу человека подразделяется на: общую — воздействие на все тело через опорные поверхности; локальную — воздействие на отдельные части тела (руки или ноги).

Вибрация относится к факторам, обладающим большой биологической активностью. Как общая, так и локальная вибрация оказывают неблагоприятное влияние на организм человека, вызывают изменения в функциональном состоянии вестибулярного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой и других систем, приводят к утомлению, снижают работоспособность, ухудшают самочувствие и могут привести к развитию профессионального заболевания — вибрационной болезни, сопровождаемой стойкими патологическими нарушениями в организме работающего.

В производственных помещениях,  в которых  работа с   ПЭВМ является основной, вибрация на рабочих местах не должна превышать допустимых норм вибрации. Допустимые нормы вибрации приведены в таблице 13.4.

Таблица 13.4.  Допустимые нормы вибрации на всех рабочих местах с ВДТ и ПЭВМ, включая учащихся и детей дошкольного возраста

На рабочем месте оператора ПЭВМ источниками шума являются вычислительные машины и их периферийное оборудование. В соответствии с ГОСТ 12.1.003-83 защита от шума осуществляется методами:

  • уменьшение шума в источнике;
  • применение средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • рациональная планировка и акустическая обработка производственных помещений.

Для снижения уровня шума и вибрации применяют виброизолирующие прокладки, устанавливаемые между основанием аппаратуры и опорной поверхностью. В качестве прокладок используют резину, войлок, амортизаторы. В случаях, когда источники шума могут быть отделены ограждающими конструкциями, следует применять звукоизоляцию. Наиболее широко применяемым методом защиты шума в ВЦ является акустическая обработка:

  • облицовка пола и стен звукопоглощающим покрытием;
  • размещение звукопоглощающих конструкций.

Страницы:   1   2   3   4   5


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф