Глава II. Проект PR-мероприятий, направленных на преодоление межнациональной напряженности в студенческой среде Сибирского Федерального Университета (СФУ)
2.1. Характеристика межнациональной напряженности в студенческой среде Сибирского Федерального Университета (СФУ)
Изучив вопрос PR-технологий, рассмотрев межнациональные проблемы в современной России и опыт решения межнациональных проблем средствами PR-мероприятий необходимо перейти к практической части работы.
Было проведено исследование характера межнациональной напряженности в среде студентов Сибирского Федерального Университета (СФУ) города Красноярска.
Выбор целевой аудитории был сделан не случайно, так как СФУ один из крупнейших университетов, который объединил в себе 20 институтов, 36 000 студентов и 3 300 преподавателей.
В СФУ большое внимание уделяется расширению международных связей и интеграции университета в международное научно-образовательное пространство. Управление международных связей осуществляет поддержку и сопровождение международных студентов, поступающих и обучающихся в университете, координирует осуществление международных проектов и контактов, представляет университет на международном уровне и организует прием международных официальных делегаций.
В настоящее время университет имеет тесные контакты с институтами и университетами таких стран, как Великобритания, Германия, Испания, Франция, Чехия, Словения, Италия, Япония, США, КНР, Вьетнам, Узбекистан, Турция, Сингапур, Монголия и Республика Корея. При поддержке партнерских вузов проводится выездная приемная кампания в странах ШОС. Планируется создание представительств СФУ в КНР, Кыргызской Республике, Монголии. Все это позволит развивать международную научно-исследовательскую деятельность, академические обмены студентами, преподавателями, исследователями.
В университете созданы и работают совместные учебно-научные подразделения:
- региональный научный центр геодинамической службы совместно с геонаучным центром г. Потсдама (Германия) и фирмой La Societe Collecte Localisation Satellites (Франция);
- научно-образовательный российско-германский центр и международный информационный центр «Восток-Запад» совместно с научным центром «Восток-Запад» при Кассельском университете;
- кафедра ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» в целях подготовки элитных специалистов: магистров, аспирантов и докторантов.
В СФУ обучается более 300 иностранных студентов, работают иностранные преподаватели из КНР, Японии, Турции, Италии и других стран (всего из 14 стран мира).
Таким образом, очень актуальным для СФУ является изучение межнациональной напряженности в студенческой среде. С этой целью было проведено анкетирование 50 студентов СФУ, которым были заданы следующие вопросы:
- Ваш пол.
- Ваш возраст.
- Хорошо ли вы знакомы со своей национальной культурой?
- Считаете ли себя верующим человеком?
- Соблюдаете ли вы религиозные обряды?
- Нужно ли сохранять национальную культуру народов?
- Хорошо ли вы знакомы с культурой других национальностей, живущих в нашем регионе?
- Как вы относитесь к представителям других национальностей?
- Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов?
- Учитываете ли вы национальные обычаи людей во время общения с ними?
- Имеет ли для вас значение национальность человека?
- Как вы относитесь к межнациональным бракам?
- Как вы оцениваете межнациональные отношения в ВУЗе?
- Ощущаете ли вы на себе дискриминацию по национальному признаку?
- Как вы считаете, какие меры следует принять для улучшения межнациональных отношений в студенческой среде?
В результате проведения анкетирования, мы получили следующие данные:
1. В анкетировании приняли участие 17 юношей и 23 девушки.
2. Мы выяснили возраст респондентов:
— 28% человек 18-19 лет;
— 24% человек 20-21 год;
— 48% человек 22-23 года.
3.«Хорошо ли вы знакомы со своей национальной культурой?»:
— Да − 30% человек;
— Нет − 32% человек;
— Не очень – 38% человек.
4. На вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?», получили следующие результаты:
— Да – 28% человек;
— Нет – 64% человека;
— Не знаю –8% человека.
5. Соблюдают ли респонденты религиозные обряды:
— Да – 22% человек;
— Нет – 48% человека;
— Редко –30% человек.
6. Нужно ли сохранять национальную культуру народов?
— Да – 36% человек;
— Нет – 8% человека;
— Не знаю – 56% человек.
7. Хорошо ли вы знакомы с культурой других национальностей, живущих в нашем крае?
— Да – 18% человек;
— Не очень хорошо – 26% человек;
— Нет – 40% человек;
— Не стремлюсь к этому – 16% человек.
8. На вопрос «Как вы относитесь к представителям других национальностей?», респонденты ответили:
— Хорошо –32% человек;
— Терпимо – 44% человека;
— С недоверием –4% человек;
— Стараюсь не общаться – 20% человек.
9. Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов?
— Да – 66% человека;
— Нет – 30% человек;
— Не вижу разницы – 4% человека.
10. Учитываете ли вы национальные обычаи людей во время общения с ними?
— Да – 32% человек;
— Не всегда – 16% человек;
— Не думаю об этом – 52% человек.
11. Имеет ли для вас значение национальность человека?
— Да – 26% человек;
— Нет – 36% человек;
— Зависит от человека – 38% человек.
12. Как вы относитесь к межнациональным бракам?
— Положительно – 10% человек;
— Отрицательно – 24% человек;
— В нашей семье это не приветствуется – 8% человека;
— Мне все равно – 56% человек.
13. Как вы оцениваете межнациональные отношения в ВУЗе?
— Хорошие – 50% человек;
— Нормальные – 16% человек;
— Хотелось бы лучше – 24% человек.
14. Ощущаете ли вы на себе дискриминацию по национальному признаку?
— Нет, никогда – 52% человек;
— Очень редко – 46% человек;
— Да, постоянно – 2% человек.
15. Как вы считаете, какие меры следует принять для улучшения межнациональных отношений в студенческой среде?
— Рассказывать о культуре и обычаях других народов – 54% человек;
— Это забота государства – 20% человек;
— Быть добрее друг к другу – 26% человека.
Таким образом, в результате анкетирования, мы увидели:
— 40% студентов плохо знакомы с культурой других национальностей и только 10% учитывают особенности культуры при общении с другими людьми;
— 15% студентов считают важным национальность человека;
— 24% студентов не принимают межнациональные браки;
— 48% студентов не соблюдают религиозные обряды;
— хорошими межнациональные отношения в ВУЗе считают 50% студентов;
— 48% испытывают на себе дискриминацию со стороны других студентов.
Из данного опроса можно сделать вывод, о том, что межнациональная напряженность присутствует среди студентов СФУ. Следовательно, есть необходимость в проведении мероприятий, которые были бы направлены на знакомство с культурой других национальностей и более толерантному отношению к ним.
2.2. Проект PR-мероприятия – форум межнациональных отношений «Культурный диалог»
Поскольку я являюсь сотрудником Единого духовного управления мусульман Красноярского края (ЕДУМ КК), особенно важной составляющей в подготовке PR-мероприятия для меня была его практическая направленность а исследования, сделанные на основе проведенного мероприятия, могли использоваться в последующей деятельности организации.
На базе ЕДУМ КК было организовано множество PR-мероприятий, с целью устранения межнациональной напряженности. К ним можно отнести следующие:
— Всероссийская научно-практическая конференция на тему: «Ислам в современной России: «срединный» путь развития»;
— Проект «Лабиринт мировых религий» для школьников и д.р.
Особое место уделяется работе со школьниками и студентами, так как воспитание толерантности у подростков и молодежи является одним из ключевых направлений организации. В ходе анкетирования было выявлено, что для студентов СФУ является актуальным знакомство с культурой других национальностей, студентам интересно познакомится с традициями других народов, познакомиться с разными религиями.
На сегодняшний день нам необходимы культурно-массовые мероприятия, направленные на развитие межнационального общения, снятие межнациональной напряженности. Для этого необходимо с одной стороны – приобщение молодого поколения к истокам своего народа (культуре, истории, религии, языку, литературе и др.), с другой стороны – мероприятия, направленные на создание благоприятной среды для знакомства и общения молодежи разных национальностей.
Для того чтобы познакомить студентов СФУ с традициями других национальностей, было разработано мероприятие, которое направлено на улучшение межнациональных отношений среди молодежи.
Мероприятием, которое объединило в себе молодежь разных национальностей, стал форум межнациональных отношений «Культурный диалог».
«Культурный диалог» – молодежный межнациональный проект, в рамках которого участники будут знакомиться с культурой и традициями народов, проживающих на территории Красноярского края.
Главная задача форума – стать универсальной площадкой для встречи и совместной работы межнациональной молодежи.
Девиз форума межнациональных отношений «Культурный диалог» – Вместе мы Россия!
Учредитель и организатор форума: Региональная татарская молодежная общественная организация «Кызыл Яр».
Форум проводится при поддержке:
— Администрации города Красноярска;
— Управления общественных связей Губернатора Красноярского края;
— Татарской национальной автономии «ЯР»;
— Красноярской региональной молодежной общественной организации «ФИЛИН»;
— Производственно-коммерческого предприятия «Стройбыт», в лице Мансурова З.К.;
— ООО «СУ КрасПромХимСтрой», в лице Гайфулина Ш.Н.;
— ООО «Золотой город», в лице Сибгатулиной А.Х.
Цели и задачи мероприятия:
— пропаганда и популяризация среди молодежи культур, традиций, обычаев народов, проживающих на территории Красноярского края;
— укрепление культурных и деловых связей между национальными организациями города;
— обмен культурами разных народностей посредством мастер-классов и проведение отчетного концерта;
— организация площадки для общей деятельности разных национальностей.
На предварительном этапе форума был проведен рабочий выездной семинар совместно со студентами СФУ, на котором были разработаны: концепция форума межнациональных отношений «Культурный диалог», логотип форума, положение о форуме для иногородних и местных делегатов (см. Приложение 1).
Так же, в поддержку форума, были объявлены конкурс видеоклипов.
Состав жюри:
- Галямова Надежда Михайловна – художник, педагог, участница городских, региональных, краевых, международных и всесоюзных выставок. Выпускница художественного училища им. В.И.Сурикова.
- Ганеева Гузаль Ривнировна – студентка Красноярского Государственного Художественного Института, неоднократный победитель международных выставок, выпускница художественного училища им. В.И.Сурикова.
Также было проведено голосование на приз зрительских симпатий в социальной сети «Вконтакте». Организаторами были введены номинации: актуальность, выразительность и т.д. По итогу конкурса членами жюри были подведены итоги. На отчетном концерте форума победителей (три первых места и лучшие работы по номинациям) и участников наградили памятными призами. Конкурс видеоклипа проводился на отчетном концерте форума. В конкурсе приняли участие:
- Хакасская молодежная организация г. Красноярска «Хада» (Вместе).
- Красноярская региональная общественная организация молодежи Республики Саха (Якутия) «ААРТЫК» («Исток»).
- Региональная татарская молодежная общественная организация «Кызыл ЯР».
- Красноярская бурятская национально-культурная автономия «Алтан Гэрэл».
Жюри конкурса видеоклипа:
- Гайфуллин Дамир Раисович – корреспондент, ведущий новостей 7 канала.
- Колтунова Наталья Михайловна – ведущая передачи «Утро на Енисее» телеканала Енисей Регион.
- Егоров Артем Михайлович – журналист, автор видеоблога «В ГЛАЗА».
- Савицкий Глеб Владиславович – телеоператор новостей 7 канала.
По итогу конкурса места распределились следующим образом:
1-место: Региональная татарская молодежная общественная организация «Кызыл ЯР»;
2-место: Красноярская региональная общественная организация молодежи Республики Саха (Якутия) «ААРТЫК» («Исток»);
3-место: Красноярская бурятская национально-культурная автономия «Алтан Гэрэл»;
4-место: Хакасская молодежная организация в г.Красноярск «Хада» (Вместе).
Команды были объявлены на итоговом мероприятии форума.
На начальном этапе проекта, на собрании в совете межнациональных отношений среди молодежных организаций совместно с Цокаевым Рамзаном Дадишевичем – консультантом управления общественных связей Губернатора Красноярского края была проведена презентация форума. По итогу презентации в проекте приняло участие несколько национальных организаций:
- Красноярская региональная общественная организация молодежи Республики Саха (Якутия) «ААРТЫК» («Исток»);
- Немецкий молодежный клуб «Югенд Цукунфт»;
- Красноярская бурятская национально-культурная автономия «Алтан гэрэл»
- Красноярская региональная общественная организация молодежи Республики Тыва «ЭНЕСАЙ» «Енисей»;
- Хакасская молодежная организация в г.Красноярск «Хада» (Вместе);
- Региональная татарская молодежная общественная организация «Кызыл ЯР» (Красный ЯР).
Студенты СФУ помогли обработать заявки делегатов от местных национальных общественных организаций. После обработки заявок, было установлено расписание работы хореографических мастерских под руководством следующих преподавателей:
- музыкальная мастерская – Цветков Евгений Петрович (артист филармонии);
- танцевальная мастерская – Савельев Дмитрий Юрьевич (артист балета Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М.Годенко) и театральная мастерская – Кайдаракова Светлана Георгиевна (студентка Красноярского государственного института искусств);
Молодежная организация «Кызыл Яр» в рамках проведения форума, провела презентацию особенностей культуры татарской народа, которая была названа «Слет татарской молодежи «Истоки». Помощь в организации и проведения Слета оказали студенты СФУ, участвовавшие в анкетировании.
Слет татарской молодежи стал очень актуальным мероприятием, так как в Красноярском крае среди разных народов по численности татары занимают 3 место. На данный момент в крае насчитывается около 45 татарских населенных пунктов. Общая численность татар, проживающих на территории Красноярского края, 35 тысяч, из них 50% молодежи.
К сожалению, прослеживается тенденция вымирания исконно-татарских населенных пунктов на территории Красноярского края (например, д. Долгово, д. Плитное и т.д.). На сегодняшний день остро ощущается проблема потери культурных, национальных традиций. Татарская молодежь, съезжаясь в центральные города края, теряется среди других культур, постепенно забывая свои истинные корни, свои истоки.
Слет татарской молодежи Красноярского края «Истоки», направлен на объединение молодежи не только города Красноярска, но и края. Для молодежи татарской национальности это возможность приобщиться к своей культуре и языку, а для участников других национальностей активизировать интерес к другим культурам и в целом расширить свой досуг.
Смета предполагаемых поступлений и планируемых расходов, ее обоснование на организацию Слета татарской молодежи:
— Общая сумма расходов 170 731,00 (рублей):
— Запрашиваемый размер субсидии 118 981,00 (рублей):
— Предполагаемая сумма софинансирования 51 750,00 (рублей).
В результате проведения Слета татарской молодежи «Истоки», можем отметить следующее:
В предварительном этапе рабочей группой проекта была разработана программа мероприятия. Осуществлялась подготовка макета раздаточных материалов: листовки, визитки.
В течение недели положение было распространено среди населенных пунктов Красноярского края (д. Отношка, г. Лесосибирск, п. Большая Мурта, д. Верх-Казанка и т.д. В слете приняло участие 50 человек, включая молодежь города Красноярска, а также студентов СФУ.
Для украшения входа были подготовлены информационные стенды о татарской культуре, а именно о празднике Сабантуй и татарском национальном ансамбле «Йолдыз».
Студенты СФУ помогали в оформлении стендов, вместе искали и систематизировали информацию, подбирали фотографии. Всех гостей встречали юноша и девушка в национальных костюмах, звучала национальная музыка.
Для участников Слета были проведены мастер-классы, направленные на знакомство с татарской культурой. Межнациональное общение направлено на формирование толерантного отношения к традициям и обычаям других народов. Благодаря общению и знакомству посредством упражнений, совместным экскурсиям в мечеть и мастер-классам, удалось достичь одну из целей проекта, а именно, установление тесных контактов среди татарской молодежи Красноярского края и студентов СФУ.
Первая часть нашей совместной встречи заключалась в том, что все делегаты могли познакомиться с деятельностью татарской молодежной организации «Кызыл Яр», а также всем участникам были выданы диски с записанными презентациями и видео роликами деятельности молодежной татарской организации « Кызыл яр».
После погружения в деятельность татарской организации была проведена экскурсия по Сибирскому федеральному университету. Участники Слета смогли познакомиться с условиями поступления в ВУЗ, подумать о возможностях развития своих талантов. Огромный интерес вызвали масштабы ВУЗа и его возможности и перспективы. Интересным для делегатов было общение непосредственно со студентами СФУ, которые сопровождали их. Студенты рассказали о своих традициях, мероприятиях которые проводят в стенах ВУЗа, ответили на все вопросы гостей.
Следующим этапом мероприятия стало проведения встречи в виде экскурсии в Соборную мечеть города Красноярска. Посещение мечети стало огромным событием для участников Слета, многие ни разу не видели мечеть, а тем более и не общались с Имамом.
Главный Имам-Хатыб Соборной мечети г. Красноярска Фаткуллин Гаяз Талгатович провел 2-х часовую встречу с участниками Слета, рассказал об основах ислама, о его культурных и религиозных основах, и много других интересных фактов.
Еще одним из важных моментов встречи стал мастер-класс татарской народной хореографии. Хореограф народного татарского ансамбля «Йолдыз», вместе с участниками ансамбля провел мастер-класс для участников Слета. В течение двух часов с делегатами была проведена тренировка, где основной упор делался на разбор татарских движений и постановку творческого номера.
Участники Слета получили массу впечатлений и много новой информации об особенностях татарской культуры. Интересным мероприятие оказалось и для студентов СФУ, которые окунулись в культуру татарского народа. Студенты СФУ, которые принимали участие и в организации Слета и в мастер-классах, получили представление о культуре татарского народа, об обычаях и особенностях вероисповедания. Им так же было предложено стать участниками хореографического ансамбля и ближе познакомиться с традиционными танцами татар.
Все участники Слета высказали мнение, что такие встречи необходимо сделать ежегодными и познакомиться с другими национальностями.
По итогам встречи состоялся круглый стол среди участников форума и студентов СФУ, в ходе которого выступил Рафиков Рашит Гиззатович, заместитель начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края, с докладом на тему межнациональных отношений в Красноярском крае.
Следующим масштабным мероприятием форума стала работа творческих мастерских, а именно: танцевальная, театральная и инструментальная. Мастерские стали площадкой для совместной деятельности всех делегатов (татары, буряты, тувинцы, немцы, хакасы, якуты и студенты СФУ).
Деятельность в мастерских строилась по принципу обмена культурами. Каждая мастерская была ориентирована на 32 часа репетиций, в которую входили: изучение культуры других народов, постановка номера. В танцевальной мастерской участвовали 6 пар. На русскую музыкальную мелодию была составлена танцевальная композиция с лексикой каждой народности участвующей в форуме: татарская, немецкая, бурятская, тувинская, якутская, хакасская.
В музыкальной мастерской руководителем была прописана партитура, включающая мелодии всех народностей проекта. Относительно тех инструментов, которыми владели ребята, прописывались ноты: флейта, баян, гитара, контрабас, хомус, барабан, домбра. Демонстрация итогов работы мастерских проходила на отчетном концерте форума.
Основная проблема в деятельности по мастерским заключалась в пунктуальности посещаемости, так как в будние дни достаточно трудно добраться в вечернее время вовремя на репетиции. При этом составить расписание удобное для всех участников достаточно трудно и главное так чтобы оно не накладывалось на репетиции своих ансамблей, и в связи с этим не всем удавалось быть на всех репетициях в полном составе. Для того чтобы решить данную проблему в дальнейшем при реализации форума планируется создание мастерских совместно уже с творческими национальными коллективами, это позволит расширить рамки мастерских и сформировать расписание под все коллективы.
Перед отчетным концертом форума проходила мини-площадка для гостей форума. Данная площадка представляла собой пространство для общения и проведения межнациональных конкурсов. На площадке работал ведущий, фотосалон, салон по нанесению национального орнамента. В фотосалоне все гости праздника могли сфотографироваться в любом национальном костюме (тувинский, бурятский, немецкий и т.д.).
Отчетный концерт форума явился заключительным этапом проекта «Культурный диалог». Он состоялся на территории Сибирского федерального университета, на площадке № 14. Концерт состоял из трех частей: проведение конкурса видеоклипов, награждение конкурса детского рисунка и демонстрация продуктов совместной деятельности разных культур творческих мастерских.
Гостями концерта были следующие коллективы: Якутский национальный танцевальный ансамбль «Айхал», танцевальный хакасский коллектив «Алтын Чон» и т.д.
Задача концерта — продемонстрировать за счет национальных номеров их культуру, а также посредством мастерских единство всех народов согласно девизу форума «Вместе мы – Россия». Вход гостей осуществлялся посредством бесплатных пригласительных билетов, примерное количество гостей 300 человек. Всем делегатам форума были вручены благодарственные письма.
Согласно поставленным целям заявки проекта нам удалось привлечь около 50 – 70 человек с разных территорий края, около 60 делегатов и 300 гостей из г.Красноярск. Привлеченные партнеры проекта:
- Администрация города Красноярска;
- Управление общественных связей Губернатора Красноярского края;
- Первичная профсоюзная организация студентов СФУ;
- Типография «Ситалл»;
- Рекламная мастерская «Омега»;
- Агентство «Торжество»;
- Агентство специальных проектов «Gold City»;
- Агентство праздников «S-event»;
- Татарская национальная автономия «ЯР»;
- Сибирский федеральный университет.
На первом этапе реализации проекта было заявлено четыре мастерских: танцевальная, музыкальная, театральная и спортивная (национальная борьба). В ходе непосредственной реализации от мастерской борьбы пришлось отказаться, так как возникли трудности с организацией делегатов, постоянные командировки не позволили создать единую команду.
Пути дальнейшей реализации данного мероприятия:
- Увеличение количества национальных автономий.
- Увеличение количества творческих мастерских и интересных площадок на мини-сцене.
- Привлечение СМИ.
- Развитие форума «Культурный диалог на колесах».
Таким образом, данный проект способствовал активизации национальной культурной жизни на территории Красноярского края. В перспективе форума рассматривается ежегодная площадка взаимодействия молодежи разных культур.
2.3. Анализ эффективности PR-мероприятия форум межнациональных отношений «Культурный диалог»
На последнем этапе работы, был проведен анализ эффективности проведенного PR-мероприятия посредством повторного анкетирования студентов, которые участвовали в форуме.
В результате обработки повторной анкеты был проведен сравнительный анализ входящего и итогового анкетирования и получили следующие результаты:
1. Нужно ли сохранять национальную культуру народов?
— Да – 66% человек;
— Нет – 4% человека;
— Не знаю – 30% человек.
2. Хорошо ли вы знакомы с культурой других национальностей, живущих в нашем крае?
— Да – 46% человек;
— Не очень хорошо – 41% человек;
— Нет – 3% человек;
— Не стремлюсь к этому – 10% человек.
3. На вопрос «Как вы относитесь к представителям других национальностей?», респонденты ответили:
— Хорошо – 48% человек;
— Терпимо – 49% человека;
— С недоверием – 3% человек;
— Стараюсь не общаться – 0% человек.
4. Охотно ли вы общаетесь с представителями других народов?
— Да – 70% человека;
— Нет – 10% человек;
— Не вижу разницы – 20% человека.
5. Учитываете ли вы национальные обычаи людей во время общения с ними?
— Да – 44% человек;
— Не всегда – 46% человек;
— Не думаю об этом – 10% человек.
6. Имеет ли для вас значение национальность человека?
— Да – 48% человек;
— Нет – 12% человек;
— Зависит от человека – 40% человек.
7. Как вы относитесь к межнациональным бракам?
— Положительно – 40% человек;
— Отрицательно – 14% человек;
— В нашей семье это не приветствуется – 8% человека;
— Мне все равно – 38% человек.
8. Как вы оцениваете межнациональные отношения в ВУЗе?
— Хорошие – 50% человек;
— Нормальные – 36% человек;
— Хотелось бы лучше – 14% человек.
9. Как вы считаете, какие меры следует принять для улучшения межнациональных отношений в студенческой среде?
— Рассказывать о культуре и обычаях других народов – 84% человек;
— Это забота государства – 0% человек;
— Быть добрее друг к другу – 16% человека.
Таким образом, в результате повторного анкетирования мы выяснили, что студенты, которые приняли участие в PR-мероприятии изменили свое отношение в межнациональных вопросах, стали более толерантными, что говорит об эффективности такой формы работы в решении вопросов межнационального напряжения.
Во второй главе было проведено исследование характера межнациональной напряженности студентов Сибирского Федерального Университета (СФУ), как наиболее большого университета краевого центра.
С этой целью, проведено анкетирование 50 студентов СФУ. Таким образом, мы выяснили, что существует необходимость в проведении мероприятий, которые были бы направлены на знакомство с культурой других национальностей, на поддержание обычаев.
Одним из таких мероприятий стал форум межнациональных отношений «Культурный диалог», который позволит объединить молодежь не только города Красноярска, но и края, сформировать у них интерес к культуре других народов, активизировать работу по участию в общественной жизни города и в целом расширить досуг молодёжи.
На последнем этапе работы, был проведен анализ эффективности проведенного PR-мероприятия посредством повторного анкетирования студентов, которые принимали участие в форуме. Изучив ответы, мы выявили, что студенты, которые приняли участие в PR-мероприятии, изменили свое отношение в межнациональных вопросах. Тем самым можно судить об эффективности такой формы работы в решении вопросов межнационального напряжения.
Заключение
Выпускная квалификационная работа была направлена на комплексное исследование зарубежного, отечественного и регионального опыта преодоления межнациональных проблем путем применения PR-технологий.
В процессе исследования было описано применение PR-технологий в решении межэтнической напряженности и на основе полученных знаний разработано PR-мероприятие, направленное на преодоление межнациональной напряженности в студенческой среде Сибирского Федерального Университета.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
— рассмотрели сущность и вид современных PR-технологий, а также их роль в решении социальных проблем;
— проанализировали межнациональные проблемы в современной России;
— изучили опыт решения межнациональных проблем средствами РR-мероприятий;
— рассмотрели проблему межнациональной напряженности в студенческой среде Сибирского Федерального Университета (СФУ);
— разработали и апробировали PR-мероприятие форум межнациональных отношений «Культурный диалог»;
— проанализировали эффективность PR-мероприятия.
Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы:
1. Мы выяснили, что в современной литературе сложилось два подхода, определяющих сущность PR: социальный и технологический. Первый подразумевает достижение социального согласия, обеспечение социального взаимодействия. PR-деятельность рассматривается как двусторонняя симметричная коммуникация между субъектами этой деятельности.
Второй подход связан с изучением технологий управления, методов воздействия на людей. Вся PR-деятельность сводится к односторонней коммуникации, направленной на создание благоприятного имиджа компании и общественного мнения. PR рассматривается как эффективный механизм формирования общественного мнения. Можно выделить минимум 10 наиболее популярных видов PR:
2. Обострение межнациональных проблем во всем мире усилило внимание к методологическим и концептуальным поискам в сфере межнациональных конфликтов. Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых.
3. Зарубежный и отечественный PR-опыт преодоления межнациональной напряженности показывает, что применение PR-технологий становится все более востребованным способом решения проблем межнациональных взаимодействий, где силовые методы воздействия уступают информационным. При этом эффективность применения PR-технологий прямо пропорционально зависит от степени развития гражданского общества.
4. Было проведено исследование характера межнациональной напряженности студентов Сибирского Федерального Университета (СФУ), как наиболее большого университета краевого центра.
С этой целью, проведено анкетирование 50 студентов СФУ. Из данного опроса сделали вывод, о том, что межнациональная напряженность присутствует среди студентов СФУ. Следовательно, была необходимость в проведении мероприятий, которые были бы направлены на знакомство с культурой других национальностей и более толерантному отношению к ним.
5. Был разработан проект PR — мероприятия — форум межнациональных отношений «Культурный диалог», который позволил объединить молодежь не только города Красноярска, но и края. Главной целью форума предполагалось сформировать у многонационального состава студентов СФУ интерес к культуре других народов, тем самым уменьшить межнациональную напряженность в их среде. А также активизировать работу по участию в общественной жизни города и в целом расширить досуг молодёжи.
6. Последним этапом работы стало проведение анализа эффективности проведенного PR-мероприятия посредством повторного анкетирования студентов, которые принимали участие в форуме. Из полученных результатов, было выявлено, что студенты, которые приняли участие в PR-мероприятии, изменили свое отношение в межнациональных вопросах, что говорит об эффективности такой формы работы в решении вопросов межнационального напряжения. А полученные положительные отзывы, после проведения форума, от различных автономий г. Красноярска, говорят о заинтересованности молодежи в данных мероприятиях.
Перечисленные выводы являются положениями, выносимыми на защиту.
Стоит отметить, что наше исследование доказало — проведение PR-мероприятий, направленных на преодоление межнационального напряжения эффективны и могут существенно помочь в решении межнациональных проблем и снижении межнациональной напряженности.
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. О состоянии и перспективах государственной национальной политики. − М.: Слав, диалог. 2001. – 646 с.
- Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Современная этнополитическая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. – Воронеж, 2001
- Аитов B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 178 с.
- Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе/У. Альтерматт. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. – 366 с. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма /Б. Андерсон. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. – 288 с.
- Амелин В. В. Межнациональные конфликты на рубеже 80-90-х годов. – М.: 1993.
- Арбенина, В. Л. Этничность как предмет социологического анализа /В.Л. Арбенина // Методология, теория и практика социологического анализа современного общества. – Харьков, Харьковский нац. ун-т, 2001. – С. 150-157.
- Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества в постсоветской России. – М.: Дело, 2009. – 348 с.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 560 с.
- Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. – СПб.: БГТУ, 2004, – С.106
- Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса/Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 412 с.
- Бурдье, П.Социология политики /П. Бурдье. – М., 1993. – 336 с.
- Вальденфельс, Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «чужом» /Б. Вальденфельс // Логос. 1995. — № 6. – С.77-94.
- Вебер, М. Основныесоциологические понятия / Избранные произведе-ния/М.Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 804 с.
- Волков Ф.М. Дембель против конторы: Роман. – М.:, 1998. – 256 с.
- Герасимов С.В. Предотвращение региональных этнических конфликтов в Российской Федерации. – М.: Рефл–Бук, 2003. – 114 с.
- Гришина Н.В. Психология этнических конфликтов. – М.: Дело, 2011. – 538 с.
- Губогло М. Языки этнической мобилизации. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2003. – 234 с.
- Гудков Л.Д. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам// Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ/ Под ред. В.С. – М.: Дело, 2009. – 186 с.
- Давитадзе М.Д. Причины возникновения и стадии развития межнациональных конфликтов // Стабилизация ситуации и мирное развитие на Северном Кавказе. 1–я Межд. науч. –практ. конф. – М., Пробел, 1999.
- Давитадзе М.Д. Зарубежный опыт урегулирования межнациональных конфликтов. – М.: Центр, 2009. – 340 с.
- Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. – М.: Дело, 2007. – 426 с.
- Доронченков А.И. Русские между прошлым и будущим // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX–XXI веков. Материалы Междун. науч. – теорет. конф. 13–15 мая 1998. – Орел, ГТУ, 1998, – С.11.
- Дробижева Л.М. Этнические конфликты //Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис. –2000–№2. –С.109.
- Дробижева, Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности /Л.М. Дробижева // Толерантность и согласие. – М., 1997. – С.61-68.
- Заринов, И. Ю.Время искать общий язык (проблемы интеграции различных этнических теорий и концепций)// Этнографическое обозрение. 2000. — № 2. – С. 16-22.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 476 с.
- Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве/ А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект- Пресс, 1997. – 286 с.
- Здравомыслов, А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян /А.Г. Здравомыслов // Социологические исследования. 1996.-№ 12. – С.22-32.
- Зинурова, Р.И. Особенности этнической социализации в современной Рос-сии/Р.И. Зинурова.-Казань: – Изд.КГТУ, 2006. – 260 с.
- Зинурова, Р.И. Этническая социализация молодежи /Р.И. Зинурова. – Казань.: Изд-воКГУ, 2004. – 208 с.
- Ильин, В. Теории социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма) /В. Ильин. – М.: Институтсоциологии РАН, 2000. – 280 с.
- Исхаков, P.P. Этническая идентичность в полиэтничной среде: деятельностный подход: диссертация магистра социологии Электронный ресурс. – М., 2000. – Режим доступа: http://www.iskhakov.narod.ru/diss.htm, (дата обращения 12.11.2014).
- Кокшаров, Н.В.Этничность. Этнос. Нация. Национализм Электронный ресурс./Н.В. Кокшаров //Кредо. 2002. — №4. — Режим доступа: ru-contra.nm.ru, (дата обращения 17.12.2014).
- Колесов В.Н. Принципы этнологического мониторинга. – М.: Дело, 2007. – 156 с.
- КолпаковЕ.М. Этнос и этничность/Е.М. Колпаков // Этнографическое обозрение. 1995. — №5. – С. 13-23.
- Конструирование этничности / Под. ред. В. Воронкова, И. Освальд. –СПб: Дмитрий Буланин, 1998. – 304 с.
- Костюков И.А. Управление межэтническими отношениями. – М.: Центр. 2010. – 188 с.
- Кравченко, С.А. Социология: Парадигмы и темы/ С. А. Кравченко, М. О.Мнацаканян, Н. Е. Покровский. – М., Изд. МГИМО, 1997. – 404 с.
- Краснов Б.Н. Конфликты в обществе // Социально-политический журнал, 1992. — № 6—7.
- Кудрин А.В. Россия: социально-экономические и правовые проблемы трансформации современного общества. – Пермь: Лига–Пресс, 2008. – 408 с.
- Культурология. XX век. Энциклопедия / Ред. С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с.
- Лазарев С.А. Менеджмент в проектной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: ГУАП, 2007. – 126 с.
- Лебедев М. М. Политическое урегулирование конфликтов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С. 271
- Лебедева Н.М. Этническая толерантность в регионах России: теория и практика. – М.: Центр, 2010. – 358 с.
- Лурье, С.В. Историческая этнология /С.В. Лурье. – М.: Академический проект, 2004. – 622 с.
- Макарова, Г.И. Некоторые этнические аспекты культурной политики Республики Татарстан/Г.И. Макарова //Журнал социологии и социальной антропологии. – СПб.:, 2001. — Т.4. — №2. – С.90-99.
- Мамедова, Дж. Чужие ходят здесь. Толстяки, шпионы и иностранцы в детских советских книжках /Дж. Мамедова // Независимая газета. 1999. — 19 августа.
- Маценов Д.Н. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР //– МЭиМО. -2011. — № 8. – С.101-112
- Мусина, Р.Н. К проблеме этнической идентичности современных татар / Р.Н. Мусина //Единство татарской нации. – Казань.:, 2002. — С. 169-179.
- Мусина, Р.Н.Религиозность как фактор межэтнических отношений в Республике Татарстан / Р.Н. Мусина// Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России/ Под.ред. JI.M. Дробижевой. – М., 1998. — С.229-250.
- Овчинников В.С. Политические конфликты в международных отношениях и пути их разрешения. – М.: 2009. – C.56
- Политология: Учеб. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: 2003. С. 210.
- Расизм в языке социальных наук/ Под. ред. В. Воронкова и др.. –СПб.: Ала-тейя, 2002. – 224 с.
- Ревуненкова, Е.М. Сергей Михайлович Широкогоров / Е.М. Ревуненкова, A.M. Решетов // Этнографическое обозрение. 2003. — №3. – С. 100-119.
- Романова, O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Ав-тореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.05Ю.Л. Романова. – М.: 1994. – 21 с.
- Рыбаков, С.Е. Судьбы теории этноса. Памяти Ю.В. Бромлея/С.Е. Рыбаков // Этнографическое обозрение. 2001. — №1. – С.3-22.
- Рыбаков, С.Е. Философия этноса /С.Е. Рыбаков. М., 2001. – 360 с.
- Рябов, О.В. «Их нравы»: Американская семья в зеркале советской пропаганды «холодной войны»/О.В. Рябов // Семейные узы: Модели для сборки / Сост. и ред. С. Ушакин. М.: – С. 173-187.
- Сагитова, JI.B. Этничность в современном Татарстане: воспроизводство этничности в татарстанском обществе на рубеже 1980-1990-х гг./Л.В. Сагитова. – Казань.:1998. – 184 с.
- Садахин, А.П. Этнология / А.П. Садохин. – М.: Инфра-М, 2004. – 287 с.
- Садохин А. П., Грушницкая Т. Г. Этнология – М.: Академия, 2000. – С. 304
- Скворцов, Н.Г.Этничность, раса, способ производства: неомарксистская концепция /Н.Г. Скворцов // Журнал социологии и социальной антропологии. – №1. – С.53-71.
- Скворцов, Н.Г.Этничность: социологическая перспектива / Н.Г. Скворцов // Социологические исследования. 1999. — №1. – С.21-31.
- Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности /Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
- Социальная и культурные дистанции. Опыт многонациональной России / Под ред. Л.М. Дробижевой. – М.: Изд-во ИСРАН, 1998. – 388 с.
- Социология межэтнической толерантности/Отв. ред. JI.M. Дробижева. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. – 222 с.
- Татарстана /Г.Ф. Габдрахманова //Социологические исследования. 2004. -№6. – С.62-68.
- Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт. – М.: Свободная мысль, 2003. – С.77
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф