Заявка на расчет
Меню Услуги

Дидактическая игра как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процесс ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой природе, растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы.Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств. Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм,   красок, звуков в природе.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В нравственном развитии особое место занимает воспитание у детей любви к родной природе и бережного отношения к живому. Когда дети трудятся на природе, осуществляется их физическое развитие. Ну и, конечно же, природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Это проявляется в выражении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие природы, влияние человека на природу и др.

Старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Стремление к обобщениям и возможность обобщать делают реальной задачу усвоения детьми элементарных видовых и родовых понятий.

Составляя свой план работы с детьми, педагог должен руководствоваться некоторыми принципами. Важнейшим из них является опора на чувственное восприятие, так как это основа познания и деятельности. Поэтому в правильно организованной системе занятий большая часть времени отводится наблюдениям и экскурсиям, имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей.

Проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель «подталкивает» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания, их связей. Каждое повторное наблюдение должно нести в себе элементы новизны, и от наблюдения к наблюдению должно усложняться их содержание. Важно стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определённое количество представлений, но чтобы эти представления были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают.

Надо обращать внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Чувственное восприятие – первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием. Формирование представлений детей и обогащение их словаря осуществляется одновременно. Развитие восприятий идёт от нерасчленённых впечатлений к обобщениям на основе соответствующего выделения и связывания качеств и свойств предметов и явлений [29, c. 37].

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы для познания природы и приобретения различных навыков и умений. Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Широко используются наглядные, практические, словесные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов. Наглядные методы позволяют сформировать яркие, конкретные представления о природе и знания о ней.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет уточнить представления детей, углубить их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания детей о явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Эти методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. При использовании словесных методов педагог учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а так же наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации [17, c. 58].

Не малую роль в формировании представлений о природе родного края играют занятия ориентированием на местности, которые должны проходить непосредственно в естественной природе. Умение ориентироваться — важнейший навык для каждого человека.

Б.И. Огородников предлагает называть ориентированием деятельность человека, направленную на определение точки своего стояния на карте и на перемещение в заданную на карте точку местности [14, c.46]. В этом смысле под ориентировкой в пространстве необходимо понимать:

а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними. По мнению Ю.С. Воронова, во время занятий ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели.

Ориентирование, с его непредсказуемостью ситуаций, которой лишена обстановка спортзала, стадиона, бассейна, как никакой другой вид физической культуры помогает развивать наблюдательность, смелость, качества, необходимые и в повседневной жизни.

В процессе обучения ориентированию на местности дети знакомятся с компасом, с приемами ориентирования по небесным светилам, по природным явлениям и растениям, знакомятся с картой и её условными обозначениями. Дошкольники учатся с помощью взрослого, а затем и сами, рисовать план своей игровой комнаты, участка детского сада и ориентироваться по нему («Найди клад», «Казаки — разбойники», «Кто быстрее»).

Занятия ориентированием на местности, включённые в процесс экологического развития ребёнка, облегчат педагогу решение следующих задач:

— находясь в лесу, дети закрепляют знания о растительном и животном мире, наблюдают за сезонными изменениями в природе;

— в беседе с педагогом на привале дети уточняют представления о живой и неживой природе, об отношении человека к природе, учатся связной монологической речи;

— участвуя в походах, дети расширяют свой кругозор в сфере естественнонаучных знаний, учатся практически взаимодействовать с природными объектами;

— педагог, используя непосредственное общение ребёнка с природой, закладывает основы нравственных норм природопользования (бесшумное поведение в природе, выбор места для бивака, выбор и сбор топлива для костра, уборка мусора за собой).

1.2. Особенности организации и проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги: Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.

Исследователями проблемы В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой и др. установлено, что наряду с занятиями для решения различных учебных задач, формирования навыков умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях может быть использована дидактическая игра. По мнению данных авторов, дидактическая игра, в которой все действия детей регулируются игровой задачей и игровыми правилами, является одним из важнейших средств обучения дошкольников.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова отмечают, что в дидактической игре идет активный процесс использования, применения имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование: благодаря применению знания становятся более прочными и осознанными.

В.А. Дрязгунова, Е.И. Золотова, Н.Н. Кондратьева, С.Н.Николаева, Л.М. Маневцова и др. рассматривают возможность и значение использования дидактических игр педагогами в работе по формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к окружающему природному миру.

Исследователь Л.В. Артёмова отмечает, что дети лучше выполняют задание, если дидактическая игра экологической направленности основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).Игры способствуют развитию самостоятельности, самоорганизации и саморегуляции деятельности обучающихся. Игра приближает учебный процесс к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, обеспечивает переход от познавательной мотивации к интеллектуальной деятельности.

Дидактическая игра — явление с чёткой структурой, в которой отчетливо просматриваются её основные элементы, присущие как игровой деятельности, так и форме обучения одновременно.

Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей детей.

Дидактическая задача игры — один из её основных элементов, определяющаяся целью обучающего и целью воспитательного воздействий.

Игровая задача дидактической игры, отражающая наряду с дидактической задачей взаимосвязь игры и обучения, является структурным элементом игры, осуществляемым детьми в игровой деятельности.

Немаловажным элементом дидактической игры являются её правила. Имея обучающий, организационный и воспитательный характер, правила игры определяют последовательность игровых действий и способ взаимоотношения между детьми.

Педагог, воспитатель, используя правила игры, управляет поведением детей, процессами их познавательной деятельности.

Соблюдение правил детьми позволяет им овладеть различными способами общения, творческой инициативой, вызывает необходимость проявления самодисциплины, способствует формированию, накоплению позитивных эмоций, как в игре, так и вне игры.

Приняв участие в дидактической игре, ученик автоматически принимает и правила игры, игровую задачу, руководствуюсь ей в своих действиях. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придает ей законченность. Это может быть подсчёт очков; выявление учащихся, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т.д.

Эмоциональный и интенсивный характер игр содействуют пробуждению инициативы, укреплению воли.Все элементы игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие их разрушает игру, игра невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается Бандаренко А.Н в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, то есть является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию — главная задача многих словесных игр.

Нельзя также забывать о принципах дидактической игры: активность игрока; доступность игры; наглядность; занимательность и эмоциональность; индивидуальность игры; коллективность игры; целеустремленность игрока; состязательность и соревнование; результативность игры; проблемность.

Под активностью понимается основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических и интеллектуальных сил человека, начиная с подготовке к игре, в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов.

Доступность игры означает, что правила и содержание любой дидактической игры должны быть просты и понятны.

Принцип наглядности выражает наличие необходимого для дидактической игры наглядного обеспечения (таблицы, схемы, карточки и т. д.).

Занимательность и эмоциональность игры усиливают познавательный интерес к игре и познавательную активность в процессе подготовки, участия и завершения игры.

Принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение человека к игре, в которой развиваются те или иные качества, имеющие вполне определенную ценность, как и для игрока, так и для его личности и профессионального роста. Это означает, что в каждой дидактической игре должно быть место для проявления и развития чисто индивидуальных качеств самовыражения и самоутверждения игрока.

Коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах, где каждый представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, как коллективная деятельность индивидуальностей, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учить мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы.

Целеустремленность игрока отражает не только известный закон единства цели для игрока и его соперника, но и то, что личные цели игрока должны совпадать с общими целями команды. Это один из важнейших принципов построения и проведения дидактической игры.

Состязательность и соревнование в дидактической игре основаны на результативности игровой деятельности и выражают собой основные виды побуждений учащихся к участию в игре. Без соревнования нет игры и духом открытого состязания пропитана вся игра. Соревнование и самостоятельность побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал интеллектуальных и душевных сил.

Результативность отражает осознание итогов действий как конкретных достижений личности. Это основополагающий принцип игры, истина, которая позволяет представить дидактическую игру как продуктивную творческую деятельность игрока и команды.

Принцип проблемности в дидактической игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе.

Весь ход игры включает в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций, возникших в мышлении игрока, преследующего цель в условиях противодействия соперника. Принцип проблемности заключается в том, что сама игра создает условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций.

Бондаренко А. К. считает, что все дидактические игры целесообразно использовать на различных этапах урока: при усвоении новых знаний, отработке навыков, формирования умений, при проверке результатов обучения.

Все дидактические игры по мнению Дрязгунова В.А. можно на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и другие).

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.Дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, цели занятия, возрастных особенностей могут быть: деловые, ролевые, игры-путешествия, игры-соревнования и т. д.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Дидактические игры могут быть использованы в работе по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Вывод: дидактическая игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности.

Развитие познавательного процесса заключается в том, что в играх знания не даются в готовом виде, а добываются самими детьми. Активно-поисковый характер освоения знаний делает жизнь детей интересной и содействует их умственному развитию.В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические, или автодидактические. С помощью игр – занятий ребёнок получает определённые знания, формирует представления, учится играть.

Дидактическая игра как форма обучения – содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Дидактическая игра является эффективным средством развития познавательного интереса у старших дошкольников; что приобщение детей к познавательному процессу при помощи дидактических игр оказывает благотворное влияние на развитие личности в целом и побуждает желание познать новое.

1.3. Влияние дидактических игр на развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Мир природы вызывает у детей живой интерес. Однако не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой и не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Важнейшая задача педагога — сформировать реалистические представления об объектах и явлениях природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь и бережное отношение к ней, понимание того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении её богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, загрязнении и разрушении. Родители и педагоги не должны препятствовать непосредственному контакту ребенка с объектами живой природы, а наоборот, в тесном сотрудничестве и на собственном примере, должны стараться развить у ребенка стремление к её познанию. Основными методами познания живой природы являются наглядные методы. Самый действенный из них — это метод наблюдения, которым руководит воспитатель. При таком наблюдении восприятие живой природы более продуктивно, так как происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора.

Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь и память. Когда наблюдение в «живую» становится затруднительным, используются метод рассматривания картин, слайдов и просматривание видеофильмов.

Незаменимыми помощниками в формировании представлений о живой природе являются словесные методы (беседа, рассказ, чтение природоведческих сказок и художественной литературы, разучивание стихов и песен, прослушивание аудиозаписей), игровые методы (дидактические игры, игры с предметами и игрушками, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры), практические методы (труд в природе, опыты и эксперименты, исследование и метод проектной деятельности). Можно использовать разные формы организации образовательного процесса: занятия, экскурсии, прогулки, развлечения, праздники, утренники и повседневное общение.

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе – вопрос малоисследованный в науке. Между тем, можно предположить, что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.

Главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка.

Исследованиями В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой и др. установлено, что дидактическая игра может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно – волевых, коллективистских качеств.

1.Систематическая и планомерная работа по экологическому образованию с использованием дидактических игр эффективно влияет на расширение и углубление знаний детей по ознакомлению с окружающей природной средой.

2.Дидактические игры экологического содержания позволяют сформировать отчетливые, ясные и систематизированные представления детей о природе и природных объектах.

3.Дидактические игры экологического содержания способствуют развитию у детей умения анализировать, обобщать полученные знания, вырабатывать свои суждения и отношение к рассматриваемым объектам и окружающей действительности.

При отборе дидактических игр необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • содержание дидактических игр должно соответствовать знаниям, представлениям и возможностям детей;
  • дидактические задачи предъявляются детям только в виде игровых правил, условий, действий;
  • изобразительные материалы для игр должны быть достоверными, реалистичными и эстетичными;
  • игровые ситуации и действия должны отвечать требованиям динамичности, активности ребенка в игре, обеспечивать возможности для взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении условий и правил игры;
  • условия и правила игры должны усложняться постепенно, регулируя посильность и определенное напряжение при решении интеллектуальных и игровых задач.

Система использования дидактических игр экологической направленности как средство формирования, пополнения, систематизации, закрепления, обобщения экологических знаний у старших дошкольников должна включать в себя тематику дидактических игр, их цель и содержание, а также тематическое распределение по принципу от простого к сложному, от частного к общему.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1. Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам теоретически обосновать влияние дидактических на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ № «……………..» города ……………. Данный детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по …………………. детей дошкольного возраста. В учреждении реализуются программы «…………………» под редакцией …………………………

В эксперименте приняли участие дети из группы старшего дошкольного возраста. Общее количество детей участвующих в эксперименте – 20 человек. Исследование проводилось с ……….. по ……. 20…учебного года.

Цель констатирующего этапа эксперимента: определить исходный уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить критерии, показатели и уровни сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Провести диагностику по изучению уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Проанализировать полученные результаты.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были использованы следующие методы:

  • дидактические игры;
  • беседы по картинкам, вопросам;
  • игровые задания.

В диагностический комплекс были включены диагностические задания, разработанные на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.А. Зебзеевой.

Опираясь на рекомендации Т.А. Серебряковой, С.Н. Николаевой мы выделили показатели сформированности начальных экологических представлений:

1) представления о мире животных;

2) представления о растительном мире;

3) представления об объектах неживой природы.

Критерии сформированности начальных экологических представлений:

Низкий (1 балл). Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны. Ребенок имеет небольшие по объему знания, задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы. Ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно деревьев), отдельных представителей зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Ребенок знает и выделяет совместно с взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к объектам природы.

Средний (2 балла). У ребенка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы. Ребенок имеет достаточные по объему знания, при выполнении заданий допускает неточности, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ. Ребенок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и – под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений и животных. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к объектам живой и неживой природы.

Высокий (3 балла). Сформирован широкий круг представлений о природе. Знания носят обобщенный, системный характер. Задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает уверенно, аргументируя свой ответ. Различает и называет достаточное большое количество животных и растений, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основе выделения у конкретных объектов признаков живого. Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Самостоятельно называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к объектам природы.

Задание № 1. Изучение уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах живой и неживой природы.

Цель. Выявить уровень сформированности представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое».

Материал. 10 картинок с изображением объектов живой и неживой природы: птица, насекомое, зверь, рыба, человек, дерево, куст, солнце, камни, вода

Методика. Игра проводилась с каждым ребенком индивидуально. Экспериментатор раскладывает перед ребенком картинки.

Инструкция: «Назови, что нарисовано на этих картинках. Разложи картинки на живое и неживое. Почему ты решил, что это живое? Почему ты решил, что это неживое?»

После этого задаются вопросы:

  • Как ты догадался, что все это живое?
  • Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
  • Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Критерии оценки: низкий уровень – 1-5 баллов, средний уровень – 6-8 баллов, высокий уровень  – 9-10 баллов

Представим результаты в виде таблицы.

Таблица 1 — Уровни сформированности представлений ребенка о признаках живого

№ п.п. баллы уровень
1. 1 низкий
2. 1 низкий
3. 1 низкий
4. 2 низкий
5. 2 низкий
6. 3 низкий
7. 3 низкий
8. 3 низкий
9. 4 низкий
10. 4 низкий
11. 5 низкий
12. 5 низкий
13. 5 низкий
14. 5 низкий
15. 4 низкий
16. 3 низкий
17. 6 средний
18. 8 средний
19. 9 высокий
20. 6 средний

Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф